Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Работа №72945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы 8
1.1. Сущность понятия «качество образования» и его теоретические основы....8
1.2. Управление качеством образования в образовательной организации на
современном этапе 14
1.3. Управление качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы ...25
1.4. Организационный механизм как условие эффективного управления
качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Управление качеством образования, в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (на примере Государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа №40» г.Сыктывкара.) 44
2.1. Диагностика управления качеством образования в Государственном
общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа №40» г. Сыктывкара на современном этапе 44
2.2. Организационный механизм реализации управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные
общеобразовательные программы 69
Заключение 87
Библиографический список 91
Приложение

Стратегическая цель государственной политики в области образования, обозначенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям и современным потребностям общества и каждого гражданина [2].
Реализация стратегической цели, прежде всего, нашла свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, Национальном проекте "Образование", который начал внедряться с 2019 года. В указанных нами документах отмечено, что государство обязано учитывать потребности всех обучающихся, в том числе специфические потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования и здравоохранения.
Статистика указывает, что в настоящее время существует тенденция к увеличению количества детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями (в том числе дети с глубоким нарушением интеллекта), дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, и любыми психическими и/или физическими недостатками в развитии.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт уточняют, что для обеспечения высокого качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные условия, включающие в себя: специальные образовательные программы и методики, специальный учебно-методический материал, специальные технические средства обучения, педагоги, владеющие специальным образованием, особая архитектура здания и другие, которые помогут обучающимся в освоении программы и адаптации в своей будущей жизни, что, безусловно, требует и адекватного управления качеством образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность с особыми обучающимися.
Это свидетельствует о том, что руководитель образовательной организации, в которой учатся обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, должен учитывать выявленные потребности детей и грамотно управлять ресурсами для достижения цели по улучшению качества образования.
Так как существует значительная зависимость качества образования от качества (эффективности) управления образовательной организацией, то этот факт предопределяет необходимость создания нового организационного механизма управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Анализ источников по теории управления качеством образования в образовательных организациях, опирается на общие работы по управлению качеством образования в образовательных организациях: Е.И.Варченко, А.П. Егоршин, И.В. Гуськова, Н.Н. Малофеев, Д.А. Новиков, В.А. Костин, В.А. Болотов, М.М. Поташник, О.Е. Лебедев, А.М. Моисеев, Л.А. Кабанина, С.Ю. Трапицын, Р.К. Галимова, А.И. Субетто, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова, Н.А. Шмырева, С. Е. Шишов и другие.
Несмотря на теоретическую и практическую актуальность, анализ научной литературы показал, что вопросы управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы изучены недостаточно.
В сложившейся традиционной системе управления образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы достаточно четко просматривается следующее противоречие: высокие требования государства и общества к реализации права на качественное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточная разработанность теоретических основ, слабая представленность практического опыта управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Изложенные выше основания и определили актуальность избранной для исследования темы.
Объект исследования - процесс управления качеством образования
Предмет исследования - процесс управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
В основе нашего исследования лежит гипотеза о том, что: управление качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы будет выше, если будет разработан организационный механизм управления качеством образования в силу особенностей реализации общеобразовательных программ в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: разработать организационный механизм управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «качество образования», рассмотреть теоретические основы управления качеством образования в образовательных организациях, в том числе в образовательных организациях реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
2. Проанализировать организационный механизм управления качеством образования.
3. Провести диагностику управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
4. Разработать организационный механизм управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Методологической основой исследования явились
• Специфика понятия «качество образования» на уровне образовательного учреждения раскрывается в работах А.М. Моисеева, А.Ю. Мурашова, М.М. Поташника, В.П. Панасюка, Колби. Д. и др.
• Сущность процесса управления качеством образования отражена в трудах Е.И. Варченко, В.П. Панасюка, И.Г.Садовой, А.И.Субетто, Л.А. Кабанина, В.П. Беспалько, С. Ю. Трапицын, И.В. Гришина, и др.
• Качество образования с точки зрения объективных показателей реализации федеральных государственных образовательных стандартов исследуется В.А. Болотовым, Н.В. Гороховатской, Н.А. Селезневой, А.И. Субетто и др.
• Организационный механизм управления рассмотрен в трудах М.М. Поташника, В.С. Лазарева, С.Ю. Трапицына и др.
• Психолого-педагогические особенности адаптивной
образовательной среды для детей с отклонениями в развитии рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, С.Н. Кошман, Л.П. Кузнецовой, Н.М. Назаровой, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелевой и др.
Методы исследования:
• Теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, нормативно - методические документы правительства России и Республики Коми, монографии по управлению качеством образования, изучение и обобщение педагогического опыта и опыта управления образовательной организацией).
• Практические (анкетирование, наблюдение, анализ, мониторинг, метод математической обработки).
Этапы исследования:
На первом этапе (2017-2018гг) поисково-аналитическом: осуществлялся выбор темы исследования; определялась цель; ставилась формулировка гипотезы и задач исследования; разрабатывалась методология; проводилось накопление эмпирического материала; анализировался опыт отечественных и зарубежных авторов в управлении качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
На втором этапе (2018-2019гг) экспериментальном, проводились методики, позволяющие диагностировать: управление качеством образования в образовательной организации, уровень удовлетворенности работой образовательной организации участников образовательного процесса. Происходила разработка организационного механизма управления качеством образования для руководителей образовательных организаций,
способствующих повышению качества образования на современном этапе.
На третьем этапе (2019г.) заключительном, анализировались и систематизировались результаты исследования, обобщались результаты констатирующего эксперимента, происходило оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования состоит в разработке организационного механизма управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного организационного механизма в образовательной организации.
Опытно - экспериментальная база исследования - Государственное образовательной учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа №40» г. Сыктывкара.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашей работы была разработка организационного механизма управления качеством образования в образовательной организации,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы.
Для того чтобы эту цель достичь, нами была проанализирована научная литература по проблеме управления качеством образования. Анализ литературы позволил отметить высокий уровень разработанности таких понятий как: «качество образования», «управление качеством образования».
Мы выяснили, что можем о высоком уровне качества образования в образовательной организации, если оно соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, удовлетворяет потребности участников образовательного процесса и при условии достижения запланированных результатов обучающихся. Однако особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут вносить коррективы в понятие «качество образования». Мы можем отметить, что в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, качество образования может раскрываться через такие понятия как: реализация прав граждан в области образования, очные формы получения образования, создание безбарьерной среды, реабилитационно-воспитательного пространства, понимание различных образовательных потребностей обучающихся и предоставление услуг в зависимости от выявленных потребностей. Качество образования - значимый показатель развития образовательной организации, который требует управления, а именно целенаправленной, комплексной деятельности по достижению поставленных, заранее спрогнозированных целей.
Мы можем сказать, что организация образовательной среды в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, регламентируется на федеральном уровне: существует специфика требований к организации пространства, организации учебного места, организации временного режима, техническим средствам обучения, специальным учебным и дидактическим материалам, условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями, информационно-методическому обеспечению. Создание специальных условий, без которых обучающиеся не смогут успешно освоить образовательную программу, является ответственностью все участников образовательного процесса и непосредственно влияет на качество образования.
Для достижения поставленных целей необходима целенаправленная, комплексная, скоординированная деятельность, как руководителя, так и других участников образовательного процесса. При этом повышение качества образования не может происходить через разовые мероприятия, требуется эффективный целостный механизм управления качеством образования. Мы считаем, что эффективного управления качеством образования можно добиться, используя специально построенную, логически обоснованную последовательность управленческих действий и методов по реализации функций и принципов управления качеством образования, наложенной на организационную структуру управления - организационный механизм управления.
Во второй главе перед нами стояла задача - провести диагностику управления качеством образования в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа №40» г. Сыктывкара.
Для этого мы:
• Провели проблемно-ориентированный анализ системы работы образовательной организации, который позволил выявить негативные тенденции в ряде объектов и субъектов управления качеством образования, а именно: в нормативно-правововом регулировании, в информационно¬
аналитической деятельности, в мотивационно -целевой деятельности, в планово-прогностической деятельности, в кадровой деятельности.
• Выявили уровень удовлетворенности участников образовательного процесса (педагогического состава, родителей (законных представителей)), используя анкету, разработанную Е.Н. Степановым,
Мы выбрали анкету Е.Н. Степанова, так как наряду с выявлением общей удовлетворенности у нас есть возможность определить, насколько удовлетворены:
1) педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как: организация труда; возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога; отношения с учителями и администрацией учебного заведения; отношения с учащимися и их родителями; обеспечение деятельности педагога;
2) родители такими аспектами жизнедеятельности образовательной организации, как: условия пребывания детей в школе, организация работы с родителями и управленческая политика учреждения, работа в сфере здоровьесбережения и обеспечения безопасности обучающихся, организация внеурочной деятельности обучающихся и качество образовательных услуг.
Количество педагогов, которые находятся на высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью школы - 10 человек (41%), на среднем уровне удовлетворенности работой школы - 14 человек (59%). Педагогов с низкой степенью удовлетворенности жизнедеятельности школы низкой степени не выявлено.
Количество родителей, имеющих высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью- 28 (48%), средний уровень удовлетворенности школьной жизнью - 29 (50%), низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью - 1(2%)
Проанализировав результаты исследования, мы можем отметить
следующие замечания со стороны участников образовательного процесса:
По мнению педагогического состава, администрация не замечает достижений и успехов учителей, что может являться причиной демотивации педагогов. Таким образом, у педагогов возникают сложности в возможности
проявления и реализации профессиональных качеств педагога. Особое внимание педагоги уделяют проблеме обеспечения педагогической деятельности, организации рабочего места в условиях обучения детей на дому. Учителя отмечают сложности в формировании конструктивных партнерских отношений с родителями учащихся, что, безусловно, влияет на качество образования.
Родительское сообщество сомневается в том, что в образовательной организации проводятся мероприятия, которые полезны и интересны для их детей, что школа способствует формированию достойного поведения обучающихся, что образовательная организация действительно готовит обучающихся к самостоятельной жизни.
• Представили результаты SWOT- анализа, которые свидетельствуют, что в образовательной организации существуют как сильные, так и слабые стороны в управлении качеством.. С целью предотвращения возможных рисков, дальнейшего укрепления и повышения эффективности управления качеством образования, мы разработали организационный механизм управления качеством образования, основываясь на управленческих функциях, выделенных С.Ю. Трапицыным. Организационный механизм управления качеством образования в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, включает в себя систему мероприятий, ответственных, ожидаемые результаты и возможную форму предъявления результатов.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 06.03.2019) [Электронный ресурс]. -URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2019).
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения:
15.04.2019).
3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно¬
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" *(с изменениями на 22 мая 2019 года): Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ (дата обращения: 12.05.2019).
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Национальный стандарт Российской Федерации.
6. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Менеджмент образования: учебное пособие. 3-еизд., перераб. и доп. Н.Новгород: НИМБ, 2016. - 464с
7. Исаев Р.А. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Дашков, 2010. - 264c.
8. Иванов С.Е. Организационный механизм управления качеством образования в школе// Ярославский педагогический вестник. -2010. - № 2
9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 57 Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
10. Колби, Д. Определение качества в образовании [пер. с англ.] / Джанет Колби, Миске Уитт и др. // Доклад ЮНИСЕФ. - Нью-Йорк, 2000 - 321 с.
11. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России. 2002. - 304с.
12. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/под ред. С.Ю. Трапицына. - М.: издательство Юрайт, 2017. - 413с.
13. Менеджмент для педагогических специальностей: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Абчук, А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 208 с.
14. Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами. М., ИПУ РАН, 2003. - 99 с.
15. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: МПСИ, 2005. - 584 с.
16. Основы управления специальным образованием: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Н.Н.Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М.Назарова и др.; Под ред. Д.С.Шилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
17. Поташник. М. М. Управление качеством дополнительного образования [Текст] / М. Поташник // Народное образование. - 2001. - N 7.
18. Поташник М.М. Управление качеством образования:
Практикоориентированная монография и методическое пособие. 2 -е изд, перераб. и доп. -- М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.
19. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие./ Ю.К.
Прохоров. - СПб: СПбГУИТМО, 2007 - 144 с.
20. СЛОВАРЬ СОГЛАСОВАННЫХ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / Под научной редакцией доктора техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. - М.: НИТУ «МИСиС», 2012 - 244 с.
21. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006
22. Современный экономический словарь. М., 2004. - с.345.
23. Управление качеством образования современной школы (методические материалы) // автор - состав. Покасов В.Ф., к.и.н. - Ставрополь: СКИРОПК и ПРО, 2012. - 145 с.
24. Управление образовательными системами: учеб.пособие. - изд. 2-е,испр.
и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П.Толстолуцких. - Балашов: Изд-во
«Николаев», 2005.
25. Федоров В. А., Колегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования: Учеб. пособие / Под ред. Г. М. Романцева.2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. -226 с.
26. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: уч.пособие для студентов высш. пед.уч.заведений / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред Т. И.Шамовой. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 384 с.
27. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Управление качеством образо-вания: Учебно-практическое пособие. Ч. 1. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 147 с.
28. Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 30.03.2019).
29. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика
регионального рынка услуг // Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). -
[Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. (дата
обращения: 25.01.2019)
30. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б.,
Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. - 2014. - № 03 (март). - [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. (дата обращения: 17.05.2019)
31. Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 513-515. — URL https://moluch.ru/archive/127/35274/ (дата обращения: 27.10.2019).
32. Холодкова К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления // Современные научные исследования и инновации. - 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66404 (дата обращения: 25.03.2019).
33. Федотова М.А., Аргуновсий Д.И. Развитие организационного и
социально-экономического механизмов управления командной работой в интеллектуальных организациях// Московский экономический журнал . - 2¬019. - №1[Электронный ресурс]. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-
teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2019-33 (дата обращения:
02.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ