Регулирование структуры национальной экономики России: концептуальный и методологический аспекты
|
ВВЕДЕНИЕ 4 РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ 14
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 14
1.1. Об исходных причинах структурных деформаций внерыночной отечественной экономики 14
1.2. Структурные сдвиги в ходе эволюции внерыночной отечественной экономики
1.3. Структурные перемены в период рыночного развития 37
1.4. Почему сохраняются структурные деформации в условиях рыночной либерализации? 56
Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ АКТИВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РЕАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 75
2.1. О состоянии государственной политики в области структурных преобразований 75
2.2. Исходные концептуальные положения стратегии активных структурных преобразований 80
2.3. Основные направления и инструменты
структурного регулирования 98
Глава 3. АНТИЦИПАЦИОННЫЙ МАНЕВР РЕСУРСАМИ НАКОПЛЕНИЯ 113
3.1. О сущности антиципации 113
3.2. Механизм антиципационного маневра 124
РАЗДЕЛ II. РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 133
Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СЕКТОРОВ РЕАЛЬНОЙ СФЕРЫ 133
4.1. Секторное структурное регулирование:
общеметодологический подход 133
4.2. Секторная специфика структурного регулирования 143
4.2.1. Либерализированный сектор 143
3
4.2.2. Сектор первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (СПМИ).149
4.2.3. Аграрный сектор 155
4.2.4 . Потенциально - конкурентоспособный сектор (ПКС) 160
4.2.5. Депрессивный сектор 167
4.2.6. Сектор малого бизнеса 172
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ 179
5.1. Организационный механизм государственной поддержки инвестиционного процесса 179
5.2. Селекция инвестиционных проектов с государственным участием 193
5.3. Оценка эффективности и макроэкономическая координация секторных инвестиционных программ 208
Глава 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИК 221
6.1. Принципы согласования решений в области структурного регулирования, макроэкономического регулирования и социальной политики 221
6.2. Координирующая роль общенационального государственного программирования 236
6.3. Модельный аппарат для согласования инструментов структурного, макроэкономического и социального регулирования 247
6.3.1. О методологии моделирования 247
6.3.2. Согласование политических решений
в процессе моделирования 255
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 271 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 281
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 14
1.1. Об исходных причинах структурных деформаций внерыночной отечественной экономики 14
1.2. Структурные сдвиги в ходе эволюции внерыночной отечественной экономики
1.3. Структурные перемены в период рыночного развития 37
1.4. Почему сохраняются структурные деформации в условиях рыночной либерализации? 56
Глава 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ АКТИВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РЕАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 75
2.1. О состоянии государственной политики в области структурных преобразований 75
2.2. Исходные концептуальные положения стратегии активных структурных преобразований 80
2.3. Основные направления и инструменты
структурного регулирования 98
Глава 3. АНТИЦИПАЦИОННЫЙ МАНЕВР РЕСУРСАМИ НАКОПЛЕНИЯ 113
3.1. О сущности антиципации 113
3.2. Механизм антиципационного маневра 124
РАЗДЕЛ II. РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 133
Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЫНОЧНЫХ СЕКТОРОВ РЕАЛЬНОЙ СФЕРЫ 133
4.1. Секторное структурное регулирование:
общеметодологический подход 133
4.2. Секторная специфика структурного регулирования 143
4.2.1. Либерализированный сектор 143
3
4.2.2. Сектор первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (СПМИ).149
4.2.3. Аграрный сектор 155
4.2.4 . Потенциально - конкурентоспособный сектор (ПКС) 160
4.2.5. Депрессивный сектор 167
4.2.6. Сектор малого бизнеса 172
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ 179
5.1. Организационный механизм государственной поддержки инвестиционного процесса 179
5.2. Селекция инвестиционных проектов с государственным участием 193
5.3. Оценка эффективности и макроэкономическая координация секторных инвестиционных программ 208
Глава 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИК 221
6.1. Принципы согласования решений в области структурного регулирования, макроэкономического регулирования и социальной политики 221
6.2. Координирующая роль общенационального государственного программирования 236
6.3. Модельный аппарат для согласования инструментов структурного, макроэкономического и социального регулирования 247
6.3.1. О методологии моделирования 247
6.3.2. Согласование политических решений
в процессе моделирования 255
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 271 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 281
Трудный опыт проведения рыночной реформы в России, сопряженной с большими материальными и социальными издержками, воочию убеждает в необходимости разрешения назревших структурных проблем, имеющих народнохозяйственное значение. Достаточно назвать проблемы недостаточной конкурентоспособности отечественных производителей вследствие неприемлемо низких уровней эффективности потребления материальных ресурсов и ресурсной эффективности аграрного сектора, депрессивных отраслей (подотраслей) и регионов, окончательной рыночной адаптации предприятий ВПК, межотраслевого перелива производственного капитала в рамках складывающихся хозяйственных отношений, становления малого бизнеса в реальной сфере. Именно от разрешения этих проблем зависит ближайшее будущее экономики страны.
Только по мере преодоления структурных деформаций и, соответственно, снятия спросовых ограничений по большинству нефинансовых рынков будут возникать новые каналы для эффективного и прибыльного вложения капитала в потенциально конкурентоспособные виды производственной деятельности, а, следовательно, и для повышения экономической активности. В результате долгожданный длительный экономический подъем станет реальным. В свою очередь на этой основе, как свидетельствует зарубежный опыт структурной рыночной трансформации, возникнут широкие возможности для повышения социальных стандартов и качества жизни.
В данной связи уместно подчеркнуть неприемлемость противопоставления структурного реформирования реальной рыночной сферы и институциональных реформ в их широком понимании. Осуществление позитивных структурных преобразований в реальной сфере создает необходимый плацдарм для дальнейшего формирования самих зрелых рыночных институтов, в частности направлении демократизации административного управления и расширения прерогатив общественного самоуправления.
Не вызывает сомнений крайняя актуальность и регионального аспекта проблем структурных преобразований отечественной экономики. Сохранение целостного рыночного пространства в рамках Российского государства прямо зависит от правильности решений в области структурного реформирования отечественной экономики. Все более неотложным становится нахождение устойчивого консенсуса между решениями в этой области, принимаемых на федеральном и региональных уровнях управления.
Наряду со сказанным, исследование проблематики структурных преобразований очень важно и для определения стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. В соответствии с результатами прогностических исследований, постепенная трансформация существующей структуры российской экономики в постиндустриальную является без¬альтернативным условием достижения общенационального успеха. Только посредством ускоренного воспроизводства высоких технологий, удельный вес которых в промышленной структуре должен стать преобладающим, и высокоинтеллектуального человеческого капитала станет возможной успешная интеграция отечественной экономики в мировое хозяйство в начале нового века. При этом полноценный переход к постиндустриальной стадии развития станет решающей предпосылкой к достижению социальных ориентиров экономического развития, то есть обеспечения высокого по мировым стандартам уровня личного благосостояния, приумножения социокультурных ценностей, улучшения среды человеческого обитания и всей ноосферы в соответствии с экологическими императивами.
Тем самым в настоящий момент первостепенную значимость приобретают решения, направленные на трансформацию существующей производственной структуры в постиндустриальную. Необходима обоснованная на долгосрочную перспективу сильная государственная политика. Она призвана быть направлена на стимулирование долгосрочных инвестиций в создание высокотехнологичного конкурентоспособного сектора, на преобразование инфраструктурных отраслей на базе новых систем информатизации, на создание новых синтетических материалов и т.д. Дальнейшее промедление в этой области сопряжено с усилением отставания от ведущих зарубежных стран и увеличением безвозвратных потерь технологического и кадрового потенциала.
Разносторонние, различающиеся по степени сочетания теоретического и практического аспектов, исследования проблем регулирования структурных процессов должны занять важное место в работе по обоснованию современной стратегии общенационального развития. В конечном счете, это является одним из условий практической реализации в рамках предстоящей перспективы модели постиндустриального и социально¬ориентированного рыночного хозяйства, отвечающей национальным интересам России.
Макроэкономический аспект структурной политики закономерно представляет постоянный интерес для работников государственных органов управления, особенно для тех, кто занимается разработкой государственной политики. Также в силу актуальности вопросы регулирования народнохозяйственной структуры не могут не быть предметом научных исследований.
Только по мере преодоления структурных деформаций и, соответственно, снятия спросовых ограничений по большинству нефинансовых рынков будут возникать новые каналы для эффективного и прибыльного вложения капитала в потенциально конкурентоспособные виды производственной деятельности, а, следовательно, и для повышения экономической активности. В результате долгожданный длительный экономический подъем станет реальным. В свою очередь на этой основе, как свидетельствует зарубежный опыт структурной рыночной трансформации, возникнут широкие возможности для повышения социальных стандартов и качества жизни.
В данной связи уместно подчеркнуть неприемлемость противопоставления структурного реформирования реальной рыночной сферы и институциональных реформ в их широком понимании. Осуществление позитивных структурных преобразований в реальной сфере создает необходимый плацдарм для дальнейшего формирования самих зрелых рыночных институтов, в частности направлении демократизации административного управления и расширения прерогатив общественного самоуправления.
Не вызывает сомнений крайняя актуальность и регионального аспекта проблем структурных преобразований отечественной экономики. Сохранение целостного рыночного пространства в рамках Российского государства прямо зависит от правильности решений в области структурного реформирования отечественной экономики. Все более неотложным становится нахождение устойчивого консенсуса между решениями в этой области, принимаемых на федеральном и региональных уровнях управления.
Наряду со сказанным, исследование проблематики структурных преобразований очень важно и для определения стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. В соответствии с результатами прогностических исследований, постепенная трансформация существующей структуры российской экономики в постиндустриальную является без¬альтернативным условием достижения общенационального успеха. Только посредством ускоренного воспроизводства высоких технологий, удельный вес которых в промышленной структуре должен стать преобладающим, и высокоинтеллектуального человеческого капитала станет возможной успешная интеграция отечественной экономики в мировое хозяйство в начале нового века. При этом полноценный переход к постиндустриальной стадии развития станет решающей предпосылкой к достижению социальных ориентиров экономического развития, то есть обеспечения высокого по мировым стандартам уровня личного благосостояния, приумножения социокультурных ценностей, улучшения среды человеческого обитания и всей ноосферы в соответствии с экологическими императивами.
Тем самым в настоящий момент первостепенную значимость приобретают решения, направленные на трансформацию существующей производственной структуры в постиндустриальную. Необходима обоснованная на долгосрочную перспективу сильная государственная политика. Она призвана быть направлена на стимулирование долгосрочных инвестиций в создание высокотехнологичного конкурентоспособного сектора, на преобразование инфраструктурных отраслей на базе новых систем информатизации, на создание новых синтетических материалов и т.д. Дальнейшее промедление в этой области сопряжено с усилением отставания от ведущих зарубежных стран и увеличением безвозвратных потерь технологического и кадрового потенциала.
Разносторонние, различающиеся по степени сочетания теоретического и практического аспектов, исследования проблем регулирования структурных процессов должны занять важное место в работе по обоснованию современной стратегии общенационального развития. В конечном счете, это является одним из условий практической реализации в рамках предстоящей перспективы модели постиндустриального и социально¬ориентированного рыночного хозяйства, отвечающей национальным интересам России.
Макроэкономический аспект структурной политики закономерно представляет постоянный интерес для работников государственных органов управления, особенно для тех, кто занимается разработкой государственной политики. Также в силу актуальности вопросы регулирования народнохозяйственной структуры не могут не быть предметом научных исследований.
Основные выводы, полученные в итоге диссертационной работы, сводятся к следующим:
1. В области концептуальных основ стратегии активных структурных преобразований:
1.1. Исходные генетические черты структуры прежней внерыночной советской и, соответственно, российской экономик сложились в период 1930-х годов, ознаменованного достижением мощного военно-промышленного потенциала на базе ускоренной индустриализации тяжелой промышленности и резкого расширения сырьевого сектора. Потребные масштабы предложения любых видов ресурсов поддерживались за счет максимального наращивания инвестиций и практически неограниченных затрат первичных ресурсов. Итогом кардинальной структурной трансформации народного хозяйства в указанный период стало доминирующее положение военно-промышленного комплекса, на который работали основные отрасли тяжелой промышленности, и сырьевого сектора над всеми остальными секторами экономики.
1.2. Произошедшие значимые структурные сдвиги в 1950-1960 гг,, в частности связанные с развитием жилищного строительства, автомобильной, химической и нефтехимической промышленности, а также промышленности строительных материалов, и структурные процессы в период “перестройки” - конверсия, существенное расширение сельскохозяйственного производства и непродовольственного потребительского комплекса - не при¬вели к кардинальным сдвигам в народнохозяйственной структуре. До желаемого равновесия в распределении общественного капитала между различными сегментами народнохозяйственного оборота, необходимого для успешного перехода на рыночные правила функционирования, было почти так же далеко, как и в период становления внерыночной советской экономики.
1.3. В целом, итоги структурной трансформации реальной сферы отечественного экономики России за период рыночного реформирования, несмотря на ряд позитивных изменений в период после августовского кризиса 1998 г., оказались неблагоприятными. Ухудшение структурных пропорций с точки зрения их влияния на состояние общеэкономического потенциала является весьма вероятным. Это может выразиться прежде всего в возобновлении стагнации большинства перерабатывающих промышленных отраслей, новом усилении замещения импортом отечественных потребительских товаров, восстановлении доминирующей роли торгово-банковского капитала при одновременном ухудшении финансового состояния государства.
1.4. Следует позитивно оценить ряд принятых правительством решений, особенно по стимулированию инвестиционной активности. Однако только такого рода мер недостаточно для преодоления структурных деформаций российской экономики. В рамки традиционной, применительно к практике развитых капиталистических стран, структурной политики явно не укладывается решение таких глобальных задач, как преодоление глубокого технологического разрыва по сравнению с ведущими индустриальными странами в отношении использования сырья, эффективной конверсии высокотехнологичных предприятий ВПК, преобразования крупного сельскохозяйственного производства, сокращения до разумного уровня депрессивного сектора и др.
1.5. Объективно необходимой становится реализация стратегии, заключающейся в целенаправленной поддержке процесса постепенного становления постиндустриальной структуры отечественной экономики, в рамках общенациональной стратегии развития, в частности включающей в себя стратегию активного преобразования социальной сферы. Главной стержневой линией рассматриваемой стратегии призвано стать стимулирование, хотя и строго избирательное, увеличения инвестиций и товарного предложения со стороны субъектов институционально реформируемого рынка в процессе широкомасштабных структурных перемен, опосредствующих переход к постиндустриальному укладу рыночного хозяйства.
1. В области концептуальных основ стратегии активных структурных преобразований:
1.1. Исходные генетические черты структуры прежней внерыночной советской и, соответственно, российской экономик сложились в период 1930-х годов, ознаменованного достижением мощного военно-промышленного потенциала на базе ускоренной индустриализации тяжелой промышленности и резкого расширения сырьевого сектора. Потребные масштабы предложения любых видов ресурсов поддерживались за счет максимального наращивания инвестиций и практически неограниченных затрат первичных ресурсов. Итогом кардинальной структурной трансформации народного хозяйства в указанный период стало доминирующее положение военно-промышленного комплекса, на который работали основные отрасли тяжелой промышленности, и сырьевого сектора над всеми остальными секторами экономики.
1.2. Произошедшие значимые структурные сдвиги в 1950-1960 гг,, в частности связанные с развитием жилищного строительства, автомобильной, химической и нефтехимической промышленности, а также промышленности строительных материалов, и структурные процессы в период “перестройки” - конверсия, существенное расширение сельскохозяйственного производства и непродовольственного потребительского комплекса - не при¬вели к кардинальным сдвигам в народнохозяйственной структуре. До желаемого равновесия в распределении общественного капитала между различными сегментами народнохозяйственного оборота, необходимого для успешного перехода на рыночные правила функционирования, было почти так же далеко, как и в период становления внерыночной советской экономики.
1.3. В целом, итоги структурной трансформации реальной сферы отечественного экономики России за период рыночного реформирования, несмотря на ряд позитивных изменений в период после августовского кризиса 1998 г., оказались неблагоприятными. Ухудшение структурных пропорций с точки зрения их влияния на состояние общеэкономического потенциала является весьма вероятным. Это может выразиться прежде всего в возобновлении стагнации большинства перерабатывающих промышленных отраслей, новом усилении замещения импортом отечественных потребительских товаров, восстановлении доминирующей роли торгово-банковского капитала при одновременном ухудшении финансового состояния государства.
1.4. Следует позитивно оценить ряд принятых правительством решений, особенно по стимулированию инвестиционной активности. Однако только такого рода мер недостаточно для преодоления структурных деформаций российской экономики. В рамки традиционной, применительно к практике развитых капиталистических стран, структурной политики явно не укладывается решение таких глобальных задач, как преодоление глубокого технологического разрыва по сравнению с ведущими индустриальными странами в отношении использования сырья, эффективной конверсии высокотехнологичных предприятий ВПК, преобразования крупного сельскохозяйственного производства, сокращения до разумного уровня депрессивного сектора и др.
1.5. Объективно необходимой становится реализация стратегии, заключающейся в целенаправленной поддержке процесса постепенного становления постиндустриальной структуры отечественной экономики, в рамках общенациональной стратегии развития, в частности включающей в себя стратегию активного преобразования социальной сферы. Главной стержневой линией рассматриваемой стратегии призвано стать стимулирование, хотя и строго избирательное, увеличения инвестиций и товарного предложения со стороны субъектов институционально реформируемого рынка в процессе широкомасштабных структурных перемен, опосредствующих переход к постиндустриальному укладу рыночного хозяйства.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СТАНОВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Региональные аспекты обеспечения национальной безопасности России
Главы к дипломным работам, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Иностранные инвестиции в российскую экономику
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2015 - Иностранные инвестиции в российскую экономику
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 13990 р. Год сдачи: 2015 - НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Введение в экономический оборот объектов интеллектуальной собственности в инновационной экономике
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



