ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1»)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 Зарождение научно-популярной журналистки как феномена (Что это такое и с чего все начиналось) 7
1.3 Научно-популярная журналистика на радио и ТВ 24
Итоги первой главы 29
ГЛАВА 2. НОВЫЕ МЕДИА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Новые медиа как феномен: основные признаки и преимущества 30
2.2. Обзор научно-популярных сетевых изданий 40
2.3. Типы социальных медиа и их применение в научно-популярной журналистике 53
2.4. Принцип мультиплатформенности в научно-популярной журналистике 85
Итоги второй главы 96
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТЕНТА «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1» 96
3.1. Анализ сайта «популярная механика» 98
3.2. Анализ работы «популярная механика» в социальных медиа 105
3.3. Анализ сайта «N+1» 107
3.4. Анализ работы «N+1» в социальных сетях 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 Зарождение научно-популярной журналистки как феномена (Что это такое и с чего все начиналось) 7
1.3 Научно-популярная журналистика на радио и ТВ 24
Итоги первой главы 29
ГЛАВА 2. НОВЫЕ МЕДИА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Новые медиа как феномен: основные признаки и преимущества 30
2.2. Обзор научно-популярных сетевых изданий 40
2.3. Типы социальных медиа и их применение в научно-популярной журналистике 53
2.4. Принцип мультиплатформенности в научно-популярной журналистике 85
Итоги второй главы 96
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТЕНТА «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1» 96
3.1. Анализ сайта «популярная механика» 98
3.2. Анализ работы «популярная механика» в социальных медиа 105
3.3. Анализ сайта «N+1» 107
3.4. Анализ работы «N+1» в социальных сетях 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
Донести до широкой публики адаптированные научные знания, которые неподготовленная аудитория сможет понять и использовать в дальнейшем развитии социума, применить полученные знания в технологическом процессе, всегда являлось важнейшей задачей популяризации науки, и, в принципе, послужило поводом для рождения этого процесса. Процесса творческого и, несомненно, требующего обширных знаний во многих областях науки. Принести свет научных знаний в общество, истинных, с точки зрения современной науки, поставило популяризаторов науки в ряды борцов с лженаукой, экстрасенсами и прочими дельцами от околонаучных знаний, заполонившими в наше время экраны телевизоров, страницы и паблики в интернет, растущими как грибы роликами в видео сервисах.
Само рождение популяризации науки было обосновано тем научно-техническим переворотом в России, что начал царь Петр I. Тогда стояла задача привлечения в научно технический процесс молодежи, стремящейся развиваться в техническом русле, склонной к наукам и новым знаниям. Развитие популяризации науки, как и всей журналистики в России, тесно связано с развитием средств распространения информации. На протяжении трехсот лет, начиная с книг и журналов, переходя на волны радио и телевидения, прочно обосновавшись на страницах интернет сайтов и приложений для смартфонов.
В советский период в СССР популяризации науки уделялось важнейшее внимание, осуществлялся контроль над распространением научных знаний, поддержка авторов- популяризаторов; создание наглядных пособий, материалов для изучения и пр. взяло на себя государство. В постперестроечную эпоху, когда перед государством, раздираемым на части социально-экономическими проблемами, стояли совершенно другие задачи, популяризации не было уделено должного внимания. Были разрушены или проданы многие научно-технические издания, а оставшиеся, перейдя на рыночные рельсы, пытались выжить в новых для себя условиях, часто уделяя популяризации ничтожно малую часть своих ресурсов.
Сейчас популяризация науки обретает второе рождение. Потребность в популяризаторах в связи с экономическим ростом страны была озвучена правительством в 2010 году . Но наряду с возрождением традиционных средств популяризации науки на эту ниву приходят и новые, интернет сми, паблики, социальные сети в интернет, ютьюб каналы. Огромный скачок развития технических средств распространения информации, вхождение в нашу жизнь таких гаджетов как смартфоны, предопределило направление развития научной популяризации на ближайшие десятилетия. Уже сейчас аудитория интернета обогнала, казалось бы незыблемых обитателей информационного олимпа радио и телевидение. Согласно отраслевому докладу «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2018 год, доля пользователей интернет в России выросли до 76% а это 93 миллиона жителей , для сравнения в 2000 было всего 3 миллиона пользователей.
Актуальность исследования обусловлена глобальным переходом основной аудитории в интернет пространство. Основываясь на исследованиях отечественных ученых и данных пользования интернет в России, можно с уверенностью сказать, что будущее научно-популярных ресурсов неотвязно связано с новыми медиа. А, так как новые средства распространения информации, или, правильнее сказать, средства массовых коммуникаций в интернет, возникающие постоянно новые течения и приемы подачи информации, интерактивность ресурсов и гибкость их создания, дают несравнимо большую функциональную свободу авторам, то выделить основной функционал и определить преимущества, является первоочередной задачей.
Научная разработанность популяризации науки не может быть до конца изучена, так как развитие новых технических и теоретических средств дает толчки в развитии как самой науки, так и ее популяризации. Научно-популярные издания в интернет сейчас активно развиваются. Средства массовых коммуникаций в интернете получили толчок к развитию в России последние 20 лет. Необходимость научного исследования данного феномена послужила поводом для создания кафедр «Новых медиа» в ведущих университетах страны (МГУ, СПБГУ). В последнее время появилось множество научных публикаций, исследующих масс-медиа в интернет.
Одним из первых исследователей, проведших фундаментальные работы по данной теме была Э.А. Лазаревич, она и ее последователи систематизировали понятия и дали определения процессам. Сейчас появилось множество курсов по новым медиа, появились более современные теоретические разработки, но все же применительно к популяризации науки эта тема не так тщательно изучена.
Объектом исследования будут два ресурса, которые занимаются популяризацией науки. Один классического формата, придерживающийся старых традиций своего еще журнального прошлого «Популярная механика» и ресурс нового формата, живущий только в сети «N+1».
Предметом исследования будут типологические особенности этих ресурсов, профильные особенности (жанровые, аудиторные, функциональные и т.д.), как общие и свойственные всем средствам массовых коммуникаций, так и присущие только определенным группам, определяющие их профильные отличия.
Целью исследования является сравнить форму подачи материала, выделить характерные преимущества того или иного варианта существования научно-популярного ресурса с последующим формированием принципов построения современного медиа ресурса, способного конкурировать с уже существующими. Для того, чтобы достичь цели данного исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить базисные составляющие формирования научно-популярной журналистики на фоне развития научно-технического прогресса;
2. Определить специфичность формирования научной популяризации в процессе трансформирования научных знаний;
3. Определить возможности Интернета в создании оптимальной среды для формирования научно-популярных ресурсов на основе уже существующих;
4. Определение и сравнение аудиторных особенностей данных ресурсов;
5. Выявить предметно-тематические особенности этих ресурсов в сети;
6. Выявить основные приемы создания и подачи материала в ресурсах;
7. Выделить основные преимущества и недостатки классических медиа в сравнении с ресурсами нового формата.
Эмпирическую базу исследования составляет научно-популярный материал, опубликованный на этих ресурсах.
Хронологически период исследования определен рамками с января по март 2020 года.
Теоретико-методологическая база исследования основана на анализе и применении информации из различных источников, книг и статей по теме научной популяризации, и формированию новых медиа ресурсов в Интернете. Для методологической основы исследования были взяты принципы системного анализа и подхода для обобщения и создания целой картины функционирования ресурсов. Основой теоретической базы исследования стали: 1) работы по изучению популяризации науки Акопова А.И., Качкаевой, А. Г., Есина, Б.И., Лазаревич Э.А., Колесниченко, А. В.; 2) исследования по теории журналистики, системам массовых коммуникаций Вартановой Е.Л., Грабельникова А.А., Горохова В.М., Есина Б.И., Засурского Я.Н., Дзялошинского И.М., Лукиной М.М., Овсепяна Р.П., Тертычного А.А.
В магистерской работе нами были использованы следующие методы исследования:
• Метод аналогии (параллельно изучим свойства обоих ресурсов и сравним их логически);
• Метод анализа (мы изучим составляющие ресурсов, их качество и количество, проведем их исторический анализ);
• Классификация (распределим материал по видам и рубрикам);
• Обобщение результатов (выявим общие признаки и свойства, что
объединяет эти ресурсы);
• Метод прогнозирования (попробуем дать прогноз развития научно-популярных ресурсов в будущем).
Структура исследования вытекает из требования, которое выдвигает поставленная задача. Работа состоит из введения, включает в себя также три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы показываем актуальность нашей темы, широту ее изученности и проработанности, источники теоретических работ по этой теме, определяем предмет исследования, его цели и задачи, определяется структура работы.
В первой главе рассказывается об истории развития популяризации научных знаний в России, начиная с зарождения научно-популярной журналистики в традиционной форме печатного издания, ее неразрывное следование и развитие совместно с классической журналистикой и техническим прогрессом, как производной от их взаимодействия, так и заканчивая ее расцветом в советский период, с преобразованием в новые формы подачи на телевидении и радио.
Во второй главе мы рассмотрим феномен «новых медиа», теоретические и фактические предпосылки к появлению данного феномена, посмотрим, какова была необходимость в данном типе медиа и какие отличительные признаки характеризуют данное явление в средствах массовых коммуникаций. Совершим обзор действующих ныне научно-популярных медиа. Выявим отличительные признаки и форматы новых медиа среди научно-популярных изданий в сети. Определим отличительные черты, присущие современным научно-популярным новым медиа.
В третьей главе мы рассмотрим и проанализируем двух наиболее успешных представителей среди научно-популярных изданий из двух групп. Одно издание будет мигрирующее из традиционных печатных научно-популярных СМИ, второе - типичный представитель нового формата научно-популярных изданий. Сравним их форматы, проанализируем приемы и основные параметры их деятельности на ниве популяризации научных знаний. Попробуем выявить положительные и отрицательные показатели их деятельности в разных форматах и на разнообразных платформах, сравнивая оба издания между собой.
В заключении попытаемся сформировать образ современного научно-популярного нового медиа, определив его необходимые черты, основываясь на анализе существующих медиа и ответах фокус группы.
Само рождение популяризации науки было обосновано тем научно-техническим переворотом в России, что начал царь Петр I. Тогда стояла задача привлечения в научно технический процесс молодежи, стремящейся развиваться в техническом русле, склонной к наукам и новым знаниям. Развитие популяризации науки, как и всей журналистики в России, тесно связано с развитием средств распространения информации. На протяжении трехсот лет, начиная с книг и журналов, переходя на волны радио и телевидения, прочно обосновавшись на страницах интернет сайтов и приложений для смартфонов.
В советский период в СССР популяризации науки уделялось важнейшее внимание, осуществлялся контроль над распространением научных знаний, поддержка авторов- популяризаторов; создание наглядных пособий, материалов для изучения и пр. взяло на себя государство. В постперестроечную эпоху, когда перед государством, раздираемым на части социально-экономическими проблемами, стояли совершенно другие задачи, популяризации не было уделено должного внимания. Были разрушены или проданы многие научно-технические издания, а оставшиеся, перейдя на рыночные рельсы, пытались выжить в новых для себя условиях, часто уделяя популяризации ничтожно малую часть своих ресурсов.
Сейчас популяризация науки обретает второе рождение. Потребность в популяризаторах в связи с экономическим ростом страны была озвучена правительством в 2010 году . Но наряду с возрождением традиционных средств популяризации науки на эту ниву приходят и новые, интернет сми, паблики, социальные сети в интернет, ютьюб каналы. Огромный скачок развития технических средств распространения информации, вхождение в нашу жизнь таких гаджетов как смартфоны, предопределило направление развития научной популяризации на ближайшие десятилетия. Уже сейчас аудитория интернета обогнала, казалось бы незыблемых обитателей информационного олимпа радио и телевидение. Согласно отраслевому докладу «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2018 год, доля пользователей интернет в России выросли до 76% а это 93 миллиона жителей , для сравнения в 2000 было всего 3 миллиона пользователей.
Актуальность исследования обусловлена глобальным переходом основной аудитории в интернет пространство. Основываясь на исследованиях отечественных ученых и данных пользования интернет в России, можно с уверенностью сказать, что будущее научно-популярных ресурсов неотвязно связано с новыми медиа. А, так как новые средства распространения информации, или, правильнее сказать, средства массовых коммуникаций в интернет, возникающие постоянно новые течения и приемы подачи информации, интерактивность ресурсов и гибкость их создания, дают несравнимо большую функциональную свободу авторам, то выделить основной функционал и определить преимущества, является первоочередной задачей.
Научная разработанность популяризации науки не может быть до конца изучена, так как развитие новых технических и теоретических средств дает толчки в развитии как самой науки, так и ее популяризации. Научно-популярные издания в интернет сейчас активно развиваются. Средства массовых коммуникаций в интернете получили толчок к развитию в России последние 20 лет. Необходимость научного исследования данного феномена послужила поводом для создания кафедр «Новых медиа» в ведущих университетах страны (МГУ, СПБГУ). В последнее время появилось множество научных публикаций, исследующих масс-медиа в интернет.
Одним из первых исследователей, проведших фундаментальные работы по данной теме была Э.А. Лазаревич, она и ее последователи систематизировали понятия и дали определения процессам. Сейчас появилось множество курсов по новым медиа, появились более современные теоретические разработки, но все же применительно к популяризации науки эта тема не так тщательно изучена.
Объектом исследования будут два ресурса, которые занимаются популяризацией науки. Один классического формата, придерживающийся старых традиций своего еще журнального прошлого «Популярная механика» и ресурс нового формата, живущий только в сети «N+1».
Предметом исследования будут типологические особенности этих ресурсов, профильные особенности (жанровые, аудиторные, функциональные и т.д.), как общие и свойственные всем средствам массовых коммуникаций, так и присущие только определенным группам, определяющие их профильные отличия.
Целью исследования является сравнить форму подачи материала, выделить характерные преимущества того или иного варианта существования научно-популярного ресурса с последующим формированием принципов построения современного медиа ресурса, способного конкурировать с уже существующими. Для того, чтобы достичь цели данного исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить базисные составляющие формирования научно-популярной журналистики на фоне развития научно-технического прогресса;
2. Определить специфичность формирования научной популяризации в процессе трансформирования научных знаний;
3. Определить возможности Интернета в создании оптимальной среды для формирования научно-популярных ресурсов на основе уже существующих;
4. Определение и сравнение аудиторных особенностей данных ресурсов;
5. Выявить предметно-тематические особенности этих ресурсов в сети;
6. Выявить основные приемы создания и подачи материала в ресурсах;
7. Выделить основные преимущества и недостатки классических медиа в сравнении с ресурсами нового формата.
Эмпирическую базу исследования составляет научно-популярный материал, опубликованный на этих ресурсах.
Хронологически период исследования определен рамками с января по март 2020 года.
Теоретико-методологическая база исследования основана на анализе и применении информации из различных источников, книг и статей по теме научной популяризации, и формированию новых медиа ресурсов в Интернете. Для методологической основы исследования были взяты принципы системного анализа и подхода для обобщения и создания целой картины функционирования ресурсов. Основой теоретической базы исследования стали: 1) работы по изучению популяризации науки Акопова А.И., Качкаевой, А. Г., Есина, Б.И., Лазаревич Э.А., Колесниченко, А. В.; 2) исследования по теории журналистики, системам массовых коммуникаций Вартановой Е.Л., Грабельникова А.А., Горохова В.М., Есина Б.И., Засурского Я.Н., Дзялошинского И.М., Лукиной М.М., Овсепяна Р.П., Тертычного А.А.
В магистерской работе нами были использованы следующие методы исследования:
• Метод аналогии (параллельно изучим свойства обоих ресурсов и сравним их логически);
• Метод анализа (мы изучим составляющие ресурсов, их качество и количество, проведем их исторический анализ);
• Классификация (распределим материал по видам и рубрикам);
• Обобщение результатов (выявим общие признаки и свойства, что
объединяет эти ресурсы);
• Метод прогнозирования (попробуем дать прогноз развития научно-популярных ресурсов в будущем).
Структура исследования вытекает из требования, которое выдвигает поставленная задача. Работа состоит из введения, включает в себя также три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы показываем актуальность нашей темы, широту ее изученности и проработанности, источники теоретических работ по этой теме, определяем предмет исследования, его цели и задачи, определяется структура работы.
В первой главе рассказывается об истории развития популяризации научных знаний в России, начиная с зарождения научно-популярной журналистики в традиционной форме печатного издания, ее неразрывное следование и развитие совместно с классической журналистикой и техническим прогрессом, как производной от их взаимодействия, так и заканчивая ее расцветом в советский период, с преобразованием в новые формы подачи на телевидении и радио.
Во второй главе мы рассмотрим феномен «новых медиа», теоретические и фактические предпосылки к появлению данного феномена, посмотрим, какова была необходимость в данном типе медиа и какие отличительные признаки характеризуют данное явление в средствах массовых коммуникаций. Совершим обзор действующих ныне научно-популярных медиа. Выявим отличительные признаки и форматы новых медиа среди научно-популярных изданий в сети. Определим отличительные черты, присущие современным научно-популярным новым медиа.
В третьей главе мы рассмотрим и проанализируем двух наиболее успешных представителей среди научно-популярных изданий из двух групп. Одно издание будет мигрирующее из традиционных печатных научно-популярных СМИ, второе - типичный представитель нового формата научно-популярных изданий. Сравним их форматы, проанализируем приемы и основные параметры их деятельности на ниве популяризации научных знаний. Попробуем выявить положительные и отрицательные показатели их деятельности в разных форматах и на разнообразных платформах, сравнивая оба издания между собой.
В заключении попытаемся сформировать образ современного научно-популярного нового медиа, определив его необходимые черты, основываясь на анализе существующих медиа и ответах фокус группы.
По результатам проведенного исследования следует, что научно-популярная журналистика не статическая величина, ее формы и методы менялись, следуя достижениям научно-технического прогресса и тенденциям развития журналистики в целом. Задача популяризации науки, которую решает научно-популярная журналистика, является одной из важнейших в становлении общества. Формированию научного мировоззрения и ценностных ориентиров общества всегда сопутствовало распространение научного знания, и в итоге оно способствовало правильному пониманию и оценке окружающей действительности. Благодаря распространению научного знания социуму дается выбор правильного формирования видения себя в профессии, подталкивает молодежь к получению образования, посвящению себя науке и развитию себя как личности.
Развитие популяризации науки всегда было неразрывно связано и зависело от прессы, как одного из основных каналов распространения информации. Зарождение научно-популярной журналистики и ее развитие в России происходило все последние триста лет жизнедеятельности прессы, начиная с первых газет и журналов, и потом плавно перетекая на экраны телеприемников и вливаясь в радиоэфир. Как результат, к концу двадцатого столетия это - четко сформированная сеть научно-популярных СМИ с охватом многомиллионной аудитории Советского Союза. К сожалению, на переходном периоде веков и тысячелетий, лишившись государственной поддержки в связи со сменой политического и экономического строя, налаженная система популяризации знаний резко деградировала. Журналистика, встав на новые экономические рельсы свободы, сменила ориентацию своих интересов, а общество, занятое выживанием в новом экономическом хаосе мало думало о саморазвитии и техническом прогрессе. Но экономическая ситуация начала выправляться, СМИ сформировали новые пути развития. Появление новых технологий распространения информации, позволившие снизить себестоимость проектов и ускорить их развитие, послужило стартом к появлению в сети интернет множеству научно-популярных сайтов. Сайты появлялись как по инициативе отдельных ученых и популяризаторов науки, так и при поддержке государства, которое к тому времени нашло средства и силы для патронажа научно-популярных изданий. Интернет, обладая уникальным набором достоинств: гипертекстуальностью, глобальностью, невысокой ценой на изготовление сайтов, мультимедийностью и цифровой формой хранения и передачи информации, способствовал развитию научно-популярных изданий и их широкому распространению в обществе. Эта группа научно-популярных изданий в сети уже достаточно определилась и имеет определенные типологические признаки: это издания, пришедшие в сеть из традиционных научно-популярных СМИ, газеты, журналы и телевизионные телепрограммы и самостоятельно возникшие научно-популярные сайты. И как дальнейшее развитие сетевого средства массовой коммуникации следовало появление «новых медиа», вобравших в себя признаки старых традиционных и приобретших новые.
Исследования показали, что научно-популярное «новое» медиа должно обладать следующими характеристиками:
• Интерактивностью;
• Быть цифровым и распространятся через интернет;
• Быть мультимедийным;
• Быть гипертекстуальным;
• Быть гибким и изменяемым;
• Мультиплатформенностью.
Согласно отраслевому отчету Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России за 2019 год, показатель пользования интернетом в России достигает 94 млрд. человек, а это 76% от всего населения России. Опять же согласно данным того же отчета основные пользователи интернета — это молодежь 55% (16-30 лет) и 40% (31-45 лет), в основном это жители крупных мегаполисов 75% (более 1 млн. чел.) и 20% (более 100 тыс. чел.), с высоким (40%) и средним (40%) достатком. Это аудиторный портрет практически полностью совпадает с портретом пользователей научно-популярных медиа. Добавим только: имеющими или получающими высшее образование, интересующимися достижениями науки и техники или работающими в этой области. Согласно данным проведенного опроса , большинство респондентов получают научные знания в сети интернет. (См. Рисунок 10)
Жанрово-тематический обзор показал, что основной продукт научно-популярного медиа — это аналитические статьи на темы: оружия, космоса, гаджетов и достижений современной науки, имеющие часто кроме популяризирующего еще и развлекательный характер. Опять же, последние исследования показали, что развлекательность научно-популярного контента часто востребована в социальных медиа, а на сайтах более популярны серьезные и объемные статьи для вдумчивого и неспешного чтения. Согласно данным опроса,135 мнения разделились практически в равных долях, что доказывает правильность предположения, что научно-популярные знания должны обладать вариативностью подачи. (См. Рисунки 11 и 12)
В то же время период бессистемного поглощения информации подходит к концу, аудитория становится требовательна не только в форме подачи, но и к содержанию. Повсеместная борьба с лженаучными теориями и псевдо наукой ставит серьезные научно-популярные издания выше по лестнице доверия среди целевой аудитории. Ставшая уже привычной ссылка на источник информации, а сейчас это и целая серия продолжающихся историй, связанных с помощью гиперссылок в одну развивающуюся, позволяет отделить качественный контент от фейка. Согласно данным того же опроса, большинство опрашиваемых склонны доверять науке. (См. Рисунок 13) Но, опять же, влияние лидеров мнений, а сейчас это известные личности, блогеры, остается достаточно сильным, видимо этим объясняется появление множества научно-популярных пабликов в сети интернет, которые имеют больше развлекательный контент, чем образовательный, и, в основном, сообщают о научных фактах, не имея желания объяснить их причину.
Кому больше доверия?
Так же исследования показали востребованность оперативного представления научных новостей. Благодаря развитию технических средств и возможностям современных сетей передачи данных, появилась возможность быстро и в полном объеме помещать научные новости, наполняя их мультимедийным и аналитическим контентом, тем самым удовлетворяя потребность в данном виде научно-популярной информации среди ученых и студентов, занимающихся научными исследованиями.
Падение просмотров телевизионных программ и, как следствие, миграция рекламных кампаний и бюджетов в интернет, позволило появиться новым моделям монетизации научно-популярных изданий в интернете. Старая модель размещения прямой рекламы на сайте плохо работает в современном, заполненном информацией цифровом мире. Современное научно-популярное издание зарабатывает на других принципах. Грамотное использование нативной рекламы, специально написанные рекламные тексты собирают иногда больше просмотров, чем основной материал, что привлекает партнеров и заказчиков. В современной научно-популярной среде заказчик создает направление научной популяризации, и он же оплачивает работу редакции и иногда приглашенных авторов. Согласно данным опроса, только 12% готовы платить за контент, остальные же предлагают зарабатывать средства самим изданиям или жить на дотации государства. (См. Рисунок 14)
Нужно ли монетизировать научно-популярные ресурсы?
■ Да, я готов(а) платить за научно-популярный контент, если это интересно
■ Нет, пусть платит государство
■ Такие издания должны существовать за счет спонсоров и донатов
Согласно данным того же опроса, источники получения научного знания достаточно разнообразны и среди них преобладают те, что выделяются качеством и количеством предлагаемого контента, что говорит о достаточно большом объеме рынка этих услуг и их востребованности среди аудитории.
Исследование показало важность влияния социальных сетей на развитие научно-популярных медиа. Необходимо предметно подходить к работе по взаимодействию с каждой сетью, как в тематическом подборе материала, так и в формате его представления. При продуманном и тактически выверенном плане работы в социальных медиа, научно-популярное издание может гарантировать себе постоянный приток аудитории из социальных сетей и рассчитывать на быструю ответную реакцию аудитории на публикуемые материалы. Важно понимать, что аудитория социальных сетей — это еще одна, она другая, но она ваша аудитория.
Важная стратегия работы, это мультиплатформенность проекта, диверсификация направлений не только в разных платформах, но и разных, хотя, часто смежных, темах. Все это расширяет аудиторию, привлекая соседние сегменты рынка. Так же необходимо использовать офлайн каналы работы с аудиторией, организуя мероприятия, презентации, выездные лектории и конкурсы, связанные с популяризацией науки и технического прогресса.
В попытке прогнозировать успешное научно-популярное медиа будущего у нас вырисовывается такой портрет - это научно-популярный ресурс, обладающий всеми признаками «новых медиа», содержащий себя сам и зарабатывающий достаточно для развития проекта и открытия новых направлений, имеющий отделы для работы в 120
социальных сетях и представительства во всех основных социальных медиа с предметным подходом действия в каждом, имеющих своих или приглашенных научных консультантов гарантирующих научность публикуемых материалов и пользующихся достоверными и уважаемыми источниками. Научно-популярное медиа будущего является мульти дисциплинарным и имеет материал на различные темы и уровни подготовленности пользователей, что в купе с внятной классификацией позволяет удовлетворить все запросы аудитории. Да, это нишевое издание, но оно имеет постоянную и преданную аудиторию, которую гарантированно может предложить рекламодателям и партнерам. Тут нет прямой рекламы, только нативная, и партнёрские проекты. Тут всегда современный и свежий дизайн, тут всегда новинки технологического взаимодействия с техникой пользователей и удобный интерфейс, так как чуткое следование развитию технологий - залог успеха современного научно-популярного медиа.
Развитие популяризации науки всегда было неразрывно связано и зависело от прессы, как одного из основных каналов распространения информации. Зарождение научно-популярной журналистики и ее развитие в России происходило все последние триста лет жизнедеятельности прессы, начиная с первых газет и журналов, и потом плавно перетекая на экраны телеприемников и вливаясь в радиоэфир. Как результат, к концу двадцатого столетия это - четко сформированная сеть научно-популярных СМИ с охватом многомиллионной аудитории Советского Союза. К сожалению, на переходном периоде веков и тысячелетий, лишившись государственной поддержки в связи со сменой политического и экономического строя, налаженная система популяризации знаний резко деградировала. Журналистика, встав на новые экономические рельсы свободы, сменила ориентацию своих интересов, а общество, занятое выживанием в новом экономическом хаосе мало думало о саморазвитии и техническом прогрессе. Но экономическая ситуация начала выправляться, СМИ сформировали новые пути развития. Появление новых технологий распространения информации, позволившие снизить себестоимость проектов и ускорить их развитие, послужило стартом к появлению в сети интернет множеству научно-популярных сайтов. Сайты появлялись как по инициативе отдельных ученых и популяризаторов науки, так и при поддержке государства, которое к тому времени нашло средства и силы для патронажа научно-популярных изданий. Интернет, обладая уникальным набором достоинств: гипертекстуальностью, глобальностью, невысокой ценой на изготовление сайтов, мультимедийностью и цифровой формой хранения и передачи информации, способствовал развитию научно-популярных изданий и их широкому распространению в обществе. Эта группа научно-популярных изданий в сети уже достаточно определилась и имеет определенные типологические признаки: это издания, пришедшие в сеть из традиционных научно-популярных СМИ, газеты, журналы и телевизионные телепрограммы и самостоятельно возникшие научно-популярные сайты. И как дальнейшее развитие сетевого средства массовой коммуникации следовало появление «новых медиа», вобравших в себя признаки старых традиционных и приобретших новые.
Исследования показали, что научно-популярное «новое» медиа должно обладать следующими характеристиками:
• Интерактивностью;
• Быть цифровым и распространятся через интернет;
• Быть мультимедийным;
• Быть гипертекстуальным;
• Быть гибким и изменяемым;
• Мультиплатформенностью.
Согласно отраслевому отчету Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России за 2019 год, показатель пользования интернетом в России достигает 94 млрд. человек, а это 76% от всего населения России. Опять же согласно данным того же отчета основные пользователи интернета — это молодежь 55% (16-30 лет) и 40% (31-45 лет), в основном это жители крупных мегаполисов 75% (более 1 млн. чел.) и 20% (более 100 тыс. чел.), с высоким (40%) и средним (40%) достатком. Это аудиторный портрет практически полностью совпадает с портретом пользователей научно-популярных медиа. Добавим только: имеющими или получающими высшее образование, интересующимися достижениями науки и техники или работающими в этой области. Согласно данным проведенного опроса , большинство респондентов получают научные знания в сети интернет. (См. Рисунок 10)
Жанрово-тематический обзор показал, что основной продукт научно-популярного медиа — это аналитические статьи на темы: оружия, космоса, гаджетов и достижений современной науки, имеющие часто кроме популяризирующего еще и развлекательный характер. Опять же, последние исследования показали, что развлекательность научно-популярного контента часто востребована в социальных медиа, а на сайтах более популярны серьезные и объемные статьи для вдумчивого и неспешного чтения. Согласно данным опроса,135 мнения разделились практически в равных долях, что доказывает правильность предположения, что научно-популярные знания должны обладать вариативностью подачи. (См. Рисунки 11 и 12)
В то же время период бессистемного поглощения информации подходит к концу, аудитория становится требовательна не только в форме подачи, но и к содержанию. Повсеместная борьба с лженаучными теориями и псевдо наукой ставит серьезные научно-популярные издания выше по лестнице доверия среди целевой аудитории. Ставшая уже привычной ссылка на источник информации, а сейчас это и целая серия продолжающихся историй, связанных с помощью гиперссылок в одну развивающуюся, позволяет отделить качественный контент от фейка. Согласно данным того же опроса, большинство опрашиваемых склонны доверять науке. (См. Рисунок 13) Но, опять же, влияние лидеров мнений, а сейчас это известные личности, блогеры, остается достаточно сильным, видимо этим объясняется появление множества научно-популярных пабликов в сети интернет, которые имеют больше развлекательный контент, чем образовательный, и, в основном, сообщают о научных фактах, не имея желания объяснить их причину.
Кому больше доверия?
Так же исследования показали востребованность оперативного представления научных новостей. Благодаря развитию технических средств и возможностям современных сетей передачи данных, появилась возможность быстро и в полном объеме помещать научные новости, наполняя их мультимедийным и аналитическим контентом, тем самым удовлетворяя потребность в данном виде научно-популярной информации среди ученых и студентов, занимающихся научными исследованиями.
Падение просмотров телевизионных программ и, как следствие, миграция рекламных кампаний и бюджетов в интернет, позволило появиться новым моделям монетизации научно-популярных изданий в интернете. Старая модель размещения прямой рекламы на сайте плохо работает в современном, заполненном информацией цифровом мире. Современное научно-популярное издание зарабатывает на других принципах. Грамотное использование нативной рекламы, специально написанные рекламные тексты собирают иногда больше просмотров, чем основной материал, что привлекает партнеров и заказчиков. В современной научно-популярной среде заказчик создает направление научной популяризации, и он же оплачивает работу редакции и иногда приглашенных авторов. Согласно данным опроса, только 12% готовы платить за контент, остальные же предлагают зарабатывать средства самим изданиям или жить на дотации государства. (См. Рисунок 14)
Нужно ли монетизировать научно-популярные ресурсы?
■ Да, я готов(а) платить за научно-популярный контент, если это интересно
■ Нет, пусть платит государство
■ Такие издания должны существовать за счет спонсоров и донатов
Согласно данным того же опроса, источники получения научного знания достаточно разнообразны и среди них преобладают те, что выделяются качеством и количеством предлагаемого контента, что говорит о достаточно большом объеме рынка этих услуг и их востребованности среди аудитории.
Исследование показало важность влияния социальных сетей на развитие научно-популярных медиа. Необходимо предметно подходить к работе по взаимодействию с каждой сетью, как в тематическом подборе материала, так и в формате его представления. При продуманном и тактически выверенном плане работы в социальных медиа, научно-популярное издание может гарантировать себе постоянный приток аудитории из социальных сетей и рассчитывать на быструю ответную реакцию аудитории на публикуемые материалы. Важно понимать, что аудитория социальных сетей — это еще одна, она другая, но она ваша аудитория.
Важная стратегия работы, это мультиплатформенность проекта, диверсификация направлений не только в разных платформах, но и разных, хотя, часто смежных, темах. Все это расширяет аудиторию, привлекая соседние сегменты рынка. Так же необходимо использовать офлайн каналы работы с аудиторией, организуя мероприятия, презентации, выездные лектории и конкурсы, связанные с популяризацией науки и технического прогресса.
В попытке прогнозировать успешное научно-популярное медиа будущего у нас вырисовывается такой портрет - это научно-популярный ресурс, обладающий всеми признаками «новых медиа», содержащий себя сам и зарабатывающий достаточно для развития проекта и открытия новых направлений, имеющий отделы для работы в 120
социальных сетях и представительства во всех основных социальных медиа с предметным подходом действия в каждом, имеющих своих или приглашенных научных консультантов гарантирующих научность публикуемых материалов и пользующихся достоверными и уважаемыми источниками. Научно-популярное медиа будущего является мульти дисциплинарным и имеет материал на различные темы и уровни подготовленности пользователей, что в купе с внятной классификацией позволяет удовлетворить все запросы аудитории. Да, это нишевое издание, но оно имеет постоянную и преданную аудиторию, которую гарантированно может предложить рекламодателям и партнерам. Тут нет прямой рекламы, только нативная, и партнёрские проекты. Тут всегда современный и свежий дизайн, тут всегда новинки технологического взаимодействия с техникой пользователей и удобный интерфейс, так как чуткое следование развитию технологий - залог успеха современного научно-популярного медиа.
Подобные работы
- ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯХ РОССИИ И США
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ САЙТЫ В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА РОССИЙСКИХ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ О
ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ТОРГОВО-
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «РОДНИК» В
ПРОСТРАНСТВЕ НОВЫХ МЕДИА
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2018 - Спецпроект как тип мультимедийного продукта (на примере информационного агентства «ТАСС»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Программа продвижения социального проекта в массмедиа (на примере квеста «ЭтноКод»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2019 - Популяризация научных достижений ученых в сетевых изданиях
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВ 1910-Х И 1990-Х ГГ.)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ АВТОРСКОГО КИНО СРЕДСТВАМИ PR-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ Г. КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



