МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Дополнительное профессиональное образование как объект государственно -
частного партнерства в условиях рынка 13
1.2 Государственно-частное партнерство в сфере дополнительного
профессионального образования 20
1.3 Социальное предпринимательство как основа государственно-частного
партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 34 ГЛАВА 2 ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1 Инфраструктура и основные участники российского рынка услуг
дополнительного профессионального образования 46
2.2 Механизмы и модели партнерских отношений участников российского рынка
услуг дополнительного профессионального образования 56
2.3 Конкурентная среда на российском рынке услуг дополнительного
профессионального образования 64
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72
3.1 Методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 72
3.2 Эффективные механизмы и инструменты государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 87
3.3 Принцип партнерских отношений на рынке услуг дополнительного
профессионального образования 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
Приложение А 144
Приложение Б 146
Приложение В 147
Приложение Г 148
Приложение Д 150
Приложение Е 152
Приложение Ж 158
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Дополнительное профессиональное образование как объект государственно -
частного партнерства в условиях рынка 13
1.2 Государственно-частное партнерство в сфере дополнительного
профессионального образования 20
1.3 Социальное предпринимательство как основа государственно-частного
партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 34 ГЛАВА 2 ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1 Инфраструктура и основные участники российского рынка услуг
дополнительного профессионального образования 46
2.2 Механизмы и модели партнерских отношений участников российского рынка
услуг дополнительного профессионального образования 56
2.3 Конкурентная среда на российском рынке услуг дополнительного
профессионального образования 64
ГЛАВА 3 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА РЫНКЕ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72
3.1 Методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 72
3.2 Эффективные механизмы и инструменты государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования 87
3.3 Принцип партнерских отношений на рынке услуг дополнительного
профессионального образования 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 118
Приложение А 144
Приложение Б 146
Приложение В 147
Приложение Г 148
Приложение Д 150
Приложение Е 152
Приложение Ж 158
Независимую оценку социально-экономического состояния страны на международной арене дают рейтинги, такие, как например, индекс глобальной конкурентоспособности, включающий группы показателей макроэкономической среды, инноваций, институциональной среды, рынков и другие. В повышении конкурентоспособности России одним из проблемных аспектов остается степень социального инвестирования организаций в своих сотрудников, что находит отражение в показателе «Тренинги сотрудников компаний» индекса глобальной конкурентоспособности страны. Обучение и развитие сотрудников как средствами организаций, так и собственными средствами заинтересованных лиц или с помощью государственной поддержки, может осуществляться через сферу дополнительного профессионального образования.
С точки зрения рыночной экономики, в структуре системы российского образования наиболее перспективными направлениями являются те, на которые существует платежеспособный спрос. Дополнительное профессиональное образование по времени освоения программ, содержания и оперативного учёта современных тенденций в сфере занятости можно охарактеризовать как наиболее гибкий, подвижный и перспективный сегмент для осуществления социально-предпринимательской активности на рынке образовательных услуг.
Эффективное взаимодействие бизнеса, общества и государства продолжает находиться в центре внимания не только прямых участников, но и учёных. Одной из форм сотрудничества частного и государственного сектора является государственно-частное партнерство, позволяющее развивать те сферы, которые изначально находятся в ведении государства (например, дороги, транспорт, энергетика, связь, здравоохранение, образование и другие).
Частное предпринимательство по определению имеет своей основной целью получение прибыли и может игнорировать социальные проблемы, решение которых не приносит экономической выгоды. Государство, в чьи обязанности входит перераспределение государственных доходов для удовлетворения наиболее острых социальных нужд в условиях ограниченности ресурсов не может обеспечить поддержку всех социально значимых направлений. Стремление некоторых предпринимателей решить социальные проблемы средствами своей предпринимательской деятельности сформировали сферу социального предпринимательства.
Совершенствование механизма взаимодействия государственного и частного секторов посредством социального предпринимательства, способного повлиять на улучшение показателя обучения и развития сотрудников организаций в индексе глобальной конкурентоспособности России, обуславливает проблематику и актуальность темы.
Степень разработанности и изученности проблемы.
Проблемы развития государственно-частного партнерства в сфере нематериальных благ поднимают И.М. Бородачев (в социальной инфраструктуре), В.Г. Варнавский, А.Э. Канамготов (в сфере услуг), А.С. Кирилюк (в высокотехнологичных сферах), Э.Р. Киямова (в сферах, где приватизация невозможна), А.С. Корчагина (в национальной инновационной системе), О.В. Лактюшина (в сфере туризма), А.И. Петров (в сфере культуры), В.А. Фильченков (в социальной сфере), Р.Р. Шайахметов (в сфере социально-культурных услуг) и другие. В сфере образования развивать государственно-частное партнерство предлагают Т.Д. Ваганова (в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров), О.А. Герасименко (в региональной образовательной системе), Е.А. Дмитриева и Е.А. Федосенко (в высшем профессиональном образовании), Ж.К. Леонова (в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства), В.С. Новиков (применительно к жизненному циклу образовательных услуг, в форме эндаумент-фонда, научно-образовательной инновационной корпорации), Е.В. Шевчук (в сфере воспроизводства человеческого капитала) и другие.
Вопросы развития рынка образовательных услуг отражены в работах С.В. Анисимовой (предпринимательство в бизнес-образовании; поддержка конкуренции), Н.И. Денисовой (оценка развития рынка: конкурентная среда, конкурентоспособность), В.В. Кучеровой (повышение конкурентоспособности, качества образовательных услуг), С.А. Нечитайло (франчайзинг), О.В. Сагиновой (маркетинг образования, управление процессами глобализации образования, вопросы конкурентоспособности), И.В. Сокольник (оценка качества услуг, механизм регулирования рынка), Е.А. Цыремпиловой (особенности и тенденции развития рынка) и других. Элементы рынка дополнительного профессионального образования исследованы А.И. Авдяковым (проблемы развития, мониторинг потребностей в дополнительном профессиональном образовании), Н.Г. Бойко (факторы спроса, предложения и конкурентоспособности), И.В. Ванькиной (маркетинговые коммуникации), Т.В. Матвеевой и Н.В. Машковой (оценка конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования), Ю.П. Ольшанским (маркетинг взаимодействия с потребителями), В.В. Погосовой (оценка эффективности услуг), С.Г. Сенниковым (конкурентоспособное развитие рынка), К.А. Шерстниковой (принцип сочетания государственного регулирования с рыночным механизмом) и другими. На возможности взаимодействия участников сферы дополнительного профессионального образования указывают И.М. Бестаева, Е.В. Жгулев, В.В. Лебедев, О.Ю. Осокина, О.Ю. Родикова, В.Ю. Сенчугова, Е.Л. Сысова.
Исследование аспектов государственно-частного партнерства проводится либо в направлении развития государственного управления проектами, либо поддержки предпринимательской деятельности. Однако механизм государственно-частного партнерства как форма социального предпринимательства не рассматривается в качестве целостного научного исследования в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - совершенствование механизма государственно-частного партнерства для создания и реализации услуг дополнительного профессионального образования на основе социального предпринимательства в условиях рынка.
Задачи исследования:
1) обосновать необходимость совершенствования механизма
государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования,
2) на основе анализа подходов к определению государственно-частного
партнерства и социального предпринимательства, их компонентов, механизмов, типов в сфере образования установить взаимосвязь государственно-частного партнерства и социального предпринимательства,
3) провести классификацию участников рынка услуг дополнительного профессионального образования, описать модели их партнерских отношений с организациями из внешней бизнес-среды и выявить особенности конкуренции в этой сфере,
4) разработать методику выбора партнеров для государственно-частного партнерства и инструменты организации партнерских отношений,
5) сформулировать принцип формирования и функционирования государственно-частного партнерства на основе мировых тенденций ведения предпринимательской деятельности.
Объект исследования - организации государственного и частного секторов, образующие партнерства и ведущие предпринимательскую деятельность в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие между субъектами государственно-частного партнерства в предпринимательской деятельности на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Теоретическая основа и методологическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют теория социального предпринимательства (Дж.Г. Дис, Дж. Маир, Дж.Е. Остин, Х.Х. Стивенсон), теория заинтересованных сторон (Р.Е. Фриман, П. Нат, Р. Бакоф, С. Иден, Ф. Акерман, Г. Джонсон, К. Сколс, Дж.М. Брайсон), теория экономических механизмов (Л. Гурвиц, Р. Майерсон, Э. Маскин), теория контрактов (О. Харт, Б. Хольмстрем), теория конкурентоспособности (М. Портер).
Методология исследования включает метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительный анализ, метод абстрагирования, моделирования, контент-анализ, кейс-анализ, метод маркетинговых исследований, диалектический метод, системный подход, инвестиционный анализ. Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Ж.
Область исследования.
Содержание научной работы соответствует Паспорту научных специальностей ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) по пунктам областей исследования:
п. 8.6 Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям;
п. 8.18 Теоретические, методологические и методические принципы и основы формирования и развития культуры предпринимательства (мотивация, экология, социальные и общественные критерии), этические нормы предпринимательства;
п. 8.23 Особенности организации и развития частно-государственного предпринимательства.
Информационная и эмпирическая база исследования.
Информационная база исследования включает научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, российские законы и нормативные правовые акты, государственные программы и прогнозы, данные государственной статистики, выписки из единого государственного реестра юридических лиц, стандарты, результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, международные рейтинги, ресурсы Интернет.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, собранные автором в ходе полевых (глубинные интервью) и кабинетных исследований (контент-анализ программ и стратегий развития, уставов, отчетов о самообследовании, локальных нормативных актов организаций, реализующих услуги дополнительного профессионального образования).
Гипотеза исследования.
Социальное предпринимательство в форме государственно-частного партнерства повышает качество и эффективность услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Научная новизна.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании принципа, механизма и инструментов государственно-частного партнерства для эффективной реализации социального предпринимательства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наиболее значимые научные результаты, обладающие научной новизной и выносимые автором на защиту:
1. Доказан социально-предпринимательский характер эффективного сотрудничества на рынке услуг дополнительного профессионального образования, объединяющий в диалектическом единстве содержание социального предпринимательства с формой государственно-частного партнерства, механизмы и инструменты которого позволяют через повышение качества услуг дополнительного профессионального образования способствовать улучшению показателей конкурентоспособности страны.
2. Разработаны инструменты и механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие минимизировать риски его участников:
- предложена методика выбора партнера для государственно-частного партнерства, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех вариантах государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы,
- сформированы возможности социально-предпринимательских инициатив в отношении структурных изменений механизма государственно - частного партнерства в долгосрочной перспективе, дифференцированные по типам бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация, масштабирование) и типам финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли, комбинирование типов),
- разработана структура партнерского соглашения, позволяющая определить вклад каждого партнера, их ожидания от государственно-частного партнерства и стратегии поведения в нестандартных ситуациях.
3. Предложен принцип корпоративной эффективности, основанный на концепциях корпоративной социальной ответственности, заинтересованных сторон и устойчивого развития, и позволяющий при формировании и реализации механизма государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования учесть интересы предпринимательских организаций и государства.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость научного исследования заключается в развитии теории социального предпринимательства, а именно, принципов и гибридных (смешанных) форм социального предпринимательства, выраженных в механизме государственно-частного партнерства; в выявлении признаков партнерств в дополнительном профессиональном образовании; в дополнении инструментов, применяемых при создании государственно-частного партнерства. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной методики выбора организации-партнера для создания новых и диагностики существующих партнерских отношений между организациями государственного и частного сектора на рынке услуг дополнительного профессионального образования. В образовательном процессе могут быть использованы результаты исследования в учебных дисциплинах по экономике и управлению образованием, социальному предпринимательству.
Апробация результатов исследования.
Основные положения научного исследования докладывались и получили одобрение на российских и международных научно-практических конференциях: XXX и XXXII Международные Плехановские чтения аспирантов и молодых ученых в секциях на русском и английском языках (г. Москва, 2017 г.; 2019 г.), III и IV Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании» (г. Москва, 2018 г.; 2019 г.), 9-я Региональная конференция «Проблемы маркетинга, инновации и тренды на развивающихся рынках» (Чехия, г. Прага, 2018 г.), VII Плехановский Форум Преподавателей (г. Москва, 2018 г.), Международная научная конференция «Развитие технологий операционного управления в отраслях национальной экономики в условиях перехода на цифровые технологии» (г. Москва, 2019 г.).
Публикации.
По теме научного исследования опубликовано 15 работ объемом 7,63 п. л. (авторских - 4,14 п. л.), из них 6 статей в российских и зарубежных научных журналах объемом 4,75 п. л. (авторских - 1,45 п. л.) из Перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, 1 база данных, подготовленная в соавторстве с сотрудниками РЭУ им. Г. В. Плеханова и зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
Структура работы.
Структура научной работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 158 страницах, включающих 18 рисунков, 14 таблиц и 7 приложений. Список литературы содержит 214 источников на русском и английском языках.
С точки зрения рыночной экономики, в структуре системы российского образования наиболее перспективными направлениями являются те, на которые существует платежеспособный спрос. Дополнительное профессиональное образование по времени освоения программ, содержания и оперативного учёта современных тенденций в сфере занятости можно охарактеризовать как наиболее гибкий, подвижный и перспективный сегмент для осуществления социально-предпринимательской активности на рынке образовательных услуг.
Эффективное взаимодействие бизнеса, общества и государства продолжает находиться в центре внимания не только прямых участников, но и учёных. Одной из форм сотрудничества частного и государственного сектора является государственно-частное партнерство, позволяющее развивать те сферы, которые изначально находятся в ведении государства (например, дороги, транспорт, энергетика, связь, здравоохранение, образование и другие).
Частное предпринимательство по определению имеет своей основной целью получение прибыли и может игнорировать социальные проблемы, решение которых не приносит экономической выгоды. Государство, в чьи обязанности входит перераспределение государственных доходов для удовлетворения наиболее острых социальных нужд в условиях ограниченности ресурсов не может обеспечить поддержку всех социально значимых направлений. Стремление некоторых предпринимателей решить социальные проблемы средствами своей предпринимательской деятельности сформировали сферу социального предпринимательства.
Совершенствование механизма взаимодействия государственного и частного секторов посредством социального предпринимательства, способного повлиять на улучшение показателя обучения и развития сотрудников организаций в индексе глобальной конкурентоспособности России, обуславливает проблематику и актуальность темы.
Степень разработанности и изученности проблемы.
Проблемы развития государственно-частного партнерства в сфере нематериальных благ поднимают И.М. Бородачев (в социальной инфраструктуре), В.Г. Варнавский, А.Э. Канамготов (в сфере услуг), А.С. Кирилюк (в высокотехнологичных сферах), Э.Р. Киямова (в сферах, где приватизация невозможна), А.С. Корчагина (в национальной инновационной системе), О.В. Лактюшина (в сфере туризма), А.И. Петров (в сфере культуры), В.А. Фильченков (в социальной сфере), Р.Р. Шайахметов (в сфере социально-культурных услуг) и другие. В сфере образования развивать государственно-частное партнерство предлагают Т.Д. Ваганова (в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров), О.А. Герасименко (в региональной образовательной системе), Е.А. Дмитриева и Е.А. Федосенко (в высшем профессиональном образовании), Ж.К. Леонова (в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства), В.С. Новиков (применительно к жизненному циклу образовательных услуг, в форме эндаумент-фонда, научно-образовательной инновационной корпорации), Е.В. Шевчук (в сфере воспроизводства человеческого капитала) и другие.
Вопросы развития рынка образовательных услуг отражены в работах С.В. Анисимовой (предпринимательство в бизнес-образовании; поддержка конкуренции), Н.И. Денисовой (оценка развития рынка: конкурентная среда, конкурентоспособность), В.В. Кучеровой (повышение конкурентоспособности, качества образовательных услуг), С.А. Нечитайло (франчайзинг), О.В. Сагиновой (маркетинг образования, управление процессами глобализации образования, вопросы конкурентоспособности), И.В. Сокольник (оценка качества услуг, механизм регулирования рынка), Е.А. Цыремпиловой (особенности и тенденции развития рынка) и других. Элементы рынка дополнительного профессионального образования исследованы А.И. Авдяковым (проблемы развития, мониторинг потребностей в дополнительном профессиональном образовании), Н.Г. Бойко (факторы спроса, предложения и конкурентоспособности), И.В. Ванькиной (маркетинговые коммуникации), Т.В. Матвеевой и Н.В. Машковой (оценка конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования), Ю.П. Ольшанским (маркетинг взаимодействия с потребителями), В.В. Погосовой (оценка эффективности услуг), С.Г. Сенниковым (конкурентоспособное развитие рынка), К.А. Шерстниковой (принцип сочетания государственного регулирования с рыночным механизмом) и другими. На возможности взаимодействия участников сферы дополнительного профессионального образования указывают И.М. Бестаева, Е.В. Жгулев, В.В. Лебедев, О.Ю. Осокина, О.Ю. Родикова, В.Ю. Сенчугова, Е.Л. Сысова.
Исследование аспектов государственно-частного партнерства проводится либо в направлении развития государственного управления проектами, либо поддержки предпринимательской деятельности. Однако механизм государственно-частного партнерства как форма социального предпринимательства не рассматривается в качестве целостного научного исследования в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Цель и задачи исследования.
Цель исследования - совершенствование механизма государственно-частного партнерства для создания и реализации услуг дополнительного профессионального образования на основе социального предпринимательства в условиях рынка.
Задачи исследования:
1) обосновать необходимость совершенствования механизма
государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования,
2) на основе анализа подходов к определению государственно-частного
партнерства и социального предпринимательства, их компонентов, механизмов, типов в сфере образования установить взаимосвязь государственно-частного партнерства и социального предпринимательства,
3) провести классификацию участников рынка услуг дополнительного профессионального образования, описать модели их партнерских отношений с организациями из внешней бизнес-среды и выявить особенности конкуренции в этой сфере,
4) разработать методику выбора партнеров для государственно-частного партнерства и инструменты организации партнерских отношений,
5) сформулировать принцип формирования и функционирования государственно-частного партнерства на основе мировых тенденций ведения предпринимательской деятельности.
Объект исследования - организации государственного и частного секторов, образующие партнерства и ведущие предпринимательскую деятельность в сфере дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, возникающие между субъектами государственно-частного партнерства в предпринимательской деятельности на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Теоретическая основа и методологическая база исследования.
Теоретическую базу исследования составляют теория социального предпринимательства (Дж.Г. Дис, Дж. Маир, Дж.Е. Остин, Х.Х. Стивенсон), теория заинтересованных сторон (Р.Е. Фриман, П. Нат, Р. Бакоф, С. Иден, Ф. Акерман, Г. Джонсон, К. Сколс, Дж.М. Брайсон), теория экономических механизмов (Л. Гурвиц, Р. Майерсон, Э. Маскин), теория контрактов (О. Харт, Б. Хольмстрем), теория конкурентоспособности (М. Портер).
Методология исследования включает метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительный анализ, метод абстрагирования, моделирования, контент-анализ, кейс-анализ, метод маркетинговых исследований, диалектический метод, системный подход, инвестиционный анализ. Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Ж.
Область исследования.
Содержание научной работы соответствует Паспорту научных специальностей ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства) по пунктам областей исследования:
п. 8.6 Становление и развитие различных форм предпринимательства: организационно-правовых; по масштабу предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство); по сферам предпринимательской деятельности (производство, торгово-финансовая, посредническая и др.), по бизнес-функциям;
п. 8.18 Теоретические, методологические и методические принципы и основы формирования и развития культуры предпринимательства (мотивация, экология, социальные и общественные критерии), этические нормы предпринимательства;
п. 8.23 Особенности организации и развития частно-государственного предпринимательства.
Информационная и эмпирическая база исследования.
Информационная база исследования включает научные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, российские законы и нормативные правовые акты, государственные программы и прогнозы, данные государственной статистики, выписки из единого государственного реестра юридических лиц, стандарты, результаты мониторинга эффективности образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, международные рейтинги, ресурсы Интернет.
Эмпирическую базу исследования составляют данные, собранные автором в ходе полевых (глубинные интервью) и кабинетных исследований (контент-анализ программ и стратегий развития, уставов, отчетов о самообследовании, локальных нормативных актов организаций, реализующих услуги дополнительного профессионального образования).
Гипотеза исследования.
Социальное предпринимательство в форме государственно-частного партнерства повышает качество и эффективность услуг дополнительного профессионального образования в условиях рынка.
Научная новизна.
Научная новизна исследования заключается в разработке и научном обосновании принципа, механизма и инструментов государственно-частного партнерства для эффективной реализации социального предпринимательства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наиболее значимые научные результаты, обладающие научной новизной и выносимые автором на защиту:
1. Доказан социально-предпринимательский характер эффективного сотрудничества на рынке услуг дополнительного профессионального образования, объединяющий в диалектическом единстве содержание социального предпринимательства с формой государственно-частного партнерства, механизмы и инструменты которого позволяют через повышение качества услуг дополнительного профессионального образования способствовать улучшению показателей конкурентоспособности страны.
2. Разработаны инструменты и механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие минимизировать риски его участников:
- предложена методика выбора партнера для государственно-частного партнерства, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех вариантах государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы,
- сформированы возможности социально-предпринимательских инициатив в отношении структурных изменений механизма государственно - частного партнерства в долгосрочной перспективе, дифференцированные по типам бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация, масштабирование) и типам финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли, комбинирование типов),
- разработана структура партнерского соглашения, позволяющая определить вклад каждого партнера, их ожидания от государственно-частного партнерства и стратегии поведения в нестандартных ситуациях.
3. Предложен принцип корпоративной эффективности, основанный на концепциях корпоративной социальной ответственности, заинтересованных сторон и устойчивого развития, и позволяющий при формировании и реализации механизма государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования учесть интересы предпринимательских организаций и государства.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость научного исследования заключается в развитии теории социального предпринимательства, а именно, принципов и гибридных (смешанных) форм социального предпринимательства, выраженных в механизме государственно-частного партнерства; в выявлении признаков партнерств в дополнительном профессиональном образовании; в дополнении инструментов, применяемых при создании государственно-частного партнерства. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанной методики выбора организации-партнера для создания новых и диагностики существующих партнерских отношений между организациями государственного и частного сектора на рынке услуг дополнительного профессионального образования. В образовательном процессе могут быть использованы результаты исследования в учебных дисциплинах по экономике и управлению образованием, социальному предпринимательству.
Апробация результатов исследования.
Основные положения научного исследования докладывались и получили одобрение на российских и международных научно-практических конференциях: XXX и XXXII Международные Плехановские чтения аспирантов и молодых ученых в секциях на русском и английском языках (г. Москва, 2017 г.; 2019 г.), III и IV Международная научно-практическая конференция «Маркетинг и менеджмент в образовании» (г. Москва, 2018 г.; 2019 г.), 9-я Региональная конференция «Проблемы маркетинга, инновации и тренды на развивающихся рынках» (Чехия, г. Прага, 2018 г.), VII Плехановский Форум Преподавателей (г. Москва, 2018 г.), Международная научная конференция «Развитие технологий операционного управления в отраслях национальной экономики в условиях перехода на цифровые технологии» (г. Москва, 2019 г.).
Публикации.
По теме научного исследования опубликовано 15 работ объемом 7,63 п. л. (авторских - 4,14 п. л.), из них 6 статей в российских и зарубежных научных журналах объемом 4,75 п. л. (авторских - 1,45 п. л.) из Перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, 1 база данных, подготовленная в соавторстве с сотрудниками РЭУ им. Г. В. Плеханова и зарегистрированная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
Структура работы.
Структура научной работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 158 страницах, включающих 18 рисунков, 14 таблиц и 7 приложений. Список литературы содержит 214 источников на русском и английском языках.
Необходимость совершенствования механизма государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования обусловлена показателем индекса глобальной конкурентоспособности России, относящегося к обучению сотрудников организаций. Проанализировав индекс конкурентоспособности России в динамике за период 2007/2008 - 2017/2018, проблемным аспектом остается уровень социального инвестирования организаций в своих сотрудников, отраженный в низком показателе «Тренинги сотрудников компаний» индекса. Расчет показателя основан на экспертном мнении представителей российского бизнес-сообщества, что позволяет зафиксировать проблему, заключающуюся в наличии образовательных потребностей у сотрудников российских организаций.
Логика настоящего исследования представлена тремя этапами, согласующимися с содержанием каждой главы. На рисунке Ж.1 в Приложении Ж изображена структура ключевых компонентов с указанием методов научного познания и релевантных теорий.
На первом этапе исследования определено стратегическое видение, базирующиеся на внесении вклада в повышение отстающего показателя «Тренинги сотрудников» индекса глобальной конкурентоспособности России. Выявлена одна из причин исследования, заключающаяся в недостаточном уровне инвестирования компаний в развитие своих сотрудников. Выделен сегмент потенциальных услугополучателей, т.е. сотрудников компаний, которым возможно предложить услуги дополнительного профессионального образования. Наиболее эффективным механизмом удовлетворения образовательных потребностей выделенного сегмента услугополучателей рассматривается государственно-частное партнерство.
Проанализированы подходы к определению государственно-частного партнерства в общем и в сфере образования, в частности, механизмы, типологии государственно-частного партнерства. Охарактеризованы компоненты успешного государственно-частного партнерства - регулятивная среда, оценка деятельности, бюджетная предсказуемость, финансовая доступность и инновационная среда.
Установлены единые компоненты социального предпринимательства и государственно-частного партнерства: миссия и результаты, процессы и ресурсы, сектор, характеристика субъекта предпринимательства. Проведено доказательство диалектического единства государственно-частного партнерства как формы и социального предпринимательства как содержания, заключающееся в неразрывности, неоднозначности связи, противоречивом единстве и эффективном развитии формы и содержания.
На втором этапе из совокупности организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования , сформирована теоретическая выборка и диагностированы текущие возможности участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования, обладающих лицензией на ведение образовательной деятельности по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, как потенциальных организаций-партнеров для создания государственно-частного партнерства. Указаны сходства и различия организаций выборки. Дана характеристика инфраструктуры рынка услуг дополнительного профессионального образования , способствующая созданию и реализации дополнительных профессиональных программ, состоящая из компонентов институциональной, социальной и природной сред, с точки зрения концепции устойчивого развития . Институциональная среда представлена регулятивной, экономической, управленческой и информационной средами. Социальная среда состоит из услугодателей, услугополучателей и иных заинтересованных лиц. Взаимовлияние природной среды учитывается в стратегических документах и отчетах, в названиях стратегических академических единиц, в содержании дополнительных профессиональных программ основных участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования.
На практике участники сферы услуг дополнительного профессионального образования используют три модели государственно-частного партнерства: «Партнерская программа дополнительного профессионального образования», «Партнерское структурное подразделение» и «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)». В модели государственно-частного партнерства «Партнерская программа дополнительного профессионального образования» государственная образовательная организация и частная организация действуют на основании договора, целью которого является совместная реализация и разработка программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. При возникновении платежеспособного спроса заключается договор между государственной образовательной организацией и услугополучателем дополнительной профессиональной программы . В модели государственно-частного партнерства «Партнерское структурное подразделение» происходит расширение деятельности государственного и частного партнера, т.е. услуги по реализации дополнительных профессиональных программ не являются единственными или приоритетными, с созданием внутренней организационной единицы, расположенной либо на площадях государственного, либо частного партнера. В модели государственно-частного партнерства «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)» происходит выделение сотрудничества государственного и частного партнера в отдельную организационно-правовую форму для подготовки и переподготовки сотрудников частного партнера, с возможностью ведения иной предпринимательской деятельности.
Мы пришли к промежуточному выводу, что механизмы партнерских взаимоотношений в сфере услуг дополнительного профессионального образования следует продолжать совершенствовать в направлении открытости информации, расширения целевой аудитории - потенциальных внешних услугополучателей программ, фиксирования доли участия каждого партнера, процентного распределения расходов/доходов/прибыли от участия в совместной реализации дополнительных профессиональных программ в условиях рынка, возникновения потенциальных участников, возможных причин выхода из партнерства. Перспективным предполагается развитие открытых моделей партнерства, включающих изучение потенциального спроса, потенциальных со стороны внешних по отношению к партнерству услугополучателей ДПО. Примером открытой модели партнерства служат массовые открытые онлайн-курсы.
Нами разработана классификация партнерств в сфере услуг дополнительного профессионального образования. Представлено состояние конкурентной среды вузов, реализующих программы дополнительного профессионального образования, по модели пяти конкурентных сил М. Портера. Составлена модифицированная карта рынка программ дополнительного профессионального образования по В. А. Коэну с учетом рынка программ-заменителей неформального и информального дополнительного профессионального образования и государства, как государственного заказчика программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
На третьем этапе сконструирована авторская методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на институциональном и институционально-индивидуальном уровнях, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех множествах или вариантах государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы. Предложено составлять партнерское соглашение, необходимое на этапе формирования государственно-частного партнерства и до оформления юридического договора. Основными элементами партнерского соглашения являются нематериальный и материальный вклады каждой организации-партнера в государственно-частном партнерстве, их ожидания относительно нефинансовых и финансовых результатов, разработку возможных функциональных стратегий поведения в нестандартных ситуациях.
Спроектированы возможные социально-предпринимательские инициативы в отношении структурных изменений механизма государственно-частного партнерства в долгосрочной перспективе, учитывающие направления постановки бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация и масштабирование) и типы финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли и комбинация типов) по трем дискреционным моделям государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наименее изученным компонентом государственно-частного партнерства выявлена характеристика субъекта предпринимательства. В определениях социального предпринимательства уделяется внимание характеристикам предпринимателя, подчеркивающим качества и образцы поведения через призму мотивации. Движущими силами мотивации являются мотиваторы, например, выраженные в форме принципов предпринимателя. Учитывая принципы государственно-частного партнерства и социального предпринимательства из проанализированных источников, проследив тенденции ведения хозяйственной деятельности, мы обосновали принцип корпоративной эффективности, который необходимо учитывать при формировании и развитии государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования.
Перспективы дальнейших исследований содержатся в дальнейшем расширении теоретического поля социального предпринимательства, в частности, в направлении изучения экономических и управленческих аспектов партнерских онлайн-платформ, предоставляющих образовательные ресурсы для широкого круга заинтересованных лиц в глобальном масштабе. Неоднозначным остается вопрос ценообразования услуг дополнительного профессионального образования в гибридных (смешанных) организациях, что также оставляет проблемное поле для последующих научных исследований.
Логика настоящего исследования представлена тремя этапами, согласующимися с содержанием каждой главы. На рисунке Ж.1 в Приложении Ж изображена структура ключевых компонентов с указанием методов научного познания и релевантных теорий.
На первом этапе исследования определено стратегическое видение, базирующиеся на внесении вклада в повышение отстающего показателя «Тренинги сотрудников» индекса глобальной конкурентоспособности России. Выявлена одна из причин исследования, заключающаяся в недостаточном уровне инвестирования компаний в развитие своих сотрудников. Выделен сегмент потенциальных услугополучателей, т.е. сотрудников компаний, которым возможно предложить услуги дополнительного профессионального образования. Наиболее эффективным механизмом удовлетворения образовательных потребностей выделенного сегмента услугополучателей рассматривается государственно-частное партнерство.
Проанализированы подходы к определению государственно-частного партнерства в общем и в сфере образования, в частности, механизмы, типологии государственно-частного партнерства. Охарактеризованы компоненты успешного государственно-частного партнерства - регулятивная среда, оценка деятельности, бюджетная предсказуемость, финансовая доступность и инновационная среда.
Установлены единые компоненты социального предпринимательства и государственно-частного партнерства: миссия и результаты, процессы и ресурсы, сектор, характеристика субъекта предпринимательства. Проведено доказательство диалектического единства государственно-частного партнерства как формы и социального предпринимательства как содержания, заключающееся в неразрывности, неоднозначности связи, противоречивом единстве и эффективном развитии формы и содержания.
На втором этапе из совокупности организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования , сформирована теоретическая выборка и диагностированы текущие возможности участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования, обладающих лицензией на ведение образовательной деятельности по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, как потенциальных организаций-партнеров для создания государственно-частного партнерства. Указаны сходства и различия организаций выборки. Дана характеристика инфраструктуры рынка услуг дополнительного профессионального образования , способствующая созданию и реализации дополнительных профессиональных программ, состоящая из компонентов институциональной, социальной и природной сред, с точки зрения концепции устойчивого развития . Институциональная среда представлена регулятивной, экономической, управленческой и информационной средами. Социальная среда состоит из услугодателей, услугополучателей и иных заинтересованных лиц. Взаимовлияние природной среды учитывается в стратегических документах и отчетах, в названиях стратегических академических единиц, в содержании дополнительных профессиональных программ основных участников российского рынка услуг дополнительного профессионального образования.
На практике участники сферы услуг дополнительного профессионального образования используют три модели государственно-частного партнерства: «Партнерская программа дополнительного профессионального образования», «Партнерское структурное подразделение» и «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)». В модели государственно-частного партнерства «Партнерская программа дополнительного профессионального образования» государственная образовательная организация и частная организация действуют на основании договора, целью которого является совместная реализация и разработка программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. При возникновении платежеспособного спроса заключается договор между государственной образовательной организацией и услугополучателем дополнительной профессиональной программы . В модели государственно-частного партнерства «Партнерское структурное подразделение» происходит расширение деятельности государственного и частного партнера, т.е. услуги по реализации дополнительных профессиональных программ не являются единственными или приоритетными, с созданием внутренней организационной единицы, расположенной либо на площадях государственного, либо частного партнера. В модели государственно-частного партнерства «Партнерская организация (внешнее институциональное партнерство)» происходит выделение сотрудничества государственного и частного партнера в отдельную организационно-правовую форму для подготовки и переподготовки сотрудников частного партнера, с возможностью ведения иной предпринимательской деятельности.
Мы пришли к промежуточному выводу, что механизмы партнерских взаимоотношений в сфере услуг дополнительного профессионального образования следует продолжать совершенствовать в направлении открытости информации, расширения целевой аудитории - потенциальных внешних услугополучателей программ, фиксирования доли участия каждого партнера, процентного распределения расходов/доходов/прибыли от участия в совместной реализации дополнительных профессиональных программ в условиях рынка, возникновения потенциальных участников, возможных причин выхода из партнерства. Перспективным предполагается развитие открытых моделей партнерства, включающих изучение потенциального спроса, потенциальных со стороны внешних по отношению к партнерству услугополучателей ДПО. Примером открытой модели партнерства служат массовые открытые онлайн-курсы.
Нами разработана классификация партнерств в сфере услуг дополнительного профессионального образования. Представлено состояние конкурентной среды вузов, реализующих программы дополнительного профессионального образования, по модели пяти конкурентных сил М. Портера. Составлена модифицированная карта рынка программ дополнительного профессионального образования по В. А. Коэну с учетом рынка программ-заменителей неформального и информального дополнительного профессионального образования и государства, как государственного заказчика программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
На третьем этапе сконструирована авторская методика выбора партнера для государственно-частного партнерства на институциональном и институционально-индивидуальном уровнях, включающая алгоритм определения базовых конвергентных факторов государственно-частного партнерства, алгоритм определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в четырех множествах или вариантах государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования и алгоритм выбора партнерской онлайн-платформы. Предложено составлять партнерское соглашение, необходимое на этапе формирования государственно-частного партнерства и до оформления юридического договора. Основными элементами партнерского соглашения являются нематериальный и материальный вклады каждой организации-партнера в государственно-частном партнерстве, их ожидания относительно нефинансовых и финансовых результатов, разработку возможных функциональных стратегий поведения в нестандартных ситуациях.
Спроектированы возможные социально-предпринимательские инициативы в отношении структурных изменений механизма государственно-частного партнерства в долгосрочной перспективе, учитывающие направления постановки бизнес-процессов (кастомизация, стандартизация и масштабирование) и типы финансовых структур (венчурный центр, центр прибыли и комбинация типов) по трем дискреционным моделям государственно-частного партнерства на рынке услуг дополнительного профессионального образования.
Наименее изученным компонентом государственно-частного партнерства выявлена характеристика субъекта предпринимательства. В определениях социального предпринимательства уделяется внимание характеристикам предпринимателя, подчеркивающим качества и образцы поведения через призму мотивации. Движущими силами мотивации являются мотиваторы, например, выраженные в форме принципов предпринимателя. Учитывая принципы государственно-частного партнерства и социального предпринимательства из проанализированных источников, проследив тенденции ведения хозяйственной деятельности, мы обосновали принцип корпоративной эффективности, который необходимо учитывать при формировании и развитии государственно-частного партнерства в сфере рыночных услуг дополнительного профессионального образования.
Перспективы дальнейших исследований содержатся в дальнейшем расширении теоретического поля социального предпринимательства, в частности, в направлении изучения экономических и управленческих аспектов партнерских онлайн-платформ, предоставляющих образовательные ресурсы для широкого круга заинтересованных лиц в глобальном масштабе. Неоднозначным остается вопрос ценообразования услуг дополнительного профессионального образования в гибридных (смешанных) организациях, что также оставляет проблемное поле для последующих научных исследований.
Подобные работы
- Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования: особенности применения и перспективы развития
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-частное партнерство в сфере сельского туризма Омский государственный университет
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022 - Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия бизнеса и власти в РФ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Частно – государственное партнерство в здравоохранении: Особенности применения концессионных соглашений
Магистерская диссертация, охрана труда. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СЕКТОРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В МОНОПРОФИЛЬНОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: АНАЛИЗ И ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - Анализ использования экономических инструментов на рынке образовательных услуг (на примере дополнительного образования города Челябинск)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017



