Введение 3
1. Теоретические основы туроператорской деятельности 6
1.1. Понятие туроператорской деятельности, виды туроператоров 6
1.2. Сущность и виды международного туризма 11
1.3. Современное состояние международного туризма в
Российской Федерации 22
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Точка мира» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 31
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 34
2.3. Оценка ассортиментной политики 39
3. Разработка и экономическое обоснование туров в Черногорию 42
3.1. Технология и организация туров в Черногорию 42
3.2. Экономическое обоснование проекта и расчет экономической
эффективности проекта 47
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Туристская индустрия на современном этапе развития – это одна из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Развивается она во
многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что туризм положительно влияет на развитие экономической отрасли и политическую жизнь стран, участвующих в туристском рынке.
Именно поэтому, развитие туризма, выгодно для любой страны, так как это
приносит доход государству. Туристский бизнес весьма перспективен в любой стране мира, так как в каждой из них есть, что посмотреть. Очень важно,
чтобы туристский бизнес процветал, а для этого необходимы специализированные кадры с соответствующим образованием, которое отвечает мировым
стандартам.
Можно также отметить, что развитие туризма увеличивает занятость и
численность населения, так как в каждой стране требуются специалисты в
области туризма, тем самым привлекая дополнительные трудовые ресурсы и
к работе и на жительство, тем самым, увеличивая население.
Туризм – это одна из наиболее развитых и динамичных отраслей мировой экономики. В ближайшие годы он станет наиболее важным ее сектором,
так как за быстрые темпы роста признан экономическим феноменом столетия.
В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики,
охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый
континент, государство или город. Значение туризма для экономик разных
стран связано, прежде всего, с теми преимуществами, которые он приносит
при условии успешного развития. Прежде всего - это рост рабочих мест в
гостиницах и других средствах размещения, в ресторанах и иных предприятиях индустрии питания, на транспорте и в смежных обслуживающих отраслях. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект4
от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Кроме этого, туризм оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов.
Помимо этого, туризм играет важную и значительную роль в формировании валового внутреннего продукта и активизации внешнеторгового баланса.
Развитие туристского бизнеса оказывает влияние на различные отрасли
экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает как катализатор
социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма
воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политикоправовые.
Данная тема проекта очень актуальна, так как в настоящее время рынок
российского туризма развивается крайне неравномерно. Объѐм выездного
туризма преобладает над объемами въездного туризма. Это значит, что происходит не только выезд туристов, но и вывоз за рубеж денег, что превышает
их поступление в национальную экономику. Такой отрицательный баланс
неблагоприятно сказывается на экономике регионов и в целом страны.
Таким образом, предметом исследования служит управление в международном туризме. Объектом исследования выступает конкретное предприятие – туристическая фирма ООО «Точка мира».
Целью данной работы является анализ международного туризма, с целью разработки нового туристического продукта, который поможет усовершенствовать деятельность туристической фирмы.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе
цели решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы туроператорской деятельности;
2) провести анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО «Точка мира»;
3) изучить технологию и организация туров в Черногорию;
4) рассчитать экономическую эффективность проекта;
5) обобщить результаты исследования в виде выводов.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, таких как: Боголюбов В.С., Абабков Ю.Н., Качмарек Я., Карманова Т.Е., Морозов М.А.
Информационной базой для исследования в работе выступают материалы монографий, публикаций, периодических изданий, а также финансовая
отчетность предприятия.
Методологической основой исследования выступили общенаучные методы: анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их
последующее изучение, синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое, обобщение – на основании
свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.
В практической деятельности работы были применены различные методы и способы группировки данных, знание и умение пользоваться этими
методами позволило избежать множество ошибок и просчетов в хозяйственной деятельности предприятия. В работе также используется метод финансового анализа.
Данная работа состоит из введения, трех тематических глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы туроператорской деятельности. Вторая
глава раскрывает анализ финансово-хозяйственной деятельности туристической фирмы ООО «Точка мира». Третья, заключительная глава, предлагает
разработку и экономическое обоснование туров в Черногорию.
В Черногории динамично развивается такая отрасль экономики, как туризм. На долю туризма приходится пятая часть от общего дохода страны. Черногория популярна среди любителей экотуризма, семейного отдыха и
активного отдыха. Давайте разберемся, что же привлекает их в эту страну?
Черногория хороша тем, что здесь есть условия для летнего и зимнего
отдыха. Круглый год сюда едут любители активного отдыха и экстремальных
видов спорта. Горнолыжные курорты Колашин и Жабляк привлекают туристов удобными склонами и хорошим качеством проложенных трасс, наличием снежного покрова до мая месяца. Здесь легко и просто можно получить
нужную дозу адреналина, а также хорошо отдохнуть в комфортабельном
отеле со всеми удобствами. Любителей альпинизма ждут потрясающие виды
горных вершин, а для начинающих любителей можно нанять опытных тренеров, разработать с ними нужный маршрут и взять в аренду необходимую
экипировку. Рафтинг на реке Тара – зрелищный и опасный вид спорта, который как магнитом тянет любителей приключений. В русле реки находятся
множество отелей и вилл, где могут остановиться группы туристов и одинокие путники. Номера отелей можно легко забронировать заранее с помощью
сервисов онлайн-бронирования и уже сейчас выбрать горящие туры в Черногорию по выгодным ценам.
На территории Черногории находится одно из самых экологически чистых мест Европы. Здесь есть много заповедников и природных охраняемых
комплексов, на территории которых устраивают небольшие поселения для
эко-туристов недалеко от уникальных экосистем, ледниковых озер, каньонов
и пещер, родников, в окружении лесов и рек. Природа на территории заповедников считается практически не тронутой человеком. В связи с этим, желающих полюбоваться и посмотреть на такую красоту своими глазами становится все больше. Эко-туристы с удовольствием посещают национальный
парк с Кадарским озером, приезжают полюбоваться Бока-Которским зали57
вом, совершают экскурсии в самый старый национальный парк Биоградская
гора, на территории которого находится одноименное озеро небывалой красоты. А посетить большой каньон реки Тара и сфотографировать его, мечтает
каждый турист.
Адриатическое море располагает туристов остановиться на его берегах
и окунуться в прозрачные воды. Лучшие курорты Черногории предлагают
туристам галечные и песчаные пляжи, сосновые леса и оливковые рощи, лечебные центры для поддержания здоровья, развлекательные заведения для
дневного и ночного отдыха, рестораны и кафе. Самыми популярными туристическими центрами являются Петровец, Ульцине, Сутоморе и ГерцегНови. Курорты Черногории предоставляют туристам богатый выбор больших
и маленьких отелей, вилл, апартаментов по приемлемым ценам. На территории отелей и гостиничных комплексов созданы все условия для комфортного
семейного отдыха.
Отдых в Черногории привлекателен для туристов мягким климатом и
природной красотой, интересными историческим местами, выгодными ценами туров, хорошим качеством обслуживания. Купив сегодня горящие туры в
Черногорию, можно обеспечить себя потрясающими впечатлениями на целый год.
Поездка в Черногорию отличается от стандартного туристического отдыха, потому что здесь наряду с пляжами и развлечениями туристам предлагается уникальная природа, чистейший воздух и приятный радушный прием.
А если взять во внимание то, как работает ассоциация перевозчиков пассажиров, то и вовсе становится понятно, почему следует выбирать отдых в
Черногории. Здесь не чувствуется «чужой страны», везде – на пляже, ресторане, гостинице, можно чувствовать себя как дома. Этот фактор помогает
расслабиться и наслаждаться прекрасным отдыхом.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства РФ N 1662-р от 17 ноября 2008 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон РФ № 132-ФЭ от 24.11.1996 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2013-2018 годы) : Федеральная целевая программа утверждена постановле-нием Правительства РФ N 644 от 2 августа 2013 г. // Справочная правовая си-стема «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Вер-сия Проф».
4. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на пе-риод до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации N 2227-р от 8 декабря 2013 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
5. Туристские услуги. Общие требования [Текст] : Гост Р 50690-2000. Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16.11.2000 N 295-ст. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
6. Юг России (2014 - 2020 годы) : Федеральная целевая программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 1297 от 26 декабря 2013 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
7. Александрова, А. Ю. География туризма [Текст] / А. Ю. Алексан-
дрова. - М. : КНОРУС, 2013. - 592 с.
8. Балабанов, И. Т. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов - М. : КНОРУС, 2013. - 307 с.
9. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостинич¬ном хозяйстве [Текст] : учеб. пособие / В. С. Боголюбов. - М. : Академия,
2013. - 400 с.
10. Бутко, И. И. Маркетинг в туризме: учебное пособие [Текст] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. - М. : Дашков и К°: Наука-Спектр,
2014. - 234 с.
11. Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта [Текст] : учебное пособие / В. А. Веткин. - М. : МарТ, 2013. - 224 с.
12. Внутренний туризм в 2015 году подорожает на 15% [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:ZZprohotel.ru/news-217768/0Z (дата обращения 13.03.2017)
13. Волков, Ю. Ф. Гостиничный и туристский бизнес [Текст] : учебник / Ю. Ф. Волков. - М. : Феникс, 2014. - 637 с.
14. Голубков, В. Л. Туроперейтинг [Текст] : учебник / В. Л. Голубе¬ва, А. С. Кусков. - М. : Форум, 2013. - 400 с.
15. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта [Текст] : учебник / О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, Л. А. Мишина. - М. : Издательский дом «Дашков и К», 2014. - 276 с.
16. Гуляев, В. Г. Организация туристических перевозок [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Гуляев - М. : Финансы и статистика, 2014. - 512 с.
17. Гуляев, В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 304 с.
18. Дашкова, Т. Л. Маркетинг в туристическом бизнесе [Текст] : учеб-ное пособие / Т. Л. Дашкова. - М. : Дашков К°, 2014. - 72 с.
19. Демьяненко, С. Р. Основы бизнес-планирования туристской фирмы [Текст] : учебно-методическое пособие. - М. : Изд-во Советский спорт, 2013. - 324 с.
20. Дмитриев, М. Н. Экономика туристского рынка [Текст] / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева, Е. Н. Малыгина. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 311 с.
21. Долженко, Г. П. Основы туризма [Текст] : учеб. пособие / Г. П. Долженко. - М. : МарТ; Ростов-на-Дону: МарТ, 2013. - 320 с.
22. Драчева, М. Специальные виды туризма. Лечебный туризм [Текст] : учеб. пособие / М. Драчева. - М. : Кнорус, 2014. - 152 с.
23. Дурович А. П Маркетинг в туризме [Текст] : учеб. пособие / А. П. Дурович - Минск: новое знание, 2013. - 496 с.
24. Дыжина, Н. Н. География туризма [Текст] / Н. Н. Дыжина. - М. : Дашков и К, 2013. - 256 с.
25. Ефремова, М. В. Основы технологии туристского бизнеса [Текст] / М. В. Ефремова. - М. : Изд-во Ось-89, 2013. - 152 с.
26. Здоров, А. Б. Экономика туризма: [Текст] : учебник. / А. Б. Здоров - М. : Финансы и статистика, 2013. - 272 с.
27. Зорин, И. В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности [Текст] : учеб. пособие / И.В. Зорин, А.В. Квартальнов. - М. : Финансы и ста-тистика, 2013. - 132 с.
28. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг. Стратегия обслуживания [Текст] / Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 244 с.
29. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] / Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 240 с.
30. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина. - М. : РГГУ, 2014. - 288 с.
31. Каким будет для туризма 2015 год [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/29253.html (дата обраще-ния 11.04.2017)
32. Калашников И. В. Общие договорные принципы организации туров [Текст] / И. В. Калашников // Туринфо. - 2013. - № 13. - С. 14-18.
33. Квартальнов В. А. Туризм [Текст] : Учебник / В. А. Квартальнов - М. : Финансы и статистика, 2014. - 320 с.
34. Колотова, Е. В. Рекреационное ресурсоведение [Текст] : учеб. посо-бие / Е. В. Колотова - М. : КНОРУС, 2013. - 322 с.
35. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма [Текст] : учеб-метод. пособие / А. Б. Косолапов. - 2-е изд., стер. - М. : КНО-РУС, 2014. - 272 с.
36. Кружалин, В. И. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития [Текст] / В. И. Кружалин. - М. : Советский Спорт, 2014. - 430 с.
37. Кусков, А. С. Основы туризма [Текст] : учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - М. : КноРус, 2013. - 400 с.
38. Линок, В. А. Реабилитация больных соматическими заболеваниями
в условиях реабилитационного центра / В. А. Линок // Курортные ведомости [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.kved.ru/php/content.php?id=2726 (дата обращения 17.03.2015)
39. Медицинская реабилитация в России сегодня и завтра [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа : http://www.kved.ru/php/content.php?id=2723 (дата обращения 17.03.2017)
40. Морозов, М. А. Туризм. Практика, проблемы, перспективы [Текст] / М. А. Морозов // Экономика и жизнь. - 2014. - № 62. - С. 12-16.
41. Олег Сафонов пообещал в 2015 году бум внутреннего туризма, экс-перты прогнозируют рост на 20-30% [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.tourprom.ru/news/27615/ (дата обращения 03.04.2017)
42. Организация туризма [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Н. И. Ка- бушкина. - Минск : Новое знание, 2014. - 632 с.
43. Папирян, Г. А. Экономика туризма [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Папирян - М. : Финансы и статистика, 2013. - 420 с.
44. Пилипенко, Г. П. Развитие туристкой индустрии России в совре-менных условиях [Текст] / Г. П. Пилипенко // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 6 (13). - С. 11-15.
45. Прогнозы «TUI» на 2015 год: большинство российских туристов бу¬дет отдыхать в России [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.tourprom.ru/news/27371/ (дата обращения 23.03.2017)
46. Романов, А. А. География туризма [Текст] : учеб. пособие / А. А. Романов, Р. Г. Саакянц - М. : Советский спорт, 2014. - 320 с.
47. Рост внутреннего туризма в России в 2015 г. может составить 30-50% - Ростуризм [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http: //www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=424992 (дата обра¬щения 06.04.2017)
48. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Савицкая - М. : ООО «Новое знание», 2014. - 688 с.
49. Соболева, Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности ту-ристской фирмы [Текст] : учебник / И, И. Соболев.; под общ. ред. Е. А. Собо-левой. - М. : Изд-во Финансы и статистика, 2014. - 128 с.
50. События и тенденции 2015 года, способные повлиять на туризм в
России [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://ria.ru/tourism/20150126/1044314948.html (дата обращения 10.04.2017)
51. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире [Текст] // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 2 (25). - С. 15-18.
52. Тренды самостоятельного туризма 2014 года и 5 идей на 2015 год [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.rb.ru/inform/158927.html (дата обращения 15.04.2017)
53. Фатхутдинов, Р. А. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов - М. : «Юнити» 2014. - 120 с.
54. Ход реализации государственной стратегии организации санаторно-курортной помощи при социально значимых заболеваниях [Электронный ре-сурс] - Режим доступа : http://www.kved.ru/php/content.php?id=2724 (дата об-ращения 17.03.2015)
55. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма России в со-временных условиях [Текст] : учебное пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова - М. : КНОРУС, 2014. - 416 с.
56. Сох W. Competitive tendering in urban transport. [Text] // Internet pub¬lic policy journal. - 2014. - №1.
57. Gomez-Ibanez, Jose A. Privatizing and Deregulating Local Public Ser-vices: Lessons from Britain's Buses [Text]. // Journal of the American Planning Association 56 Winter 2014. - № 2.