Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №72763

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО
РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА
МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Определение и основные характеристики связной речи 7
1.2. Характеристика повествовательного рассказа как одного из
типов связного монологического высказывания 14
1.3. Закономерности и условия развития связной речи в
онтогенезе 19
1.4. Особенности повествовательного рассказа детей с общим
недоразвитием речи 26
1.5. Возможности использования метода моделирования в
формировании навыка составления повествовательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 31
ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ 46
2.1. Изучение состояния навыка составления повествовательного
рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 46
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
составления повествовательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 102


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин).
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Овладение связной повествовательной речью составляет важнейшее условие успешного обучения в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна и др.
Все исследователи отмечают сложную организацию повествовательной связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович).
Ф.А. Сохин отмечает, что развитие связной речи осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию.
Построение целостного и связного текста повествовательного типа требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывания в соответствии с темой и основной мыслью, соблюдать структуру текста, соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств, отбирать адекватные лексические и грамматические средства.
Особенности овладения навыком составного повествовательного рассказа у детей дошкольного возраста представлены в работах: А.Г. Арушановой, Н.Е. Арбековой, В.В. Гербовой, Н.В. Елкиной, О.И. Киселевой и др.
Разработкой вопросов методики формирования навыка
повествовательного рассказа у старших дошкольников занимались Е.А. Смирнова, В.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина.
Многочисленными исследованиями было установлено, что нарушение связной речи входит в структуру общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Формирование связной речи у детей с нарушенным речевым развитием относится к одним из самых важных направлений логопедической работы.
Вопросами развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и д.р. В своих исследованиях авторы описывают особенности овладения связной речью детьми с общим недоразвитием речи и подчеркивают значимость специального обучения связной речи этих детей, поскольку это является необходимым условием успешного преодоления дефекта и дальнейшего успешно обучения при переходе детей в начальное звено школы.
В исследованиях В.К. Воробьевой, В. П. Глухова и других говорится, что для повествовательных высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение связности и последовательности изложения,
смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. Самостоятельное повествовательное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложениях. В повествовательных рассказах дети с общим недоразвитием речи, часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, опускают действующих лиц.
Несмотря на имеющиеся методические разработки, практика демонстрирует, что дошкольники с общим недоразвитием речи в силу их речевых и когнитивных особенностей испытывают значительные трудности в овладении навыком повествовательного рассказывания.
В связи с этим выбранную нами тему дипломной работы «Формирование навыка составления повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыка повествовательного
рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание
логопедической работы по формированию навыка повествовательного
рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности навыка повествовательного
рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию навыка повествовательного рассказывания с использованием метода моделирования должна осуществляться с учетом онтогенетических закономерностей развития связной речи, а так же речевых и когнитивных особенностей детей с общим недоразвитием речи, структурно¬
композиционных и лингвистических особенностей рассказов - повествований.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития детской речи (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, В.И. Яшина и др.); психолого-педагогические исследования особенностей детской речи (А.М. Вербенец, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Т.В. Лаврентьева, Д.Б. Эльконин, и др.); системный подход к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина); исследования в области особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи и современные разработки в области развития навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г.Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
В исследовании нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: анализ продуктов устно-речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 46
«Колокольчик» г.Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема развития связной речи является значимой, так как от сформированности связной речи зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью произносительной, семантической, когнитивной сторон речи.
Одной из самых главных задач в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи является формирование у них связной повествовательной речи, это необходимо не только для преодоления речевого дефекта, но и обучения в школе, так как успешность обучения во многом зависит от состояния развития связной речи.
При спонтанном развитии не достигается того уровня развития связной повествовательной речи, который достигается благодаря специальному обучению.
Исследователи связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи отмечают, что лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Отмечены проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Нами было проведено исследование на базе муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида № 46 «Колокольчик» г. Белгорода, в котором
принимали участие дети из двух старших групп с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и с общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития (экспериментальная группа) по 8 человек в каждой.
Проведенное исследование показало, что у детей с общим недоразвитием речи в отличие от детей с нормальным речевым развитием большие трудности возникали при составлении повествовательного рассказа, как по серии сюжетных картинок, так и по сюжетной картинке.
При составлении рассказа по серии сюжетных картинок получены такие результаты: ЭГ - 75% низкий и 25% средний уровни, КГ - 37,5% средний и 62,5% высокий уровни.
При составлении рассказа по сюжетной картинке получили такие результаты: ЭГ - 87,5% низкий и 12,5% средний уровни, КГ - 25% средний и 75% высокий уровни.
Результаты исследования показали, что у детей с общим недоразвитием речи отмечались трудности планирования развернутых высказываний, наблюдались сложности в определении логической последовательности изложения, рассказы носили простой характер перечисления. Дети с нормальным речевым развитием показали лучше результаты, по сравнению с результатами детей с общим недоразвитием речи. Их повествовательные рассказы представляли собой связный текст, составленный без посторонней помощи, состояли из грамматически правильных предложений, характеризовались связностью, развернутостью.
Нами были предложены методические рекомендации по формированию навыка составления повествовательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием метода моделирования. Были выделены следующие направления работы: работа над композиционной структурой повествовательного рассказа, работа над логической последовательностью изложения рассказа, работа по обогащению глагольной лексикой повествовательного высказывания, работа над причинно¬следственными связями повествовательного рассказа, работа над структурой предложений, составление повествовательного рассказа по сюжетной картине, пересказ литературных произведений, составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин. Были выделены направления работы и отобраны специальные модели, учитывающие онтогенетические закономерности развития связной речи.
Предложенные рекомендации повысят эффективность коррекционной работы по формированию навыка повествовательного рассказывания при использовании наглядного моделирования у дошкольников с общим недоразвитием речи.



1. Агаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования [Электронный ресурс] / Е.Л. Агаева. - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov- predstavlenij-o-logicheskih-otnoshenijah-na.html
2. Александрина, И.Н. Формирование связного высказывания у детей с ОНР [Текст] / И.Н. Александрина // Логопед. - 2008. - № 8. - С. 4-12.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
- 400 с.
4. Анисимова, Л.Н. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л.Н. Анисимова // Логопед. - 2009. - № 7. - С. 72-78.
5. Базик, И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному
моделированию: Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Я. Базик // Дошкольное воспитание. 1984. - №11. С. 34-36.
6. Бахтин, М.М. Основные характеристики текста [Электронный ресурс] / М.М. Бахтин. - Режим доступа: http://www. maam.ru/ detskijsad/razvitie-svjaznoi- rechi-reb-nka-v-igre.html
7. Бешенков, С.А. Моделирование и формализация [Текст] / С.А. Бешенков - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. - 336 с.
8. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования
(сущность и эффективность) // Издательский дом «Образование и наука» [Электронный ресурс]/ А.И. Богатырев. - Режим доступа:
http://www.rusnauka. com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.
9. Бородич, А.М. Методика развития связной речи детей [Текст] / А.М. Бородич
- М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
10. Брандес, М.П. Предпереводческий анализ текста [Текст] / М.П. Брандес - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2001. - 224 с.
11. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями [Текст] / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2005. - № 5. - С. 18-25.
12. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. 1982. № 3. С. 46— 52.
13. Власенко, И.Т. Составление повествовательного рассказа [Электронный ресурс] / И.Т. Власенко. - Режим доступа: http://www. plam.ru/healt/
14. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. - М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1996. - 352 с.
16. Глотова, Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты
онтогенеза человека / Г.А. Глотова. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. 256 с.
17. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с.
18. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование [Текст] / А.Н. Дахин // монография - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 230 с.
19. Дьяченко, О. М. Формирование действий пространственного моделирования
в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой / О.М. Дьяченко // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psibook.com/research/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-
predstavleniy-o-logicheskih-otnosheniyah-na-osnove-naglyadnogo-
prostranstvennogo-mod.html
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.
21. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.: 1982. - 143 с.
22. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
23. Зимняя, Н.А. Речевой механизм в схеме порождения речи. Психологические
и психолингвистические проблемы владения и овладения языком [Электронный ресурс] / Н.А. Зимняя. - Режим доступа:
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654616
24. Иванова, Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи [Текст] / Н.Н. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Том II. - 111с.
25. Кондратьева, Н.Н. Как использовать модель для развития речевого творчества [Текст] / Н.Н. Кондратьева, О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. 1991. - №10. - 56с.
26. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
27. Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи [Текст] / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович // Сост. Р.А. Белова-Давид. - М.: 2002. - 86 с.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007 - С.18
29. Крохина, И.Н. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР [Текст] / И.Н. Крохина //Логопед. - 2011. - № 3. - С. 24-3
30. Кудрова, Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с
недоразвитием речи [Текст] / Т.И. Кудрова // Логопед в детском саду. - 2007.
- № 4. - С. 51
31. Лагутина, А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] / А.В. Лагутина. - М, 2007. - 26 с.
32. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженска. - М.: Педагогика, 2005. - 238 с.
33. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - М., 2004. - 72 с.
34. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
35. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
36. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников [Электронный ресурс] / А.М. Леушина. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/
37. Лисина, М.И. Речевое развитие ребенка [Электронный ресурс] / М.И. Лисина.
- Режим доступа: http://baby-like.ru/publ/mamochkam_o_detkakh/formy_
lisinoj/3-1-0-93
38. Лурия, А.Р. Язык и сознание. [Текст] А.Р. Лурия. - М: изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 211 с.
39. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст] / Е.М. Мастюкова - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
40. Плещенко, Т.П. Стилистика и культура речи [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. - М.: Тетра Системс, 2001. - 544 с.
41. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / И.П.
Подласый - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
42. Путкова, Н.М. Обучение построению связного речевого высказывания (старший дошкольный возраст) [Текст] / Н.М. Путкова // Логопед. - 2005. -
№ 2. - 91с.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 594 с.
44. Сингаевская, О.В. Развитие связной речи дошкольников [Текст]/ О.В. Сингаевская, А.В. Соболева // Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. - С. 26-30.
45. Смольникова, И. А. Информационные технологии и образование / И. А. Смольникова. - М., 2003. - 30 с.
46. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
47. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1986. - 341 с.
48. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
49. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 1990. - №10. С. 16-21.
50. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольников 4-6 лет [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2007. - 234 с.
51. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
52. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи [Текст] / Л.П. Федоренко. - М.: Просвещение, 1994. - 211 с.
53. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
54. Флерина, Е.А. Связная монологическая речь [Электронный ресурс] / Е.А.
Флерина. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/32.pdf
55. Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002 -136 с.
56.Челышева, А. А. Использование метода наглядного моделирования в работе
по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) [Текст] / А.А. Челышева // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой
ученый, 2013. — 106с.
57.Чехнелидзе, Т.А. Учусь составлять рассказы [Текст] / Т.А. Чехнелидзе. - Москва: Центр Офесс, 2011. - 32с.
58. Шаховская, С.Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Текст] / С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2009. - 86 с.
59. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
60. Шмидт, Е.В. Особенности детей с ОНР при составлении повествовательных рассказов [Электронный ресурс] / Е.В. Шмидт. - Режим доступа: http: //www.warheroes.ru/hero/hero .asp?Hero_id= 11974
61. Щадрина, Л.Г. Тексты повествовательно характера [Электронный ресурс] / Л.Г. Щадрина. - Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero
62.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Воронеж, 2005. - 198 с.
63.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 216с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ