ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 7
1.1 Разновидности компьютерных средств обучения и их возможности 7
1.2 Понятие автоматизированного рабочего места 16
1.3 Основные формы электронных образовательных ресурсов 19
1.4 Требования к автоматизированному рабочему месту 21
1.5 Структура автоматизированного рабочего места 25
2. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА .. 28
2.1 Постановка задачи 28
2.2 Средства информационных технологий для проектирования
автоматизированного рабочего места 29
2.3 Разработка структуры приложения 31
3. РАЗРАБОТКА И ТЕСТИРОВАНИЕ ПО 35
3.1 Разработка пользовательского интерфейса 35
3.2 Разработка приложения 43
3.3 Тестирование 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современные компьютерные обучающие системы разрабатываются с помощью мультимедиа-технологии. Данная технология возникла на стыке многих отраслей знания. Для ее успешного использования и разработки продуктов в ее среде нужна соответствующая программно-техническая платформа.
Интенсивное развитие мультимедиа-технологии началось в середине 80-х годов. Она применяется в различных сферах:
• развлечений (компьютерные игры, виртуальная реальность);
• рекламы (презентации, рекламные фильмы);
• телекоммуникаций (домашние страницы в World Wide Web);
• информационных системах (мультимедийные каталоги, архивы, справочники);
• моделировании (тренажеры);
• обучении.
Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа (мультимедиа-курсов) является длительным и дорогостоящим процессом, поэтому важно хорошо представлять себе все основные этапы создания курса и возможные принимаемые на каждом этапе решения [1].
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика.
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Применение ПК в обучении информатики и компьютерным наукам значительно облегчает работу как ученика так и учителя.
В своей работе мы рассмотрим, что ПК может быть использован как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник.
Когда говорят о достоинствах компьютера в обучении, обычно имеют в виду, прежде всего дисплей (схемы, графики, чертежи, рисунки, движущиеся изображения в цвете и со звуковым сопровождением, причем эти изображения может создавать и сам учащийся). Часто указывают на возможность вести содержательную беседу, диалог с компьютером, причем учащийся не только отвечает на вопросы электронного педагога, но и сам может их ставить и даже вступать с компьютером в спор. Одно из наиболее плодотворных применений компьютера в обучении - использование его как средство управления учебной деятельностью. Именно в этом качестве он может наиболее существенно повысить эффективность обучения.
Чтобы эффективно использовать компьютер в учебном процессе, необходимо решить множество проблем, в первую очередь психолого-педагогических.
Научно-педагогическими предпосылками повышения качества обученности с помощью компьютерных программ являются результаты психолого-педагогических исследований.
Информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные
специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [2].
В данной работе анализируются обучаемые информационные системы.
Исходя из вышесказанного, мной была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Проектирование и реализация
Автоматизированного рабочего места директора Центра компьютерного обучения.
Цель: Создать автоматизированное рабочее место.
Задачи:
1. Анализа литературы по разработке АРМ
2. Раскрыть возможность использования АРМ в качестве средства обучения
3. Изучить средства информационных технологий для проектирования компьютерных программ учебного назначения и обосновать выбор средств, для разработки собственной компьютерной программы АРМ учебного назначения.
4. Разработать программу автоматизированного рабочего места
5. Экспериментально апробировать АРМ.
База исследования: Центр компьютерного обучения НИУ «БелГУ».
Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.
Электронные образовательные ресурсы являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что ученики выучили на данном уроке и что они знают в целом. Компьютерные технологии должны использоваться не только для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, которые помогают более наглядно представлять изучаемый материал и контролировать деятельность учащихся.
Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения автоматизированного рабочего места в качестве среды представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала. Электронные образовательные ресурсы являются дополнительным стимулом для получения компьютерной грамотности. Поэтому в будущем само их применение в учебном процессе может стать самым первым средством для совершенствования образования. А автоматизированные рабочие места позволят упростить и ускорить работу преподавателя.
В работе приводятся виды средств создания автоматизированных рабочих мест на занятиях компьютерного обучения.
В ходе дипломного проектирования проведен анализ средств создания автоматизированных рабочих мест и влияние их на образовательный процесс. Рассмотрены средства объектно-ориентированного
программирования и стандартные средства для создания учебных компьютерных программ и пути целесообразного использования их в образовательном процессе.
Изучив и проанализировав специальную литературу, ознакомившись с возможностями средств информационных технологий для проектирования компьютерных программ учебного назначения можно с уверенностью сказать, что проблема эффективного использования автоматизированных рабочих мест на сегодняшний момент является актуальной и значимой вследствие того, что качественная обучающая компьютерная программа явление не слишком повседневное и простое, особенно если для ее разработки использован объектно-ориентированный язык программирования С++, который соответствует общемировому стандарту. Программа, разработанная этим средством, может способствовать развитию
структурированного и наглядно-образного мышления у обучающихся; развитию умений построения логических цепочек и алгоритмов с помощью компьютерных учебных программ; созданию условий для реализации у школьников выбора наиболее эффективных способов применения алгоритмов в зависимости от конкретных задач; реализации
интеллектуального потенциала у школьников за счет применения учебной компьютерной программы.
Анализ источников предоставил нам возможность на основе опыта их авторов определить структуру обучающей программы, в которую можно включить теоретическую, контролирующая части и тренинг.
и обосновать выбор средств для разработки собственной компьютерной программы учебного назначения.
В результате проделанной работы было рассмотрено понятие учебные компьютерные программы, автоматизированные рабочие места используемые на курсах Центра компьютерного обучения. Были рассмотрены возможности различных сред объектно-ориентированного программирования, их положительные и отрицательные стороны, и как их удачно использовать в учебной деятельности.
Так же были разработаны учебные компьютерные программы, разработанные в среде объектно-ориентированного программирования Borland C++ Builder 6.
При проектировании автоматизированных рабочих мест учитывались требования к их содержанию и оформлению. Учебные компьютерные программы регулярно использовались на занятиях. Это способствовало повышению уровня сформированности системы понятий у обучающихся.
В заключении хотелось бы отметить, что учебные компьютерные программы является дополнительным стимулом для получения компьютерной грамотности.
1. Асмолова А. Г. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (Стандарты второго поколения). / под ред. А. Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2008. - 152 с.
2. Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, №24-ФЗ
3. Автоматизированные учебные курсы по информатике.
http: //www. nntu. sci-nnov. ru/RU S/REC/inf1. htm
4. Thomas Bruckner Ein WWW-basiertes Lernsystem zum Thema "Internet". - режим доступа:
http://zemm.ira.uka.de/~brueckner/documents/da/index.html, 1998 (Дата
обращения: 11.01.2011).
5. Брусиловский П.Л. Адаптивные обучающие системы в World
Wide Web: обзор имеющихся в распоряжении технологий. [Электронный курс] //Авт.пер.на сайте. - Режим доступа:
http://ifets.ieee.org/russian/depository/WWWITS.htmn998 (Дата обращения: 23.04.2011).
6. Галеев И.Х. О систематизации учебных компьютерных средств [электронный ресурс] / И. Х. Галеев. - Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian 1998 (Дата обращения: 17.03.2011).
7. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий. - 5-е изд. - М.: Просвещение: Моск. учебники, 1996. - 254с.: ил.
8. Иванова В.А. Педагогика [Электронный ресурс] / В.А. Иванова, Т.В. // Левина электронный учебно-методический комплекс. - Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/mf 01/ped-asp/08 01 .html (Дата обращения: 23.04.2017).
9. Информационный ресурс для студентов ИУЗ.МГТУ [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.daflash.ru (Дата обращения: 11.02.2017).
10. Каджаспиров А.Ю. Психологический словарь / ПМ. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия., 2001. - 178с.
11. Кузнецов А. А. Основы информатики. 8 — 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - / А. А. Кузнецов, Н.В. Патапова. - М.: Дрофа, 2001. - 176с.:ил.
12. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7 . - / Н. Б. Культин. - 2-е изд. СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
13. Липаев В. В. Проектирование программных средств: Учеб. пособие для вузов по спец. «Автом. сист. обр. информ. и упр ». - / В. В. Липаев. — М.: Высш. шк., 1990.— 303 с: ил
14. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. - / Б. Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992.
15. Первин Ю. А. Формирование операционного стиля мышления как социальный заказ информационного общества общеобразовательной школе [Электронный ресурс] / Ю. А. Первин - http://center.fio.ru/vio
16. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.ed.gov.rU/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-o. doc (Дата обращения: 27.02.2017).
17. Себеста Роберт У. Основные концепции языков программирования, 5-е изд. : Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс». 2001 - 672 с. : Парал. тит. англ.
18. Т.М. Полякова, Н.И. Лобова, В.О. Николаев, Д.С. Суслов. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. http://www.mesi.ru/joe/st056.html
19. Дистанционное обучение. Определения.
http://www.user.cityline.ru/~cd-media/definition.htm
20. Системы дистанционного обучения.
http: //www.entel .kiev.ua/training/proj ects/remote.html
21. Кречетников К.Г. Методология проектирования средств информационных технологий обучения. http://ito.bitpro.ru/2001/ito/II/4/II-4-
4. html
22. А.И. Кириллов, Н.А. Сливина. Компьютерные обучающие программы. Классификация. Критерии качества. http://www.karelia.ru/pgu/RussianWin/Conferences/Data/19950605/Abstract/secti onB_doc42.html