Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие технико-тактических навыков спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки средствами GPS-технологии

Работа №23213

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
457
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты обучения технико-тактическим навыкам в
спортивном ориентировании 7
1.1 Особенности технико-тактической подготовки и необходимые
навыки в спортивном ориентировании 7
1.2 Обзор методов обучения спортсменов-ориентировщиков в
дополнительной образовательной программе по спортивному ориентированию 18
1.3 Возможности применения GPS-технологии в процессе обучения
юных спортсменов-ориентировщиков 33
Выводы по главе 1 39
2. Проведение педагогического эксперимента с разработкой и внедрением упражнений с применением GPS-технологии в программу учебно¬тренировочного процесса 41
2.1 Упражнения с использованием GPS-технологии для включения в
программу учебно-тренировочного процесса спортсменов- ориентировщиков 41
2.2 Проведение педагогического эксперимента 46
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж


Спортивное ориентирование является динамично развивающимся видом спорта, как в России, так и во всем мире. А любое развитие невозможно без инноваций, применяемых как в процессе самих соревнований, так и в учебно-тренировочном процессе.
Внимание специалистов в области физической культуры и спорта всё в большей степени сосредотачивается не только на разработке методики тренировок сильнейших спортсменов, но и на дальнейшем улучшении системы подготовки спортивных резервов.
Специфика спортивного ориентирования состоит в активном сочетании умственной и физической работы. В методических разработках по данному виду спорта большое внимание уделяется развитию не только физического, но и технико-тактического компонента подготовки. Этот компонент может реализовываться посредством целенаправленного развития познавательных (когнитивных) процессов и учета стилевой принадлежности спортсменов, посредством игровой методики, или моделирования соревновательной деятельности.
Одни из основных элементов технико-тактической подготовки это навыки чтения карты и выбора варианта. Технико-тактическая подготовка на начальном этапе обучения носит теоретико-ознакомительный характер, в условиях ограничения двигательной активности, преобладания теоретических заданий в помещении, ознакомления с дистанцией при совместной работе с тренером. Все это существенно отличается от требований соревновательной деятельности. Поэтому переход, от освоения технико-тактических навыков в теории к их практическому применению, сопряжен с трудностями. При выходе на модельную тренировку не все дети успешно справляются в условиях комплексной практической деятельности. Большую роль в формировании навыка чтения карты и выбора варианта играет анализ действий спортсмена на дистанции. Анализ представляет из себя рефлексию своих действий: обоснование выбора варианта, соотношение траектории выбранного варианта движения и действительно реализованного, причины расхождения этих траекторий, причины ошибок. На этапе работы на дистанции и этапе анализа у спортсменов-ориентировщиков возникают сложности. Чаще всего они связаны с восприятием объектов на местности, сложностью рефлексии своего расположения относительно объектов, и расположения объектов на местности относительно друг друга, тем более, что восприятие происходит в условиях нестандартного психо¬эмоционального состояния, и в движении. Для анализа и развития навыка необходимо вспомнить свои действия на дистанции. Модельные тренировки осуществляются в группах, а затем индивидуально. При индивидуальной тренировке действия спортсмена-ориентировщика никто не может отследить. И если он совершает какие-то действия неосознанно, в силу еще не сформированности навыка чтения карты, то вспомнить свои действия после, в процессе анализа ему сложно, и нет источника кроме памяти спортсмена- ориентировщика, который бы помог восстановить цепочку действий.
Есть и сложности на первых индивидуальных тренировках, не касающиеся непосредственно навыков ориентирования, ответственность тренера за спортсмена, психо-эмоциональное состояние спортсмена, отношение родителей к тому, что «ребенок будет один в лесу». Мы считаем, что GPS-технология может помочь справиться с рядом этих проблем, а так же с проблемами восприятия и последующей рефлексии действий на дистанции для развития навыков технико-тактической подготовки.
Ребенок всегда находится под контролем, (при условии работы GPS- технологии онлайн), сам ребенок будет знать, что ему нечего бояться. В истории спортивного ориентирования данный аспект не рассматривался как проблема, но это тоже можно считать плюсом использования технологии. Но главная функция, которая будет нас интересовать, это возможность при рефлексивном анализе индивидуальной работы спортсмена на местности с тренером точно увидеть траекторию движения. Часто малоопытные спортсмены-ориентировщики, а иногда и опытные спортсмены - ориентировщики не могут вспомнить, или вследствие когнитивных искажений не могут точно воспроизвести свои действия на местности относительно объектов. А с помощью GPS-технологии можно восстановить свой путь движения, соотнести со своими воспоминаниями, сопоставить результаты своего восприятия и объективных условий.
В процессе формирования технико-тактических навыков мы определили проблему восприятия и последующей рефлексии опыта самостоятельной работы спортсменов-ориентировщиков на местности. И предлагаем её решение с помощью GPS-технологии.
Цель исследования: Теоретически обосновать и практически опробовать систему упражнений в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки для развития технико-тактических навыков средствами GPS-технологии.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов- ориентировщиков групп этапа специальной подготовки.
Предмет исследования: GPS-технология в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки.
Гипотеза: включение упражнений с использованием GPS-технологии в учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки, будет способствовать развитию технико¬тактических навыков: навыка чтения карты, навыка выбора варианта.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить особенности технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков.
2. Рассмотреть методы обучения спортсменов-ориентировщиков в дополнительной образовательной программе по спортивному ориентированию.
3. Проанализировать возможности применения GPS-технологии в процессе развития технико-тактических навыков у спортсменов- ориентировщиков групп специальной подготовки.
4. Разработать упражнения с применением GPS-технологии для включения в программу учебно-тренировочного процесса.
5. Провести педагогический эксперимент с включением в учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков упражнений с применением GPS-технологии на базе секции спортивного ориентирования в СДЮСШОР «Сибиряк».
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, специальной методической литературы, связанной с темой исследования, законодательных актов в сфере образования, дополнительного образования, спорта; моделирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; мониторинг обучаемости; интервью; статистические и графические методы обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования является секция спортивного ориентирования в СДЮСШОР «Сибиряк». Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы, которые составили 14 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы и специальной литературы, с целью рассмотрения особенностей технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков, и особенностей развития навыков. Исходя из анализа литературы мы пришли к выводу, что навык чтения карты и выбора варианта являются основными в технико-тактической подготовке. На основе интервью с высоко-квалифицированными спортсменами уточнен процесс чтения карты. На основе интервью с тренерами-преподавателями обозначены проблемы, возникающие при развитии навыков чтения карты и выбора варианта.
Нами были предложены упражнения с использованием GPS- технологии для включения в учебно-тренировочный процесс. Совместно с тренерами-преподавателями разработаны материалы, бланки для анализа, карты оценки.
Проведен педагогический эксперимент, опытный этап длился один месяц. Полученные результаты позволили частично подтвердить гипотезу о способствовании включения упражнений с использованием GPS-технологии в учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки, развитию технико-тактических навыков: навыка чтения карты, навыка выбора. По критерию скорость выбора варианта и обоснованность выбора варианта КГ и ЭГ имеют достоверные различия на момент окончания эксперимента. По критерию поэлементного описания действий на дистанции КГ имеет отрицательную динамику, ЭГ не имеет отличий. Так же, по критерию места в протоколе на контрольной дистанции группы не имеют достоверных различий.
Таким образом, не по каждому критерию группы имеют достоверные различия, но имеют положительную динамику изменения признака скорости и обоснованности выбора варианта. Нами были получены положительные отзывы от тренеров-преподавателей СДЮСШОР «Сибиряк». Предложение внедрения упражнений на протяжении соревновательного сезона (лето или зима), либо в годичном цикле, так как формирование навыка чтения карты и выбора варианта это длительный процесс, отследить подобные изменения за месяц достоверно - сложно. Предлагается рассматривать наше исследование как пилотажное, для выявления сложностей, которые возникают при практическом использовании упражнений, при проведении эксперимента, для дальнейшего применения и совершенствования упражнений.



1. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 2017-12-29 № N 273-ФЗ // Российская газета. № Федеральный выпуск №5976 (303).
2. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
3. Приказ Минобрнауки РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.13 №1008
4. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 N 30530)
5. Приказ Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27.12.13 г. № 1125
6. Приказ Минспорта России от 20.11.2014 N 930 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2014 N 35351)
7. Архипова В.Л.. Педагогика физической культуры и спорта: конспект лекций /В.Л. Архипова. - Красноярск: СФУ, 2009.
8. Управление процессом тренировки в спортивном ориентировании на основе оперативных данных / Ибрагимов, Д. Ш. // Физическая культура, здравоохранение и образование / Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием посвященной памяти В.С.Пирусского. - Томск, Томский государственный университет, 2012. - 251 с.
9. Константинов Ю. Глаголева О. Уроки ориентирования / Ю. Константинов, Глаголева О. - М.: ЦДЮТиК, 2005. - 328 с.
10. Агальцов, В.Н. Взаимосвязь уровня подготовленности спортсменов ориентировщиков и психологических особенностей их деятельности Текст. / В.Н. Агальцов, В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. 1998. - №10.
11. Акимов, В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика Текст. / В.Г. Акимов. Минск: Издательство БГУ им. В.И. Ленина, 1987.
12. Амуд, Б.Я. Соотношение эмпирического и теоретического обобщения в умственной деятельности младших школьников : автореф. дисс. .канд. психол. наук Текст. / Б.Я. Амуд. М., 1973.
13. Близневская, В.С. «Маятниковый» - необходимый в лыжном ориентировании ход / В.С. Близневская // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №10. - С. 47-51.
14. Блонский, П.П. Память и мышление Текст. / П.П. Блонский. СПб. : Питер, 2001.
15. Брайцева В.А. Конструирование тренировочных дистанций в беговых видах ориентирования на этапе спортивного совершенствования на основе морфологического анализа структуры соревновательной деятельности / В.А. Брайцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2017. — №1(143) с. 32-35.
16. Брайцева В.А. Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом / В.А. Брайцева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — №6(136) с. 24-30.
17. Воронов, Ю.С. Основы научно-методической деятельности в спортивном орентировании Текст. / Ю.С. Воронов, З.В. Васильева. — Смоленск : СГИФК, 2001.
18. Воронов, Ю.С. Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков на основе методики активного обучения Текст.: метод, рекомендации для тренеров / Ю.С. Воронов.- Смоленск : СГИФК, 1999.
19. Воронов, Ю.С. Повышение эффективности технико-тактической подготовки ориентировщиков с учётом возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Теоретико-методические проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. посвящённой 55-летию СмоленскогоГИФК. - Смоленск: СГАФКСТ, 2005. - С. 220-225.
20. Воронов, Ю.С. Морфологический анализ как предпосылка к конструированию соревновательных дистанций в спортивном ориентировании / Ю.С. Воронов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №6. - С. 19-23.
21. Воронов, Ю.С. Управление многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков / Ю.С. Воронов // Вестник спортивной науки. - 2004. - №3. - С. 35-42.
22. Горбунов, Г.Д. Исследования влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информации Текст.,/ Г.Д. Горбунов // Вопросы психологии. 1968. - № 4. - С. 57-69.
23. Ермолаева М.В., Родионов А.В., Иевлева М.М. . Когнитивные
механизмы процесса совершенствования психомоторной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. — 1996. — №8. // Библиотека международной спортивной информации. URL:
http://bmsi.ru/doc/a53b2ce8-257b-4d8d-a8e4-e1f1f1235041 (дата обращения: 20.05.2018).
24. Жигун, Е.Е. Обоснование технологии конструирования соревновательных дистанций в спортивном ориентировании на этапе углубленной тренировки / Е.Е. Жигун // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №8. - С. 34-37.
25. Жигун, Е.Е. Формирование технико-тактической подготовленности спортсменов, специализирующихся в беговых видах ориентирования, на основе моделирования различных соревновательных дистанций / Е.Е. Жигун // Проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: межвуз. сб. науч. тр. - Смоленск: СГАФКСТ, 2010. - Вып. 2. - С. 55-58.
26. Зорин, С. Д. Управление многолетней тренировкой учащихся детско- юношеских спортивных школ на основе применения бригадных форм работы тренеров : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары, 2005. - 23 с.
27. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика / Е.И. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 158 с.
28. Казанцев, С.А. Особенности внимания у спортсменов -
ориентировщиков Текст./ С.А. Казанцев // Сб. науч. трудов молодых ученых.- СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. С. 31-38.
29. Казанцев, С.А. Психология спортивного ориентирования: монография /
С.А. Казанцев. - СПб.: СПБГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. - 110 с.
30. Калёнов, В.В. Развитие памяти и внимания в процессе занятий
спортивным ориентированием / В.В. Калёнов // Проблемы современного развития спортивного ориентирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: ФЦДЮТиК, 2007. - С. 36-39.
31. Киселев, В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании Текст.: метод, разраб. / под ред. И.И. Столова, В.М. Киселева. М., 1985. - 36 с.
32. Ключникова Н. Н. Техническая подготовка на учебных занятиях специализации «Спортивное ориентирование»: Методические указания.— Ульяновск: УлГТУ, 2004.— 36 с.
33. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования: учебно-методическое пособие. — М. : ФЦДЮТИК, 2005. — 328 с.
34. Корнилова, Т.В. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределенности Текст. / Т.В. Корнилова, И.Г. Скотникова, Т.В. Чудина, О.И. Шуранова // Когнитивные' стили: Тезисы научно-практического семинара. 1986. С. 99—103.
35. Лукашев, Ю.С. Образовательная программа для системы
дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование». / Ю.С. Лукашев, - М.: ФЦДЮТиК. - 2005.
36. Мальчиков, A.B. Уроки ориентирования Текст. / A.B. Мальчиков // Азимут. 2003. - №3. - С. 42-43.
37. Моисеенков, А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов- ориентировщиков Текст. / А.Л. Моисеенков // Теория и практика физической культур. 1974. - № 4. - С.14-16.
38. Сираковская, Я.В. Развитие когнитивных процессов у юных спортсменов-ориентировщиков (9-12 лет) с использованием игрового метода с учётом их когнитивного стиля / Я.В. Сираковская, Е.Д. Никитина // Вестник Уральского государственного университета физической культуры. - 2011. - №1(3). - С. 30-32.
39. Сираковская, Я.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов- ориентировщиков на начальном этапе обучения: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Я.В. Сираковская. — Малаховка, 2011. 178 с.
40. Файрушин, А.Ш. Методическая разработка Техническая подготовка на этапе начальной подготовки. - Набережные Челны: 2016.
41. Филин В.П. Современные методы исследований в спорте.: учебное пособие / В.П. Филин, В.Г. Семенов, В.Г. Алабин. Харьков : Изд-во «Основа», 1994.
42.Чешихина, В.В. Исследование взаимосвязи между скоростью бега и точностью выполнения заданий по ориентированию у квалифицированных ориентировщиков: методическая разработка / В.В. Чешихина, Ф.П. Суслов, Е.А. Худякова. - Ашхабад, 1990. - 6 с.
43.Чешихина, В.В. Современная система подготовки в спортивном ориентировании: монография / В.В. Чешихина. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
44. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И.С. Якиманская. -М. : Педагогика, 1980. -240 с.
45.O-GPS СейеДЭлектронный ресурс]. - Режим доступа:http://o-gps- center.ru/about
46. Система спутникового слежения TrackGPS [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.trackgps.ru/sistema- sputnikovo go-slezheniya/
47. Bruk av GPS i treningsarbeidet ved analyse av o-teknikk («Использование
GPS в работе по техническому анализу») URL:
http: //www.olympiatoppen.no/fagomraader/trening/utviklingstrapper/orientering/gps/page7595.html(дата обращения: 21.04.2018)
48. Utviklingstrapp orientering (Пособие по обучению ориентирования на
разных стадиях) URL:
http: //www.olympiatoppen.no/fagomraader/trening/utviklingstrapper/orientering/page325.html(дата обращения: 21.04.2018)
49.SILVA. Orienteering at school 13-15 ages. URL:http: //orienteering.org/wp-content/uploads/2010/12/Silva BOOK Ages13-15_English _web.pdf(дата обращения: 21.04.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ