ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность ценностного отношения к труду 8
1.2. Возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников 36
2.3. Содержание работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность ценностного отношения к труду 8
1.2. Возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 31
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 31
2.2. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников 36
2.3. Содержание работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» 43
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема формирования ценностного отношения к труду у младших школьников. В наше время понятие «ценностное отношение к труду» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно-ориентированным и развивающим обучением, вопросами социализации личности ребёнка. В настоящее время существует объективная необходимость и потребность общества в людях, обладающих этим качеством. Век новых социально-экономических ориентиров страны вызвал к жизни необходимость воспитания трудолюбивой, конкурентоспособной личности, стремящейся к самоопределению и самоактуализации. Только такая личность сможет претендовать на будущий успех в работе и жизни.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, а важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Глубина и актуальность проблемы требует новизны подхода к её решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством.
В настоящее время стало очевидным, что одним из условий повышения качества образования является современное воспитание.
Перестройка трудового воспитания младших школьников требует обеспечения широкой вариативности его содержания, методов и форм; объединения и эффективного сотрудничества учителей начальных классов с учителями-предметниками, учеными, общественностью; широкого внедрения новых педагогических, информационных технологий; создания банка новых идей российской системы начального образования по формированию ценностного отношения к труду; широкого распространения передового педагогического опыта по воспитанию ценностного отношения к труду среди родителей, педагогической общественности и руководителей образовательных учреждений; повышения престижа честного, добросовестного, талантливого, интеллектуального труда; широкой пропаганды прогрессивных традиций и обычаев трудовой деятельности населения и др.
Исследованием проблемы трудового воспитания занимались А.С. Макаренко, Ф.И. Иващенко, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги. Педагогическая сущность ценностного отношения к труду у младших школьников рассматривается в трудах отечественных ученых Л.А. Йовайша, А.Я. Журкиной, Е.А. Климова и др.. Особенностями ценностного отношения к труду в начальных классах занимались такие ученые, как Т.В. Васильева, О.Ю. Елькина, С.Н. Чистякова и др.. Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остается не до конца изученной.
Особую актуальность проблема формирования ценностного отношения к труду у младших школьников приобрела в условиях реализации ФГОС НОО. Перед учителями ставится задача дать ученикам первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Важная роль в формировании ценностного отношения к труду принадлежит урокам окружающего мира. На уроках учащиеся осознают значение труда для человека и общества, знакомятся с многообразием профессий. Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные ее аспекты исследованы недостаточно. С учётом важности данной проблемы был сделан выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- происходит регулярное знакомство детей с миром профессий и трудом взрослых;
- раскрывается значимость труда в жизни человека и общества.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «труд», «ценностное отношение к труду».
2. Выявить возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного от-ношения к труду у младших школьников.
6. Разработать содержание работы по формированию ценностного от-ношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, 2 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. Результаты исследования были представлены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (г. Пермь, 2018 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются понятия «труд», «ценностное отношение к труду», возрастные особенности и педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, направленных на формирование ценностного от-ношения к труду у младших школьников.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, а важнейшей задачей воспитания является «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Глубина и актуальность проблемы требует новизны подхода к её решению именно потому, что сегодняшним школьникам предстоит жить и трудиться в условиях нового хозяйственного механизма, широкого внедрения законов рыночных отношений, демократических форм управления производством.
В настоящее время стало очевидным, что одним из условий повышения качества образования является современное воспитание.
Перестройка трудового воспитания младших школьников требует обеспечения широкой вариативности его содержания, методов и форм; объединения и эффективного сотрудничества учителей начальных классов с учителями-предметниками, учеными, общественностью; широкого внедрения новых педагогических, информационных технологий; создания банка новых идей российской системы начального образования по формированию ценностного отношения к труду; широкого распространения передового педагогического опыта по воспитанию ценностного отношения к труду среди родителей, педагогической общественности и руководителей образовательных учреждений; повышения престижа честного, добросовестного, талантливого, интеллектуального труда; широкой пропаганды прогрессивных традиций и обычаев трудовой деятельности населения и др.
Исследованием проблемы трудового воспитания занимались А.С. Макаренко, Ф.И. Иващенко, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие педагоги. Педагогическая сущность ценностного отношения к труду у младших школьников рассматривается в трудах отечественных ученых Л.А. Йовайша, А.Я. Журкиной, Е.А. Климова и др.. Особенностями ценностного отношения к труду в начальных классах занимались такие ученые, как Т.В. Васильева, О.Ю. Елькина, С.Н. Чистякова и др.. Несмотря на многочисленные исследования, данная проблема остается не до конца изученной.
Особую актуальность проблема формирования ценностного отношения к труду у младших школьников приобрела в условиях реализации ФГОС НОО. Перед учителями ставится задача дать ученикам первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Важная роль в формировании ценностного отношения к труду принадлежит урокам окружающего мира. На уроках учащиеся осознают значение труда для человека и общества, знакомятся с многообразием профессий. Анализ педагогической литературы показал, что на фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме, отдельные ее аспекты исследованы недостаточно. С учётом важности данной проблемы был сделан выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- происходит регулярное знакомство детей с миром профессий и трудом взрослых;
- раскрывается значимость труда в жизни человека и общества.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия «труд», «ценностное отношение к труду».
2. Выявить возрастные особенности формирования ценностного отношения к труду у младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
4. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного от-ношения к труду у младших школьников.
6. Разработать содержание работы по формированию ценностного от-ношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эксперимент; методы статистической обработки результатов экспериментального исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, 2 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ СОШ №29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева. Результаты исследования были представлены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии» (г. Пермь, 2018 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе рассматриваются понятия «труд», «ценностное отношение к труду», возрастные особенности и педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Во второй главе содержится анализ педагогического опыта по проблеме исследования, описание экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к труду у младших школьников.
В заключении представлено обобщение полученных результатов, изложены выводы исследования.
Библиографический список включает 54 источника.
В приложении помещены диагностические материалы, разработки планов-конспектов уроков, направленных на формирование ценностного от-ношения к труду у младших школьников.
Формирование ценностного отношения к труду должно занимать главную роль в обучении и воспитании учеников начальной школы. Воспитание трудом создает предпосылки для гармоничного и всестороннего развития подрастающего поколения.
Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Ценностное отношение к труду включает в себя положительное отношение к труду, понимание его значимости в жизни человека и общества, осознание значимости такого понятия как «трудолюбие», элементарные представления о профессиях взрослых.
Наиболее подходящим периодом для формирования ценностного от-ношения к труду является возраст младшего школьника. На этом этапе у детей появляются необходимые навыки и умения, формируются важные для жизни качества. У учеников начальной школы развиваются навыки самообслуживания, раскрываются способности, формируются мотивы учения, адекватная самооценка, коммуникативные навыки, нравственные нормы.
Функционирование образовательного процесса возможно только при соблюдении определенных педагогических условий. Педагогические условия - это преднамеренно основанная обстановка (среда), в которой в близком взаимодействии представлен комплекс педагогических и психологических факторов (средств, взаимоотношений и т.д.), которые позволяют учителю результативно реализовывать учебную или воспитательную работу.
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»: обеспечение мотивации к труду у младших школьников; использование разнообразных методов обучения: рассказ, беседа, беседа с приглашенными специалистами, рисуночные методики, методика неоконченных предложений, оформление уголка профессии в пространстве класса, экскурсия, просмотр видеосюжетов, игра, проектная деятельность; использование различных форм организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Учителя начальных классов в процессе изучения предмета «Окружающий мир» формируют положительное отношение к труду и профессиям взрослых при помощи расширения курса, а так же использования профориентационных игр, конкурсов, сочинений, экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий.
В результате исследования научно-методической литературы нам удалось выделить для своей диагностической работы критерии оценки уровня сформированности ценностного отношения к труду. Мы, опираясь на исследования Н.С. Пряжникова, выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. Экспериментальная работа продемонстрировала недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников. К ним относятся: осуществление регулярного знакомства детей с миром профессий и трудом взрослых; раскрытие значимости труда в жизни человека и общества. Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков нами было замечено, что у детей появилось понимание важности труда для жизни человека, они стали больше интересоваться профессиями, проявлять бережное отношение к продуктам чужого труда. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствует поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников и может быть продолжено.
Труд - целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. Ценностное отношение к труду включает в себя положительное отношение к труду, понимание его значимости в жизни человека и общества, осознание значимости такого понятия как «трудолюбие», элементарные представления о профессиях взрослых.
Наиболее подходящим периодом для формирования ценностного от-ношения к труду является возраст младшего школьника. На этом этапе у детей появляются необходимые навыки и умения, формируются важные для жизни качества. У учеников начальной школы развиваются навыки самообслуживания, раскрываются способности, формируются мотивы учения, адекватная самооценка, коммуникативные навыки, нравственные нормы.
Функционирование образовательного процесса возможно только при соблюдении определенных педагогических условий. Педагогические условия - это преднамеренно основанная обстановка (среда), в которой в близком взаимодействии представлен комплекс педагогических и психологических факторов (средств, взаимоотношений и т.д.), которые позволяют учителю результативно реализовывать учебную или воспитательную работу.
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к труду у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»: обеспечение мотивации к труду у младших школьников; использование разнообразных методов обучения: рассказ, беседа, беседа с приглашенными специалистами, рисуночные методики, методика неоконченных предложений, оформление уголка профессии в пространстве класса, экскурсия, просмотр видеосюжетов, игра, проектная деятельность; использование различных форм организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Учителя начальных классов в процессе изучения предмета «Окружающий мир» формируют положительное отношение к труду и профессиям взрослых при помощи расширения курса, а так же использования профориентационных игр, конкурсов, сочинений, экскурсий на производство, встреч с людьми разных профессий.
В результате исследования научно-методической литературы нам удалось выделить для своей диагностической работы критерии оценки уровня сформированности ценностного отношения к труду. Мы, опираясь на исследования Н.С. Пряжникова, выделили следующие критерии: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. Экспериментальная работа продемонстрировала недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников.
Нами были выявлены педагогические условия, направленные на повышение уровня сформированности ценностного отношения к труду у младших школьников. К ним относятся: осуществление регулярного знакомства детей с миром профессий и трудом взрослых; раскрытие значимости труда в жизни человека и общества. Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
При проведении уроков нами было замечено, что у детей появилось понимание важности труда для жизни человека, они стали больше интересоваться профессиями, проявлять бережное отношение к продуктам чужого труда. Таким образом, наша гипотеза подтверждена и выбранные нами педагогические условия соответствует поставленной цели.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования ценностного отношения к труду у младших школьников и может быть продолжено.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностного отношения к прекрасному у младшего школьника во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Формирование ценностного отношения к труду у младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



