Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ СМИ 6
1.1 Процесс конвергенции СМИ и развитие онлайн-платформы 6
1.2 Социальные сети: аудитория и функциональные особенности 12
1.3 Аудитория и контент развлекательных телеканалов 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕЛЕКАНАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2.1 Телеканал «ЧЕ!» в социальных сетях 25
2.1.1 Форматы и тематика публикаций в социальных сетях 26
2.1.2 Специальные проекты в социальных сетях как инновационный способ
продвижения 31
2.2 Телеканал «Пятница» в социальных сетях 34
2.2.1 Стратегия телеканала «Пятница» 34
2.2.2 Влияние аудитории на формат контента в социальных сетях 41
2.3 Телеканал «ТНТ» в социальных сетях 44
2.3.1 Специфика ведения аккаунтов телеканала «ТНТ» 45
2.3.2. Неэффективные методы продвижения в социальных сетях 50
2.4. Сравнение методов продвижения телеканалов «ЧЕ!», «Пятница» и «ТНТ» 53
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения
В настоящее время традиционные СМИ используют социальные сети как часть маркетингового продвижения. В России интернет-пользователи составляют более 55 % населения, и 82 % из этих людей имеют аккаунты в социальных сетях, а более 35 % заходят в них ежедневно . Стремительное развитие Интернета и процесс конвергенции повлияли на способ потребления контента, что повлекло за собой потребность пользователя в получении информации «здесь и сейчас», а также заставило телеканалы создать свои онлайн-версии и присутствовать в социальных сетях. Практически у каждого крупного СМИ есть аккаунты в нескольких социальных сетях, но самыми популярными являются Вконтакте и Инстаграм. Конвергенция телевизионных каналов и интернет-площадок положила начало для такого явления, как Social Media Marketing (SMM )телеканалов, и на данный момент без активного развития аккаунтов в социальных сетях телеканалы могут начать проигрывать своим конкурентам и терять лояльность аудитории.
Актуальность данной работы обусловлена увеличивающейся ролью продвижения телеканалов в социальных сетях как части внеэфирного маркетинга.
Объектом данного исследования явились аккаунты телеканалов «ЧЕ!», «Пятница» и «ТНТ» в социальных сетях.
Предмет исследования - методы продвижения телеканалов в социальных сетях.
Цель данного исследования - выделить наиболее эффективные способы продвижения телевизионного контента в социальных сетях.
Достижение этой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• Выявить причины использования социальных сетей как маркетингового инструмента.
• Рассмотреть наиболее эффективные форматы публикаций в социальных сетях телеканалов.
• Выделить основные способы и инструменты продвижения телеканалов в социальных сетях.
Эмпирическую базу исследования составляют страницы телеканалов в социальных сетях: данные об охвате публикаций, их показатели вовлеченности, данные о просмотрах видео-контента, показатели реализованных спецпроектов, рост подписчиков в аккаунтах телеканалов.
Эмпирический материал был собран в период с сентября 2018 года по апрель 2019 года из официально подтвержденных страниц и групп телеканалов.
Методы, используемые в этой работе, являются качественными и представляют собой изучение и фиксацию предмета: сравнение, выделение форматов и типологизацию контента, анализ контента.
Гипотеза исследования заключается в том, что социальные сети являются эффективной частью маркетингового продвижения телеканалов и позволяют СМИ напрямую взаимодействовать со своей аудиторией, повышая ее лояльность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развлекательные телеканалы в качестве приоритетных площадок для продвижения используют социальные сети Вконтакте и Инстаграм.
2. Использование визуального контента в социальных сетях позволяет увеличить вовлеченность пользователей.
3. Интерактивные механики продвижения наиболее эффективны в социальных сетях.
Стремительное развитие Интернета оказало сильнейшее влияние на развитие СМИ и коммуникационную сферу. Социальные сети за небольшой период времени стали неотъемлемой частью маркетингового продвижения СМИ и являются одной из основных площадок распространения контента для телеканалов. Большинство телеканалов имеют страницы в нескольких социальных сетях и активно занимаются продвижением контента с помощью инструментов социальных сетей.
В рамках данной работы удалось выяснить, что причиной использования социальных сетей в маркетинговом продвижении телеканалов является изменение поведения целевой аудитории телеканалов. Аудитория начинает потреблять телевизионный контент не только традиционным способом, в связи с чем маркетинговое продвижение смещается в сторону новых медиа и социальных сетей. Кроме того, социальные сети используются для повышения узнаваемости бренда, диалога со зрителем и расширения аудитории.
Развлекательные телеканалы в большинстве случаев используют для продвижения социальную сеть Вконтакте потому, что эта социальная сеть охватывает наибольшее число пользователей, схожих по возрасту, поведенческим особенностям и социально-демографическим характеристикам целевой аудитории телеканалов. Также для распространения контента телеканалами активно используется социальная сеть Инстаграм. На других площадках телеканалы занимаются только повышением узнаваемости бренда и выполняют функцию присутствия.
На основании анализа эмпирической базы исследования удалось выделить наиболее эффективные форматы публикаций в социальных сетях телеканалов. Высокий индекс вовлеченности наблюдается на постах с использованием такого формата, как мемы и фотографии лиц телеканалов, а 56
В ходе исследования основных механик взаимодействия с аудиторией удалось сделать следующие выводы:
1. Спецпроекты с использованием интерактивных механик взаимодействия повышают вовлеченность и лояльность аудитории. Геймификация контента позволяет развивать аккаунты телеканалов в социальных сетях и расширять аудиторию.
2. Активное использование сторис и добавление игровой механики в этот формат увеличивают охваты и являются нестандартным способом продвижения телевизионного контента.
3. Мемы развлекают пользователей социальных сетей и минимизируют прямой рекламный эффект, но повышают лояльность аудитории по отношению к телеканалу.
4. Адаптация телевизионного контента под мобильные платформы и использование коротких видеозаписей с субтитрами повышают вовлеченность аудитории. Такой формат публикации работает на привлечение пользователя к просмотру полного выпуска программ телеканалов.
5. Блогеры и лидеры мнений значительно увеличивают интерес к аккаунтам СМИ в социальных сетях.
Таким образом, поставленные в работе задачи были решены. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования полученных в ходе исследования результатах в работе маркетинговых и digital отделах развлекательных телеканалов
1. Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация жанров // Вестник Московского университета. Сер.
10. Журналистика. 2008. No 6. С. 110-124.
2. Вебер К.С., Пименова А.А. Сравнительныи анализ социальных сетеи"7/ Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2014. - Т. 19. - No 2. - С. 643-636
3. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях Фейсбук, Твиттер, Google+ / Наталия Ермолова. — М.: Альпина Паблишер. 2017. 18-22 стр.
4. Злобина Н. В., Завражина К. В. Маркетинг в социальных сетях:
современные тенденции и перспективы //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Экономические науки. 2015. №6 (233). [Электронный ресурс],иРЕ:https://cyberleninka.ru/article/n/
5. Канашина С.В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №28 (277). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/chto-takoe-internet-mem
6. Муронец О.В. Контент социальных сетей: тенденции и
закономерности/ Электронный научный журнал «Медиаскоп» Выпуск №3. 2015г. [Электронный ресурс] URL:
http://www.mediascope.ru/1812
7. Першина Е.Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/2304
8. Симкачёва М. В. Процесс конвергенции СМИ и его влияние на формирование современного медиаполя // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №4. [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-konvergentsii-smi-i-ego- vliyanie-na-formirovanie-sovremennogo-mediapolya
9. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-
СМИ // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №6 (149). [Электронный ресурс],
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v- internet-smi
10. Удовиченко Р.В. Жанровые особенности развлекательного телевидения на примере телепрограмм холдинга СТС Медиа // Научная мысль Кавказа. 2011. №2 (66). [Электронный ресурс], URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-razvlekatel-nogo- televideniya-na-primere-teleprogramm-holdinga-sts-media
11. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - 3-е изд. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 164-175 стр.
12. Щепилова Г.Г., Круглова Л.А Телеканалы и социальные сети: специфика взаимодействия. Вестник Московского университета. [Электронный ресурс], URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2018/ 3/telekanaly-i-sotsialnye-seti-spetsifika-vzaimodeystviya/ marketing-v- sotsialnyh-setyah-sovremennye-tendentsii-i-perspektivy
13. Boyd, D. M. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / D. M. Boyd, N. B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2008. - No 13.
14. Бережная Н. "Матч ТВ" и "Че" пока не показали роста зрителей. 2016 Sostav [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/auditoriya-novykh-tv-ploshchadok-21224.html
15. Беришвили Н. Известия [Электронный ресурс] URL:
https://iz.ru/696806/nataliia-berishvili/polzovatelei-sotcsetei-v-rossii-
stalo-vdvoe-bolshe
16. Борисова А. Последняя ночь на Бейкер-стрит. 2017 Газета.ги [Электронный ресурс]URL: https://www.gazeta.ru/culture/2017/01/13/a_10474841.shtml#page1
17. Вконтакте [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/blog/newsfeed-algorithms
18. Вконтакте [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/reshala_che
19. Газпром-медиа [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom- media.com/ru/company/show?id=14
20. Газпром-медиа [Электронный ресурс] URL: http://www.gazprom- media.com/ru/company/show?id=17
21. Делюкин Е. «Stories — лучшее решение в истории Instagram». 2018 vc.ru[Электронный ресурс] URL:https://vc.ru/social/44084-stories- luchshee-reshenie-v-istorii-instagram
22. Инстаграм [Электронный ресурс] URL:
https://www.instagram.com/tnt_online/
23. Караев И. Человек вместо «Перца». 2015 Газета.ш [Электронный ресурс] URL :https://www.gazeta.ru/culture/2015/11/12/a 7888385.shtml
24. Конторова Д. Как влюбить в себя фанатов: кейс телеканала ПЯТНИЦА! по работе с фандомами популярных сериалов. 2018 vc.ru[Электронный ресурс] URL:https://vc.ru/marketing/41035-kak- vlyubit-v-sebya-fanatov-keys-telekanala-pyatnica-po-rabote-s- fandomami-populyarnyh-serialov
25. Назаренкова Е. Телеканал «Че» обновил графику, слоган и концепт Sostav. 2018 Sostav [Электронный ресурс] URL: https://www.sostav.ru/publication/telekanal-che-obnovil-grafiku-slogan-i-kontsept-32205.html
26. Новая газета [Электронный ресурс] URL:
https://www.novayagazeta.ru/articles/2000/01/10/9984-tvoe-novoe-
televidenie
27. Пользователи соцсетей в России: статистика и портреты аудитории.
2019 Rusability [Электронныи" ресурс] URL:
https://rusability.ru/internet-marketing/polzovateli-sotssetej-v-rossii- statistika-i-portrety-auditorii/
28. РИФ 2018 [Электрон тын" ресурс] URL:
https://2018.rif.ru/news/auditoriya-interneta-v-rossii-virosla-na-4
29. Рябова Ю. Stories в Instagram и Истории ВКонтакте: как измерить эффективность. 2019 vc.ru[Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/social/64920-stories-v-Инстаграм-i-istorii-vkontakte-kak-izmerit-effektivnost
30. Суханова Л. YouTube-блогеры: полная инструкция для маркетолога. 2018 vc.ru[Электронный ресурс] URL:https://vc.ru/marketing/52118- youtube-blogery-polnaya-instrukciya-dlya-marketologa
31. ТНТ-Online [Электронный сервис] URL:https://tnt- online.ru/news/presentation-2019/
32. AdIndex [Электронный ресурс] URL:
https://adindex.ru/case/2019/04/2/270992.phtml
33. AdIndex [Электронный ресурс] URL:
https://adindex.ru/publication/opinion/media/2018/12/4/207167.phtml
34. Brand Analytics [Электронныи"ресурс] URL:https://br- analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/
35. Kitsa M, Mudra I. Social Media Tools for TV Programm Promotion
[Электронный ресурс] URL:
https://www.communicationtoday.sk/download/22018/04.-KITSA- MUDRA-%25E2%2580%2593-CT-2-2018.pdf
36. Lenta.ru[Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2019/03/29/ivleeva/
37. Mediascope [Электронныи'ресурс] URL: https://mediascope.net/data/
38. Mediascope [Электронный" ресурс] URL:
https://mediascope.net/news/1024611/
39. Mediascope [Электронныи" ресурс] URL:
https://mediascope.net/upload/iblock/423/17.04.2019_Mediascope_KceHия%20Ачкасова_РИФ+КИБ2019^1
40. Mediascope [Электронныи"ресурс] URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_Екатeрина%20Курносова_РИФ+КИБ%202019^1
41. Mediascope [Электронныи ресурс] URL: https://webindex.mediascope.net
42. Mediascope [Электронныи ресурс]
URL:https://webindex.mediascope.net/report/sex-and-age?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=1&byMonth=201902&id=12808
43. Medium [Электронный ресурс]
URL:https://medium.com/@transformatortv/хэштeги-в-instagram-2018- иccлeдованиe-6445c3356190
44. Medium [Электронный ресурс]
URL:https://medium.com/@zipstrr/this-is-why-video-is-the-most-engaging-type-of-content-e5ca46d5cef1
45. MicroVision [Электронный ресурс] URL: http://www.microvision.com/convergence-of-tv-internet-a-culture-of-convenience/
46. Pressfeed. Как писать посты для соцсетей URL: https://news.pressfeed.ru/kak-pisat-posty-dlya-socsetej/
47. S. Bista, S. Nepal, C.Paris, N. Colineau Gamification for Online
Communities: A Case Study for Delivering Government Services. ResearchGate [Электронный ресурс] URL:
https://www.researchgate.net/publication/263970461_Gamification_for_
Online_Communities_A_Case_Study_for_Delivering_Government_Services
48. SMIT.Studio [Электронный ресурс] URL: https://smit.studio
49. Webartex [Электронный ресурс] URL:
https://blog.webartex.ru/prodolzhitelnost-video-kakuyu-dlinu-rolika- vybrat/
50. YouTube [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=ekJDyPe5KZY
51. YouTube [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/watch?v=zeq2MCJsJPA