ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 10
ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Профессиональная идентичность как компонент социальной 10
идентичности личности
1.2. Содержание профессиональной идентичности 23
1.3. Психолого-педагогические исследования профессиональной 32
идентичности студентов
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 44
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ
РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация эмпирического исследования 44
2.2. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 48
направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
2.3. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 57
направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство
2.4. Сравнительный анализ профессиональной идентичности 67
магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 10
ИДЕНТИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Профессиональная идентичность как компонент социальной 10
идентичности личности
1.2. Содержание профессиональной идентичности 23
1.3. Психолого-педагогические исследования профессиональной 32
идентичности студентов
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 44
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ
РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Организация эмпирического исследования 44
2.2. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 48
направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
2.3. Профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по 57
направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство
2.4. Сравнительный анализ профессиональной идентичности 67
магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
ЛИТЕРАТУРА 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование профессиональной идентичности занимает важное место в психологии и педагогике, о чем свидетельствует научный интерес к ней отечественных и зарубежных ученых, которые описывают данный феномен как критерий профессионального самоопределения и развития личности (Е.П. Ермолаева, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.).
Наряду с научной исследование профессиональной идентичности имеет и социальную актуальность. В наше время человек стал более мобильным в освоении и выполнении профессиональной деятельности. В связи с этим проблема идентичности выходит за рамки только профессиональной сферы и становится частью социальной сферы жизни общества. Профессиональная идентичность не может существовать вне социальной сферы.
Актуальность нашего исследования обусловлена также изменениями в сфере высшего образования и в социальной структуре общества. На этапе обучения в магистратуре студенту необходимо получать знания и умения, способствующие его реализации как профессионала, умеющего ориентироваться в различных обстоятельствах, принимать ответственные решения. Проблема профессиональной идентичности магистрантов мало изучена исследователями, поэтому мы решили изучить данный феномен. Как правило, исследования профессиональной идентичности ограничиваются изучением профессиональной идентичности студентов колледжей (И.Н. Кулезнёва, Т.Ю. Скибо, Н.Г. Григорьева и др.), студентов бакалавриата и специалитета (А.А. Озерина, М.Ю. Кузьмин, Е.И. Миронова, О.А. Осипенок, Теняева О.В., Тоболевич О.А. и др.) или уже работающих (В.А. Кениг, М.С. Коданева, Л.Г. Матвеева и др.).
Цель исследования - выявить особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Объект исследования - магистранты, обучающиеся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Предмет исследования - профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Гипотезы исследования:
1. Существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
2. Существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
3. Существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Задачи исследования:
Теоретические:
- Провести анализ психологической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
- Провести анализ психологической и педагогической литературы по изучению профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе.
Методические:
- Разработать программу эмпирического исследования студентов.
- Подобрать методы и методики эмпирического исследования.
Эмпирические:
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование.
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство.
- Сравнить профессиональную идентичность, ее представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Теоретико-методологическим основанием работы явились:
- Отечественные и зарубежные исследования идентичности личности в психологии (Т.Г. Стефаненко, И.С. Кон, Г.Г. Шпет, Г.М. Андреева, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, И. Гоффман, Ю. Хабермас, X. Тэджфел, Д. Тернер и др.).
- Психологические исследования профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Т.В. Мищенко, Е.Е. Трандина, Л.Б. Шнейдер, О.В.Денисова, А. Ватерман, Дж. Холланд, Д.Е. Сьюпер, В.Э. Монсон, М.Дж. Бибеу и др.).
- Современные психолого-педагогические исследования
профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе (Г.В. Гарбузова, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.А. Баталов, Е.П. Бочарова, Е.И. Горячева, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, Л.С. Подымова и В.А. Сластенин и др.).
Методы и методики исследования:
- Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
- Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. МакПартленд, а адаптации Т.В. Румянцевой).
- Методика «Определение статуса профессиональной
идентичности» (Дж. Марсиа, в модификации А.А. Азбель).
- Методика «Личный профессиональный план» (Е.А. Климов, в модификации Л.Б. Шнейдер).
- Математические методы статистической обработки:
описательные статистики, ф-критерий Фишера для оценки различия.
Математическая обработка проведена с использованием программы статистической обработки данных SPSS (версия 21.00).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования АПП ЮФУ. Материалы исследования послужили основанием для выступления с докладами на конференциях «Молодежь - будущее России» (г. Омск, 16 октября 2019 г.) и «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» (г. Владимир, 25 марта 2020 г.).
По теме работы опубликованы 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представленность профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различается. Эмоционально нейтральный тон ответов преобладает у магистрантов - будущих педагогов. В самоописаниях магистрантов - будущих педагогов преобладают имена существительные и имена прилагательные, в самоописаниях магистрантов - будущих строителей - имена существительные и глаголы. Перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
2. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, нет различий в выраженности профессиональной идентичности. У всех магистрантов преобладает средняя степень выраженности профессиональной идентичности.
3. Статусы профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различаются. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, преобладает статус моратория (кризис выбора). У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, преобладает сформированная профессиональная идентичность. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Неопределенная профессиональная идентичность преобладает у магистрантов - будущих педагогов.
Новизна и практическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, изучением феномена профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования. Выявлены особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Так, у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование:
- самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность;
- по степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки
Строительство:
- самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность;
- среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Новизна исследования заключается в том, что теоретически и эмпирически исследована профессиональная идентичность магистрантов. Установлены и описаны различия профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Выявлены основные особенности профессиональной идентичности магистрантов.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования полученных результатов в вузах для повышения уровня эффективности процесса обучения, а именно, при профориентации академических групп студентов, при работе кураторов групп. Также полученные результаты будут полезны при работе в психологических службах вузов.
Использованные методики исследования профессиональной идентичности студентов могут применяться как в практике индивидуального психологического консультирования, так и в групповой работе в целях повышения эффективности учебного процесса.
Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения профессиональной идентичности магистрантов могут быть использованы в качестве иллюстраций при чтении таких курсов как «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология служебной деятельности» и др.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе ЮФУ и ДГТУ.
Всего в исследовании прияли участие 81 магистрант, в возрасте от 21 года до 25 лет, из них:
- 40 магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование;
- 41 магистрант, обучающиеся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство.
Наряду с научной исследование профессиональной идентичности имеет и социальную актуальность. В наше время человек стал более мобильным в освоении и выполнении профессиональной деятельности. В связи с этим проблема идентичности выходит за рамки только профессиональной сферы и становится частью социальной сферы жизни общества. Профессиональная идентичность не может существовать вне социальной сферы.
Актуальность нашего исследования обусловлена также изменениями в сфере высшего образования и в социальной структуре общества. На этапе обучения в магистратуре студенту необходимо получать знания и умения, способствующие его реализации как профессионала, умеющего ориентироваться в различных обстоятельствах, принимать ответственные решения. Проблема профессиональной идентичности магистрантов мало изучена исследователями, поэтому мы решили изучить данный феномен. Как правило, исследования профессиональной идентичности ограничиваются изучением профессиональной идентичности студентов колледжей (И.Н. Кулезнёва, Т.Ю. Скибо, Н.Г. Григорьева и др.), студентов бакалавриата и специалитета (А.А. Озерина, М.Ю. Кузьмин, Е.И. Миронова, О.А. Осипенок, Теняева О.В., Тоболевич О.А. и др.) или уже работающих (В.А. Кениг, М.С. Коданева, Л.Г. Матвеева и др.).
Цель исследования - выявить особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Объект исследования - магистранты, обучающиеся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Предмет исследования - профессиональная идентичность магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Гипотезы исследования:
1. Существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
2. Существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
3. Существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Задачи исследования:
Теоретические:
- Провести анализ психологической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
- Провести анализ психологической и педагогической литературы по изучению профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе.
Методические:
- Разработать программу эмпирического исследования студентов.
- Подобрать методы и методики эмпирического исследования.
Эмпирические:
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование.
- Исследовать профессиональную идентичность, ее
представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство.
- Сравнить профессиональную идентичность, ее представленность и статус у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование.
Теоретико-методологическим основанием работы явились:
- Отечественные и зарубежные исследования идентичности личности в психологии (Т.Г. Стефаненко, И.С. Кон, Г.Г. Шпет, Г.М. Андреева, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид, И. Гоффман, Ю. Хабермас, X. Тэджфел, Д. Тернер и др.).
- Психологические исследования профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Т.В. Мищенко, Е.Е. Трандина, Л.Б. Шнейдер, О.В.Денисова, А. Ватерман, Дж. Холланд, Д.Е. Сьюпер, В.Э. Монсон, М.Дж. Бибеу и др.).
- Современные психолого-педагогические исследования
профессиональной идентичности личности в период обучения в вузе (Г.В. Гарбузова, В.И. Андреев, С.И. Архангельский, А.А. Баталов, Е.П. Бочарова, Е.И. Горячева, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Л.Н. Макарова, Л.С. Подымова и В.А. Сластенин и др.).
Методы и методики исследования:
- Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
- Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. МакПартленд, а адаптации Т.В. Румянцевой).
- Методика «Определение статуса профессиональной
идентичности» (Дж. Марсиа, в модификации А.А. Азбель).
- Методика «Личный профессиональный план» (Е.А. Климов, в модификации Л.Б. Шнейдер).
- Математические методы статистической обработки:
описательные статистики, ф-критерий Фишера для оценки различия.
Математическая обработка проведена с использованием программы статистической обработки данных SPSS (версия 21.00).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры психологии образования АПП ЮФУ. Материалы исследования послужили основанием для выступления с докладами на конференциях «Молодежь - будущее России» (г. Омск, 16 октября 2019 г.) и «Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация» (г. Владимир, 25 марта 2020 г.).
По теме работы опубликованы 2 статьи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Представленность профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различается. Эмоционально нейтральный тон ответов преобладает у магистрантов - будущих педагогов. В самоописаниях магистрантов - будущих педагогов преобладают имена существительные и имена прилагательные, в самоописаниях магистрантов - будущих строителей - имена существительные и глаголы. Перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
2. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, нет различий в выраженности профессиональной идентичности. У всех магистрантов преобладает средняя степень выраженности профессиональной идентичности.
3. Статусы профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, различаются. У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, преобладает статус моратория (кризис выбора). У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, преобладает сформированная профессиональная идентичность. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Неопределенная профессиональная идентичность преобладает у магистрантов - будущих педагогов.
Новизна и практическая значимость исследования обусловлены, прежде всего, изучением феномена профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, в рамках многоуровневой системы высшего профессионального образования. Выявлены особенности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Так, у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование:
- самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность;
- по степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки
Строительство:
- самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными;
- среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность;
- среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Новизна исследования заключается в том, что теоретически и эмпирически исследована профессиональная идентичность магистрантов. Установлены и описаны различия профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки. Выявлены основные особенности профессиональной идентичности магистрантов.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования полученных результатов в вузах для повышения уровня эффективности процесса обучения, а именно, при профориентации академических групп студентов, при работе кураторов групп. Также полученные результаты будут полезны при работе в психологических службах вузов.
Использованные методики исследования профессиональной идентичности студентов могут применяться как в практике индивидуального психологического консультирования, так и в групповой работе в целях повышения эффективности учебного процесса.
Результаты теоретического анализа и эмпирического изучения профессиональной идентичности магистрантов могут быть использованы в качестве иллюстраций при чтении таких курсов как «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Психология служебной деятельности» и др.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе ЮФУ и ДГТУ.
Всего в исследовании прияли участие 81 магистрант, в возрасте от 21 года до 25 лет, из них:
- 40 магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование;
- 41 магистрант, обучающиеся по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство.
Теоретическое исследование проблемы профессиональной
идентичности личности в психологии и педагогики позволяет утверждать:
Профессиональная идентичность является одним из компонентов социальной идентичности. Профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. В структуре профессиональной
идентичности выделяют функции, выраженность, статусы, компоненты, стадии. Профессиональная идентичность несет в себе свойства личной моральной и мотивационной связи с профессией. Источником и механизмом поддержания этой связи являются практики регулярного социального взаимодействия.
Исследования процесса формирования идентичности показывают неоднозначность и неравномерность динамики протекания этого процесса, сопровождающего преодолением психосоциальных кризисов и решением личностно значимых задач. В современном сложном и неопределенном мире происходит все более тесное взаимодействие между разными видами идентичности, и, как следствие этого, увеличивается неустойчивость всей системы представлений о себе при изменении внешних, социальных параметров.
Профессиональная идентичность студента - результат
целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, характеризующий значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей. Функции профессиональной идентичности студентов: идентификация себя с профессиональной группой, оцениваемой позитивно, и отчуждение относительно других профессиональных сообществ; раскрытие своего функционального потенциала, самоосуществление. Психологические особенности
профессиональной идентичности: носит деятельностный характер; носит вероятностный характер; развивается неравномерно; имеет индивидуальный характер развития; имеет гендерные особенности; возможность ее развития через механизмы идентификации и рефлексии.
Эмпирическое исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки - 44.04.01 Педагогическое образование и 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство позволило получить следующие результаты:
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность. По степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность. Среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Сравнительное исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, позволяет сделать следующие выводы:
Первая гипотеза о том, что существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, частично подтвердилась. Статистически значимые различия выявлены по таким показателям как эмоционально нейтральный тон ответов, психолингвистический аспект самоописаний. Кроме того, перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
Вторая гипотеза о том, что существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, не подтвердилась.
Третья гипотеза о том, что существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, подтвердилась. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Статистически значимые различия выявлены по двум статусам: кризис выбора (мораторий) - преобладает у магистрантов - будущих строителей; сформированная идентичность - преобладает у магистрантов - будущих педагогов.
идентичности личности в психологии и педагогики позволяет утверждать:
Профессиональная идентичность является одним из компонентов социальной идентичности. Профессиональная идентичность - это осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. В структуре профессиональной
идентичности выделяют функции, выраженность, статусы, компоненты, стадии. Профессиональная идентичность несет в себе свойства личной моральной и мотивационной связи с профессией. Источником и механизмом поддержания этой связи являются практики регулярного социального взаимодействия.
Исследования процесса формирования идентичности показывают неоднозначность и неравномерность динамики протекания этого процесса, сопровождающего преодолением психосоциальных кризисов и решением личностно значимых задач. В современном сложном и неопределенном мире происходит все более тесное взаимодействие между разными видами идентичности, и, как следствие этого, увеличивается неустойчивость всей системы представлений о себе при изменении внешних, социальных параметров.
Профессиональная идентичность студента - результат
целенаправленной активности субъекта в рамках учебно-профессиональной деятельности, характеризующий значимость для студента профессии как средства удовлетворения своих потребностей. Функции профессиональной идентичности студентов: идентификация себя с профессиональной группой, оцениваемой позитивно, и отчуждение относительно других профессиональных сообществ; раскрытие своего функционального потенциала, самоосуществление. Психологические особенности
профессиональной идентичности: носит деятельностный характер; носит вероятностный характер; развивается неравномерно; имеет индивидуальный характер развития; имеет гендерные особенности; возможность ее развития через механизмы идентификации и рефлексии.
Эмпирическое исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки - 44.04.01 Педагогическое образование и 08.04.01 Строительство. Промышленное и гражданское строительство позволило получить следующие результаты:
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят только констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает сформированная профессиональная идентичность, минимально выявлены мораторий и неопределенная профессиональная идентичность, полностью отсутствует навязанная профессиональная идентичность. По степени выраженности профессиональной идентичности у будущих педагогов преобладает средневыраженная и выраженная профессиональная идентичность (средний и высокий уровень профессиональной идентичности).
У магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство, представлена профессиональная идентичность среди других компонентов идентичности личности, она является значимой и актуализированной в их самосознании. Самоописания профессиональной идентичности носят констатирующий характер и являются эмоционально нейтральными. Среди статусов профессиональной идентичности преобладает мораторий профессиональной идентичности, минимально выявлены сформированная, навязанная и неопределенная профессиональная идентичность. Среди уровней профессиональной идентичности у будущих строителей преобладает средний уровень профессиональной идентичности, незначительно выявлены невыраженная и выраженная активная степени профессиональной идентичности.
Сравнительное исследование профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по разным направлениям подготовки, позволяет сделать следующие выводы:
Первая гипотеза о том, что существует различие в представленности профессиональной идентичности в самосознании магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, частично подтвердилась. Статистически значимые различия выявлены по таким показателям как эмоционально нейтральный тон ответов, психолингвистический аспект самоописаний. Кроме того, перспективное профессиональное Я представлено только у магистрантов - будущих строителей.
Вторая гипотеза о том, что существует различие в степени выраженности профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, не подтвердилась.
Третья гипотеза о том, что существует различие в статусах профессиональной идентичности магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Строительство. Промышленное и гражданское строительство и по направлению подготовки Педагогическое образование, подтвердилась. Навязанная профессиональная идентичность выявлена только у магистрантов - будущих строителей. Статистически значимые различия выявлены по двум статусам: кризис выбора (мораторий) - преобладает у магистрантов - будущих строителей; сформированная идентичность - преобладает у магистрантов - будущих педагогов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика карьерных ориентаций студентов бакалавриата и магистратуры (по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Электронное сопровождение магистерской программы «Медиация в
образовании» как механизм развития электронной информационно-
образовательной среды Сибирского федерального университета
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА И КЛИЕНТА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Журналистика и политика - «Одна страна - две системы» в Китае
(на материалах Пекина и Гонконга)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Оценочная деятельность обучающихся как фактор формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь смысловых образований и психологического благополучия личности студентов педагогических вузов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2020



