СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО - ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО- 8
ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ 31
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РЕГИОНЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 50
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования дипломной работы характеризуется рядом факторов. Во-первых, это обуславливается необходимостью создания в России устойчивой, конкурентоспособной экономики. В современных условиях главной задачей государства является создание необходимых предпосылок для успешного развития и расширения масштабов внешнеторговой деятельности, обеспечивающей выход российских предпринимателей на международный рынок, а также дальнейшее укрепление экономических отношений с зарубежными странами для притока иностранного капитала.
Во-вторых, таможенно-тарифная политика государства выполняет регулирующую функцию, тем самым определяя торговый режим, предоставляемый странам-внешнеторговым партнерам, что, в конечном итоге, облегчает, либо затрудняет доступ иностранных товаров на внутренний рынок страны-импортера, а отечественных товаров - на внешний рынок.
В-третьих, немаловажное значение имеет и фискальная составляющая таможенно-тарифного регулирования, поскольку значительная часть доходной части федерального бюджета (около 40%) формируется за счет поступления таможенных платежей, в том числе, таможенных пошлин.
Приоритетность той или иной функции таможенного тарифа определяет и основные направления работы по повышению эффективности механизма таможенно-тарифного регулирования.
Вышеизложенным, определяется значимость исследования практики использования инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности при импорте товаров. Кроме того, следует обратить внимание и на теоретический аспект исследования, что связано с недостаточной сформированностью правового обеспечения таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Таким образом, выбранная тема дипломной работы является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Степень изученности темы. Вопросы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности достаточно широко рассматриваются в учебной и научной литературе.
В последние годы исследования, которые посвящены таможенно-тарифному регулированию импорта товаров ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, рассматриваются в работах: М.О. Горчака, И.И. Дюмулена, Н.Н. Косаренко, В.Е Новикова, М.Л. Постоленко и др.
В данных работах раскрыт механизм таможенно-тарифного регулирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, представлены основные элементы таможенно-тарифного регулирования импортируемых товаров.
Изучением правовых основ таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, занимались: В.В. Акашева, Е.В. Аниськина, в их работе рассмотрены и освещены основные нормативно-правовые положения применения мер таможенно-тарифного регулирования, а также раскрыто значение совершенствования правовой базы системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Работы перечисленных авторов представляют несомненный интерес для дипломного исследования. Однако отсутствие единого подхода к характеристике сущности и видам инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, механизму их применения свидетельствует о том, что рассматриваемая тема нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, связанного с усилением его регулируюшей составляющей, и недостаточной разработанностью способов решения данной проблемы.
Объектом дипломного исследования являются меры таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, обеспечение соблюдения которых входит в компетенцию таможенных органов.
Предметом дипломного исследования является применение инструментов таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
Целью исследования является выявление основных направлений развития и совершенствования таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
2. Проанализировать практику использования инструментов таможенно-тарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
3. Рассмотреть основные направления развития и совершенствования таможенно-тарифного регулирования импорта товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, развитые в работах отечественных авторов: С.П. Олейника, В.Г. Панскова, Е.Ф. Прокушева, Е.М. Старикова, которые раскрывают сущность и содержание таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности как одного из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В ходе написания дипломной работы также использовались общенаучные методы исследования: логического, статистического, ситуационного анализа, методы сравнения и сопоставления.
Указанные инструменты использовались в различных комбинациях на разных этапах проведения исследования, что позволило обеспечить научную достоверность итоговых результатов, выводов и рекомендаций дипломной работы.
Эмпирическую основу исследования составили Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, Федеральный закон № 311- ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», постановление Правительства РФ № 809 от 16 сентября 2013 года «О Федеральной таможенной службе».
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Под таможенно-тарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Целями таможенно-тарифного регулирования являются:
- обеспечение условий для эффективной интеграции Союза в мировую экономику;
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на таможенную территорию Союза;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на таможенной территории Союза;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Союзе;
- поддержка отраслей экономики .
Посредством осуществления вышеперечисленных целей таможенно-тарифное регулирование обеспечивает регулирование доступа на отечественный рынок импортных товаров и отечественных товаров на зарубежные рынки, а также пополнение доходной части федерального бюджета.
Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются таможенные пошлины.
Наибольшую роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации играют ввозные таможенные пошлины.
Согласно ст. 4 ТК ТС под таможенной пошлиной понимают: «обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
Таможенные пошлины представляют собой некую наценку к стоимости ввозимого или вывозимого товара, при помощи которой на государственном уровне осуществляется регулирование объемов и структуры внешнеторгового оборота.
В зависимости от направления движения товара принято различать ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Ввозная таможенная пошлина представляет собой разницу между более высокой национальной ценой и относительно низкими мировыми ценами на товар.
Ввозные пошлины содействуют оптимизации товарной структуры импорта, поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов, защите национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д.
Вывозная таможенная пошлина - представляет разницу между более низкими национальными ценами на определенный товар и более высокими мировыми ценами на аналогичный товар.
Вывозные таможенные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью вывозной таможенной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара).
На величину ставки ввозной таможенной пошлины оказывают влияние такие элементы таможенно-тарифного регулирования, как код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения товара, тарифные преференции и таможенная стоимость.
В ЕТТ ЕАЭС содержатся следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
- адвалорная ставка таможенной пошлины (начисляется в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара) ;
- специфическая ставка таможенной пошлины (начисляется в установленном размере за единицу облагаемого товара (евро, доллары США).
- комбинированная ставка таможенной пошлины (сочетает в себе адвалорную и специфическую ставки).
Практика использования инструментов таможенно-тарифного регулирования осуществлялась на базе Белгородской таможни.
Белгородская таможня входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством Центрального таможенного управления, которому непосредственно подчинена таможня.
В Белгородской таможне одной из основных функцией таможенных органов является фискальная, которая осуществляется посредством взимания таможенных пошлин, поэтому в целях реализации данной функции таможенные органы осуществляют следующие операции:
- контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС;
- контроль правильности определения страны происхождения товара;
- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин.
Соблюдение установленных государством мер таможенно-тарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную территорию возложено на отдел товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Белгородской таможни.
Применение инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности характеризуется взысканием, довзысканием и доначислением таможенных пошлин с участников ВТД, если это установлено законодательством или в случае выявления нарушений и ошибок при декларировании товаров.
Проанализировав деятельность отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений за 2013-2015 годы, можно выделить основные проблемы, с которыми он сталкивается:
1. Неправильная классификация товаров декларантами в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в процессе совершения таможенных операций,
2. Неверное определение страны происхождения товара,
3. Несоблюдение условий, необходимых для предоставления тарифных преференций.
Данные проблемы между собой тесно взаимосвязаны и для их решения необходимо совершенствовать правовую базу в области таможенно-тарифного регулирования.
Это связано с тем, что нынешняя документация, действующая на таможенной территории, содержит ряд недочетов, а именно в области идентификации и классификации товаров, определения страны происхождения, что напрямую связано с предоставлением тарифных преференций, данные недочеты вызывают со стороны декларанта огромное количество вопросов, которые приводят к ошибкам при декларировании товаров.
Таким образом, эффективное обеспечение таможенными органами соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в современных экономических условиях позволит обеспечить реализацию фискальной функции таможенной пошлины, а также усилить её регулирующее воздействие на национальное производство.
Кроме того, решение данной задачи позволит обеспечить эффективную и разумную защиту отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей и экономическую безопасность страны, а главное - стабилизацию экономики России в ближайшей перспективе.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) [Электронный ресурс] : (в ред. от 08.05.2015) Документ опубликован не был // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Разд. «Законодательство».
4. О таможенном тарифе [Электронный ресурс]: федер. закон от 21.05.1993г. №5003-1 (ред. от 28.06.2009) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».
5. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 8 декабря 2003г. №164 (ред. от.13.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
6. О применении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 02.08.2012 г. №1560 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности Таможенного союза: приказ ФТС России от 18.04.2012 г. №760 (ред.19.12.2014) // Справочная правовая
система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
8. О Федеральной таможенной службе [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. №809 (ред. от 27.12.2014) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
10. О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [Электронный ресурс]: соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г. (ред. от 30.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
11. О правилах определения происхождения товаров из развивающихся
и наименее развитых стран [Электронный ресурс]: соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 12 декабря 2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство».
12. Об утверждении единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. №54 (ред. от 12.02.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
13. Акашева, В.В. Правовое регулирование таможенно-тарифной
системы [Текст] / В.В. Акашева // Молодой ученый. - 2013. - №5-
С.220-223.
14. Бакаева, О. Ю. Таможенное право [Текст] / О.Ю. Бакаева. М.: ИНФРА-М, 2012. - 504с.
15. Баландина, Г.В. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России [Текст] / Г.В. Баландина. - М.: Издательский дом «Дело», 2012. - 228 с.
16. Барзилова, И.С. Роль таможенных льгот в механизме правового регулирования современной России [Текст] / И.С. Барзилова // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 1. - С. 13.
17. Бахрах, Д. Н. Таможенное право России [Текст] / Д.Н. Бахрах. - М.: Изд-во РИО РТА, 2011. - 170 с.
18. Белоус А.В. Особенности выявления нарушений уплаты таможенных платежей, связанных с заявлением сведений о стране происхождения или направления товаров [Текст] / А.В. Белоус // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 4. - С. 125.
19. Богомолова, А.А. Таможенное право [Текст]: курс лекций /
А.А. Богомолова. - М.: Высшее образование, 2010. - 169 с.
20. Власов, А.А. Регулирование внешнеэкономической деятельности нормами международного частного права [Текст] / А.А. Власов // Международное публичное и частное право. - 2015. - №1. - С. 12.
21. Габричидзе, Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации [Текст] / Б.Н. Габричидзе. - М. : Дрофа, 2012. - 114 с.
22. Горчак, М.О. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ [Текст] / М.О. Горчак // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - №5. - С. 68-74.
23. Гринберг Р. С. Евразийский союз: хрупкие надежды / Р.С. Гринберг // Международная экономика. - № 1. - 2013. - С. 87-89.
24. Гутарина, О.В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно-тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза [Текст] / О.В. Гутарина // Реформы и право. - 2014. - №4. - С. 22.
25. Джумабеков, А.М. Таможенная служба в системе государственных органов регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] / А.М. Джумабеков // Наука и новые технологии. - 2014. - №1. - С. 104-106.
26. Дюмулен, И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование [Текст] : монография / И.И. Дюмулен. - М.: РИО РТА, 2011. - 122 с.
27. Дякин, Б.Г. Государственное регулирование
внешнеэкономических связей в РФ [Текст] / Б.Г. Дякин. - М. : Дрофа,
2010. - 114 с.
28. Косаренко, Н.Н. Таможенное право [Текст] : курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: КноРус, 2011. - 316 с.
29. Зуйков Р.М. Внешнеэкономические связи России: от торговой к производственно-инвестиционной модели / Р.М. Зуйков // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 8 - С. 43-53.
30. Козырин, А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма [Текст] / А.Н. Козырин. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 95 с.
31. Максимов, Ю.А. Таможенно-тарифное регулирование в условиях расширения мирохозяйственных связей как средство обеспечения экономической безопасности. / Ю.А. Максимов - СПб.: Астер-Пресс (изд-во Никифорова), 2010. - 129 с.
32. Маховикова, Г.М. Таможенное дело [Текст] / Г.М. Маховикова. - М.: Юрайт, 2014. - С. 321.
33. Молчанова, О. В. Таможенное дело [Текст] / О.В. Молчанова. - М.: Норма, 2011. - 350 с.
34. Новиков, В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст] / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский - М.: Лаборатория знаний, 2012. - 238с.
35. Обухов, Н.П. Внешнеторговая и таможенно-тарифная политика / Н.П. Обухов // Экономист. - 2011. - № 8. - С. 80-89.
36. Олейник, С.П. Экономические регуляторы внешнеторговой активности: сравнительная характеристика. Тарифное регулирование [Текст] / С.П. Олейник. Финансы и кредит. - 2013. - № 24. - С. 44-53.
37. Павлов, П.В. Формирование и развитие российского законодательства о внешнеторговой деятельности / П.В. Павлов // Вестник Российской таможенной академии. - 2011. - № 2. - С. 27-34.
38. Пансков, В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России [Текст] / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика,
2010. - 211 с.
39. Пащенко, А.В. Международно-правовая база таможенно-тарифного регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС [Текст] / А.В. Пащенко // Реформы и право. - 2014. - № 1. - С. 8.
40. Петров, Ю. М. Практика таможенно-тарифного регулирования [Текст] / Ю.М. Петров. - М.: Норма, 2013. - 112 с.
41. Постоленко, М.Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России [Текст] : учеб. пособие / М.Л. Постоленко. - М.: Форум, 2014. - 480 с.
42. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: учебник / Е.Ф. Прокушев. - М.: Дашков и К, 2011. - 500 с.
43. Путихин, Ю.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России условиях глобализации [Текст] / Ю.Е. Путихин // Финансовый журнал. - 2010. - №1. - С. 81-88.
44. Рассолов, М. М. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования. [Текст] / М.М. Рассолов.- М.: ЮНИТИ, 2012. - 403 с.
45. Рева, Т.М. Таможенно тарифное регулирование как инструмент внешнеэкономической политики [Текст] / Т.М. Рева // Налоги и финансовое право. - 2010. - №5. - С.113-117.
46. Седых, К.А. К вопросу о тарифном регулировании в Российской Федерации [Текст] / К.А. Седых // KANT. - 2013. - № 2. - С. 17-20.
47. Старикова, Е.М. Таможенно - тарифное регулирование внешней торговли стран Таможенного Союза, как основы ЕАЭС [Текст] / Е.М. Старикова // Международная экономика. - 2015. - №8. - С.19-25.
48. Старкова, Ю.И. Таможенно-тарифная политика в условиях Таможенного союза / Ю.И. Старкова // Новости российского экспорта. -
2011. - № 9. - С. 28.-34.
49. Тимошин, В.А. Понятие государственного регулирования внешнеторговой деятельности / В.А. Тимошин // Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
50. Тиницкая, О.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: теория и практика. [Текст]: монография / О.В. Тиницкая. - Белгород, 2009. - 195 с.
51. Фрадина, Т.И. Тарифное регулирование мировой торговли условиях глобализации [Текст] / Т.И. Фрадина // Инновации. - 2010. - № 2. - С. 77-81.
52. Чермянинов, Д.В. Таможенное право [Текст] / Д.В. Чермянинов. - М. :Юрайт, 2011. - 387 с.
53. Чигак, А.В. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст] / А.В. Чигак. - М.: Софт Издат, 2009. - 302 с.
54. Шуйский, В.П. Международная товарная торговля на перепутье /
B. П. Шуйский // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. -№ 4.-
C. 64-70.
55. Шуйский, В.П. Оптимизация российского импорта и задачи модернизации экономики / В.П. Шуйский / Мировой финансово-экономический кризис и внешнеэкономические связи России. - М.: ИЭ РАН,2011.- 204 с.
56. Эриашвили, Н.Д. Таможенное дело [Текст] / Эриашвили Н.Д. - ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 462 с.
57. Янчуков, Д.А. Государственный контроль в таможенной сфере в контексте реформирования системы таможенного администрирования / Д.А. Янчуков // Труды Института государства и права РАН. - 2011. - № 2. - С. 8 - 15.
58. Chatelus R. Global security: the dilemma posed by dual-use goods in the Customs tariff // WCO news. 2012. 10. P. 42-47.
59. Современный экономический словарь. . [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http: //slovari.yandex.ru/dict/economic.
60. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа :http://www.customs.ru.
61. Информация о таможенном органе. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа :http://ctu.customs.ru.
62 .Основные направления таможенно-тарифной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://gosman.ru.
63. Статистические показатели Министерства финансов Российской Федерации за 2015г. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.minfin.ru.
64. Статистические показатели ФТС России за 2015 г. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа : http://www.customs.ru.
65. Статистика внешней торговли за 2013 год. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа:http://www.eurasiancommission.org.
66. Белгородская область в цифрах 2015 год. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http://gosman.ru.
67. Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных
преференций. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http: //www.tsouz.ru.
68. Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций. [Электронный ресурс] : [сайт] - Режим доступа: http: //www.tsouz.ru.