Особенности новостных текстов СМИ в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и микроблоге Twitter (на примере газеты «Московский комсомолец», интернет-издания «Газета.Ин» и телеканала «Дождь»)
Введение
Глава 1. Социальные сети и микроблоги как новые носители новостного контента
1.1. Новая коммуникационная среда и сетевой принцип передачи
информации 6
1.2. Осваивание социальных сетей средствами массовой информации 14
Глава 2. Новостные тексты и их трансформация в интернет-среде 20
2.1. Новостные тексты в традиционных СМИ и в онлайн-среде 20
2.2. Особенности материалов в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и
микроблоге Twitter 30
2.2.1. Тексты в социальной сети Facebook 32
2.2.2. Тексты в социальной сети ВКонтакте 37
2.2.3. Тексты в микроблоге Twitter 41
Глава 3. Анализ новостных текстов в социальных сетях и микроблоге на примере сообществ газеты «Московский комсомолец», интернет- издания «Газета.Ии» и телеканала «Дождь» 46
3.1. Анализ новостных сообщений трёх СМИ в социальной сети
Facebook 47
3.2. Анализ новостных сообщений трёх СМИ в социальной сети
ВКонтакте 65
3.3. Анализ новостных сообщений трёх СМИ в микроблоге
Twitter 73
Заключение 80
Библиографический список 83
За последнее десятилетие к традиционным средствам массовой информации и коммуникации добавились новые - интернет-СМИ, социальные сети, блоги. Их появление сильно повлияло на формирование контента медиа, внеся изменения не только в сами тексты, но и в их визуальное дополнение. Кроме того жизнь человека тоже изменилась, теперь он более мобилен, и его окружает всё больше информации, в которой он стремится не потеряться. Появление и широкое распространение социальных сетей переключило на себя внимание потребителей информации, а современные СМИ начали осваивать такие социальные сети, как Вконтакте, Facebook, и микроблог Twitter. По данным News Online Association на 2015 год, около двух третей пользователей Facebook и Twitter получают новости из социальных сетей.
В связи с этим, темой данной исследовательской работы являются особенности новостных текстов в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и микроблоге Twitter. Актуальность исследования обусловлена возрастающим переходом в последние годы в социальные сети новостных средств массовой информации и отсутствие единых для всех правил работы на новых платформах.
На данный момент существует не так много исследований, касающихся данного вопроса. Социальные сети появились около десятилетия назад, а их освоение СМИ началось не более пяти лет назад. Так как интернет и социальные сети являются быстроменяющимися платформами, трансформацию текстов там мало кто анализировал. Поэтому новизна данного исследования заключается в рассмотрении конкретных новостных текстов и выявлении их особенностей с точки зрения коммуникации.
В данном исследовании ставится следующая цель: определить особенности новостных текстов и коммуникации в разных социальных сетях и микроблоге. Из этого напрямую выходят задачи, которые мы будем решать в ходе работы:
1. выявление особенностей трансформации текстов и коммуникации в интернет-среде;
2. выделение общих особенностей текстов в социальных сетях и микроблоге;
3. определение коммуникационных и визуальных составляющих каждой социальной сети и микроблога;
4. сравнение и анализ новостных текстов СМИ в каждой социальной сети и микроблоге.
В данной исследовательской работе мы выдвигаем гипотезу, которая заключается в предположении, что новые каналы распространения информации накладывают определённый отпечаток на структуру и содержание новостных текстов. И поэтому на защиту выносятся следующие положения:
1. Новостные тексты не имеют единой формы подачи в социальной сети и микроблоге;
2. Канал распространения ограничивает форматы новостных текстов;
3. Канал распространения расширяет возможности взаимодействия аудитории с изданием;
4. Особенности новостных текстов и их визуальных дополнений зависят от политики СМИ в отношении социальных сетей.
В ходе работы мы использовали метод контент-анализа для рассмотрения множества текстов массмедиа на разных платформах, сравнительный метод для выявления общих черт текстов и их различий, выявления особенностей коммуникационной и визуальной составляющих.
Этот вопрос мало исследован как в нашей стране, так и за рубежом. В качестве основных русскоязычных источников в данной работе использованы труды Е. Л. Вартановой, М. М. Лукиной, И. Д. Фомичевой, А. Г. Качкаевой, А.А. Амзина. Среди иностранных источников - М. Кастельс, К. Рич, Т. Гарранд, Б. Уэллман, блоги журналистов и материалы конференций, посвящённых онлайн-медиа.
Дипломная работа будет иметь следующую структуру: введение, три главы и заключение. Первая глава посвящена возникновению новой коммуникационной среды и трансформации коммуникации. Вторая глава содержит информацию об особенностях текстов и их визуального сопровождения в разных социальных сетях и микроблоге. Эта глава частично теоретическая, частично эмпирическая. Третья глава содержит результаты эмпирического исследования. В ней рассматриваются конкретные примеры новостных текстов, их адаптация под ту или иную платформу. В заключении выделены основные выводы данной работы.
В данной дипломной работе были проанализированы новостные сообщения трёх разных СМИ в социальных сетях Facebook, ВКонтакте и микроблоге Twitter. Целью исследования было определить особенности новостных текстов и коммуникации в разных социальных сетях и микроблоге. Для этого мы рассматривали публикации СМИ на разных платформах, сравнивали их и выделяли особенности каждой.
В ходе исследования нам удалось подтвердить выдвигаемую гипотезу, что новые каналы распространения информации накладывают определённый отпечаток на структуру и содержание новостных текстов. На основе отобранного материала мы смогли доказать верность выносимых на защиту положений.
Основываясь на исследовании, приводимом в 3 главе данной работы, мы можем сделать следующие выводы относительно каждой из платформ:
Facebook
1. Как правило, тексты небольшие, обладают чертами анонса;
2. Тексты содержат цитату из материала или информацию по теме;
3. Все материалы содержат ссылки на сайты-первоисточники;
4. Очень редко встречаются собственно анонсы, прямые обращения к аудитории и это сильно зависит от политики конкретного издания;
5. Встречаются изображения нескольких типов, всегда есть фирменная картинка с символикой издания и текстом заголовка;
6. Юмористические изображения встречаются не очень часто и есть только у газеты «Московский комсомолец» и интернет-издания «Газета.Яи», что отражает политику изданий;
7. Хэштеги используются крайне редко;
8. Издания делают повторную публикацию («репост») в своей новостной ленте сообщений своих тематических подразделений и изданий- партнёров.
ВКонтакте
1. Тексты, публикуемые в ВКонтакте и в Facebook, во многом схожи;
2. Небольшие текстовые сообщения присутствуют во всех публикациях;
3. Все материалы содержат ссылки на сайты-первоисточники;
4. Изредка встречаются gif-изображения;
5. Чаще, чем в Facebook, встречается прямое обращение к аудитории;
6. Изображения нескольких типов, но у всех есть фирменная картинка с символикой издания и текстом заголовка;
7. Хэштеги используются крайне редко;
8. Издания публикуют («репостят») в своей новостной ленте сообщения собственных тематических рубрик, а также материалы из изданий-партнёров.
Twitter
1. Тексты есть всегда, они короткие, обладают чертами анонса (длина регламентирована самой платформой);
2. Практически всегда есть изображения, сопровождающие разного типа публикации;
3. Практически полное совпадение политик ведения новостных сообществ в Facebook, ВКонтакте и Twitter, что отражается на идентичных текстах и изображениях новостных публикаций;
4. Практически отсутствует обращение к аудитории.
Резюмируя данные выводы, можно заключить, что новостные тексты разных СМИ не имеют единой формы подачи на одной площадке. При этом каждое издание придерживается своей единой для всех социальных сетей и микроблога политики написания текстов и их визуального оформления. Однако не только политика издания влияет на сообщения, ограничения накладываются и спецификой самого канала. Например, ограничение в количестве символов в Twitter. При этом каждая платформа имеет достаточно широкий спектр возможностей, но СМИ используют лишь малую их часть. Так, взаимодействие с аудиторией через голосования осуществляется в основном через социальную сеть ВКонтакте.
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. [Электронный ресурс] URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.pdf
2. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2015.
3. Веб-сайт Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://about.twitter. com/ru
4. Вирен Г. Интернет и традиционные печатные СМИ России: проблемы сосуществования и взаимовлияния. // Медиа альманах, № 1 [42]. М., 2011.
5. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010.
6. Далворт М. Социальные сети: руководство по эксплуатации. / Пер. с англ. М., 2010.
7. Дозина А. Жанры и форматы новых медиа. [Электронный ресурс]. URL: http://vemsky.ru/pubs/5271/Zhanry_i_formaty_novyh_media
8. Доктор К. Ньюсономика: Двенадцать трендов, которые изменят новости. / Пер. с англ. А. Багаева. М., 2013.
9. Дуров П. Немного об истории «контакта». [Электронный ресурс]. URL: vk.com/blog?nid=30
10. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные. / под ред. А. Г. Качкаевой. М., 2010.
11. Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2007. М., 2007.
12. История появления термина «Социальные сети». // Социальные сети от А до Я. Путеводитель по социальным сетям интернета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-networking.ru/article/social-networking-term- history
13. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm
14. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышление об Интернете, бизнесе и обществе. / Пер. с анг. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, 2004.
15. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. М., 2013.
16. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М., 2008.
17. Кто читает новости в Рунете? // Центр исследований группа РИА Новости. Март 2013.
18. Кучер Е. Блоги и СМИ: сходства и различия. // Медиа альманах, № 3 [44]. М., 2011.
19. Леонтьев В. Социальные сети. ВКонтакте, Facebook и другие... М., 2015.
20. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2007.
21. Медиа Тренды. №2 (19). 25 февраля 2011. [Электронный ресурс]. URL:http://www.journ.msu.ru/files/specialprojectsZMediaTrendsZMediaTrends_19. pdf
22. Медиасистема России. / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2015.
23. Новейшая история социальных сетей. // Социальные сети от А до Я. Путеводитель по социальным сетям интернета. [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-networking.ru/article/social-networking-newest-history
24. О ленте Твиттера. // Справочный центр. [Электронный ресурс]. URL: https://support.twitter.com/articles/20169441
25. О сайте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/about?w=page- 47200925_44240810
26. Панюшева М. Блоги, микроблоги и социальные сети: интернет- коммуникации нового десятилетия. // Медиа альманах. №2 [43]. 2011. С.6-12.
27. Попов А. Блоги - средство профессиональной журналистской коммуникации? // Медиа альманах, № 3 [44]. М., 2011.
28. Презентация Poynter EyeTrack07. A study of print and online newsreading [Электронный ресурс] URL: http://manuscritdepot.com/internet- litteraire/document-pdf.01/infopresse/avenir-imprime/Eyetrack07ASNE.pdf
29. Силаева В.Л. Специфика общения в Сети. // Интернет-конференция: Социология и Интернет: перспективные направления исследования (с 15.11.04 по 18.02.05). [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/16216125/
30. Система средств массовой информации России. Учебное пособие. / Под ред. Засурского Я. Н. М., 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://evartist.narod.ru/text/61.htm
31. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. М., 2005.
32. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». // Вестник Московского Университета. Серия 10, Журналистика. №2. март- апрель, 2005.
33. Сообщество газеты «Московский комсомолец» во ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/mk_ru/
34. Сообщество газеты «Московский комсомолец» в Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/www.mk.ru/
35. Сообщество газеты «Московский комсомолец» в Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/mkomsomolets/
36. Сообщество интернет-издания «Газета.Ии» во ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/gazeta/
37. Сообщество интернет-издания «Газета.Ии» в Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/gazeta.ru/
38. Сообщество интернет-издания «Газета.Ии» в Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/GazetaRu/
39. Сообщество телеканала «Дождь» во ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/tvrain/
40. Сообщество телеканала «Дождь» в Facebook. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/tvrain/
41. Сообщество телеканала «Дождь» в Twitter. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/tvrain/
42. Сорокина Е., Федотченко Ю., Чабаненко К. В социальных сетях. Twitter - 140 символов самовыражения. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kodges.ru/static/read_81788_1_13.html
43. Социальные сети в России, зима 2015-2016 Цифры, тренды, прогнозы. // Блог Brand Analytics. [Электронный ресурс]. URL: http://br- analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/
44. Справочник молодого журналиста. М., 2010.
45. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. - М., 2004.
46. Тоффлер Э. Шок будущего /Пер. с англ. - М., 2002.
47. Шилина М. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.mediascope.ru/node/972
48. Шилина М. Общественные связи в интернете: новая модель коммуникации. // Медиа альманах, № 1 [24]. М., 2008.
49. Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для вашего бизнеса. М., 2010.
50. Штайншаден Я. Социальная сеть. Феномен Facebook. СПб., 2011.
51. Blais J. EyeTrack ’07: New Study Probes Online and Print. [Электронный ресурс]. URL: http://www.poynter.org/2006/eyetrack-07-new- study-probes-online-and-print/76421/
52. Carroll M. The (very unofficial) blog of ONA15. Bits & pieces from the Online News Association’s annual event in Los Angeles. [Электронный ресурс]. URL: https: //medium.com/3 -to-read/the-very-unofficial-blog-of-ona15- 2cd15565278c#.neziw74pf
53. Chen G. Save the Media. [Электронный ресурс]. URL: https://savethemedia.wordpress.com
54. Convergent Journalism an Introduction. Writing and Producing Across Media. Quinn S., Filak V, Editors. Elsevier Inc., 2005.
55. Edmonds R. EyeTrack07: The Myth of Short Attention Spans. [Электронный ресурс]. URL: http://www.poynter.org/2007/eyetrack07-the-myth- of-short-attention- spans/81456/
56. Eye-Track Research. [Электронный ресурс]
URL: https://pegiestarkadam.com/research/
57. Fagerjord A., Storsul T. Questioning Convergence. // Ambivalence Towards Convergence. Digitalization and Media Change. / Edited by Tanja Storsul and Dagny Stuedahl. Sweden, 2007.
58. Flew T. New media: an introduction. Oxford, 2003.
59. Garrand T. Writing for Multimedia and the Web. A Practical Guide to Content Development for Interactive Media. Elsevier Inc., 2006.
60. Media and Change. / Edited by Elena Vartanova. M., 2007.
61. Newsroom. [Электронный ресурс]. URL:http://newsroom.fb.com/
62. Quinn S. Looking Back at EyeTrack: Poynter’s History of Studying Reader Habits. [Электронный ресурс]. URL: http://www.poynter.org/2007/looking-back-at-eyetrack-poynters-history-of- studying-reader-habits/81253/
63. Rich C. Writing and Reporting News. A Coaching Method. Wadsworth, Cengage Learning, 2007, 2010.
64. Sonderman J. One-third of adults under 30 get news on social networks now. [Электронный ресурс]. URL: http://www.poynter.org/2012/one-third-of- adults-under-30-get-news-on-social-networks-now/189776/
65. Twitter запустил тестирование ленты с твитами не в хронологическом порядке. // vc.ru. 06 февраля 2016. [Электронный ресурс]. URL: https: //vc.ru/n/dorsey-staph-it-please
66. Twitter запустит новый алгоритм формирования ленты. // Интерфакс. 10 февраля 2016. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.interfax.ru/world/494128
67. Wallace W. EyeTrack07: Helping readers read. [Электронный ресурс] URL: http://www.poynter.Org/2007/eyetrack07-helping-readers-read/81472/
68. Wellman B. Physical Place and Cyberplace: The Rise of Personalized Networking. // International Journal of Urban and Regional Research. Volume 25. 2 June 2001.
69. World Press Trends 2015 [презентация]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wan- ifra.org/sites/default/files/field_message_file/250515%20WPT%202015%20Final. pdf