Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №72357

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы141
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
770
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения невербальной
коммуникации подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта 10
1.1. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и
особенности проявления в подростковом возрасте 10
1.2. Невербальное общение: функции, механизмы, средства
общения 16
1.3. Особенности развития невербальных коммуникаций в
подростковом возрасте 20
1.4. Роль индивидуально-типологических особенностей личности подростков в проявлении особенностей эмоционального интеллекта и невербальных средств общения 24
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование невербальной коммуникации у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Изучение эмоционального интеллекта подростков 34
2.3. Анализ невербальной коммуникации подростков и уровня
понимания невербальных сигналов в подростковом возрасте 42
2.4. Выявление индивидуально-типологических особенностей
личности подростков и их роль в эмоциональном интеллекте 52
2.5. Анализ характера связи между уровнями эмоционального интеллекта и невербальными коммуникациями с индивидуально-типологическими особенностями личности подростков 57
2.6. Программа развития невербальных коммуникаций в
подростковом возрасте 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Приложение 1. Диагностический инструментарий 74
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 94
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 104
Приложение 4. Программа для психолога по развитию невербальных коммуникаций в подростковом возрасте 107

Актуальность проблемы исследования. Подростковый возраст, является сензитивным периодом для развития, формирования различных сторон коммуникативной компетентности, где невербальные средства общения являются значимыми ее составляющими, недостаток практики непосредственного межличностного общения, использования невербальных средств коммуникации, может способствовать задержке или недоразвитию различных аспектов невербальной экспрессии у подростков. В связи с тем, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность, неумение взаимодействовать с окружающими, а также в условиях опосредованного общения Интернетом, почти отсутствует перцептивная опора на невербальное экспрессивное поведение другого человека, затруднена реализация собственного невербального экспрессивного репертуара. В дальнейшем недостаточное развитие невербально-коммуникативной компетентности подростка может затруднять все виды деятельности будущего взрослого человека - учебно-профессиональную, производственную, а также семейные и интимно-личностные отношения.
В рассмотрении проблемы невербального общения подростков исследователи отмечают две взаимосвязанные стороны: способность кодировать сигналы невербального общения и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения. Так, в работах Г.Е. Крейдлина [35] под кодированием невербального общения понимается правила невербального выражения себя в общении, это невербальная концептуализация переживаемых чувств в рамках определенных правил. В рамках другого подхода обсуждаются невербальный стиль поведения, «линия поведения», определяемые как стратегия и конкретный набор невербальных кодов, которые не имеют объективных значений, а подчиняются интерпретационным возможностям участников взаимодействия. Так, В.А. Лабунская [41] отмечает, что кодирование невербального общения опирается на ряд способностей умений, навыков, уровень развития которых во многом зависит от социализации субъектов общения, от условий становления их личности, от тех конкретных задач общения, которые им приходилось решать, иными словами, от их опыта и степени осознанности результатов данного процесса.
Впервые Л.С. Выготский [15] сформулировал проблему аффекта и интеллекта. Л.С. Выготский, подчеркивая тесную динамическую взаимосвязь этих двух сторон психической деятельности на всех ступенях ее развития, говорил при этом о прочности отрыва интеллектуальной стороны сознания от эмоциональной сферы человека.
Как отмечает в своей работе И.Н. Андреева [4], намеченные Л.С. Выготским [14] подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого она ссылается на высказывание Д.Б. Эльконина [65] о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития подростка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального). А так как современная социализация подростков такова, что уровень понимания невербальных коммуникаций понизился из-за развития компьютерных технологий и в то же время тесно связан с эмоциональным интеллектом, то сказанное свидетельствует об актуальности изучения
Целью исследования является выявление и изучение характера связи между особенностями невербальной коммуникации подростков и уровнем развития их эмоционального интеллекта.
Объект исследования: особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности невербальной коммуникации подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Гипотезы исследования:
1. Существует положительная связь между уровнем эмоционального интеллекта подростков и спецификой их невербальной коммуникации, в частности, чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта подростков, тем больше у них способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения, выше уровень понимания невербальных сигналов, более развита чувствительность подростков к невербальному поведению других;
2. Развитость невербального «языка» связана с индивидно-личностными характеристиками подростков: при доминировании в индивидуально-типологических особенностях личности подростков «экстраверсии» - шире диапазон зрительно воспроизводимых и коммуникативно-значимых движений человеческого тела.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу для выявления проблем невербальной коммуникации в подростковом возрасте с разным уровнем эмоционального интеллекта.
2. Определить уровень развития эмоционального интеллекта у подростков.
3. Изучить выраженность характеристик невербальной коммуникации у подростков: невербальный репертуар, сензитивность индивида к невербальному поведению другого, способность к управлению своим невербальным репертуаром.
4. Выявить индивидуально-типологические особенности личности в общении подростков и их влияние на эмоциональный интеллект и невербальные коммуникации.
5. Проанализировать характер связи между индивидуально-типологическими особенностями личности, спецификой невербальной коммуникации и уровнем развития эмоционального интеллекта.
6. Разработать программу по развитию невербальных коммуникаций в подростковом возрасте.
Теоретическими основами исследования выступают: теории развития личности в подростковом возрасте (Д.И. Фельдштейн [61]), теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо [47], теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмана [19], некогнитивная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина [45], теория социально-перцептивного подхода в невербальном поведении В.А. Лабунской [41].
Для решения поставленных задач применялись комплексные методы исследования:
1. Теоретические методы - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы; обобщение педагогического опыта;
2. Эмпирические методы - тесты, анкеты, опросники.
3. Статистические методы - программа SPSS 21.0, связи исследованы с помощью коэффициента Пирсона.
Методики исследования.
1. Тест эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин).
2. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (А.М. Кузнецов).
3. Анкета «Уровень понимания невербальных сигналов» (И.Г. Бехталь).
4. Индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик).
База и выборка исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева в количестве 83 человек.
Практическая значимость. Результаты эмпирического исследования могут использоваться в индивидуальном и групповом психологическом консультировании подростков, а также, для решения задач по развитию невербальных коммуникаций подростков с учетом индивидуально-типологических особенностей личности, влияющих на эффективность невербального общения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Положения на защиту:
1. Для подростков характерен средний уровень эмоционального интеллекта, его функциями являются обеспечение успешности внутриличностного и межличностного взаимодействия. Наименее развита способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
2. Выраженность характеристик невербальной коммуникации различаются у подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
3. В невербальном общении у подростков средний уровень понимания невербальных сигналов, наиболее развиты чувствительность, сензитивность к невербальному поведению других.
4. Индивидно-личностные характеристики подростков влияют на способность к управлению своим невербальным репертуаром.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается анализом теоретических и экспериментальных работ по исследуемой проблеме, позволяющим сформулировать гипотезу и определить задачи исследования; согласованностью научных позиций с данными других исследователей; организацией эмпирической работы в соответствии с целями, задачами и условиями проведения; использованием разнообразных методов психолого-педагогического исследования, адекватных предмету исследования; количественным и качественным анализом промежуточных и итоговых результатов исследования; использованием компьютерной программы SPSS 21.0 для расчета необходимых статистик и критериев.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 67 источников, приложений, 22 рисунков, 1 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проблемы особенностей невербальной коммуникации подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта нам показало, что подростковый возраст, является сензитивным периодом для развития и формирования различных сторон коммуникативной компетентности, где невербальные средства общения являются значимыми ее составляющими, а недостаток непосредственного межличностного общения, использования невербальных средств коммуникации, может способствовать задержке или недоразвитию различных аспектов невербальной экспрессии у подростков. В дальнейшем недостаточное развитие невербально-коммуникативной компетентности подростка может затруднять все виды деятельности будущего взрослого человека - учебно-профессиональную, производственную, а также семейные и интимно-личностные отношения.
Эмпирическая часть исследования показала, что в процессе определения уровня эмоционального интеллекта подростков, изучения выраженности характеристик невербальной коммуникации у подростков, выявления индивидуально-типологических особенностей личности в общении подростка и их влияние на эмоциональный интеллект и невербальные коммуникации существует влияние уровня межличностного интеллекта на способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения, влияние уровня понимания невербальных сигналов на чувствительность подростка к невербальному поведению другого , также найдены связи между параметрами доминирования в индивидуально-типологических особенностях экстраверсии у подростка, уровнем понимания чужих эмоций и невербальным репертуаром.
В подростковом возрасте мы увидели, что в эмоциональном интеллекте показатели межличностного и внутриличностного интеллекта представляют собой единство, но лучше развит межличностный интеллект. Это можно объяснить тем, что в подростковом возрасте ведущей является межличностная деятельность, что отвечает возрастной закономерности развития. Но в целом эмоциональный интеллект выражен на среднем уровне, а при анализе невербальной коммуникации у подростков, мы обнаружили что невербальная коммуникация и эмоциональный интеллект тесно связаны. Проанализировав саму невербальную коммуникацию, мы обнаружили что для подростков характерен средний уровень. Наиболее развит показатель сензитивности, что еще раз подтверждает связь с межличностным интеллектом. Но невербальный репертуар очень обеднен. Естественно возник вопрос есть ли связь с индивидуально-типологическими особенностями. В исследовании мы увидели, что для подростков характерны сензитивность и агрессивность, а также доказали, что невербальная коммуникация связана с эмоциональным интеллектом и индивидуально-типологическими особенностями, то есть, чем ниже показатель тревожности, тем выше уровень понимания невербальных сигналов и чем выше показатели экстраверсии, сензитивности и агрессивности, тем выше уровень понимания невербальных коммуникаций.
Таким образом, подтвердились гипотезы исследования о том, что существует положительная связь между уровнем эмоционального интеллекта подростка и спецификой его невербальной коммуникации, в частности, чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта подростка, тем больше у него способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения, выше уровень понимания невербальных сигналов, более развита чувствительность подростка к невербальному поведению другого, а также, что развитость невербального «языка» связана с индивидно-личностными характеристиками подростка: при доминировании в индивидуально-типологических особенностях личности подростка «экстраверсии» - выше уровень понимания чужих эмоций, шире невербальный репертуар, с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности.
Результаты эмпирического исследования могут использоваться в индивидуальном и групповом психологическом консультировании подростков, а также, для решения задач по развитию невербальных коммуникаций подростков с учетом индивидуально-типологических особенностей личности, влияющих на эффективность невербального общения подростков с разным уровнем эмоционального интеллекта.
В завершении нашего исследования нами разработана программа для школьного психолога по развитию невербальных коммуникаций в подростковом возрасте. При разработке которой мы учитывали индивидуально-типологические особенности, чтобы расширить поведенческий репертуар в подростковом возрасте.
Перспективы исследования: изучить гендерный аспект развития невербальной коммуникации в подростковом возрасте и проследить динамику развития невербальных коммуникации в старшем школьном возрасте.



1. Александрова А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А.А. Александрова, Т.В. Гудкова // Молодой ученый. -2013. -№5. -С. 617-622.
2. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.
3. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта// Психологический журнал. -2008. — №1. — С.39¬
4. Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. — 2008. — №5 — С.83.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. -2006. —№3 — С.78-86.
6. Аракелов, Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков. - М.: Изд-во УРАО, 2006. - 163 с.
7. Багдасарова Н.А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: «Прогресс», 1986. - С 422.
9. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - М.:
Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. - 472 с.
10. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология - Минск: БГПУ -2006. - С. 16 - 20.
11 . Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: «Питер», 1997. — 176 с.
12. Бхарвани Г. Эмоциональный интеллект. Тренинг «секретного интеллекта», который даёт эффективность в любом деле. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2009. - 218 с.
13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: 2000. - 224 с.
14. Вилюнас В. Психология эмоций: Хрестоматия / авторсоставитель В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2004. - 279 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития человека /Л.С.Выготский. — М.: Изд-во Смысл, 2005. — 1136 с.
16. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков. Сообщение III / Т.П. Гаврилова // Психологическая наука и образование - 1997. - №3. - С. 104 - 109.
17. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру. / Г.Г. Горскова. // Ананьевские чтения: Тез. науч.-практ. Конф. СПб., 1999. - С. 45-48.
18. Гоулман Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О.Г. Белошеев. Мн., ООО «Попурри», 2005. - 672 с.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. - 478 с.
20. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / ДэниелГоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 300 с.
21. Грецов А.Г. Жизненные проблемы современных подростков // Философские и духовные проблемы науки и общества / Под ред. А.В. Цыба, А.Ю. Азбеля. СПб.: СПбГУ., 2002. - с. 179-184.
22. Грецов А.Г. Подростковые проблемы и их некоторые психологические предпосылки // Личность. Образование. Общество. Материалы III Международной научно-практической конференции. СПб.: ЛОИРО, 2000. -с. 232-234.
23. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков// Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. No2. С. 92-100.
24. Дарвин Ч. Выражение эмоций у людей и животных // Питер, 2001. - 371 с.
25. Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии, 2007. — №1 (9). С. 92-95.
26. Деревянко С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы
категориальности// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол, гос. ун-т. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.
27. Джордани Э., Ласкони Т., Боскато Г. Подростки: жгучие вопросы. 1 дома, в школе, с друзьями. - Гатчина: 2001. - 128 с.
28. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
29. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Каковы эмоциональные особенности подросткового возраста / Е.С. Иванова // Эксперимент и инновации в школе - 2011/6 - С. 37 - 41.
30. Ильин Е.П. Чувства и эмоции. СПб. 2001. - 752 с.
31. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций / Л.Д. Камышникова; Институт психологии Российской академии наук. - Москва, 2012. - 22 с.
32. Ке де Ври Манфред. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта; Пер. с англ. — М. 2003. - 276 с.
33. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
34. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 237 с.
35. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: [Язык тела и естественный язык] / Г.Е. Крейдлин. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 581 с.
36. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях). Книга для семейного чтения. М.: 2002. - 318 с.
37. Крайг Г. Психология развития. СПб.: 2000. - 992 с.
38. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. —СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
39. Кулаков С.А. На приеме у психолога подросток: Пособие для практических психологов. - СПб.: 2001. - 350 с.
40. Кулганов В.А., Самуйлова Н.Н. Гендерные особенности управления
эмоциями в юношеском возрасте / В. А. Кулганов, Н. Н. Самуйлова // Здоровая личность: материалы международной научно-практической
конференции 21-22 июня 2012 года. — СПб.: СПбГИПСР, 2012.— 168 с.
41. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения / Вопросы психологии. 1987. №3. С. 70-77.
42. Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции / В.А. Лабунская. - Ростов: Издательство Ростовского университета, 1986. - 136 с.
43. Ласкони Т. Подростки перед зеркалом: маленькие и большие проблемы сегодняшней молодежи. Гатчина: 2002. - 90 с.
44. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. №4. С. 3¬22.
45. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. - 176 с.
46. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Человеческий потенциал - 2008. - №4 - С. 177-182.
47. Майер Д. Эмоциональный интеллект / Д. Майер, П. Сэловея, Д.Карузо, - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 176 с.
48. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся. - Псков: ГТГПИ, 2004. - 60 с.
49. Мешалевская С.В. Соотношение социального интеллекта и защитных механизмов в структуре личности подростков / С.В. Мешалевская // Ученые записки Российского государственного социального университета - 2011. - № 7. - С. 128 - 132.
50. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.
51. Мустафаев С.М. Особенности невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением. Издание: Перспективы Науки и Образования, 2014, №1.
52. Носенко Е.Л. Эмоциональный интелект: концептуализация феномина, основы функции: моногр / Е.Л. Носенко, Н.В. Коврига. - Киев: Высшая школа, 2003. - 126 с.
53. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: «КСП +», 2003. - 176 с.
54. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детермината результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности / А.В. Петровская. - Ярославль: ЯрГу им. П.Г. Демидова, 2007. - 27 с.
55. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения / Л.А. Поварницына. - М.: Просвещение, 1987. - 381 с.
56. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: 2000. - 624 с.
57. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб. 2003. - 350 с.
58. Собчик Л.Н. Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования // Московский психологический журнал. №3.
59. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 176 с.
60. Степанов И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и гендерной идентичности личности // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.12 (88). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
61. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка /Д.И. Фельдштейн. - М.: Знание, 1987. - 381 с.
62. Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-познавательном
процессе/ И.А. Фурманов А.А. Аладьин Е.М. Амешко. - Минск: Психология, 2005. - 189 с.
63. Экман П. Психология эмоций / П. Экман. - СПб.: Питер, 2014. - 240 с.
64. Юсупова Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности / Г.В. Юсупова; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Казань, 2006. - 18 с.
65. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте /Д.Б. Эльконин // Вопр. психол -1971. - № 4. - С. 6 — 20.
66. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - М.:
Университетская книга, 1996. - 592 с.
67. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - Спб.:Азбука, 2001. -
288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ