Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности подразделений

Работа №72543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Определения, обозначения и сокращения 8
Ведение 9
1 Профессиональная личностная деформация сотрудников ОВД 14
1.1 Понятие профессиональной деформации личности и её проявления 14
1.2 Причины и факторы, ведущие к возникновению профессиональной
личностной деформации 22
1.3 Особенности профессиональной деятельности и профессионально
важные качества сотрудников ОВД подразделений, осуществляющих административно-профилактическую деятельность и подразделений, осуществляющие расследование и раскрытие преступлений 26
1.4 Характеристики эффективности профессиональной деятельности 42
сотрудников ОВД
1.5 Типологии профессиональных деформаций 48
Выводы по первой главе 56
2Эмпирическое исследование по выявлению особенностей
профессиональных личностных деформаций сотрудников ОВД различных подразделений 57
2.1 Программа исследования 57
2.2 Результаты и интерпретация данных исследования 60
2.2.1 Выраженность видов профессиональных личностных деформаций
у сотрудников ОВД 60
2.2.2 Выраженность профессиональных личностных деформаций у
сотрудников ОВД подразделений, осуществляющих административно-профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений, с разной эффективностью деятельности 62
2.2.3 Различия личностных качеств сотрудников подразделений, осуществляющих административно профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений, с разной эффективностью профессиональной деятельности 72
2.3 Рекомендации по снижению риска развития профессиональной деформации у сотрудников ОВД 75
Выводы по второй главе 81
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложения 91


Деятельность сотрудников правоохранительных органов находится в области научных интересов многих исследователей, поскольку её результаты
непосредственно сказываются на благосостоянии жизнедеятельности, как отдельного человека, так и общества в целом.
При освоении профессиональной роли избежать изменений в структуре личности невозможно. Погружение в профессию сопровождается личностными изменениями, при которых с одной стороны, происходит положительное развитие субъекта труда, например через укрепление профессиональных качеств, а с другой стороны, заострение этих черт, при воздействии групп различных внешних факторов, могут вызывать нарушение целостности личности профессионала [12].
Специфика деятельности органов внутренних дел накладывает заметный отпечаток на личность сотрудников, так как её выполнение часто отмечается повышенной экстремальностью, ответственностью, непредсказуемостью. Вынуждает сотрудников вступать во взаимодействие с правонарушителями, выполнять служебные обязанности на ряду с чрезмерными психическими и физическими нагрузками.
Находясь в меняющихся условиях деятельности, испытывая дефицит положительных эмоций, личность сотрудника начинает постепенно изменяться: меняются методы и приемы работы, формы поведения и взаимодействия, а иногда и черты характера, направленность личности. Эти изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективности функционирования профессиональной деятельности получили название «профессиональная деформация».
С каждым годом тема профессиональных деформаций приобретает всё большую популярность в связи с нарастающими требованиями к деятельности сотрудников органов внутренних дел, работой в экстремальных условиях повышенной ответственности и при наличии высоких нагрузок [31].
Несмотря на большой интерес к данной проблематике различных ученых, внесших непосредственный вклад в изучение и освещение феномена профессиональных деформаций (Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская,
С.Г. Геллерштейн, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, А.А. Крылов, Е.С. Кузьмин, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, В.Е. Орел, Е.И. Рогов), на сегодняшний день есть вопросы, на которые так и не получены ответы, поэтому данная проблема остаётся ещё недостаточно изученной, следовательно, актуальной.
Так сегодня существуют многообразные подходы к толкованию профессиональных деформаций (С.Г. Геллерштейн, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова, Е.И. Рогов), описаны их виды (С.П. Безносов, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина), факторы, влияющие на их возникновение, а также последствия профессиональных деформаций (А.К. Маркова, Е.И.Рогов). Кроме этого разработаны профилактические программы [8, 31].
Но при этом нет единого определения данного понятия, а в ряде работ (Е.И. Рогов, В. В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, Ю. П. Поваренков, В. Е. Орел), профессиональные деформации смешиваются с такими понятиями как выгорание, деградация, деструкция. А так же инструментария позволяющего выявить непосредственно выраженность профессиональных
деформаций - недостаточно.
Говоря о последствиях деформации, в большей степени внимание обращается на негативные, деструктивные последствия и аспекты (О.В. Рожков, А.В. Стеба, О.Б. Полякова), но ряд исследователей (В.В. Барабанщикова, Е. П. Ильин, Е. А. Климов) поднимают исследовательский вопрос о конструктивном, положительном влиянии на личность профессиональной деформации. И данный вопрос требует внимательного отношения и рассмотрения. К примеру, экстремальные ситуации, в которые сотрудники правоохранительных органов погружаются довольно часто, изучены в исследовании С.В. Будыкина, Н.В. Дворянчикова не только как фактор, который автоматически ведёт к психической патологии, но и как детерминанта позитивных внутренних изменений, даже, несмотря на то, что эти ситуации могут повлиять на психологическое равновесие [43].
В исследованиях американских психологов Ричарда Тэдэски и Лоуренса Кэлхоуна в 1990-х гг. описаны субъективно воспринимаемые позитивные личностные изменения после травматических, кризисных и стрессовых событий, среди которых: открытие новых перспектив и возможностей, возросшее осознание и ощущение ценности жизни, рост собственной силы личности, возросшее ощущение близости и открытости во взаимодействии с людьми [53].
В литературе имеются работы по изучению профессиональной деформации работников различных профессий (менеджеры, врачи, педагоги, юристы и т.д.), однако исследований, которые посвящены механизмам и факторам, влияющим на возникновение профессиональной деформации у сотрудников органов внутренних дел, недостаточно. К тому же, наиболее исследован синдром профессионального выгорания как проявления профессиональной деформации, а в меньшей степени исследованы изменения личностных качеств под влиянием профессиональной деятельности.
Важно отметить, что деятельность органов внутренних дел отличается особой специфичностью, а принадлежность к определенному подразделению, несомненно, накладывает свой отпечаток на сотрудников, по-разному деформируя их личности. Поэтому особое значение имеет исследование профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел с учетом направленности и специфики деятельности, выполняемых обязанностей и условий труда. Так особенно различаются по функциональным обязанностям и условиям труда сотрудники подразделений, осуществляющие административно-профилактическую функцию и сотрудники, подразделений, осуществляющие расследование и раскрытие преступлений, поэтому мы видим необходимым выявить различия в проявлениях профессиональных деформаций у этих групп сотрудников.
Цель исследования: выявить особенности профессиональных личностных деформаций сотрудников органов внутренних дел подразделений, осуществляющих административно-профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений.
Объект исследования: профессиональные личностные деформации
сотрудников правоохранительных органов.
Предмет исследования: профессиональные личностные деформации
сотрудников органов внутренних дел подразделений, осуществляющих
административно-профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений.
Задачи исследования:
Теоретические задачи:
1) Проанализировать теоретические подходы к определению профессиональных деформаций, выделить рабочее определение;
2) Изучить факторы возникновения профессиональных личностных деформаций сотрудников органов внутренних дел;
3) Описать особенности профессиональной деятельности и изучить профессионально важные качества сотрудников ОВД различных подразделений;
4) Изучить характеристики эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД и выделить индикаторы эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД;
5) Рассмотреть типологии профессиональных деформаций и разработать классификацию видов профессиональных личностных деформаций сотрудников ОВД.
Эмпирические задачи:
1) Определить выраженность видов профессиональных личностных деформаций у сотрудников ОВД;
2) Провести сравнительный анализ выраженности профессиональных личностных деформаций у сотрудников ОВД подразделений, осуществляющих административно-профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений, с разной эффективностью деятельности;
3) Выявить различия личностных качеств сотрудников подразделений, осуществляющих административно профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений, с разной эффективностью профессиональной деятельности.
Методические задачи:
Разработать рекомендации по снижению риска развития профессиональной личностной деформации у сотрудников ОВД
Гипотезы исследования:
— Классификация профессиональных личностных деформаций
сотрудников органов внутренних дел включает следующие виды: авторитарность, профессиональная агрессия, консерватизм, тревожность, поведенческий трансфер, безответственность и сверхконтроль.
— Существуют следующие различия в выраженности профессиональных личностных деформаций у сотрудников разных подразделений с разной эффективностью деятельности, а именно: для сотрудников подразделения, осуществляющего административно-профилактическую функцию, характерно проявление повышенной тревожности и сверхконтроля, а для сотрудников, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений характерен повышенный уровень агрессии и проявление поведенческого трансфера.
— Сотрудники ОВД, с более высоким уровнем выраженности
профессиональных личностных деформаций отличаются сниженными характеристиками эффективности деятельности (по субъективным оценкам обследуемых)
Методологической основой исследования является концепция
профессионального становления личности (В. А. Бодрова, Е. М. Борисовой, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой), где признается, что в процессе выполнения профессиональной деятельности происходит разнонаправленность изменений личности. А так же говорится о том, что профессиональное развитие личности сопровождается личностными изменениями, приобретениями и потерями, и как следствие, происходит то, что называют деформациями. Так же мы опираемся на фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности и деятельности. Профессиональные деформации рассматриваются нами с точки зрения определения О.Б. Поляковой, которое она вывела на основе изучения и обобщения работ зарубежных и отечественных исследователей. Теоретическая классификация профессиональных личностных деформаций разработана на основе четырехуровневой классификации, представленной в работах Э.Ф. Зеера.
Методы исследования:
Для реализации поставленных задач, достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были использованы следующие методы:
— теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
— методы количественного анализа данных (анкетирование и тестирование);
— статистическая обработка результатов (обработка данных эмпирического исследования проводилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics 23.00. Для статистической обработки данных были использованы описательные статистики, кластерный анализ и многомерный дисперсионный анализ).
Практическая значимость - полученные данные помогут определять выраженность профессиональной личностной деформации у сотрудников ОВД, особенности профессиональной деформации сотрудников в зависимости от принадлежности к подразделению и выполнению функциональных обязанностей. Это в свою очередь, позволит проводить не только мероприятия по профилактике и коррекции данного феномена, но активную работу в подразделении по закреплению кадров, сохраняя потенциал кадровых ресурсов, а также и личностные ресурсы отдельных сотрудников ОВД.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изложенные результаты теоретического и эмпирического исследования направлены на заполнение пробелов в изучении профессиональных деформаций у сотрудников правоохранительных органов, а именно: скудность психологического инструментария для определения выраженности профессиональных деформаций, малое количество исследований, изучающих изменения личностных качеств под влиянием профессиональной деятельности. Это и определило актуальность данного исследования.
В теоретической части работы мы проанализировали основные теоретические подходы к изучению профессиональных деформаций, указали факторы возникновения профессиональных личностных деформаций сотрудников ОВД, описали особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД и составили таблицу ПВК сотрудников различных подразделений, опираясь на исследования разных авторов. Мы так же изучили характеристики эффективности служебной деятельности и выделили индикаторы эффективности профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Рассмотрели типологии профессиональных деформаций и разработали теоретическую классификацию профессиональных личностных деформаций сотрудников ОВД, которая включает в себя следующие виды: авторитарность, профессиональная агрессия, консерватизм, поведенческий трансфер, сверхконтроль, тревожность, безответственность или выученная беспомощность.
В результате эмпирического исследования нами определена выраженность профессиональных личностных деформаций у сотрудников ОВД, проведен сравнительный анализ выраженности профессиональных личностных деформаций у сотрудников ОВД подразделений, осуществляющих административно¬
профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений, с разной эффективностью деятельности, а так же выявлены различия их личностных качеств.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, были выявлены особенности профессиональных личностных деформаций сотрудников органов внутренних дел подразделений, осуществляющих
административно-профилактическую функцию и подразделений, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений.
Выдвинутые нами гипотезы подтвердились частично. Предположение о том, что классификация профессиональных личностных деформаций сотрудников органов внутренних дел включает следующие виды: авторитарность,
профессиональная агрессия, консерватизм, тревожность, поведенческий трансфер, безответственность и сверхконтроль, подтвердилось нами в эмпирической части работы.
Гипотеза о существовании различий в выраженности профессиональных личностных деформаций у сотрудников разных подразделений с разной эффективностью деятельности, подтвердилась частично. Установлено, что для сотрудников, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений характерен повышенный уровень агрессии и проявление поведенческого трансфера (но при этом показатели шкал видов деформаций находятся в рамках нормы). Утверждать, что для сотрудников подразделения, осуществляющего административно-профилактическую функцию, характерно проявление повышенной тревожности и сверхконтроля, мы не можем, так как не получены статистически значимые различия.
Гипотеза о том, что сотрудники ОВД, с более высоким уровнем выраженности профессиональных личностных деформаций отличаются сниженными характеристиками эффективности деятельности (по субъективным оценкам обследуемых) - подтвердилась, так как в результате проведенного нами анализа, у сотрудников со сниженными характеристиками эффективности деятельности получены более высокие показатели по шкалам: поведенческий трансфер, консерватизм и тревожность (при этом показатели шкал видов деформаций находятся в рамках нормы), а у сотрудников, осуществляющих расследование и раскрытие преступлений и отмечающих снижение эффективности, выражена профессиональная агрессия (показатели по данной шкале выше нормы).
Результаты проведенного исследования совместно с составленными
рекомендациями, могут быть использованы для оценки риска развития и выраженности профессиональной деформации сотрудников ОВД различных подразделений. А так же для осуществления мероприятий по профилактике профессиональных личностных деформаций и проведения активной работы в
подразделении по закреплению кадров, что позволит сохранить не только потенциал кадровых ресурсов, но также и личностный трудовой потенциал сотрудников.



1) Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г.) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
2) Аврутин, Ю.Ф. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования. [Текст] / Аврутин, Ю.Ф. //Диссертация.: - СПб - 1998 г. - 470 с.
3) Асанов, Н.Х. Эффективность деятельности аппарата управления МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации: организационные и правовые аспекты: монография [Текст] / Н.Х. Асанов; - М. - 2005. - 274 с.
4) Безносов, С. П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб., - 1997. - 167 с.
5) Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
6) Борисова, С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. - М., - 2003. - 290 с.
7) Бузовкина, Н. Ю. Профессиональные деструкции у специалистов
социономических профессий. - М.: Речь, - 2007. - 102 с.
8) Бурыкин, В.М. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: Методическое пособие / Под общ.ред. В.М. Бурыкина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, - 2004. - 144 с.
9) Гаврилин, П.В. О взаимодействии следователей и оперативных подразделений. Принципы и условия взаимодействия подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями с органами предварительного следствия при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел [Текст] : дис. ... на соиск. учен. степ. 12.00.11 [Место защиты: МГУ им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 2012. - 120 с
10) Гольцева, Т.П. Об особенностях профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел [Текст] / Гольцева, Т.П. // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: Материалы Международной заочной научно¬практической конференции 28 октября 2011 г.: Сборник научных трудов в 9 частях. Часть 9; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», -
2011. - С.20-21.
11) Гуцыкова, С.В. Взаимосвязь интегративных профессионально важных качеств и личностных характеристик специалистов с разной эффективностью деятельности [Текст] : дис. ... на соиск. учен. степ. 19.00.03 [Место защиты: ИП РАН]. - Москва,
2012. - 268 с
12) Дружилов, С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезадаптации и душевного неблагополучия человека [Текст] / С.А.Дружилов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 6. - С. 171-178.
13) Дубов, Г.В., Опалев, А.В. Профессиональная этика сотрудников
правоохранительных органов [Текст] / Учебное пособие. // Под ред.
А.В. Опалева, Г.В. Дубова. - М.: Щит-М, - 2003. C. 34-39.
14) Елдышова, О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной
деформации [Текст] / Елдышова, О.А. // Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно¬практической конференции. 27 сентября - 1 октября 2007 г. / сост.
Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. - Астрахань, 2007. - С. 65-67.
15) Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.
16) Зеер, Э.Ф. Психология профессии. - М.: Академический Проект, 2005. - 329 с.
17) Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций [Текст] / Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. // Деловая книга, - М.: Академический Проект, - 2005. - С.104 - 105.
18) Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) [Текст]/ Климов, Е.А // Методическое пособие. - М.: МПСИ, 2003. - С. 128 - 132.
19) Комлева, В.В. К вопросу о профессиональной деформации государственных служащих // Вестник ТГУ.Выпуск №4 (28). - 2002. - С.38-42.
20) Константинов, В.В. К вопросу о профессиональной деформации личности. [Текст] / Константинов, В.В. // Вестник ЛГУ. - 2008. - С 162 - 165.
21) Кора, Н.А., Чебарева, А.С. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - № 48. - 2010. - С. 133-138.
22) Корнеева, Л.Н. Профессиональная психология личности [Текст] / Корнеева, Л.Н. // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, - 1991. - С.61-83.
23) Кузнецова, И.В., Тенюшев, Б.И. Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации сотрудников УВД.: Вестник ТГУ, выпуск 9 (53), - 2007. - С 58 - 64.
24) Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - С. 154-163.
25) Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. С. 32.
26) Мусалаева, А. Р. Предотвращение возникновения профессиональных деформаций в организации [Текст] / Мусалаева, А. Р. // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». — 2011. — № 1 (9). — С. 26-31.
27) Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел [Текст]: Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, - 2003. -154 с.
28) Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии [Текст] / Орел В.Е. // Психологический журнал. - М.: Наука, - № 1. - 2001. - 187 с.
29) Подвойский, В.П. Профессиональная деформация и проблемы
профессионализма. [Текст] / Подвойский, В.П.//.:М. № 2.. - 2007. - С. 31-32.
30) Полевая, М.В. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих. [Текст] / Полевая, М.В., Камнева,Е.В., Пряжников, Н.С., Жигун, Л.А., Бондаренко, В.В., Н.В. Анненкова, Ширванов, Р.А., Борисова,З И., Жуйкова,Ю.А., Казьмина, В.В., / Монография // - М.: СВИВТ, -2017. -189 с.
31) Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций [Текст] / Полякова, О.Б. // Национальный психологический журнал, Выпуск 1(13). - 2014. - С.55-62.
32) Профилактика профессиональной деформации сотрудников
УИС: Методическое пособие. - М.: ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, -2006. - 58 с.
33) Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений[Текст] // Н. С. Пряжников, Е. Ю.
Пряжникова. 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- 247 с.
34) Пряхина, М.В., Душкиин, А.С., Мартиросова, Н.В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, - 2012. - 136 с.
35) Ричи, Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов /Пер. с англ., под ред. проф. Е.А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 399 с.
36) Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ [Текст] Е.И. Рогов.
- М.: Владос, 2003. - 336 с.
37) Сажинова Е.В., Пшеничная В.В. Личностные качества сотрудников правоохранительных органов, влияющие на эффективность профессиональной деятельности // Полицейская и следственная деятельность. - № 1. - 2017. - С.63-69.
38) Тяптин, В.Д. В.Д.Об оценочных показателях эффективности
правоохранительной деятельности. Вестник ВЭГУ. - № 3 (77). - 2015. -
С. 55-63.
39) Ходжич, М.В. Стратегическое планирование кадрового обеспечения органов внутренних дел [Текст]/ М. В. Ходжич// монография / МВД России, Федеральное гос. казенное образовательное учреждение доп. проф. образования "Всероссийский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России". - Домодедово: ВИПК МВД России, - 2014. - 139 с.
40) Шишкова, Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций [Текст] / Шишкова, Г.В. // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. - 2014. -№ 1 (21). - С. 116-122.
41) Якунина, Ю.Е. Проблема эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» // Идеи, гипотезы, поиск...: Сб. статей по мат-лам 7 науч. конф. аспирантов и молодых исследователей Северного международного университета. Секция «Педагогика. Психология». -Магадан: Изд. СМУ, - 2000. - 175 с.
42) Базаров, Т.Ю. Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/inf/765--q-q, свободный (Дата обращения: 02.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ