Организация и совершенствование системы внутреннего контроля внеучебной работы в образовательных учреждениях высшего образования на примере ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачева», г.Кемерово
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Роль и место внутреннего контроля внеучебной работы в процессе организации внутреннего контроля образовательных учреждений высшего образования
1.2. Проблемы организации внутреннего контроля внеучебной работы в образовательных учреждениях высшего образования 19
1.3. Элементы системы внутреннего контроля внеучебной работы в образовательных учреждениях высшего образования и их характеристик 22
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИ¬ЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КузГТУ)
2.1. Характеристика организационной структуры и основных показателей
деятельности 26
2.2. Анализ основных результатов внеучебной работы учреждения 34
2.3. Оценка текущего состояния элементов системы внутреннего контроля
внеучебной работы учреждения и проблем их реализации 38
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КузГТУ)
3.1. Перспективы развития системы внутреннего контроля внеучебной работы учреждения
3.2. Мероприятия по совершенствованию функционирования элементов
системы внутреннего контроля внеучебной работы учреждения 53
3.3. Оценка возможности использования опыта других учреждений высшего
образования в организации внутреннего контроля внеучебной работы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
На сегодняшний день одним из ключевых условий формирования инновационной, конкурентоспособной, современной экономики является модернизация существующей системы образования, являющейся основой экономического развития современного общества. Образовательные организации высшего образования выполняют важнейшую функцию - они являются площадками подготовки высококвалифицированных специалистов, формируют кадровый резерв для раз-личных отраслей экономики страны. Однако освоение образовательных программ является не единственной целью, которую преследуют организации высшего образования. Процесс образования включает в себя множество различных составляющих.
Обращаясь к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 27.12.12, мы можем наблюдать следующую трактовку понятия «образование»: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2]. Таким образом, становится ясно, что помимо специальных знаний и навыков, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, обучающиеся в полной мере должны приобрести опыт культурно-творческой и иной деятельности, направленной на развитие из личных навыков и компетенций. Также, говоря о воспитании как части образовательного процесса, стоит помнить о том, что организация высшего образования помимо образовательных функций осуществляет и иные, например, просветительского и оздоровительного характера. В вузах осуществлениями данных функций, являющихся составляющими внеучебной деятельности, занимаются отделы внеучебной работы, которая и стала предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе.
Систему внутреннего контроля отдела внеучебной работы в организациях высшего образования можно охарактеризовать как систему контроля, организованную руководством вуза в целях осуществления упорядоченной и эффективной работы организации, обеспечения соблюдения политики организации, охраны активов, полноты и точности процессов документооборота.
Ввиду многообразия осуществляемой деятельности, в образовательных организациях, как и в любых других, возникают определенные проблемы, связанные с процессом управления и контроля передачи поручений по определенным на-правлениям работы внутри организации. Одними из наиболее распространенных являются: отсутствие гибкости в системе управления задачами; низкий уровень адаптации к изменяющимся внешним условиям; запутанная схема документооборота и контроля выполнения поручений (либо ее отсутствие); отсутствие современных управленческих инструментов; слабое взаимодействие с другими структурными подразделениями организации [22].
Решить данные проблемы можно только путем создания эффективной системы внутреннего контроля внеучебной деятельности в образовательной организации высшего образования. Данная система должна быть современной и улучшать реализацию всех процессов внутри структурного подразделения. Но уже на этапе создания мы сталкиваемся с определенными проблемами. В экономической литературе встречается немало исследований, посвященных проблемам внутреннего контроля организаций. Однако недостаточно внимания уделено методологии и организации внутреннего контроля именно в государственных образовательных учреждениях.
Актуальность данной работы заключается в том, что внеучебная работа, помимо прочих, выполняет еще одну важную миссию - воспитательную. Деятельность отделов внеучебной работы в организациях высшего образования включает в себя создание единого воспитательного пространства, обеспечение
самореализации обучающихся в рамках актуальных цивилизованных норм вне- учебного времяпрепровождения, формирование эстетической среды. Необходимость и важность решения данных задач, предусмотренных сущностью воспитательного процесса, в разрезе деятельности отдела внеучебной работы для эффективного функционирования вуза еще раз подчеркивают теоретическую и значимость и практическую актуальность данной выпускной квалификационной работы, ее цель и постановку задач.
Целью работы является совершенствование комплекса теоретических и методологических вопросов подхода к организации внутреннего контроля внеучебной деятельности в образовательных организациях высшего профессионального образования.
Задачи исследования. В соответствии с целью выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
- Анализ теоретических аспектов организации внутреннего контроля внеучебной работы в организациях высшего образования;
- Анализ практических аспектов организации внутреннего контроля внеучебной работы в организациях высшего образования;
- Совершенствование комплекса мероприятий по созданию и совершенствованию функционирования элементов системы внутреннего контроля внеучебной работы учреждения;
- Совершенствование существующих практических рекомендаций по осуществлению внутреннего контроля внеучебной деятельности в организациях высшего образования.
Предметом исследования являются проблемы, теории и практики построения системы внутреннего контроля в системе управления внеучебной деятельностью государственного образовательного учреждения высшего образования.
Объектом исследования выступает отдел внеучебной работы ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачева» (КузГТУ).
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных, ученых по проблемам внутреннего контроля, периодические издания, издания энциклопедического характера, информационные статистические источники, материалы и отчетность КузГТУ.
По итогам проделанной работы, можно сделать определенные выводы о состоянии системы внутреннего контроля внеучебной работы КузГТУ. В начале работы нами были поставлены определенные цели и задачи, определены субъект и объект исследования, его актуальность.
Нами был произведен анализ проблематики. Мы установили, что в управлении внеучебной работы отсутствует такая проблема системы управления задачами, так как все поручения передаются через регламентированный документ - протокол поручений подразделения. Что касается схемы документооборота - данная распространенная проблема подтвердилась: управление внеучебной работы не имеет собственного графика документооборота, что является отрицательным моментом для работы подразделения.
Исходя из задач исследования, мы провели работу по анализу нормативной документации в части внеучебной деятельности, проанализировали соответствие локальных и федеральных актов, не выявив расхождений. Также был произведен анализ положений внутреннего контроля, составлены рекомендации относительно контроля именно в управлении внеучебной работы, так как отдельное положение об осуществлении контроля в подразделениях отсутствует, начальники при реализации контрольных действий должны руководствоваться общими положениями.
Исследовав практические аспекты в части контроля внеучебной работы, мы пришли к выводу, что система находится в очень слабом, зачаточном состоянии. Отчеты о проведении контроля не составляются, не существует перечня контрольных процедур управления. Нами была спроектирована дорожная карта и примерные контрольные процедуры, которые управление внеучебной работы КузГТУ впоследствии могло бы использовать на начальном этапе формирования контрольной деятельности.
Проанализировав опыт других образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что отсутствие литературной нормативной базы именно в части контроля внеучебной деятельности негативно влияет на работу вузов: нигде не существует отдельного положения контроля внеучебной работы, не каждый вуз производит контроль деятельности отделов/управлений внеучебной работы, недооценивая их значимость. В своей работе мы предложили комплекс мероприятий, направленных на улучшение эффективности функционирования системы внутреннего контроля, которые будут способствовать развитию университета в данном направлении.
Сегодня состояние элементов системы внутреннего контроля управления внеучебной работы КузГТУ нельзя назвать идеальным. Однако некоторые из проблем могут быть решены оперативно, например, разработка проекта перечня контрольных процедур, который был предложен нами; формирование проекта предложения по оценке компетентности и профпригодности работников (в виде карты компетенций, по которой мы проанализировали одного из сотрудников). Однако формирование графика документооборота, установление порядка документирования и учета первичной документации - процесс долгий, который может быть про-изведен только в долгосрочной перспективе, не только силами управления вне- учебной работы, но и совместно с бухгалтерией, планово-экономическим отделом и руководством университета.
Внеучебная работа - это важнейший элемент функционирования образовательной организации высшего образования, плацдарм развития общекультурных компетенций и навыков обучающихся. Контроль внеучебной работы очень важен и нельзя недооценивать его значимость. Создать эффективную работающую систему внутреннего контроля внеучебной работы с нуля - задача сложная, однако, приняв во внимание огромные успехи КузГТУ во внеучебной деятельности, опыт работы службы менеджмента качества и внутреннего аудита КузГТУ, можно с уверенность сказать, что университету она по силам.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
10.04.2020).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 10.04.2020).
3. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении устава ФГБОУ ВО КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева» № 1080 от 29.11.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kuzstu.ru/upload/iblock/ba7/Ustav_29_11_2018.pdf(дата обращения: 01.04.2020).
4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 28.12.2018) «Об
утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления...» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107750/5dee28ded98033e175c89 e684118b9e34d6086b0/ (дата обращения: 01.04.2020).
5. Письмо Минобразования РФ от 20.03.2002 N 30-55-181/16 «О Рекомендациях по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=309092#008275458237441291 (дата обращения: 10.04.2020).
6. Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля». Принята Комитетом по рекомендациям 2013-08-09. [Электронный ресурс]. URL:
http://bmcenter.ru/Files/mr_2013_KpT_CVKFO(дата обращения: 01.04.2020).
7. А. Н. Азрилян. Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. 1997. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-big-economic- dict.slovaronline.com//(дата обращения: 15.05.2020).
8. Добровинский, А.П. Управление персоналом в организации: Учебное пособие / А.М. Добровинский. - Томск: ТПУ, 2016. - 416 с.
9. Кеворкова, Ж.А. Внутренний аудит: учебное пособие/Ж.А. Кеворкова, Т.П. Карпова. А.А.Савии. Г.А. Ахтамова. В.И.Дунаева, Г.Ю. Земсков.-М: ЮНИ- ТИ-ДАНА. 2018. -319 с.
10. Коблова, Г.И., Золотарева, Е.В. Бюджетный учет и контроль — Учебное пособие. — Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. — 144 с.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: МГФ “Знание», 1996. - с. 31.
12. Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие - М.: ИД ФБК- ПРЕСС, 2016. - 520 с.
13. Мошкина Т. Многоликая структура // Т. Мошкина / Управление персоналом. - 2015. - № 12. - С. 63-69
14. Орлова, О. Е. Проблема организации внутреннего контроля. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2017. № 6
15. Парамонова Л. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2017. 2. С. 75
16. Подольский, В.И, Савин, А. А. -Аудит. Учебник (4-е
изд.)//Издательство: Юрайт, 2018. -592 с.
17. Инструкция «Порядок работы с поручениями с системе управления задачами» КузГТУ Им 48-13 от 25.06.2018.
18. Концепция воспитательной работы ФГБОУ ВО КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева от 25.09.2017.
19. Концепция кадровой политики ФГБОУ ВО КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева от 26.02.2013.
20. Положение о внутреннем контроле ФГБОУ ВО «НГУАДИ» от 24.01.2020 №1 - УС 66/24.01.2020 - 38/01.
21. Положение о внутреннем финансовом контроле фактов хозяйственной жизни ФГАОУ ВО НИ ТГУ от 24.04.2015.
22. Положение о порядке организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля в КузГТУ Ип 21-21 от 23.07.2019.
23. Положение об обработке и защите персональных данных КузГТУ Ип 28-03 от 20.11.2017.
24. Положение об управлении внеучебной работы КузГТУ Ип 01/4 -01 от 09.08.2017.
25. Программа развития ФГБОУ ВО КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева Кречетова Андрея Александровича от 06.04.2018.
26. Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации. Направление 38.03.01 - Экономика от 19.05.2017.
27. Альшанцева О., Белинская А. Внутренний контроль - насущная необходимость. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/article/433115/(дата обращения: 18.05.2020).
28. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом №4. [Электронный ресурс] URL: https://www.klerk.ru/boss/articles/6641/(дата обращения: 07.05.2020).
29. Лаврова Лариса Александровна Социальный капитал как фактор экономического и социального развития // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2004. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital- kak-faktor-ekonomicheskogo-i-sotsialnogo-razvitiya(дата обращения: 07.06.2020).
30. Людмила Васильевна Каширская, Алексей Александрович Ситнов,
Кристина Олеговна Шамашева Организация системы внутреннего контроля и управления рисками в высших учебных заведениях // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sistemy-vnutrennego-kontrolya-i- upravleniya-riskami-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah(дата обращения: 22.05.2020).
31. Хахонова Наталья Николаевна, Плахотя Татьяна Владимировна Принципы построения системы внутреннего контроля в образовательных учреждениях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy- postroeniya-sistemy-vnutrennego-kontrolya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah(дата обращения: 07.05.2020).
32. Полина Войковик. Что такое Трелло и как им пользоваться. [Электронный ресурс] URL: https://netology.ru/blog/trello(дата обращения: 30.05.2020).