Введение 5
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ
ДОРОГИ» 6
1.1 Единая вертикаль управления ОАО «Российские Железные Дороги» 7
1.2 Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации: задача повышения эффективности грузовых перевозок 13
1.3 Договор об организации перевозок 15
1.4 Планирование маршрута 17
1.5 Причины несвоевременного отправления и прибытия поездов 18
Глава 2. МЕТОД АНАЛИЗА ПРИЧИН ЗАДЕРЖЕК ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ .21
2.1. Картирование процесса 21
2.2 Парето-анализ 25
Глава 3. МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАРШРУТОВ 39
3.1 Методология анализа свёртки данных. Data Envelopment Analysis (DEA) 39
3.2 Анализ эффективности деятельности маршрутов Октябрьской железной дороги с помощью анализа свёртки данных 43
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Приложение 58
Приложение 1. Отчёт для дорог назначения договорных маршрутов 58
Приложение 2. Работа Октябрьской ж.д. по отправлению и прибытию грузовых поездов на основе заключённых договоров за 5 месяцев 61
Приложение 3. Показатели нарушений графика движения поездов по маршрутам Октябрьской ж.д 67
Приложение 4. Сводная таблица неэффективных маршрутов Октябрьской железной дороги за полгода 84
На сегодняшний день в Российской Федерации 40% грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, что является стимулом для его стабильного развития. Для эффективного функционирования железнодорожного транспорта в стране, что будет способствовать созданию условий для модернизации и устойчивому росту экономики, по распоряжению Правительства РФ была принята Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Одной из задач стратегии является снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что количество перевозимого груза по железным дорогам находится на высоком уровне, средняя скорость движения грузовых поездов в нашей стране находится на удовлетворительном уровне, из-за чего часто происходят сбои в графике перевозки грузов. Специалисты рассчитали, что средняя скорость движения грузовых поездов в 2014 году равна 14,8 км/ч. Для сравнения, по данным немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn, средняя скорость грузового поезда в Германии составляет 50-60 км/ч, а в США - порядка 45,8 км/ч.
Для разрешения данной проблемы необходим глубокий анализ причин несвоевременного прибытия и грузовых поездов. Целью исследования является подготовка предложений по совершенствованию организации грузовых перевозок на основе анализа данных о причинах нарушения графиков движения грузовых поездов. Основные задачи:
1. Описание процесса грузовых перевозок по маршрутам
2. Выявление причин несвоевременного отправления и прибытия грузовых поездов на основе анализа эмпирических данных
3. Классификация причин задержек грузовых поездов и оценка их значимости
4. Разработка рекомендаций по предотвращению задержки отправления и прибытия грузовых поездов
5. Выбор методов количественного анализа
Выбранный компанией метод анализа значимости причин задержек грузовых поездов учитывает не все показатели (скорость локомотива, время задержки в пути), которые напрямую связаны с тем, что поезд сошел со своего графика. В выпускной квалификационной работе будет предложена модель, которая с высокой точностью определит уровень значимости каждой причины, из-за которой поезд прибыл не в соответствии с графиком, также определит, на сколько эффективна деятельность маршрутов Октябрьской железной дороги.
В данной работе была проанализирована проблема несвоевременного отправления и прибытия грузовых поездов на станции Октябрьской железной дороги. Основная цель работы, то есть подготовка предложений по совершенствованию организации грузовых перевозок на основе анализа данных о причинах нарушения графиков движения грузовых поездов, была выполнена. В первую очередь было проведено описание процесса грузовых перевозок по маршрутам. Далее, на основе анализа эмпирических данных, были выявлены причины, по которым поезда несвоевременно прибывают на станции назначения. На данном этапе работы, в первую очередь, необходимо было понять, какие же причины являются внутренними, то есть те, которые напрямую связаны с деятельностью компании, а какие возникают по вине клиентов. Так как компания ОАО «Российские железные дороги» для того, чтобы устранить причины задержек, с помощью метода Парето выявляет, какие же причины являются самыми значимыми, в работе был проведен анализ по вышеуказанному методу. В результате исследования данных за шесть месяцев, было получено, что, во-первых, причины из раза в раз остаются одними и теми же, и во-вторых, оказывается так, что в большинстве случаев компания выделяет те причины, которые напрямую не связаны с деятельность самой компании. В результате, из-за многочисленных задержек, компания теряет большую часть прибыли.
В выпускной квалификационной работе была предложена модель анализа свертки данных, благодаря которой компания может улучшить функционирование своих маршрутов за счёт своевременного выявления неэффективных. Модель учитывает то, насколько та или иная причина влияют на такие показатели, как средняя скорость движения поездов за период, количество своевременно прибывших поездов, общее время опоздания поездов на каждом маршруте. На примере деятельности маршрутов Октябрьской железной дороги было выявлено, что даже без учёта внешних проблем, имеется большое количество маршрутов, которые из раза в раз являются неэффективными. Если компания будет работать с этими маршрутами, своевременно выявляя причины плохого функционирования, уровень работы дорог значительно повысится и, соответственно, прибыль компании.
1. Cooper W. W., Seiford L. M., Zhu J. Data envelopment analysis. - Springer US, 2004. - С. 1-39.
2. Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе: справочник по управлению системами логистики в Восточной Европе, или что необходимо знать, чтобы система логистики была на 30% эффективнее //М.: Маркет ДС. - 2007. - С.95-98
3. Самсонова М. В., Ефимов В. В. Технология и методы коллективного решения проблем.: Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003.-152 с. - 2003 - с.69-72
4. A. I. Ali, Computational aspects of DEA, in A. Charnes, W. W. Cooper, A. Lewin, and
L. M. Seiford, eds., Data Envelopment Analysis: Theory, Methodology, and Applications,
Kluwer Academic Publishers, Boston, 1994, 63-88.
5. A. I. Ali and L. M. Seiford, Translation invariance in data envelopment analysis, Oper.
Res. Lett., 9 (1990), 400-410.
6. W. W. Cooper, R. G. Thompson, and R. M. Thrall, Extensions and new development in
DEA, Ann. Oper. Res., 66 (1996), 3-45.
7. A. Charnes and W. W. Cooper, Programming with linear fractional functionals, Naval
Res. Logist. Q., 9 (1962), 181-185.
8. Banker R.D., Charnes A., Cooper W.W. “Some Models for Estimating Technical and Scale Inefficiencies in Data Envelopment Analysis” - //Management Science (1984), 30. - pp. 2078¬1092.
Статья из журнала одного-двух-трех авторов
1. Федотов Ю. В. Измерение эффективности деятельности организации: особенности метода DEA (анализа свертки данных) //Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т. 10. - №. 2.
2. Белыш К. В., Давыдова Н. С. Алгоритм составления карты потока создания ценности на промышленном предприятии //Вестник Удмуртского университета. - 2015. - №. 2-1
Полное описание электронного ресурса
1. Железнодорожный транспорт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/zheleznodorozhnyy-transport.html, свободный. - Загл. с экрана.
2. Открытая Россия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://openrussia.org/post/view/8263/, свободный. - Загл. с экрана.
3. РЖД Документы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=3997свободный. - Загл. с экрана.
4. Альта Софт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alta.ru/logistics_news/23212/, свободный. - Загл. с экрана.
5. Транссибирская Магистраль [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.transsib.ru/cat-geo.htm, свободный. - Загл. с экрана.
6. Биртранс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.birtrans.msk.ru/zheleznodorozhnye_perevozki/, свободный. - Загл. с экрана.
7. Логистика поставок [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logisticas.ru/57/, свободный. - Загл. с экрана.
8. РЖД Документы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=3997свободный. - Загл. с экрана.
9. Система логистического управления перевозками в ОАО «РЖД» [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://edu.dvgups.ru/METDOC/GDTRAN/YAT/STATION/OSN_LOGIS/METOD/U_P/WEBU
MK/frame/3.htm#3.2, свободный. - Загл. с экрана.
10. Структура ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rzd.ru/ent/public/ru?STRUCTURE_ID=5185&layer_id=5554&id=1008,свободный. - Загл. с экрана.
11. РЖД Документы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=3997#5455, свободный. - Загл. с экрана.
12. Гарант. Информационно-правовое обеспечение [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.garant.ru/12129475/2/, свободный. - Загл. с экрана.
13. Esquire. Принцип Парето [Электронный ресурс] - Режим доступа, https://esquire.ru/ideas/clay-shirky, свободный. - Загл. с экрана.
1 4. KPMS [ Электронный ресурс ] - Режим доступа,
http://www.kpms.ru/Implement/Qms_Pareto_Chart.htm, свободный. - Загл. с экрана.