Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Работа №72604

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы148
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
540
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Современные представления о моторной алалии 9
1.2. Особенности речевого и психического развития дошкольников с
моторной алалией 14
1.3. Анализ современных методов коррекционно-педагогического
сопровождения дошкольников с моторной алалией 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ 33
2.1. Организация экспериментальной работы по изучению особенностей
речевого развития дошкольников с моторной алалией 33
2.2. Анализ результатов изучения особенностей речевого
развития дошкольников с моторной алалией 37
2.3. Методические рекомендации по формированию коррекционно-педагогического сопровождения дошкольников с моторной алалией 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Однако, в последнее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Статистические данные показывают, что алалия наблюдается у 0,1% населения, причем у лиц мужского пола она встречается чаще. Кроме этого распространенность этого нарушения имеет корреляцию с возрастом. Так среди дошкольников, страдающие алалией составляют 1,0%. Среди младшего школьного возраста - 0,6%, а в среднем и старшем школьном возрасте - 0,2%.
Алалию принято подразделять на моторную и сенсорную. Моторная алалия представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов.
Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.
Изучением моторной алалии, вопросами ее коррекции занимались зарубежные и отечественные специалисты в области теории и практики логопедии. Так, изучением факторов, влияющих на возникновение алалии занимались Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская, М.Е. Хватцев, Г.В. Мациевская, В.А. Ковшиков, С.Н. Шаховская, В.К. Воробьев и др. В трудах последних лет (Л.В. Мелехова А.К. Маркова, Е.Г. Корицкая, В.А. Минашина, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова и др.) речевые нарушения у детей с моторной алалией рассматривают в тесной связи с особенностями лексического и грамматического развития. Изучением особенностей лексики и созданием методик коррекционной работы с детьми данной группы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Общие проблемы, особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев; различные формы
Пути, средства психолого-педагогической коррекции особенности психического развития детей с нарушениями речи, в т.ч. с алалией, раскрывают Н.А. Чевелева, Ю.Ф. Гаркуша, А. Гермаковска, Г.С. Гуменная и др.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как М.М. Кольцова, А.Р.Лурия, В.М. Бехтерев, которые в своих работах доказали, что движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка.
Взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики и интеллектуальным и речевым развитием ребенка подтверждена в трудах М. Монтессори, Д. Сели, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Г.Р. Гонгадзе, Ю. Луговской, И. Павленко. У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, М.М. Безруких и др.
Следовательно, по рассматриваемой нами теме имеется разнообразие исследований, методических разработок авторов, однако, в психолого-педагогической практике недостаточно целенаправленно и систематично ведётся работа по поиску оптимальных приёмов, методов и систем коррекции нарушения моторного компонента речевого развития центрального генеза.
Моторная алалия имеет негативное влияние на общее речевое развитие ребёнка. Серьёзно сказывается на освоение навыков письма и чтения, что делает проблему устранения моторной алалии очень важной. Данная проблема сложная, моторная алалия влияет и на речь и на общее развитие ребёнка, на усвоение школьных навыков.
Это позволяет нам выявить следующие противоречия:
1. между требованиями к речевому развитию выпускников ДОО и трудностями речевого развития дошкольниками с моторной алалией;
2. между имеющимися научно-методическими разработками по развитию дошкольников с моторной алалией и опытом их практической реализации в психолого-педагогической практике.
Проблема исследования: оптимизация организации и содержания коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Цель исследования: определить направления, содержание, организацию коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития старших дошкольников с моторной алалией.
Объект исследования: особенности развития моторной составляющей речи старших дошкольников с моторной алалией
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коррекционно-педагогического сопровождения речевого развития старших дошкольников с моторной алалией.
Гипотеза исследования: рассматривая механизм речевых нарушений при моторной алалии, мы предположили, что нарушение артикуляционной моторики у старших дошкольников с моторной алалией имеет качественное отличие от подобных нарушений у детей с задержкой речевого развития и нуждается в своевременной и целенаправленной коррекции. В условиях специального коррекционного обучения организованного с учётом специфики моторного компонента речи у детей с моторной алалией будет наблюдаться положительная динамика формирования артикуляционной моторики и моторного компонента в целом.
В соответствии с выдвинутой целью исследования были определены следующие задачи:
1. на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования;
2. организовать экспериментальную работу по изучению особенностей развития речи старших дошкольников с моторной алалией;
3. разработать коррекционно-педагогическое сопровождение речевого развития у старших дошкольников с моторной алалией.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы Р.Е. Левиной, Р.А. Беловой - Давид, Л.С. Волковой, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидовича, В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, Л.В. Мелиховой, В.К. Орфинской, Т.В. Пятницы, Е.В. Соботович, О.Н. Усановой.
Научная новизна исследования:
1. Проведено изучение и получены данные об особенностях речевого развития старших дошкольников с моторной алалией.
2. Разработаны основные подходы к организации коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования факты позволили углубить и дополнить научно-теоретические данные об особенностях развития детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Практическая значимость исследования: разработаны методические рекомендации по коррекционно-педагогическому сопровождению дошкольников с моторной алалией для педагогов ДОУ.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2. эмпирические: анализ речевой деятельности детей, анкетирование;
3. количественный и качественный анализ данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение (МБДОУ) детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка», коррекционно-развивающий центр «Индиго» города Белгорода, а также, МБДОУ детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик».
Этапы проведения исследования:
констатирующий эксперимент и анализировались его результаты. Было разработано коррекционно-педагогическое сопровождение старших дошкольников с моторной алалией.
На третьем этапе (09.10.2017 - 04.11.2017 гг.) осуществлялась обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. У дошкольников с моторной алалией отмечается низкий уровень развития речи и моторики (артикуляционной и мелкой), что обусловлено отсутствием целенаправленного и систематического коррекционно-педагогического сопровождения по формированию речевого развития и речевой моторики.
2. Эффективность коррекционно-педагогического сопровождения по формированию речевого развития и моторики будет обеспечиваться реализацией на занятиях следующих условий:
1. Реализация взаимосвязи специалистов коррекционно-педагогического сопровождения по формированию речевого развития и моторики.
2. Реализация взаимосвязи направлений по формированию речевого развития и речевой моторики.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г.
Белгород, 30 июня 2016 г.); на X Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее» (г. Пенза, 10 июня 2017 г.); на конкурсе научно-исследовательских проектов магистрантов «Специальное образование XXI века» (г. Белгород, апрель 2017 г.).
Структура магистерской диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, анализ научно-методических источников, представленных в первой главе, указывает на то, что моторная алалия - системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. При моторной алалии отмечаются выраженные в различной степени неврологические нарушения. Под механизмами моторной алалии следует понимать нарушение структуры и функционирования языковой функциональной системы. Существуют концепции объяснения моторной алалии: сенсомоторные, психологические, языковые.
Дошкольники с моторной алалией имеют такие особенности развития, как нерезко выраженная спастичность, паретичность мышц и мышечных групп; синкенезии, гиперкинезы; ручная, оральная, артикуляционная апраксия; нарушение осанки и походки, объема, переключаемости и координации движений; нарушение слухоречевой памяти, слухового внимания, мышления; нарушение фонетико-фонематического строя речи, лексического строя речи, грамматического строя речи, связной речи.
Нами была проведена экспериментальная работа по изучению особенностей сформированности артикуляционных укладов и навыков переключения и ритмического образа слова у дошкольников с моторной алалией.
У дошкольников с моторной алалией выявлены в основном средний и ниже среднего уровни сформированности сформированности артикуляционных укладов и навыков переключения и ритмического образа слова. Дети испытывали трудности в формирование общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, дыхания, просодических компонентов, слоговой структуры слова, фонематических процессов.
Следуя из этого, нами была разработаны методические рекомендации по формированию артикуляционных укладов и навыков переключения и ритмического образа слова у дошкольников с моторной алалией в условиях дошкольного образовательного учреждения. За основу разработки методических рекомендаций по формирования артикуляционных укладов и навыков переключения и ритмического образа слова у дошкольников с моторной алалией в условиях дошкольного образовательного учреждения взяты методические разработки З.Е. Агранович, Н.И. Кузьминой, В.И.Рождественской, В.В. Коноваленко, А.К. Марковой, И.А. Смирновой, О.Н.Усановой, Н.С. Четвёрушкиной и др.
В разработанных методических рекомендациях представлены направления работы: формирование артикуляционных укладов и навыков переключения и ритмического образа слова.
В соответствии с данными направлениями мы выделили приёмы работы и задачи: обучать овладению фонематических процессов, восприятия и воспроизведения ритмов, слоговой структуры слова, слухового восприятия, ориентировки в пространстве, мимических навыков, речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Методические рекомендации были выстроены в соответствии с условиями: реализация взаимосвязи специалистов коррекционно-педагогического сопровождения по формированию речевого развития и моторики, реализация взаимосвязи направлений по формированию речевого развития и моторики.
В соответствии с вышесказанным, сделаем вывод, что предложенные нами методические рекомендации позволят педагогам дошкольного образовательного учреждения правильно организовать работу по



1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей: коррекционная педагогика [Текст] / З.Е.Агранович. - Спб.: Детство-Пресс, 2008 - 48 с.
Петербург, 2013. - 90 с.
3. Барашнев, Ю.И. Перинатальная неврология [Текст] / Ю.И. Барашев - М.: Триада-Х, 2001. - 640 с.
4. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Р.А. Белова-Давид - М.: Владос, 2011. - 462с.
5. Битова, А.Л. Из опыта работы с дошкольниками с сенсо-моторной алалией [Текст] / А.Л. Битова //- Школа здоровья. - 1996. - №4. - С. 2 - 4
6. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунова, Е.В. Касаткина - М.: Институт психотерапии, 2001. - 225с.
7. Валитова, И.З. Особенности логопедической работы с детьми с моторной формой алалии [Текст] / И.З. Валитова, Е.А. Цивильская // Всероссийская интернет-конференция «Грани науки 2014». - Казань: КФУ, 2014. - С. 77-78.
8. Васильева, И. И. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]: Учебно-методическое пособие. / И.И. Васильева, Е.В. Долганюк, Е.А. Конышева - М.: Детство-Пресс - 2013 г. - 167с.
9. Воробьева, В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной
речи детей-алаликов [Текст] / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.:
Просвещение, 1997. - 176с.
10. Волкова, Л.С. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия [Текст]: Методическое наследие. Книга 3. [Текст] / Л.С. Волкова - М.: Владос 2007¬311 с.
11. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун // Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.; под ред. Л. С. Волковой. - М.:
12. Гуровец, Г.В. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. // Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики/Г.В. Гуровец, С.И. Маевская. - М.: Просвещение, 2005. - 187с.
13. Гуровец, Г.В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Г.В. - М.: Владос, 2011. - 462 с.
14. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] /Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева - СПб.: Пи¬тер, 2008. — 80 с.
15. Давидович, Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. Л.Р. Давидович. - М.: Владос, 2013. - 462с.
16. Долганюк, Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое[Текст] / Е.В. Долганюк. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с.
17. Кузьмина, Н. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией: пособие для логопедов / Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. - М.: Просвещение, 2007. - 143 с.
18. Ковшиков, В.А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин. - М.: Владос, 2011. - 462 с.
19. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст] / В.А. Ковшиков. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. - 96 с.
20. Корнев, А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. А.Н. Корнев. - М.: Владос, 2011. - 462с.
21. Колесникова, А.М. Специфика устной речи, зрительно-пространственных и временных представлений у детей с экспрессивной алалией [Текст] /А.М. Колесникова// - Логопед - 2006. - № 1. - С. 37-43.
22. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения: Практическая логопедия, [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном 2017 - 16 с.
23. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: Владос, 2001. - 351с.
24. Логинова, Е.А, Елецкая, О.В. Общее недоразвитие речи. Алалия [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая - М.: Форум, 2015. - 64 с.
25. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320с.
26. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией А. К. Маркова // Логопедия. Методическое наследие в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - 2003. - С. 52-63.
27. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е. М. Мастюкова // - Дефектология. - 1991. - № 6.
- С. 77-80.
28. Мелихова, Л. В. Моторная алалия [Текст] / Л. В. Мелихова // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. Л.В. Мелиховой. - СПб.: ЛГУ, 1997. - 246 с.
29. Мустаева, Е.Р. Индивидуализация содержания логопедической работы при моторной алалии с учетом неречевых нарушений [Текст] / Е.Р. Мустаева // - Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 320-330.
30. Новикова - Иванцова, Т.Н. От слова к фразе. Книга I [Текст] / Т.Н. Новикова - Иванцова. - М.: ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида, 2013. - 58 с.
31. Новикова - Иванцова, Т.Н. От слова к фразе. Книга II [Текст] / Т.Н. Новикова - Иванцова. - М.: ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида, 2013. - 58 с.
32. Новикова - Иванцова, Т.Н. От слова к фразе. Книга III [Текст] / Т.Н. Новикова - Иванцова. - М.: ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида, 2013. - 58 с.
33. Орфинская, В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии [Текст] / Хрестоматия по логопедии. Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова - М.: ВЛАДОС, 1997. - 345с.
34. Пальчик, А.Б. Лекции по неврологии развития [Текст] / А.Б. Пальчик. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 368 с.
35. Пятница, Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии [Текст] / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
36. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. [Текст] / Е.Ф. Соботович - М.: Классик стиль, 2003. - 160с.
37. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: Учебно-методичесое пособие для логопедов и дефиктологов. / И.А. Смирнова - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 220с.
35. Трауготт, Н.Н. Хрестоматия по логопедии. [Текст] / Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 245с.
38. Усанова, О.Н. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией [Текст] // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов [Текст] / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. О.Н. Усанова, Ю.Ф. Г аркуша - М.: Владос, - 2011. - 462 с.
39. Усанова, О. Н. Формирование произношения при моторной алалии [Текст] / О. Н. Усанова. - М.: Просвещение, 2008. - 341с.
40. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: Когито-центр, 2008. - 128с.
41. Четвёрушкина, Н.С. Слоговая структура слова [Текст] / Н.С.
Четвёрушкина // Системный метод устранения нарушений. - М.:
Национальный книжный центр, 2016. - 192 с.
42. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст] / Н.П. Шабалов. - СПб.: Питер, 1999. - 1075 с.
43. Шаховская, С.Н. Алалия. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 680с.
44. Шаховская, С.Н. Использование наглядности при развитии речи у детей с алалией [Текст] / С.Н. Шаховская. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 680с.
45. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией [Текст] / С. Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 153.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ