Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Способы словообразования в современном русском языке (Омский государственный педагогический университет)

Работа №72934

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

русский язык

Объем работы25
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Словообразование и его связь с другими науками о языке….........5
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….11
Глава 2. Способы образования слов в современном русском языке……..12
Выводы по 2 главе……………………………………………………..………21
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………...........24

Актуальность работы. Развитие любого языка направлено на обогащение и совершенствование его функциональных возможностей. В связи с активным общественным развитием лексика языка должна своевременно обновляться, чтобы оставаться способной в полной мере соответствовать потребностям носителей языка.
В современном русском языке словообразование, реализуя деривационный потенциал слов, служит постоянным источником новых наименований. Современные исследователи, в частности, М. И. Тибилова,
Р. Я. Тюрина и другие, отмечают возрастающий динамизм современного русского словообразования. В связи с тем, что в русский язык на современном этапе его развития проникает большое количество иноязычных, преимущественно аглоязычных, заимствований, которые впоследствии становятся словообразовательной базой, возникает потребность в больших количествах наименований для новых реалий, необходимо изучение способов образования новых слов в современном русском языке.
Таким образом, тема, избранная нами для исследования, является актуальной.
Объект исследования –процесс образования слов в русском языке.
Предмет изучения – виды и способы словообразования в русском языке.
Цель–охарактеризовать специфику способов образования слов в русском языке.
Для достижения цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Описать словообразование и его связь с другими науками о языке.
2. Охарактеризовать способы образования слов в современном русском языке.
Указанные задачи определили выбор методов исследования: аналитический, сравнительный и описательный.
Научной и методологической основой исследования являются труды таких ученых, как Г. А. Николаев, Н. М. Шанский, С. И. Львова,
В. М. Марков, Е. А. Земская и др.
Практическая значимостьопределяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей способов словообразования в современном русском языке.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам написания курсовой работы можно сделать следующие вывод, что словообразование - это раздел языкознания, изучающий формально-смысловую производность слов, средства и способы словообразования. Кроме того, словообразованием называется процесс образования слов. Словообразование является одним из важнейших путей обогащения лексики языка.
Образование новых слов вызывается потребностями общества, растущими и усложняющимися в связи с изменениями социального строя, расширением производства, ростом техники, развитием науки, искусства и т. п. Базой для образования новых слов служат уже имеющиеся в языке слова. Новые слова создаются по образцу старых главным образом при помощи значащих частей слова (суффиксов и приставок); в языке имеются определенные сложившиеся типы, или образцы, словообразования. Надо заметить, что в процессе развития языка создаются новые типы словообразования.
Также мы установили, что в зависимости от того, какие используются средствадля образования новых слов, слова можно распределить на две группы: 1) слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем); 2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).
В современном русском языке выделяют пять способов словообразования: морфологический, неморфологический, лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический.
В современном русском языке, в зависимости от участия деривантов, можно разграничить следующие способы словообразования: аффиксальный способ, в него входят префиксация, суффиксация, постфиксация. Безафиксныйспособ объединяет чистое сложение, сращение и усечение. Смешанный способ представлен префиксально-сложным, префиксально-суффиксально-сложным способами, сращением с суффиксацией, сокращением с суффиксацией, сокращением с префиксацией и суффиксацией, суффиксально-сложным способом и префиксально-суффиксальным способом.
В словообразовании различных частей речи наиболее продуктивными являются те или иные способы. Так, в словообразовании имен существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способы и способ сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным способами. Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Бессуффиксным способом образуются только существительные от глаголов и прилагательных.



1. Арутюнян, В. Н. Диахроническое словообразование как основа понимания русской языковой картины мира / В. Н. Арутюнян // Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике : Сборник научных статей, Ереван, 22–25 сентября 2015 года / Ответственный редактор К.С. Акопян. – Ереван: Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ), 2016. – С. 65-68.
2. Аюпова, С. Б. Современный русский язык. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология) : учеб.-методическое пособие / С. Б. Аюпова ; С. Б. Аюпова; М-во образования и науки Российской Федерации, Башкирский гос. пед. ун-т, Каф. рус. яз.. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. – 107 с.
3. Богданова, С. Ю. Один из подходов к проблеме словообразования / С. Ю. Богданова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2007. – Т. 5. – № 1. – С. 109-113.
4. Возбранная, Т. В. К вопросу о современных тенденциях в области словообразования / Т. В. Возбранная // Linguamobilis. – 2013. – № 3(42). – С. 28-32.
5. Волков, В. В. Аспекты изучения русского словообразования / В. В. Волков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2004. – № 1. – С. 84-88.
6. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Назрань : Пилигрим, 2005. - 376 с.
7. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие / Е.А. Земская. - 3-е изд. ,испр. и доп. - Москва : Флинта :Наука, 2011. - 328 с.
8. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование/ Е. С. Кубрякова. – Москва: Наука, 1965. – 78 с.
9. Кузнецов, Ю. А. Некоторые тенденции в современном русском словообразовании / Ю. А. Кузнецов // Наука сегодня: реальность и перспективы : Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Вологда, 28 февраля 2018 года. – Вологда: ООО "Маркер", 2018. – С. 26-29.
10. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка : Пособие для учителя / С. И. Львова. - Москва : Русское слово, 2000. – 125 с.
11. Марков, В.М. О семантическом способе словообразования в русском языке / В. М. Марков. – Ижевск :УдГУ, 1981.– 29 с.
12. Мусатов, В. Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование / В. Н. Мусатов. – 5-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2020. – 361 с.
13. Николаев, Г. А. Русское и славянское словообразование :operaselecta / Г. А. Николаев; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. – Казань: Казанский ун-т, 2011. – 220 с.
14. Попова, Т. В. Словообразование и текст: контекстуальное словообразование по аналогии / Т. В. Попова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 11(147). – С. 111-115.
15. Современный русский язык : учеб.пособие для студентов учреждений пед. профиля / П. А. Лекант [и др.]; Под ред. П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2001. - 446 с.
16. Современный русский язык. Ч. 2. Словообразование. Морфонология. Морфология / П. П. Шуба, И. К. Германович, И. А. Карабань и др.; под ред. П. П. Шубы. – Минск : Изд-во БГУ, 1981. – 399 с.
17. Тибилова, М. И. Аббревиатура как категория словообразования (объем и содержание понятия) / М. И. Тибилова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2009. – № 2. – С. 75-79.
18. Тюрина, Р. Я. К вопросу о статусе словообразования в современной русистике / Р. Я. Тюрина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2(65). – С. 23-26.
19. Усманова, З. И. Моделирование словообразования. Теория словообразования в лингвистике / З. И. Усманова, М. А. Эгамберганова,
С. Ш. Бекманова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 3-6(35). – С. 44-48.
20. Филиппова, Л. С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование : учебное пособие / Л. С. Филиппова. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 247 с.
21. Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию / Н. М. Шанский ; Н. М. Шанский. – Изд. 2-е, доп.. – Москва : URSS, 2005. – 206 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ