Педагогические условия формирования профессиональной готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей (на материалах Ставропольского края)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 11
1.1. Военнослужащие и их семьи как особая социальная группа 11
1.2. Сущность и специфика социальной работы с различными категориями военнослужащих и членами их семей 40
1.3. Региональные особенности социальной работы с военнослужащими и их семьями 53
1.4. Модель специалиста по социальной работе с военнослужащими и членами их семей 66
ВЫВОДЫ 81
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ 85
2.1 Диагностика состояния профессиональной готовности будущих специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей 85
2.2. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущих специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей 102
2.3. Методическая система формирования готовности специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности по оказанию помощи военнослужащим и членами их семей 119
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 144
ВЫВОДЫ 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162
ЛИТЕРАТУРА 166
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Преобразованиям, осуществляемым в современном российском обществе, сопутствуют многочисленные социальные проблемы, затрагивающие социально не защищенные слои населения. Это в полной мере касается военнослужащих и членов их семей. В условиях коренных преобразований жизнедеятельности войск, динамичности и внезапности происходящих перемен они становятся социальной группой, находящейся в трудной жизненной ситуации и уязвимом положении.
Такое положение обусловлено как спецификой профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, так и рядом негативных тенденций все чаще проявляющихся в современной военно-социальной среде, что обусловливает необходимость квалифицированной помощи данной группе населения со стороны специалистов в области социальной работы.
Важность такой деятельности определяется еще и тем, что военнослужащие являются социальной группой, оказывающей существенное влияние на все общество в целом. Все это детерминирует потребность создания для различных категорий военнослужащих и их семей разветвленной и многоплановой системы социальной работы. Для преобразования существующей системы, которая в настоящее время в силу ряда политических, социально-экономических и других причин не реализуется в полной мере, необходимо разработать новые подходы к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов по социальной работе с учетом региональной специфики.
Таким образом, социальная значимость диссертационного исследования определяется потребностью в социальной помощи, рассматриваемой категории населения и высококвалифицированных специалистах, способных ее эффективно осуществлять.
Проблема подготовки специалистов по социальной работе к деятельности по оказанию помощи военнослужащим и членам их семей представляется в
4
качестве совокупности различных вопросов, принципиальные аспекты которых нашли свое отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психологической и педагогической литературе.
Так, специфика воинской службы и социальные проблемы воинского труда отражены в трудах М. И. Архипова, А. В. Барабанщикова, Г. Ф. Герасименко, В. П. Давыдова, И. А. Липского, Л. В. Матвейчук, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, Ю. А. Чернавия.
Для нашего исследования большое значение имели работы следующих авторов, посвященные исследованию особенностей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе: В. Г. Бочарова, С. И. Григорьева, Л. Г. Гуслякова, Н. С. Данакина, А. И. Лященко, Л. В Топчий, Е. И. Хорлостова, Б. Ю. Шапиро и др.
Проблемам социальной работы с различными категориями военнослужащих посвящены научные исследования Б. И. Антонова, И. С. Даниленко, И. В. Дмитриева, А. Ф. Евченко, Е. В. Коврижкиной, Г. Г. Лозы, Л.
В. Матвейчук, В. П. Петрова, Ю. В. Савинова, И. И. Скороходовой, Б. Е. Шелеста и др.
Особый интерес для нас представляли исследования в области социально-психологических последствий воздействия на людей экстремальных условий боевых действий и оказания социально-психологической помощи данной категории населения. Среди них следует выделить труды Р. А. Абдурахманова, А. А. Боченкова, Е. Г. Гордеева, В. А. Доморацкого, М. Е. Зеленовой, Т. В. Золоторевой, А. Б. Исаева, И. О. Котенева, Р. Лазаруса, Е. О. Лазебной, О. С. Лобастова, А. Г. Маклакова, Б. А. Маршанина, А. П. Мухина, Н. Н. Пуховского, А. Л. Пушкарева, К. В. Сельчонка, Л. И. Спивака, А. М. Столяренко, Н. В. Тарабриной, А. Е. Тараса, Н. М. Филиппова и др.
Большую роль в исследовании проблемы формирования профессиональной готовности специалиста по социальной работе оказали работы К. А. Абульхановой-Славской, Л. Г. Ахтаевой, Л. С. Выготского, А. А. Деркача, К. М. Дурай-Новаковой, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, А. Н. Леонтьева, К.
5
К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Р. Д. Санжевой, В. А. Сластенина и других авторов, посвященные исследованию феномена готовности к профессиональной деятельности.
Для проводимого нами исследования принципиальное значение имели те работы, в которых раскрыты проблемы теории и методики подготовки специалистов в области социальной работы (В. Г. Бочарова, В. П. Беспалько, С. Е. Борисов, С. И. Григорьев, В. Н. Гуров, М. А. Галагузова, В. И. Жуков, А. В. Иващенко, М. А. Кавальчук, А. А. Козлов и др.).
Несмотря на то, что отдельные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей, в целом нельзя говорить о достаточном уровне разработанности проблемы подготовки специалистов по социальной работе с военнослужащими. Определяется это и рядом установленных противоречий:
- между традиционным подходом к решению профессиональных задач, организацией военно-социальной работы и современными требованиями к осуществлению деятельности по оказанию помощи различным категориям военнослужащих и членов их семей;
- между потребностью в высококвалифицированных специалистах, способных оказывать различные виды помощи военнослужащим, членам их семей и отсутствием научно-методического обеспечения для подготовки специалистов к рассматриваемой профессиональной деятельности;
- между потребностью общества в профессионалах социальной работы и готовностью специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в области военно-социальной работы.
Анализ реального состояния проблемы показал, что в региональной практике (в частности, Ставропольском крае) имеет место недостаточная готовность специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей.
Таким образом, актуальность и недостаточная научно-теоретическая разработанность поставленной проблемы налицо, что и обусловило выбор темы
6
диссертационного исследования, формулировку цели, гипотезы, выделение объекта, предмета и задач исследования.
Цель исследования - выявление научно-педагогических основ формирования готовности специалистов по социальной работе к рассматриваемой профессиональной деятельности в системе высшего университетского образования.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности специалистов по социальной работе для работы с военнослужащими и членами их семей.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что обеспечение готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в области социальной работы с военнослужащими и членами их семей может приобрести более высокий уровень качества, если:
- в процессе подготовки будет учитываться специфика профессиональной (в том числе и региональной) деятельности в области социальной работы с военнослужащими и членами их семей;
- будут обеспечены условия для формирования мотивационно¬ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, профессиональному и личностному развитию обучающихся;
- технология профессиональной подготовки будет основана на личностно-деятельностном, индивидуально-творческом и полисубъектном подходах, применении интерактивных форм и методов обучения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Определить сущность, содержание, структуру, критерии и уровни готовности специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей.
7
2. Выявить функциональные роли и специфику профессиональной деятельности специалистов социальной работы с различными категориями военнослужащих.
3. Разработать профессиограмму специалиста по социальной работе с военнослужащими и членами их семей.
4. Определить и обосновать психолого-педагогические условия формирования у обучающихся готовности к будущей профессиональной деятельности в области социальной работы с военнослужащими.
5. Разработать систему формирования профессиональной готовности специалиста и осуществить ее опытно-экспериментальную проверку.
Исследование теоретических основ проблемы формирования готовности к профессиональной деятельности в области социальной работы с военнослужащими и членами их семей включало в себя несколько аспектов: рассмотрение военнослужащих и их семей как особой социальной и профессиональной группой, изучения сущности и специфики, в том числе и региональной, социальной работы с выделенными нами основными категориями военнослужащих, наиболее нуждающихся в социальной помощи: военнослужащие, проходящие службу по контракту; кадровые военнослужащие, уволенные в запас или отставку; военнослужащие, участники боевых действий. Изучение данных аспектов позволило нам получить всестороннее представление о предмете подготовки будущих специалистов. Региональные особенности социальной работы с выделенными категориями обусловили специфику деятельности специалиста в данной области и позволили определить требования к его теоретической и практической подготовке.
Данное диссертационное исследование было направлено на теоретическое осмысление поставленных проблем и поиск путей их решения.
Социальная работа с военнослужащими обладает рядом специфических черт, а именно: определенным уровнем политического содержания и нормативно-правового регулирования деятельности в области данного направления социальной работы, необходимостью повышенного внимания общества и государства к социальной работе в воинской среде, ограниченностью возможностей самих военнослужащих в решении своих социально-экономических проблем, зависимость уровня социальной работы от положения, престижа и социального статуса военнослужащих в обществе, многообразие функциональных направлений и задач, сложный состав и глубокая дифференциация агентов и клиентов, наличие непосредственной связи с морально-психологическим состоянием военнослужащих и социальным
163
самочувствием воинских коллективов. Региональные особенности данной деятельности заключаются в приоритетности такого направления, как социально-психологическая помощь военнослужащим - ветеранам боевых действий. Основным направлением данной деятельности является реабилитация военнослужащих, участников боевых действий, восстановления их способности адаптироваться к условиям мирной жизни. Специфика рассматриваемой профессиональной деятельности, в качестве факторов, определяющих ее эффективность и результативность, выдвигает определенные требования к специалистам ее осуществляющим.
Это положение нашло свое отражение в предлагаемой нами профессиограмме специалиста по социальной работе с военнослужащими и членами их семей. Профессиограмма включает в себя следующие компоненты: профессионально-гуманистическую направленность личности,
профессиональные знания, профессиональные умения, профессионально значимые личностные качества.
В соответствии с профессиограммой была выявлена сущность, структура и содержательные характеристики готовности к деятельности по оказанию помощи военнослужащим и их семьям.
Структура профессиональной готовности, по нашему мнению включает в себя четыре компонента: мотивационная готовность, теоретическая готовность, практическая готовность, креативная готовность.
Опираясь на теоретико-прикладной научный опыт моделирования и проектирования образовательного процесса, мы разработали методическую систему формирования готовности к рассматриваемому виду профессиональной деятельности. Она включает в себя следующие компоненты: целевой компонент - цели профессиональной подготовки; содержательный компонент - содержание профессиональной подготовки, организационно¬методический компонент - организационные формы, методы и средства обучения и контрольно-оценочный компонент, предполагающий проведение контрольно-оценочной деятельности.
164
Динамичность данной системы позволила описать планируемые результаты профессиональной подготовки, которыми являются необходимые для эффективного осуществления избранной профессиональной деятельности новообразования в свойствах личности обучающихся - элементы профессиональной готовности.
Цели и содержание профессиональной подготовки определялись нами с учетом специфики профессиональной деятельности в области социальной работы с военнослужащими и членами их семей. Это позволило в содержательном компоненте сгруппировать дисциплины
общепрофессиональной и специальной подготовки вокруг решения поставленных задач и выделить дисциплины, интегрирующие знания в области социальной работы с различными категориями военнослужащих и их семей. Апробирование полученных знаний, умений и навыков в реальной практической деятельности осуществлялось в период учебно-производственной практики за счет выполнения исследовательских заданий по авторской программе.
Методический аспект экспериментальной подготовки нашел свое отражение в широком применение активных форм и методов обучения. Формирование необходимых для эффективного осуществления избранной профессиональной деятельности новообразований в свойствах личности обеспечивалось реализацией личностно-деятельностного, индивидуально¬творческого и диалогического подходов при отборе содержания и технологии профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в данной области, а реализация выявленных нами психологических и педагогических условий формирования профессиональной готовности обучающихся позволила оптимизировать процесс профессиональной подготовки.
Динамика готовности обучающихся в ходе опытно-экспериментальной работы отслеживалась нами с помощью специально разработанных методик (анкет, опросников, тестов, системы заданий и т. д.).
165
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у значительного числа студентов экспериментальной группы существенно повысился уровень сформированности и развития системообразующих элементов профессиональной готовности и общий уровень выраженности профессиональной готовности. Вместе с тем нельзя не отметить наличие студентов со средним и низким уровнем сформированности готовности к рассматриваемому виду профессиональной деятельности, что, по нашему мнению, свидетельствует о том, что одной общепрофессиональной подготовки и внедрения специализированных спецкурсов не достаточно для подготовки высококвалифицированных специалистов по социальной работе в данной области. Решение этой проблемы возможно за счет более глубокой и целенаправленной подготовки в рамках дисциплин специализации.
1. Абдурахманов Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психологический журнал. - 1992. - Том 13. -№1- С. 131-134.
2. Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.-336с.
3. Абульханова - Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 300с.
4. Абульханова - Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. - М.: Наука, 1995-С. 27-48.
5. Албегова И.Ф. Введение в специальность “социальная работа”. Учебно-методическое пособие. - Ярославль, ОО “Социум”, 1997. - 38 с.
6. Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И. Психогении в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1991. - 95 с.
7. Александровский Ю.А., Румянцева Г.М., Щукин Б.П. Состояния психической дезадаптации в экстремальных условиях (по материалам аварии на Чернобыльской АЭС) /7 Журнал невропатологии и психиатрии.-1989.-№ 5.-С .111-117.
8. Алексахин А. Т. Научные основы военного обучения. - М.: Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1983. - 238 с.
9. Алексеева О.Ф. Психологическая консультация в структуре социальной работы // Социальная работа. - 1993. - Вып. 8. - С. 112 - 122.
10. Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. - 1981. - № 4.
- С. 91 - 102.
11. Аминов Н.А. Социальный работник в структуре социальных служб. Отбор социальных работников // Социальная работа. - 1993. - Вып. 8. - С. 178 -189.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.
- Казань: Из - во Казанского ун - та, 1988. - 157 с.
14. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
167
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Том 15 - № 1. - С. 3 - 18.
15. Архангельский С.И. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М.: Знание, 1978. - 64 с.
16. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дис. д-ра псих, наук в виде научного доклада. - М., 1995. - 45 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.,1982.
18. Барабанщиков А. В., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М.: Просвещение, 1988. - 269 с.
19. Беличева С.А. Научно-методическое обеспечение подготовки социальных работников // Социальная работа. - 1992. - № 6. - С. 65 - 68.
20. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. - 1988. - № 1. - С. 63 - 81.
21. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
22. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. — СПб.: “Социально-психологический центр”, 1996. — 379 с.
23. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. -207 с.
24. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999. - 184 с.
25. Буева Л.П. Человек: деятельность и обучение. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.
26. Вандашев В. Семьи погибших воинов/Юридическая консультация. Агитатор, 1989. - № 18. - С. 6-9.
27. Васильева Н.Ю. Психологический портрет социального работника (кпостановке проблемы) // Социальная работа. - 1992. - Вып. 5. - С. 55 - 63.
28. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: анализ преодолений критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984. - 283 с.
29. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.: “Ось - 89”, 1999. - 176 с.
168
30. Военная педагогика и психология /А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов,
Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко. - М.: Воениздат, 1986. - 239 с.
31. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / под ред. П.А. Корчемного. - М.: «Совершенство», 1998 - 384 с.
32. Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Т.1. - Москва-Тула, 1993. - С. 59-72.
33. Глебович Г. Специалист по социальной работе: принципиально новая профессия // Социальная работа. - 1992. - № 1. -С. 73-78.
34. Грановский P.M. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ, 1988. - 560 с.
35. Гребышева И.И. Социальная служба России и актуальные проблемы подготовки кадров социальных работников // Социальная работа. - 1992. -№ 1 . - С. 160-166.
36. Греков А. А., Бондаревская Е.В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов // Современная педагогика. - 1982. -№8. -С. 3-87.
37. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № . - С. 25 -32.
38. Деркач А. А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. - Вып. 1 - 2. - М.: Луч, 1993.-72 с.
39. Диагностика профессиональных способностей, систем профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994.-127 с.
40. Дмитриев И.В. Социально-психологическая адаптация офицеров, уволенных в запас, к условиям гражданской среды. - Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 1999. - 192 с.
41. Доэл М., Шадоу С. Практика социальной работы. Пер с англ. - М.: АО Аспект, 1995. - 237 с.
42. Дубровин В.Н., Мигачев Ю.И. Материальное обеспечение и социальная защита военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, членов их
169
семей. Справочное пособие. - М.: «Юрлитиформ», 2000. - 392 с.
43. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов и педагогической деятельности: Дис.... докт. пед. наук. - М., 1983.-356 с.
44. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976.-175 с.
45. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. - Минск: БГУ, 1981-383 с.
46. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: Изд. ЛГУ, 1985. - 166 с.
47. Ефимов Ю.А. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов социальной сферы в региональной системе образования: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.
48. Жуков В.И. Социальное образование в России: опыт и проблемы // Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. - М., 1997.-С. 4-7.
49. Журавлева Г.А. Профессиональная направленность как фактор учебной деятельности студента // Проблемы активности студентов. - Ростов-на-Дону, 1975.-С. 67-75.
50. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого- акмеологические основы. - М.: РАГС, 1994. - 267 с.
51. Зайнышев И.Г., Злобин ПЕ. Социологический портрет будущего специалиста социальной сферы // Российский журнал социальной работы. -1996. -№ 1.- С. 105-109.
52. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1994. - №3.-С. 3-9.
53. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. - 1997. - Том 18. - № 2.-С. 34-49.
170
54. Зимняя И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс // Социальная работа. - 1992. - № 6. - С. 85 - 91.
55. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 1. - С. 79 - 82.
56. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопросы психологии. -1990.-Том 11. -№ 4.- С. 108-116.
57. Иващенко А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная работа. - 1992. - № 1. - С. 170 - 172.
58. Игры - обучение, тренинг, досуг... /под ред. В.В. Петрусинского // В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
59. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. - М.,1971.
60. Качуровский В.И. Особенности подготовки социальных работников в условиях университета // Теория и практика социальной работы: Межвузовский сборник науч. трудов. - Пермь, 1994. - С. 53 - 56.
61. Кисилева Т.Г. Подготовка социальных работников - организаторов семейного досуга /Социальная работа. - Вып1. - М., 1992. - С. 172-177.
62. Клименко П.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1997.
63. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: МГУ, 1995. - 224с.
64. Клиническая психология в социальной работе: учебное пособие для вузов / под ред. Б. А. Маршинина. - М.: «Академия», 2002. - 224 с.
65. Ковалев В.П., Дружинин В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1985. - Том 6. - № 6.
66. Ковалев Г.А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психологический журнал. -1989.-Том
2. -№ 1.-С. 127-136.