ОСОБЕННОСТИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы исследования рекламного дискурса 9
1.1 Дискурс: становление понятия и проблема его дефиниции 9
1.2 Основные подходы к исследованию рекламного дискурса в теории
современной науки 16
1.3 Жанровое своеобразие рекламного объявления 31
1.4 Композиционная организация рекламного объявления 33
2 Языковые особенности дискурса рекламного объявления в
немецкоязычной прессе 40
2.1 Лексические особенности рекламных объявлений 40
2.2 Стилистические особенности рекламных объявлений 45
2.3 Грамматические особенности рекламных объявлений 49
2.3.1 Синтаксические особенности рекламных объявлений 49
2.3.2 Морфологические особенности рекламных объявлений 53
2.4 Фонетические особенности рекламных объявлений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Теоретические основы исследования рекламного дискурса 9
1.1 Дискурс: становление понятия и проблема его дефиниции 9
1.2 Основные подходы к исследованию рекламного дискурса в теории
современной науки 16
1.3 Жанровое своеобразие рекламного объявления 31
1.4 Композиционная организация рекламного объявления 33
2 Языковые особенности дискурса рекламного объявления в
немецкоязычной прессе 40
2.1 Лексические особенности рекламных объявлений 40
2.2 Стилистические особенности рекламных объявлений 45
2.3 Грамматические особенности рекламных объявлений 49
2.3.1 Синтаксические особенности рекламных объявлений 49
2.3.2 Морфологические особенности рекламных объявлений 53
2.4 Фонетические особенности рекламных объявлений 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время реклама во всевозможных формах ее проявления - важный социальный институт и прочная составная часть культуры высокоразвитых индустриальных стран, и ее нельзя исключить из сферы общественной коммуникации.
Современная реклама является одним из своеобразных и активно развивающихся видов словесности. Ввиду широкого и повсеместного использования СМИ рекламные тексты неизбежно становятся предметом изучения специалистов самых разных областей - маркетинга и менеджмента, социологии и психологии, культурологи и журналистики. Разумеется, это языковое явление не может не привлечь и внимание филологов, поскольку реклама в ее лучших проявлениях представляет собой весьма любопытный стилистический «сплав», включающий элементы публицистики, делового общения и художественной литературы.
Основное внимание в работе направлено на изучение языковых особенностей рекламного дискурса как одного из видов институционального. В последние десятилетия институциональный дискурс находится в центре внимания таких наук как социолингвистика, прагмалингвистика и лингвистика текста, его изучением занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Г. Г. Почепцов, В. И. Тюпа, К. Бове, У. Аренс).
Вместе с тем ретроспективный анализ работ этих и других авторов показал, что проблема изучения жанровой специфики рекламного дискурса и его лингвистических особенностей остается без должного внимания. Недостаточная разработанность данной проблемы в теории науки обусловила выбор темы дипломной работы и определила ее актуальность.
Объектом исследования является рекламный дискурс современной немецкоязычной прессы, предметом выступают языковые особенности рекламных объявлений.
Цель бакалаврской работы заключается в выявлении специфических языковых особенностей и основных средств их реализации в рекламных объявлениях современной немецкоязычной прессы. В соответствии с целью в данной работе ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть существующие концепции и подходы к исследованию рекламного дискурса в лингвистике.
2) Определить жанровое своеобразие и композиционную организацию рекламного объявления.
3) Установить специфические языковые средства, способствующие созданию наиболее успешного рекламного объявления в прессе.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в детальном языковом анализе текстов рекламных объявлений с позиции комплексного подхода, а именно теории дискурса, текста и знака, в раскрытии жанровой специфики и в определении комплекса языковых средств (лексических, фонетических, грамматических, стилистических), используемых в рекламных объявлениях.
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его материалов и выводов при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по анализу текстов СМИ, основам рекламной деятельности, а также при написании курсовых и дипломных работ.
Материалом исследования послужили тексты рекламных объявлений, опубликованных в современных немецких газетах «Suddeutsche Zeitung», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Die Zeit» и журналах «Spiegel», «Brigitte», «Freundin», «Focus», «Reise», «Stern». Для более детального анализа было выбрано 300 рекламных объявлений.
Решение поставленной цели и задач, а также характер анализируемого материала предопределили выбор методов исследования. В работе использовались: метод сплошной выборки, метод количественного подсчета, структурно-семантический метод, метод контекстуального и стилистического анализов.
Теоретико-методологическая база. Изучение специфики рекламного дискурса проводится с учетом теоретических оснований, разработанных в научных трудах по теории дискурса (Э. Бенвенист 1974, М. Фуко 1977,
В. Г. Борботько, Т.А. Ван Дейк 1989, Н. Д. Арутюнова 1990, Е. С. Кубрякова 1997, А. А. Кибрик 2003, В. И. Карасик 2004, В. Е. Чернявская 2012).
Среди работ, посвященных изучению частных вопросов рекламного дискурса, привлекались современные исследования К. Бове и У. Аренса 1995, Н. Н. Кохтева 1997, Г. Г. Почепцова 2001, Э. А. Лазаревой 2003, Т. С. Талалай
2011. Из числа работ по теории текста были использованы труды Л. В. Щербы 1974, И. Р. Гальперина 1981, М. М. Бахтина 1986, по теории знака У. Эко 1998, Ч. Пирса 2000, Е. Е. Анисимовой 2003.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования были апробированы на двух внутревузовских конференциях и опубликованы в двух научных журналах: «Инновационная наука» и «Огарев-online».
Современная реклама является одним из своеобразных и активно развивающихся видов словесности. Ввиду широкого и повсеместного использования СМИ рекламные тексты неизбежно становятся предметом изучения специалистов самых разных областей - маркетинга и менеджмента, социологии и психологии, культурологи и журналистики. Разумеется, это языковое явление не может не привлечь и внимание филологов, поскольку реклама в ее лучших проявлениях представляет собой весьма любопытный стилистический «сплав», включающий элементы публицистики, делового общения и художественной литературы.
Основное внимание в работе направлено на изучение языковых особенностей рекламного дискурса как одного из видов институционального. В последние десятилетия институциональный дискурс находится в центре внимания таких наук как социолингвистика, прагмалингвистика и лингвистика текста, его изучением занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Г. Г. Почепцов, В. И. Тюпа, К. Бове, У. Аренс).
Вместе с тем ретроспективный анализ работ этих и других авторов показал, что проблема изучения жанровой специфики рекламного дискурса и его лингвистических особенностей остается без должного внимания. Недостаточная разработанность данной проблемы в теории науки обусловила выбор темы дипломной работы и определила ее актуальность.
Объектом исследования является рекламный дискурс современной немецкоязычной прессы, предметом выступают языковые особенности рекламных объявлений.
Цель бакалаврской работы заключается в выявлении специфических языковых особенностей и основных средств их реализации в рекламных объявлениях современной немецкоязычной прессы. В соответствии с целью в данной работе ставятся следующие задачи:
1) Рассмотреть существующие концепции и подходы к исследованию рекламного дискурса в лингвистике.
2) Определить жанровое своеобразие и композиционную организацию рекламного объявления.
3) Установить специфические языковые средства, способствующие созданию наиболее успешного рекламного объявления в прессе.
Научная новизна и теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в детальном языковом анализе текстов рекламных объявлений с позиции комплексного подхода, а именно теории дискурса, текста и знака, в раскрытии жанровой специфики и в определении комплекса языковых средств (лексических, фонетических, грамматических, стилистических), используемых в рекламных объявлениях.
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его материалов и выводов при разработке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по анализу текстов СМИ, основам рекламной деятельности, а также при написании курсовых и дипломных работ.
Материалом исследования послужили тексты рекламных объявлений, опубликованных в современных немецких газетах «Suddeutsche Zeitung», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «Die Zeit» и журналах «Spiegel», «Brigitte», «Freundin», «Focus», «Reise», «Stern». Для более детального анализа было выбрано 300 рекламных объявлений.
Решение поставленной цели и задач, а также характер анализируемого материала предопределили выбор методов исследования. В работе использовались: метод сплошной выборки, метод количественного подсчета, структурно-семантический метод, метод контекстуального и стилистического анализов.
Теоретико-методологическая база. Изучение специфики рекламного дискурса проводится с учетом теоретических оснований, разработанных в научных трудах по теории дискурса (Э. Бенвенист 1974, М. Фуко 1977,
В. Г. Борботько, Т.А. Ван Дейк 1989, Н. Д. Арутюнова 1990, Е. С. Кубрякова 1997, А. А. Кибрик 2003, В. И. Карасик 2004, В. Е. Чернявская 2012).
Среди работ, посвященных изучению частных вопросов рекламного дискурса, привлекались современные исследования К. Бове и У. Аренса 1995, Н. Н. Кохтева 1997, Г. Г. Почепцова 2001, Э. А. Лазаревой 2003, Т. С. Талалай
2011. Из числа работ по теории текста были использованы труды Л. В. Щербы 1974, И. Р. Гальперина 1981, М. М. Бахтина 1986, по теории знака У. Эко 1998, Ч. Пирса 2000, Е. Е. Анисимовой 2003.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования были апробированы на двух внутревузовских конференциях и опубликованы в двух научных журналах: «Инновационная наука» и «Огарев-online».
Современного человека окружает не столько реальный, естественный мир, сколько созданная развитием языка, печати, массовых аудио-визуальных средств воспроизведения действительности искусственная информационно¬символическая вселенная, неотъемлемой частью которой является и реклама. В настоящее время в лингвистике можно констатировать растущий интерес к рекламе как специфическому виду массовой коммуникации. Основное внимание в данной бакалаврской работе было сосредоточено на дискурсе рекламы немецкой прессы и исследовании его языковых особенностей. В ходе исследовательской работы был собран и обработан значительный материал. Цели и задачи дипломной работы были достигнуты и решены.
Центральным в исследовании стало понятие дискурса, потому что данный феномен, включая в себя как лингвистические, так и экстралингвистические характеристики, позволяет более наглядно отразить суть и специфику такого вида коммуникации как реклама. В бакалаврской работе мы исходим из определения дискурса как сложного коммуникативного явления, включающего речевое произведение (текст, совокупность речевых актов) в его социальной и прагматической дистрибуции, а именно: знания о мире, накопленный опыт, установки, цели адресата, эффект воздействия и степень его достижения.
Теоретический анализ работ, содержащих современные подходы к исследованию рекламного дискурса, позволил нам сделать следующее заключение: рекламный дискурс - завершенное сообщение, имеющее строго ориентированную прагматическую установку (привлечения внимания к предмету рекламы), сочетающее дистинктивные признаки устной речи и письменного текста с комплексом семиотических (пара- и экстралингвистических) средств.
Несмотря на то, что в последние десятилетия рекламный дискурс интенсивно исследуется отечественными и зарубежными учеными таких наук как социолингвистика, прагмалингвистика и лингвистика текста, он, к сожалению, до сих пор изучен недостаточно, а его категориально-понятийный аппарат нуждается в уточнении. Поэтому мы обратились к рассмотрению существующих в современной науке теоретических концепций и подходов к исследованию рекламного дискурса. Рассмотрение рекламы с позиции комплексного подхода, а именно: теории дискурса, текста и знака позволило определить рекламное объявление как переданное через СМИ краткое устное или письменное сообщение о каком-либо товаре или услуге, состоящее из вербальных и невербальных знаков, с целью побудить адресата к покупке конкретного рекламируемого продукта.
Проведенное исследование позволило выявить специфические языковые особенности рекламных объявлений немецкой прессы и установить средства и способы их реализации, необходимые для создания яркого запоминающегося текста. Особое внимание в работе уделено жанровому своеобразию и композиционной организации текстов рекламного объявления. В работе был проведен лексический анализ рекламных объявлений, в результате которого установлено, что данные тексты изобилуют новообразованиями и заимствованиями из английского и других языков. В практической части исследования были также описаны синтаксические, грамматические, стилистические и фонетические особенности рекламных объявлений с помощью метода сплошной выборки, структурно-семантического метода, методов контекстуального и стилистического анализов.
К сожалению, рамки бакалаврской работы не позволяют углубленно изучить все специфические языковые особенности рекламного дискурса и установить весь спектр языковых средств их реализации. Это и делает, на наш взгляд, интересным дальнейшее исследование избранной проблемы, например, более детальный анализ невербальной составляющей рекламного объявления с позиции теории знака или рассмотрение вербальных и невербальных средств убеждения в рекламе с позиции теории и практики аргументации. Кроме того, полученные в дипломной работе результаты и выводы позволяют также надеяться, что аналогичные исследования могут проводиться на материале аудиовизуальной рекламы.
Центральным в исследовании стало понятие дискурса, потому что данный феномен, включая в себя как лингвистические, так и экстралингвистические характеристики, позволяет более наглядно отразить суть и специфику такого вида коммуникации как реклама. В бакалаврской работе мы исходим из определения дискурса как сложного коммуникативного явления, включающего речевое произведение (текст, совокупность речевых актов) в его социальной и прагматической дистрибуции, а именно: знания о мире, накопленный опыт, установки, цели адресата, эффект воздействия и степень его достижения.
Теоретический анализ работ, содержащих современные подходы к исследованию рекламного дискурса, позволил нам сделать следующее заключение: рекламный дискурс - завершенное сообщение, имеющее строго ориентированную прагматическую установку (привлечения внимания к предмету рекламы), сочетающее дистинктивные признаки устной речи и письменного текста с комплексом семиотических (пара- и экстралингвистических) средств.
Несмотря на то, что в последние десятилетия рекламный дискурс интенсивно исследуется отечественными и зарубежными учеными таких наук как социолингвистика, прагмалингвистика и лингвистика текста, он, к сожалению, до сих пор изучен недостаточно, а его категориально-понятийный аппарат нуждается в уточнении. Поэтому мы обратились к рассмотрению существующих в современной науке теоретических концепций и подходов к исследованию рекламного дискурса. Рассмотрение рекламы с позиции комплексного подхода, а именно: теории дискурса, текста и знака позволило определить рекламное объявление как переданное через СМИ краткое устное или письменное сообщение о каком-либо товаре или услуге, состоящее из вербальных и невербальных знаков, с целью побудить адресата к покупке конкретного рекламируемого продукта.
Проведенное исследование позволило выявить специфические языковые особенности рекламных объявлений немецкой прессы и установить средства и способы их реализации, необходимые для создания яркого запоминающегося текста. Особое внимание в работе уделено жанровому своеобразию и композиционной организации текстов рекламного объявления. В работе был проведен лексический анализ рекламных объявлений, в результате которого установлено, что данные тексты изобилуют новообразованиями и заимствованиями из английского и других языков. В практической части исследования были также описаны синтаксические, грамматические, стилистические и фонетические особенности рекламных объявлений с помощью метода сплошной выборки, структурно-семантического метода, методов контекстуального и стилистического анализов.
К сожалению, рамки бакалаврской работы не позволяют углубленно изучить все специфические языковые особенности рекламного дискурса и установить весь спектр языковых средств их реализации. Это и делает, на наш взгляд, интересным дальнейшее исследование избранной проблемы, например, более детальный анализ невербальной составляющей рекламного объявления с позиции теории знака или рассмотрение вербальных и невербальных средств убеждения в рекламе с позиции теории и практики аргументации. Кроме того, полученные в дипломной работе результаты и выводы позволяют также надеяться, что аналогичные исследования могут проводиться на материале аудиовизуальной рекламы.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРЕСТИЖНЫХ ТОВАРОВ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГЕРМАНИИ)
Бакалаврская работа, логика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ АРГУМЕНТАЦИИ
В ТУРИСТСКОМ РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Языковая игра в английском рекламном дискурсе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Языковая игра в английском рекламном дискурсе
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - СТРАТЕГИЯ УБЕЖДЕНИЯ В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ, АНГЛОЯЗЫЧНОЙ, РУССКОЯЗЫЧНОЙ РЕКЛАМНЫХ КАМПАНИЙ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ РЕКЛАМЕ
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Лингвометодический потенциал рекламных текстов и его использование при обучении иностранному языку в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018 - Способы и приёмы речевого воздействия в современном рекламном
тексте
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2020



