ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 7
1.1 Зарождение научно-популярной журналистки как феномена (Что это такое и с чего все начиналось) 7
1.3 Научно-популярная журналистика на радио и ТВ 24
Итоги первой главы 29
ГЛАВА 2. НОВЫЕ МЕДИА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ 30
2.1. Новые медиа как феномен: основные признаки и преимущества 30
2.2. Обзор научно-популярных сетевых изданий 40
2.3. Типы социальных медиа и их применение в научно-популярной журналистике 53
2.4. Принцип мультиплатформенности в научно-популярной журналистике 85
Итоги второй главы 96
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТЕНТА «ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА» И «N+1» 96
3.1. Анализ сайта «популярная механика» 98
3.2. Анализ работы «популярная механика» в социальных медиа 105
3.3. Анализ сайта «N+1» 107
3.4. Анализ работы «N+1» в социальных сетях 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЯ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
Донести до широкой публики адаптированные научные знания, которые неподготовленная аудитория сможет понять и использовать в дальнейшем развитии социума, применить полученные знания в технологическом процессе, всегда являлось важнейшей задачей популяризации науки, и, в принципе, послужило поводом для рождения этого процесса. Процесса творческого и, несомненно, требующего обширных знаний во многих областях науки. Принести свет научных знаний в общество, истинных, с точки зрения современной науки, поставило популяризаторов науки в ряды борцов с лженаукой, экстрасенсами и прочими дельцами от околонаучных знаний, заполонившими в наше время экраны телевизоров, страницы и паблики в интернет, растущими как грибы роликами в видео сервисах.
Само рождение популяризации науки было обосновано тем научно-техническим переворотом в России, что начал царь Петр I. Тогда стояла задача привлечения в научно технический процесс молодежи, стремящейся развиваться в техническом русле, склонной к наукам и новым знаниям. Развитие популяризации науки, как и всей журналистики в России, тесно связано с развитием средств распространения информации. На протяжении трехсот лет, начиная с книг и журналов, переходя на волны радио и телевидения, прочно обосновавшись на страницах интернет сайтов и приложений для смартфонов.
В советский период в СССР популяризации науки уделялось важнейшее внимание, осуществлялся контроль над распространением научных знаний, поддержка авторов- популяризаторов; создание наглядных пособий, материалов для изучения и пр. взяло на себя государство. В постперестроечную эпоху, когда перед государством, раздираемым на части социально-экономическими проблемами, стояли совершенно другие задачи, популяризации не было уделено должного внимания. Были разрушены или проданы многие научно-технические издания, а оставшиеся, перейдя на рыночные рельсы, пытались выжить в новых для себя условиях, часто уделяя популяризации ничтожно малую часть своих ресурсов.
Сейчас популяризация науки обретает второе рождение. Потребность в популяризаторах в связи с экономическим ростом страны была озвучена правительством в 2010 году . Но наряду с возрождением традиционных средств популяризации науки на эту ниву приходят и новые, интернет сми, паблики, социальные сети в интернет, ютьюб каналы. Огромный скачок развития технических средств распространения информации, вхождение в нашу жизнь таких гаджетов как смартфоны, предопределило направление развития научной популяризации на ближайшие десятилетия. Уже сейчас аудитория интернета обогнала, казалось бы незыблемых обитателей информационного олимпа радио и телевидение. Согласно отраслевому докладу «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям» за 2018 год, доля пользователей интернет в России выросли до 76% а это 93 миллиона жителей , для сравнения в 2000 было всего 3 миллиона пользователей.
Актуальность исследования обусловлена глобальным переходом основной аудитории в интернет пространство. Основываясь на исследованиях отечественных ученых и данных пользования интернет в России, можно с уверенностью сказать, что будущее научно-популярных ресурсов неотвязно связано с новыми медиа. А, так как новые средства распространения информации, или, правильнее сказать, средства массовых коммуникаций в интернет, возникающие постоянно новые течения и приемы подачи информации, интерактивность ресурсов и гибкость их создания, дают несравнимо большую функциональную свободу авторам, то выделить основной функционал и определить преимущества, является первоочередной задачей.
Научная разработанность популяризации науки не может быть до конца изучена, так как развитие новых технических и теоретических средств дает толчки в развитии как самой науки, так и ее популяризации. Научно-популярные издания в интернет сейчас активно развиваются. Средства массовых коммуникаций в интернете получили толчок к развитию в России последние 20 лет. Необходимость научного исследования данного феномена послужила поводом для создания кафедр «Новых медиа» в ведущих университетах страны (МГУ, СПБГУ). В последнее время появилось множество научных публикаций, исследующих масс-медиа в интернет.
Одним из первых исследователей, проведших фундаментальные работы по данной теме была Э.А. Лазаревич, она и ее последователи систематизировали понятия и дали определения процессам. Сейчас появилось множество курсов по новым медиа, появились более современные теоретические разработки, но все же применительно к популяризации науки эта тема не так тщательно изучена.
Объектом исследования будут два ресурса, которые занимаются популяризацией науки. Один классического формата, придерживающийся старых традиций своего еще журнального прошлого «Популярная механика» и ресурс нового формата, живущий только в сети «N+1».
Предметом исследования будут типологические особенности этих ресурсов, профильные особенности (жанровые, аудиторные, функциональные и т.д.), как общие и свойственные всем средствам массовых коммуникаций, так и присущие только определенным группам, определяющие их профильные отличия.
Целью исследования является сравнить форму подачи материала, выделить характерные преимущества того или иного варианта существования научно-популярного ресурса с последующим формированием принципов построения современного медиа ресурса, способного конкурировать с уже существующими. Для того, чтобы достичь цели данного исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить базисные составляющие формирования научно-популярной журналистики на фоне развития научно-технического прогресса;
2. Определить специфичность формирования научной популяризации в процессе трансформирования научных знаний;
3. Определить возможности Интернета в создании оптимальной среды для формирования научно-популярных ресурсов на основе уже существующих;
4. Определение и сравнение аудиторных особенностей данных ресурсов;
5. Выявить предметно-тематические особенности этих ресурсов в сети;
6. Выявить основные приемы создания и подачи материала в ресурсах;
7. Выделить основные преимущества и недостатки классических медиа в сравнении с ресурсами нового формата.
Эмпирическую базу исследования составляет научно-популярный материал, опубликованный на этих ресурсах.
Хронологически период исследования определен рамками с января по март 2020 года.
Теоретико-методологическая база исследования основана на анализе и применении информации из различных источников, книг и статей по теме научной популяризации, и формированию новых медиа ресурсов в Интернете. Для методологической основы исследования были взяты принципы системного анализа и подхода для обобщения и создания целой картины функционирования ресурсов. Основой теоретической базы исследования стали: 1) работы по изучению популяризации науки Акопова А.И., Качкаевой, А. Г., Есина, Б.И., Лазаревич Э.А., Колесниченко, А. В.; 2) исследования по теории журналистики, системам массовых коммуникаций Вартановой Е.Л., Грабельникова А.А., Горохова В.М., Есина Б.И., Засурского Я.Н., Дзялошинского И.М., Лукиной М.М., Овсепяна Р.П., Тертычного А.А.
В магистерской работе нами были использованы следующие методы исследования:
• Метод аналогии (параллельно изучим свойства обоих ресурсов и сравним их логически);
• Метод анализа (мы изучим составляющие ресурсов, их качество и количество, проведем их исторический анализ);
• Классификация (распределим материал по видам и рубрикам);
• Обобщение результатов (выявим общие признаки и свойства, что
объединяет эти ресурсы);
• Метод прогнозирования (попробуем дать прогноз развития научно-популярных ресурсов в будущем).
Структура исследования вытекает из требования, которое выдвигает поставленная задача. Работа состоит из введения, включает в себя также три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении мы показываем актуальность нашей темы, широту ее изученности и проработанности, источники теоретических работ по этой теме, определяем предмет исследования, его цели и задачи, определяется структура работы.
В первой главе рассказывается об истории развития популяризации научных знаний в России, начиная с зарождения научно-популярной журналистики в традиционной форме печатного издания, ее неразрывное следование и развитие совместно с классической журналистикой и техническим прогрессом, как производной от их взаимодействия, так и заканчивая ее расцветом в советский период, с преобразованием в новые формы подачи на телевидении и радио.
Во второй главе мы рассмотрим феномен «новых медиа», теоретические и фактические предпосылки к появлению данного феномена, посмотрим, какова была необходимость в данном типе медиа и какие отличительные признаки характеризуют данное явление в средствах массовых коммуникаций. Совершим обзор действующих ныне научно-популярных медиа. Выявим отличительные признаки и форматы новых медиа среди научно-популярных изданий в сети. Определим отличительные черты, присущие современным научно-популярным новым медиа.
В третьей главе мы рассмотрим и проанализируем двух наиболее успешных представителей среди научно-популярных изданий из двух групп. Одно издание будет мигрирующее из традиционных печатных научно-популярных СМИ, второе - типичный представитель нового формата научно-популярных изданий. Сравним их форматы, проанализируем приемы и основные параметры их деятельности на ниве популяризации научных знаний. Попробуем выявить положительные и отрицательные показатели их деятельности в разных форматах и на разнообразных платформах, сравнивая оба издания между собой.
В заключении попытаемся сформировать образ современного научно-популярного нового медиа, определив его необходимые черты, основываясь на анализе существующих медиа и ответах фокус группы.
По результатам проведенного исследования следует, что научно-популярная журналистика не статическая величина, ее формы и методы менялись, следуя достижениям научно-технического прогресса и тенденциям развития журналистики в целом. Задача популяризации науки, которую решает научно-популярная журналистика, является одной из важнейших в становлении общества. Формированию научного мировоззрения и ценностных ориентиров общества всегда сопутствовало распространение научного знания, и в итоге оно способствовало правильному пониманию и оценке окружающей действительности. Благодаря распространению научного знания социуму дается выбор правильного формирования видения себя в профессии, подталкивает молодежь к получению образования, посвящению себя науке и развитию себя как личности.
Развитие популяризации науки всегда было неразрывно связано и зависело от прессы, как одного из основных каналов распространения информации. Зарождение научно-популярной журналистики и ее развитие в России происходило все последние триста лет жизнедеятельности прессы, начиная с первых газет и журналов, и потом плавно перетекая на экраны телеприемников и вливаясь в радиоэфир. Как результат, к концу двадцатого столетия это - четко сформированная сеть научно-популярных СМИ с охватом многомиллионной аудитории Советского Союза. К сожалению, на переходном периоде веков и тысячелетий, лишившись государственной поддержки в связи со сменой политического и экономического строя, налаженная система популяризации знаний резко деградировала. Журналистика, встав на новые экономические рельсы свободы, сменила ориентацию своих интересов, а общество, занятое выживанием в новом экономическом хаосе мало думало о саморазвитии и техническом прогрессе. Но экономическая ситуация начала выправляться, СМИ сформировали новые пути развития. Появление новых технологий распространения информации, позволившие снизить себестоимость проектов и ускорить их развитие, послужило стартом к появлению в сети интернет множеству научно-популярных сайтов. Сайты появлялись как по инициативе отдельных ученых и популяризаторов науки, так и при поддержке государства, которое к тому времени нашло средства и силы для патронажа научно-популярных изданий. Интернет, обладая уникальным набором достоинств: гипертекстуальностью, глобальностью, невысокой ценой на изготовление сайтов, мультимедийностью и цифровой формой хранения и передачи информации, способствовал развитию научно-популярных изданий и их широкому распространению в обществе. Эта группа научно-популярных изданий в сети уже достаточно определилась и имеет определенные типологические признаки: это издания, пришедшие в сеть из традиционных научно-популярных СМИ, газеты, журналы и телевизионные телепрограммы и самостоятельно возникшие научно-популярные сайты. И как дальнейшее развитие сетевого средства массовой коммуникации следовало появление «новых медиа», вобравших в себя признаки старых традиционных и приобретших новые.
Исследования показали, что научно-популярное «новое» медиа должно обладать следующими характеристиками:
• Интерактивностью;
• Быть цифровым и распространятся через интернет;
• Быть мультимедийным;
• Быть гипертекстуальным;
• Быть гибким и изменяемым;
• Мультиплатформенностью.
Согласно отраслевому отчету Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России за 2019 год, показатель пользования интернетом в России достигает 94 млрд. человек, а это 76% от всего населения России. Опять же согласно данным того же отчета основные пользователи интернета — это молодежь 55% (16-30 лет) и 40% (31-45 лет), в основном это жители крупных мегаполисов 75% (более 1 млн. чел.) и 20% (более 100 тыс. чел.), с высоким (40%) и средним (40%) достатком. Это аудиторный портрет практически полностью совпадает с портретом пользователей научно-популярных медиа. Добавим только: имеющими или получающими высшее образование, интересующимися достижениями науки и техники или работающими в этой области. Согласно данным проведенного опроса , большинство респондентов получают научные знания в сети интернет. (См. Рисунок 10)
Жанрово-тематический обзор показал, что основной продукт научно-популярного медиа — это аналитические статьи на темы: оружия, космоса, гаджетов и достижений современной науки, имеющие часто кроме популяризирующего еще и развлекательный характер. Опять же, последние исследования показали, что развлекательность научно-популярного контента часто востребована в социальных медиа, а на сайтах более популярны серьезные и объемные статьи для вдумчивого и неспешного чтения. Согласно данным опроса,135 мнения разделились практически в равных долях, что доказывает правильность предположения, что научно-популярные знания должны обладать вариативностью подачи. (См. Рисунки 11 и 12)
В то же время период бессистемного поглощения информации подходит к концу, аудитория становится требовательна не только в форме подачи, но и к содержанию. Повсеместная борьба с лженаучными теориями и псевдо наукой ставит серьезные научно-популярные издания выше по лестнице доверия среди целевой аудитории. Ставшая уже привычной ссылка на источник информации, а сейчас это и целая серия продолжающихся историй, связанных с помощью гиперссылок в одну развивающуюся, позволяет отделить качественный контент от фейка. Согласно данным того же опроса, большинство опрашиваемых склонны доверять науке. (См. Рисунок 13) Но, опять же, влияние лидеров мнений, а сейчас это известные личности, блогеры, остается достаточно сильным, видимо этим объясняется появление множества научно-популярных пабликов в сети интернет, которые имеют больше развлекательный контент, чем образовательный, и, в основном, сообщают о научных фактах, не имея желания объяснить их причину.
Кому больше доверия?
Так же исследования показали востребованность оперативного представления научных новостей. Благодаря развитию технических средств и возможностям современных сетей передачи данных, появилась возможность быстро и в полном объеме помещать научные новости, наполняя их мультимедийным и аналитическим контентом, тем самым удовлетворяя потребность в данном виде научно-популярной информации среди ученых и студентов, занимающихся научными исследованиями.
Падение просмотров телевизионных программ и, как следствие, миграция рекламных кампаний и бюджетов в интернет, позволило появиться новым моделям монетизации научно-популярных изданий в интернете. Старая модель размещения прямой рекламы на сайте плохо работает в современном, заполненном информацией цифровом мире. Современное научно-популярное издание зарабатывает на других принципах. Грамотное использование нативной рекламы, специально написанные рекламные тексты собирают иногда больше просмотров, чем основной материал, что привлекает партнеров и заказчиков. В современной научно-популярной среде заказчик создает направление научной популяризации, и он же оплачивает работу редакции и иногда приглашенных авторов. Согласно данным опроса, только 12% готовы платить за контент, остальные же предлагают зарабатывать средства самим изданиям или жить на дотации государства. (См. Рисунок 14)
Нужно ли монетизировать научно-популярные ресурсы?
■ Да, я готов(а) платить за научно-популярный контент, если это интересно
■ Нет, пусть платит государство
■ Такие издания должны существовать за счет спонсоров и донатов
Согласно данным того же опроса, источники получения научного знания достаточно разнообразны и среди них преобладают те, что выделяются качеством и количеством предлагаемого контента, что говорит о достаточно большом объеме рынка этих услуг и их востребованности среди аудитории.
Исследование показало важность влияния социальных сетей на развитие научно-популярных медиа. Необходимо предметно подходить к работе по взаимодействию с каждой сетью, как в тематическом подборе материала, так и в формате его представления. При продуманном и тактически выверенном плане работы в социальных медиа, научно-популярное издание может гарантировать себе постоянный приток аудитории из социальных сетей и рассчитывать на быструю ответную реакцию аудитории на публикуемые материалы. Важно понимать, что аудитория социальных сетей — это еще одна, она другая, но она ваша аудитория.
Важная стратегия работы, это мультиплатформенность проекта, диверсификация направлений не только в разных платформах, но и разных, хотя, часто смежных, темах. Все это расширяет аудиторию, привлекая соседние сегменты рынка. Так же необходимо использовать офлайн каналы работы с аудиторией, организуя мероприятия, презентации, выездные лектории и конкурсы, связанные с популяризацией науки и технического прогресса.
В попытке прогнозировать успешное научно-популярное медиа будущего у нас вырисовывается такой портрет - это научно-популярный ресурс, обладающий всеми признаками «новых медиа», содержащий себя сам и зарабатывающий достаточно для развития проекта и открытия новых направлений, имеющий отделы для работы в 120
социальных сетях и представительства во всех основных социальных медиа с предметным подходом действия в каждом, имеющих своих или приглашенных научных консультантов гарантирующих научность публикуемых материалов и пользующихся достоверными и уважаемыми источниками. Научно-популярное медиа будущего является мульти дисциплинарным и имеет материал на различные темы и уровни подготовленности пользователей, что в купе с внятной классификацией позволяет удовлетворить все запросы аудитории. Да, это нишевое издание, но оно имеет постоянную и преданную аудиторию, которую гарантированно может предложить рекламодателям и партнерам. Тут нет прямой рекламы, только нативная, и партнёрские проекты. Тут всегда современный и свежий дизайн, тут всегда новинки технологического взаимодействия с техникой пользователей и удобный интерфейс, так как чуткое следование развитию технологий - залог успеха современного научно-популярного медиа.
1. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М.: Русский язык,2000. - 373с.
2. Кожевников, А.Ю. Словарь синонимов современного русского языка / А. Ю.
Кожевников. - М.: Олма пресс групп, 2009. - 401 с.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов. - Под ред. Чл.-
корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е зд., стереотип / - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.
4. Советский энциклопедический словарь / - М. : Изд-во Советская энциклопедия,
1981. - 234 с.
5. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. - Спб.:Норинт, 2008. - 1534 с.
6. Философский энциклопедический словарь / - М. : Изд-во Советская энциклопедия,
1989. - 43 с.
Учебники, учебные пособия, монографии:
7. Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. На
примере специализированных журналов / А. И. Акопов. — Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. — 96 с.
8. Ахмадулин, Е. В. История отечественной журналистики XX века : учебник для
академического бакалавриата / Е. В. Ахмадулин, Р. П. Овсепян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с.
9. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий.
— 2-е издание., — М.: Изд-во МГУ. 1987. - 201 с.
10. Багиров, Э.Г. Жанры телевидения / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий и др. - М. Издательство госкомитет по телевидению и радиовещанию СССР, 1967. - 76 с.
11. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 269 с.
12. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции / П. Г. Бакулев. - 2-е издание. - М. : Аспект-Пресс, 2010. - 276 с.
13. Бахтин, M. М. Проблема речевых жанров : Собр. Соч. Т. 5. / М. М. Бахтин. - М.: Русские словари, 1996. - 321 с.
14. Беляев A.A. Специфика интернет версии как сетевого СМИ. Современные проблемы журналистской науки / А. А. Беляев. - Воронеж, 2011. - 322 с.
15. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. -М.: Изд-во РИП-холдинг, 2003. - 174 с.
16. Березин, В. Г. История русской журналистики 18-19 века. / В.Г. Березин. - М.: Изд- во «Высшая школа». 1973. - 345 с.
17. Бобров, А. А. Основы журналистской деятельности : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. А. Бобров. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с.
18. Богомолова, H.H. Социальная психология массовой коммуникации: Учебн. пособие для студентов вузов / H.H. Богомолова. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 176 с.
19. Васильков, И. Искусство кино-популяризации. Очерки теории научно-популярного кино / И. Васильков. — М.: Искусство, 1982. — 123 с.
20. Грушин, Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и направления исследования / Б. А. Грушин. — М.: Политиздат, 1987. — 256 с.
21. Гуревич, П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание / П. С. Гуревич. - М.: Наука. 1980. -367 с.
22. Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум дляакадемического бакалавриата / И. М. Дзялошинский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 412 с.
23. Егоров, В.В. Телевидение. Страницы истории / В. В. Егоров. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 265 с.
24. Енина, Л. В. Практика журналистского общения : учеб. пособие для вузов / Л. В. Енина, В. Ф. Зыков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 75 с.
25. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917 гг.) / Б. И. Есин. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 464 с.
26. Есин, Б.И. История русской журналистики XX века / Б. И. Есин. - М.: Аспект- Пресс, 2003. - 288 с.
27. Есин, Б.И. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002) / Б. И. Есин, И. В. Кузнецов. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 224 с.
28. Жилякова, Н. В. История отечественной журналистики конца XIX - начала XX веков + хрестоматия в ЭБС : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. В. Жилякова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с.
29. Западов, A.B. М.В. Ломоносов и журналистика / А. В. Западов. - М. : Изд-во МГУ, 1961.- 167 с.
30. Иваницкий, В. Л. Основы бизнес-моделирования сми : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Л. Иваницкий. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
31. Ильченко, С. Н. Основы журналистской деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Н. Ильченко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 311 с.
32. Интернет-СМИ: Теория и практика . Учебное пособие / М.М. Лукина. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 123 с.
33. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования в 2-х частях / И. И. Засурский, А. О. Алексеева. - М. : МГУ, 2007. - 97 с.
34. Интернет и интерактивные электронные медиа 2009 : исследования в 3-х частях / И. И. Засурский, А. О. Алексеева. - М. : МГУ, 2010. - 54 с.
35. Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. - М. : Гендальф, 2002. - 345 с.
36. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; Пер. с англ. под науч. ред. О.М. Шкаратана. - М.: CEU, 2000. - 521 с.
37. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 221 с.
38. Качкаева, А. Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А. Г. Качкаева. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 200 с.
39. Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Колесниченко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 292 с.
40. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
41. Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учеб. пособие для вузов / А. В. Колесниченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
42. Коханова, Л. А. Основы теории журналистики в 2 ч. Ч. 1 : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 244 с.
43. Коханова, Л. А. Основы теории журналистики в 2 ч. Ч. 2 : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
44. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) / И. В. Кузнецов. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 640 с.
45. Лазаревич, Э.А. Искусство популяризации: Академики С.И. Вавилов, В.А. Обручев, А.Е. Ферсман — популяризаторы науки / Э. А. Лазаревич. - М. : Изд-во АН СССР, 1960. - 190 с.
46. Лазаревич, Э.А. С веком наравне: Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал / Э. А. Лазаревич. - М.:Книга, 1984. - 383 с.
47. Лазаревич, Э.А. Популяризация науки в России / Э. А. Лазаревич. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 244 с.
48. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Лазутина. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с.
49. Лазутина, Г. В. Основы журналистской деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Лазутина. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с.
50. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. - М. : Аспект пресс, 2011. - 318 с.
51. Лапина, И.Ю. Научно-популярное телевидение. Драматургия мысли / И. Ю. Лапина. -М.: Аспект-Пресс, 2007. - 176 с.
52. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 187 с.
53. Мисонжников, Б. Я. Введение в профессию: журналистика : учеб. пособие для академического бакалавриата / Б. Я. Мисонжников, А. Н. Тепляшина. — 3-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 190 с.
54. Муратов, С. А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем : учеб. пособие для вузов / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с.
55. Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учеб. пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с.
56. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром : учебник и практикум для вузов / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
57. Муратов, С.А. Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса / С. А. Муратов. - М. : Права человека, 1997. - 112 с.
58. Мясникова, М. А. Практика профессионального медиаобразования: учеб. пособие / М. А. Мясникова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
59. Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. - СПб. : Питер, 2005. - 196 с.
60. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Учебное пособие / Р. П. Овсеян; Под ред. Я.Н. Засурского. - М. : Издательство МГУ, 1999. - 352 с.
61. Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ф. Олешко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.
62. Познин, В. Ф. Техника и технология сми. Радио- и тележурналистика : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Ф. Познин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с.
63. Политическая журналистика : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Корконосенко [и др.] ; под ред. С. Г. Корконосенко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с.
64. Свитич, Л. Г. Социология журналистики : учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Свитич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 397 с.
65. Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с.
66. Селезнева, Л. В. Подготовка рекламного и pr-текста : учеб. пособие для вузов / Л. В. Селезнева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с.
67. Сосновская, А. М. Психология идентичности журналиста : монография / А. М. Сосновская. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
68. Средства массовой информации России / Под. ред. Я.Н. Засурского. - М. : Аспект- Пресс, 2005. - 382 с.
69. Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / Л. Р. Дускаева [и др.] ; отв. ред. Л. Р. Дускаева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 325 с.
70. Стилистика и литературное редактирование в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / Л. Р. Дускаева [и др.] ; отв. ред. Л. Р. Дускаева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 308 с.
71. Терин, В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада / В. П. Терин. - М., 1999. - 278 с.
72. Тертычный, A.A. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 352 с.
73. Тертычный, A.A. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 360 с.
74. Тертычный, A.A. Расследовательская журналистика / А. А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 384 с.
75. Трыков, В. П. История зарубежной журналистики XIX века : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. П. Трыков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 200 с.
76. Тулупов, В. В. Техника и технология сми: бильдредактирование : учеб. пособие для вузов / В. В. Тулупов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
77. Учёнова, В.В. Популяризация науки в периодической печати / В. В. Ученова. - М. : Издв-о МГУ, 1968. - 52 с.
78. Учёнова, В.В. Научная популяризация / В. В. Ученова. - М.: МГУ, 1968. - 147 с.
79. Федотова, Л. Н. Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для бакалавров / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 603 с.
80. Чепкина, Э. В. Социальная журналистика. Проблемы толерантности в сми : учеб. пособие для вузов / Э. В. Чепкина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 115 с.
81. Чиронова, И. И. Английский язык для медиаспециальностей (B1-B2) : учебник для СПО / И. И. Чиронова, Е. В. Кузьмина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 471 с.
82. Чудова, Н. В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета. Проблемы медиапсихологии / Н.В. Чудова, М.А. Евлампиева, H.A. Рахимова. - М. : РИЛ Холдинг. 2002. - 176 с.
83. Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
Статьи из журналов, сборников:
84. Алексеева, А.О. Мобильное общество и общество знания: сходства и различия /А. О. Алексеева // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистики. - 2010. - №6. - С. 134 - 136.
85. Берков, П.Н. Первый научно-популярный журнал Академии наук СССР / П. Н. Берков // Вестник АН СССР. - 1945. - №6. - С. 215-218.
86. Горький, М. Что такое наука? / М. Горький // Наука и её работники. - 1920. - №6. - С. 6.
87. Дементьев, В. В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации / В. В. Дементьев // Жанры речи. : Сб. науч. ст. Саратов. колледж.- 1999. - Выпуск.
2. - С. 39- 48.
88. Западов, А.В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие / А. В. Западов, Е. П. Соколова // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. - 1976. - №2. - С. 15-23.
89. Капица, П.Л. О науке и ее организации в СССР / П. Л. Капица // Научные труды. Наука и современное общество. - М. : Наука, 1998. - С. 24-48.
90. Лазаревич, Э.А. В.И. Ленин и проблемы популяризации науки / Э. А. Лазаревич // Журналистика и литература. - М.: Изд-во МГУ, 1972. - С. 23-39.
91. Лазаревич, Э.А. Научно популярный журнал как тип издания / Э. А. Лазаревич // Вестн. Моск. Ун-та.- Сер. 11. Журналистика. - М. : МГУ, 1979. - С. 25-32.
92. Лукина, М.М. Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды / М. М. Лукина // Вестник Московского университета, серия 10. -Журналистика. - 2009. - №5, №3. - С. 67-68.
93. Дягилева, Н. С. Особенности интернет-коммуникации / Н. С. Дягилева // Язык. Сознание. Культура. Социум. : Сборник докладов и сообщений международной научной конференции памяти профессора И. Н. Горелова. - М. : Издательство «Наука», 2008. - С. 578-590.
94. Тертычный, A. A. О науке популярно / А. А. Тертычный // Журналист. - 2003. -№6.
- С.48-49.
95. Источники:
96. Сайт издания «Наука + 1» [электр. ресурс]. - режим доступа : https://nplus1.ru/. Дата обращения 12.04.19.
Авторефераты диссертации, диссертации, выпускные квалификационные
работы:
97. Акопов, А.И. Типология советских научно-технических журналов: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Акопов Александр Иванович. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1979. - 16 с.
98. Головин, Ю.А. Культурные ориентации российских интернет -пользователей: сущность и специфика: автореф. дис. канд. культурологи. наук: / Головин Юрий Алексеевич. - М. : МГУ, 2011. - 23 с.
99. Дзядевич, В.М. Первые советские научно-популярные журналы для детей: «Знание
— сила» и «Юный натуралист» : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Дзядевич Вера Михайловна. -М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1988. - 24 с.
100. Лазаревич, Э. А. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал: автореф. дис. д-ра филол. наук : 10.10.10 / Лазаревич Элеонора Анатольевна. -М. : МГУ им. М.В.Ломоносова, 1981. - 23 с.
101. Лазаревич, Э. А. Советские ученые как писатели-пропагандисты науки. (Научно- попул. Произведения Вавилова, Обручева, и Ферсмана). : автореф. дис. канд. филол. Наук: 10.10.10 / Лазаревич Элеонора Анатольевна. -М. : МГУ им. М.В.Ломоносова, 1957. - 24 с.
102. Константинова, Е.Г. Популяризация науки на современном этапе: кризис направления и пути преодоления : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Константинова Елена Генадьевна. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. - 24 с.
103. Машкова, С.Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности: автореф. дисс. канд филол. наук: / Машкова Светлана Генадьевна. - Воронеж, 2011. - 24 с.
104. Панков, A.B. Популяризация науки в периодической печати (на материале литературно-общественно-политических журналов): автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Панков Александр Владимирович. -М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1973. -19 с.
105. Сухов, П.В. Типологические особенности Интернет-СМИ Рунета: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.10.10 / Сухов Павел Викторович. - М. : МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. - 20 с.
106. Хаскина, М.И. Современный научно-популярный журнал. Структура издания. Специфика жанров: автореф. дис. канд. фил. наук: 10.01.10 / Хаскина Марина Ильинична. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 1980. - 23 с.
Электронные ресурсы:
107. Андрианова, Н. С. Жанры интернет-коммуникации: о некоторых подходах / Н. С. Андрианова [электр. ресурс]. - режим доступа : http://movoznavstvo.com.Ua/download/pdf/2008/5.pdf. - Дата обращения: 10.03.19.
108. Беляев, А. Аудитория Рунета и медиапотребление: состояние и перспективы / А. Беляев [электр. ресурс]. - режим доступа : https://docslide.net/documents/- 557ec9abd8b42ae27f8b491a.html. - Дата обращения: 10.02.19.
109. Беккиев, Р. Борьба с лженаукой. Популяризация науки / Р. Беккиев [электр. ресурс]. - режим доступа: http://scipeople.ru/group/2492/topic/3133. - Дата обращения: 10.01.19.
110. Ваганов, А. Г. Наука и научно-популярная литература / А. Г. Ваганов [электр. ресурс]. - режим доступа : http://riep.ru/upload/iblock/225/2258965bfce09dee5b3b9e1ec71b3e33.pdf. - Дата обращения: 10.01.19.
111. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России [электр. ресурс]. - режим доступа : https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019- god-v-mire-i-v-rossii/. - Дата обращения: 10.03.19.
112. Горбунов-Посадов, М. М. Интернет активность как обязанность ученого // Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша / М. М. Горбунов-Посадов [электр. ресурс]. - режим доступа : http://www.keldysh.ru/gorbunov/duty.htm. - Дата обращения: 10.03.19.
113. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренды [электр. ресурс]. - режим доступа : https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v- rossii-statistika-i-trendy/. - Дата обращения: 10.01.19.
114. Концептуальная записка. О поддержке СМИ занимающихся просветительской деятельностью // «Наука и технологии России — STRF.ru» [электр. ресурс]. - режим доступа : http://www.strf.ru/organization.aspx? CatalogId=3 60&dno= 13 62. - Дата обращения: 10.01.19.
115. Лишевский, В. Ученые популяризаторы науки. // Раритетные издания. Электронные версии редких книг / В. Лишевский [электр. ресурс]. - режим доступа : http://n-t.ru/ri/ls/. - Дата обращения: 10.01.19.
116. Официальный сайт «Центрнаучфильм». Каталог фильмов / [электр. ресурс]. - режим доступа : http://www.cnfilm.ru/index.php. - Дата обращения: 10.01.19.
117. Медиа потребление в России - 2019/ [электр. ресурс]. - режим доступа : https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media- telecommunications/russian/mediaconsumption-russia-2019.pdf.-Дата обращения: 01.02.2020