«Использование инновационного метода “Flipped classroom” в обучении студентов - филологов» (на материале немецкого языка)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1 Состояние, тенденции развития и проблемы высшего
образования в России
1.2 Инновации: понятие, роль в развитии методики обучения
иностранным языкам
1.3 История возникновения, теоретические основы методики
обучения «Перевёрнутый класс»
1.4 Потенциал технологии Flipped classroom в контексте обучения
иностранным языкам
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
«ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ - ФИЛОЛОГОВ
2.1 Понятие грамматический навык и место грамматических
навыков в процессе обучения немецкому языку студентов — филологов
2.2 Этапы формирования грамматических навыков в процессе
обучения иностранному языку
2.3 Комплекс упражнений для формирования грамматических
навыков устной речи у студентов - филологов с использованием метода
«Перевёрнутый класс»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» В
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1 Состояние, тенденции развития и проблемы высшего
образования в России
1.2 Инновации: понятие, роль в развитии методики обучения
иностранным языкам
1.3 История возникновения, теоретические основы методики
обучения «Перевёрнутый класс»
1.4 Потенциал технологии Flipped classroom в контексте обучения
иностранным языкам
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
«ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ - ФИЛОЛОГОВ
2.1 Понятие грамматический навык и место грамматических
навыков в процессе обучения немецкому языку студентов — филологов
2.2 Этапы формирования грамматических навыков в процессе
обучения иностранному языку
2.3 Комплекс упражнений для формирования грамматических
навыков устной речи у студентов - филологов с использованием метода
«Перевёрнутый класс»
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном этапе развития высшего образования в России особое значение приобретает проблема оптимального сочетания классических и инновационных методов преподавания, в том числе в сфере обучения иностранным языкам на филологическом факультете. Сокращение числа аудиторных часов с преподавателем и усиление роли самостоятельной работы студентов определяет необходимость поиска таких методик обучения, которые позволили бы достичь целей, установленных в образовательных программах.
Повышение роли самостоятельной работы на фоне сокращения аудиторных часов при обучении студентов - филологов влечет за собой возникновение определенных трудностей у обучающихся. К ним можно отнести необходимость «самомотивации», самостоятельного структурирования времени на изучение и структурирования объема изучаемого языкового материала, низкий уровень объективности в оценке уровня и полноты самостоятельно полученных знаний, а также объективно возникающие пробелы в системе полученных знаний, в том числе вследствие недостаточности методического опыта при организации и осуществлении самостоятельного обучения. Особые проблемы возникают при изучении грамматических явлений иностранного языка вследствие невозможности правильно оценить полноту и собственный уровень полученных теоретических знаний, а также правильность практического применения самостоятельно изученного грамматического материала. При этом следует отметить, что аудиторных и консультационных часов в системе обучения не всегда достаточно для получения необходимых консультаций и обеспечения необходимого контроля. Как следствие, проблемы структурирования аудиторного времени при обучении студентов - филологов также являются достаточно острыми.
В связи с этим, актуальным в обучении иностранному языку на филологическом факультете представляется использование возможностей интернет и современных методик, которые бы способствовали интенсификации процесса обучения иностранным языкам, в особенности, в рамках аудиторных занятий. К числу таких методик можно отнести «Перевернутый класс», основной концепцией которого является использование видео-материалов для передачи обучающего контента во внеаудиторное время, что дает возможность преподавателю реорганизовать аудиторные занятия и отвести больше времени на отработку и закрепление полученных знаний.
Модель «перевёрнутый класс» является уникальным методом для реализации потенциала современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование технических средств значительно упрощает как передачу (видео-трансляция), так и контроль знаний (автоматизированный контроль времени и количества просмотров, подсчет и оценка результатов тестов).
Модель «перевернутого обучения» - это современная, инновационная, динамично развивающаяся методика о бучения. Подход к освоению информации, используемый в рассматриваемой м одели ведет к формированию у учащихся более стабильной теоретической базы знаний, что в разы повышает качество образования. Данный аспект является ключевым при освоении грамматики иностранного языка, а именно формировании грамматических навыков устной речи, позволяя внимательнее и подробнее рассматривать теоретические тонкости, интенсивнее тренировать важные детали.
Объектом исследования является процесс формирования немецкоязычных грамматических навыков устной речи с помощью методики «Перевёрнутый класс» у студентов - филологов.
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом изучении вопросов, связанных с возможностями использования метода «Перевернутый класс» на филологическом факультете и разработке комплекса упражнений с использованием данного метода для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи на немецком языке.
Цели исследования определили постановку следующих задач работы:
1) исследовать особенности и тенденции развития высшего образования РФ;
2) выявить сущность и специфику понятия инноваций и их роль в развитии методик обучения иностранным языкам;
3) описать историю возникновения, распространения и теоретические основы метода обучения «Перевернутый класс»;
4) провести сравнительный анализ основных элементов метода «Перевернутый класс» и традиционной аудиторной модели преподавания;
5) проанализировать потенциал метода «Перевернутый класс» для обучения иностранным языкам в целом, и в частности для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи;
6) описать этапы формирования грамматических навыков устной речи с использованием метода «Перевернутый класс»;
7) разработать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков устной речи с помощью метода «Перевернутый класс» у студентов-филологов,
8) создать комплекс упражнений по грамматическим темам «Prasens», «Nicht trennbare Verben», «Adjektivendungen», «Perfekt» «Nebensatz».
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании целесообразности внедрения инновационных методических подходов к обучению студентов - филологов, разработке теоретических вопросов инновационного обучения студентов-филологов с использованием метода «Перевернутый класс», в том числе в теоретическом обосновании преимуществ этого метода при организации обучения в современных условиях функционирования системы российского высшего образования.
Практическая ценность настоящей работы заключается в разработке комплекса упражнений для формирования грамматических навыков устной речи на немецком языке с помощью метода «Перевёрнутый класс», который может найти применение как в обучении студентов-филологов, так и в системе дополнительного профессионального обучения (в рамках повышения квалификации преподавателей немецкого языка, языковых курсах). Результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для практической части учебников, методических и учебных пособий по преподаванию немецкого языка как иностранного.
Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
- анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- наблюдение за педагогическим процессом в организации высшего профессионального образования (Санкт-Петербургском государственном университете), среднего общего образования (ГБОУ СОШ №27 им. Бунина);
- описательно-аналитический метод,
- сравнительный метод.
Объем и структура работы. Содержание работы изложено на 75 страницах основного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, библиографию, также работа содержит 3 приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цели и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость, обозначаются методы исследования.
В первой главе дипломной работы «Теоретические и методические предпосылки использования метода «Перевернутый класс» в обучении иностранным языкам» рассматриваются особенности и тенденции развития высшего образования в РФ. Раскрывается и описывается понятие инноваций и их применение в рамках обучения в высшем учебном заведении. Проводится исследование истории появления и распространения метода «Перевернутый класс», описываются теоретические положения, выявляются позитивные и негативные аспекты метода в сравнении с традиционной аудиторной моделью преподавания, выявляется потенциал модели в рамках обучения иностранным языкам.
Во второй главе «Методика использования метода «Перевернутый класс» для формирования грамматических навыков на немецком языке у студентов - филологов раскрывается понятие грамматического компонента языка, описываются этапы и подходы к его формированию у обучающихся, а также представляются результаты практической методической разработки с использованием инновационного метода «Перевернутый класс» для формирования у учащихся грамматических навыков устной речи.
В заключении подводятся общие итоги исследования и намечаются актуальные направления дальнейшей работы в этой области.
Библиография включает 43 наименования, в том числе 21 название на иностранных языках.
Теоретическую базу исследования составили труды Д. Бергманна и А. Сэмса [24, 25], раскрывающие теоретические основы инновационного метода «Перевернутый класс», а так же исследования К. Малдроу [37] и Х. Кубийоса [28], посвященные использованию смешанного обучения на уроках иностранного языка.
Повышение роли самостоятельной работы на фоне сокращения аудиторных часов при обучении студентов - филологов влечет за собой возникновение определенных трудностей у обучающихся. К ним можно отнести необходимость «самомотивации», самостоятельного структурирования времени на изучение и структурирования объема изучаемого языкового материала, низкий уровень объективности в оценке уровня и полноты самостоятельно полученных знаний, а также объективно возникающие пробелы в системе полученных знаний, в том числе вследствие недостаточности методического опыта при организации и осуществлении самостоятельного обучения. Особые проблемы возникают при изучении грамматических явлений иностранного языка вследствие невозможности правильно оценить полноту и собственный уровень полученных теоретических знаний, а также правильность практического применения самостоятельно изученного грамматического материала. При этом следует отметить, что аудиторных и консультационных часов в системе обучения не всегда достаточно для получения необходимых консультаций и обеспечения необходимого контроля. Как следствие, проблемы структурирования аудиторного времени при обучении студентов - филологов также являются достаточно острыми.
В связи с этим, актуальным в обучении иностранному языку на филологическом факультете представляется использование возможностей интернет и современных методик, которые бы способствовали интенсификации процесса обучения иностранным языкам, в особенности, в рамках аудиторных занятий. К числу таких методик можно отнести «Перевернутый класс», основной концепцией которого является использование видео-материалов для передачи обучающего контента во внеаудиторное время, что дает возможность преподавателю реорганизовать аудиторные занятия и отвести больше времени на отработку и закрепление полученных знаний.
Модель «перевёрнутый класс» является уникальным методом для реализации потенциала современных информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Использование технических средств значительно упрощает как передачу (видео-трансляция), так и контроль знаний (автоматизированный контроль времени и количества просмотров, подсчет и оценка результатов тестов).
Модель «перевернутого обучения» - это современная, инновационная, динамично развивающаяся методика о бучения. Подход к освоению информации, используемый в рассматриваемой м одели ведет к формированию у учащихся более стабильной теоретической базы знаний, что в разы повышает качество образования. Данный аспект является ключевым при освоении грамматики иностранного языка, а именно формировании грамматических навыков устной речи, позволяя внимательнее и подробнее рассматривать теоретические тонкости, интенсивнее тренировать важные детали.
Объектом исследования является процесс формирования немецкоязычных грамматических навыков устной речи с помощью методики «Перевёрнутый класс» у студентов - филологов.
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом изучении вопросов, связанных с возможностями использования метода «Перевернутый класс» на филологическом факультете и разработке комплекса упражнений с использованием данного метода для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи на немецком языке.
Цели исследования определили постановку следующих задач работы:
1) исследовать особенности и тенденции развития высшего образования РФ;
2) выявить сущность и специфику понятия инноваций и их роль в развитии методик обучения иностранным языкам;
3) описать историю возникновения, распространения и теоретические основы метода обучения «Перевернутый класс»;
4) провести сравнительный анализ основных элементов метода «Перевернутый класс» и традиционной аудиторной модели преподавания;
5) проанализировать потенциал метода «Перевернутый класс» для обучения иностранным языкам в целом, и в частности для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи;
6) описать этапы формирования грамматических навыков устной речи с использованием метода «Перевернутый класс»;
7) разработать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков устной речи с помощью метода «Перевернутый класс» у студентов-филологов,
8) создать комплекс упражнений по грамматическим темам «Prasens», «Nicht trennbare Verben», «Adjektivendungen», «Perfekt» «Nebensatz».
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании целесообразности внедрения инновационных методических подходов к обучению студентов - филологов, разработке теоретических вопросов инновационного обучения студентов-филологов с использованием метода «Перевернутый класс», в том числе в теоретическом обосновании преимуществ этого метода при организации обучения в современных условиях функционирования системы российского высшего образования.
Практическая ценность настоящей работы заключается в разработке комплекса упражнений для формирования грамматических навыков устной речи на немецком языке с помощью метода «Перевёрнутый класс», который может найти применение как в обучении студентов-филологов, так и в системе дополнительного профессионального обучения (в рамках повышения квалификации преподавателей немецкого языка, языковых курсах). Результаты исследования могут быть использованы в качестве материалов для практической части учебников, методических и учебных пособий по преподаванию немецкого языка как иностранного.
Решение указанных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования:
- анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
- наблюдение за педагогическим процессом в организации высшего профессионального образования (Санкт-Петербургском государственном университете), среднего общего образования (ГБОУ СОШ №27 им. Бунина);
- описательно-аналитический метод,
- сравнительный метод.
Объем и структура работы. Содержание работы изложено на 75 страницах основного текста и включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, библиографию, также работа содержит 3 приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются цели и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость, обозначаются методы исследования.
В первой главе дипломной работы «Теоретические и методические предпосылки использования метода «Перевернутый класс» в обучении иностранным языкам» рассматриваются особенности и тенденции развития высшего образования в РФ. Раскрывается и описывается понятие инноваций и их применение в рамках обучения в высшем учебном заведении. Проводится исследование истории появления и распространения метода «Перевернутый класс», описываются теоретические положения, выявляются позитивные и негативные аспекты метода в сравнении с традиционной аудиторной моделью преподавания, выявляется потенциал модели в рамках обучения иностранным языкам.
Во второй главе «Методика использования метода «Перевернутый класс» для формирования грамматических навыков на немецком языке у студентов - филологов раскрывается понятие грамматического компонента языка, описываются этапы и подходы к его формированию у обучающихся, а также представляются результаты практической методической разработки с использованием инновационного метода «Перевернутый класс» для формирования у учащихся грамматических навыков устной речи.
В заключении подводятся общие итоги исследования и намечаются актуальные направления дальнейшей работы в этой области.
Библиография включает 43 наименования, в том числе 21 название на иностранных языках.
Теоретическую базу исследования составили труды Д. Бергманна и А. Сэмса [24, 25], раскрывающие теоретические основы инновационного метода «Перевернутый класс», а так же исследования К. Малдроу [37] и Х. Кубийоса [28], посвященные использованию смешанного обучения на уроках иностранного языка.
Инновационный метод «Перевернутый класс» находится на начальном этапе его применения в высшей школе и интенсивного развития в рамках системы дополнительного образования. Создавая метод в 2007 году, авторы, как и их первые последователи, предполагали применение метода для обучения точным наукам, однако в настоящее время модель все чаще подвергается адаптации и используется в контексте преподавания иностранных языков. Это подтверждает существенная распространенность материалов на YouTube каналах с видеозаписями, основанными на применении методики «перевёрнутого» обучения.
В процессе разработки элементов уроков иностранного языка с применением «Перевёрнутого класса» стали очевидны многогранность потенциала метода и широкий спектр вариантов его применения с учетом конкретных образовательных условий и задач.
На наш взгляд, заявленная во введении работы цель - теоретическое изучение вопросов, связанных с возможностями использования метода «Перевернутый класс» на филологическом факультете и разработке комплекса упражнений с использованием данного метода для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи на немецком языке - в существенной мере достигнута, поставленные задачи - решены. В работе нами была дана подробная характеристика современного состояния высшего образования в России и обрисованы направление и тенденции его дальнейшего развития. Описаны теоретико-методологические основы модели «перевёрнутый класс» и его лингводидактический потенциал. Мы выявили позитивные и негативные стороны модели, а также дали рекомендации по переходу на нее, включая возможные источники учебных материалов, программного обеспечения, помогающего в организации класса с технической стороны, а также примеров заданий, сопровождающих видеоматериал. Результатом проведенного теоретического исследования, стала практическая разработка на пять уроков по обучению грамматическому аспекту немецкого языка.
В части применения рассматриваемого метода, следует отметить, что он приобрел популярность не только в ведущих мировых высших учебных заведений, профессоры которых участвуют в ежегодных конференциях «FlipCon», посвященных методу, но и в настоящий момент, распространяется в среде как среднего, так и начального школьного образования. Это говорит о признании эффективности метода в педагогических кругах.
В процессе разработки элементов уроков иностранного языка с применением «Перевёрнутого класса» стали очевидны многогранность потенциала метода и широкий спектр вариантов его применения с учетом конкретных образовательных условий и задач.
На наш взгляд, заявленная во введении работы цель - теоретическое изучение вопросов, связанных с возможностями использования метода «Перевернутый класс» на филологическом факультете и разработке комплекса упражнений с использованием данного метода для формирования у обучаемых грамматических навыков устной речи на немецком языке - в существенной мере достигнута, поставленные задачи - решены. В работе нами была дана подробная характеристика современного состояния высшего образования в России и обрисованы направление и тенденции его дальнейшего развития. Описаны теоретико-методологические основы модели «перевёрнутый класс» и его лингводидактический потенциал. Мы выявили позитивные и негативные стороны модели, а также дали рекомендации по переходу на нее, включая возможные источники учебных материалов, программного обеспечения, помогающего в организации класса с технической стороны, а также примеров заданий, сопровождающих видеоматериал. Результатом проведенного теоретического исследования, стала практическая разработка на пять уроков по обучению грамматическому аспекту немецкого языка.
В части применения рассматриваемого метода, следует отметить, что он приобрел популярность не только в ведущих мировых высших учебных заведений, профессоры которых участвуют в ежегодных конференциях «FlipCon», посвященных методу, но и в настоящий момент, распространяется в среде как среднего, так и начального школьного образования. Это говорит о признании эффективности метода в педагогических кругах.
Подобные работы
- Использование инновационного метода “Flipped class room” в обучении студентов - филологов» (на материале немецкого языка)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



