ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ 9 ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
1.1. Концептуальные основы исследования. 9
1.2. Понимание как предмет психологического исследования 20
1.2.1. Общепсихологический подход к исследованию феноменов понимания 20 1.2.2. Социально-психологические исследования понимания человека 36
человеком
1.3. Практико-ориентированные исследования понимания человека человеком. 50 Выводы: основные направления исследования в рамках интегративной модели 57 понимания.
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГОМ КЛИЕНТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ 62 ЗАДАЧА
2.1. Роль понимания психологом клиента в практике оказания психологической 62 помощи
2.2. Понимание психологом клиента в различных психотерапевтических системах 75
2.2.1. Понимание психологом клиента в негуманистических 75 психотерапевтических системах.
2.2.2. Понимание психологом клиента в гуманистической традиции. 83
2.3. Проблема стратегий понимания психологом клиента. 91 ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРА ТЕГИЙ ПОНИМАНИЯ КЛИЕНТА 102
3.1. Постановка проблемы, основные гипотезы, общий план эмпирической 102 работы. Результаты пилотажного исследования
3.2. Процедуры и результаты основного исследования 127
3.2.1. Контент - анализ консультативных бесед и текстов-комментариев 127 проблемных психологических ситуаций.
3.2.2. Сравнительное изучение консультативных бесед,: текстов- 154 комментариев и интервью с экспертами.
ВЫВОДЫ 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
ЛИТЕРАТУРА 182
ПРИЛОЖЕНИЯ 201
В нашей стране практика оказания психологической помощи переживает в настоящее время весьма интересный и неоднозначный период. Пройден этап неконтролируемого быстрого роста, накоплен определенный опыт. Осознана необходимость серьезной профессиональной и личностной подготовки профессионала к осуществляемой им деятельности. Одной из наиболее актуальных проблем была и остается проблема разработки эффективных моделей образовательной среды, которые бы позволили сделать процесс личностного и профессионального роста специалиста не хаотичным и парциальным, но организованным и системным. Главный вопрос, который встает перед разработчиком таких моделей: “С чего начать, к какому уровню, аспекту профессиональной деятельности и личности будущего консультанта должно быть обращена новая образовательная программа?” Для психолога-консультанта, одной из главных профессиональных задач которого является понимание клиента, возможный ответ кроется в необходимости организации обучения, направленного на исследование и самоисследование индивидуально-специфичных и связанных с той или иной психотерапевтической системой, психотерапевтическим мифом и той или иной системой ценностно-смысловых предпосылок способов понимания другого человека, клиента. Понимание человека человеком (далее упоминаемое просто как “понимание”), является и когнитивным, и интерактивным, и духовным феноменом человеческой жизнедеятельности. В нем проявляются, осуществляются и профессиональное, и личностное развитие субъекта. Поэтому исследование индивидуально-специфичных стратегий понимания психологом клиента может, на наш взгляд, привести к осмыслению важных закономерностей профессионального становления консультанта и позволит сформулировать систему рекомендаций и требований в значительной степени оптимизирующих процессы профессиональной подготовки и самоподготовки специалиста.
Актуальность нашей работы обусловлена также тем, что, с одной стороны, в психологии накоплен определенный объем теоретических и эмпирических знаний о феномене понимания вообще и понимания клиента в частности. С другой стороны, отсутствует интегративная модель понимания, позволяющая более или менее всесторонне оценить особенности реализуемой конкретным субъектом, практическим психологом, стратегии понимания клиента, а также организовать целенаправленное обучение отдельным его компонентам, опирающееся на заложенные в этой модели представления о природе понимания. Интерес к проблеме стратегий понимания в настоящее время актуализируется в контексте разных теоретических и эмпирических подходов и рассматривается, прежде всего, в связи с проблематикой его сущности. Понимание человека человеком предстает как совокупность феноменов различной природы, имеющих различные названия. Развиваемая нами модель, интегрирующая различные подходы к теоретическому и эмпирическому изучению понимания, дает возможность обозначить наиболее перспективные направления дальнейшего теоретико-эмпирического исследования понимания как одной из ключевых проблем психологического знания.
Значимость работы обусловлена недостаточностью собственно социально-психологических исследований, предметом рассмотрения которых являлись бы характеристики и особенности различных стратегий понимания, используемых практическими психологами в ситуации индивидуального психологического консультирования, а также запросами развития самой практики консультирования, где повышение точности понимания клиента и адекватность выбранных способов общения тесно связаны с успешностью консультативного взаимодействия.
4
В данной работе мы подразумеваем под стратегиями понимания различные способы преобразования смысловой информации (специфику отбора, переработки, обмена ею в диадическом взаимодействии психолога с клиентом, способ “возвращения” полученной от клиента информации, особенности заполнения смысловых пробелов и “лакун” и т.д.). Вслед за К.Р. Роджерсом (1994), М.М. Бахтиным (1969), М. Бубером (1990), М. Вебером (1990) и рядом других исследователей мы исходим из того, что выбор стратегии понимания другого человека определяется жизненным опытом субъекта, включающим как усвоенные в ходе развития знания и умения, так и специфическое ценностное отношение к-себе, другим людям, способностью к диалогическому взаимодействию с ним (диалогической компетентностью).
Стратегия понимания складывается в процессе жизнедеятельности субъекта, его профессиональной деятельности, во многом задающей основные характеристики и структуру (соотношение компонентов) понимания происходящего. С приобретением профессионального опыта , изменением жизненной ситуации, меняется соотношение и значимость каждого из этих компонентов (когнитивных, аффективных, логических, нарративных, т.д.), соотношение в процессе понимания и выборе конкретной стратегии роли обыденного и профессионального опыта в целом. Изменяются и предпочитаемые субъектом стратегии понимания.
В настоящем исследовании предпринята попытка изучения стратегий понимания психологом клиента в довольно специфический для общества и самой психологической науки и практики этап: общая “психологизация” отношений и появление психолога и клиента на сцене реальной жизни, сочетающаяся с почти полным отсутствием норм и фиксированных требований к квалификации и профессиональной компетентности профессионала, сочетающаяся с неумением клиентов "быть клиентами”, расплывчатостью формулируемых ими часто непсихологических по своему характеру вопросов, незнанием того, что можно и нужно ожидать и требовать от консультанта. Все это создает предпосылки для возникновения широчайшего спектра возможных способов понимания и моделей общения с клиентом, и, с другой стороны, всякого рода имитаций оказания психологической помощи, рождает уже не столько проблему научения, сколько проблему отучивания от психологического понимания, остро встающую уже перед будущими профессионалами - выпускниками психологических факультетов. Требуется тщательное исследование и структурирование этих разнообразных и противоречащих друг другу представлений о возможностях и эффективности разных стратегий понимания клиента. Существование множества способов понимания, многочисленность оснований их типологии, определяется сложностью и неоднозначностью самого понимания, включающего, например, кроме вышеперечисленных, такие компоненты как самопонимание, понимание ситуации взаимодействия и мира в целом и т.д. В нашей работе мы рассматриваем понимание как процесс осмысления высказываний, переживаний и поступков, а также осмысление образа жизни, ценностей человека в целом. Мы присоединяемся к мнению наиболее известных исследователей психотерапии и консультирования: в каждом высказывании клиента можно увидеть, усмотреть всю тотальность его существования.
Таким образом, реализуемая консультантом стратегий понимания клиента предстает как одна из существенных (сущностных) характеристик консультативного процесса. Стратегия понимания может также служить одним из показателей профессиональной и личностной зрелости психолога: отражает отношения и систему представлений консультанта о своей деятельности, клиенте, самом себе, - ценностно-смысловую позицию понимающего субъекта. Именно его ценности, по
4
5
признанию большинства современных исследователей и профессиональных психологов, играют главную роль в психотерапии как духовной практике.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые осуществлен развернутый анализ стратегий понимания с позиций гуманистического подхода. Раскрыто различие их содержательных и процессуальных характеристик, связанное с характером ценностно-смысловой позиции субъектов, возможности и функции каждой из стратегий понимания. Разрабатываются основы интегративной социально-психологической модели понимания, рассматривающей различные феномены и аспекты понимания (например, объяснение, интерпретацию, диалогический контакт и др.) как отдельные его способы и/или стратегии. Показано феноменологическое сходство существующих подходов к исследованию понимания и реальных стратегий понимания человека человеком.
1. Существует три основных направления исследований понимания, изучающих понимание как объяснение, интерпретацию или диалогическое понимание, - характеризуется специфичностью представлений о значимости разных компонентов-способов понимания. В рамках первого направления понимание рассматривается как объяснение: внимание исследователей сосредоточено преимущественно на содержательных компонентах понимания как результата выявления заложенного в той или иной ситуации или поведении другого человека значения. Второе направление рассматривает понимание как процесс творческого осмысления поведения, высказываний, представлений и переживаний другого человека. В рамках третьего направления понимание выступает как интерсубъектный феномен, процесс и результат совместного с другим человеком осмысления его поступков и переживаний. Этот подход исходит из представления о множественности стратегий понимания.
2. Разные группы феноменов понимания, выделенные в теоретико-эмпирических исследованиях, можно рассматривать как различные стратегии, обладающие как общими, так и
177
178
особенными возможностями и ограничениями. Отдельные характеристики понимания можно рассматривать как способы - компоненты реализуемой психологом стратегии понимания.
3. Стратегии понимания клиента - достаточно устойчивые средства работы со смысловой информацией. Стратегии понимания презентируют ценностные установки и личностные смыслы жизнедеятельности субъекта, позволяя отразить взаимосвязь содержательных, процессуальных и ценностно-смысловых компонентов понимания. Различные стратегии обладают различными возможностями по отношению к реализуемой профессиональной деятельности.
4. Ориентировочно можно выделить три основных пути развития способности консультанта к пониманию клиента: 1) постепенное изменение ценностно-смысловой позиции консультанта в ходе профессиональной деятельности, включенное в процесс личностного и профессионального развития, 2) резкое изменение ценностно-смысловой позиции личности, связанное преимущественно с процессами личностных изменений и событий. 3) Направленное обучение осознанию и реализации различных компонентов той или иной стратегии понимания клиента, рефлексия индивидуальных особенностей понимания другого человека и самопонимания служат эффективными способами развития понимания клиента.
5. Половая принадлежность психолога-консультанта не связана прямо с выбором той или иной стратегии понимания. Ее влияние связано, прежде всего, с особенностями его ценностно¬смысловой позиции. Можно выделить наиболее характерные для женщин и мужчин стратегии. Наибольшим разнообразием вариантов развития и проявления стратегий понимания отличаются женщины-консультанты, обнаруживающие склонность к использованию диалогической стратегии понимания. У мужчин более отчетливо выражена тенденция к реализации интерпретирующих стратегий.
6. Влияние возрастных факторов на выбор стратегии понимания связано с характером профессионального опыта специалиста. Наиболее интенсивно процесс развития способности к пониманию протекает в возрастном периоде, характеризующемся высокой интегрированностью познавательной и ценностной систем субъекта (после 45 лет). Развитие понимания проявляется тем более отчетливо и единообразно, чем более выраженными являются изменения в ценностно-смысловой сфере.
Научная новизна и вклад нашего исследования в изучение феноменов понимания
определяется рядом моментов :
1) общей малочисленностью отечественных работ по психологии понимания, исследований практики оказания психологической помощи и, в частности, исследований понимания,
2) предложен новый интегративный подход к исследованию феноменов понимания и консультирования, объединяющий в себе ряд наиболее современных подходов к организации исследований общения и познания человека человеком,
3) разработана и апробирована интегративная модель понимания, выступающая как средство исследования и прогнозирования возможных результатов, отбора наиболее продуктивных направлений исследования, предложен конкретный вариант использования интегративной модели и научного подхода в построении и реализации исследования практики консультативного взаимодействия психолога с клиентом,
4) выявлены основные классические и современные тенденции исследований понимания, показаны взаимосвязи и взаимоотношения ранее существовавших (интегративных) моделей понимания,
5) разработана единая схема контент-анализа теоретико-эмпирических исследований и
178
179
конкретного эмпирического материала, вербальных, текстовых и невербальных показателей реализуемых субъектом (исследователем или психологом) стратегий или подходов к изучению понимания человека человеком, показано существование взаимосвязи научно-исследовательских подходов к описанию феноменов понимания и его стратегий в реальной жизнедеятельности субъекта,
6) осуществлен столь* - редко встречающийся в отечественной психологии вид исследований как контент-анализ теоретико-эмпирических работ в области понимания человеком текста (задачи) и человека человеком (себя самого, ситуации взаимодействия с ним), мира в целом,
7) осуществлен контент-анализ данных эмпирического исследования, разработан новый подход к анализу и исследованию бесед и комментариев, сделан вклад в развитие психолого-семиотического подхода к исследованию консультативного взаимодействия,
8) предложена и осуществлена оригинальная программа исследования,
9) разработаны методические пособия, рекомендации по повышению качества подготовки психологов-консультантов, организации и проведению занятий по психологии понимания человека человеком и индивидуальному психологическому консультированию, программы спецкурсов и тренингов, лекционных занятий, подготовлен ряд публикаций по психологии понимания и консультированию, предложено несколько исследовательско-диагностических методик понимания человека человеком.
10) Эмпирически выделены и описаны ряд стратегий понимания психологом клиента, различия возможностей и функций каждой из реализуемых субъектом стратегии понимания, их относительная эквифункциональность (параморфизм).
Исследованы ошибки и особенности каждой из выделенных стратегий понимания психологом клиента, педагогических и обыденных стратегий понимания, наличие половозрастной и профессиональной специфики процессов понимания.
11) Показаны возможности разных методов, эмпирических процедур исследования понимания,
12) Изучены соотношение половозрастных, профессиональных и ценностных “детерминант” выбора той или иной стратегии понимания, взаимосвязь динамических и содержательных характеристик- компонентов понимания, его ценностно-смысловой позиции и характерных подходов к организации общения с клиентом (интерактивных моделей).
13) На основе эмпирических данных намечен ряд наиболее перспективных направлений исследований понимания человека человеком и психологом клиента и т.д.
1. Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания.-М.:Знание,1990.-64с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: МПА, 1994. - 237 с.
3. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. - С.-П6.: Эконом, шк., 1993. - 352с.
4. Алешина Ю.Е., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста. - М.: Знание, 1989. - 210 с.
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-М.: РИЦ Консорциума "Социальное здоровье России”, 1993.-174с.
6. Американская социологическая мысль. Тексты./ Под ред. В.И. Добренькова- М.:МГУ,1994.- 496с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 340 с.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 237с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.:МГУ, 1988. - 432 с.
10. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.
- М.: МГУ, 1978. - 272с.
11. Андрианов М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности (факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия). - Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - Москва, ИРЛ РАО, 1996. - 24с.
12. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий. // Вопр. психол.
- 1986. - №3.- С. 127-133.
13. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984.- 317 с.
14. Ахметова С.А. Познание социального: отражение реальности или ее конструирование.// Социальное знание: формации и интерпретации./ Материалы международной научной конференции. 4.1. Казань: Форт-Диалог, 1996. - С. 51-57.
15. Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога. // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. - 1997. - №3. - С.45-56.
16. Барт P. S/Z .- М.: РИК "Культура",1994.- 303с.
17. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека, как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М.: Политиздат, 1969. - С.73-144.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
19. Бел окры лова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов.- Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук.- М.:МГУ, 1997.- 26с.
20. Белорусов С.А. Об основах психологического консультирования. Выдержки из лекции курса “Психология с христианской точки зрения”. - М.: ИЦСиД, 1995. - 11с.
21. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: МГУ, 1988.- 150с.
22. Бендлер Р. Используйте ваш мозг для изменения. - М.: Прагма. 1991. - 184с.
23. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 168с.
24. Бермант О.В. Чтение в письменной культуре. // Психологический вестник РГУ. - В 2 т. Т.2. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1997.- С.110-123.
25. Бинсвангер Л., Мей Р., Роджерс К.-Г. Три примера анализа случая Эллен Вест.// Моск. психотерапевт журн. - 1993. - №3. - С. 85-120.
26. Бобырева А.П. Формирование способов осмысления текстов при обучении чтению. Дисс. ...канд. психол. наук. - М: МГУ, 1987. - 186с.
27. Бовина И.Б. Социально-психологический анализ группового решения задач. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1998. - 24с.
182
183
28. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1992. - 60с.
29. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: МПА, 1995. - 328 с.
30. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход).- Киев: КГУ,1991.- 160с.
31. Борисова А.А.Проницательность как проблема психологии общения.// Вопр. психол. - 1990. - №4.
- С. 117-125.
32. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психол. - 1992. - № 3-4. - С. 24-33.
33. Бохарт А.К. Эмпатия в клиент-центрированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я- психологией.// Иностранная психология. - 1993. - Т.1. - №2. - С. 23-30.
34. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии.// Вопр. психол. -1990.- №6. - С. 9-16.
35. Братусь Б.С.Христианская и светская психотерапия.// Моск. психотерапевт, журн. - 1997. - №5. - С.10-19.
36. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Л.: ЛГУ, 1987. - 16с.
37. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики. - М.: НФ "Класс", 1998. - 224с.
38. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема //Вопросы философии. - 1975. - № 10. - С.73-85.
ЗЭ.Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998. - 336с.
40. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 412с.
41. Брутман В.И., Варга А.Я., Родионова М.С., Исупова О.Г. Девиантное материнское поведение. - // Моск. психотерапевт, журн.. - 1996. - 4. - С.81-98.
42. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464с.
43. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в стуктуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии. Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ,1996. -234с.
44. Бутенко Н.А. Социология и мир повседневности.- М.: Наука, 1987.-320С.
45. Буш Г. Диалогика и творчество. - Рига: Авотс, 1985. - 318 с.
46. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО “Модек”, 1993. - 270с.
47. Ванденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о “Чужом”. // Логос. - 1994.- №
6. - С.77-97.
48. Ванштейн Э.Дж. Применение парадокса в медицинской практике.// Моск. психотерапевт, журн. -
1997. -№2. - С.63-77.
49. Варга А.Я. Аутопсихотерапевтическое сочинение на религиозную тему // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 1. - С. 164-170.
50. Васильев С.А.Синтез смысла при создании и понимании текста. - К.: Вища школа, 1998. - 237с.
51. Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии. // Моск. психотерапевт.журн.-1997.- №2.- С.5-24.
52. Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания. .// Моск. психотерапевт, журн.. - 1996. - №4. - С.48-68.
53. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии. - 1988. - N° 5. - С.27-37.
54. Васко А., Гарсия-Маркес Л., Драйден У. "Психотерапевт, познай самого себя": диссонанс между метатеоретическими и личностными ценностями психотерапевтов различных теоретичеких ориентаций. // Моск. психотерапевт, журн.. - 1996. - №3. - С.164-199.
183
184
55. Васьковская С.В. , Горностай П.П. Теория и практика психологического консультирования.- Киев: Вища школа, 1996.-192с.
56. Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой.-М.:Наука, 1996. -255с.
57. Веккер Л.М. Психологические процессы. - Л.: ЛГУ, 1974. - Т1. - 332с.
58. Величковский Г.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 1982. - 336с.
59. Вердильоне А. Мое ремесло.Свидетельство психоаналитика.-С.-Пб.:Новый Геликон, 1993.- 239с.
60. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогрес, 1987. - 320с.
61. Верч Дж. Голос разума. - М.: Тривола, 1996. - 176с.
62. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - Киев: КГУ, 1990. - 20с.
63. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. - М.: НФ “Класс”, 1997. - 172с.
64. Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сб. научн. трудов. / Под ред. С.Г.Кукосяна. - Краснодар.: КГУ, 1985. - 192 с.
65. Вопросы психологии понимания./ Под ред. А.А.Смирнова. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 240с.
66. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопр. психол. - 1975. - №2. - С.147-
158.
67. Гаврилова Т.П.,Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К.Роджерса и Р.Сэнфорд. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.-1989.-№2.- С.45-56.
68. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики,- М.: Прогресс, 1988. - 699с.
69. Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии. - .// Моск. психотерапевт, журн.,
1996. - №3. - С. 29-48.
70. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т. Т.2. - М.Мир, 1992. - 376с.
71. Голунова Е.Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования. - Дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - М.: ПИ РАО, 1998. - 158с.
72. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. // Вопр. психол.-1994. - №5. - С.
78-85.
73. Горбачева Е.И. Диагностика трудностей понимания учебного материала.// Учебная практика:
психологические задания. Учебное пособ. - Калуга: КГПУ им К.Э.Циолковского, 1993. - С. 35-46.
74. Гордон Д. Терапевтические метафоры.- М.: Прагма, 1991. - 210с.
75. Горелов И.Н. Авербальные “следы” в тексте. // Виды и функции речевой деятельности. / Под ред. Е.Ф.Тарасова и др. - М.: ИЯ АН СССР, 1977. - С. 166-205.
76. Городецкая Е.М. Анализ терапевтической беседы (на основе методики Дж. Лаффаля (J.Laffal)). - Дипл. раб. - М.: МГУ, 1992. - 90с.
77. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: МГУ, 1982. - 464с.
78. Григорьев Л.Г. "Социология повседневности" Альфреда Шюца. // Социологические исследования. - 1988. - 2. - С. 123-137.
79. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политлит, 1991. - 321с.
80. Гринвуд Дж.Д. Объяснение и эксперимент в социально-психологической науке.// РЖ “Социология”, сер. 11. - 1992. - №1. - С. 81-89.
81. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии.// Вопр. психол.-1988.-№4.-С.97-112.
82. Гуманистический подход к охране здоровья./ Отв. ред. Н. Берковитц. -М.: Аспект-Пресс, 1998. - 254с.
83. Гуревич К.М. Психодиагностика и законы психологической науки. // Психол. журн. - 1991.-№2. - С.84-94.
184
185
84. Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления.// Вопр. психол. -1986.-№2.-С.126-137.
85. Гусев С.С., Пушканский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. - С. - Пб.: Наука, 1994. - 240с.
вб.Гусев С.С.,- Тульчинский Г.Л. Нормативно-ценностный подход к проблеме понимания. // Понимание как логико-гносеологическая проблема. - Киев: Наукова думка. 1982. - С.150-170.
87. Данилова Е.Е. Беседа как один из методов работы школьного психолога.// Активные методы в работе школьного психолога. - Киров: Эниом, М.: МГУ, 1991. - С.74-83.
88. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
89. Джендлин Е.Т. Субвербальная коммункация и экспрессивность терапевта; тенденции развития клиент-центрированной психотерапии.// Моск. психотерапевт, журн. - 1993.- №3. - С.75-92.
90. Диалоп теоретические проблемы и методы исследования. /Под ред. Ф.М.Березина. - М.: АН СССР,
1991. - 160 с.
91. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
92. Долгополов Н.Б. Гештальт "здесь и теперь"//Московск. психотерапевт. журн.-1994.-№3.-С.53-81.
93. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. -М.: МГУ, 1987. - 210с.
94. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268с.
95. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М.: ИП РАН, 1993.-120 с.
96. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256с.
97. Духовный кризис./ Под ред. С.Грофа. - М.: МТМ, 1995. - 256с.
98. Емельянов Ю.Н. Активные методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. - С.88-95.
99. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. - Л.:ЛГУ, 1991. - 130с.
ЮО.Еромасова А. А. Личностное развитие студентов средних специальных педагогических учебных заведений на занятиях психологией - Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, 1998 - М.: МПГУ. - 26с.
Ю1.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. -159с.
Ю2.Жуков Ю.М. Эффективность делового общения.-М.: Знание,1988. - 64с.
ЮЗ.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников Р.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. - Киров: Эниом, М: МГУ, 1991. - 96с.
Ю4.Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Дисс. ...канд. социол. наук. - М.: МГУ, 1994. - 138с.
105.3авалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психол. журн. - 1991. -№2.- С. 16-25.
Юб.Загадка человеческого понимания./ Под ред А.А.Яковлева. - М.: Политлит, 1991. - 352с.
107.3боровский Г.Е. Социология образования и социология знания - поиск взаимодействия. // СоцИс. - 1997. - №2. - С. 3-17. -
108.3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии.- М.: МГУ, 1982. - 128с.
109.3еличенко А.И., Степанов Г.М. Психосемантика и изучение профессионального сознания психолога // Вестник МГУ, сер. 14. Психология. - 1989. - № 3. - С.20-33.
110.3инченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся.- М.:Тривола, 1994.-400с.
111. 3наков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры.// Вопр. психол. - 1998. - №3. - С.104-114.
112.3наков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана. // Психол. журн. -1998. -
185
186
№1. - С.39-49.
113.3наков В.В. Понимание в познании и общении. - М.: ИП РАН, 1994. - 237с.
114.3наков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. - М.: ИП РАН, 1993.- 116с.
115.3наменитые случаи из практики психоанализа. Сб./ Сост Г.Гринвальд. Под ред. А.А. Юдина. - М.
: “REFL-book”, “Port-Royal”, 1995. - 288с.
Иб.Иванова Н.В.Динамика ценностных ориентаций личности в зрелом возрасте.// Автореф... канд.
психол. наук. - М.: МГУ, 1994. - 20с.
Ш.Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. - М.: Интрада, 1998. - 260с.
118. Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. - 1991. - № 10. - С.48-58.
119. История современной зарубежной философии: компаративистский подход./ Под ред А.С.Колесникова, Б.В.Маркова, Б.Г. Соколова. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 480с.
120. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
121. Казанская А.В. О чем говорит речь? // Моск. психотерапевт, журн. - 1996. - №2. - С.166-177.
122. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика и психотерапия. - М.: Рефл-букф, Ваклер, 1997. - 270с.
123. Калмыкова Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа.// Психол. журн. - 1994. - №3. - С. 45-56.
124. Калмыкова Е.С., Чеснова И.Г. Анализ нарративов пациента. // Моск. психотерапевт, журн. -
1996. - №2. - С.177-201.
125. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - С.-Пб.: Б.С.К., 1997. - 145с.
126. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997. - 192с.
127. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 302 с.
128. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж: Модек, 1995, - 256с.
129. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. - Киев: ПАН Лтд., 1994. - 284с.
130. Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. -М.:Прогресс,1976.- 281с.
131. Климов Е.А. Гипотеза “метелок”, и развитие профессии психолога // Вестник МГУ,сер.14. Психология. - 1992. - № 3. - С.3-13.
132. Климов Е.А. Об одном ходе мысли, полезном для психолога. // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 1991. - № 2. - С.3-12.
133. Ковалев Г.А. Психология воздействия: теория, методология, практика. Автореф. ... докт. психол. наук. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1991. - 51с.
134. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации. // Вопр. психол. - 1985. -№ 1. -С.110-120.