Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №72744

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
449
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1. Сущность и содержание национального самосознания
личности 8
1.2. Особенности формирования национального самосознания
в младшем школьном возрасте 17
1.3. Внеурочная деятельность как средство формирования
национального самосознания младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности
2.1. Диагностика уровня сформированности национального
самосознания младших школьников 30
2.2. Содержание работы по формированию национального
самосознания младших школьников средствами кружковой работы 42
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение

Современное развитие межнациональных отношений, обострение этнических противоречий, как в России, так и в других странах выводят на первый план проблему изучения формирования национального самосознания личности. Данная проблема ставит перед учеными и практиками задачи пересмотра путей формирования патриотического и гражданского воспитания младших школьников в быстро меняющемся обществе. Тем более, что жизнь показывает, как при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия. Тогда как своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать предотвращению таких проявлений.
В законе РФ «Об образовании в РФ», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и в федеральной целевой программе «Культура России» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Эти задачи решаются в системе начального образования посредством реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину (Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2018; Национальная доктрина образования в РФ, 2000; Федеральная целевая программа «Культура России», 2012; Федеральный государственный образовательный ..., 2018).
Младший школьный возраст представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки патриотических и гражданских качеств, формируется национальная идентичность личности, уважение к людям и понимание окружающих независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка и вероисповедания. В этот период также интенсивно формируется его самосознание личности. Именно воспитание детей младшего школьного возраста с позиций национальных, духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное их отчуждение от отечественных и национальных идеалов.
Проблема формирования национального самосознания рассматривается с философских, исторических, этнографических и психологических точек зрения в русле изучения нации и национальных отношений, характеристик национального самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии.
Исследование национального самосознания является важным и для педагогической науки. Возможности целенаправленного педагогического влияния на формирование национального самосознания младших школьников предполагают новые пути и формы работы школы по совершенствованию общественно-воспитательной деятельности. В то же время анализ исследований показывает, что проблема национального самосознания не получила должного разрешения в педагогической науке тем более, что она не до конца разработана с учетом современных реалий.
Психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, СЛ. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др. рассматривают самосознание как внутренний стержень личности, во многом определяющий уровень формирования национального самосознания. В работах вышеперечисленных авторов отчетливо прослеживаются основные этапы становления самосознания ребенка, что в свою очередь помогает понять возрастную специфику формирования национального самосознания.
Значительный вклад в исследование происхождения и сущности национального самосознания внесли философы А.Г. Агаев, Г.Е. Глезерман, Ю.Д. Гранин, С.Т. Калтахчан, М.Н. Руткевич, В.С. Соловьев и др. Структура национального самосознания рассмотрена в работах историков, этнографов Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Н.М. Дружинина, В.И. Козлова, П.И. Кушнера и др.
Привлечение многоплановой истории идей в исследованиях проблемы национального самосознания и его формирования позволяет выделить доминирующие концепции, касающиеся самосознания вообще, национального в частности, выделить предложенные учеными общие и основные пути его формирования.
В процессе перехода к ФГОС НОО в школах внедрена внеурочная деятельность. Включение ее в Базисный учебный план наравне с предметами учебного цикла является одним из нововведений, а собственно внеурочная деятельность - неотъемлемым компонентом школьного образования, регламентирующим организацию развивающей и воспитательной сферы для обучающихся (Федеральный государственный образовательный ..., 2018).
Формирование национального самосознания младших школьников можно отнести к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности. Обращение к национальному компоненту поможет углубить духовно-нравственное воспитание обучающихся, а его реализация в нашем исследовании возможна в такой форме внеурочной деятельности как кружковые занятия. Поэтому мы подробно остановимся на этой форме внеурочной деятельности (на примере кружка «Мой край»).
Анализ педагогической практики показывает, что в школах, как правило, нет целенаправленной системы формирования национального самосознания младших школьников, хотя ознакомление с традициями и культурой своего народа ведется. Соответственно, не совсем определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия его эффективного формирования у младших школьников средствами кружковых занятий.
Вышесказанное позволяет выделить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности.
Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: формирование национального самосознания младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
1) целенаправленно формируются все компоненты национального самосознания у младших школьников;
2) организация работы по формированию национального самосознания будет включать исследовательский, проектный, проблемный методы, а также метод творческих заданий.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятие «национальное самосознание»;
2) охарактеризовать особенности формирования национального самосознания в младшем школьном возрасте;
3) охарактеризовать внеурочную деятельность как средство формирования национального самосознания младших школьников в воспитательном процессе школы;
4) выявить критерии и уровни сформированности национального самосознания младших школьников;
5) разработать содержание работы по формированию национального самосознания младших школьников на кружковых занятиях.
Методы исследования: анализ философской, педагогической и психологической литературы, анкетирование, опрос, дидактические игры, математические методы обработки данных, педагогический эксперимент.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1» г. Белгорода, 3 «Г» класс.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении раскрывается актуальность и степень разработанности исследуемой проблемы, приведена аргументация необходимости ее исследования, указан аппарат исследования, определены методы исследования, указана база исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы национального самосознания личности; описаны особенности формирования национального самосознания в младшем школьном возрасте; обосновывается эффективность внеурочной деятельности как средства формирования национального самосознания младших школьников.
Во второй главе описываются методические основы по формированию национального самосознания младших школьников во внеурочной деятельности: диагностика уровня сформированности национального самосознания младших школьников; содержание работы по формированию национального самосознания младших школьников в процессе кружковых занятий.
В заключении представлены результаты исследования, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список состоит из 57 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ проблемы национального самосознания позволил раскрыть его сущность с позиции философского и психологического аспектов, показать различные точки зрения и подходы в интерпретации данных категорий отечественными и зарубежными учеными. Национальное самосознание является составным элементом структуры самосознания личности, а также его важным компонентом, включающим в первую очередь идентификацию личности с определенной этнической общностью.
Мы выяснили, что национальное самосознание - это осознание своей принадлежности к определенной социально -этнической группе, достигаемое на основе представлений и знаний о своей национальной общности, ее историческом прошлом и настоящем, материальной и духовной культуре и языке.
К особенностям формирования национального самосознания детей младшего школьного возраста относятся: сформированность самосознания личности системы этнических ценностей, чувств, идентификация себя со своей национальностью, информированность в области национального языка и национальной культуры, познавательная мотивация, обуславливающая интерес и активную деятельностную позицию. Наиболее важными факторами, обуславливающими формирование национального самосознания, являются: семья, школа, язык, общность происхождения членов этноса, особенности их взаимодействия.
Возрастные границы становления национального самосознания не универсальны, однако младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее сензитивным периодом формирования национального самосознания.
Разработанные критерии, в основу которых были положены основные компоненты национального самосознания (знание национального языка и национальной культуры, национальная идентификация, уважительное отношение к своей нации и национальности, включенность в деятельность в сфере национальный культуры) позволили выявить уровень его сформированности у детей младшего школьного возраста. Нами было выявлено, что уровень национального самосознания был недостаточен.
С целью реализации педагогических условий, заявленных в гипотезе, нами был осуществлен педагогический эксперимент, в рамках которого внедрен комплекс экспериментальных занятий кружка «Мой край». В ходе реализации формирующего этапа эксперимента нами было обнаружено, что проводимые экспериментальные кружковые занятия благотворно повлияли на формирование национального самосознания младших школьников. Кружковые занятия по формированию национального самосознания помогли не только углубить знания в области национального языка и национальной культуры, но и активизировать интерес младших школьников к деятельности в сфере национальной культуры, сформировав положительное отношение к представителям своей нации.
Таким образом, можно отметить, что целенаправленные и систематические кружковые занятия, проводимые во внеурочной деятельности, способствуют формированию национального самосознания младших школьников.
Реализация заявленных педагогических условий способствовала эффективному повышению национального самосознания младших школьников. Исследование дало положительный результат, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Абашина В.В. Управление учебно-воспитательной деятельностью младших школьников / В.В. Абашина. - Сургут: СурГПИ, 2015. - 81 с.
2. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание / А.Г. Агаев // Вопросы истории. - 1967. - № 7. - С. 25-37.
3. Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения /
М.Ю. Алексеев, К.А. Крылов. - М.: Арт-Центр, 2001. - 112 с.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.- М.: Когито-Центр, 1996. - 384 с.
5. Арутюнов С.А. Этнологический словарь. Вып. 1 Этнос. Нация. Общество / С.А. Арутюнов. - М.: Просвещение, 2002. - 450 с.
6. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание / Ю.В. Арутюнян // Социологические исследования. - 1990. - № 7. - С. 42-49.
7. Беляева Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук: 19.00.07 / Елена Вячеславовна Беляева. - Курск, 2005. - 22 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 352 с.
9. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1988. - 208 с.
10. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1973. - 285 с.
11. Васильев Г.Г. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; под ред. А.П. Алексеев. - М.: РГ - Пресс, 2012. - 496 с.
12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1974. - 168 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
14. Глезерман Г.Е. Классы и нации: научно-популярная литература / Г.Е. Глезерман. - М.: Издательство политической литературы, 1997. - 79 с.
15. Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования / Ю.Д. Гранин. - М.: ИФ РАН, 2007. - 168 с.
16. Дайлиден В.С. Основное направление работы школьного образовательного учреждения / В.С. Дайлидене // Внешкольник. - 2015. - № 2. - С. 11-13.
17. Дружинин Н.М. Избранные труды. Воспоминания, мысли, опыт историка / Н.М. Дружинин. - М.: Наука, 1990. - 512 с.
18. Евмененко Е.В. Психологические особенности формирования национального самосознания у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07/ Елена Владимировна Евмененко. - Ставрополь, 2003. - 176 с.
19. Ильинская И.П. Поликультурная среда в эстетическом развитии младшего школьника: монография / И.П. Ильинская; науч. ред. проф. И.Ф. Исаев. - Курск: Издательский дом ВИП, 2018. - 264 с.
20. Ильинская И.П. Эстетическое воспитание младших школьников средствами художественной культуры разных народов / И.П. Ильинская. - Белгород: Издательский дом Белгород, 2014. - 114 с.
21. Ищенко Е.Д. Развитие национального самосознания младших школьников / Е.Д. Ищенко // Планета знаний. - 2002. - № 10. - С. 33-39.
22. Казакова М.Н. Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Марина Николаевна Казакова. - Н. Новгород, 2007. - 20 с.
23. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей / С.Т. Калтахчян. - М.: Политиздат, 1973. - 126 с.
24. Коновалов В.Н. Словарь по политологии / В.Н. Коновалов. - Ростов н/Д.: РГУ, 2001. - 285 с.
25. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. - М.: Вентана-Граф, 1999. - 343 с.
26. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы (в сборнике: тр. института этнографии) в 15 т. Т. 15) / П.И. Кушнер. - М.: Наука, 2006. - 641 с.
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.2. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 317 с.
28. Лисина М.И. Общение, личность, психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Коннект, 1997. - 122 с.
29. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника /
A. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
30. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее /
B. С. Мухина // Психологический журнал. - 1994. - №3. - С. 12-15.
31. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 года № 751 [Офиц. сайт] // URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения 20.04.2018).
32. Немкова Е.В. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 1» г. Белгорода [Офиц. сайт]. URL: http://belgschool1.ru(дата обращения: 05.05.2018)
33. Ондар Л.М. Национальное самосознание личности: монография / Л.М. Ондар. - Абакан: Бригантина, 2009. - 172 с.
34. Очиров М.Н. О формировании национальной идентичности в национальной школе / М.Н. Очиров // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - №15. - С. 51-55.
35. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 527 с.
36. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже. - М.: ЭНАС, 1969. - 720 с.
37. Платонов Ю.П. Этнопсихология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
38. Приходько Е.В. Национальное самосознание младших школьников / Е.В. Приходько // Вестник психологии обучения. - 2006. - № 6.
- С. 89-94.
39. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова,
A. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 2012. - 448 с.
40. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т.2 / под. ред.
B. В. Давыдов. - М.: БЭС, 2011. - 276 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: СЗП, 1946. - 720 с.
42. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы /
М.Н. Руткевич // Вопросы философии. - 1999. - №5. - С. 19-33.
43. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить школьника приобретать знания / А.И. Савенков. - Ярославль: Факел, 2015. - 340 с.
44. Севастьянов А.Н. Этнос и нация / А.Н. Севастьянов. - М.: Литкон, 1990. - 180 с.
45. Солдатова Г.У Диагностика этнической идентичности.
Психология общения. / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когнито-центр, 2011. - 570 с.
46. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. Предисловие ко второму изданию. Соч.: в 2 т. Т.1. / В.С. Соловьев. - М.: Правда, 1989. - 234 с.
47. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества / И.А. Снежкова // Советская этнография. - 1982. - № 1. -
C. 80-88.
48. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. - М: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.
49. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1969. - 289 с.
50. Тавадов Г.Т. Этнология: учебник для вузов / Г.Т. Тавадов. - М: Проект, 2002. - 352 с.
51. Тишков В.А. Идентичность и культурные границы / В.А. Тишков // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М.: ИЭА РАН, 1997. - 154 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», - М.: Просвещение, 2018. - 78 с.
54. Федеральная целевая программа «Культура России», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 года № 186 // [Офиц. сайт ] // URL: http://fcpkultura.ru(дата обращения 20.04.2018)
55. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Избр. псих. тр. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
56. Этнос и среда обитания. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова / Ред. Н.И. Григулевич, Н.А. Дубова (отв. ред.), А.Н. Ямсков. - М.: Старый сад, 2009. - 312 с.
57. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования национальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. - 1997. - №3. - С.12-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ