МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 10-12 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта 7
1.2. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивном, ориентированию
1.3. Средства и методы технической подготовки 14
1.4. Средства и методы тактической подготовки 26
Глава II. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 43
Глава III. Результаты исследования 45
3.1. Анализ данных технико-тактической подготовки
на начало эксперимента
3.2. Экспериментальная методика развития технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики технико-
тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
Выводы 69
Практические рекомендации 70
Список использованной литературы 71
Приложения 76
Глава I. Теоретико-методологические основы технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта 7
1.2. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивном, ориентированию
1.3. Средства и методы технической подготовки 14
1.4. Средства и методы тактической подготовки 26
Глава II. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 43
Глава III. Результаты исследования 45
3.1. Анализ данных технико-тактической подготовки
на начало эксперимента
3.2. Экспериментальная методика развития технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики технико-
тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
Выводы 69
Практические рекомендации 70
Список использованной литературы 71
Приложения 76
Актуальность исследования. Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором спортсмены, используя спортивную карту и компас, проходят неизвестную им трассу через контрольные пункты, расположенные на местности. Спортивные соревнования по виду спорта «спортивное ориентирование» проводятся на местности (правила вида спорта).
Результаты считаются по времени прохождения трассы или по количеству набранных очков. Более лучшему результату соответствует наименьшее время или наибольшее количество очков. В соревнованиях по выбору и на маркированной трассе результат определяется с учетом штрафного времени или штрафных очков (правила вида спорта).
«Спортивное ориентирование на местности - один из популярных видов спорта. Оно удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. Но все же первостепенную роль в ориентировании занимает технико-тактическая подготовка. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических и тактических ошибок минуты» (Акимов В. Г., Кудряшов А. А., 1988).
«Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического и тактического мастерства» (Огородников Б.И., Кирчо А. Н., Крохин Л.А., 1989). Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Объектом исследования в данной работе является технико-тактическая подготовка спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Предметом исследования является методика, направленная на совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанной методики технико-тактической под-готовки на протяжении всего подготовительного периода будет эффективным для показателей технико-тактической подготовленности у спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Цель работы - разработать и выявить эффективность методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Определить показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
2. Разработать и обосновать методику по повышению показателей технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
3. Выявить влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К.Бальсевич, Ж.К. Холодов. В.Н. Платонов, и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
- теория и методика спортивного ориентирования (В.Г. Акимов).
Новизна работы заключается в том, что исследований в спортивном ориентировании в данном направлении не проводилось и впервые апробируется разработанная нами методика технико-тактическую подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Теоретическая значимость проведенных исследований выражается в получении новых данных о содержании, направленности и методах повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по применению методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на тренировочных занятиях по спортивному ориентированию с обучающимися ГАУДО БОЦДЮТиЭ на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода и рекомендованы к внедрению в объединения и секции спортивного ориентирования Белгородской области и России. Материалы выпускной квалификационной работы были использованы при написании методического пособия «Передвижной палаточный лагерь», которое стало победителем Всероссийского конкурса учебных методических материалов, в помощь педагогам туристско- краеведческой и экскурсионной направленности, в честь 100-летия дополни-тельного образования.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литера-туры и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 75 страниц без приложений, 26 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения и 50 литературных источников.
Результаты считаются по времени прохождения трассы или по количеству набранных очков. Более лучшему результату соответствует наименьшее время или наибольшее количество очков. В соревнованиях по выбору и на маркированной трассе результат определяется с учетом штрафного времени или штрафных очков (правила вида спорта).
«Спортивное ориентирование на местности - один из популярных видов спорта. Оно удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. Но все же первостепенную роль в ориентировании занимает технико-тактическая подготовка. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических и тактических ошибок минуты» (Акимов В. Г., Кудряшов А. А., 1988).
«Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического и тактического мастерства» (Огородников Б.И., Кирчо А. Н., Крохин Л.А., 1989). Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Объектом исследования в данной работе является технико-тактическая подготовка спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Предметом исследования является методика, направленная на совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанной методики технико-тактической под-готовки на протяжении всего подготовительного периода будет эффективным для показателей технико-тактической подготовленности у спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Цель работы - разработать и выявить эффективность методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Определить показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
2. Разработать и обосновать методику по повышению показателей технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
3. Выявить влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К.Бальсевич, Ж.К. Холодов. В.Н. Платонов, и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
- теория и методика спортивного ориентирования (В.Г. Акимов).
Новизна работы заключается в том, что исследований в спортивном ориентировании в данном направлении не проводилось и впервые апробируется разработанная нами методика технико-тактическую подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Теоретическая значимость проведенных исследований выражается в получении новых данных о содержании, направленности и методах повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по применению методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на тренировочных занятиях по спортивному ориентированию с обучающимися ГАУДО БОЦДЮТиЭ на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода и рекомендованы к внедрению в объединения и секции спортивного ориентирования Белгородской области и России. Материалы выпускной квалификационной работы были использованы при написании методического пособия «Передвижной палаточный лагерь», которое стало победителем Всероссийского конкурса учебных методических материалов, в помощь педагогам туристско- краеведческой и экскурсионной направленности, в честь 100-летия дополни-тельного образования.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литера-туры и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 75 страниц без приложений, 26 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения и 50 литературных источников.
В ходе проведения исследования и педагогического эксперимента мы сделали следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка имеет важную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном этапе обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
2. В процессе исследования была разработана экспериментальная методика технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10¬12 лет, основанная на применении комплекса упражнений на совершенствование технико-тактической подготовленности.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы 10 - 12 лет по следующим тестам и контрольным испытаниям: тест №1 «Знание условных знаков спортивных карт», тест №2. «Контроль направления», в тест № 3 «Измерение расстояния». В результате проведения педагогического эксперимента выявлены следующие результаты:
- при сравнительном анализе данных тестирования отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
- по окончанию эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технико-тактической подготовке в экспериментальной группе на 22,2 %, в контрольной на 10 %.
4. Использованная нами методика в экспериментальной группе дала более значительные положительные результаты в технико-тактической подготовке участников, что позволяет нам рекомендовать данную методику тренерам и преподавателям к использованию в учебно-тренировочном процессе со спортсменами ориентировщиками.
1. Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка имеет важную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном этапе обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
2. В процессе исследования была разработана экспериментальная методика технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10¬12 лет, основанная на применении комплекса упражнений на совершенствование технико-тактической подготовленности.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы 10 - 12 лет по следующим тестам и контрольным испытаниям: тест №1 «Знание условных знаков спортивных карт», тест №2. «Контроль направления», в тест № 3 «Измерение расстояния». В результате проведения педагогического эксперимента выявлены следующие результаты:
- при сравнительном анализе данных тестирования отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
- по окончанию эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технико-тактической подготовке в экспериментальной группе на 22,2 %, в контрольной на 10 %.
4. Использованная нами методика в экспериментальной группе дала более значительные положительные результаты в технико-тактической подготовке участников, что позволяет нам рекомендовать данную методику тренерам и преподавателям к использованию в учебно-тренировочном процессе со спортсменами ориентировщиками.
Подобные работы
- Развитие технико-тактических навыков спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки средствами GPS-технологии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКА- ОРИЕНТИРОВЩИКА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ- ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Программа подготовки детей 10-12 лет по спортивному туризму на пешеходных дистанциях в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - Дифференцированный подход к подготовке спортсменов -ориентировщиков на основе психофизиологического состояния
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Комплексный контроль за подготовкой юных ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМА ВЫБОРА ПУТИ ДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ КОНТРОЛЬНЫМИ ПУНКТАМИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



