Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ПОРТОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В ОБСЛУЖИВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Работа №72412

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Морские порты и их роль в организации системы международных морских перевозок
1.1 Международные морские перевозки понятие виды элементы .... 7
1.2 Основные тенденции и особенности развития портовой
инфраструктуры РФ 14
1.3 Развитие мировой торговли как фактор формирования портовой
инфраструктуры 24
2 Портовая инфраструктура Приморского края, ее место в системе транспортного обеспечения внешнеторговых сделок
2.1 Динамика показателей развития портовой инфраструктуры
Приморского края 33
2.2 Внешнеторговый оборот Приморского края, его взаимосвязь с
развитием портовой инфраструктуры 40
2.3 Основные направления и факторы, определяющие развитие
портовой инфраструктуры Приморского края 46
Заключение 57
Список использованных источников 62
Приложение 67

Развитие мирового рынка, международных производственных связей и внешней торговли приводят к динамичному росту объемов перерабатываемых грузопотоков, в обслуживание которых широко вовлечены крупные транспортные узлы, в том числе морские порты как базовые элементы мировой транспортной системы и инфраструктуры транспорта. В последнее время в связи с изменением технологий переработки грузов меняется роль морских портов, которую они традиционно выполняют в транспортной системе определенной территории или страны и, соответственно, в обеспечении ее внутренних и внешних торговых процессов. Порты превращаются из координирующих транспортных узлов в логистические распределительные центры, территориально - пространственные возможности которых к развитию исчерпаны, тем самым состояние большинства морских портов не отвечает растущим объемам перерабатываемых в портах грузопотоков.
Сейчас эта проблема становится все более актуальна для морских портов России и, в частности, Приморского края, так как через него проходит значительная доля грузооборота со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, который является локомотивом развития мировой торговли XXI века.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в выявлении взаимосвязи особенностей и перспектив развития портовой инфраструктуры и внешнеторгового оборота Приморского края.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть виды международных морских перевозок и их особенности;
- исследовать и систематизировать показатели и критерии оценки морских портов, а также выявить основные тенденции развития портовой инфраструктуры;
- определить основные тенденции развития внешней торговли России;
- определить роль морских портов Приморья в развитии транспортно-логистической системы России и оценить влияние развитости портов и их инфраструктуры на объемы внешней торговли;
- выявить основные направления развития внешней торговли Приморского края;
- выявить основные направления и перспективы развития портовой инфраструктуры морских портов Приморья.
Объектом исследования ВКР являются морские порты, как элемент транспортной инфраструктуры, и в частности морские порты Приморского края.
Предметом исследования выступают основные показатели внешней торговли и производительности морских портов.
При проведении исследования применялись методы системного и статистического анализа, классификации и статистических группировок, логического и сравнительного анализа, методической и статистической базой послужили нормативные, методические и статистические данные, материалы и сведения государственных органов: Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [5], Ассоциации морских торговых портов [14], официальная статистика Федеральной и Дальневосточной таможенных служб [4, 10], Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г. [8], а также другие доступные статистические научные источники, характеризующие работу морских портов в Российской Федерации, и в частности морских портов Приморского края. Иностранные источники, такие как официальная статистика Всемирной торговой организации и ее отчеты за 2015-2017 гг. [45, 46], официальный сайт и обзоры морского транспорта за 2016-2017 гг. Конференции ООН по торговле и развитию [47], были использованы при выявлении тенденций в области мировой торговли и портового хозяйства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Первая глава называется: «Морские порты и их роль в организации системы международных морских перевозок», вторая - «Портовая инфраструктура Приморского края, ее место в системе транспортного обеспечения внешнеторговых сделок», приложения содержат статистические данные и расчеты в таблицах, послужившие основой написания работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глобализация экономики активизировала процессы международного сотрудничества во всех его формах. Дополнительные стимулы получило развитие внешнеторговых отношений, которое предполагает постоянное наращивание физических объемов товарной массы, перемещаемой через таможенные границы, что требует создания определенных условий, в первую очередь - наличия соответствующей транспортной инфраструктуры.
Особое место в морской транспортной инфраструктуре занимают морские порты, значимость которых определяется тем, что большая часть, около 80% международных перевозок осуществляется морским транспортом. Порты выполняют операции, обеспечивающие своевременную доставку экспортно-импортных грузов до потребителей. Современные морские порты являются крупными распределительными центрами, которые предоставляют широкий спектр услуг, реализуя функции обслуживания операций по морской транспортировке товаров.
Основным количественным показателем, характеризующим производственные возможности морских портов, является грузооборот, который определяется, как суммарный объем всех грузов, пересекающих причальный фронт в том или ином направлении. Показателями, характеризующими качественное развитие портовой инфраструктуры, являются время обработки судна или стояночное время и производительность портов.
По уровню развития портовой инфраструктуры морские транспортные узлы классифицируют по 4 поколениям, в зависимости от того какую роль играет порт в процессе перевозки, начиная от первого поколения (перегруз товара с одного вида транспорта на другое) и заканчивая 4 поколением портов, осуществляющим широкий спектр услуг.
За период с 2010 по 2016 гг. произошли серьезные изменения портовой инфраструктуры, как во всем мире, так и в отдельных регионах: значительно увеличился общий мировой грузооборот портов, произошли существенные качественные изменения в их составе. Расширение внешнеэкономических связей и рост объемов мировой торговли, несмотря на значительный спад 2014-2017 гг., способствовали увеличению показателей объема грузооборота морских портов мира на 22%, за рассмотренный период. Товарная структура грузооборота характеризуется ростом удельного веса сухих грузов, за счет увеличения объемов перевозок контейнеров. Географическая структура мирового грузооборота за последние годы не изменилась: АТР составляет наибольшую долю экспортно-импортных перевозок морским транспортом, в частности, китайские порты на протяжение последнего десятилетия занимают почти все 10 лидирующих позиций по объемам грузооборота
Исходя из произведенных расчетов коэффициентов ковариации и коинтеграции, показатели характеризующие объемы мировой торговли и грузооборот морских портов тесно связаны между собой: с увеличением стоимости международных экспортно-импортных операций растут показатели производительности морских транспортных узлов, за счет роста объемов грузопотоков. Расширение спроса на портовые услуги способствует развитию всех элементов транспортной инфраструктуры. Существует и обратная связь: модернизация морской транспортной системы положительно влияет на скорость и качество проведение международных транзакций, так как уменьшается сталийное время, повышается пропускная способность портов и их судоёмкость.
РФ находится на 15 месте по объемам мирового экспорта, и ее удельный вес в мировой торговле за рассмотренный период с 2010 по 2016 гг. существенно вырос, за счет роста объемов экспортных и импортных товаропотоков. Так как более 60% внешнеторговых перевозок страны обслуживается морским транспортом, грузооборот морских портов России также характеризуется положительной тенденцией роста. По темпам роста объемов грузов, перевозимых морским транспортом, РФ опережает общемировые показатели. За 2010-2016 гг. внешнеторговые морские перевозки в РФ увеличились почти в 2 раза, причем, в отличие от мировых тенденций, рост объемов происходил в основном за счет наливных грузов, в частности сырой нефти, удельный вес которой в товарной структуре грузооборота составляет более 60%.
Важную роль в развитии внешней торговли Росси играют порты Приморья, обеспечивающие транспортную связь со странами АТР, удельный вес которых в мировой торговле около 63%. В Приморском краем расположено 6 крупных портов: Восточный, Находка, Владивосток, Зарубино, Посьет и Ольга, все они имеют свои структурные особенности разную специализацию.
Показатели грузооборота характеризуются тенденцией роста, за рассмотренный период в 1,7 раз увеличился объем перевалки грузов, что связано с расширением внешнеэкономических связей региона. Структура грузопотоков края характеризуется превышением экспорта (60%) над импортом. Экспорт на 68% состоит из минерального сырья (сырая нефть и уголь). При этом, отличительной чертой, характеризующей структуру внешнеторгового оборота края, является преобладание импорта над экспортом. Рассчитав тесноту связи между удельным весом экспортных и импортных внешнеторговых потоков и удельным весом грузопотоков портов, мы пришли к выводу, что зависимость между экспортными потоками сильная, коэффициент корреляции равен 0,86, это говорит о том, что порты обслуживают большую долю экспортных грузов края, что касается импортных потоков, связь незначительная, из чего можно сделать вывод, что импорт Приморья, состоящий на 50 % из машин и оборудования, обслуживается в большей степени другими видами транспорта.
Современное состояние инфраструктуры морских портов Приморского края еще не вполне соответствует потребностям рынка, так как растущий внешнеторговый оборот края требует модернизации портов и их инфраструктуры до среднемирового уровня, на сегодняшний день портовая инфраструктура соответствует только 2-3 поколениям портов. Производительность терминалов в 14 раз ниже производительности портов АТР, лидирующих по показателям развитости портовой инфраструктуры. В Приморье обработка судна в среднем занимает 6 - 12 ч., в то время как в зарубежных портах грузовые операции, процедуры оформления и контроля груза идут параллельно и производятся сразу после прихода судна в порт, а нормативная продолжительность всех процедур в 50 раз быстрее.
Крупнейшим портом по грузообороту является порт Восточный, удельный вес которого в общем грузообороте края составляет почти 60%, на территории транспортного узла находятся терминалы разной специализации, однако упор делается на обработке минерального сырья, а именно каменного угля, что идет в разрез с мировыми тенденциями развития контейнерных перевозок и увеличения количества контейнерных терминалов.
Порт Владивосток специализируется на обработке генеральных грузов, большую часть которых составляют контейнеры. Темп прироста объемов обработки контейнерных грузов крупнейшим терминалом порта ПАО «ВМТП» за 2016-2017 гг. составил 42% что выше общемирового показателя. Тем не менее, производительность порта в 14,5 раз ниже производительности портов АТР, лидирующих по данному показателю, что характеризует недостаточную оснащенность порта современным оборудованием.
Результаты деятельности морских портов Приморского края показывают прогресс, достигнутый благодаря выполнению планов, поставленных перед администрациями морских портов и реализацией инвестиционных проектов, таких как особая экономическая зона «Свободный порт Владивосток», предусмотренных программой развития. Стоит отметить, что существующие проекты развития делают упор не на крупнейших портах края, таких как Восточный и Владивосток, большинство проектов направлено на модернизацию порта Зарубино, преимущества которого определяются выгодным географическим положением на пересечении транспортных путей и незамерзающей акваторией. Создание на его территории крупного логистического центра с портовой инфраструктурой, соответствующей портам 4 поколения, по планам проектов выведет внешнюю торговлю края на новый качественный уровень, так как обработка грузов будет происходить в разы быстрее, что привлечет новых участников ВЭД. К сожалению, на сегодняшний день в регионе отсутствуют структуры, способные функционировать на уровне крупнейших зарубежных портов. Для того, чтобы выйти на показатели, которые демонстрируют соседние страны, России необходимо разработать и реализовать создание аналогичных инфраструктурных условий, что позволит существенно повысить объемы грузовых операций и обеспечить оказание сервисных услуг.



1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) Статья 788. Прямое смешанное сообщение. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/4f17b4139d038ee34b3 051eeeba7af4e265514bd.
2. ГОСТ 23867 - 79 «Эксплуатация речных портов. Термины и определения» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/1200009421.
3. Государственная программа «Развитие транспортной системы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 20 декабря 2017 года №1596. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://government.ru.
4. Дальневосточное таможенное управление. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dvtu.customs.ru.
5. Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агенство морского и речного транспорта [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.morflot.ru.
6. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://economy.ru.
7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 15.05.2014) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86305.
8. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года [Электронный ресурс]: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 167. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf.
9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: gks.ru.
10. Федеральная Таможенная служба [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.customs.ru.
11. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261- ФЗ (ред. от 29.12.2017): «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018). [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390.
12. Финансово-экономическое обоснование федерального закона «О свободном порте Владивостока» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://law.vl.ru/assoziazia/port/4.
13. Алексеева, Е. С. Сравнительный Анализ современного состояния и развития различных форм судоходства / Е.С. Алексеева // Вестник государственного университета морского и речного флота им. Адмирала С. О. Макарова. - 2017. - №2. - C. 105 - 110.
14. Альметова, З. В. Транспортная инфраструктура: учеб. пособие / З. В. Альметова; под ред. О.Н. Ларина. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 44 с.
15. Ассоциация морских торговых портов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.morport.com
16. Бодровцева, Н. Ю. Понятие и виды конкурентоспособности морских портов / Н. Ю. Бодровцева // Транспортное дело России. Экономика, управление, транспорт. - 2016. - № 5 (126) - С. 31 - 33.
17. Брызгалов, Р. А. Совершенствование организационно-управленческой структуры морских портов России: Модернизация.
Инновации. Развитие / Р.А. Брызгалов. - М.: Наука, 2012. 103 с.
18. Булатов, А. С. Экономика: учебник / А.С. Булатова. - М.: Экономист, 2004. - 896 с.
19. Вербило, О. М. Пути повышения пропускных способностей портовых контейнерных / О. М. Вербило // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - №1(29). - C. 137 - 144.
20. Вильский, Г. Б. Управление морским портом: учеб. пособие / Г. Б. Вильский, И. Н. Гончаров, Ю. Ю. Крук, Е. Д. Крушкин. - Одесса: Феникс, 2013. - 428 с.
21. Вицунис, Т. Систематизация факторов и показателей оценки конкурентоспособности морских портов. / Т. Вицунис // Транспортное дело России. - 2017. - №2. - C. 105 - 110.
22. Горячко, М. Д. Анализ конкурентной среды в морских портах Российской Федерации / М. Д. Горячко, А. А. Тодосиева // Полимасштабные системы «Центр - переферия» в контексте глобализации и реионализации. - 2015.- С. 450 - 454.
23. Загорский, И. О. Транспортная инфраструктура / И.О. Загорский, П. П. Володькин, А. С. Рыжова. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. Ун-та, 2015. - 228 с.
24. Зеленов, Н. Н. Изменение роли порта в современных условиях / Н. Н. Зеленов, В. В. Клименко // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 44. - С. 36 - 46.
25. Информационное агенство России TACC [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://tass.ru.
26. Исанина, Н. Н. Морской энциклопедический справочник / Н. Н. Исанина - Л.: Судостроение.1986, - 154 с.
27. Конанков, А. Г. Особенности работы на специализированных судах: учебное пособие /А. Г. Конанков. - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2015. - 358с.
28. Конференция Организации Объединенных наций по торговле и развитию, Обзор морского транспорта 2016 [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://unctad.org/en /rmt2016ru.pdf.
29. Милославская, С. В. Мультимодальные и интермодальные перевозки: учеб. пособие / С. В. Милославская, К. И. Плужников. - М.: РосКонсульт, 2001. - 47 с.
30. Милославская, С. В. Транспортные системы и технологии перевозок: учеб. пособие / С. В. Милославская, Ю. А. Почаев. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 116 с.
31. Николаева, Л. Л. Морские перевозки / Л.Л Николаева, Н. Н. Цымбал.
- Одесса: Феникс, 2005, - 425 с.
32. Никулина, С.В. Факторы конкурентоспособности международных морских портов / С.В. Никулина // Экономика и управление. - 2011. - № 5 (67)
- С. 141 - 143.
33. Новостной портал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/611093&full.
34. Официальный сайт АО «Восточный порт» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.vostport.ru.
35. Официальный сайт ПАО «ВМТП» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https: VMTP_presentation.ru.
36. Рейтинг морских торговых портов мира [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ports.com.
37. Терентьев, А. В. Грузовые перевозки: учеб. пособие /
Терентьев А. В., Менухова Т. А. - Санкт-Петербург: Свое изд-во, 2016. - 162 с.
38. Федеральная статистика ЕМИСС. [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - Режим доступа: www.fedstat.ru.
39. Фоменко, А. В. Роль портового хозяйства в деятельности логистических систем на различных этапах эволюционного развития. / А. В. Фоменко, А. А. Постригань // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2017. - № 2. - С. 55 - 60.
40. Хасбулатова, Р. И. Международная торговля: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатова. - М.: Юрайт, 2014. - 489 с.
41. Черенков, Н. И. Интермодальные перевозки и мировой
контейнерный флот: динамика и структура / Н. И. Черенков,
С. А. Русановский. // Инфраструктурные отрасли экономика: проблемы и перспективы развития - 2013. - № 3. - С 106 - 117.
42. Baburina, O. Sea ports of the World and Russia: turnower dynamics and development prospects / O. Baburina, S. Kondratyev // Transport business. - 2016. P. 141-145.
43. Morrison, R. J. Changes in the marine environment, review /
R.J. Morrison // Marine pollution bulletin . - 2016. P. 141-145.
44. Mark, G. Logistics development in China /G. Mark, C. Ling // International journal of physicak distribution and logistics management. - 2016. P. 886 - 917.
45. United Nations Conference on trade and Development [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://unctad.org/ wir2016.
46. World Trade Organization (WTO) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.wto.org.
47. United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), Review on maritime transport 2016. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary.com.
48. Trend Economy [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://trendeconomy.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ