ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1. Современные подходы к созданию учетной системы
экономического субъекта 8
1.2. Взаимосвязь данных в условиях автономной и интегрированной
учетной системы 13
1.3. Методологическая основа создания интегрированной учетной системы 19
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА 28
2.1. Развитие услуг почтовой связи в России и Белгородской области 28
2.2. Особенности сферы услуг почтовой связи, оказывающие влияние на
организацию учета 36
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕТНОЙ
СИСТЕМЫ 50
3.1. Способы и варианты интеграции управленческого и финансового
учета 50
3.2. Методические рекомендации по созданию интегрированной
учетной системы в организациях почтовой связи 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ 8
1.1. Современные подходы к созданию учетной системы
экономического субъекта 8
1.2. Взаимосвязь данных в условиях автономной и интегрированной
учетной системы 13
1.3. Методологическая основа создания интегрированной учетной системы 19
ГЛАВА 2. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА 28
2.1. Развитие услуг почтовой связи в России и Белгородской области 28
2.2. Особенности сферы услуг почтовой связи, оказывающие влияние на
организацию учета 36
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ УЧЕТНОЙ
СИСТЕМЫ 50
3.1. Способы и варианты интеграции управленческого и финансового
учета 50
3.2. Методические рекомендации по созданию интегрированной
учетной системы в организациях почтовой связи 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учетно-аналитическая система экономического субъекта аккумулирует многопрофильные данные и обеспечивает различных пользователей информацией, необходимой для текущего управления деятельностью, планирования, контроля и т.д. Большой объем информации в данной системе формируется в подсистемах финансового, налогового и управленческого учета. Финансовый учет ориентирован на сбор данных для составления финансовой отчетности. Управленческий учет нацелен на информационное обеспечение принятия грамотных управленческих решений как тактического, так и стратегического характера. Налоговый учет решает вопросы определения налогооблагаемой базы по разным налогам и контроля за состоянием расчетов с бюджетом. Каждый из указанных видов учета решает свои задачи, но основой для их решения являются факты хозяйственной деятельности экономического субъекта, большая часть из которых находит отражение в первичном учете. Исходя из этого, в теории и практике сложилось несколько вариантов организации учета, предполагающих автономное, интегрированное ведение учета или же трансформацию данных одного учета путем составления таблиц в соответствие с требованиями других видов учета.
В условиях постоянного изменения экономических условий хозяйствования большинство организаций, в том числе и относящиеся к сфере услуг, стремятся к диверсификации бизнеса, что приводит к расширению направлений и сфер деятельности, ассортимента услуг, созданию мобильных бизнес-процессов. С одной стороны, расширение приводит к большей устойчивости за счет многопрофильности субъектов, с другой стороны, поддерживает функционирование субъекта за счет внутрифирменного финансирования в случае возникновения проблем. Сложность и многогранность сферы услуг, постоянные изменения бизнес-среды обусловливают необходимость совершенствования организации и ведения учета. Хозяйствующие субъекты должны исполнять законодательные нормы и в то же время учитывать собственные интересы в соответствии с планами, стратегией, меняющимися условиями и факторами внешней среды.
Российское законодательство не предусматривает обязательное выделение управленческого и налогового учета в отдельные подсистемы в единой информационной системе экономического субъекта. Тем не менее, способы организации и взаимосвязей различных видов учета в коммерческих организациях остаются весьма актуальными в современных условиях хозяйствования. На данный момент существует несколько методов установления связи между финансовым и управленческим учётом, а также между финансовым и налоговым учетом. Современные информационные системы, используемые для целей ведения бухгалтерского учета, расширяют возможности бухгалтерских служб и создают основу для создания интегрированных учетных систем.
Вопросы организации автономного и интегрированного учета в коммерческих организациях рассматриваются многими иностранными и отечественными авторами Вахрушевой О.Б., Вахрушиной М.А., Друри К.,Дрягиной Л.А.,Ивашкевичем В.Б., Кавериной О.Д.,Кондраковым Н.П., Королевой Н.А., Костаревой Е.Н.,Кришталевой Т.И.,Новосельцевой С.Н., Палием В.Ф.,Поповой Л.В., Масловой И.А. и другими авторами. Несмотря на исследование проблем столь многими авторами, разработаны общие методологические положения, однако, вопросы касающиеся организации и взаимосвязей различных видов учета в условиях применения автоматизированных систем освещены недостаточно.
Целью магистерской диссертации является разработка теоретических и практических рекомендаций по формированию интегрированной учетной системы для организаций, оказывающих услуги почтовой связи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ современных подходов к созданию учетной системы экономического субъекта;
- предложить методологическую основу создания интегрированной учетной системы;
- выявить особенности сферы услуг почтовой связи, оказывающие влияние на организацию учета;
-определить возможные способы интеграции управленческого и финансового учета;
-сформировать методические рекомендации по созданию интегрированной учетной системы для организаций почтовой связи.
Объектом исследования является УФПС Белгородской области - филиал ФГУП «Почта России», оказывающий разнообразные услуги связи. Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические положения организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета.
Теоретической и методической основой данной магистерской работы послужили законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, труды ведущих российских и зарубежных ученых, занимающихся всесторонним изучением финансового, управленческого и налогового учета, а также материалы научно-практических конференций, семинаров и публикаций в специализированных периодических изданиях.
При решении поставленных задач применялись общие и специальные методы исследования диалектический, статистический, сравнительный, типологический, функциональный, индуктивный и дедуктивный методы, а также методы, характерные для исследований социально-экономических явлений и процессов: ситуационный анализ, метод экономической
диагностики и мониторинга, анализа и обобщения данных, анкетирование.
Научная новизна заключается в следующих основных положениях:
- определены основные методологические аспекты формирования интегрированной учетной системы, которые включают три блока: 1) факторы интеграции учета; 2) принципы интеграции; 3) задачи функциональной компоненты автоматизированной системы, использование которых позволяет выработать оптимальные подходы к информационному обеспечению потребности управления в быстро меняющихся бизнес условиях;
- сформулированы требования к организации интегрированного учета в организациях почтовой связи, определенные отраслевыми особенностями: обособленный учет доходов, расходов в разрезе: подразделений и географических сегментов, детализированный учет транспортных расходов, ведение аналитического учета доходов по каждому виду услуг, выделение большого количества статей доходов и расходов в бюджетах;
- разработаны методические рекомендации по формированию интегрированной учетной системы включающие:1) выделение трех дополнительных счетов для учета затрат по основным, вспомогательным и совместным процессам, 2) использование многозначной кодировки счетов для учета затрат по видам услуг и видам расходов в соответствии с налоговым законодательством и потребностями контроля, 3) использование регистров учета налоговых постоянных и временных разниц для автоматизированного заполнения деклараций, 4) сокращения сроков закрытия отчетного периода для составления управленческой отчетности.
Теоретическая значимость магистерской работы состоит в систематизации и обобщении теоретических, практических и методических основ формирования интегрированной учетной системы.
Практическая значимость заключена в том, что представленные рекомендации могут быть использованы в организациях, оказывающих услуги связи с целью улучшения качества информационного обеспечения процесса управления экономическим субъектом.
Результаты научного исследования докладывались на российских и международных научно-практических конференциях, проходивших в г.Белгород. в г.Пенза и были опубликованы в трех статьях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении определена актуальность темы магистерской диссертации, сформированы методологические основы написания работы,
сформулированы задачи, которые позволили достичь поставленную цель. В первой главе описаны мнения авторов по вопросам организации учетной системы, дана характеристика информации, аккумулируемой в учетной системе экономического субъекта, рассмотрены проблемы автономной и интегрированной систем. Во второй главе дана характеристика развития почтовых услуг на территории России и Белгородской области, рассмотрены виды услуг, оказываемых ФГУП «Почта России», вскрыты проблемы функционирования в современных условиях хозяйствования. В ней также определены отраслевые особенности, оказывающие влияние на организацию и ведение учета, в условиях многопрофильной деятельности и широкой географической сегментации. В третьей главе описаны способы интеграции учетной информации, в условиях использования информационных систем и разработаны методические рекомендации по формированию интегрированной системы в ФГУП «Почта России».
В условиях постоянного изменения экономических условий хозяйствования большинство организаций, в том числе и относящиеся к сфере услуг, стремятся к диверсификации бизнеса, что приводит к расширению направлений и сфер деятельности, ассортимента услуг, созданию мобильных бизнес-процессов. С одной стороны, расширение приводит к большей устойчивости за счет многопрофильности субъектов, с другой стороны, поддерживает функционирование субъекта за счет внутрифирменного финансирования в случае возникновения проблем. Сложность и многогранность сферы услуг, постоянные изменения бизнес-среды обусловливают необходимость совершенствования организации и ведения учета. Хозяйствующие субъекты должны исполнять законодательные нормы и в то же время учитывать собственные интересы в соответствии с планами, стратегией, меняющимися условиями и факторами внешней среды.
Российское законодательство не предусматривает обязательное выделение управленческого и налогового учета в отдельные подсистемы в единой информационной системе экономического субъекта. Тем не менее, способы организации и взаимосвязей различных видов учета в коммерческих организациях остаются весьма актуальными в современных условиях хозяйствования. На данный момент существует несколько методов установления связи между финансовым и управленческим учётом, а также между финансовым и налоговым учетом. Современные информационные системы, используемые для целей ведения бухгалтерского учета, расширяют возможности бухгалтерских служб и создают основу для создания интегрированных учетных систем.
Вопросы организации автономного и интегрированного учета в коммерческих организациях рассматриваются многими иностранными и отечественными авторами Вахрушевой О.Б., Вахрушиной М.А., Друри К.,Дрягиной Л.А.,Ивашкевичем В.Б., Кавериной О.Д.,Кондраковым Н.П., Королевой Н.А., Костаревой Е.Н.,Кришталевой Т.И.,Новосельцевой С.Н., Палием В.Ф.,Поповой Л.В., Масловой И.А. и другими авторами. Несмотря на исследование проблем столь многими авторами, разработаны общие методологические положения, однако, вопросы касающиеся организации и взаимосвязей различных видов учета в условиях применения автоматизированных систем освещены недостаточно.
Целью магистерской диссертации является разработка теоретических и практических рекомендаций по формированию интегрированной учетной системы для организаций, оказывающих услуги почтовой связи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ современных подходов к созданию учетной системы экономического субъекта;
- предложить методологическую основу создания интегрированной учетной системы;
- выявить особенности сферы услуг почтовой связи, оказывающие влияние на организацию учета;
-определить возможные способы интеграции управленческого и финансового учета;
-сформировать методические рекомендации по созданию интегрированной учетной системы для организаций почтовой связи.
Объектом исследования является УФПС Белгородской области - филиал ФГУП «Почта России», оказывающий разнообразные услуги связи. Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические положения организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета.
Теоретической и методической основой данной магистерской работы послужили законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, труды ведущих российских и зарубежных ученых, занимающихся всесторонним изучением финансового, управленческого и налогового учета, а также материалы научно-практических конференций, семинаров и публикаций в специализированных периодических изданиях.
При решении поставленных задач применялись общие и специальные методы исследования диалектический, статистический, сравнительный, типологический, функциональный, индуктивный и дедуктивный методы, а также методы, характерные для исследований социально-экономических явлений и процессов: ситуационный анализ, метод экономической
диагностики и мониторинга, анализа и обобщения данных, анкетирование.
Научная новизна заключается в следующих основных положениях:
- определены основные методологические аспекты формирования интегрированной учетной системы, которые включают три блока: 1) факторы интеграции учета; 2) принципы интеграции; 3) задачи функциональной компоненты автоматизированной системы, использование которых позволяет выработать оптимальные подходы к информационному обеспечению потребности управления в быстро меняющихся бизнес условиях;
- сформулированы требования к организации интегрированного учета в организациях почтовой связи, определенные отраслевыми особенностями: обособленный учет доходов, расходов в разрезе: подразделений и географических сегментов, детализированный учет транспортных расходов, ведение аналитического учета доходов по каждому виду услуг, выделение большого количества статей доходов и расходов в бюджетах;
- разработаны методические рекомендации по формированию интегрированной учетной системы включающие:1) выделение трех дополнительных счетов для учета затрат по основным, вспомогательным и совместным процессам, 2) использование многозначной кодировки счетов для учета затрат по видам услуг и видам расходов в соответствии с налоговым законодательством и потребностями контроля, 3) использование регистров учета налоговых постоянных и временных разниц для автоматизированного заполнения деклараций, 4) сокращения сроков закрытия отчетного периода для составления управленческой отчетности.
Теоретическая значимость магистерской работы состоит в систематизации и обобщении теоретических, практических и методических основ формирования интегрированной учетной системы.
Практическая значимость заключена в том, что представленные рекомендации могут быть использованы в организациях, оказывающих услуги связи с целью улучшения качества информационного обеспечения процесса управления экономическим субъектом.
Результаты научного исследования докладывались на российских и международных научно-практических конференциях, проходивших в г.Белгород. в г.Пенза и были опубликованы в трех статьях.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении определена актуальность темы магистерской диссертации, сформированы методологические основы написания работы,
сформулированы задачи, которые позволили достичь поставленную цель. В первой главе описаны мнения авторов по вопросам организации учетной системы, дана характеристика информации, аккумулируемой в учетной системе экономического субъекта, рассмотрены проблемы автономной и интегрированной систем. Во второй главе дана характеристика развития почтовых услуг на территории России и Белгородской области, рассмотрены виды услуг, оказываемых ФГУП «Почта России», вскрыты проблемы функционирования в современных условиях хозяйствования. В ней также определены отраслевые особенности, оказывающие влияние на организацию и ведение учета, в условиях многопрофильной деятельности и широкой географической сегментации. В третьей главе описаны способы интеграции учетной информации, в условиях использования информационных систем и разработаны методические рекомендации по формированию интегрированной системы в ФГУП «Почта России».
В современных условиях экономические субъекты самостоятельно определяют методологию формирования единой информационной базы. Условия функционирования бизнеса, отраслевые особенности, система управления, возможности информационных систем являются определяющими при ее разработке.
Проведенное исследование показало, что в большинстве экономических субъектов учетно-аналитические системы вмонтированы в единый автоматизированный управленческий комплекс. Взаимодействие систем учета, анализа и контроля характеризует организационные, экономические, и технологические условия производства, качество и количество используемых ресурсов. Следовательно, информационную систему предприятия целесообразно рассматривать, как взаимодействие трех взаимосвязанных подсистем: учета, анализа и контроля. Потоки информационно-аналитических данных, поступая из внешней среды во внутреннюю информационную систему экономического субъекта, подлежат учету, анализу и определению их влияния на подконтрольные показатели. В учетной подсистеме выделяются блоки финансового, управленческого и налогового учета. Важное место в процессе создания единого информационного пространства занимает процесс взаимодействия и обмена данными между блоками и подсистемами.
Анализ подходов к взаимосвязи учетных данных позволил выделить три варианта организации учета: автономный, интегрированный и с использованием трансформационных таблиц. Автономный вариант характеризуется достаточно большой трудоемкостью, но являются относительно дешевыми, так как они реализуются непосредственно сотрудниками бухгалтерской службы. Преимуществами интегрированного подхода является: упрощение и ускорение учетной процедуры, более высокий уровень достоверности данных, сокращение документооборота, возможность управления налогооблагаемой базы. Среди недостатков можно выделить: рост риска совершения ошибки, необходимость привлечения высококвалифицированных кадров, сложности в автоматизации учета. Оптимальным вариантом, с нашей точки зрения, является интегрированный вариант с использованием структурированного рабочего плана счетов.
В рамках написания магистерской работы были сформированы основные методологические аспекты создания интегрированной учетной системы, которые включают три блока: 1) факторы интеграции учета: глобализация, сетевая экономика, информационные технологии, компьютеризация, специализация, аутсортинг, управленческий характер финансового учета, балансовое управление экономическими процессами, инжиниринговый подход к управлению; 2) принципы интеграции: централизация деятельности бухгалтерской службы, достоверность и оперативность, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, разработка и использование модулей счетов, ведение учета в одной валюте, создание системы внутренней отчетности, унификация применяемых схем фирмы, экономичность; 3) задачи функциональной компоненты автоматизированной интегрированной учетной системы, использование которых позволяет выработать оптимальные подходы к созданию интегрированной учетной системы в коммерческой организации, удовлетворяющей информационные потребности управления;
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются подразделения ФГУП «Почта России». Предмет деятельности данной организации - это оказание услуг почтовой связи, транспортных, логистических и финансовых услуг физическим и юридическим лицам на территории Белгородской области.
В состав УФПС Белгородской области - филиала ФГУП «Почта России» входят 10 почтамтов, следовательно, необходимо составлять бюджеты и вести обособленный учет в разрезе отдельных подразделений.
Почта России занимает 97 % рынка доставки письменной
корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России. Анализ структуры пользователей услугами Почты России на территории Белгородской области показал, что наибольший удельный вес приходится на организации бизнеса и он с каждым годом увеличивается: в 2015г. он составил 55,2%. Количество услуг, оказываемых населению постепенно сокращается с 14% в 2005г. до 9% - в 2015г.
Значительный удельный вес среди потребителей услуг Почты России занимают бюджетные организации, он составляет 35%.
Из проведенного анализа следует, что хотя количество организаций, оказывающих услуги связи сокращается и общий объем почтовых услуг также снижается, но выручка от данного вида услуг увеличивается, а исследуемая организация УФПС Белгородской области, как филиал ФГУП «Почта России» расширяет ассортимент оказываемых услуг. Все это приводит к необходимости улучшения информационного обеспечения управления бизнесом.
В работе выделены отраслевые особенности, оказывающие влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета: большое количество филиалов, удаленное местоположение отделений связи, большой ассортимент оказываемых услуг, разнообразие оказываемых услуг, оказание услуг юридическим и физическим лицам, развитие инфокоммуникационных технологий, высокие требования к качеству оказываемых услуг, выполнение социальных функций, оказание услуг, осуществление розничной торговли. Все указанные особенности должны находить отражение при формировании аналитических признаков в подсистеме финансового учета, при формировании бюджетов - в подсистеме управленческого учета. Выявленные отраслевые особенности необходимо учитывать при выборе подходов к взаимосвязи различных видов учета и формировании единой информационной базы.
Вопросами информационного обеспечения экономических субъектов занимаются специалисты различных областей знаний, концентрируя внимание на специфических характеристиках собираемой информации. Исторически сложилось, что основная информация о состоянии и деятельности экономического субъекта отражается в бухгалтерском учете, который сегодня включает нескольких видов : финансовый, управленческий и налоговый.
Финансовый учет призван защищать единые корпоративные интересы и представлять информацию на уровне укрупненных показателей, имеющих значение для внешних пользователей, важное место среди которых занимают инвесторы. Управленческий учет относится к наукам, связанным с обеспечением внешних и внутренних пользователей информацией о деятельности субъектов экономики. Налоговый должен формировать данные для определения объекта налогообложения.
Анализ теории и практики взаимодействия управленческого и финансового учета позволил выделить возможные способы интеграции различных видов учета: посредством использования контрольных счетов, с использованием отражающих счетов, путем выделения нескольких уровней аналитических счетов, с применением передаточных счетов, на основе комплекса учетно-контрольных точек.
Проведенные исследования дало возможность определить три основных этапа создания интегрированной учетной системы: корректировка
существующего плана счетов; определение корреспонденции счетов после корректировки плана; обеспечение оперативного поступления данных.
При этом следует учесть, что создание и использование интегрированной системы учета будет способствовать стимулированию профессиональной специализации, открытие большого количества субсчетов к уже существующим счетам - самое распространенное решение, но работать с таким планом счетов не слишком удобно, использование аналитических признаков позволяют делать практически любые выборки данных и не подвержены тем проблемам и ограничениям, которые возникают при использовании субсчетов.
В основе разработанных рекомендаций по созданию интегрированной учетной системы в организациях почтовой связи лежит принцип разделения расходов для целей учета на основные и неосновные. Синтетический учёт затрат и калькулирование себестоимости в исследуемой организации ведется на стандартных счетах учета затрат (20-х). Рекомендуется для организации управленческого учета открыть следующие счета: 30 «Затраты основных процессов»; 31 «Затраты вспомогательных процессов»; 32 «Затраты совместных процессов»;
Для организации учета может применяться восьмизначная система кодировки счетов: 1-2 знаки - счета бухгалтерского учёта; 3-4 знаки- субсчета 1-ого порядка, характеризующие вид оказываемых услуг; 5 -6 знаки- субсчета 2-ого порядка, характеризующие вид затрат; 7-8 знаки - субсчета 3-его порядка.
Используемый подход к ведению учета позволяет получать многопрофильную информацию о затратах, но, на наш взгляд, остаются недоиспользованные возможности данной информационной системы, поэтому предлагается дополнить систему данными налогового учета.
Рекомендуется дополнить и выделить 2 группы субсчетов 3 -го порядка: - первая группа субсчетов будет использоваться для учета расходов, принимаемых для целей налогового учета-ХХ.00.00.01 «Расходы, учитываемые для налогообложения»; вторая группа субсчетов - для отражения затрат не принимаемых для целей налогообложения - ХХ.00.00.02 «Расходы не принимаемые для целей налогообложения». Кроме этого важно необходимо формировать несколько групп регистров налогового учета: одна группа должна позволять сформировать информацию об объектах налогообложения по налогу на прибыль; другая - является основой для расчета налога на имущество.
Регистры формируются для обобщения информации об операциях получения доходов и расходов отчетного (налогового) периода с целью выявления сумм, понесенных в связи с получением доходов, используемых при заполнении декларации. Записи производятся по всем фактам признания доходов и расходов в целях налогообложения на основании данных соответствующих субсчетов.
Предлагаемые рекомендации усложняют процесс ввода информации, но ускоряют и упрощают получение многопрофильной информации. С одной стороны регистры финансового учета дают возможность оперативно составлять финансовую отчетность. Данные управленческого учета позволяют получать оперативную детализированную информацию и данные, используемые для принятия управленческих решений. Информация налогового учета является сопоставимой и проверяемой, а составление декларация занимает короткое время.
Проведенное исследование показало, что в большинстве экономических субъектов учетно-аналитические системы вмонтированы в единый автоматизированный управленческий комплекс. Взаимодействие систем учета, анализа и контроля характеризует организационные, экономические, и технологические условия производства, качество и количество используемых ресурсов. Следовательно, информационную систему предприятия целесообразно рассматривать, как взаимодействие трех взаимосвязанных подсистем: учета, анализа и контроля. Потоки информационно-аналитических данных, поступая из внешней среды во внутреннюю информационную систему экономического субъекта, подлежат учету, анализу и определению их влияния на подконтрольные показатели. В учетной подсистеме выделяются блоки финансового, управленческого и налогового учета. Важное место в процессе создания единого информационного пространства занимает процесс взаимодействия и обмена данными между блоками и подсистемами.
Анализ подходов к взаимосвязи учетных данных позволил выделить три варианта организации учета: автономный, интегрированный и с использованием трансформационных таблиц. Автономный вариант характеризуется достаточно большой трудоемкостью, но являются относительно дешевыми, так как они реализуются непосредственно сотрудниками бухгалтерской службы. Преимуществами интегрированного подхода является: упрощение и ускорение учетной процедуры, более высокий уровень достоверности данных, сокращение документооборота, возможность управления налогооблагаемой базы. Среди недостатков можно выделить: рост риска совершения ошибки, необходимость привлечения высококвалифицированных кадров, сложности в автоматизации учета. Оптимальным вариантом, с нашей точки зрения, является интегрированный вариант с использованием структурированного рабочего плана счетов.
В рамках написания магистерской работы были сформированы основные методологические аспекты создания интегрированной учетной системы, которые включают три блока: 1) факторы интеграции учета: глобализация, сетевая экономика, информационные технологии, компьютеризация, специализация, аутсортинг, управленческий характер финансового учета, балансовое управление экономическими процессами, инжиниринговый подход к управлению; 2) принципы интеграции: централизация деятельности бухгалтерской службы, достоверность и оперативность, обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, разработка и использование модулей счетов, ведение учета в одной валюте, создание системы внутренней отчетности, унификация применяемых схем фирмы, экономичность; 3) задачи функциональной компоненты автоматизированной интегрированной учетной системы, использование которых позволяет выработать оптимальные подходы к созданию интегрированной учетной системы в коммерческой организации, удовлетворяющей информационные потребности управления;
Объектом исследования данной магистерской диссертации являются подразделения ФГУП «Почта России». Предмет деятельности данной организации - это оказание услуг почтовой связи, транспортных, логистических и финансовых услуг физическим и юридическим лицам на территории Белгородской области.
В состав УФПС Белгородской области - филиала ФГУП «Почта России» входят 10 почтамтов, следовательно, необходимо составлять бюджеты и вести обособленный учет в разрезе отдельных подразделений.
Почта России занимает 97 % рынка доставки письменной
корреспонденции, 96 % рынка доставки посылок, 69 % рынка подписки и доставки периодической печати, 49,5 % рынка доставки пенсий, 45 % рынка денежных переводов по России. Анализ структуры пользователей услугами Почты России на территории Белгородской области показал, что наибольший удельный вес приходится на организации бизнеса и он с каждым годом увеличивается: в 2015г. он составил 55,2%. Количество услуг, оказываемых населению постепенно сокращается с 14% в 2005г. до 9% - в 2015г.
Значительный удельный вес среди потребителей услуг Почты России занимают бюджетные организации, он составляет 35%.
Из проведенного анализа следует, что хотя количество организаций, оказывающих услуги связи сокращается и общий объем почтовых услуг также снижается, но выручка от данного вида услуг увеличивается, а исследуемая организация УФПС Белгородской области, как филиал ФГУП «Почта России» расширяет ассортимент оказываемых услуг. Все это приводит к необходимости улучшения информационного обеспечения управления бизнесом.
В работе выделены отраслевые особенности, оказывающие влияние на организацию и ведение бухгалтерского учета: большое количество филиалов, удаленное местоположение отделений связи, большой ассортимент оказываемых услуг, разнообразие оказываемых услуг, оказание услуг юридическим и физическим лицам, развитие инфокоммуникационных технологий, высокие требования к качеству оказываемых услуг, выполнение социальных функций, оказание услуг, осуществление розничной торговли. Все указанные особенности должны находить отражение при формировании аналитических признаков в подсистеме финансового учета, при формировании бюджетов - в подсистеме управленческого учета. Выявленные отраслевые особенности необходимо учитывать при выборе подходов к взаимосвязи различных видов учета и формировании единой информационной базы.
Вопросами информационного обеспечения экономических субъектов занимаются специалисты различных областей знаний, концентрируя внимание на специфических характеристиках собираемой информации. Исторически сложилось, что основная информация о состоянии и деятельности экономического субъекта отражается в бухгалтерском учете, который сегодня включает нескольких видов : финансовый, управленческий и налоговый.
Финансовый учет призван защищать единые корпоративные интересы и представлять информацию на уровне укрупненных показателей, имеющих значение для внешних пользователей, важное место среди которых занимают инвесторы. Управленческий учет относится к наукам, связанным с обеспечением внешних и внутренних пользователей информацией о деятельности субъектов экономики. Налоговый должен формировать данные для определения объекта налогообложения.
Анализ теории и практики взаимодействия управленческого и финансового учета позволил выделить возможные способы интеграции различных видов учета: посредством использования контрольных счетов, с использованием отражающих счетов, путем выделения нескольких уровней аналитических счетов, с применением передаточных счетов, на основе комплекса учетно-контрольных точек.
Проведенные исследования дало возможность определить три основных этапа создания интегрированной учетной системы: корректировка
существующего плана счетов; определение корреспонденции счетов после корректировки плана; обеспечение оперативного поступления данных.
При этом следует учесть, что создание и использование интегрированной системы учета будет способствовать стимулированию профессиональной специализации, открытие большого количества субсчетов к уже существующим счетам - самое распространенное решение, но работать с таким планом счетов не слишком удобно, использование аналитических признаков позволяют делать практически любые выборки данных и не подвержены тем проблемам и ограничениям, которые возникают при использовании субсчетов.
В основе разработанных рекомендаций по созданию интегрированной учетной системы в организациях почтовой связи лежит принцип разделения расходов для целей учета на основные и неосновные. Синтетический учёт затрат и калькулирование себестоимости в исследуемой организации ведется на стандартных счетах учета затрат (20-х). Рекомендуется для организации управленческого учета открыть следующие счета: 30 «Затраты основных процессов»; 31 «Затраты вспомогательных процессов»; 32 «Затраты совместных процессов»;
Для организации учета может применяться восьмизначная система кодировки счетов: 1-2 знаки - счета бухгалтерского учёта; 3-4 знаки- субсчета 1-ого порядка, характеризующие вид оказываемых услуг; 5 -6 знаки- субсчета 2-ого порядка, характеризующие вид затрат; 7-8 знаки - субсчета 3-его порядка.
Используемый подход к ведению учета позволяет получать многопрофильную информацию о затратах, но, на наш взгляд, остаются недоиспользованные возможности данной информационной системы, поэтому предлагается дополнить систему данными налогового учета.
Рекомендуется дополнить и выделить 2 группы субсчетов 3 -го порядка: - первая группа субсчетов будет использоваться для учета расходов, принимаемых для целей налогового учета-ХХ.00.00.01 «Расходы, учитываемые для налогообложения»; вторая группа субсчетов - для отражения затрат не принимаемых для целей налогообложения - ХХ.00.00.02 «Расходы не принимаемые для целей налогообложения». Кроме этого важно необходимо формировать несколько групп регистров налогового учета: одна группа должна позволять сформировать информацию об объектах налогообложения по налогу на прибыль; другая - является основой для расчета налога на имущество.
Регистры формируются для обобщения информации об операциях получения доходов и расходов отчетного (налогового) периода с целью выявления сумм, понесенных в связи с получением доходов, используемых при заполнении декларации. Записи производятся по всем фактам признания доходов и расходов в целях налогообложения на основании данных соответствующих субсчетов.
Предлагаемые рекомендации усложняют процесс ввода информации, но ускоряют и упрощают получение многопрофильной информации. С одной стороны регистры финансового учета дают возможность оперативно составлять финансовую отчетность. Данные управленческого учета позволяют получать оперативную детализированную информацию и данные, используемые для принятия управленческих решений. Информация налогового учета является сопоставимой и проверяемой, а составление декларация занимает короткое время.
Подобные работы
- Разработка автоматизированной информационной системы торговли автомобильными запасными частями ООО "Автосервисреал"
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Разработка автоматизированной информационной системы торговли
автомобильными запасными частями ООО "Автосервисреал"»
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка системы управления содержимым сайта по продаже автокомпонентов
Бакалаврская работа, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Разработка системы управления содержимым сайта автозапчастей
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Бухгалтерский учет, анализ и контроль расчетов с подотчетными липами (на примере Государственного казенного учреждения « Центр занятости населения»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Бухгалтерский учет, анализ и контроль расчетов с подотчетными липами (на примере Государственного казенного учреждения « Центр занятости населения»)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Разработка электронного магазина для продажи автомобильных
запчастей
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



