Введение 3
1. Тенденции рынка e-commerce 5
1.1. Характеристика рынка интернет-торговли 5
1.2. Экосистема e-commerce 9
1.3. Фулфилмент как экономическая категория 13
1.4. Информационно-правовое обеспечение анализа фулфилмента 22
2. Методические основы исследования фулфилмента 27
2.1. Количественные показатели эффективности фулфилмента 27
2.2. Исследование фулфилмента на основе бизнес-процессов 32
2.3. Качественные показатели оценки эффективности фулфилмента 38
3. Анализ состояния Арвато Рус и перспективы развития компании 42
3.1. Анализ финансового состояния Арвато Рус 42
3.2. Перспективы развития компании и рынка e-commerce 64
3.3. Повышение эффективности интернет-торговли через оптимизацию бизнес-процессов 68
Заключение 77
Список источников 79
В соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года цифровая торговля является одним из приоритетов проработки и реализации цифровых инициатив и проектов Евразийского экономического союза. Это направление активно развивается не только на территории Союза, но и всего мира. Для эффективной работы интернет-магазина появляются фулфимент-операторы, берущие складские операции на аутсорсинг. Это очень выгодно магазинам, так как из-за эффекта масштаба они экономят на издержках. Безусловно, это выгодно и крупным, и мелким игрокам на рынке.
Оптимизация бизнес-процессов рассматривается как панацея от тех проблем, которые существуют у многих современных предприятий. Бизнесу требуется искать новые формы реализации продукции, которые позволят ему увеличить обороты и выжить в современных экстремальных условиях. Именно на развитие логистики делается одна из ключевых ставок по безопасной доставке товара от продавца к покупателю. Используя возможности логистики, объектовая или региональная компания может выйти на мировой рынок. В настоящий момент существует доставка в любые точки мира. Использование активов транспортных компаний значительно снижает необходимость в рабочем персонале, что, в свою очередь, приведет к снижению затрат на оплату труда, на содержание рабочих помещений. Автоматизация позволяет практически устранить человеческий фактор (ошибки, кражи, недобросовестное выполнение обязанностей). В разы увеличивается скорость расчета между компаниями. Средства автоматизации позволяют вести статистику всех продаж. Владелец бизнеса оперативно может отследить, что пользуется спросом и вкладывать больше ресурсов в развитие данной сферы. Поэтому разработка оптимального бизнес-процесса по работе логистических структур является, на наш взгляд, крайне перспективным направлением.
Предметом исследования стала интернет-торговля.
Объектом исследования являются бизнес-процессы фулфилмента.
Цель работы: оценить состояние и влияние фулфилмент-операторов на интернет- торговлю.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику рынку электронной коммерции
2. Рассмотреть подходы к определению фулфилмента
3. Проанализировать финансовое состояние компании Арвато
4. Смоделировать бизнес-процесс фулфилмента и оптимизировать его
5. Провести анализ внешнеэкономической деятельности Арвато
Настоящая выпускная работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, списка использованных источников и соответствующих приложений.
Во введении сформулирована актуальность темы работы, её предмет, объект, цель и задачи, сделан обзор основных исследований, дана характеристика структуры исследования, ее теоретической, нормативно-правовой и методической основ.
В первой главе содержатся теоретические основы фулфилмента и интернет-торговли. Во второй главе описаны методы исследования: количественные и качественные, а так же особый метод - оптимизация бизнес-процессов. В третьей главе проведен анализ внешнеэкономической деятельности предприятия, анализ финансового состояния в сравнении с конкурентами, оптимизированы складские процессы.
Заключение содержит основные выводы и результаты проведенного исследования.
Информационно-эмпирическую базу исследования аналитические отчёты Data Insight, учебные пособия российских и зарубежных авторов, научные статьи.
Методы исследования. В работе были использованы методы экономических исследований: систематизация, обобщение, сравнение, анализ, SWOT - анализ, PEST- анализ, функционально-стоимостной анализ.
В работе были проанализированы подходы к понятию «фулфилмент» и выявлены его особенности. Также были проанализированы другие инструменты Интернет- торговли, например, дрошиппинг. Выделены тенденции интернет-торговли и маркетплейсов в мире и в России.
Проанализировав финансовое состояние компании Арвато и Wildberries, сделаны следующие выводы:
1. Согласно модели Альтмана компания Wildberries ,более финансово устойчива, чем Арвато, но это достигается за счёт высокой выручки, поэтому нельзя однозначно судить об её устойчивости
2. По коэффициентам ликвидности компания Арвато имеет лучшее положение, чем Wildberries, и более финансово устойчива
Внешнеэкономическая деятельность Арвато - это разовые поставки по программам лояльности, в цикл фулфилмента они не входят, поэтому нельзя говорить о каких-то тенденциях экспорта и импорта.
Нами был проанализирован и частично оптимизирован бизнес-процесс фулфилмента, посчитаны затраты на реализацию одного цикла. Проведена симуляция бизнес-процесса на 24 часа и 30 дней. Исходя из данных, полученных при первичной симуляции, была изменена загрузка работников, так как некоторые работали нерезультативно из-за нехватки задач, также добавлена новая функция - доставка товара, чтобы не отдавать на аутсорсинг. После оптимизации количества сотрудников процессы стали выполняться быстрее, издержки сократились, выработка по отдельным сотрудникам и циклу повысилась (на 43 п.п.), то есть мура - неравномерность
Выполненное исследование позволяет в значительной степени сделать более управляемыми технологические процессы компании, что позволит в значительной степени сократить как производственные, так и общехозяйственные затраты.
1. Абрамкин С.А, Абрамкин И.С. Орагнизация логистики интернет-магазина как бизнес процесса// Техника и технология транспорта: научный Интернет- журнал.2017. №2(3) с.15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transport- kgasu.ru/files/N3-15ET217.pdf
2. Агафонова, А.Н. Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции / А.Н. Агафонова // Известия УрГЭУ. - 2014. - №4 (54).
3. Аникин, Б. А. и др. Логистика: учебное пособие - Москва: Проспект, 2011;
4. Аникин, Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: Учебник / Аникин Б. А., 2013;
5. Ассоциация компаний интернет - торговли. Отчёт за 2018 год
6. Бородулин, Д. Зачем интернет-магазину нужен фулфилмент? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.copayco.com/ru/blog/article/fulfilment.html
7. Баховская, М. Ю. Термин и понятие "фулфилмент" в логистике дистанционной торговли / М. Ю. Баховская // Финансово -экономическая безопасность регионов России: сборник материалов I Международной научно-практической конференции (г. Симферополь - г. Феодосия, пгт. Коктебель, 7 октября 2016 года). — Симферополь: КФУ им. Б.И. Вернадского, 2016. — С. 154-157.
8. Болочиенко, Б. А., Серышев Р. Б. Логистика производства: теория и практика - Москва: Юрайт, 2014;
9. Боробьев, К. Фулфилмент: аутсорсинг vs инсорсинг: часть №1. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.epepper.ru/articles/marketing/fulfilment-
autsorsing-vs-insorsing-chast-1.html (Дата обращения 10.03.2019)
10. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки "Экономика" / А. М. Гаджинский. - М.: Дашков и К°, 2013;
11. Галкина, Ю. Б. Особенности российского рынка фулфилмента для электронной коммерции / Ю. Б. Галкина ; Б. Н. Товстоношенко // Логистика - евразийский мост: материалы 11-й Международной научнопрактической конференции (28-30 апреля 2016, г. Красноярск). — Красноярск : КрасГАУ, 2016 — С .343-347.
12. Ганиева, Н.М. Логистика производственных процессов. Издательство ОмГТУ, 2012
13. Завьялов, Ф.Н.. Риски в экономике: учебное пособие,150с, ЯрГУ, 2015
14. Карлос, А. Все без ума от маркетплейсов, 14.02.19. Электронный ресурс. - Режим доступа:https://marketmedia.ru/media-content/marketpleysy-ot-logistov-i-bankirov/
15. Кустова, Е.А. Основные аспекты организации логистических процессов в сфере электронной торговли / Е.А. Кустова ; М.В. Пименова // Логистика - евразийский мост: материалы 12-й Международной научно-практической конференции (18-20 мая 2017, г. Красноярск). — Красноярск : КрасГАУ, 2017 — С .65-70.
16. Максимова, В. Магазин и маркетплейс - противостояние или интерграция.
30.10.18. Электронный ресурс. - Режим доступа:
https://www.retail.ru/articles/magazin-i-marketpleys-protivostoyanie-ili-integratsiya/
17. Нестеров, А.К. Международная электронная торговля // Энциклопедия Нестеровых -http://odiplom.ru/lab/mezhdunarodnaya-elektronnaya-torgovlya.html
18. Рудская, Е.Н. Логистические сервисы для Интернет-торговли: полно
функциональность и сокращение этапов товародвижения / Е.Н. Рудская, Э.И. Абукаева // Молодой ученый. - 2014. - №20. - 387-390 с.
19. Фулфилмент для интернет-торговли: основной доклад. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-
Fullfilment2019_web.pdf
20. Щербаков, В. В. и др. Логистика и управление цепями поставок: учебник - Москва: Юрайт, 2015.
21. Claudia Linnhoff-Popien ,Michael Zaddach. Marktplatze im Umbruch. Digitale Strategien fiir Services im Mobilen Internet. Springer, 2018
22. InfraNews. Краткий обзор компаний, оказывающих услуги фулфилмента в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infranews.ru/issledovaniya/46839- kratkij-obzor-kompanij-okazyvayushhix-uslugi-rynka-fulfilmenta-v-rossii/
23. O.Gast. Using Experience im E-commerce. Springer, 2018
24. P. Hoberg. Die Individualisierung des Informationsangebots im E-commerce. Springer, 2018
25. W.Lechmacher. Digital einkaufebn. Warum wir unsere Wohnzimmer in Marktplatze verwandelt haben, Springer, 2018