Введение 3
Глава 1. Социальные медиа КНР: становление и современное состояние 6
1.1. Web 2.0, социальные сети и новые медиа: понятийный аппарат 6
1.2. Основные этапы развития китайских социальных медиа 21
Глава 2. Специфика функционирования социальных медиа в КНР 45
2.1. Национальные особенности китайских ресурсов Web 2.0 45
2.2. Журналистика Web 2.0. и политика: опыт Китая 66
Заключение 93
Библиографический список литературы 97
Приложение
Актуальность. В настоящее время со стремительным развитием интернета и информационных технологий, в журналистике происходят качественные изменения как в структуре, типологии, функционировании, так и в системе распространения. Все эти изменения приводят к формированию журналистики Web 2.0.
Согласно медиа-исследованиям, журналистика Web 2.0 - это веб-платформы c доминированием контента, созданного пользователями. Акцент Web 2.0 сосредоточен на взаимодействии пользователей, где они играют роль не только посетителей сайтов, но и производителей контента. В связи с этим возникли социальные медиа, их количество в последние годы стремительно увеличивается, и, соответственно, растет число пользователей.
Общеизвестно, что социальные медиа впервые появились в западных странах, и особенно в США и Западной Европе развиваются наиболее быстро. Однако, в настоящее время социальные медиа значительно прогрессируют и в других регионах. В этом контексте опыт КНР является уникальным и одновременно показательным.
Современная медиа-система Китая развивается в системе общемировых тенденций, но в то же время имеет ряд национальных отличий. Объясняется это экономическими, культурными и социально-политическими факторами. По мере того, как китайские социальные сети «расширяют свои границы» и становятся важным инструментом как в работе журналистов, так и в функционировании всего общества в целом, актуальным является исследование принципов и особенностей развития современной журналистики КНР в эпоху Web 2.0.
Объектом данного исследования является китайская журналистика Web 2.0. В качестве предмета была выбрана специфика функционирования китайских платформ с пользовательским контентом.
Цель диссертации - выявление особенностей китайских ресурсов Web 2.0 в контексте мировых тенденций развития социальных медиа. Исходя из цели, автор ставит перед собой решение следующих конкретных научно-практических задач:
1. Дать характеристику современного состояния социальных медиа КНР;
2. Рассмотреть механизмы государственного регулирования ресурсов Web 2.0 в КНР;
3. Провести сравнительный анализ китайских социальных медиа;
4. Определить принципы работы китайских журналистов в эпоху Web 2.0;
5. Изучить особенности функционирования ресурсов Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren, Youku.
Степень научной разработанности темы. Феномен социальных медиа рассматривался на основе работ Д.П. Гавры, Г.Г Почепцова, В.Б. Кашкина, Е.А. Нахимовой, А.П. Чудинова, С.А. Лоури и Ц. Гул. Большой вклад в разработку вопросов новых информационных и коммуникационных технологий внесли такие исследователи, как: И.П. Яковлев, Л.М. Землянова, Д.К. Дэвис, А.Э. Грант, П. Пакссон, Р.Д. Уиммер и Ч. Тянь. Кроме того, определенную роль в формировании системного понимания современной медиасистемы сыграли работы Е. Л. Вартановой и Р Пикарда, а анализ новых медиа и их свойств был бы невозможен без монографий и статей И.А. Быкова, А.И. Акопова, Е.И. Горошко и других.
В контексте специфики функционирования социальных медиа особенное внимание уделяется трудам Д.А. Губанова, Д.А. Новикова, А.Г. Чхартишвили, В.М. Сазонова, А. Белла, С. Прелла, Д. Мурти, Г. Соломона, Л. Шрума, Дж. Эрла, К. Кимпорта и Л. Сафко, а рассуждая о правовом регулировании пользовательского контента, мы обращались к материалам А.Г. Рихтера, С.А. Михайлова, С.Б. Никонова, Дж. Гланвилла, Х. Хуана, В. Вэйгуана и других.
В методологической основе диссертации лежат: контент-анализ, наблюдение, описательный метод.
Эмпирической базой исследования послужили материалы китайских (Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren, Youku и другие) и иностранных («В Контакте», Facebook, Twitter и другие) социальных медиа. Вместе с тем, в основе эмпирической составляющей диссертации также лежали статьи в традиционных СМИ («Жэньминь жибао», «Компьютерра», The Daily Mail, The New York Times, The Guardian и другие) и новых медиа.
Хронологические рамки исследования охватывают период развития китайских социальных медиа (2010-2017 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются социальные медиа в КНР: становление и современное состояние. В второй главе внимание автора, в основном, сосредоточено на особенностях государственного регулирования пользовательского контента в Китае. Также в этой части подробно рассказывается о влиянии такого регулирования на общество-политические процессы.
Итак, в ходе данного исследования мы выявили особенности китайских ресурсов Web 2.0 в контексте мировых тенденций развития социальных медиа. Для реализация этой цели нами была дана характеристику современного состояния социальных медиа КНР. Кроме того, мы рассмотрели механизмы государственного регулирования пользовательского контента в китайском сегменте интернета и провели сравнительный анализ китайских социальных медиа с точки зрения их функциональных особенностей.
Известно, что журналистика как важная часть мировой культуры и общественного движения, наряду с экономикой и политикой, представляет собой сильный пласт человеческой цивилизации, а также является мощной общественной силой, зародившейся в Европе в начале XVII века, в России - на век позже, а в Китае - в 19 веке. По мере того, как журналистка вступает в эпоху Web 2.0, а Интернет и информационные технологии проходят стадии бурного развития, социальные медиа становятся ведущей тенденцией в системе СМИ.
Социальные сети в Китае не останавливаются в своём развитии, постоянно дорабатываются, совершенствуются и будут продолжать делать это и в будущем. Следуя за мировыми трендами, китайское правительство раскрывает и поощряет творческую инициативу, активно развивает национальные социальные платформы, например, WeChat, Weibo, QQ, которые в максимальной степени отвечают потребностям и интересам народа. Они становятся широко распространены в массах и приобретают известность в других странах.
В отличие от мировых ресурсов, китайские ресурсы Web 2.0 обладают рядом особенностей, и в данное время именно они являются основной платформой трансляции актуальной информации и важным инструментом для политической мобилизации граждан.
Доступность, открытость и специфика Интернета являются технологическими факторами процветания социальных медиа. В последние годы правительство КНР не прекращает попыток ужесточить контроль над информационными потоками в сети. И это обусловлено очевидными причинами - социальные сети являются настоящей «золотой жилой» и обладают собственной спецификой. Основываясь на особых внутренних обстоятельствах, правительство разрабатывает разные эффективные способы. Очевидно, что успешной и действенной политикой является государственное регулирование социальных сетей, благодаря чему они достигли нынешнего процветания.
В ходе данной работы мы сформулировали следующие основные выводы.
Во-первых, в условиях определенного однообразия в КНР традиционных СМИ общественный интерес постепенно смещается в сферу социальных медиа. В настоящее время именно журналистика Web 2.0, как никто и никогда ранее, выполняет функции «сторожевого пса» (watch dog), являясь площадкой для информирования, дискуссий, диалога с государственными институтами, совместного решения тех или иных социальных проблем, а также восстановления справедливости. Вместе с тем, китайские социальные медиа представляют своей аудитории огромные возможности для развлечений, бизнеса и досуга. Иными словами, медиа-рацион современного китайца невозможно представить без присутствия в нем ресурсов Web 2.0, мессенджеров и мобильных приложений.
Во-вторых, государственная программа контроля интернет-потоков в КНР приводит к блокировке иностранных сетевых платформ, в частности, самых популярных в мире социальных медиа: Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, WordPress и так далее. С одной стороны, такая политика приводит к критическому отношению к китайскому правительству со стороны других (в особенности западных) стран и международных общественных организаций. По их мнению, цензура в интернете на государственном уровне является попыткой ограничить демократические процессы и формирование гражданского общества. С другой стороны, на наш взгляд, государственное регулирование онлайн-пространства принесло много пользы как Китаю в целом, так и китайскому обществу в частности. Как оказалось, это крайне положительно сказывается на экономке, в особенности на бизнесе в сфере IT. Отсутствие иностранных агентов в этом поле дает возможность активно и эффективно развиваться китайским стартапам. Иными словами, если бы в Китае работали Facebook и Twitter, мы не имели бы сейчас Weibo и WeChat; если бы не заблокировали Amazon и eBay, вряд ли был бы успешным в настоящее время сервис AliExpress.
В-третьих, выделенные нами характеристики китайской журналистики Web 2.0. (непосредственное участие пользователей в создании и распространении контента, доступные интерактивные коммуникации, универсальность и мобильность) доказывают то, что она является состоявшимся социальным институтом, который позволяет людям мобильно реагировать на актуальные политические события, формировать и наращивать социальный капитал.
В-четвертых, такие платформы, как Weibo, WeChat, QQ, Ozone, Renren Youku обладают собственными механизмами формирования повестки дня, медиатизируют общественно-политические процессы как внутри Китая, так и вне его, и, в немалой степени, являются площадкой для гражданской журналистики, по определению.
И, наконец, в-пятых, из-за своей в каком-то смысле анархической основы журналистика Web 2.0. характеризуется огромным объемом лживой информации и фальсификаций. Китайские социальные медиа - не исключение. Очень часто, даже в условиях жесткого контроля государства, Weibo, WeChat, QQ являются платформами для организации противоправных, экстремистских действий и националистических акций.
Тем не менее, несмотря на определенные проблемы, все-таки следует отметить, что, так или иначе, китайские социальные медиа формируют новую среду для критического отношения к действительности, и сетевая общественность получает возможность влиять на реализацию публичной политики, что, в свою очередь, способствует взаимодействию власти и обычных людей, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.
1. Амзин А., Галустян А., Гатов В. и другие. Как новые медиа изменили журналистику (2012—2016). М., Екатеринбург, 2016. С. 289.
2. Алексеева А.О., Вартанова Е.Л., Круглова Л.А., Лосева Н.Г., Лукина М.М., Лученко К.В., Рихтер А.Г., Смирнова О.В., Фомичева И.Д. Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов/под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект пресс, 2010. С. 348.
3. Бобровский С. Эволюция и искусственная жизнь // РС Week Review. М.,
2005. № 4. С. 32-33.
4. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М., 1999. С. 77.
5. Гиллин П. Новые средства медиа, новые агенты влияния и способы применения медиа-технологий в PR-деятельности. М., 2010. С. 67.
6. Сазанов В.М. Социокибернетика виртуальных сетей: модели и приложения. М.: Лаборатория СВМ, 2012. С. 10.
7. Севальников А. Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности. М., 2004. С. 208.
8. Стинс О., Д. Ван Фухт. Новые медиа. М., 2008. С. 22.
9. Холмогоров В. Социальные сети. Добавь Интернет в друзья. Белогород, 2012. С. 312.
10. Жанры в теории и практике журналистики: учебно-методическое пособие / Л. В. Шибаева. Ростов, 2001.
11.Зарубежная журналистика в 2011 году: Сб. статей / Науч. ред. А. С. Пую, Е. С. Георгиева. СПб.: СПбГУ, 2012.
12.Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: Юнити-Дана, 2012.
13.Основы творческой деятельности журналиста: Учебник / Ред.-сост. С. Г.
Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
14. Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное,
региональное, национальное в современных социокультурных процессах: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Н. В. Тишуниной. СПб.: Янус, 2004.
15. Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции / Отв. ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011.
На иностранных языках:
1. Benkler Y The Wealth of Networks: How Social Production Transforms
2. Markets and Freedom. New Haven, 2006. Р 515
3. Negroponte N. Being Digital. NY., 1995. Р 96.
4. Сяо Л., Сюй Ш., Ван Ц. Обозрение развития и исследования социальных медиа // Исследование библиотечкой науки. М., 2014. С. 201.
5. Цзян Хун, Сюй Цзянь. Введение в новые медиа. M., 2006. С. 14.
6.Чэнь Сы. Существенные проблемы и ответные меры в данной
журналистике Китая. M.: Научное обозрение, 2013 (4). С. 74-77.
7. Новые медиа - миф или реальность? Практические примеры интеграции традиционных и новых медиа. М., 2006. С. 121.
Статьи
На русском языке:
1. Быков И.А., Филатова О.Г. Технологии Веб 2.0 и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 9., № 2. 2011. С. 227.
2. Вартанова Е.Л. Медиа как первичный феномен // «Новая газета». 14.05.2011. С. 9.
3. Дукин Р.А., Фадеева И.М. Информационная активность региона в
медиапро-странстве» // «Регионология». №3, 2015. С. 22.
4.О'Райли Т. Что такое Web 2.0? // «Компьютерра». № 37 (609), 2015. С. 65.
5. Тэбитт С. Смогут ли города Китая стать «умнее» западных? // http://www.iksmedia.ru/articles/. Дата обращения: 04.04.2017.
6. Хэрихаран А. 7 уроков восхождения WeChat // vc.ru/p/WeChat-lessons. Дата обращения: 14.04.2017.
На иностранных языках:
1. Crampton Т. Social Media in China and across Asia //
http://www.Thomascrampton.com/china/china-social-media-evolution/ Дата
обращения: 06.11.2013.
2. Kaplan A., Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. № 53 (1), 2010. P 59-68.
3. Mayfield А. What is social media // Icrossing.Co.uk/ebooks. Дата обращения: 22.03.2017.
4.O'Reilly Т Tim O’Reilly: What Is Web 2.0? // Spiegel. № 22, 2014. Р 15.
5. Rex T What is Web 2.0?! // http: people. debian.org.tw/. Дата обращения: 12.03.2017.
6. Ван К. Что социальные медиа нам дают? //
http://blog. sina. com. cn/s/blog_655f81d50102e3 cw. html. Дата обращения:
11.12.2016. Дата обращения: 2015.
7. Ван Лэнсяо. Социальные сети и традиционные средства массовой информации. Дата обращения: 21.11.2015.
8. Ван С., Го Ш. Единое мнение общественных медиа //
http://news.163.com/08/1217/14.html. Дата обращения: 15.11.2008.
9. Куан Вэньбо. Анализ понятий новых медиа // Международная пресса. - Пекин, 2008. С. 211.
10. Ли Сюй. «Вэйбо» стал главным стратегическим сотрудническим
партнёром социальных медиа по вещанию олимпийских игр. Пекин, 2016. С. 37.
11. Линь Дунцин. Консультативная администрация: основные
конкурентоспособности e-предприятия. Тайбэй, 2010. С. 213.
12. Ляо С. Что такое новые медиа? // Двухмесячник современного распространения. J., 2008. № 13. С. 7.
13. Ма Я. Исследование межчеловеческого распространения соцсетей
обеспечения быта и отдыха. J.: Изучение новостей, 2015. С. 34.
14. Ма Хайсян. Что такое социальные медиа? Пекин, 2011. С. 88.
15. Май Тянь. Глубокой анализ Twitter: Фокусирование и рассеивание // Информационная сеть. Шанхай, 2009. С. 43.
16. Мин Дахун. Применение сетевых социальных медиа традиционных средств массовой информации. Пекин, 2009. С. 32.
17. Син Чанмин. О перестройке определения новых медиа // Любитель журналистики. Пекин, 2009. № 10. С. 8-9.
18. Тао Дань, Чжан Хаода. Новые медиа и передача сети. J.: Изд-во «Наука», 2011. С. 3.
19. Фан С., Ши С. Механизм распространения и исследование управления проблемами Вэйсина. Пекин, 2013. С. 78.
20. Хуан Шэнминь. Отчёт о развитии китайских цифровых медиа. Пекин,
2006. С 76.
21. Цзин Дун, Су Баохуа. Новый подход к определению новых медиа // Пресса. Пекин, 2008. № 4. С. 57-59.
22. Цзин Д., Су Б. Новое определение новых медиа. J., 2008 (3). С. 11.
23.Чжан Син., Ли Циньвэй., Лу Яояо. Анализ преимуществ и проблем существования новых медиа. // Дайджест чтения, 2016 (17).
24.Чжан Ц. Размышление о социальных медиа // Любитель журналистики. № 17, 2009. С. 52-53.
25.Чжан Чюаньминь. «Вэб-дипломатия» постепенно становится
международной тенденцией // Мировые новости». № 63, 2011. С. 45.
26. Шао Сяосяо. Новые платформы, новые методы, новые инновации - рассматривая новую форму освещения международного форму с G20. // http://blog. sina.com. cn/s/blog_69192d610102x0gs.html. Дата обращения: 05.12.2016.
27. Шао Ц. Анализ интерпретации новых медиа // Китайское радио. J., 2011. № 3. С. 56.
28. Ши Чаншунь, Ши Юнцзюнь. Об общественной коммуникации в эпоху новых медиа. Пекин, 2016. С. 89.
29. Китайский сервис микроблогов Sina Weibo преодолел рубеж в 500 млн пользователей // Cyber Security. № 1 от 22 февраля 2013. С. 9.
Диссертации и статистические отчеты
1. Чэнь Д. Социальные медиа в решении актуальных общественно-политических проблем. Диссертация. СПб., 2015. С. 77.
2. Американское информационное агентство «Отчёт о использовании
социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 11.
3. Американское информационное агентство. «Отчёт о использовании
социальных медиа китайских журналистов». Нью-Йорк, 2010. С. 21.
4. CNNIC (информационный центр интернет-инфраструктуры Китая).
Статистический отчёт о развитии Интернета в Китае. 2016. С. 7.
5. CNNIC (информационный центр интернет-инфраструктуры Китая). 39-ый «Статистический отчёт о развитии Интернета в Китае». Дата обращения:
12.2016.
6.Sina Weibo. Отчёт о политическом влиянии в первой половине года. Пекин, 2015. С. 6.
7.Отчёт исследования состояния и тенденций Web 2.0 в Китае // http://www.docin.com/p-1728018117.html.Дата обращения: 12.03.2017.
8.Отчёт о политических новых медиа в КНР в 2015 году //
http://tech.qq.com/aZ20160119/005085.htm. Дата обращения: 23.11.2016.
9.Отчёт о развитии китайских социальных медиа в 2015 году // Китайский
информационный Интернет-центр. // http://guoqing.china.com.cn/2017- 03/01/content_40383914.htm. Дата обращения: 01.03.2017.
Электронные ресурсы
1. Ассоциация журналистов КНР // http://sanwen.net/a/cttbuoo.html. Дата обращения: 12.09.2016.
2. Ван С., Гуо Ш. Теория социальных медиа [Электронный ресурс]. // http://news. 163.com/08/1217/14/4TCEO1DH000131UN.html.Дата обращения: 12.03.2014.
3. Взлёт «китайского Twitter»: как сеть микроблогов Sina Weibo привлекла сотни миллионов пользователей // https://vc.ru/p/sina-weibo. Дата обращения: 11.01.2017.
4. Взрыв в Тяньцзине: как распространение «двойного вэй» отличается от прошлого // http://news.sina.com.cn/. Дата обращения: 11.10.2016.
5. Вспоминание - почему родоначальник Weibo стал жертвой // http://www.cyzone.cn/a/20130809/244335.html. Дата обращения: 19.08.2014.
6/Вэй Вэй. Убийство врача в Вэньлине 25-ого октября // Феникс. http://news.ifeng.com/opinion/special/wenlingshayi/. Дата обращения:
12.09.2016.
7. Изучение развития и инновации военного радио под ситуацией новых
медиа // http://www.zijin.net/blog/user1/189/archives. Дата обращения:
12.02.2017.
8. Как покорить Weibo: 7 шагов для бизнеса // https://laowai.ru/kak-pokorit- weibo-7-shagovdlya-biznesa. Дата обращения: 11.01.2017.
9. Китайский сервис микроблогов Weibo // http://vchae.com/kak-servis- mikroblogov. Дата обращения: 13.02.2017.
10. Почему китайский сервис микроблогов Weibo лучше, чем Twitter //
http://daostory.com/ pochemu-kitajskij-servis-mikroblogov-weibo-luchshe-
chem-twitter. Дата обращения: 23.03.2016.
11. Про социальную сеть Weibo // http://cospi.ru/pro-socialnuyu-set-weibo. Дата обращения: 03.2016.
12. Исследовательский центр «Цин Кэ». Двойной модель: общественная
коммуникация микросообщения и вертикальная общественная коммуникация способствует значительному движению и развитию китайских социальных сетей // http://tech.hexun.com/2011-10-
17/134275950.html.Дата обращения: 17.10.2016.
13. Ваш круг общения изменился, почему QQ-пространство все еще
активизируется в нашей жизни // http://guoqing.china.com.cn/2017-
03/01/content_40383914.htm.Дата обращения: 16.06.2015.
14. М-чат 2016 //http://soft.anruan.com/8951/.Дата обращения: 16.06.2015.
15. Nielsen J. Participation Inequality: Encouraging More Users to Contribute //
Alertbox: Current Issues in Web Usability [Электронный ресурс]. //
http://www.useit.com/alertbox/participation_inequality.html. Дата обращения: 09.10.2013.
16. WeChat had more mobile transactions over just Chinese New Year than PayPal
had during 2015 // http://www.thedrum.com/news/2016/02/09/wechat. Дата
обращения: 14.04.2017.
Веб-сайты
1. https://baike.baidu.com/ Онлайн-энциклопедия «Байду байку».
2. http://www.weibo.com / Weibo.
3. https://weixin.qq.com/ WeChat.
4. http://www.baidu.com/Поисковая система «Байду».
5. http://loichay.tumblr.com/Американский сайт исследования социальных сетей.