ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Дополнительное профессиональное образование как объект государственно -
частного партнерства в условиях рынка 13
1.2 Государственно-частное партнерство в сфере дополнительного
профессионального образования 20
1.3 Социальное предпринимательство как основа государственно-частного
партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 34 ГЛАВА 2 ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1 Инфраструктура и основные участники российского рынка услуг
дополнительного профессионального образования 46
2.2 Механизмы и модели партнерских отношений участников российского рынка
услуг дополнительного профессионального образования 56
2.3 Конкурентная среда на российском рынке услуг дополнительного
профессионального образования 64
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72
3.1 Методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 72
3.2 Эффективные механизмы и инструменты государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 87
3.3 Принцип партнерских отношений на рынке услуг дополнительного
профессионального образования 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
Приложение А 144
Приложение Б 146
Приложение В 147
Приложение Г 148
Приложение Д 150
Приложение Е 152
Приложение Ж 158
Независимую оценку социально-экономического состояния страны на международной арене дают рейтинги, такие, как например, индекс глобальной конкурентоспособности, включающий группы показателей макроэкономической среды, инноваций, институциональной среды, рынков и другие. В повышении конкурентоспособности России одним из проблемных аспектов остается степень социального инвестирования организаций в своих сотрудников, что находит отражение в показателе «Тренинги сотрудников компаний» индекса глобальной конкурентоспособности страны. Обучение и развитие сотрудников как средствами организаций, так и собственными средствами заинтересованных лиц или с помощью государственной поддержки, может осуществляться через сферу дополнительного профессионального образования.
С точки зрения рыночной экономики, в структуре системы российского образования наиболее перспективными направлениями являются те, на которые существует платежеспособный спрос. Дополнительное профессиональное образование по времени освоения программ, содержания и оперативного учёта современных тенденций в сфере занятости можно охарактеризовать как наиболее гибкий, подвижный и перспективный сегмент для осуществления социально-предпринимательской активности на рынке образовательных услуг.
Эффективное взаимодействие бизнеса, общества и государства продолжает находиться в центре внимания не только прямых участников, но и учёных. Одной из форм сотрудничества частного и государственного сектора является государственно-частное партнерство, позволяющее развивать те сферы, которые изначально находятся в ведении государства (например, дороги, транспорт, энергетика, связь, здравоохранение, образование и другие).
Частное предпринимательство по определению имеет своей основной целью получение прибыли и может игнорировать социальные проблемы, решение которых не приносит экономической выгоды. Государство, в чьи обязанности входит перераспределение государственных доходов для удовлетворения наиболее острых социальных нужд в условиях ограниченности ресурсов не может обеспечить поддержку всех социально значимых направлений. Стремление некоторых предпринимателей решить социальные проблемы средствами своей предпринимательской деятельности сформировали сферу социального предпринимательства.
Совершенствование механизма взаимодействия государственного и частного секторов посредством социального предпринимательства, способного повлиять на улучшение показателя обучения и развития сотрудников организаций в индексе глобальной конкурентоспособности России, обуславливает проблематику и актуальность темы.
Степень разработанности и изученности проблемы.
Проблемы развития государственно-частного партнерства в сфере нематериальных благ поднимают И.М. Бородачев (в социальной инфраструктуре), В.Г. Варнавский, А.Э. Канамготов (в сфере услуг), А.С. Кирилюк (в высокотехнологичных сферах), Э.Р. Киямова (в сферах, где приватизация невозможна), А.С. Корчагина (в национальной инновационной системе), О.В. Лактюшина (в сфере туризма), А.И. Петров (в сфере культуры), В.А. Фильченков (в социальной сфере), Р.Р. Шайахметов (в сфере социально-культурных услуг) и другие. В сфере образования развивать государственно-частное партнерство предлагают Т.Д. Ваганова (в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров), О.А. Герасименко (в региональной образовательной системе), Е.А. Дмитриева и Е.А. Федосенко (в высшем профессиональном образовании), Ж.К. Леонова (в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства), В.С. Новиков (применительно к жизненному циклу образовательных услуг, в форме эндаумент-фонда, научно-образовательной инновационной корпорации), Е.В. Шевчук (в сфере воспроизводства человеческого капитала) и другие.
Вопросы развития рынка образовательных услуг отражены в работах С.В. Анисимовой (предпринимательство в бизнес-образовании; поддержка конкуренции), Н.И. Денисовой (оценка развития рынка: конкурентная среда, конкурентоспособность), В.В. Кучеровой (повышение конкурентоспособности, качества образовательных услуг), С.А. Нечитайло (франчайзинг), О.В. Сагиновой (маркетинг образования, управление процессами глобализации образования, вопросы конкурентоспособности), И.В. Сокольник (оценка качества услуг, механизм регулирования рынка), Е.А. Цыремпиловой (особенности и тенденции развития рынка) и других. Элементы рынка дополнительного профессионального образования исследованы А.И. Авдяковым (проблемы развития, мониторинг потребностей в дополнительном профессиональном образовании), Н.Г. Бойко (факторы спроса, предложения и конкурентоспособности), И.В. Ванькиной (маркетинговые коммуникации), Т.В. Матвеевой и Н.В. Машковой (оценка конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования), Ю.П. Ольшанским (маркетинг взаимодействия с потребителями), В.В. Погосовой (оценка эффективности услуг), С.Г. Сенниковым (конкурентоспособное развитие рынка), К.А. Шерстниковой (принцип сочетания государственного регулирования с рыночным механизмом) и другими. На возможности взаимодействия участников сферы дополнительного профессионального образования указывают И.М. Бестаева, Е.В. Жгулев, В.В. Лебедев, О.Ю. Осокина, О.Ю. Родикова, В.Ю. Сенчугова, Е.Л. Сысова.
Исследование аспектов государственно-частного партнерства проводится либо в направлении развития государственного управления проектами, либо поддержки предпринимательской деятельности. Однако механизм государственно-частного партнерства как форма социального предпринимательства не рассматривается в качестве целостного научного исследования в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - совершенствование механизма государственно-частного партнерства для создания и реализации услуг дополнительного профессионального образования на основе социального предпринимательства в условиях рынка.
Задачи исследования:
1) обосновать необходимость совершенствования механизма
государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования,
2) на основе анализа подходов к определению государственно-частного
партнерства и социального предпринимательства, их компонентов, механизмов, типов в сфере образования установить взаимосвязь государственно-частного партнерства и социального предпринимательства,
3) провести классификацию участников рынка услуг дополнительного профессионального образования, описать модели их партнерских отношений с организациями из внешней бизнес-среды и выявить особенности конкуренции в этой сфере,
4) разработать методику выбора партнеров для государственно-частного партнерства и инструменты организации партнерских отношений,
5) сформулировать принцип формирования и функционирования государственно-частного партнерства на основе мировых тенденций ведения предпринимательской деятельности.
Объект исследования - организации государственного и частного секторов, образующие партнерства и ведущие предпринимательскую деятельность в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие между субъектами государственно-частного партнерства в предпринимательской деятельности на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Теоретическая основа и методологическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют теория социального предпринимательства (Дж.Г. Дис, Дж. Маир, Дж.Е. Остин, Х.Х. Стивенсон), теория заинтересованных сторон (Р.Е. Фриман, П. Нат, Р. Бакоф, С. Иден, Ф. Акерман, Г. Джонсон, К. Сколс, Дж.М. Брайсон), теория экономических механизмов (Л. Гурвиц, Р. Майерсон, Э. Маскин), теория контрактов (О. Харт, Б. Хольмстрем), теория конкурентоспособности (М. Портер).
Методология исследования включает метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительный анализ, метод абстрагирования, моделирования, контент-анализ, кейс-анализ, метод маркетинговых исследований, диалектический метод, системный подход, инвестиционный анализ. Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Ж.
Область исследования.
Содержание научной работы соответствует Паспорту научных специальностей ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) по пунктам областей исследования:
п. 8.6 Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям;
п. 8.18 Теоретические, методологические и методические принципы и основы формирования и развития культуры предпринимательства (мотивация, экология, социальные и общественные критерии), этические нормы предпринимательства;
п. 8.23 Особенности организации и развития частно-государственного предпринимательства.
Информационная и эмпирическая база исследования.
Информационная база исследования включает научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, российские законы и нормативные правовые акты, государственные программы и прогнозы, данные государственной статистики, выписки из единого государственного реестра юридических лиц, стандарты, результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, международные рейтинги, ресурсы Интернет.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, собранные автором в ходе полевых (глубинные интервью) и кабинетных исследований (контент-анализ программ и стратегий развития, уставов, отчетов о самообследовании, локальных нормативных актов организаций, реализующих услуги дополнительного профессионального образования).
Гипотеза исследования.
Социальное предпринимательство в форме государственно-частного партнерства повышает качество и эффективность услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Научная новизна.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании принципа, механизма и инструментов государственно-частного партнерства для эффективной реализации социального предпринимательства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наиболее значимые научные результаты, обладающие научной новизной и выносимые автором на защиту:
1. Доказан социально-предпринимательский характер эффективного сотрудничества на рынке услуг дополнительного профессионального образования, объединяющий в диалектическом единстве содержание социального предпринимательства с формой государственно-частного партнерства, механизмы и инструменты которого позволяют через повышение качества услуг дополнительного профессионального образования способствовать улучшению показателей конкурентоспособности страны.
2. Разработаны инструменты и механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие минимизировать риски его участников:
- предложена методика выбора партнера для государственно-частного партнерства, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех вариантах государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы,
- сформированы возможности социально-предпринимательских инициатив в отношении структурных изменений механизма государственно - частного партнерства в долгосрочной перспективе, дифференцированные по типам бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация, масштабирование) и типам финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли, комбинирование типов),
- разработана структура партнерского соглашения, позволяющая определить вклад каждого партнера, их ожидания от государственно-частного партнерства и стратегии поведения в нестандартных ситуациях.
3. Предложен принцип корпоративной эффективности, основанный на концепциях корпоративной социальной ответственности, заинтересованных сторон и устойчивого развития, и позволяющий при формировании и реализации механизма государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования учесть интересы предпринимательских организаций и государства.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость научного исследования заключается в развитии теории социального предпринимательства, а именно, принципов и гибридных (смешанных) форм социального предпринимательства, выраженных в механизме государственно-частного партнерства; в выявлении признаков партнерств в дополнительном профессиональном образовании; в дополнении инструментов, применяемых при создании государственно-частного партнерства. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной методики выбора организации-партнера для создания новых и диагностики существующих партнерских отношений между организациями государственного и частного сектора на рынке услуг дополнительного профессионального образования. В образовательном процессе могут быть использованы результаты исследования в учебных дисциплинах по экономике и управлению образованием, социальному предпринимательству.
Апробация результатов исследования.
Основные положения научного исследования докладывались и получили одобрение на российских и международных научно-практических конференциях: XXX и XXXII Международные Плехановские чтения аспирантов и молодых ученых в секциях на русском и английском языках (г. Москва, 2017 г.; 2019 г.), III и IV Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании» (г. Москва, 2018 г.; 2019 г.), 9-я Региональная конференция «Проблемы маркетинга, инновации и тренды на развивающихся рынках» (Чехия, г. Прага, 2018 г.), VII Плехановский Форум Преподавателей (г. Москва, 2018 г.), Международная научная конференция «Развитие технологий операционного управления в отраслях национальной экономики в условиях перехода на цифровые технологии» (г. Москва, 2019 г.).
Публикации.
По теме научного исследования опубликовано 15 работ объемом 7,63 п. л. (авторских - 4,14 п. л.), из них 6 статей в российских и зарубежных научных журналах объемом 4,75 п. л. (авторских - 1,45 п. л.) из Перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, 1 база данных, подготовленная в соавторстве с сотрудниками РЭУ им. Г. В. Плеханова и зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
Структура работы.
Структура научной работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 158 страницах, включающих 18 рисунков, 14 таблиц и 7 приложений. Список литературы содержит 214 источников на русском и английском языках.
Необходимость совершенствования механизма государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования обусловлена показателем индекса глобальной конкурентоспособности России, относящегося к обучению сотрудников организаций. Проанализировав индекс конкурентоспособности России в динамике за период 2007/2008 - 2017/2018, проблемным аспектом остается уровень социального инвестирования организаций в своих сотрудников, отраженный в низком показателе «Тренинги сотрудников компаний» индекса. Расчет показателя основан на экспертном мнении представителей российского бизнес-сообщества, что позволяет зафиксировать проблему, заключающуюся в наличии образовательных потребностей у сотрудников российских организаций.
Логика настоящего исследования представлена тремя этапами, согласующимися с содержанием каждой главы. На рисунке Ж.1 в Приложении Ж изображена структура ключевых компонентов с указанием методов научного познания и релевантных теорий.
На первом этапе исследования определено стратегическое видение, базирующиеся на внесении вклада в повышение отстающего показателя «Тренинги сотрудников» индекса глобальной конкурентоспособности России. Выявлена одна из причин исследования, заключающаяся в недостаточном уровне инвестирования компаний в развитие своих сотрудников. Выделен сегмент потенциальных услугополучателей, т.е. сотрудников компаний, которым возможно предложить услуги дополнительного профессионального образования. Наиболее эффективным механизмом удовлетворения образовательных потребностей выделенного сегмента услугополучателей рассматривается государственно-частное партнерство.
Проанализированы подходы к определению государственно-частного партнерства в общем и в сфере образования, в частности, механизмы, типологии государственно-частного партнерства. Охарактеризованы компоненты успешного государственно-частного партнерства - регулятивная среда, оценка деятельности, бюджетная предсказуемость, финансовая доступность и инновационная среда.
Установлены единые компоненты социального предпринимательства и государственно-частного партнерства: миссия и результаты, процессы и ресурсы, сектор, характеристика субъекта предпринимательства. Проведено доказательство диалектического единства государственно-частного партнерства как формы и социального предпринимательства как содержания, заключающееся в неразрывности, неоднозначности связи, противоречивом единстве и эффективном развитии формы и содержания.
На втором этапе из совокупности организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования , сформирована теоретическая выборка и диагностированы текущие возможности участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования, обладающих лицензией на ведение образовательной деятельности по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, как потенциальных организаций-партнеров для создания государственно-частного партнерства. Указаны сходства и различия организаций выборки. Дана характеристика инфраструктуры рынка услуг дополнительного профессионального образования , способствующая созданию и реализации дополнительных профессиональных программ, состоящая из компонентов институциональной, социальной и природной сред, с точки зрения концепции устойчивого развития . Институциональная среда представлена регулятивной, экономической, управленческой и информационной средами. Социальная среда состоит из услугодателей, услугополучателей и иных заинтересованных лиц. Взаимовлияние природной среды учитывается в стратегических документах и отчетах, в названиях стратегических академических единиц, в содержании дополнительных профессиональных программ основных участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования.
На практике участники сферы услуг дополнительного профессионального образования используют три модели государственно-частного партнерства: «Партнерская программа дополнительного профессионального образования», «Партнерское структурное подразделение» и «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)». В модели государственно-частного партнерства «Партнерская программа дополнительного профессионального образования» государственная образовательная организация и частная организация действуют на основании договора, целью которого является совместная реализация и разработка программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. При возникновении платежеспособного спроса заключается договор между государственной образовательной организацией и услугополучателем дополнительной профессиональной программы . В модели государственно-частного партнерства «Партнерское структурное подразделение» происходит расширение деятельности государственного и частного партнера, т.е. услуги по реализации дополнительных профессиональных программ не являются единственными или приоритетными, с созданием внутренней организационной единицы, расположенной либо на площадях государственного, либо частного партнера. В модели государственно-частного партнерства «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)» происходит выделение сотрудничества государственного и частного партнера в отдельную организационно-правовую форму для подготовки и переподготовки сотрудников частного партнера, с возможностью ведения иной предпринимательской деятельности.
Мы пришли к промежуточному выводу, что механизмы партнерских взаимоотношений в сфере услуг дополнительного профессионального образования следует продолжать совершенствовать в направлении открытости информации, расширения целевой аудитории - потенциальных внешних услугополучателей программ, фиксирования доли участия каждого партнера, процентного распределения расходов/доходов/прибыли от участия в совместной реализации дополнительных профессиональных программ в условиях рынка, возникновения потенциальных участников, возможных причин выхода из партнерства. Перспективным предполагается развитие открытых моделей партнерства, включающих изучение потенциального спроса, потенциальных со стороны внешних по отношению к партнерству услугополучателей ДПО. Примером открытой модели партнерства служат массовые открытые онлайн-курсы.
Нами разработана классификация партнерств в сфере услуг дополнительного профессионального образования. Представлено состояние конкурентной среды вузов, реализующих программы дополнительного профессионального образования, по модели пяти конкурентных сил М. Портера. Составлена модифицированная карта рынка программ дополнительного профессионального образования по В. А. Коэну с учетом рынка программ-заменителей неформального и информального дополнительного профессионального образования и государства, как государственного заказчика программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
На третьем этапе сконструирована авторская методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на институциональном и институционально-индивидуальном уровнях, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех множествах или вариантах государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы. Предложено составлять партнерское соглашение, необходимое на этапе формирования государственно-частного партнерства и до оформления юридического договора. Основными элементами партнерского соглашения являются нематериальный и материальный вклады каждой организации-партнера в государственно-частном партнерстве, их ожидания относительно нефинансовых и финансовых результатов, разработку возможных функциональных стратегий поведения в нестандартных ситуациях.
Спроектированы возможные социально-предпринимательские инициативы в отношении структурных изменений механизма государственно-частного партнерства в долгосрочной перспективе, учитывающие направления постановки бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация и масштабирование) и типы финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли и комбинация типов) по трем дискреционным моделям государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наименее изученным компонентом государственно-частного партнерства выявлена характеристика субъекта предпринимательства. В определениях социального предпринимательства уделяется внимание характеристикам предпринимателя, подчеркивающим качества и образцы поведения через призму мотивации. Движущими силами мотивации являются мотиваторы, например, выраженные в форме принципов предпринимателя. Учитывая принципы государственно-частного партнерства и социального предпринимательства из проанализированных источников, проследив тенденции ведения хозяйственной деятельности, мы обосновали принцип корпоративной эффективности, который необходимо учитывать при формировании и развитии государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования.
Перспективы дальнейших исследований содержатся в дальнейшем расширении теоретического поля социального предпринимательства, в частности, в направлении изучения экономических и управленческих аспектов партнерских онлайн-платформ, предоставляющих образовательные ресурсы для широкого круга заинтересованных лиц в глобальном масштабе. Неоднозначным остается вопрос ценообразования услуг дополнительного профессионального образования в гибридных (смешанных) организациях, что также оставляет проблемное поле для последующих научных исследований.
1. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 05.09.2017).
2. Письмо Минобрнауки России от 04.02.2011 № 03-66 «О применении
механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 30.06.2017).
3. Приказ Минтруда России от 17 апреля 2014 г. № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 02.09.2017).
4. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 (ред. от 28.11.2016) «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru(дата обращения: 18.08.2017).
5. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 14.12.2018).
6. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2016 № 409 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 06.09.2017).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 05.03.2018).
8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О
некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 20.07.2018).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 15.03.2018).
10. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru(дата обращения: 28.07.2017).
Книги
11. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В. В. Кондратьева. - М. : Эксмо, 2007. - 832 с.
12. Алексеев, П. В. Философия : учебник / П. В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 592 с.
13. Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность : эволюция концепции / Ю. Е. Благов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 3-е изд. - СПб. : Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2015. - 272 с.
14. Варнавский, В. Г. Государственно-частное партнерство в 2 т. - М. : ИМЭМО РАН, 2009. - Т. 1. - 312 с.
15. Гейдж, Д. Партнерское соглашение : как построить совместный бизнес на надежной основе / Пер. с англ. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2018. - 253 с.
16. Друри, К. Управленческий учет для бизнес-решений : учебник / Пер. с англ. - М. : Юнити-Дана, 2003. - 656 с.
17. Жильцов, Е. Н. Экономика и управление социальной сферой : учебник для бакалавров / под ред. Е. Н. Жильцова, Е. В. Егорова. - М. : Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 496 с.
18. Йескомб, Э. Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Э. Р. Йескомб ; Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 457 с.
19. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М. : Магистр, 2013. - 528 с.
20. Клейнер, Г.Б. Эволюция институциональных систем. - М. : Наука, 2004. - 240 с.
21. История и философия экономики : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. М.В. Конотопова. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2013. - 662 с.
22. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. - СПб. : Изд-во «Питер», 1999. - 896 с.
23. Краткий философский словарь / отв. ред. А. П. Алексеев. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : РГ-пресс, 2011. - 491 с.
24. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 389 с.
25. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций : учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Молчанова. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 261 с.
26. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. - 7-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 453 с.
27. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства // Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций. - Женева : ООН, 2008. - 128 с.
28. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты /С. А. Белов, Е. В. Гриценко, Д. А. Жмулина и др.; под ред. В. Ф. Попондопуло, Н. А. Шевелевой. - М. : Инфотропик Медиа, 2015. - 528 с.
29. Райзберг, Б. А. Введение в экономику услуг : монография / Б. А. Райзберг. - М. : МПСУ, 2014. - 147 с.
30. Развитие форм государственного предпринимательства в российской экономике : монография / Д. В. Завьялов, О. В. Сагинова, И. И. Смотрицкая, Н. Б. Завьялова и др.; под ред. Д. В. Завьялова, О. В. Сагиновой. - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2017. - 196 с.
31. A new approach to public private partnerships. - London : HM Treasury, 2012. - 105 p.
32. Austin, J. E. The Collaboration Challenge : How Nonprofits and Businesses Succeed through Strategic Alliances / J. E. Austin. - San Francisco : Jossey-Bass Publishers, 2000. - 221 p.
33. Baporikar, N. Boundaries and Challenges for Social Entrepreneurship / N. Baporikar // Entrepreneurship: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - Hershey : IRMA, 2017. - P. 379-380.
34. Baum, D. What Matters Most for Engaging the Private Sector in Education / D. Baum, L. Lewis, O. Lusk-Stover, H. Patrinos. - Washington DC : World Bank Group, 2014. - 73 p.
35. Farquharson, E. How to Engage with the Private Sector in Public-Private Partnerships in Emerging Markets / E. Farquharson, C. Torres de Mastle, E. R. Yescombe, J. Encinas. - Washington DC : World Bank, 2011. - 198 p.
36. Heskett, J. L. Developing a strategic service vision / J. L. Heskett // Strategic Tools for Social Entrepreneurs : Enhancing the Performance of Your Enterprising Nonprofit / edited by J. Gregory Dees, J. Emerson, P. Economy. - Wiley, 2002. - 360 p. - P. 3-17.
37. Lovelock, C. H. Services marketing : people, technology, strategy / C. Lovelock,
J. Wirtz. -7th ed. - New Jersey : Prentice Hall, 2011. - 626 p.
38. Patrinos, H. A. The role and impact of public-private partnerships in education / H. A. Patrinos, F. Barrera-Osorio, J. Guaqueta. - Washington DC : The World Bank, 2009. - 116 p.
39. Public-Private Partnerships. Reference Guide. Version 3.0. - Washington DC : International Bank for Reconstruction and Development, 2017. - 238 p.
40. Silva, A.C. Review of the Social Entrepreneurship Phenomenon / A. C. Silva, C. Poza // Entrepreneurship: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - Hershey : IRMA, 2017. - P. 1-2.
41. Weber, Ch. A theoretical model for understanding the scalability of social impact / Ch. Weber, A. Kroeger, K. Lambrich // Theory and Empirical Research in Social Entrepreneurship / edited by Phillip H. Phan, Jill Kickul, Sophie Bacq and Mattias Nordqvist. - Cheltenham Glos: Edward Elgar Publishing, 2014. - 320 p. - P. 112-153.
Авторефераты диссертаций
42. Аввакумов, А. А. Проектирование моделей государственно-частного
партнёрства в реализации инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Аввакумов Алексей Алексеевич. - Уфа, 2013. - 24 с.
43. Авдяков, А. И. Формирование системы дополнительного профессионального образования в регионе : на примере Московской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Авдяков Анатолий Иванович. - М., 2006. - 29 с.
44. Анисимова, С. В. Предпринимательская деятельность на рынке российского бизнес-образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Анисимова Софья Викторовна. - М., 2017. - 24 с.
45. Арай, Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Арай Юлия Николаевна. - СПб., 2015. - 25 с.
46. Бестаева, И. М. Формирование эффективного организационно¬экономического механизма управления системой дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Бестаева Ирина Мэлсовна. - Шахты, 2008. - 22 с.
47. Бойко, Н. Г. Дополнительное профессиональное образование как элемент рынка труда : на материалах последипломного экономического образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Бойко Наталья Геннадьевна. - СПб, 2010. - 24 с.
48. Бородачев, И. М. Частно-государственное партнерство и его роль в развитии социальной инфраструктуры : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Бородачев Иван Михайлович. - М., 2007. - 24 с.
49. Ваганова, Т. Д. Совершенствование государственно-частного партнерства в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Ваганова Татьяна Дмитриевна. - М., 2012. - 27 с.
50. Ванькина, И. В. Маркетинговые коммуникации на рынке дополнительного профессионального образования по программе МВА : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Ванькина Инна Вячеславовна. - Нижний Новгород, 2004. - 26 с.
51. Герасименко, О. А. Развитие государственно-частного партнерства в управлении региональной образовательной системой : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Герасименко Ольга Александровна. - Белгород, 2012. - 20 с.
52. Гришина, Я. С. Концептуальная модель правового обеспечения российского социального предпринимательства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.03 / Гришина Яна Сергеевна. - М., 2016. - 60 с.
53. Денисова, Н. И. Формирование и оценка развития рынка платных образовательных услуг в области высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Денисова Неля Ивановна. - Красноярск, 2010. - 18 с.
54. Дёшина, С. П. Формирование системы дополнительного профессионального образования для малого предпринимательства : На примере города Москвы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Дёшина Стелла Павловна. - М., 2003. - 24 с.
55. Дмитриева, Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Дмитриева Екатерина Алексеевна. - М., 2012. - 23 с.
56. Жгулев, Е. В. Управление опережающим развитием дополнительного профессионального образования в региональной социально-экономической системе : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Жгулев Евгений Викторович. - СПб., 2015. - 33 с.
57. Жукова, Н. С. Регулирование предпринимательской деятельности на основе развития государственно-частного партнёрства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Жукова Нина Семёновна. - СПб., 2012. - 26 с.
58. Кадол, Н. Ф. Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Кадол Наталья Фёдоровна. - М., 2009. - 23 с.
59. Канамготов, А. Э. Государственно-частное партнерство в сфере услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Канамготов Алим Эдуардович. - СПб., 2014. - 18 с.
60. Кирилюк, А. С. Частно-государственное партнерство как институт модернизации экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Кирилюк Алексей Сергеевич. - Саратов, 2012. - 23 с.
61. Киямова, Э. Р. Развитие государственно-частного партнерства в современной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Киямова Эльвира Раисовна. - Казань, 2012. - 26 с.
62. Колосов, А. С. Государственно-частное партнерство : содержание,
организация, управление развитием : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Колосов Александр Сергеевич. - Курск, 2011. - 23 с.
63. Колосов, И. А. Статистические методы оценки конкурентоспособности России в мировой экономической системе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.12 / Колосов Иван Анатольевич. - М., 2012. - 32 с.
64. Колягин, С. О. Совершенствование инструментария оценки эффективности проектов частно-государственного партнерства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Колягин Сергей Олегович. - Тамбов, 2015. - 23 с.
65. Корчагина, А. С. Развитие государственно-частного партнерства в современной экономике России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Корчагина Алена Сергеевна. - Саратов, 2012. - 26 с.
66. Кузнецов, И. В. Развитие государственно-частного партнерства на основе распределения постоянных и переменных издержек : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Кузнецов Иван Владимирович. - Казань, 2013. - 23 с.
67. Кузнецов, О. В. Социально-экономические механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Кузнецов Олег Васильевич. - М., 2009. - 46 с.
68. Кучерова, В. В. Формирование рынка образовательных услуг в условиях модернизации высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Кучерова Валерия Владимировна. - М., 2015. - 23 с.
69. Лактюшина, О. В. Формирование организационно-экономического механизма государственно-частного партнерства в сфере услуг : на примере Брянской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Лактюшина Ольга Викторовна. - СПб., 2011. - 22 с.
70. Лебедев, В. В. Теоретические и методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления учреждениями дополнительного профессионального образования : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Лебедев Вячеслав Викторович. - СПб., 2015. - 283 с. - с.23-24.
71. Леонова, Ж. К. Государственно-частное партнёрство в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Леонова Жанна Константиновна. - М., 2013. - 46 с.
72. Литовка, Г. Л. Оценка эффективности государственно-частного партнерства как фактора социально-экономического развития региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Литовка Галина Леонидовна. - Кисловодск, 2014. - 27 с.
73. Малахов, Е. С. Развитие корпоративного обучения в системе услуг дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Малахов Евгений Сергеевич. - М., 2010. - 25 с.
74. Мансуров, А. М. Управление развитием предприятия в системе государственно-частного партнерства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Мансуров Айрат Мансурович. - Саратов, 2015. - 28 с.
75. Матвеева, Т. В. Теоретические и методологические основы инновационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Матвеева Татьяна Владимировна. - СПб., 2008. - 35 с.
76. Машкова, Н. В. Обеспечение устойчивости конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования на основе повышения качества образовательных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Машкова Наталья Вячеславовна. - СПб., 2009. - 21 с.
77. Мерзлов, И. Ю. Развитие теории и методологии управления конкурентоспособностью региональной экономики на основе применения государственно-частного партнерства : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Мерзлов Игорь Юрьевич. - Пермь, 2016. - 40 с.
78. Нечитайло, С. А. Франчайзинг на рынке образовательных услуг региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Нечитайло Сергей Александрович.
- Тольятти, 2012. - 24 с.
79. Новиков, В. С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Новиков Владимир Сергеевич. - Ростов-на-Дону, 2009. - 29 с.
80. Ольшанский, Ю. П. Формирование стратегии развития учреждений
дополнительного профессионального образования (ДПО) в условиях
инновационной экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Ольшанский Юрий Петрович. - М., 2008. - 27 с.
81. Осокина, О. Ю. Формирование региональной политики дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Осокина Ольга Юрьевна. - Владимир, 2009. - 27 с.
82. Павлова, А. С. Управление развитием корпоративной социально¬экологической ответственности российского предпринимательства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Павлова Анастасия Сергеевна. - СПб., 2015.
- 30 с.
83. Петров, А. И. Формирование механизма развития государственно-частного партнерства в сфере культуры: автореф. дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 / Петров Артём Игоревич. - СПб., 2012. - 21 с.
84. Пигарева, О. С. Основы системы поддержки решений при управлении развитием взаимодействия государственного вуза с коммерческими организациями: инструменты оценки, принципы и механизмы частно - вузовского партнерства : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Пигарева Ольга Сергеевна. - М., 2011. - 25 с.
85. Погосова, В. В. Организационно-экономические аспекты формирования
эффективного функционирования системы дополнительного
профессионального образования в современных условиях развития экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Погосова Виктория
Владимировна. - Кисловодск, 2012. - 27 с.
86. Приставкина, Н. В. Механизм реализации государственно-частного партнерства на региональном уровне : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Приставкина Наталия Владимировна. - Нижний Новгород, 2009. - 25 с.
87. Родикова, О. Ю. Развитие механизма взаимодействия участников системы дополнительного профессионального образования на основе аутсорсинга : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Родикова Оксана Юрьевна. - М.,
2012. - 23 с.
88. Савельев, А. А. Организация государственно-частного партнерства в инновационной деятельности России : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Савельев Александр Анатольевич. - М., 2011. - 24 с.
89. Сагинова, О. В. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России (теория, методология, практика) : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Сагинова Ольга Витальевна. - М., 2006. - 54 с.
90. Сазыкина, С. А. Развитие государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Сазыкина Софья Александровна. - М., 2017. - 22 с.
91. Сенников, С. Г. Конкурентоспособное развитие рынка услуг дополнительного профессионального образования в регионе : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Сенников Сергей Геннадьевич. - М., 2006. - 27 с.
92. Сенчугова, В. Ю. Управление деятельностью организаций сферы услуг дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Сенчугова Виктория Юрьевна. - СПб., 2014. - 20 с.
93. Сокольник, И. В. Развитие и регулирование рынка услуг высшего профессионального образования специалистов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Сокольник Инесса Владимировна. - Княгинино, 2013. - 23 с.
94. Старовойтов, Д. Б. Формирование экономического механизма социального предпринимательства в сфере платных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Старовойтов Дмитрий Борисович. - М., 2013. - 29 с.
95. Сысова, Е. Л. Рыночные инструменты в сфере дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Сысоева Елена Леонидовна. - СПб., 2015. - 17 с.
96. Федосенко, Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в системе высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Федосенко Елена Анатольевна. - СПб., 2012. - 19 с.
97. Фильченков, В. А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Фильченков Валерий Александрович. - М., 2008. - 26 с.
98. Фролов, А. В. Государственно-частное партнерство в инновационной экономике США : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.14 / Фролов Андрей Викторович. - М., 2016. - 47 с.
99. Цыремпилова, Е. А. Рынок образовательных услуг высшего образования в условиях трансформации конкурентной среды : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01 / Цыремпилова Екатерина Андреевна. - Улан-Удэ, 2016. - 23 с.
100. Шайахметов, Р. Р. Развитие государственно-частного партнерства в сфере социально-культурных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Шайахметов Рустем Раисович. - Уфа, 2015. - 23 с.
101. Шевчук, Е. В. Государственно-частное партнерство как институт
модернизации сферы образовательных услуг: международный и
отечественный опыт : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, 08.00.14 / Шевчук Екатерина Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2011. - 34 с.
102. Шерстникова К. А. Система дополнительного профессионального
образования как фактор инновационного экономического развития региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Шерстникова Кира Александровна. - Воронеж, 2009. - 23 с.