Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА)

Работа №65365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 7
1.1. Понятие связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
1.3. Анализ методических подходов к развитию связной речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА) 33
2.1 Изучение связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 33
2.2. Направления и приемы развития связной речи старших дошкольников
(на примере повествовательного текста) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54


Развитие связной речи, а именно повествовательной монологической речи - одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений.
В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова считают, что предпосылками к овладению повествовательной монологической речью являются не только высокий уровень развития лексического и грамматического строя речи, но и сформированные психологические процессы, такие как: память, внимание, мышление и воображение.
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и в частности навыком повествовательного рассказывания.
Как отмечают И.Н. Александрина, В.К. Воробьева, В. П. Глухов, Е.Д. Сафронова, Н.Д. Судакова, Г.Л. Шадрина и другие для высказыванийдетей с общим недоразвитием речи характерны: нарушение связности и
последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи, Самостоятельное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложении. В повествовательных рассказах дети с ОНР часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Вопросами разработки методики формирования связной речи, в том числе навыка повествовательного рассказывания у старших дошкольников занимались Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина,
О.С. Ушакова.
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР, а именно навыка повествовательного рассказывания занимались такие ученые как: А.М.Бородич, В.К. Воробьева,Т.И. Гирзик, В.П.Глухов, Е.Д. Сафронова и многие другие. Несмотря на достаточную разработанность методических аспектов формирования связной речи у дошкольников с ОНР в практическом плане существуют качественные недоработки, устранив которые можно значительно улучшить всю логопедическую работу в данном направлении. Поэтому выбранную нами тему дипломной работы «Логопедическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествоватеьного текста)» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Цель исследования: определить направления и приемы
логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
Объект исследования: особенности навыка повествовательного рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: направления и приемы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста).
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой коррекциоонная работа по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:
1. будут своевременно выявлены особенности развития связной речи устарших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. в содержание образования детей старшего дошкольного возраста собщим недоразвитием речи будет включена коррекционная программа по развитию связной речи.
В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
2. организовать изучениесвязной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
3. определить направления работы развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (на примере повествовательного текста);
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы в области изучения особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи дошкольников Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой Г.В. Чиркиной, труды по разработке содержания и методов работы с детьми с ОНР дошкольного и школьного возраста Г.В. Чиркиной, труды по проблеме овладения связной речью детьми дошкольного возраста с ОНР В.П. Глухова, В.К. Воробьевой, Э.П. Коротковой, работы в области формирования навыка повествовательного рассказывания у дошкольников О.С. Ушаковой, Т.А. Ткаченко.
Для решения поставленной цели и задач в данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: анализ продуктов речевой деятельности детей;
количественный и качественный анализ результатов проведенного эксперимента.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Короча, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления дошкольника, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно, образно.
Ряд исследователей В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.А.Фотекова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др. утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, и необходимое условие для их дальнейшего обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи дошкольников развивается их мышление, память, восприятие, наблюдательность.
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи имеют серьезные нарушения связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа- описания, фрагментарном запоминании словесного материала, трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности, недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению педагогов и психологов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. Поскольку в дошкольном возрасте преобладающем видом мышления является наглядно-образное, поэтому очень важно применять моделирование в процессе связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Поэтому анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам провести коррекционно-педагогическую работу на базе МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г. Короча, которое проходило в три этапа. На констатирующем этапе эксперимента для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта мы использовали серию заданий для исследования связной речи и выявления нарушений связной речи детей с ОНР нами были использованы методики В.П.Глухова,, была направлена на изучение связной повествовательной речи и «Тестовой методики
диагностики устной речи Т.А.Фотековой». Анализ полученных результатов показал, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием. Рассказы детей характеризуются непоследовательностью, бессвязностью, бедностью лексики, неумением соблюдать структуру описания и грамматически правильно строить предложения. Полученные позволили нам сделать вывод о необходимости проведения коррекционно - педагогической работы с детьми данной категории необходимо организовывать работу по формированию и совершенствованию навыков описания предмета. Коррекционно-педагогическая работа проводилась на втором этапе педагогического эксперимента, она заключалась в применении системы интегрированных занятий с использованием наглядного моделирования и в процессе режимных моментов.
Таким образом, важной задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, является формирование у них связной речи, а применение метода моделирования помогает решать следующие задачи: знакомит дошкольников с графическим способом представления информации; формирует навык самостоятельного моделирования.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы логопедии: Преодоление речевых
нарушений у детей и взрослых [Текст]: Сб. науч. тр./ МГПИ им. В.И. Ленина.
- М., 1980. - 140 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений/М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе для студ. сред. пед. учеб. завед. [Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Academia, 1998. - 160 с.
4. Березин, Ф.М. Общее языкознание [Текст]/Ф.М. Березин, Б.Н. Головин - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]/Воробьева - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
6. Выготский, Л.С. Развитие детской речи [Текст]/Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6-ти томах. - Т 3. - М.: Педагогика, 1982. - 448 с.
7. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст]/ Ю.Ф. Гаркуша, В.Ю. Секачев. - М., 2012. - 231 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием/В.П. Глухов. -2-е изд., испр. и доп.
- М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Детская речь как предмет лингвистического изучения: Межвуз. сб. науч. тр. /ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1987. - 160 с.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с
общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Феникс, 2007. - 316 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичсва. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.
13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] /О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2005. - 279 с.
14. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982. - 127 с.
15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] /под ред. Ю.Ф. Гаркуши.
- М., 2008. - 128 с.
16. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.
17. Левина, Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими
расстройствами речи [Текст]/Р.Е. Левина/Психолого-педагогические
проблемы восстановления речи при черепно-мозговых ранениях. - М., 1945.
- С. 121-128.
18. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Учпедгиз, 1951. - 120 с.
19. Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: Владос, 2005. - 151 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / А.М. Леушина // Ученые записи : ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Т. 35. - 1941. - 321 с.
21. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2006. - 678 с.
22. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд-во Москва. ун-та, 1979. - С. 167 - 182
23. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
24. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г. Нищева. - М.: Владос, 2006. - 576 с.
25. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2008. - № 4. -
С. 102-115.
26. Поспелов Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры. - М.-Л., 1948. - Вып. 2. - С. 43-68.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии
[Текст]/С.Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
29. Современный русский язык [Текст] / Под ред. Н.Г. Белошапкова. - М.: Просвещение, 2005. - 560 с.
30. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника [Текст] / Ф.А. Сохин / Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 39-43.
31. Сохин, Ф.А. Основные задачи развития речи [Текст]/ Ф.А. Сохин/ Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 135 с.
32. Текучев А.В. Методика русского языка в. - М., Просвещение, 1980. - 414 с.
33. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. Ткаченко/Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16-24.
34. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. -- СПб.: Детство-пресс, 1999. - 47 с.
35. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М.:
Просвещение, 1973. - 160 с.
36. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР: воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева. - М.: Владос, 2005. - 487 с.
37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Основные направления коррекционной работы. /Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С. Волковой, 5 книга. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
38. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М.: Альфа, 1993. - 103 с.
39. Хрестоматия по логопедии [Текст] / Под ред. Волковой, Л.С. Селиверстова В.И.: в 3-х т.; Т. 2. - М.: Просвещение, 2007. - 656 с.
40. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его
функционирование. - М., 1986.- С. 17-58



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ