Социальные преобразования в Монголии в 20-40-х годах XX века
|
Введение. Монгольское общество на рубеже веков (XIX - XX). 3
Глава I. Источниковедческий и историографический очерк. 18 Основные проблемы изучения истории Монголии XX века.
Глава II. 1921-1924. Теократическая монархия и революция в 45 Монголии.
Глава III. 1925-1928. Республика на перепутье... 71
Глава IV7. 1929-1932. Старый и новый монгольский террор. 99
Глава V. 1933-1939. Между русским коммунизмом и японским 125 милитаризмом.
Глава VI. 1940-1945. Монгольское общество и Вторая мировая 150 война.
Глава VII. 1946-1952. Противоречия социалистического 172 строительства после войны.
Заключение. 194
Библиография. 211
Глава I. Источниковедческий и историографический очерк. 18 Основные проблемы изучения истории Монголии XX века.
Глава II. 1921-1924. Теократическая монархия и революция в 45 Монголии.
Глава III. 1925-1928. Республика на перепутье... 71
Глава IV7. 1929-1932. Старый и новый монгольский террор. 99
Глава V. 1933-1939. Между русским коммунизмом и японским 125 милитаризмом.
Глава VI. 1940-1945. Монгольское общество и Вторая мировая 150 война.
Глава VII. 1946-1952. Противоречия социалистического 172 строительства после войны.
Заключение. 194
Библиография. 211
1) Обоснование выбора темы.
a) Историко-философское вступление Общество в ЭПОХУ кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
b) Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
c) Монгольское общество и монгольский национализм в Эпоху Пробуждения Азии.
2) Цель и задачи диссертации.
Обоснование выбора темы
Историко-философское вступление. Общество в эпоху кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
История Центральной Азии и Монголии на рубеже веков (XIX и XX, XX и XXI) демонстрирует колоссальное напряжение в регионе. В 20-ых годах XX века, а через семьдесят лет в 90-ых в Монголии происходит смена эпох, характеризующаяся значительными социальными переменами, в результате которых перед нашими глазами каждый раз предстаёт новое общество и государство. Так, из окраины империи Цин в 1911 молниеносно формируется государство со своеобразной формой теократической монархии, которое спустя десять лет переживает революционный взлёт и переходит к республике в 1924, а в 1940-ы.х встаёт на путь социализма, по прохождении которого преобразуется в «.одно из самых демократических и открытых обществ в Азии»' При первом приближении поражает стремительность перемен. Очевидно участие Монголии в глобальных социальных потрясениях XX века (Эпохе Пробуждения Азии и революции, гражданской и мировой войнах, построении социалистического государства и его болезненном крахе, процессах демократизации и шоковой
1 Такая формулировка содержится на официальном веб-сайте ООН в Монголии. hltp://wwv.un-mongolia.mn Мы приводим её здесь не потому, что разделяем взгляды этой организации, а как образец подхода мировой конъюнктуры к современной Монголии
терапии перехода к рыночной экономике). Однако при пристальном анализе истории счраны и вдумчивом знакомстве с ее современностью, начинает проступать некая константа всех этих изменений События, какими бы противоречивыми они не казались, нанизываются одно на другое, приводя нить к своему началу, - и в современности мы видим лики прошлого Россия готова частично простить, частично реструктурировать многомиллионный долг МНР, руководствуясь своими стратегическими интересами в регионе, как и в 20-ых годах прошлого века, Китай ищет возможное™ реставрации маньчжурской политики2, а в самой Монголии Монгольская Народно-Революционная Партия (МНРП) сейчас пытается вернуть свои былые позиции, утраченные за последние десять лег демократических реформ' Это «постоянство вечных изменений» придает изучению рубежей эпох особый смысл.
Мы выделяем период 20-40-ых XX века в истории Монголии как переходный этап. За эти двадцать лет монгольское общество переживает массу болезненных пертурбаций: от тактического альянса первых революционеров с ламами и князьями к ликвидации последних как социальной прослойки, от острой борьбы «левых» и «правых» в МНРП к диктатуре Чойбалсана, от монархии к республике, от «некапиталистического развития» к социалистическому строительству Эго сложный и противоречивый отрезок истории, и чтобы не сбиться в анализе всех событий, мы постарались выявлять и разграничивать старые и новые элементы в монгольском обществе. Теоретической основой для избранного нами метода анализа стали работы известных структуралистов Мы исходим из того, что революционные преобразования и переход к «некапиталистическому» пути развития в Монголии не носили характера радикально нового, а проистекали от объединения традиционных и внешних, привносимых факторов в системе социума. Особый акцент мы хотели бы сделать на структурном целом
^ Из беседы с академиком III. Вирой. Сентябрь 2001. Ш. Бира полагает, что Китай поддерживает реставрацию ламаистской обрядности в современной Монголии и ратует за восстановление управления буддийской сангхой в том виде, в котором она сформировалось к началу XX века, когда маньчжуры господствовали в стране, разделяя и сталкивая светских и духовных иерархов. Академик считает, что такая политика является реакционной и может увести Монголию в «тёмное прошлое» и зависимое положение.
■’ Из интервью с членами МНРП и журналистами в Монголии.
4
монгольского общества, обеспечиваемым константными элементами системы (в первую очередь, кочевым хозяйством). Принятие, усвоение или отталкивание влияний, проникающих извне (например, русской революции 1917), зависит от проявления тех или иных стабилизирующих и дестабилизирующих факторов, латентно присутствующих в общественной структуре. Поскольку в изучаемый период равновесие системы монгольского общества было нарушено под влиянием дестабилизирующих и случайных элементов, в Монголии создавалась благоприятная среда для усвоения инноваций, пересгруктурировавши.х в результате всю систему. Мы стремились проанализировать, какие внешние факторы вызывали реакцию внутренних, приводя систему к переформированию. Для комплексного обозначения внутренних факторов монгольского общества (системы константных элементов) мы позволим себе использовать термин «традиционное оСпцеспию». Однако с самого начала подчеркнём, что будем употреблять этот термин только в обозначенном выше смысле, не участвуя в широкой дискуссии «традиционное общества модернизация».
Проблема структурного анализа общества заключается в возможной недооценке человеческого фактора в истории. Гак, очевидно, что в Монголии к 60-ым удалось перекроить общество по образу и подобию СССР, создав послушную национальную номенклатуру Однако подобные изменения социума невозможны без усилий отдельных ярких личностей той эпохи В Монголии были и есть свои собственные положительные и отрицательные герои, которые способствовали активной трансформации монгольского общества на всём протяжении XX века. Не вдаваясь в дискуссию о роли личности в истории, заметим, что характеристики деятелей монгольской революции являются для нас немаловажным, но не главным фактором, так как, на наш взгляд, эти «герои» были порождены самим обществом, остро чувствовали его потенциал и настроения, были способны предугадать «напраа/ение ветра».
Итак, мы определили, что предпосылки социальных перемен будем искать в расстановке структурных элементов традиционного общества и постараемся представить как можно более полную картину разнонаправленных течений в монгольском обществе в переходный период, выделяя при этом суммарный вектор изменений.
5
Обозначенный методологический принцип мы применяем к оригинальному конкретному историческому материалу, который является основой исследования
Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
Центральная Азия, в особенности, её восточная часть (современная Монголия), играла неизменную роль в истории возникновения и заката фактически всех великих Империй Востока, её обширные пространства являлись территориями различных племенных и государственных образований, а времена перемен всегда отражались в социальной и культурной трансформации региона. Гигантские миграции и переселения народов брали своё начало в монгольских степях, именно там зарождались кочевые империи, стремившиеся к установлению контроля над известными торговыми путями, пролегавшими через Центральную Азию и соединявшими Запад и Восток.
Народы, с издревле населявшие пространства центра материка Евразия, всегда демонстрировали преемственность в социальном устройстве4. Например, некоторые черты общественной организации Хунну повторяются в новой и новейшей истории Центральной Азии В некоторых районах в наши дни сохраняются и клановые структуры, и родоплеменная принадлежность, что отчасти подтверждает известный тезис о «ренессансе незападны.х государственных моделей в XXI веке»6.
a) Историко-философское вступление Общество в ЭПОХУ кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
b) Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
c) Монгольское общество и монгольский национализм в Эпоху Пробуждения Азии.
2) Цель и задачи диссертации.
Обоснование выбора темы
Историко-философское вступление. Общество в эпоху кризиса и смены эпох. Методологические проблемы.
История Центральной Азии и Монголии на рубеже веков (XIX и XX, XX и XXI) демонстрирует колоссальное напряжение в регионе. В 20-ых годах XX века, а через семьдесят лет в 90-ых в Монголии происходит смена эпох, характеризующаяся значительными социальными переменами, в результате которых перед нашими глазами каждый раз предстаёт новое общество и государство. Так, из окраины империи Цин в 1911 молниеносно формируется государство со своеобразной формой теократической монархии, которое спустя десять лет переживает революционный взлёт и переходит к республике в 1924, а в 1940-ы.х встаёт на путь социализма, по прохождении которого преобразуется в «.одно из самых демократических и открытых обществ в Азии»' При первом приближении поражает стремительность перемен. Очевидно участие Монголии в глобальных социальных потрясениях XX века (Эпохе Пробуждения Азии и революции, гражданской и мировой войнах, построении социалистического государства и его болезненном крахе, процессах демократизации и шоковой
1 Такая формулировка содержится на официальном веб-сайте ООН в Монголии. hltp://wwv.un-mongolia.mn Мы приводим её здесь не потому, что разделяем взгляды этой организации, а как образец подхода мировой конъюнктуры к современной Монголии
терапии перехода к рыночной экономике). Однако при пристальном анализе истории счраны и вдумчивом знакомстве с ее современностью, начинает проступать некая константа всех этих изменений События, какими бы противоречивыми они не казались, нанизываются одно на другое, приводя нить к своему началу, - и в современности мы видим лики прошлого Россия готова частично простить, частично реструктурировать многомиллионный долг МНР, руководствуясь своими стратегическими интересами в регионе, как и в 20-ых годах прошлого века, Китай ищет возможное™ реставрации маньчжурской политики2, а в самой Монголии Монгольская Народно-Революционная Партия (МНРП) сейчас пытается вернуть свои былые позиции, утраченные за последние десять лег демократических реформ' Это «постоянство вечных изменений» придает изучению рубежей эпох особый смысл.
Мы выделяем период 20-40-ых XX века в истории Монголии как переходный этап. За эти двадцать лет монгольское общество переживает массу болезненных пертурбаций: от тактического альянса первых революционеров с ламами и князьями к ликвидации последних как социальной прослойки, от острой борьбы «левых» и «правых» в МНРП к диктатуре Чойбалсана, от монархии к республике, от «некапиталистического развития» к социалистическому строительству Эго сложный и противоречивый отрезок истории, и чтобы не сбиться в анализе всех событий, мы постарались выявлять и разграничивать старые и новые элементы в монгольском обществе. Теоретической основой для избранного нами метода анализа стали работы известных структуралистов Мы исходим из того, что революционные преобразования и переход к «некапиталистическому» пути развития в Монголии не носили характера радикально нового, а проистекали от объединения традиционных и внешних, привносимых факторов в системе социума. Особый акцент мы хотели бы сделать на структурном целом
^ Из беседы с академиком III. Вирой. Сентябрь 2001. Ш. Бира полагает, что Китай поддерживает реставрацию ламаистской обрядности в современной Монголии и ратует за восстановление управления буддийской сангхой в том виде, в котором она сформировалось к началу XX века, когда маньчжуры господствовали в стране, разделяя и сталкивая светских и духовных иерархов. Академик считает, что такая политика является реакционной и может увести Монголию в «тёмное прошлое» и зависимое положение.
■’ Из интервью с членами МНРП и журналистами в Монголии.
4
монгольского общества, обеспечиваемым константными элементами системы (в первую очередь, кочевым хозяйством). Принятие, усвоение или отталкивание влияний, проникающих извне (например, русской революции 1917), зависит от проявления тех или иных стабилизирующих и дестабилизирующих факторов, латентно присутствующих в общественной структуре. Поскольку в изучаемый период равновесие системы монгольского общества было нарушено под влиянием дестабилизирующих и случайных элементов, в Монголии создавалась благоприятная среда для усвоения инноваций, пересгруктурировавши.х в результате всю систему. Мы стремились проанализировать, какие внешние факторы вызывали реакцию внутренних, приводя систему к переформированию. Для комплексного обозначения внутренних факторов монгольского общества (системы константных элементов) мы позволим себе использовать термин «традиционное оСпцеспию». Однако с самого начала подчеркнём, что будем употреблять этот термин только в обозначенном выше смысле, не участвуя в широкой дискуссии «традиционное общества модернизация».
Проблема структурного анализа общества заключается в возможной недооценке человеческого фактора в истории. Гак, очевидно, что в Монголии к 60-ым удалось перекроить общество по образу и подобию СССР, создав послушную национальную номенклатуру Однако подобные изменения социума невозможны без усилий отдельных ярких личностей той эпохи В Монголии были и есть свои собственные положительные и отрицательные герои, которые способствовали активной трансформации монгольского общества на всём протяжении XX века. Не вдаваясь в дискуссию о роли личности в истории, заметим, что характеристики деятелей монгольской революции являются для нас немаловажным, но не главным фактором, так как, на наш взгляд, эти «герои» были порождены самим обществом, остро чувствовали его потенциал и настроения, были способны предугадать «напраа/ение ветра».
Итак, мы определили, что предпосылки социальных перемен будем искать в расстановке структурных элементов традиционного общества и постараемся представить как можно более полную картину разнонаправленных течений в монгольском обществе в переходный период, выделяя при этом суммарный вектор изменений.
5
Обозначенный методологический принцип мы применяем к оригинальному конкретному историческому материалу, который является основой исследования
Монгольское общество в начале XX века. Историческая ретроспектива.
Центральная Азия, в особенности, её восточная часть (современная Монголия), играла неизменную роль в истории возникновения и заката фактически всех великих Империй Востока, её обширные пространства являлись территориями различных племенных и государственных образований, а времена перемен всегда отражались в социальной и культурной трансформации региона. Гигантские миграции и переселения народов брали своё начало в монгольских степях, именно там зарождались кочевые империи, стремившиеся к установлению контроля над известными торговыми путями, пролегавшими через Центральную Азию и соединявшими Запад и Восток.
Народы, с издревле населявшие пространства центра материка Евразия, всегда демонстрировали преемственность в социальном устройстве4. Например, некоторые черты общественной организации Хунну повторяются в новой и новейшей истории Центральной Азии В некоторых районах в наши дни сохраняются и клановые структуры, и родоплеменная принадлежность, что отчасти подтверждает известный тезис о «ренессансе незападны.х государственных моделей в XXI веке»6.
Если к середине 20-ых неравновесное состояние монгольского общества достигло кульминационной точки, приведя старые и новые элементы системы в состояние крайнего напряжения, а к началу 30-ых определился основной вектор развития, то к 40-ым годам уже произошла частичная иереструктурализация константных элементов социума. Нашла своё воплощение латентно присутствующая тенденция объединения кочевников под предводительством сильного и жестокого правителя, «.хана-отца», - сложился культ личности X. Чойбалсана. Была взломана и корпоративная монастырская система, а образовавшийся вакуум начал заполняться новыми партийными структурами. Военные действия на Халхин-Голе отчасти направили в единое русло традиционное стремление монгол к независимости.
Создаваемые в 20-40-ых годах в Монголии государственные, партийные и общественные структуры, с одной стороны, были калькой с советских, с другой, сохраняли черты традиционных отношений среди монголов: почтение- поклонение старшим и начальству, возрастную иерархию, национальную стратификацию и др. Корпоративная система на местах не претерпевала существенных изменений вплоть до конца 30-ых.
209
Конфискация и коллективизация 1929-1932 и административно- территориальная реформа были призваны стимулировать центростремительные тенденции и создавать предпосылки для развития партийной бюрократии. Дальнейшее дробление территориально-административной системы, разветвление партийных организаций на местах приведёт к их адаптации к «естественным полевым условиям» - созданию своеобразного «симбиоза» иерархий номенклатуры и традиционных социально-возрастных отношений. Экспроприация и новое администрирование являлись началом переструктурирования этих традиционных элементов монгольского общества.
Надежды на социалистические преобразования власть возлагала на партийные организации, которые начали бюрократизироваться в 40-ых. Однако вопреки всем съездам и пленумам так называемый «некапиталистический путь развития» не затронул глубоко кочевого скотоводства как доминирующего способа ведения хозяйства, этой матрицы социальной системы монголов. Более того, заполняя системный вакуум, образовавшийся после ликвидации старых привилегированных слоев (князей и лам), новая администрация усваивала при этом традиционную иерархичность властно-патронажных отношений. Поскольку продукты в пользу государства часто изымали репрессивными способами, можно сказать, что государственные заказы и планы занимали место бывших повинностей в пользу князей и монастырей.
Принципы социалистического управления, подробно рассматриваемые нами в этой работе, прижились на монгольской почве. Конечно, этот процесс был довольно болезненным, сопровождался изменением многих стереотипов общества, но в результате, введение новой системы администрации не уничтожило традиционные элементы общества, а привело их к переструктурапизации. Здесь мы подходим к формулировке центральной идеи работы В XX веке в Монголии состоялся своеобразный «симбиоз» традиционных и социалистических общественных структур, которые и поныне себя не изжили и являются камнем преткновения в проведении реформ в регионе. Монголия стапа образчиком «социалистического пути развития на Востоке», не изжив, а модифицировав корпоративные структуры местной власти, которые продолжают функционировать и по сей день.
Создаваемые в 20-40-ых годах в Монголии государственные, партийные и общественные структуры, с одной стороны, были калькой с советских, с другой, сохраняли черты традиционных отношений среди монголов: почтение- поклонение старшим и начальству, возрастную иерархию, национальную стратификацию и др. Корпоративная система на местах не претерпевала существенных изменений вплоть до конца 30-ых.
209
Конфискация и коллективизация 1929-1932 и административно- территориальная реформа были призваны стимулировать центростремительные тенденции и создавать предпосылки для развития партийной бюрократии. Дальнейшее дробление территориально-административной системы, разветвление партийных организаций на местах приведёт к их адаптации к «естественным полевым условиям» - созданию своеобразного «симбиоза» иерархий номенклатуры и традиционных социально-возрастных отношений. Экспроприация и новое администрирование являлись началом переструктурирования этих традиционных элементов монгольского общества.
Надежды на социалистические преобразования власть возлагала на партийные организации, которые начали бюрократизироваться в 40-ых. Однако вопреки всем съездам и пленумам так называемый «некапиталистический путь развития» не затронул глубоко кочевого скотоводства как доминирующего способа ведения хозяйства, этой матрицы социальной системы монголов. Более того, заполняя системный вакуум, образовавшийся после ликвидации старых привилегированных слоев (князей и лам), новая администрация усваивала при этом традиционную иерархичность властно-патронажных отношений. Поскольку продукты в пользу государства часто изымали репрессивными способами, можно сказать, что государственные заказы и планы занимали место бывших повинностей в пользу князей и монастырей.
Принципы социалистического управления, подробно рассматриваемые нами в этой работе, прижились на монгольской почве. Конечно, этот процесс был довольно болезненным, сопровождался изменением многих стереотипов общества, но в результате, введение новой системы администрации не уничтожило традиционные элементы общества, а привело их к переструктурапизации. Здесь мы подходим к формулировке центральной идеи работы В XX веке в Монголии состоялся своеобразный «симбиоз» традиционных и социалистических общественных структур, которые и поныне себя не изжили и являются камнем преткновения в проведении реформ в регионе. Монголия стапа образчиком «социалистического пути развития на Востоке», не изжив, а модифицировав корпоративные структуры местной власти, которые продолжают функционировать и по сей день.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ в 20-40-х годах XX века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ
в 20-40-х годах XX века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ БУДДИЗМА В МОНГОЛИИ В XX ВЕКЕ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО СЕВЕРНЫХ КИРГИЗОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И СИСТЕМА ИХ РОДСТВА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - МОНГОЛЬСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В 20-40-Е ГГ. ХХ В.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИТАЕВЕДЕНИЯ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА:
ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В КНР
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020



