ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО
РАДИОВЕЩАНИЯ В Г. БЕЛГОРОДЕ
1.1. Феномен коммерческого радиовещания на белгородском медиарынке 7
1.2. Основные этапы развития коммерческого радиовещания в г. Белгороде 10
1.3. Форматы и контентные характеристики коммерческих радиостанций г.
Белгорода 25
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОГО
РАДИОВЕЩАНИЯ В Г. БЕЛГОРОДЕ
2.1. Проблемы перехода коммерческих радиостанций в режим ретрансляции 35
2.2. Образование радиовещательных холдингов в г. Белгороде 36
2.3. Современное состояние и перспективы развития коммерческих
радиостанций 60
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
РЕСУРСЫ РАДИОВЕЩАНИЯ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Радиовещание, как важнейший социокультурный феномен, играет значительную роль в жизни общества. Радио подразделяется на государственное и коммерческое. Появление коммерческого радио в городе Белгороде началось в 1996 году, благодаря контенту первых коммерческих станций «Вавилон», «РОК ФМ», и «ТРИ А». Возникновение первых белгородских трех радиостанций дало начало истории развития коммерческого радио в жизни Белгорода. Коммерческое радиовещание на белгородском медиарынке развивается закономерно в системе средств массовой информации в связи с коммерциализацией и концентрацией.
На развитие региональной коммерческой радиожурналистики повлияли социально значимые перемены, связанные со строительством горно-металлургических предприятий общесоюзного значения. Город стал центром политического и культурного значения. [Рязанцев В.А., 2017: 52]
Актуальность исследования заключается в изучении развития коммерческого радиовещания в городе Белгороде. Ранее эта тема не была никем затронута. В данной квалификационной работе мы рассмотрим действие развития коммерческого вещания в 1990 гг. Развитие истории происходило под влиянием концентрации, то есть образования всевозможных холдингов, и корпорации что в свою очередь относится к системе СМИ, и радиовещанию в частности. Факторы, которые повлияли на развитие коммерческого радио: экономические и социальные. Собственно по этой причине и изменялся контекст, структура радио.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является коммерческое радиовещание города Белгорода.
Предмет: выступают особенности, история развития коммерческого радиовещания, и его форматы.
Задачи исследования:
1. Обосновать феномен коммерческого радиовещания на белгородском медиарынке;
2. Дать характеристику основным этапам развития коммерческого радиовещания в г. Белгороде;
3. Изучить форматы и контентные характеристики коммерческих радиостанций г. Белгорода;
4. Выявить проблемы перехода коммерческих радиостанций в режим ретрансляции;
5. Охарактеризовать образование радиовещательных холдингов в г. Белгород;
6. Определить современное состояние и перспективы развития коммерческих радиостанций.
Эмпирическим материалом исследования послужило использование архивных источников, опросов, официальных сайтов, диссертаций, учебников, радио, интервью.
Хронологические рамки исследования: с середины 1996 г. до 2018 г. Обосновываются также выборные исторические справки в городе Белгороде по современному состоянию.
В теоретическую базу главных авторов выступили положения:
Ресурсы Белгородского радио вещания: «Спорт FM» 87.6, «Радио комсомольская правда» 90.7, «Радио 7 на семи холмах» 102.7, «Europa plus» 103.6, «NRJ» 104.2, «Comedy» 104.7, «Love radio» 106.0, «Ретро FM» 10.3, «Авторадио» 107.7, «Русское радио» 102.2, «Дорожное радио» 106.8, «Record» 91.4.
Коммерческое радиовещание: В.А. Рязанцев «Диссертация», И.И Карпенко «Организационная конвергенция: пути образования медиахолдингов и медиакорпораций», В.В. Смирнов «Формы вещания», корпоративный журнал «Европейской медиагруппы»
Интервьюирование: Дмитрий Мешков «Вавилон», «Белгородский Медиа Холдинг», Максим Буханов «Рок ФМ», Владимир Марков «ТРИ А», Олег Енисенко «ТРИ А», Вадим Рязанцев Белгородский холдинг «Русская Медиа Группа», Андрей Тарсаидзе Белгородский холдинг «Русская Медиа Группа».
Новизна исследования: На сегодняшний день в подобном русле данная тема никем не была изучена.
Степень научной проблемы. Ранее тема не была никем затронута в городе Белгороде. Мы проанализируем и изучим с начала истории развития коммерческого радио в нашем регионе.
Методы исследования: основным методом является метод описания, базирующийся на приемах сбора информации, ее систематизации и анализа.
• Синтез - изучение основных этапов развития коммерческого радио в Белгороде.
• Дедукция - этот метод общей совокупности анализируемых свойств коммерческого радио в г. Белгороде, на основе единичных свойств объекта, таких как: становление, развитие, его форматы.
• Интерактивный - общение с компетентными в данной сфере людьми, и проведение интервьюирования.
Теоретическая значимость. Наша задача заключается в изучении и развитии её в городе Белгороде. Это важно не только для аудитории слушающую радиоканалы, а также важно для системы СМИ.
Практическая ценность состоит в том, что мы можем применить на практике теорию. Зная историю развития коммерческого радио, её проблемы и перспективы, слушать радио в городе Белгороде.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, ресурсов радиовещания, списка литературы и источниках.
В Главе 1 рассказывается о:
• Феномене коммерческого радиовещания на белгородском медиарынке.
• Основных этапах развития коммерческого радиовещания в г. Белгороде.
• Форматах и контентных характеристиках коммерческих радиостанций г. Белгорода.
В Главе 2 мы рассказываем о:
• Проблемах перехода коммерческих радиостанций в режим ретрансляции.
• Образовании радиовещательных холдингов в г. Белгороде.
• Современном состоянии и перспективах развития коммерческих радиостанций
Изучение развития коммерческого радиовещания в г. Белгороде показало, что на данный момент не существует самостоятельно созданных коммерческих радио. Можно аргументировать это несколькими причинами, которые влияют на формирование радио. На фоне учета постоянных социально значимых изменений, и при процессе посредством поиска новых идей, приемов подачи, нужно убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, и перенести значимость в систему средств массовой информации.
Средства и приемы белгородского коммерческого радиовещания оказывают сильное эмоциональное воздействие на целевую аудиторию с помощью эмоционального воздействия с целью откладывании в сознании общего представления об образе радиостанции.
Многократность подачи информации в белгородском коммерческом радиовещании не ведет к манипуляции сознанием аудитории, а создаёт видимость значимости события через конкретную подачу факта.
Передачи на тот момент вели для того, чтобы заинтересовать своего слушателя и развить целевую аудиторию.
Поэтому, чтобы средства и приемы белгородского коммерческого радиовещания приводили к единственно верному решению аудитории необходимо верное позиционирование мнения ведущего, вещая информативные факты, давая им достоверность и актуальность.
Коммерческое радиовещание как один из видов деятельности СМИ в российской научной литературе изучено мало. До сих пор было проведено недостаточное количество исследований на подобную тему. Основные работы представлены отдельными публикациями в специализированных журналах, газетах, а также в некоторых научных изданиях, посвященных радиовещанию и СМИ.
Радио, являясь средством массовой коммуникации, обладает своими определенными особенностями. Радио является разновидностью связи без проводов, в которой в качестве носителя сигнала являются радиоволны, которые могут свободно распространятся в пространстве.
Мы изучили основные первые коммерческие радиостанции в г. Белгороде такие как: «Вавилон», «РОК ФМ», «ТРИ А». На сегодняшний день радио является одним из главных средств массовой информации Белгородской области. Разнообразность радиовещания позволяет выбрать каждому человеку свою радиостанцию, исходя из интересов, возраста, места нахождения.
Современное региональное радио должно быть динамичным, информационно насыщенным, многозвучным, мобильным, привлекательным для слушателей.
В сегодняшней непростой общественно-политической ситуации сложно давать прогнозы развития коммерческого радиовещания. Скорее всего, можно будет наблюдать следующие процессы:
- Усиление концентрации медиасобственности, как естественного процесса экономического рынка и создание холдингов, групп, империй СМИ.
- Коммерческие радиостанции, скорее всего, будут заполнять те ниши, которые в силу ряда причин оставляют государственные радиостанции, обращаться к тем формам, жанрам и темам, которые считались государственной прерогативой:
- это расширение информационного поля коммерческого радиовещания в связи с переформатированием ряда станций в news и news/talk радио, увеличения разговорной (юмористически-развлекательной) доли в музыкальном вещании. Культурные, образовательные программы, программы для детей и так далее; радиопостановки (в рейтингах, радиопостановки на третьем месте популярности после музыкальных программ в целом и информационных передач).
- Использование новых технологий открывает огромные возможности для продвижения радиопродукта на рынок - это, в первую очередь цифровое вещание и ресурсы Интернета. Перенос радиовещания в Интернет приводит к тому, что радио претерпевает трансформацию, которая заключается в появлении визуального ряда и интерактивности. У слушателей радио появляются возможности получения изобразительной, текстовой и даже видеоинформации в результате поиска по сайту. Все это позволяет говорить о радио в Интернете как о мультимедийном ресурсе нового поколения. Интернет - это среда с особыми принципами формирования контента, которые характеризуются многовариантностью с ориентацией на конкретного пользователя.
Таковы основные типологические характеристики и прогнозы развития региональной коммерческой радиокомпании. Они следуют тем же правилам, что и московские, развиваются в тех же параметрах.
1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть
коллективного пространства общества. // Язык СМИ как объект
междисциплинарного исследования: Учебное пособие. - М., МГУ, 2013. - 326с.
2. Андреева Ю.В. Психология имиджа и рекламы: концепции, технологии, стратегии эффективности. - Казань, ЦИТ, 2016. - 355с.
3. Бернштейн С.И. Язык радио. - М., ГРВЛ «Наука», 2013. - 46 с.
4. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., МГУ, 2013. - 125 с.
5. Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века. / Телерадиоэфир. - М., Аспект Пресс, 2015. - 239 с.
6. Б. Барабанов. Работа службы информации на музыкальном радио. Радио: музыкальное, новостное, общественное.../ Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - С. 81.
7. Браун Л. Имидж путь к успеху. - СПб., Питер, 2011. - 192 с.
8. Бубукин А. Какое радио мы слушаем? // Шоу-мастер. 2000. №1 -С. 49
9. Бубукин А.В.Эфирные тайны. - Новосиб.: FM-реклама, 2003. - 148 с.
10. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н.Курсрадиотелевизионной журналистики: - СПб.: Специальная Литература, 2004.
11. Вопросы регионального информационного вещания. Выпуск VI. Белгородская область. Часть II. / ред. В.П. Незнамова, А.Б. Парканского. - М., ВГТРК, 2013 . - 160 с
12. Время работать на радио. Современная радиожурналистика вразных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с
13. Г оряева Т.М.Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920¬х — начале 1930-х годов.
14. Глейзер, М. С. Радио и телевидение в СССР [Текст] : даты и факты (1917¬1986) / М. С. Глейзер. - Гос. ком. СССР по телевидению и радиовещанию, Гл. ред. писем и социол. исслед. - М. : Искусство, 1989. - 140 с.
15. Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. пособие для студентов вузов. - 3. изд. - М., Аспект Пресс, 2013. -590 с.
16. Зазыкин В.Г. Имидж организации: структура и психологические
факторы эффективности. // «Практические аспекты связей с общественностью». 2013. Режим доступа: http://tandem-
fomm.m/articles/info/article23.html.
16. Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. - М., «Искусство», 2014. - 180 с.
17. Катунин Г.П.Телекоммуникационные системы и сети.Радиосвязь, радиовещание, телевидение. - М.: Горячая линия-Телеком. 672 ст
18. Кийт М. Радиостанция. - М., Мир, 2014. - 467 с.
19. Михайлова Ю. Радио для женщин. // R2R. - 2013. - №6. - С. 13.
20. Новичихина, М. Е. Коммерческое название, рекламный текст, бренд, товарный знак, номен: разграничение понятий [Текст] / М. Е. Новичихина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2004. - №1. - С. 165-170.
21. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. 2-е издание. - М., МГУ, 2013. - 320 с.
22. Радио это миф, приносящий прибыль. / С. Семенова //
«Broadcasting. Телевидение и радиовещание». - 2013. - №5. - Режим
доступа: http://www.ohair.ru/index.php?CLNAME=articles&AR TID=112.
23. Радиожурналистика: учебник / ред. А.А. Шереля. - М. : МГУ, 2013. - 480 с.
24. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. — М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.
25. Радиожурналистика. М, 2000. С. 372.
26. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.
27. Раскатова Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Воронеж, 2005. - 22 с.
28. Рязанцев В.А. Журналистика и медиаобразование: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 2017. - 65с.
29. Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. - М.: Высш. шк., 1997. - 96 с.
30. Смирнов В.В. Современная радиожурналистика: проблемы теории и практика // Современный проблемы журналисткой работы. - Воронеж, ВГУ, 2016. С. 87-97.http://belgorod. spravker.ru/radio-radiokompanii/
31. Смирнов В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — С. 58.
32. Сомова, Е. Г. Рекламный радиотекст как объект звуковой метафоризации [Текст] / Е. Г. Сомова // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Выпуск 3-4. - Воронеж. - 2003. - С. 100-102.
33. Сухарева В. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997) // Отече-ственное радио в
современных условиях. — М., 1998. Ч.1. - С. 28
34. Тулупов, В. В. Газета : маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет [Текст] / В. В. Тулупов. - Воронеж : Издательство «Кварта», 2001. - 320 с.
35. Ульяновский, А. В. Мифодизайн : коммерческие и социальные мифы [Текст] / А. В. Ульяновский. - СПб. : Питер, 2005. - 539 с
36. Ульяновский, А. В. Мифы рекламы [Электронный ресурс] / А. В. Ульяновский // "Наш мир рекламы" / авторы-составители Э. Петерсон, А. Прилипко. - Минск : ИП "Хел-мон", 1995. - С. 101-104.
- Режим доступа:
http ://library. sredaboom.ru/proj ect/libr reklama08.htm.
37. Шаромов, А. В. Формирование рекламно0информационного пространства бренда [Текст] / А. В. Шаромов // Вестник московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2007. - № 1. - С. 94-102.
38. Элмор, Р. Т. Словарь языка средств массовой информации США [Текст] / Р. Т. Элмор. - М. : Рус. яз., 1992. - 668 с.
39. Юриков А. П.Россия: Радиостанция: Роман. — М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 345 с.
40. Love Radio меняет фирменный стиль. // ИА Onair. - 2017. - Режим достуna://http://onair.ru/index.php?CLNAME=enews&act=viewmsg&NMID=18852& tt=main&hook=l -11547189default-1.