Введение 0
1 Теоретические и методические основы управления персоналом 6
1.1 Управление персоналом как прикладная и научная проблема в современном обществе 6
1.2 Понятие управления персоналом в современной Западной и отечественной социологии 17
1.3 Классификация и характеристика основных методов управления персоналом 22
2 Эффективность технологий управления персоналом организации, применяемые современным
руководителем (на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского») 28
2.1 Управление персоналом Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И Невельского» (экспертная оценка) 30
2.2 Степень удовлетворенности работников профессорско-преподавательского состава,
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского», условиями труда учреждения 37
2.3 Специфика управления профессорско-преподавательским составом Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» 41
3 Профессорско-преподавательский состав Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» об используемых технологиях управления персоналом 47
Заключение 63
Список литературы 69
Приложение 76
Современный мир - мир противоречивый и взаимозависимый, конфликтный и взаимосвязанный, целостный, но внутренне сложно структурированный, что требует совершенствования процесса регулирования отношений между индивидами и группами, а также внутри них.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что у предприятий, работающих в условиях рынка и конкуренции, возникает необходимость активнее использовать управленческий аспект, определять оптимальные объемы и виды деятельности персонала, снижать уровень кадровых издержек, повышать результативность деятельности персонала. Без эффективной реализации социально-экономических задач невозможны нормальное функционирование организаций, в числе которых вузы занимают не маловажное место.
Развитие технологий управления персоналом представляет целенаправленный процесс преобразования состава, структуры и качества персонала, приводящий к новому состоянию организации как системы. При этом данный процесс должен носить детальный всесторонний комплексный характер, чтобы обеспечить достижение главных целей организации. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость в разработке эффективной модели управления любой организации, которая представляет собой систему планов, норм, организационных, административных, экономических и иных мероприятий. Их реализация начинается с выявления потенциальных возможностей в сфере управления людьми и с определения тех направлений в работе с персоналом, которые должны быть усилены в стратегии любого учреждения.
В данной работе я буду рассматривать технологии управления персоналом на примере учебного заведения, дающего высшее профессиональное образование и осуществляющего научную деятельность. Это вызвано тем, что в настоящее время отсутствуют единые научно обоснованные и эмпирически апробированные стандарты и методы управления в российских вузах при их возрастающей роли в обеспечении общества квалифицированными специалистами. Для получения максимальной отдачи от персонала вуза требуется разработка такой системы методов управления, которая способствовала бы реализации стратегической цели и задач вуза. Основу данной системы в настоящее время составляют возрастающая роль личности сотрудников, знание их мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед вузами.
Научное и практическое направление исследований под условным названием университетский менеджмент еще формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента не всегда применимы, поскольку условия существования образовательной системы на западе и России разные.
Проблемами управления персоналом занимались как зарубежные, так и отечественные учёные. Среди западных исследователей можно отметить TQIZI/tV 1/Т Л ПУТРТП^ЦГ1 Э Kn’VTTT/Ttrr2 КТ Rphpn’3 I I Ипл/ТГАП4 ГИ К'пгГТТАП5
таких, как ivi. /Армстронг , с/. Брукинг , ivi. веиер , П. Друкер , Ф. Котлер ,
Дж. С. Милль6, Г. Морган7, Ф. Х. Найт8, Дж. Робинсон9, Ф. Тейлор10,
А. Файоль11, Г. Эмерсон12, Г. Форд13, Д. У. Хант 14, Э. Янг15 и другие.
Среди отечественных - В. М. Ананишев , Г. А. Балыхин , Т. О. Григорьева , Р. А. Кричевский , А. А. Крылов , Е. В. Маслов , М.
22 23 94 25 26
Марков , С. К. Мордовии , Н. Ф. Наумова , С. Огородов , О. Свергун , С. В. Шекшня , В. В. Щербина и другие.
Цель - исследования технологий управления персоналом организации современным руководителем.
Задачи:
1. Изучить сферу управления персоналом как особое социальное пространство;
2. Изучить степень разработанности проблемы в зарубежной и отечественной социологии;
3. Выявить технологии управления персоналом в современном вузе (на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского»);
4. Измерить отношение профессорско-преподавательского состава к используемым технологиям управления персоналом в данном вузе с позиций их эффективности.
Объект: управление персоналом организации руководителем.
Предмет: технологии управления персоналом организации
современным руководителем.
Гипотезы:
Общая:
1. Рационализация управления, учитывающая социальные и психологические аспекты трудовой деятельности людей, - прямой путь эффективной производительности труда.
Рабочие:
2. При развитии организации, руководитель заинтересован в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, поэтому необходимо осуществить ряд этапов по проектированию кадровой политики;
3. Руководитель должен преследовать две цели: снизить уровень неудовлетворенности подчиненных и увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы;
4. Сотрудники постоянно реагируют на изменения в окружающей их среде, в процессах управления (оценками, решениями, действиями и другим).
Используемые методы: общенаучные - системный подход, сравнительно-исторический метод, метод сравнения; частно-научные- интерьвьюирование и анкетирование, группировка полученного материала.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в изучении технологий управления персоналом. Исследование проблем управления персоналом привели к следующим результатам, содержащим, по моему мнению, элементы научной новизны:
- выявление теоретических и методических основ управления персоналом;
- изучение управления персоналом как прикладной и научной проблемы в современном обществе;
- изучение понятия управления персоналом в современной Западной и отечественной социологии;
- изучение классификаций и характеристик основных методов управления персоналом.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике работы с персоналом высших учебных заведений.
Источниковая база: труды зарубежных и отечественных авторов, занимавшихся теоретической разработкой данной проблемы, а также результаты конкретного социологического исследования, подчиненного данной проблеме.
Структура ВКР: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержащего 80 источников и 5 приложений. Работа изложена на 122 страницы, содержит 24 таблиц и 1 рисунок.
Итак, в диссертационной работе передо мной стояла задача №1: изучить сферу управления персоналом как особое социальное пространство.
Изучив управление персоналом, как особое социальное пространство, могу отметить, что история развития науки управления человеческими ресурсами не стоит на месте. Основные тенденции современного управления человеческими ресурсами проявляются в том, что, во-первых, современное управление человеческими ресурсами должно быть связано с избранной компанией стратегией развития, во-вторых, возрастает роль менеджера по персоналу и самой службы управления кадрами.
Уровень эффективности управления персоналом в конкретной организации является основой результативности управленческого процесса. Руководство организации главным образом должно иметь четкое представление того, какой смысл несет понятие «управление персоналом» и в каком соотношении она находится с другими этапами управленческого цикла. На основе изученного мною материала, можно сделать вывод о том, что уровень эффективности функционирования системы управления персоналом определяется ее вкладом в достижение организационных целей.
Таким образом, ученые рассматривали управление как универсальный процесс и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
В диссертационной работе передо мной стояла задача №2: изучить степень разработанности проблемы в зарубежной и отечественной социологии.
Проблемы управления персоналом подробно описаны в зарубежной и отечественной социологической литературе. Говоря об изученности данной проблемы отечественными учеными, можно утверждать, что при всем многообразии в массе своей современная российская социологическая и социально-психологическая литература по данной проблеме обладает рядом существенных недостатков. Например, недостаточно выражена специфика российского управления персоналом. Несмотря на то, что необходимость учитывать в процессе управления социокультурные особенности персонала признается практически всеми авторами, сами технологии работы с персоналом строятся, прежде всего, на использовании образцов западного менеджмента. Также недостаточно исследована природа социокультурных оснований российского управления персоналом. То есть влияние российской ментальности на характеристики управленческой деятельности на сегодняшний день изучены еще недостаточно.
Учебная и научная литература по проблемам управления персоналом, появившаяся в последние 10 лет, описывает управление персоналом преимущественно с нормативной точки зрения, то есть объясняет, как должно быть устроен данный вид управление в современных условиях. Что же касается анализа реального состояния российской практики управления персоналом, то он дается лишь в самых общих чертах, а многие авторы вообще не касаются этой проблемы.
На мой взгляд, недостаточность анализа современного состояния управления персоналом на российских предприятиях во многом объясняется нехваткой эмпирических исследований в этой области. Таким образом, я сделала вывод, что опыт управления персоналом организаций более глубоко и подробно описан в зарубежный литературе.
В диссертационной работе передо мной стояла задача №3: Выявить технологии управления персоналом в современном вузе (на примере Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И Невельского»).
Мною были выявлены три главные технологии управления персоналом, применяемые в изучаемой организации: административные, экономические и социально - психологические технологии.
Административно- правовые технологии являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Эффективность административных технологий управления МГУ определяется уставом организации, организационной структурой и штатным расписание, коллективным договором, должностным инструкциям и правилами внутреннего распорядка и так далее.
Эффективность экономических технологий управления МГУ определяется формой собственности, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы и так далее. Самой главной формой прямого экономического воздействия на персонал является материальное стимулирование.
Социально-психологические технологии - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эффективность социально-психологических технологий управления МГУ
определяется кооперацией, качеством, интеграцией, культурой.
Далее передо мной стояла задача №4: Измерить отношение профессорско-преподавательского состава к используемым технологиям управления персоналом в данном вузе с позиций их эффективности.
Результаты такого измерения позволили сделать вывод о том, что наиболее эффективно используемыми технологиями являются административные и социально - психологические. Комплексное использование нескольких технологий, как показало исследование, улучшает процесс работы организации, тем более такого широкого формата, как высшее учебное заведение. Это отражается на качестве образования как конечном результате качества управления персоналом вузов.
Задача №1 данного исследования:«выявить у руководящего лица представление о понятии "управление персоналом" персоналом Сахалинского высшего морского училища имени Т. Б. Гуженко филиал Морского государственного университета имени адмирала Г.И Невельского» была раскрыта в полной мере. Эксперт, дав четкую интерпретацию понятию «управление персоналом», также более подробно пояснила все составляющие системы управления, персоналом МГУ, указав на то, что в данной системе действует переход от концепции управления потреблением знаний, необходимых для деятельности в определенных стандартных условиях, к концепции управления профессиональной деятельностью преподавателей, способных, развивать личность студента. А также подробно указаны требования для решения данной цели.
Далее передо мной стояла задача №2: выявить специфику управления персоналом изучаемого вуза. Ее решение позволяет сделать вывод о том, что специфика управления персоналом профессорско-преподавательским составом заключается в грамотном подборе и обучении персонала. А, кроме того, - в том, что трудовые отношения профессорско-преподавательского состава МГУ регулируются специальными правовыми нормами и общими нормами трудового законодательства.
В результате исследования было установлено, что для более успешной работы преподавателям университета необходимо повысить уровень мотивации, включающей часть механизма оптимального стимулирования труда. Полученные данные опроса показали также и недостаточную эффективность механизм материального стимулирования.
Суть задачи №3 заключалась в определении степени удовлетворенности работников профессорско-преподавательского состава. На основании проведенного исследований можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности преподавателей условиями труда , отношениями в коллективе, месторасположением вуза. Но были выявлены расхождения мнений эксперта и сотрудников в вопросе, касающемся санитарно - гигиенические условий, которыми, как оказалось, не довольны сотрудники. А это немаловажный фактор в сфере образовательной деятельности, влияющий на работоспособность персонала и степень их удовлетворенности.
Однозначно сошлись мнения эксперта и сотрудников в вопросе профессиональных нужд сотрудников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университета имени адмирала Г.И Невельского». Финансовое стимулирование, как выяснилось, является одним из «слабых» звеньев университета. Стоит заметить, что при опросе эксперт отметила данный факт, подтвердив приблизительными цифрами оплаты труда работников преподавательского сектора.
Итак, подводя итог результатов по исследуемой работе, можно сделать вывод о технологиях управления персоналом, применяемых в данном учебном заведении. На мой взгляд, в системе управления данного вуза технологии управления персоналом используются комплексно. То есть экономические (несут ответ за планирование, анализ, финансирование и прочие процессы), административные (ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности) и социально-психологические технологии (методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность) при управлении являются неразделимыми частями.
Таким образом, наиболее эффективная деятельность управления персоналом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И Невельского» осуществляется посредством объединения каждой из технологий управления персоналом в одно общее русло.
Итак, гипотеза №1 подтверждается.
Для более эффективного управленческого функционала МГУ им. Невельского, хотелось бы предложить практические рекомендации, уделить большее внимание некоторым составляющим управленческого аспекта:
- разработке кадровой стратегии и перспективной организационной структуры вуза на основе утвержденной стратегии развития организации в целом;
- прогнозу численности персонала;
- подбору, отбору и расстановке кадров;
- организации и оценке рабочих мест;
- ведению кадрового учета и подготовке разного рода кадровой статистики;
- подготовке и организации регулярной оценки и аттестации персонала;
- формированию кадрового резерва и организации работы с ним;
- разработке и совершенствованию системы материального и морального стимулирования персонала;
- организации развития персонала;
- организации социального обеспечения и медицинского обслуживания;
- проведение социально психологических диагностик, предупреждению конфликтов;
- развитию корпоративной культуры университета, организации корпоративных мероприятий и праздников;
- контролю производственного поведения, управлению трудовыми отношениями;
- разработке нормативных документов и методических рекомендаций по вопросам управления персоналом;
- методической и консультационной помощи руководителям всех уровней в вопросах управления персоналом.
Сегодня руководство МГУ ставит перед собой задачу перевести на качественно новый уровень кадровый состав университета, и данная задача по возможности решается.
1. Абульханова, Л.И. Стратегия жизни / Л.И Абульханова, К.А Славская.
- М.: "Праксис", 1991. - 112 с.
2. Аверьянов, А.И. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - №1. - С. 15 - 28
3. Акмалов, Р.А. Интерактивные форматы обучения: бизнес-симуляция // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 2. - С. 23 - 27
4. Алексеева, В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности // Социологические исследования. - 2000. -№ 1. - С. 112
- 121
5. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы// Высшее образование в России. 2008 №3. - С.124-136
6. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты// Высшее образование сегодня. 2007 №5. - С.4-9
7. Балыхина Т.М. Компетентность преподавателя и администратора вуза в разрешении конфликтов// Высшее образование сегодня. 2007 №1.- С. 48-51
8. Богдан, Н. Н. Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза / Н. Н. Богдан, Е. А. Мопшевкин // Университетское управление: практика и анализ 2004.- № 3 - С. 12 - 23
9. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / Пер. снем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2009. - 231 с.
10. Веснин, В. Р. Управление персоналом : теория и практика : учебник / В. Р. Веснин.- М.: Проспект, 2009.- 688 с.
11. Воробьев Г.А. Структуризация содержания обучения/ Г.А.Воробьев,
В.Н.Малыш//Высшее образование сегодня. 2007 №5. - С. 60-62
12. Воскобойникова М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза// Высшее образование в России. 2008
№5. - С. 139-143
13. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании / В.И. Гречиков. - М.: "ИНФРА-М", 2008. - 95 с.
14. Даурова, М. Ш. Организация педагогических условий инновационной деятельности государственных и негосударственных образовательных структур в их взаимодействии / М. Ш. Даурова.- М.: Дело, 2006. - 66 с.
15. Долгов, А. П. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям / А. П. Долгов, М. В. Сухова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 78 с.
16. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности / - А.П. Егорошин. - Новгород.: НИМБ, 2003. - 97 с.
17. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / - С.М. Емальянов. - СПб.: Питер, 2000. - 113 с.
18. Заика, И.Т. Процесс самооценки в вузе / И. Т. Заика // Методы менеджмента качества.- 2007. № 5. - С. 30 - 32
19. Исмаилов, Т. А. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов / Т. А. Исмаилов, Г. С. Гамидов // Инновации. Инновационная экономика стратегическое направление развития России в XXI веке.- 2006.-№ 5-135 с.
20. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А; Я. Кибанов,- М.: ИНФРА-М, 2005.-638 с.
21. Климов; С. М. Интеллектуальные ресурсы организации / С. М. Климов:- СПб: Знание, 2000. - 107 с.
22. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. - М.: Норма, 2007. - 24 с.
23. Краткий словарь по философии / Под ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - М.: Политиздат, 1982. - 11 с.
24. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 1993. - 109 с.
25. Комаров Е.Б. Формирование кадрового резерва // Управление персоналом. - 2007. № 5. - С. 118 - 123
26. Корсаков, М.О. Поиск управленческих кадров: стереотипы рынка и критерии эффективных решений // Кадровый менеджмент. - 2005. - № 12. -
С.33 - 56
27. Коспок, В. И. Теория эволюции и социоэкономические процессы / В. И. Кос-тюк.- М.: ЕдиториалУРсс, 2004. - 335 с.
28. Котлярова, И. О. Педагогическая инноватика / И.О. Котлярова. Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 139 с.
29. Кохно, П. А. Менеджмент / П. А. Кохно.- М.: Финансы и статистика,
1998. - 411с.
30. Кудрявцева, Е.И. Управление персоналом. Учебная тетрадь. / Е.И. Кудрявцева. - СПб: Прогресс, 2008. - 77 с.
31. Кузьмин, И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент / И.А. Кузьмин. - М.: Технол. шк. бизнеса, 1992. - 105 с.
32. Кулагин, О.В. Метод 5Э-матриц: определяем функции руководителей и сотрудников // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 1. - С. 50¬56
33. Лукьянчикова, Т.Л. Эффективное управление человеческим капиталом предприятия в интересах его инновационного развития // Управленческий учет. - 2014. - № 2. - С. 28-38
34. Лютенс, Ф. Организационное поведение. / Ф. Лютенс. - М.: ИНФРА-М,
1999. - 461 с.
35. Мельник, М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М. В. Мельник. М. Наука, 1989. - 433 с.
36. Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.:,Дело, 2005.- 79 с.
37. Минцберг, Г. Структура в кулаке : создание эффективной организации / Г. Минцберг ; пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2002. 512 с. - 100 с.
38. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лемпел. — СПб.: Питер, 2002. - 336 с.
39. Мазур, 3. Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект / 3. Ф. Мазур.- М., Просвещение,2005.- 53 с.
40. Маковская, Н.Р. Анализ человеческих ресурсов в системе управления персоналом // Управление персоналом.- 2004. - № 3. - С. 9 - 18
41. Максимцев, И. А. Обеспечение качества образования : аспекты международной интеграции / И. А. Максимцев, Е. А. Горбашко // Сертификация.-2014.- № 1188. - С. 45 - 51
42. Маслов, Д. В. Модель EFQM в российском университете / Д. В. Маслов, A. JI. Мазалецкая, К. Стид // ММК.- 2005.- № 12. - С. 21-25
43. Маслоу, А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2003. - 36 с.
44. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики. / В. Ойкен. - М.: Прогресс, 1995. - 38 с.
45. Олина, Н.Б. Адаптация сотрудников при переводе внутри компании // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 2. - С. 38-45
46. Папонова Н. Е. Оценка эффективности деятельности менеджера по персоналу // Кадры предприятия. -2014. - № 1. - С. 53-60
47. Петров, В. Диверсификация российских прогресс подготовки магистров / В. Петров, Т. Кузнецов // Высшее образование в России.- 2007 -
С. 21 - 25
48. Питере, Т. В поисках совершенства / Т. Питере, Р. Уотерман-мл. М.: Вильямс, 2005. - 230 с.
49. Пожидаева, А.А. Алгоритм разработки кадровой политики предприятия // Кадровик. Управление персоналом.- 2006. - № 2. - С. 71 - 79
50. Полякова, Ю.Н. Наставничество и обратная связь: ключ к успешной адаптации // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 2. - С. 46-50
51. Ракитов, А. И. Наука, образование, инновации: стратегическое управление / А. И. Ракитов, А. Н. Райков, Е. А. Ковчуга.- М.: Наука, 2007. - 102 с.
52. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов.- 2-е изд.- М., Прогресс, 2005.
- 126 с.
53. Розов, Н. X. Теория и практика инновационной деятельности в образовании / Н. X. Розов.-М.,НАУКА,2007. - 318 с.
54. Ромашова, Л. И. Проблемы воспроизводства научно-педагогического потенциала высшей школы на современном этапе / Л. И. Романкова.- М.: ИНИОН РАН, 2005. - 56 с.
55. Савченко П. В. Методы социального управления в южно-корейских монополиях // Человек и труд. - 1996. - №3. - С. 66 - 72
56. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. / Н.В. Самоукина. - М.: Вершина, 2006. - 204 с.
57. Сатиева, С.В. Кто на новенького, или Наставничество с первых дней // Справочник кадровика. - 2005. - №1. - С. 58 - 66
58. Седегов, Р. С. Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия / Р. С. Седегов.- Минск, Экзамен, 2004. - 79 с.
59. Сидорова, В. Н. Актуальные вопросы управления производственным персоналом // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2014. -№ 1.
- С. 25-27
60. Синк, Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. / Д.С. Синк. - М.: Прогресс,
2000. - 335 с.
61. Сотникова, С.И. Управление карьерой. / С.И. Сотникова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 120 с.
62. Стредник, Дж. Управление персоналом в малом бизнесе. / Дж. Стредник. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. - 32 с.
63. Ташкинов, А.Г. Совершенствование системы мотивации труда с использованием процессного подхода к управлению на промышленном предприятии // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2014. - №
1. - С. 36-40
64. Тепляков, А. Б. Внутренняя бухгалтерская отчетность : справочник для бухгалтера / А. Б. Тепляков.-М., Процесс, 2006 - 303 с.
65. Технология управления персоналом: настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 2000. - 576 с.
66. Титова, М. Н. Мониторинг реформирования и методология рейтинговых оценок промышленных предприятий: монография/ М. Н. Титова СПб.: СПГУТД, 2002. - 412 с.
67. Титов, И.К. Анализ рынка труда и построение модели компетенций на основе текущих и перспективных бизнес-целей // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 1. - С. 106-116
68. Тодосийчук, А. В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании / А. В. Тодосийчук М.,Питер,2005.- 91с.
69. Управление персоналом: ученые записки. Кн. 8 / под ред. В. К. Потемкина.-СПб.: Центр подготовки персонала ФНС России, 2010.-164 с.
70. Хрусталев, Е.Ю. Трудовая миграция и проблема инновационного развития // Проблемы прогнозирования. - 2014. - № 1. - С. 79-86
71. Файоль, А. Управление - это наука и искусство. / А. Файоль. - М.: Республика, 1992. - 65 с.
72. Федосеев, В. Н. Управление персоналом организации / В. Н. Федосеев, С. Н. Капустин.- М.: Экзамен, 2002.- 366 с.
73. Филянин, В." Система развития руководителей : быть или не бьпъ? / В. Филянин // Кадровик.ру.- 2009.- № 1 -С. 30 - 45
74. Форсиф, П. Развитие и обучение персонала. / П. Форсиф. - СПб.: ИД Нева, 2003. - 34 с.
75. Фред, И. Проектирование труда // Управление человеческими ресурсами: Энциклопедия. - 2002. - № 4. - С. 65 - 77
76. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. / Н.
М. Шанский. - М.: Просвещение, 1971. - 73 с.
77. Шейн, Э: X. Организационная культура и лидерство / Э. X. Шейн,; пер.- с англ. под ред. BlA. Спивака. СПб.: Питер, 2001'. - 336 с.
78. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. / С.В. Шешкня. - М.: Бизнес-школа, 2002. - 88 с.
79. Шинкаренко, О.Н. Управление персоналом в России. Взгляд со стороны // Кадры предприятия. - 2014. - № 2. - С. 39-51
80. Юрасов, И.О. Социальная технология адаптации по-русски // Управление персоналом. - 2014. - № 11. - С. 33 - 40