Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №72669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность ценностного отношения к труду 8
1.2. Возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников 36
2.3. Содержание работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение

Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема формирования ценностного отношения к труду у младших школьников. В наше время понятие «ценностное отношение к труду» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно-ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребёнка. В настоящее время существует объективная необходимость и потребность общества в людях, обладающих этим качеством. Век новых социально-экономических ориентиров страны вызвал к жизни необходимость воспитания трудолюбивой, конкурентоспособной личности, стремящейся к самоопределению и самоактуализации. Только такая личность сможет претендовать на будущий успех в работе и жизни.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, а важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Глубина и актуальность проблемы требует новизны подхода к её решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством.
В настоящее время стало очевидным, что одним из условий повышения качества образования является современное воспитание.
Перестройка трудового воспитания младших школьников требует обеспечения широкой вариативности его содержания, методов и форм; объединения и эффективного сотрудничества учителей начальных классов с учителями-предметниками, учеными, общественностью; широкого внедрения новых педагогических, информационных технологий; создания банка новых идей российской системы начального образования по формированию ценностного отношения к труду; широкого распространения передового педагогического опыта по воспитанию ценностного отношения к труду среди родителей, педагогической общественности и руководителей образовательных учреждений; повышения престижа честного, добросовестного, талантливого, интеллектуального труда; широкой пропаганды прогрессивных традиций и обычаев трудовой деятельности населения и др.
Исследованием проблемы трудового воспитания занимались А.С. Макаренко, Ф.И. Иващенко, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги. Педагогическая сущность ценностного отношения к труду у младших школьников рассматривается в трудах отечественных ученых Л.А. Йовайша, А.Я. Журкиной, Е.А. Климова и др.. Особенностями ценностного отношения к труду в начальных классах занимались такие ученые, как Т.В. Васильева, О.Ю. Елькина, С.Н. Чистякова и др.. Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остается не до конца изученной.
Особую актуальность проблема формирования ценностного отношения к труду у младших школьников приобрела в условиях реализации ФГОС НОО. Перед учителями ставится задача дать ученикам первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Важная роль в формировании ценностного отношения к труду принадлежит урокам окружающего мира. На уроках учащиеся осознают значение труда для человека и общества, знакомятся с многообразием профессий. Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные ее аспекты исследованы недостаточно. С учётом важности данной проблемы был сделан выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- происходит регулярное знакомство детей с миром профессий и трудом взрослых;
- раскрывается значимость труда в жизни человека и общества.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «труд», «ценностное отношение к труду».
2. Выявить возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного от-ношения к труду у младших школьников.
6. Разработать содержание работы по формированию ценностного от-ношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, 2 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. Результаты исследования были представлены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (г. Пермь, 2018 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются понятия «труд», «ценностное отношение к труду», возрастные особенности и педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, направленных на формирование ценностного от-ношения к труду у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование ценностного отношения к труду должно занимать главную роль в обучении и воспитании учеников начальной школы. Воспитание трудом создает предпосылки для гармоничного и всестороннего развития подрастающего поколения.
Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Ценностное отношение к труду включает в себя положительное отношение к труду, понимание его значимости в жизни человека и общества, осознание значимости такого понятия как «трудолюбие», элементарные представления о профессиях взрослых.
Наиболее подходящим периодом для формирования ценностного от-ношения к труду является возраст младшего школьника. На этом этапе у детей появляются необходимые навыки и умения, формируются важные для жизни качества. У учеников начальной школы развиваются навыки самообслуживания, раскрываются способности, формируются мотивы учения, адекватная самооценка, коммуникативные навыки, нравственные нормы.
Функционирование образовательного процесса возможно только при соблюдении определенных педагогических условий. Педагогические условия - это преднамеренно основанная обстановка (среда), в которой в близком взаимодействии представлен комплекс педагогических и психологических факторов (средств, взаимоотношений и т.д.), которые позволяют учителю результативно реализовывать учебную или воспитательную работу.
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»: обеспечение мотивации к труду у младших школьников; использование разнообразных методов обучения: рассказ, беседа, беседа с приглашенными специалистами, рисуночные методики, методика неоконченных предложений, оформление уголка профессии в пространстве класса, экскурсия, просмотр видеосюжетов, игра, проектная деятельность; использование различных форм организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Учителя начальных классов в процессе изучения предмета «Окружающий мир» формируют положительное отношение к труду и профессиям взрослых при помощи расширения курса, а так же использования профориентационных игр, конкурсов, сочинений, экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий.
В результате исследования научно-методической литературы нам удалось выделить для своей диагностической работы критерии оценки уровня сформированности ценностного отношения к труду. Мы, опираясь на исследования Н.С. Пряжникова, выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. Экспериментальная работа продемонстрировала недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников. К ним относятся: осуществление регулярного знакомства детей с миром профессий и трудом взрослых; раскрытие значимости труда в жизни человека и общества. Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков нами было замечено, что у детей появилось понимание важности труда для жизни человека, они стали больше интересоваться профессиями, проявлять бережное отношение к продуктам чужого труда. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствует поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников и может быть продолжено.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: [Учеб. пособие для вузов по соц.-гуманитар. специальностям и группе специальностей "Образование"] / В.И. Андреев. - Казань: Центр экспертизы и маркетинга Казан. гос. ун-та, 1996. - 565 с.
2. Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1984. - 295 с.
3. Богданова О.И. Труд как нравственная ценность. Проблемы реализации компетентностного подхода в образовании: от теории к практике: материалы науч.-практ. конф., 26 января 2011 г.: в 3 ч. Ч.2. / О.И. Богданова. - Волгоград: Колледж, 2011. - С. 31-36.
4. Богданова О.И. Труд как ценность: состояние проблемы в научно-педагогической литературе. Развитие образования в Волгоградской области: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., ноябрь 2010 г. / О.И. Богданова. - Волгоград: Инфолио, 2011. - С. 309-313.
5. Бойко О.Ю. Профориентация в начальных классах // Международный педагогический портал «Солнечный свет» [Офиц. сайт]. URL: ййрзГАоШсезуейги/статья-профориентация-в-начальных-кл/(дата об-ращения: 03.05.2018).
6. Борисенко С.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации
младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/591851/(дата обращения: 07.05.2018).
7. Воспитание гражданина: сборник / А.С. Макаренко; сост.: Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе / А.Г. Глущенко. - М.: Просвещение, 1985. - 159 с.
9. Державец М.А. Игры-минутки / М.А. Державец. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1966. - 64 с.
10. Диалоги о воспитании: Книга для родителей - 3-е изд. / Сост. О.Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1985. - 288 с.
11. Дорошенко Т.В. Профориентация младших школьников в рамках уроков окружающего мира // Образовательный портал России «Инфоурок» [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/proforientaciya-mladshih-
shkolnikov-v-ramkah-urokov-okruzhayuschego-mira-2254854-page3.html(дата обращения: 03.05.2018).
12. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии / гл. ред. В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 556 с.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-
словообразовательный. / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000 - 1209 с.
14. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2002. - № 12. - С. 40-43.
15. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И. Иващенко. - М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
16. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 2 / П.П. Блонский; Под ред. А.В. Петровского; Сост.: М.Г. Данильченко,
А.А. Никольская. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
17. Каган М.С. Философская теория ценностей / М.С. Каган. - СПб.: Облик,
1997. - 213 с.
18. Каменских Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой
деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук:
13.00.01. / Татьяна Николаевна Каменских. - Москва, 1986. - 350 с.
19. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2000. - 128 с.
20. Касперская Л.Б. Воспитание готовности к труду на основе его привлекательности у детей 6-7-летнего возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Лариса Борисовна Касперская. - Минск, 1981. - 173 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /
Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 509 с.
22. Ковинько Л.В. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. / Л.В. Ковинько. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 288 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.
24. Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников / А.И. Кочетов. - Минск, 1984. - 160 с.
25. Крупская Н.К. Избранные произведения / Н.К. Крупская. - М.: Полит-издат, 1988. - 429 с.
26. Кузминский А.И. Педагогика / А.И. Кузминский, А.В. Омеляненко. -
К.: Знание, 2007 - 304 с.
27. Макарова А.Н. Развитие мотивации у обучающихся // Бесплатный конструктор сайтов для учителей «Мультиурок» [Офиц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/files/razvitiie-motivatsii-u-obuchaiushchikhsia.html(да¬та обращения: 06.05.2018).
28. Милованова Л.А. Методы и приемы, используемые
в профориентационной работе в начальных классах / Л.А. Милованова, Н.В. Шарыпова // Вестник щадринского государственного педагогического университета. - 2017. - №3. - с. 29-33.
29. Михайлова О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса // Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» [Офиц. сайт]. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/583615/ (дата обращения: 07.05.2018).
30. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педагогических и психологических направлений бакалавриата / Р.С. Немов. - М.: КноРус, 2014. - 718 с.
31. Николаев В.А. Истоки народной педагогики / В.А. Николаев. - Орёл: М-во общ. и проф. образования и др., 1997. - 134 с.
32. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 1 / О.Н. Федотова,
Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 128 с.
33.Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Часть 2 / О.Н. Федотова,
Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 128 с.
34. Окружающий мир. 2 класс. Хрестоматия. ФГОС / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 160 с.
35.Окружающий мир. Примерная рабочая программа по учебному пред-мету. 1-4 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 112 с.
36.Окружающий мир: 2 кл.: Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 200 с.
37. Педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся
по направлению "Педагогическое образование" (квалификация "бака-лавр") - 12-е изд., стер. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; рец.: А.Д. Гонеев, Е.Д. Белозерцев.- М.: Академия, 2014. - 608 с.
38. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 464 с.
39. Попова Е.В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших
школьников: методические рекомендации / Е.В. Попова,
В.А. Творожникова. - Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. - 66 с.
40. Пряжников Н.С. Работа по профориентации в младших классах / Н.С. Пряжников // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 33 - 37.
41. Психолого-педагогический словарь: Для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.В. Мижериков;
Под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 541 с.
42. Селиванов А.М. Историческое краеведение: накопление и развитие краеведческих знаний в России (XVIII-XX вв.) / А.М. Селиванов. - Ярославль: ЯрГУ, 2005. - 367 с.
43. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе / Е.Д. Сковыро // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 56-60.
44. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижако- ва. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 192 с.
45. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
46. Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду: опыт воспитательной работы в сельской школе /
B. А. Сухомлинский. - Москва: АПН РСФСР, 1959. - 439 с.
47. Тамбовкина Т. Все счастье земли - за трудом: уроки воспитания интереса к профессии / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2013. - № 21. -C.12-13.
48. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие /
П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров; науч. ред. В.И. Журавлев; рец.: Г.Л. Луканкин, М.Л. Портнов; МПУ. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.
49. Ушинский К.Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. Избранные сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. - 359 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
51. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983. - 256 с.
52. Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / М.А. Шошин // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 1. - С. 295-300.
53. Шпарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шпарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
54. Яковлева С.В. Мир профессий / С.В. Яковлева // Начальная школа. -
1998. - № 29. - С. 12-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ