РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования стратегии управления организацией 6
1.1 Научные подходы к определению сущности стратегии управления 6
1.2 Функции и принципы разработки стратегии управления организацией .... 15
Глава 2 Стратегический анализ организации ПАО «Магнит» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 26
2.2 Оценка текущей стратегии ПАО «Магнит» 34
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию стратегию развития
ПАО «Магнит» 46
3.1 Комплекс мероприятий по совершенствованию стратегии развития
организации 46
3.2 Оценка экономической эффективности от внедрения предложенных
мероприятий 55
Заключение 58
Список литературы 62
Приложения
Глава 1 Теоретические основы формирования стратегии управления организацией 6
1.1 Научные подходы к определению сущности стратегии управления 6
1.2 Функции и принципы разработки стратегии управления организацией .... 15
Глава 2 Стратегический анализ организации ПАО «Магнит» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 26
2.2 Оценка текущей стратегии ПАО «Магнит» 34
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию стратегию развития
ПАО «Магнит» 46
3.1 Комплекс мероприятий по совершенствованию стратегии развития
организации 46
3.2 Оценка экономической эффективности от внедрения предложенных
мероприятий 55
Заключение 58
Список литературы 62
Приложения
Актуальность темы исследования. Современное стратегическое управление организацией базируется на человеческом потенциале, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие достичь конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом поставленных целей и задач.
К объектам стратегического управления относятся организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются:
- проблемы, которые прямо связанны со стратегическими целями организации;
- проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме;
- проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. При выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы окажут влияние на развитие организации в перспективе. В связи с этим, актуальность стратегического управления развитием организации в современных российских условиях значительно возросла.
Текущее состояние экономики России и других регионов мира, экономическая конъюнктура российского рынка находится в отрицательной зоне вследствие повышенного влияния таких событий и фундаментальных факторов: геополитический кризис вокруг Украины и России, снижение объема экономики (снижение ВВП), нисходящая тенденция на мировом нефтяном рынке, рост индекса потребительских цен, девальвация рубля 2014 - 2015 гг., ухудшение платежного баланса и снижение золотовалютных резервов, ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
В сложившихся условиях модель стратегического управления современной российской организации необходимо формировать с учетом факторов внешней среды, а также внешних рисков, как политических, так и экономических. Поскольку чрезмерная активность фундаментальных потрясений и внешних рисков - это одна из ключевых причин фиаско стратегического планирования многих организаций.
В качестве объекта исследования выступает ПАО «Магнит».
Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии управления ПАО «Магнит».
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления организацией.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования стратегии управления организацией;
2. Проанализировать практику реализации стратегии управления ПАО «Магнит»;
3. Обосновать направления совершенствования стратегии управления ПАО «Магнит» и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют трубы отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и совершенствования стратегии управления организацией. Говоря о теоретической разработанности проблематики стратегического развития современных предприятий можно отметить, что она изучается в рамках теории управления, теории организации, менеджменте, стратегическом менеджменте, антикризисном менеджменте, управлении изменениями, инновационном менеджменте и ряда др. Каждое из направлений затрагивает отдельные аспекты функционирования, развития или роста организаций.
В работах В.С. Абрамова, И. Ансоффа [5], В.И. Грушенко [13], Т.В. Гудковой [14], В.М. Джуха [17], А.В. Латышова [28], В.Н. Парахиной [37], В. Токарева [46] подробно освещены вопросы стратегического управления организацией в современных условиях.
В научных трудах М.В. Осколковой, М.А. Ветошкиной [34], М. Портера [40], А.В. Чагаевой [47] рассмотрены особенности построения различных видов функциональных стратегий организаций. Р.А. Кузнецов [25], Л.В. Минченко, Н.Н. Бадаева [31], Е.В. Никифорова, Л.М. Куприянова [33], Л.В. Шалаева [49], Г.Е. Персиянова [52] изучали различные элементы стратегии развития организации.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информативные ресурсы сети интернет по исследуемой проблематике, отчетные данные о деятельности ПАО «Магнит».
Методы исследования: системный, функциональный и маркетинговый подходы; аналитический, статистический, графический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию стратегии управления российских торговых организаций.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
К объектам стратегического управления относятся организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Предметом стратегического управления являются:
- проблемы, которые прямо связанны со стратегическими целями организации;
- проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме;
- проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. При выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы окажут влияние на развитие организации в перспективе. В связи с этим, актуальность стратегического управления развитием организации в современных российских условиях значительно возросла.
Текущее состояние экономики России и других регионов мира, экономическая конъюнктура российского рынка находится в отрицательной зоне вследствие повышенного влияния таких событий и фундаментальных факторов: геополитический кризис вокруг Украины и России, снижение объема экономики (снижение ВВП), нисходящая тенденция на мировом нефтяном рынке, рост индекса потребительских цен, девальвация рубля 2014 - 2015 гг., ухудшение платежного баланса и снижение золотовалютных резервов, ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
В сложившихся условиях модель стратегического управления современной российской организации необходимо формировать с учетом факторов внешней среды, а также внешних рисков, как политических, так и экономических. Поскольку чрезмерная активность фундаментальных потрясений и внешних рисков - это одна из ключевых причин фиаско стратегического планирования многих организаций.
В качестве объекта исследования выступает ПАО «Магнит».
Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии управления ПАО «Магнит».
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления организацией.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования стратегии управления организацией;
2. Проанализировать практику реализации стратегии управления ПАО «Магнит»;
3. Обосновать направления совершенствования стратегии управления ПАО «Магнит» и оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют трубы отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и совершенствования стратегии управления организацией. Говоря о теоретической разработанности проблематики стратегического развития современных предприятий можно отметить, что она изучается в рамках теории управления, теории организации, менеджменте, стратегическом менеджменте, антикризисном менеджменте, управлении изменениями, инновационном менеджменте и ряда др. Каждое из направлений затрагивает отдельные аспекты функционирования, развития или роста организаций.
В работах В.С. Абрамова, И. Ансоффа [5], В.И. Грушенко [13], Т.В. Гудковой [14], В.М. Джуха [17], А.В. Латышова [28], В.Н. Парахиной [37], В. Токарева [46] подробно освещены вопросы стратегического управления организацией в современных условиях.
В научных трудах М.В. Осколковой, М.А. Ветошкиной [34], М. Портера [40], А.В. Чагаевой [47] рассмотрены особенности построения различных видов функциональных стратегий организаций. Р.А. Кузнецов [25], Л.В. Минченко, Н.Н. Бадаева [31], Е.В. Никифорова, Л.М. Куприянова [33], Л.В. Шалаева [49], Г.Е. Персиянова [52] изучали различные элементы стратегии развития организации.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информативные ресурсы сети интернет по исследуемой проблематике, отчетные данные о деятельности ПАО «Магнит».
Методы исследования: системный, функциональный и маркетинговый подходы; аналитический, статистический, графический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию стратегии управления российских торговых организаций.
Структура выпускной квалифицированной работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В основе управления развитием организации лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Разработка стратегии организации - непрерывный процесс, сопряженный с постоянным изменением положений стратегии, которое, в свою очередь, обусловлено изменениями внешней среды организации. Задача стратегического управления состоит в приспособлении организации к этим изменениям.
На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. На практике предприятия могут одновременно осуществлять не одну, а сразу несколько стратегий. В этом случае реализуется комбинированная стратегия. Таким образом, можно говорить о том, что стратегия развития является фундаментом, на базе которого предприятие организует свою деятельность и адаптируется к изменениям внешней среды для достижения конкурентного преимущества на рынке.
Новый взгляд на содержание стратегии, получивший развитие в рамках сетевого подхода, изменил отношение к проблеме управления эффективностью фирмы. В сетевом подходе эффективность организации определяется не уровнем ее «адаптации» внешнему окружению, а достижением совместимости с рыночным «контекстом», который формируется посредством взаимодействия и развития взаимоотношений с другими субъектами. Поэтому стратегическое управление фирмой должно быть направлено на конструирование «контекста» и управление «портфелем взаимоотношений» с агентами рынка.
Результатом анализа стратегического управления развитием организации должны быть альтернативные варианты ее перспективной стратегии или методы по корректировке текущего стратегического плана. Постоянная динамичность потребительских рынков и мировой экономической конъюнктуры - это одни из ключевых факторов важнейшего аспекта стратегического анализа современной организации, которая заинтересована в высоком уровне эффективности своей деятельности и непрерывного роста своей конкурентоспособности. Проведение анализа является гарантом разработки эффективной стратегии организации.
«Магнит» является крупнейшей российской сетью продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети - акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира располагается в городе Краснодар. ПАО «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. По данным на 31 марта 2018 г. компания включает 16 625 торговых точек, из них 12 283 - в формате «магазин у дома», 242 гипермаркета «Магнит», 210 магазинов «Магнит Семейный» и 3 890 магазина «Магнит- Косметик». Выручка компании за 1 квартал 2018 года составила 286,56 млрд рублей.
Исследуемое предприятие является конкурентоспособным и занимает хорошее положение на рынке, регулярно завоевывая новые сегменты и ниши. Кроме того, анализ финансовых показателей позволяет говорить о финансовой устойчивости организации. ПАО «Магнит» на сегодняшний день является одним из лидеров на рынке, предоставляя большое количество рабочих мест и качественные условия труда для своих сотрудников, что делает компанию привлекательным работодателем.
Стратегия развития ПАО «Магнит» заключается в следующих взаимосвязанных положениях:
- дальнейший органический рост сети: развитие существующей бизнес-модели на действующих рынках и целевое расширение географического присутствия;
- ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населённых пунктах с численностью от 5 тысяч человек и около 50 гипермаркетов в населённых пунктах с численностью от 50 тысяч человек;
- развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов;
- дальнейшее совершенствование логистических процессов и инвестиции в ИТ-систему для максимально эффективного управления запасами и транспортными потоками;
- развитие собственного импорта: увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов для минимизации издержек.
Проведенный стратегический анализ ПАО «Магнит» позволяет сделать вывод, что Магнит безусловно является одним из лидеров рынка розничной торговли. Основными конкурентами компании являются магазины «Дикси», «О’кей», «Наш» и «X5 Retail Group». «Магнит» стал лидером российского рынка продуктового ритейла по объему выручки и числу магазинов в 2013 г., опередив X5 Retail Group. Однако в 2015 г. наметился тренд на снижение темпов роста, а в 2016 г. «Магнит» показал самый слабый рост выручки за всю историю публичности компании. Выручка «Магнита» за 2017 г. выросла на 6,37% по сравнению с показателем за 2016 г. и составила 1,14 трлн руб.
Одной из главных причин, по которым «Магнит» стал уступать свои позиции на рынке, стало отсутствие долгосрочной стратегии эффективного роста и конкурентоспособности в изменившихся после 2014 года условиях российской экономики. Если та же «Пятерочка» или «Лента» построили свою деятельность на принципах ориентации деятельности на покупателя, стратегического маркетинга, эффективного категорийного менеджмента, то «Магниту» этого сделать не удалось.
Несмотря на достигнутые успехи в развитии ПАО «Магнит» существуют еще и резервы, которыми руководство предприятия пока не воспользовалось. Это относится к учету в рамках принятия управленческих решений особенностей самоорганизации, возникающих в процессе реализации стратегии развития предприятия. Следовательно, целесообразным является разработка синергетической модели формирования стратегии развития ПАО «Магнит» и оценка ее экономической эффективности.
В процессе развития ПАО «Магнит» можно выделить динамические аттракторы и точки бифуркации, в которых решающее значение имеют флуктуации (стохастические процессы). В рамках данной модели стратегического развития ПАО «Магнит» энтропия может интерпретироваться как мера его неопределенности (неупорядоченности), которая может приводить к разным исходам, а значит, и количеству информации, которое использует руководство предприятия как в рамках осуществления процесса управления в целом, так и стратегического развития, в частности. В рамках экономической оценки эффективности предполагаемой синергии роста была произведена экспертная оценка на основе данного метода дисконтирования денежных потоков. Полученный результат составил около 58 млн. руб.
На формирование стратегии компании оказывают влияние многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. На практике предприятия могут одновременно осуществлять не одну, а сразу несколько стратегий. В этом случае реализуется комбинированная стратегия. Таким образом, можно говорить о том, что стратегия развития является фундаментом, на базе которого предприятие организует свою деятельность и адаптируется к изменениям внешней среды для достижения конкурентного преимущества на рынке.
Новый взгляд на содержание стратегии, получивший развитие в рамках сетевого подхода, изменил отношение к проблеме управления эффективностью фирмы. В сетевом подходе эффективность организации определяется не уровнем ее «адаптации» внешнему окружению, а достижением совместимости с рыночным «контекстом», который формируется посредством взаимодействия и развития взаимоотношений с другими субъектами. Поэтому стратегическое управление фирмой должно быть направлено на конструирование «контекста» и управление «портфелем взаимоотношений» с агентами рынка.
Результатом анализа стратегического управления развитием организации должны быть альтернативные варианты ее перспективной стратегии или методы по корректировке текущего стратегического плана. Постоянная динамичность потребительских рынков и мировой экономической конъюнктуры - это одни из ключевых факторов важнейшего аспекта стратегического анализа современной организации, которая заинтересована в высоком уровне эффективности своей деятельности и непрерывного роста своей конкурентоспособности. Проведение анализа является гарантом разработки эффективной стратегии организации.
«Магнит» является крупнейшей российской сетью продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети - акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира располагается в городе Краснодар. ПАО «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. По данным на 31 марта 2018 г. компания включает 16 625 торговых точек, из них 12 283 - в формате «магазин у дома», 242 гипермаркета «Магнит», 210 магазинов «Магнит Семейный» и 3 890 магазина «Магнит- Косметик». Выручка компании за 1 квартал 2018 года составила 286,56 млрд рублей.
Исследуемое предприятие является конкурентоспособным и занимает хорошее положение на рынке, регулярно завоевывая новые сегменты и ниши. Кроме того, анализ финансовых показателей позволяет говорить о финансовой устойчивости организации. ПАО «Магнит» на сегодняшний день является одним из лидеров на рынке, предоставляя большое количество рабочих мест и качественные условия труда для своих сотрудников, что делает компанию привлекательным работодателем.
Стратегия развития ПАО «Магнит» заключается в следующих взаимосвязанных положениях:
- дальнейший органический рост сети: развитие существующей бизнес-модели на действующих рынках и целевое расширение географического присутствия;
- ежегодное открытие не менее 500 магазинов «у дома» и не менее 250 магазинов косметики в населённых пунктах с численностью от 5 тысяч человек и около 50 гипермаркетов в населённых пунктах с численностью от 50 тысяч человек;
- развитие мультиформатной бизнес-модели для удовлетворения потребностей покупателей с различным уровнем доходов;
- дальнейшее совершенствование логистических процессов и инвестиции в ИТ-систему для максимально эффективного управления запасами и транспортными потоками;
- развитие собственного импорта: увеличение доли прямых поставок свежих овощей и фруктов для минимизации издержек.
Проведенный стратегический анализ ПАО «Магнит» позволяет сделать вывод, что Магнит безусловно является одним из лидеров рынка розничной торговли. Основными конкурентами компании являются магазины «Дикси», «О’кей», «Наш» и «X5 Retail Group». «Магнит» стал лидером российского рынка продуктового ритейла по объему выручки и числу магазинов в 2013 г., опередив X5 Retail Group. Однако в 2015 г. наметился тренд на снижение темпов роста, а в 2016 г. «Магнит» показал самый слабый рост выручки за всю историю публичности компании. Выручка «Магнита» за 2017 г. выросла на 6,37% по сравнению с показателем за 2016 г. и составила 1,14 трлн руб.
Одной из главных причин, по которым «Магнит» стал уступать свои позиции на рынке, стало отсутствие долгосрочной стратегии эффективного роста и конкурентоспособности в изменившихся после 2014 года условиях российской экономики. Если та же «Пятерочка» или «Лента» построили свою деятельность на принципах ориентации деятельности на покупателя, стратегического маркетинга, эффективного категорийного менеджмента, то «Магниту» этого сделать не удалось.
Несмотря на достигнутые успехи в развитии ПАО «Магнит» существуют еще и резервы, которыми руководство предприятия пока не воспользовалось. Это относится к учету в рамках принятия управленческих решений особенностей самоорганизации, возникающих в процессе реализации стратегии развития предприятия. Следовательно, целесообразным является разработка синергетической модели формирования стратегии развития ПАО «Магнит» и оценка ее экономической эффективности.
В процессе развития ПАО «Магнит» можно выделить динамические аттракторы и точки бифуркации, в которых решающее значение имеют флуктуации (стохастические процессы). В рамках данной модели стратегического развития ПАО «Магнит» энтропия может интерпретироваться как мера его неопределенности (неупорядоченности), которая может приводить к разным исходам, а значит, и количеству информации, которое использует руководство предприятия как в рамках осуществления процесса управления в целом, так и стратегического развития, в частности. В рамках экономической оценки эффективности предполагаемой синергии роста была произведена экспертная оценка на основе данного метода дисконтирования денежных потоков. Полученный результат составил около 58 млн. руб.
Подобные работы
- Разработка стратегии управления организацией
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2023 - Разработка эффективной системы управления предприятием (организацией) (Менеджмент бизнеса, Алтайский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - Разработка логистической стратегии управления сбытом готовой продукции (на примере ООО «Автокомбинат №36»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование стратегии управления персоналом организации (на примере ООО «Сезон»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и оценка эффективности системы управления организации
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Стратегия управления персоналом на предприятии как фактор повышения эффективности управления человеческими ресурсами в условиях экономики знаний
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Разработка эффективной стратегии развития ООО «РСУ №9»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ООО «КУХНЯ ФЭМИЛИ МЕНЕДЖМЕНТ»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



