Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные преобразования в Монголии в 20-40-х годах XX века

Работа №7298

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы223стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
827
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. Монгольское общество на рубеже веков (XIX - XX). 3
Глава I. Источниковедческий и историографический очерк. 18 Основные проблемы изучения истории Монголии XX века.
Глава II. 1921-1924. Теократическая монархия и революция в 45 Монголии.
Глава III. 1925-1928. Республика на перепутье... 71
Глава IV7. 1929-1932. Старый и новый монгольский террор. 99
Глава V. 1933-1939. Между русским коммунизмом и японским 125 милитаризмом.
Глава VI. 1940-1945. Монгольское общество и Вторая мировая 150 война.
Глава VII. 1946-1952. Противоречия социалистического 172 строительства после войны.
Заключение. 194
Библиография. 211



1) Обоснование выбора темы.
a) Историко-философское вступление Общество в ЭПОХУ кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
b) Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
c) Монгольское общество и монгольский национализм в Эпоху Пробуждения Азии.
2) Цель и задачи диссертации.
Обоснование выбора темы
Историко-философское вступление. Общество в эпоху кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
История Центральной Азии и Монголии на рубеже веков (XIX и XX, XX и XXI) демонстрирует колоссальное напряжение в регионе. В 20-ых годах XX века, а через семьдесят лет в 90-ых в Монголии происходит смена эпох, характеризующаяся значительными социальными переменами, в результате которых перед нашими глазами каждый раз предстаёт новое общество и государство. Так, из окраины империи Цин в 1911 молниеносно формируется государство со своеобразной формой теократической монархии, которое спустя десять лет переживает революционный взлёт и переходит к республике в 1924, а в 1940-ы.х встаёт на путь социализма, по прохождении которого преобразуется в «.одно из самых демократических и открытых обществ в Азии»' При первом приближении поражает стремительность перемен. Очевидно участие Монголии в глобальных социальных потрясениях XX века (Эпохе Пробуждения Азии и революции, гражданской и мировой войнах, построении социалистического государства и его болезненном крахе, процессах демократизации и шоковой
1 Такая формулировка содержится на официальном веб-сайте ООН в Монголии. hltp://wwv.un-mongolia.mn Мы приводим её здесь не потому, что разделяем взгляды этой организации, а как образец подхода мировой конъюнктуры к современной Монголии

терапии перехода к рыночной экономике). Однако при пристальном анализе истории счраны и вдумчивом знакомстве с ее современностью, начинает проступать некая константа всех этих изменений События, какими бы противоречивыми они не казались, нанизываются одно на другое, приводя нить к своему началу, - и в современности мы видим лики прошлого Россия готова частично простить, частично реструктурировать многомиллионный долг МНР, руководствуясь своими стратегическими интересами в регионе, как и в 20-ых годах прошлого века, Китай ищет возможное™ реставрации маньчжурской политики2, а в самой Монголии Монгольская Народно-Революционная Партия (МНРП) сейчас пытается вернуть свои былые позиции, утраченные за последние десять лег демократических реформ' Это «постоянство вечных изменений» придает изучению рубежей эпох особый смысл.
Мы выделяем период 20-40-ых XX века в истории Монголии как переходный этап. За эти двадцать лет монгольское общество переживает массу болезненных пертурбаций: от тактического альянса первых революционеров с ламами и князьями к ликвидации последних как социальной прослойки, от острой борьбы «левых» и «правых» в МНРП к диктатуре Чойбалсана, от монархии к республике, от «некапиталистического развития» к социалистическому строительству Эго сложный и противоречивый отрезок истории, и чтобы не сбиться в анализе всех событий, мы постарались выявлять и разграничивать старые и новые элементы в монгольском обществе. Теоретической основой для избранного нами метода анализа стали работы известных структуралистов Мы исходим из того, что революционные преобразования и переход к «некапиталистическому» пути развития в Монголии не носили характера радикально нового, а проистекали от объединения традиционных и внешних, привносимых факторов в системе социума. Особый акцент мы хотели бы сделать на структурном целом
^ Из беседы с академиком III. Вирой. Сентябрь 2001. Ш. Бира полагает, что Китай поддерживает реставрацию ламаистской обрядности в современной Монголии и ратует за восстановление управления буддийской сангхой в том виде, в котором она сформировалось к началу XX века, когда маньчжуры господствовали в стране, разделяя и сталкивая светских и духовных иерархов. Академик считает, что такая политика является реакционной и может увести Монголию в «тёмное прошлое» и зависимое положение.
■’ Из интервью с членами МНРП и журналистами в Монголии.
4

монгольского общества, обеспечиваемым константными элементами системы (в первую очередь, кочевым хозяйством). Принятие, усвоение или отталкивание влияний, проникающих извне (например, русской революции 1917), зависит от проявления тех или иных стабилизирующих и дестабилизирующих факторов, латентно присутствующих в общественной структуре. Поскольку в изучаемый период равновесие системы монгольского общества было нарушено под влиянием дестабилизирующих и случайных элементов, в Монголии создавалась благоприятная среда для усвоения инноваций, пересгруктурировавши.х в результате всю систему. Мы стремились проанализировать, какие внешние факторы вызывали реакцию внутренних, приводя систему к переформированию. Для комплексного обозначения внутренних факторов монгольского общества (системы константных элементов) мы позволим себе использовать термин «традиционное оСпцеспию». Однако с самого начала подчеркнём, что будем употреблять этот термин только в обозначенном выше смысле, не участвуя в широкой дискуссии «традиционное общества модернизация».
Проблема структурного анализа общества заключается в возможной недооценке человеческого фактора в истории. Гак, очевидно, что в Монголии к 60-ым удалось перекроить общество по образу и подобию СССР, создав послушную национальную номенклатуру Однако подобные изменения социума невозможны без усилий отдельных ярких личностей той эпохи В Монголии были и есть свои собственные положительные и отрицательные герои, которые способствовали активной трансформации монгольского общества на всём протяжении XX века. Не вдаваясь в дискуссию о роли личности в истории, заметим, что характеристики деятелей монгольской революции являются для нас немаловажным, но не главным фактором, так как, на наш взгляд, эти «герои» были порождены самим обществом, остро чувствовали его потенциал и настроения, были способны предугадать «напраа/ение ветра».
Итак, мы определили, что предпосылки социальных перемен будем искать в расстановке структурных элементов традиционного общества и постараемся представить как можно более полную картину разнонаправленных течений в монгольском обществе в переходный период, выделяя при этом суммарный вектор изменений.
5

Обозначенный методологический принцип мы применяем к оригинальному конкретному историческому материалу, который является основой исследования
Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
Центральная Азия, в особенности, её восточная часть (современная Монголия), играла неизменную роль в истории возникновения и заката фактически всех великих Империй Востока, её обширные пространства являлись территориями различных племенных и государственных образований, а времена перемен всегда отражались в социальной и культурной трансформации региона. Гигантские миграции и переселения народов брали своё начало в монгольских степях, именно там зарождались кочевые империи, стремившиеся к установлению контроля над известными торговыми путями, пролегавшими через Центральную Азию и соединявшими Запад и Восток.
Народы, с издревле населявшие пространства центра материка Евразия, всегда демонстрировали преемственность в социальном устройстве4. Например, некоторые черты общественной организации Хунну повторяются в новой и новейшей истории Центральной Азии В некоторых районах в наши дни сохраняются и клановые структуры, и родоплеменная принадлежность, что отчасти подтверждает известный тезис о «ренессансе незападны.х государственных моделей в XXI веке»6.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Если к середине 20-ых неравновесное состояние монгольского общества достигло кульминационной точки, приведя старые и новые элементы системы в состояние крайнего напряжения, а к началу 30-ых определился основной вектор развития, то к 40-ым годам уже произошла частичная иереструктурализация константных элементов социума. Нашла своё воплощение латентно присутствующая тенденция объединения кочевников под предводительством сильного и жестокого правителя, «.хана-отца», - сложился культ личности X. Чойбалсана. Была взломана и корпоративная монастырская система, а образовавшийся вакуум начал заполняться новыми партийными структурами. Военные действия на Халхин-Голе отчасти направили в единое русло традиционное стремление монгол к независимости.
Создаваемые в 20-40-ых годах в Монголии государственные, партийные и общественные структуры, с одной стороны, были калькой с советских, с другой, сохраняли черты традиционных отношений среди монголов: почтение- поклонение старшим и начальству, возрастную иерархию, национальную стратификацию и др. Корпоративная система на местах не претерпевала существенных изменений вплоть до конца 30-ых.
209

Конфискация и коллективизация 1929-1932 и административно- территориальная реформа были призваны стимулировать центростремительные тенденции и создавать предпосылки для развития партийной бюрократии. Дальнейшее дробление территориально-административной системы, разветвление партийных организаций на местах приведёт к их адаптации к «естественным полевым условиям» - созданию своеобразного «симбиоза» иерархий номенклатуры и традиционных социально-возрастных отношений. Экспроприация и новое администрирование являлись началом переструктурирования этих традиционных элементов монгольского общества.
Надежды на социалистические преобразования власть возлагала на партийные организации, которые начали бюрократизироваться в 40-ых. Однако вопреки всем съездам и пленумам так называемый «некапиталистический путь развития» не затронул глубоко кочевого скотоводства как доминирующего способа ведения хозяйства, этой матрицы социальной системы монголов. Более того, заполняя системный вакуум, образовавшийся после ликвидации старых привилегированных слоев (князей и лам), новая администрация усваивала при этом традиционную иерархичность властно-патронажных отношений. Поскольку продукты в пользу государства часто изымали репрессивными способами, можно сказать, что государственные заказы и планы занимали место бывших повинностей в пользу князей и монастырей.
Принципы социалистического управления, подробно рассматриваемые нами в этой работе, прижились на монгольской почве. Конечно, этот процесс был довольно болезненным, сопровождался изменением многих стереотипов общества, но в результате, введение новой системы администрации не уничтожило традиционные элементы общества, а привело их к переструктурапизации. Здесь мы подходим к формулировке центральной идеи работы В XX веке в Монголии состоялся своеобразный «симбиоз» традиционных и социалистических общественных структур, которые и поныне себя не изжили и являются камнем преткновения в проведении реформ в регионе. Монголия стапа образчиком «социалистического пути развития на Востоке», не изжив, а модифицировав корпоративные структуры местной власти, которые продолжают функционировать и по сей день.



1. Адибеков 1 М., О.Н. Шахназарова, К.К. Шириня. Организационная структура Коминтерна. 1919-1943. - Москва, 1997. -287 с.
2. Алаев Л Ь. Обмен мнениями. По последним данным разведки мы воевали сами с собой. (К вопросу об основном противоречии нашей эпохи.) // Восток. 2002. - № 4, С. 51-63.
3. Андрюсов В.II. Буддизм и тибетская цивилизация // Азия. Диалог цивилизаций. - С-П., 1996. - С. 99-152.
4 Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. -- 193 с.
5. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. - Ташкент, 1928
212

6. Белов Е А Загадка Джал а.мы // Азия и Африка сегодня - 1995 - №6. - С 68-
71.
7. Белов Е.А Панмонгольское движение в 1919 г. /У Анналы. - 1995. - Вып.2. -- С. 55-73.
8 Белов Е А. Последний «Живой Бог» монголов /; Азия и Африка сегодня. -
1996. - № 3. - С. 73-77.
9. Белов Е.А. Россия и Монголия в начале XX века (1911-1919 гг.). - Москва: ИВ РАН, 1998. -235 с.
10. Бира Ш. Путь монгольского народа к социализму. - У-Ь., 1974.
11. Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания, письма. Москва. Наука, 1969. 419 с.
12. Вебер М. Избранное. Образ общества. - Москва, 1994. - 702 с.
13. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. - Л.: Востлитиздат, 1934.
- 223 с.
14. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930). - Улан-Удэ: Бургиз, 1964. - 179 с.
15. Головачёв А.И. Тревожные вопросы /У Сибирские вопросы. - 1907. - № I.
16. Гольман М.И. К вопросу о теории некапиталистического развития // VI Межд. Конгресс монголоведов. - Москва: Наука, 1992 - С. 37-46.
17. Гольман М.И. К периодизации развития монголоведения на Западе (50-90-е годы) /У Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995. - С. 51-56
18. Гольман М.И. К 70-легию установления республиканского строя в Монголии. Круглый стол // Проблемы Дальнего Востока. - 1994. - № 5. - С. 75-
79.
19. Гольман М.И. О процессах демократии в Монголии //' 70 лет Монгольской народной революции. - Москва, 1992. - С. 104-110.
20 Гольман М.И. Проблемы новейшей истории МНР в буржуазной историографии США. - Москва, 1970.
21. Грайворонский В.В. Некоторые вопросы сотрудничества между СССР и МНР в годы второй мировой войны /У Пятидесятилетие Великой Победы и Восток. - Москва: ВИМИ, 1996. - Гл. 1 1. - С. 87-95
22. Грайворонский В.В. О новой революции в худоне /У Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995 - С. 56-61.
213

23. Грайворонский В.В. От кочевою образа жизни к оседлости. - Москва: Наука. 1979. - 1 75 с.
24 Грайворонский В.В. Россия и Монголия: современные отношения и перспективы экономического сотрудничества л Россия и Азия: состояние и перспективы сотрудничества. - Москва: ИВ РАН, 1995. - С. 127-130.
25. Грумм-Гржимайло Г.Г. Западная Монголия и Урянхайский край Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии J1.: Гос рус геогр. об-во, 1926.
26. Дашжамц Д. Распространение и упрочение идей ленинизма в Монголии. - Москва. Наука, 1978. 125 с,
27. Дорофеев А. Отчёт по поездке в Северо-Западную Монголию. - Омск: Ш габ воен.окр., 1912. - 81 с.
28. Дылыков С.Д., Чимитдоржиев Ш.Б. Южная (ЕЗнутренняя) Монголия под гнётом китайских эксплуататоров /У Историко-культурные связи народов Центральной Азии. - Улан-Удэ: БИОН, 1983. - С. 119-137.
29. Жабаева Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов. - Улан-Удэ, 2001.
30. Жамцарано Ц. Бурятское народническое движение и его критик /У Сибирские Вопросы. - 1907. - №25.
31 Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политический и культурный аспекты /У Буддийский мир. - Москва, 1994.
32. Заятуев Г.Н. Краткая биография цанит-хамбо Агвана Доржиева. - Улан-Удэ, 1991. 47 с.
33. Заятуев Г.Н. Первые газеты революционной Монголии. - Улан-Удэ, 1962.
34. Зиновьев А. Коммунизм как реальность. - Москва, 1994. - 495 с,
35 Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. - Москва: Восточная литература, 1957. - 300 с.
36 Пндон Д. Антифашистская коалиция и МНР /,' Международная жизнь. 1995. - №7. - С. 31-35.
37. Из хроники общественной жизни Сибири /У Сибирские Вопросы. - 1907. - №
2.
38. Ильин К. Краткая справка о периодической печати Монголии // Современная Монголия. - 1933. - № 3. - С. 47-53.
214

39. История Монгольской Народной Республики. Издание третье - Москва, 1983.- 661 с.
40. История социалистической экономики МНР. - Москва: Наука. 1987.
41. Каллиников А. Национально-революционное движение в Монголии - Москва, 1926.
42 Козин С А. Сокровенное сказание монголов. Хроника 1240 г. - М.-Л., 1941.
43. Козлов П К. Трёхлетнее путешествие по Монголии и Тибету (1899-1901 гг.).
- С-П., 1913.
44. Когвич В. Краткий обзор истории и современного политического положения Монголии - С-116., 1914.
45. Кошкин А.А. Как готовился Халин-Гол /7 Новая и новейшая история. - 1988.-№ 6. С. 42-55.
46. Крадин Н.Н. Империя Хунну. - Владивосток, 1996.
47. Кузьмин Ю.В. Позиция демократической интеллигенции России в «монгольском вопросе» после Синьхайской революции в Китае /У XIII науч. конф. «Общество и государство в Китае». - Москва, 1991. - 4.2. - С. 89-91.
48. Курас Л. О переходе бурят в Монголию /7 Байкал. - Улан-Удэ, 1991. - Т5. - С. 128-130.
49. Лигдэн Б. Участие МНР в войне против милитаристской Японии // Победа СССР в войне с милитаристской Японией и послевоенное развитие Восточной и Юго-Восточной Азии. - М.. Наука, 1977. - С. 139-146.
50. Ломакина М.И. Голова Джа-ламы. - У.-У.-СПб, 1993.
51. Лузянин С Г. Автономная Монголия в системе международных отношений 1915-1919 /У Владимирцовские чтения - 3. - Москва, 1995. - С. 71-85
52. Лузянин С Г. Коминтерн, Монголия и китайская революция 1925-1927 гг. /7 Восток. - 1996. -№1. - С. 65-76.
53. Лузянин С.Г. Монголия в русско-китайских отношениях 1911-1917 гг. /7 Китайская традиционная культура и проблемы модернизации. - Москва, 1994. -
Ч. 1.-С. 181-184.
54. Лузянин С.Г. Монголия: между Китаем и Советской Россией. 1920-1924 /7 Проблемы Дальнего Востока. - 1995. -№2. - С. 71-85.
55. Лузянин С.Г. Монголия между Россией и КНР: исторический опыт и современные реалии /У Восток. - 1996. - № 6. - С. 110-113.
215

56. Лузянин С.Г. Россия - Монголия - Китай в первой половине XX в. Политические взаимоотношения в 1911-1946 гг. - Москва. ИДВ РАН, 2000. - 268 с
57 Лузянин С Г Ялта и монгольский вопрос /У Пятидесятилетие Великой победы и Восток. - Москва, 1996 - Гл. 9. - С. 76-83
58 Лузянин С.Г. Ялтинская конференция и проблемы международно-правового оформления МНР накануне и в годы второй мировой войны // Проблемы Датьнего Востока. - 1995. - № 6
59. Лхагва 'Г. Что же думал Сталин о монголах? 7 Проблемы Дальнего Востока.
- 1991. -№3. - С. 85-91.
60. Майский И М. Монголия накануне революции. - Москва: Востлит, 1960.
301 с,
61. Манхейм, Карл Диагноз нашего времени. - Москва. Юрист, 1994. - 700 с.
62. Матвеева Г.С. Монгольский революционный союз молодёжи: история и современность. - Москва: Наука, 1983. - 278 с.
63. Матвеева Г.С. Создание материально-технической базы социализма в МНР.
- М.: Наука, 1978. -278 с.
64. Матвеева Г.С. Социалистические преобразования в сельском хозяйстве МНР. - М.: Востлит, 1960. - 114 с.
65 Морозова И.Ю. Китай Монголия - Россия в XI11 веке. Взаимопроникновение общественных моделей /У Ломоносов-96. - Москва, 1996.
- Выпуск 1. - С. 89-90.
66. Морозова И.Ю. Коды кочевой культуры в цвето-звуковой символике «Гэсэра» /У Полигнозис. 1998. - № 3. - С. 111-115.
67. Морозова И.Ю. Монгольское общество в эпоху перемен (1921-1924) /У Восток: история, филология, экономика. - Москва: ИСАА при МГУ. - № 3 (в печати).
68 Морозова И.Ю. Проблемы социальной истории Монголии XX века. /У Российское монголоведение. - Москва: ИВ РАН, 2001. - Бюллетень V. - С. 141- 160
69. Морозова И.Ю. Социальные проблемы истории Монголии XX века // Владимирцовские чтения IV. - Москва, 200. - С. 79-82.
216

70. Морозова И.Ю. Стратегия Коминтерна и барона Унгерна в Центральной Азии У Восток: история, филология, экономика - Москва: ИСАА при МГУ, 1999. - № 1C. 49-56.
71 Морозова И. Ю. Эпическое творчество кочевых народов // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Языки Фольклор Литература. - Улан-Удэ, 2000. - С 244-249.
72. Мясников B.C. Советско-китайские отношения в Центральной Азии: Современное состояние. Проблемы и перспективы /7 Проблемы мира, безопасности и сотрудничества в А ГР и на Дальнем Востоке. - Москва, 1989. - С. 94-105.
73. Надиров Ш.Г. Цеденбал. 1984 год. - Москва: Восглит РАН, 1995. - 189 с.
74. Наиагдорж Ш. Из истории аратского движения во Внешней Монголии. - Москва: Востлит, 1958. - 95 с.
75. Национальное дело//Сибирские Вопросы. - 1912. - № 18.
76. Нацов С.Н. Национальная революция монголов /У Коммунистический интернационал. - 1928, август. - № 33-34.
77. Научно-информационные бюллетень Российского Центра Хранения и Изучения Документов Новейшей Истории. - 1996. - Выпуск № 8. - 72 с.
78. Неклесса А.И. Постсоветский мир в новой системе координат /У Восток, 1997. -№2.
79. Немой А С. Советские медики в Монгольской Народной республике. - Москва, 1978.
80. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 1993. - 492 с.
81. Полтавцев С. Материалы для описания

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ