ЦЕПИ ПОСТАВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты цепей поставок 8
1.1 Сущность цепей поставок 8
1.2 Современные тенденции развития цепей поставок и проблема
оптимизации логистической системы поставок 15
1.3 Методы анализа эффективности цепей поставок 22
2 Формы и методы организации и управления цепями поставок с
применением морского транспорта 29
2.1 Традиционные формы и методы организации цепей поставок 29
2.2 Управление цепями поставок и его совершенствование в условиях
глобализации экономики 38
2.3 Особенности форм и методов в организации и управления цепями
поставок с применением морского транспорта 46
3 Методы и модели организации цепей поставок с применением морского
транспорта в Приморском крае 53
3.1 Характеристика основных цепей поставок с применением морского
транспорта в Приморском крае 53
3.2 Современное состояние организации и управления цепями поставок в
Приморском крае и оценка факторов, влияющих на этот процесс 61
3.3 Перспективы развития цепей поставок с применением морского
транспорта и ожидаемая эффективность 74
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложение
1 Теоретические аспекты цепей поставок 8
1.1 Сущность цепей поставок 8
1.2 Современные тенденции развития цепей поставок и проблема
оптимизации логистической системы поставок 15
1.3 Методы анализа эффективности цепей поставок 22
2 Формы и методы организации и управления цепями поставок с
применением морского транспорта 29
2.1 Традиционные формы и методы организации цепей поставок 29
2.2 Управление цепями поставок и его совершенствование в условиях
глобализации экономики 38
2.3 Особенности форм и методов в организации и управления цепями
поставок с применением морского транспорта 46
3 Методы и модели организации цепей поставок с применением морского
транспорта в Приморском крае 53
3.1 Характеристика основных цепей поставок с применением морского
транспорта в Приморском крае 53
3.2 Современное состояние организации и управления цепями поставок в
Приморском крае и оценка факторов, влияющих на этот процесс 61
3.3 Перспективы развития цепей поставок с применением морского
транспорта и ожидаемая эффективность 74
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложение
В современных условиях успешное функционирование российской экономики возможно только при условии хорошо налаженной системы логистики. С каждым годом как с точки зрения конкурентоспособности и эффективности бизнеса, так и с позиции увеличения стоимости компаний приобретают всё большее значение цепи поставок и управление ими. Сегодня меняются привычные формы цепей поставок, они становятся более гибкими, мобильными, реактивными вследствие динамично развивающихся информационных технологий, которые постоянно привносят в SCM новые методы организации, моделирования и управления.
Транспортная логистика с ее структурными элементами цепей поставок занимает особо важную роль в региональных, национальных, международных логистических системах, а также в формировании гармонизации и интеграции материальных, информационных, финансовых и сервисных логистических потоков, где ключевую и определяющую роль играют морские перевозки товарных грузов.
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он осуществляет более 4/5 всех международных перевозок. Выполняя внутренние перевозки, морской транспорт оказывает большое влияние на развитие многих экономических районов страны, в том числе и Приморского края.
Приморский край является естественными воротами России в Азиатско- Тихоокеанский регион. Край может играть очень серьезную роль с точки зрения изменения логистики поставок товаров на Дальний Восток. Поскольку решение задачи формирования надежных транспортно-логистических цепочек между Россией и АТР опирается на транспортную систему Приморья, особую важность приобретает задача диагностирования текущего состояния и тенденций развития транспортного рынка Приморского края. Однако на этом пути есть определенные сложности. Как показывает анализ отечественной и зарубежной экономической литературы, на практике недостаточно научно проработаны теоретические основы цепи поставок с применением морского транспорта. Эти факторы и обуславливают потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем моделирования и управления цепями поставок с применением морского транспорта.
Актуальность и недостаточность разработанности отмеченных проблем определили выбор темы диссертационного исследования, цель и задачи исследования.
Цель научной работы - исследовать цепи поставок с применением морского транспорта (на примере Приморского края)
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты цепей поставок;
- определить формы и методы организации и управления цепями поставок с применением морского транспорта;
- исследовать методы и модели организации цепей поставок с применением морского транспорта в Приморском крае;
- оценить перспективы развития цепей поставок с применением морского транспорта и ожидаемая эффективность.
Объект исследования - цепи поставок. Предмет исследования - формы и методы цепей поставок с применением морского транспорта.
Автором применялись такие общенаучные методы, как: аналитический, системный, экономико-статистические методы, комплексный подход к изучению социально-экономических явлений.
В формирование и развитие общей теории логистики, управления и проектирования цепей поставок первостепенный вклад внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как: Б.А. Аникин, Д.Дж. Бауэрсокс, Дж. Гатторна, М. Кристофер, Д.М. Ламберт, B.C. Лукинский, Л.Б. Миротин, Ю.М.Неруш, A.B. Парфенов, Н.Г. Плетнева, В.И. Сергеев, О.Б. Маликов, В.И. Степанов, Дж.Р. Сток, С.А. Уваров, Д. Уотерс, Дж. Шапиро, В.В. Щербаков и другие.
Региональные аспекты организации и управления цепями поставок с применением морского транспорта и деятельности морских портов исследованы в работах ученых-дальневосточников Я.Н. Семенихина, Ю.С. Жередий, А.И. Фисенко, Е.Б. Олейник, О.А. Павленко, Юдаковой А.И. и др.
В диссертации использованы исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых, статистические и аналитические материалы, публикации в периодической печати и публикации в сети Интернет, посвященные логистике и управлению цепями поставок, позитивный опыт функционирования ряда успешных зарубежных и российских компаний.
Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и три приложения.
В ведении раскрывается актуальность выбранной темы, ставится цель и определяются задачи, которые необходимо решить для выполнения цели.
В первой главе раскрывается сущность цепей поставок, современные тенденции развития цепей поставок и методы анализа эффективности цепей поставок.
Во второй главе представлены традиционные формы и методы организации цепей поставок, а также особенности цепей поставок с применением морского транспорта.
В третьей главе дается характеристика основных цепей поставок с применением морского транспорта в Приморском крае, рассматриваются перспективы развития цепей поставок в крае, предлагается схема доставки груза через порты Приморского края с расчетом эффективности.
В заключении сформированы основные выводы по проделанной работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке автором классификации традиционных форм и методов организации цепей поставок.
Практическая значимость состоит в том, что разработаны рекомендации построения цепи поставок из стран АТР в Европу через порты Приморского края, которые позволят расширить потенциал применения морского транспорта в цепях поставок и повысить конкурентоспособность Приморского края. Материалы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в рамках специальности «Логистика и управление цепями поставок».
Работа изложена на 96 страницах и включает в себя 16 таблиц и 7 рисунков, 88 источников литературы.
Транспортная логистика с ее структурными элементами цепей поставок занимает особо важную роль в региональных, национальных, международных логистических системах, а также в формировании гармонизации и интеграции материальных, информационных, финансовых и сервисных логистических потоков, где ключевую и определяющую роль играют морские перевозки товарных грузов.
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он осуществляет более 4/5 всех международных перевозок. Выполняя внутренние перевозки, морской транспорт оказывает большое влияние на развитие многих экономических районов страны, в том числе и Приморского края.
Приморский край является естественными воротами России в Азиатско- Тихоокеанский регион. Край может играть очень серьезную роль с точки зрения изменения логистики поставок товаров на Дальний Восток. Поскольку решение задачи формирования надежных транспортно-логистических цепочек между Россией и АТР опирается на транспортную систему Приморья, особую важность приобретает задача диагностирования текущего состояния и тенденций развития транспортного рынка Приморского края. Однако на этом пути есть определенные сложности. Как показывает анализ отечественной и зарубежной экономической литературы, на практике недостаточно научно проработаны теоретические основы цепи поставок с применением морского транспорта. Эти факторы и обуславливают потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем моделирования и управления цепями поставок с применением морского транспорта.
Актуальность и недостаточность разработанности отмеченных проблем определили выбор темы диссертационного исследования, цель и задачи исследования.
Цель научной работы - исследовать цепи поставок с применением морского транспорта (на примере Приморского края)
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты цепей поставок;
- определить формы и методы организации и управления цепями поставок с применением морского транспорта;
- исследовать методы и модели организации цепей поставок с применением морского транспорта в Приморском крае;
- оценить перспективы развития цепей поставок с применением морского транспорта и ожидаемая эффективность.
Объект исследования - цепи поставок. Предмет исследования - формы и методы цепей поставок с применением морского транспорта.
Автором применялись такие общенаучные методы, как: аналитический, системный, экономико-статистические методы, комплексный подход к изучению социально-экономических явлений.
В формирование и развитие общей теории логистики, управления и проектирования цепей поставок первостепенный вклад внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как: Б.А. Аникин, Д.Дж. Бауэрсокс, Дж. Гатторна, М. Кристофер, Д.М. Ламберт, B.C. Лукинский, Л.Б. Миротин, Ю.М.Неруш, A.B. Парфенов, Н.Г. Плетнева, В.И. Сергеев, О.Б. Маликов, В.И. Степанов, Дж.Р. Сток, С.А. Уваров, Д. Уотерс, Дж. Шапиро, В.В. Щербаков и другие.
Региональные аспекты организации и управления цепями поставок с применением морского транспорта и деятельности морских портов исследованы в работах ученых-дальневосточников Я.Н. Семенихина, Ю.С. Жередий, А.И. Фисенко, Е.Б. Олейник, О.А. Павленко, Юдаковой А.И. и др.
В диссертации использованы исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых, статистические и аналитические материалы, публикации в периодической печати и публикации в сети Интернет, посвященные логистике и управлению цепями поставок, позитивный опыт функционирования ряда успешных зарубежных и российских компаний.
Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и три приложения.
В ведении раскрывается актуальность выбранной темы, ставится цель и определяются задачи, которые необходимо решить для выполнения цели.
В первой главе раскрывается сущность цепей поставок, современные тенденции развития цепей поставок и методы анализа эффективности цепей поставок.
Во второй главе представлены традиционные формы и методы организации цепей поставок, а также особенности цепей поставок с применением морского транспорта.
В третьей главе дается характеристика основных цепей поставок с применением морского транспорта в Приморском крае, рассматриваются перспективы развития цепей поставок в крае, предлагается схема доставки груза через порты Приморского края с расчетом эффективности.
В заключении сформированы основные выводы по проделанной работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке автором классификации традиционных форм и методов организации цепей поставок.
Практическая значимость состоит в том, что разработаны рекомендации построения цепи поставок из стран АТР в Европу через порты Приморского края, которые позволят расширить потенциал применения морского транспорта в цепях поставок и повысить конкурентоспособность Приморского края. Материалы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в рамках специальности «Логистика и управление цепями поставок».
Работа изложена на 96 страницах и включает в себя 16 таблиц и 7 рисунков, 88 источников литературы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) цепи поставок - это взаимосвязанная последовательность пар звеньев - поставщик-потребитель, по которой товар доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная цель;
2) особенностью цепей поставок для нашей темы исследования является присутствие в цепи поставок морского транспорта для доставки грузов на различных этапах товародвижения;
3) новизна исследования состоит в классификации методов организации цепей поставок, форм поставок;
4) основными направлениями цепей поставок из Приморского края становятся страны АТР (Япония, Китай, Южная Корея, Индия); направление Восток-Запад, порты Северного морского пути;
5) наиболее эффективными моделями в управлении цепями поставок являются SCOR, CASE, CALS, ИСО 9000, Retail-H, Y-CIM, EFQM и VRM, описывающие как процессы взаимодействия участников цепи поставок, так и внутренние процессы логистических систем предприятий-участников;
6) в качестве примера грамотного логистического процесса, а также успешного взаимодействия между экспедитором ОАО «ТрансКонтейнер» и одним из крупнейших производителей автомобилей в Республике Корея в работе приведена логистическая цепочка по доставке грузов с автокомплектующими автомобилей марки Huinday из Кореи в Россию через порт Находка, позволяющая избежать значительных временных и финансовых издержек, так как срок доставки грузов сокращается вдвое, до 20 - 25 суток по сравнению с традиционными морскими перевозками;
7) доля Приморья в объемах перевозки грузов морским транспортом Дальневосточного бассейна составляет 75,5%. Однако, по оценкам экспертов, грузооборот портов Приморья по различным сценариям мог бы составлять от 120 млн т до 300 млн т, т.е. от 2 до 6 раз больше, при условии устранения факторов, сдерживающих поток грузов через порты Приморья;
8) перед транспортно-логистическим комплексом Приморского края стоят основные задачи - обеспечение транспортировки экспортных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока; привлечение транзитных грузов и повышение роли портов Приморья; увеличение степени обработки грузов; обеспечение транзита грузов из северо-восточного Китая через порты Приморского края; внедрение новых маршрутов доставки;
9) в работе предложены следующие решения:
- маршрут морских контейнерных перевозок: п. Восточный (г. Находка)
- п. Мумбай (Индия) с калькуляцией себестоимости рейса, расчётом планируемого дохода компании по трем сценариям: оптимистичному, усредненному и пессимистичному. С целью оптимизации и перспективы развития применения морского транспорта приведено экономическое обоснование данного направления двумя вариантами перевозки контейнерных грузов: перевозка груза напрямую из порта в порт; загрузка груза в порте
Китая, а до порта Китая транспорт будет доставлен автомобильным или железнодорожным транспортом. Проведённый анализ показал, что оптимальным будет использование транспортного пути с использованием морской перевозки через Китай - данный логистический путь позволит компании получить максимальную прибыль от данного маршрута;
- маршруты доставки груза из порта Владивосток в порт Санкт- Петербург тремя вариантами с использованием разных видов транспорта. В работе сделаны расчёты запретности данных маршрутов. Исходя из рассмотренных вариантов, очевидно, что третий вариант, с применением порта Китая, является наиболее оптимальным при отправке груза из Владивостока в Санкт-Петербург.
1) цепи поставок - это взаимосвязанная последовательность пар звеньев - поставщик-потребитель, по которой товар доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная цель;
2) особенностью цепей поставок для нашей темы исследования является присутствие в цепи поставок морского транспорта для доставки грузов на различных этапах товародвижения;
3) новизна исследования состоит в классификации методов организации цепей поставок, форм поставок;
4) основными направлениями цепей поставок из Приморского края становятся страны АТР (Япония, Китай, Южная Корея, Индия); направление Восток-Запад, порты Северного морского пути;
5) наиболее эффективными моделями в управлении цепями поставок являются SCOR, CASE, CALS, ИСО 9000, Retail-H, Y-CIM, EFQM и VRM, описывающие как процессы взаимодействия участников цепи поставок, так и внутренние процессы логистических систем предприятий-участников;
6) в качестве примера грамотного логистического процесса, а также успешного взаимодействия между экспедитором ОАО «ТрансКонтейнер» и одним из крупнейших производителей автомобилей в Республике Корея в работе приведена логистическая цепочка по доставке грузов с автокомплектующими автомобилей марки Huinday из Кореи в Россию через порт Находка, позволяющая избежать значительных временных и финансовых издержек, так как срок доставки грузов сокращается вдвое, до 20 - 25 суток по сравнению с традиционными морскими перевозками;
7) доля Приморья в объемах перевозки грузов морским транспортом Дальневосточного бассейна составляет 75,5%. Однако, по оценкам экспертов, грузооборот портов Приморья по различным сценариям мог бы составлять от 120 млн т до 300 млн т, т.е. от 2 до 6 раз больше, при условии устранения факторов, сдерживающих поток грузов через порты Приморья;
8) перед транспортно-логистическим комплексом Приморского края стоят основные задачи - обеспечение транспортировки экспортных грузов из регионов Сибири и Дальнего Востока; привлечение транзитных грузов и повышение роли портов Приморья; увеличение степени обработки грузов; обеспечение транзита грузов из северо-восточного Китая через порты Приморского края; внедрение новых маршрутов доставки;
9) в работе предложены следующие решения:
- маршрут морских контейнерных перевозок: п. Восточный (г. Находка)
- п. Мумбай (Индия) с калькуляцией себестоимости рейса, расчётом планируемого дохода компании по трем сценариям: оптимистичному, усредненному и пессимистичному. С целью оптимизации и перспективы развития применения морского транспорта приведено экономическое обоснование данного направления двумя вариантами перевозки контейнерных грузов: перевозка груза напрямую из порта в порт; загрузка груза в порте
Китая, а до порта Китая транспорт будет доставлен автомобильным или железнодорожным транспортом. Проведённый анализ показал, что оптимальным будет использование транспортного пути с использованием морской перевозки через Китай - данный логистический путь позволит компании получить максимальную прибыль от данного маршрута;
- маршруты доставки груза из порта Владивосток в порт Санкт- Петербург тремя вариантами с использованием разных видов транспорта. В работе сделаны расчёты запретности данных маршрутов. Исходя из рассмотренных вариантов, очевидно, что третий вариант, с применением порта Китая, является наиболее оптимальным при отправке груза из Владивостока в Санкт-Петербург.



