Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта 7
1.2. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивном, ориентированию
1.3. Средства и методы технической подготовки 14
1.4. Средства и методы тактической подготовки 26
Глава II. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 43
Глава III. Результаты исследования 45
3.1. Анализ данных технико-тактической подготовки
на начало эксперимента
3.2. Экспериментальная методика развития технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики технико-
тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет
Выводы 69
Практические рекомендации 70
Список использованной литературы 71
Приложения 76
Актуальность исследования. Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором спортсмены, используя спортивную карту и компас, проходят неизвестную им трассу через контрольные пункты, расположенные на местности. Спортивные соревнования по виду спорта «спортивное ориентирование» проводятся на местности (правила вида спорта).
Результаты считаются по времени прохождения трассы или по количеству набранных очков. Более лучшему результату соответствует наименьшее время или наибольшее количество очков. В соревнованиях по выбору и на маркированной трассе результат определяется с учетом штрафного времени или штрафных очков (правила вида спорта).
«Спортивное ориентирование на местности - один из популярных видов спорта. Оно удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. Но все же первостепенную роль в ориентировании занимает технико-тактическая подготовка. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических и тактических ошибок минуты» (Акимов В. Г., Кудряшов А. А., 1988).
«Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического и тактического мастерства» (Огородников Б.И., Кирчо А. Н., Крохин Л.А., 1989). Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Объектом исследования в данной работе является технико-тактическая подготовка спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Предметом исследования является методика, направленная на совершенствование технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Рабочая гипотеза: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанной методики технико-тактической под-готовки на протяжении всего подготовительного периода будет эффективным для показателей технико-тактической подготовленности у спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Цель работы - разработать и выявить эффективность методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Определить показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
2. Разработать и обосновать методику по повышению показателей технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
3. Выявить влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10 - 12 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды ведущих ученых по:
- теории и методике физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин, В.К.Бальсевич, Ж.К. Холодов. В.Н. Платонов, и др.)
- теории и методике спорта (В.Б. Иссурин, Л.П. Матвеев, В.С. Фарфель, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.)
- теория и методика спортивного ориентирования (В.Г. Акимов).
Новизна работы заключается в том, что исследований в спортивном ориентировании в данном направлении не проводилось и впервые апробируется разработанная нами методика технико-тактическую подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Теоретическая значимость проведенных исследований выражается в получении новых данных о содержании, направленности и методах повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов ориентировщиков.
Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по применению методики технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10-12 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на тренировочных занятиях по спортивному ориентированию с обучающимися ГАУДО БОЦДЮТиЭ на базе МБОУ СОШ №41 г. Белгорода и рекомендованы к внедрению в объединения и секции спортивного ориентирования Белгородской области и России. Материалы выпускной квалификационной работы были использованы при написании методического пособия «Передвижной палаточный лагерь», которое стало победителем Всероссийского конкурса учебных методических материалов, в помощь педагогам туристско- краеведческой и экскурсионной направленности, в честь 100-летия дополни-тельного образования.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литера-туры и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 75 страниц без приложений, 26 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения и 50 литературных источников.
В ходе проведения исследования и педагогического эксперимента мы сделали следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка имеет важную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном этапе обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
2. В процессе исследования была разработана экспериментальная методика технико-тактической подготовки спортсменов ориентировщиков 10¬12 лет, основанная на применении комплекса упражнений на совершенствование технико-тактической подготовленности.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное влияние разработанной методики на показатели технико-тактической подготовленности спортсменов экспериментальной группы 10 - 12 лет по следующим тестам и контрольным испытаниям: тест №1 «Знание условных знаков спортивных карт», тест №2. «Контроль направления», в тест № 3 «Измерение расстояния». В результате проведения педагогического эксперимента выявлены следующие результаты:
- при сравнительном анализе данных тестирования отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
- по окончанию эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технико-тактической подготовке в экспериментальной группе на 22,2 %, в контрольной на 10 %.
4. Использованная нами методика в экспериментальной группе дала более значительные положительные результаты в технико-тактической подготовке участников, что позволяет нам рекомендовать данную методику тренерам и преподавателям к использованию в учебно-тренировочном процессе со спортсменами ориентировщиками.
1. Агальцов В.Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ом.ГУФК. - 1990.
2. Акимов В.Г., Спортивное ориентирование. [Текст] / А.А. Кудряшов - Мн.: БГУ, 1977.
3. Акимов В.Г. Подготовка спортсменов ориентировщиков. [Текст] - Мн.: Полымя, 1987.
4. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. [Текст] - М.: ФиС, 1983.
5. Баклид Б. Тренировки по технике спортивного ориентирования на местности. [Текст] / Азимут - 2001. - № 1. - С. 14-15.
6. Бернт О. Тренировка техники спортивного ориентирования. [Текст] / Азимут. - 2003. - № 1. - С. 38.
7. Васильев Н.Д. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании. [Текст] / И.И Столов / Теория и практика физической культуры - 1985. - № 11. - С. 9 - 12.
8. Васильев Н.Д. Подготовка квалифицированных спортсменов-
ориентировщиков. [Текст] - Волгоград, 1984.
9. Воронов Ю.С. Исследование соревновательной деятельности юных спортсменов ориентировщиков. [Текст] / Теория и практика физической культуры - 2000. - № 9. - С. 32.
10. Воронов Ю. С. Отбор и прогнозирование результатов в спортивном ориентировании. [Текст] Уч. пособие - М.: ФСО РФ. - 1990.
11. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. [Текст] Уч. пособие - М.: ФСО РФ. - 1998.
12. Воронов Ю.С., Методика обучения юных ориентировщиков тех-нико-тактическим действиям и навыкам. [Текст] / М.В. Николин, Г.Ю. Мала-хова / Учебное пособие - Смоленск, 1998.
13. Воронов Ю.С., Программа детско-юношеский спортивных школ по спортивному ориентированию. [Текст] / Ю.С. Константинов - М.: ЦДЮ- Тур. 1999.
14. Вяткин Л.А., Туризм и спортивное ориентирование. [Текст] / Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов /Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: «Академия», 2001.
15. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков. [Текст] / Физическая культура в школе. - 1969. - № 7. - С. 36.
16. Елаховский С.Б., Пути совершенствования ориентирования на лыжах на маркированной трассе. [Текст] / А.А. Мальцев / Теория и практика физической культуры - 1980. - 32. - С. 14 - 16.
17. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1986.
18. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. [Текст] - М.: Физкультура и спорт. - 1979.
19. Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентирование. [Текст]. - Мн.: Полымя, 1983.
20. Иванов А.В., Влияние скорости передвижения спортсмена- ориентировщика, но способность к переключению внимания. [Текст] / А.А. Ширнян / Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.- С. 25.
21. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1985. -
22. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности. [Текст] - Таллинн: Изд- во ТПИ. 1975.
23. Казанцев С.А. Психофизиология спортивного ориентирования. [Текст] - М.: Академпринт, 2000.
24. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. [Текст] - Тарту: изд-во ТГУ , 1979.
25. Костылев В. Размышления о процессе ориентирования. [Текст] - М.: - 1998.
26. Костылев В. Тренировочный процесс. [Текст] /Азимут. - 1999. - № 2. - С 14-16.
27. Костылев В. Философия спортивного ориентирования. [Текст] - М.: - 1995.
28. Лукашова Е.В. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование» на 3 года. [Текст] / В.Ю. Лукашова - ГАУДОД БОЦДЮТиЭ, 2013.
29. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. [Текст] - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
30. Масальгин Н.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. [Текст] - М.: Физкультура и спорт. - 1974.
31. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. [Текст] Под ред. Лукьянова П.И. - 1997.
32. Огородников Б.И. Подготовка спортсменов ориентировщиков. [Текст] / А.Н Кирчо, Л.А. Крохин - М.: Физкультура и спорт. - 1978.
33. Огородников Б.И., Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. [Текст] / А.Л Моисеенко, Е.С. Приймак - М.: Физкультура и спорт. - 1980.
34. Олли-Пекка, Спортивное ориентирование. [Текст] / Карк Каинен, Олави Паакконен / Учебно-методическое пособие. - 1986.
35. Основы тренировки ориетировщика. - Ленинград, 1974.
36. Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных (дипломных) работ по специальности 022300 - Физическая культура и спорт "Квалификация - педагог по физической культуре и спорту": Учебное пособие. - Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2000.
37. Приймак Е.С., Анализ методов развития некоторых навыков ра-боты с картой у спортсменов ориентировщиков. [Текст] / О.К. Приймак, Б.И. Мулахметов / Теория и практика физической культуры. -1976. - № 2. С. 45.
38. Пронтишева Л.П. Истоки мастерства. [Текст]- Винница, 1990.
39. Соколова Т. Способности к интеллектуальным операциям с картой. [Текст] Азимут. - 2003. - № 2. - С. 12-13.
40. Столов И.И., Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании. [Текст] / В.М. Киселев / Методические рекомендации. - М.: ВНИИФК. - 1968. - № 4. - С. 134 - 142.
41. Суслов Ф.П., Закономерности проявления ориентировщиками интегральной спортивной работоспособности в связи с динамикой умственной и физической нагрузкой. [Текст] / В.В. Чешихина / Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 8. - С. 2.
42. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. [Текст] - М.: Просвещение, 1990.
43. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. [Текст] - М.: ЦДЮТур, 1996.
44. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. [Текст] - М. ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
45. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. [Текст] - М.: Центр детско-юношеского туризма, 1997.
46. Худякова Л. Традиционная схема технико-тактической подготовки в спортивном ориентировании. [Текст] / Азимут. - 2000. - № 3. - С. 37.
47. Ченцов В.А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук «Методологические основы управления процессом обучения в учреждениях дополнительного образования туристско -
краеведческого профиля». [Текст] - Москва, 2000.
48. Чешихина В.В. Исследование особенностей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов - ориентировщиков. [Текст] / Информационный вестник спортивного ориентирования. - 1992. - № 5. -с.35-41.
49. Чешихина В.В. Динамика совершенствования памяти в процессе многолетней тренировки спортсменов-ориентировщиков. [Текст] / Метод.
Рекомендации для тренеров и спортсменов-ориентировщиков. -М.: ФСО РФ.- 1995.
50. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования. [Текст] / Теория и практика физической культуры. - 1998. - №3 - С. 51.
51. Ян Арильд Юнсен. Тренировки по технике ориентирования. [Текст] /Азимут. - 2002. - № 2. - С. 37.