Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №72783

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы122
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЛИЧНОСТИ И
ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
1.1 Понятия личности и активности с позиций системного и
деятельностного подхода
1.2 Ресурсная концепция Хобфолла
1.3 Инновационная активность личности
1.3.1 Проблема инновационной активности личности
1.3.2 Подходы к инновационной активности личности
1.3.3 Психологические механизмы инновационной активности
1.3.4 Теория реверса активности
1.3.5. Модель инновационной активности
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Гипотезы, цели и задачи исследования
2.2 Описание выборки
2.2. Методы и процедуры исследования
2.2.1 Методика «Психологическая готовность к инновациям»
2.2.2 Методика «Большая пятерка»
2.2.3 Опросник потери и приобретения персональных ресурсов»
2.4 Математико-статистические методы обработки
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Описательные статистики, внутренняя согласованность измеряемых показателей
3.2 Результаты факторного анализа по методике «психологическая готовность к инновациям»


В современном мире все большую роль стала играть информация. Она становится все сложнее, а ее объем неминуемо растет. Информация как ресурс обретает все большую ценность, а ее дефицит становится очень серьезной проблемой.
Единственное решение, которое появляется у организаций в таких условиях — инновационный путь развития. Во многом только инновации и инновационная активность предприятия (а вследствие и инновационная активность персонала) могут обеспечить адекватное восприятие, переработку и передачу информации, соответствующей современному уровню развития технологий.
Однако, многие компании, начиная вводить инновации, сталкиваются с мощным сопротивлением. Многие сотрудники организации саботируют и всячески препятствуют внедрению жизненно необходимых инноваций. Бывает, что предприятия разоряются после неудачной попытки внедрения той или иной инновации. Поэтому, в наши дни, как никогда становится актуальна проблема, привлечения кадров, которые хорошо приспособлены к труду в условиях интенсивных научных и технических перемен.
Кроме того, сейчас, как никогда возрастает спрос на работников, способных к активной преобразующей деятельности, которые положительно относятся к инновациям, а также способны их внедрять.
Данная работа является попыткой систематизировать информацию по данной проблеме, а также определить, какими личностными ресурсами обладают люди, которые положительно относятся к инновациям и инновационной активности в целом. Что это за люди? Какие именно качества и ресурсы помогают им справляться с внедрением инноваций или, может, самим их внедрять, а также, какие качества будут им в этом мешать.
Таким образом, актуальность данной темы заключается прежде всего в направленности на выделение определенных личностных ресурсов
инновационной активности, в то время, как большинство исследований концентрируются вокруг других ее характеристик.
Цель: выявить личностные ресурсы инновационной активности сотрудника организации.
Задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную психологии личности, теории деятельности, инновационной активности и инновационному потенциалу.
2. Проанализировать личностные ресурсы, типы готовности к инновациям и индекс ресурсности (ресурсообеспечения).
3. Провести факторный анализ типов готовности к инновациям сотрудников в организации. Выявить факторы инновационной готовности к инновациям, представить их в виде уравнений регрессии.
4. Определить взаимосвязи типов готовности к инновациям с индексом ресурсности и личностными ресурсами.
5. Провести факторный анализ личностных ресурсов, фактора инновационной готовности и индекса ресурсности.
6. Провести сравнительный анализ по фактору инновационной готовности между мужчинами и женщинами.
Объект исследования: сотрудники организации.
Предмет исследования: личностные ресурсы инновационной активности сотрудников организации.
За теоретическую основу данной работы взяты методологические принципы, лежащие в основе системного и деятельностных подходов.
Гипотезы исследования:
1. Определенные черты личности, такие как экстраверсия и экспрессивность могут способствовать проявлению инновационной активности.
2. Инновационная активность личности положительно связана с ресурсообеспечением.
3. Существуют различия между мужчинами и женщинами в их готовности к инновационной активности, мужчины больше проявляют такую готовность.
Научная новизна исследования заключается в подходе к инновационной активности с позиции психологического анализа личности и личностных ресурсов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подборе в инновационные группы или в организацию, которая планирует массовое внедрение инноваций.
Структура работы. Объём работы - 78 страниц основного текста, 31 страница приложений. Основной текст проиллюстрирован 6 рисунками. Работа состоит из введения, трёх глав (теоретической, методологической и практической), 20 подпунктов, заключения, списка использованных источников, приложений. Список использованных источников содержит 52 ссылки на литературу, 14 из которых - на иностранные источники. Содержание работы имеет следующую структуру:
В первой главе описываются теоретические основы личности (с позиций системного и деятельностного подхода) и инновационной активности, подходы к изучению и понятийная структура.
Во второй главе описываются цели, задачи и гипотеза исследования, выборка, рассматриваются методы и методики исследования, раскрывается процедура исследования и математико-статистические методы обработки.
В третьей главе описываются результаты исследования и проходит их обсуждение.
3.3 Взаимосвязь личностных ресурсов, готовности к инновациям и
ресурсообеспечения
3.4. Факторный анализ показателей по «BigFive», Индекса Ресурсности и Фактора Активной Готовности к Инновациям
3.5. Сравнительный анализ степени готовности к инновационной активности мужчин и женщин
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение: инновационная активность, как уже говорилось ранее, остается одной из самых актуальных тем в организационной психологии. Проведенное исследование позволило прояснить, какие личностные ресурсы соответствуют инновационно активному человеку, какие качества так или иначе у него развиваются и какие черты важны для успешной разработки и внедрения инноваций.
Подводя итог, стоит сказать, что влияние стержневых характеристик личности: «экспрессивность» и «экстраверсия» на инноваионную активность, согласно полученным данным весьма высоко. Понятно, что в качестве генераторов идей или контролеров в инициативную группу могут быть приглашены люди с совершенно разными личностными характеристиками, главное, чтобы они были лояльны организации и имели такие же или родственные с организацией цели.
Тем не менее, в качестве непосредственных «реализаторов», активных людей, которые будут обеспечивать весь инновационный процесс, лучше выбрать экспрессивных кандидатов - экстравертов, так как им будет проще справится с этой задачей.
Таким образом, руководству организации, в которой планируется внедрение инноваций и расширение штата, лучше всего обратить особое внимание именно на эти черты у своих кандидатов.
Также стоит еще раз отметить, что не существует никаких различий в «инновационности» между мужчинами и женщинами, в связи с чем нет никакого смысла в скрытой профессиональной половой дискриминации при отборе в компаниях на должности, предполагающих разработку и внедрение инноваций.
Безусловно необходимо дальнейшее изучение выделенных ресурсов и их влияния на процесс создания и внедрения инноваций для того, чтобы определить первопричины развития именно этих качеств, а также для более детального психологического портрета «идеального инноватора», тем не менее, полученные результаты уже можно использовать при отборе, например, в инновационные группы в организации.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Анцыферова Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психол. журнал. -1982. - Т. 3, No 12. - С. 8-18.
3. Белановская О.В. Психология личности: Учеб. пособие; Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 226 с.
4. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: PerSe, 2000.
5. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 1994. - 309 с.
6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса СПб.: Питер, 2009 с. 304-309.
7. Волкова, М.Н. Деятельностный подход и категория деятельности в психологии: Учеб. Пособие. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. - 78 с.
8. Журавлев А. Л, Барабанщиков В.А, Воловикова М.И. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 334 с.
9. Загашев И. О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №5-2.
10. Иванова, Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса / Т.Ю. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - №3. - С. 119-135.
11. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2011 - 704 с.
12. Карнышев А.Д. Экономическая психология и содержательный анализ инноваций //Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции десятой юбилейной междунар. науч. - практ. конф./под общ.ред.д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
13. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
14. Королева К. Ю. Образование в социокультурном контексте: системный подход // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2007. №9.
15. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода (вопросы психологии, 1997 №6, с. 58-68)
16. Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. - М.: Институт молодежи, 1993. - 78 с.
17. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Локус контроля учащихся среднего профессионального образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №2.
18. Леонова А.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу и когнитивно-аффективные механизмы регуляции деятельности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы II Международной конференции Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса 133 / Под ред. Е.Т. Булгаковой, О.В. Бондаренко, В.И. Моросановой, Т.А. Индиной. Кисловодск; Ставрополь; М., 2009.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
20. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. - Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.
21. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
22. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф.Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С.31-45.
23. Миронов Денис Дмитриевич Субъект и культура: механизм идентификации // Вестник СПбГУКИ. 2015. №3 (24).
24. Михайлова О.Б. Методологические основы исследования инновационного потенциала лично сти //В е стник университета (ГУУ) — 2010 — № 21. — С. 71—75.
25. Михайлова О.Б. Структура инновационного потенциала личности // Вестник НГУ. Серия «Психология». — 2012. — № 1. — С. 26—32.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
27. Пригожин А. И. Современная социология организаций. М., 1995.
28. Рубиштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 -720 с.
29. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972.
30. Сергеев В. А., Кипчарская Е. В., Подымало Д. К. Основы инновационного проектирования: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 246 с
31. Скитович А.А. Лично стные характеристики специалистов с разным уровнем инновационной активности, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 2014 - 178 с.
32. Сорокин П.С. Инновационная активность как фактор карьерного продвижения сотрудников бизнес-организаций: подходы и направления исследования // Современный менеджмент: вопросы теории и практики. — Вып. 4. — М.: НИУ ВШЭ, 2011. — С. 494—506.
33. Терехова Т.А. Эмпирическое исследование проявления
инновационного потенциала личности в зависимости от исполнения социальной роли. 2013. №2
34. Терехова Т.А. Шишкина А.О. Инновационная активность личности: подходы, формы, механизмы. // Психология в экономике и управлении 2013, №2.
35. Холодная М.А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте пробле- мы интеллектуального контроля совла- деющего поведения // Совладающее по - ведение. Современное состояние и пер¬спективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
36. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
37. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков - М.: Логос, 1996 - 320 с.
38. Apter M.J. Нитап action and the theory of psychological reversals. / Aspects of consciousness. V.1: Psychological issues. Underwood G., Stevens R.L. Academic Press, 1979. -P. 45-65.
39. Apter M. J., Smith. К.С.Р. Humour and the theory of psychological reversals. In: Chapman A. J., Foot H. C. (eds.) Oxford: Pergamon Press, 1977. P 95-100
40. Apter, M.J. (2007) Reversal Theory: The Dynamics of Motivation, Emotion and Personality, 2nd. Edition. Oxford: Oneworld Publications.
41. Basadur, M.S., Basadur, T.M. and Licina, G. (2012). "Organizational creativity and organizational development". Chapter 26 in the Handbook of Organizational Creativity. Elsevier. Editor: Michael D. Mumford.
42. Hobfoll S. Conservation of resources. A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. 3. 513-524.
43. Hobfoll S. Conservation of resource caravans and engaged settings // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2011a. 84. 116¬122.
44. Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience / / S. Folkman (ed.). The Oxford handbook of stress, health, and coping. N.Y.: Oxford University Press, 2011b.
45. Hobfoll S., Lilly R.S. Resource conservation as a strategy for community psychology // Journal of Community Psychology. 1993. 21. 128-148.
46. Janssen O. The Joint impact of perceived influence and supervisor supportiveness on employee innovative behaviour // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2005. Vol. 78. Р 573-579.
47. Jeroen PJ. de Jong Deanne N. Den Hartog Innovative Work Behavior: Measurement and Validation, Zoetermeer, November 2008.
48. Kramer S., Amabile T. The Progress Principle/ Harvard Business Review Press, 2011.
49. Kuratko D.F.R., Duane I., Jeffrey G.C., Jeffrey S.H. A model of middle-level managers' entrepreneurial behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. — 2005. — November.
50. Rotter, J.B. (1966). "Generalized expectancies of internal versus external control of reinforcements". Psychological Monographs. 80 (whole no. 609).
51. Rothbaum F., Weisz J. R., Snyder S. S. Changing the world and changing the self: A two-process model of perceived control //Journal of personality and social psychology. - 1982. - Т. 42. - №. 1. - С. 5.
52. Rutledge, H. & Tucker, J. (2007) Reversing Forward: A Practical Guide to Reversal Theory, Fairfax, Virginia: OKA (Otto Kroeger Associates).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ