РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС НА ПРИМЕРЕ СТРАН «ЮЖНОГО РАСШИРЕНИЯ» И ИТАЛИИ: 1980-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
|
Введение 3
Глава I. Общая характеристика европейской региональной
политики
10
1.1. Этапы исторического развития региональной политики ЕС и
формирование единой региональной
политики 10
1.2. Региональные политика ЕС: основные тенденции 1980 -
современность 18
Глава II. Региональная политика ЕС в контексте стран «Южного расширения»
32
2.1. Второе и третье расширение ЕС 32
2.2. Особенности стран Южного расширения и Италии 43
2.3. Особенности региональной политики ЕС в отношении Греции,
Испании, Португалии и Италии на современном
этапе 63
Заключение 80
Библиография
Глава I. Общая характеристика европейской региональной
политики
10
1.1. Этапы исторического развития региональной политики ЕС и
формирование единой региональной
политики 10
1.2. Региональные политика ЕС: основные тенденции 1980 -
современность 18
Глава II. Региональная политика ЕС в контексте стран «Южного расширения»
32
2.1. Второе и третье расширение ЕС 32
2.2. Особенности стран Южного расширения и Италии 43
2.3. Особенности региональной политики ЕС в отношении Греции,
Испании, Португалии и Италии на современном
этапе 63
Заключение 80
Библиография
Актуальность темы исследования: Тема общеевропейского процесса интеграции привлекала и привлекает к себе значительное внимание исследователей. Сейчас этот процесс достиг такого уровня, что с полным основанием можно говорить, что Европа превращается в единую политическую и социально-экономическую систему.
Под особую категорию европейских регионов попадают страны Пиренейского полуострова, такие, как Испания и Португалия, а также расположенные на юге Европы Греция и Италия. Они, в силу разных причин (исторических, географических, экономических и т.д.) часто сталкиваются с определенными проблемами, создающими преграды для их стабильного роста. Известно, что Италия, как одна из стран - основательниц Европейских сообществ, оказалась наиболее слабым участником. Исторически сложившаяся региональная неоднородность Италии дополнялась и сохраняющимся разрывом в уровне экономического и социального развития между отдельными частями страны, прежде всего между Севером и Югом Италии. Проявления этой проблемы сильны и сегодня.
В 1981 и 1986 гг. произошло так называемое «южное расширение» ЕС за счёт Греции, Испании и Португалии, уровень экономического развития которых значительно отличался от остальных членов.
Таким образом, в 1970-1980 годах оформилась группа догоняющих стран первой волны. На данный момент эти страны образуют особую группу, региональная политика которых в рамках ЕС имеет схожие направления и задачи по устранению, стабилизации, выравниванию уровня дифференциации регионов внутри государств, а также регионов Европы в целом.
Также Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью анализа содержания региональной политики Европейского Союза, в частности в отношении указанных выше стран; во-вторых, анализа теоретического и практического опыта проведения региональной политики и оценки основных результатов ее воплощения в жизнь как в целом в Сообществе, так и в отдельных странах-членах ЕС.
Объектом исследования является региональная политика Европейского Союза на примере Италии и стран «Южного расширения». Предмет исследования - основные тенденции и итоги реализации региональной политики ЕС в отношении данных стран.
Цель выпускной работы: изучение и анализ особенностей стран «Южного расширения» и Италии, практического опыта региональной политики ЕС в отношении этих стран.
В соответствии с поставленной целью нами были определенны
следующие задачи:
1. рассмотреть этапы исторического развития и тенденции
формирования единой региональной политики ЕС как политической системы;
2. выделить политические и социально-экономические диспропорции в регионах стран Евросоюза в конце 1980-х по 2010 год;
3. проследить динамику осуществления «политики сплочения»;
4. изучить исторический этап вступления стран второго и третьего расширений и их особенности;
5. обозначить региональные особенности в Греции, Испании, Португалии и Италии;
6. проанализировать региональную политику ЕС в отношении данных стран.
Хронологические рамки работы охватывают период 1980-е годы ХХ века - 2018 г., то есть с момента вступления в ЕС Португалии, Испании и Греции, а также начала осуществления сообществом политики сплочения и осуществления программ по предоставлению помощи отсталым регионам для преодоления ими региональных диспропорций.
Методологическую базу исследования составили принципы историзма, научной объективности, а также комплексный подход, которые позволили предпринять попытку анализа особенности региональной политики Европейского Союза как в целом, так и в отношении определенных стран- участниц, а в частности в отношении Греции, Испании, Португалии и Италии.
В исследовании были использованы структурно-функциональный метод, метод системного анализа, позволяющий рассматривать регионал ьную политику как важную часть сложной системы организации ЕС, политические и социально-экономические процессы в рамках интеграционной группировки. Также при рассмотрении исторических этапов становления и эволюции политики сплочения ЕС, этапов второго и третьего расширений, выявлении особенностей региональной политики на современном этапе в отношении указанных выше стран, были задействованы такие базовые общенаучные методы, как метод сравнения, анализа и синтеза.
Степень разработанности темы. Изучению региональной политики Европейского Союза посвящены работы многих исследователей, политологов и историков как отечественных, так и разбуженных. Так, для определения понятия регион и исследования процессов интеграции на европейском континенте были задействованы работы Туровского Р.Ф. , Королева И.С. , Ярового Г.О. и Белокуровой Е.В. , Гриффитс Р.Т .
В начале 90-х годов XX века появился ряд исследований в разных областях (социология, политология, экономика), посвященных региональной политике как относительно самостоятельной и области деятельности политических субъектов, так и региональной политике Европейского Союза в частности. В работе были использованы различные статьи и монографии, по этому направлению: вышеуказанные Яровой Г.О. и Белокурова Е.В., Бередак Д.А. , Зонова Т.В. , Бусыгина И.М.
Также при изучении региональных диспропорций среди использованных монографий можно назвать работы Кузнецова А.В. и Кузнецовой О.В. , где дается статистика, описание региональной политики ЕС И частности и на современном этапе.
Изучению особенностей становления и развития региональной политики Италии, а также проблемам диспропорционального развития регионов страны посвящен ряд научных статей. Так, в своей работе Пантелеев Е.А. , рассматривает важные периоды формирование регионов в Италии как самостоятельных участников международной политики. Савченко Н.М. приводит анализ проблемы развития диспропорций по линии Север -Юг Италии . Тенденциям развития региональной политики Италии посвящена работа Барабанова О.Н. Изучению Италии в ХХ1 века уделен сборник статей, где задействована работа Холодковского К.Г., в которой он дает описание меняющемуся образу Италии в условиях кризиса .
Разработан сборник статей «Современная Греция в мировой экономике и политике», в основу которого легли результаты исследования южноевропейского долгового кризиса, в котором задействована работа Лубоцкой А.С. , посвященная рассмотрению отношений Греции и ЕС в условиях долгового кризиса.
Также работа Квашина Ю.Д. , Улунян А.А. , Авилова А.В. Особенностям региональной политики в Греции посвящена работа Зимакова А.В.
Также можно выделить ряд работ по Португалии и Испании. Так, региональной политике Португалии посвящена статья Трофимовой О.Е. Зудова Е.О. уделяет в своей работе внимание региональной политики ЕС в Испании и Португалии . Изучением проблем децентрализации Испании и формированию «государства автономий» занимаются Левощенко С.А. , Годлевская В.Ю. , Понеделко Г.Н. , Прохоренко И. Л.
Однако следует отметить, что в отечественной научной литературе явно ощущается недостаток исследований по проблемам региональной политики, в том числе инструментов ее реализации.
Можно сказать, что довольно интенсивно эта проблема изучается в европейских странах и самими европейскими институциями (в частности Еврокомиссией) . Так, третьему расширению ЕЭС посвящена работа Алисы Кунья, сотрудника Института современной истории Португалии . Португалия и европейская интеграция также рассматривается в работе Лючии Копполаро и
Педро Лейнса . Присоединение Греции к ЕЭС и интеграционные процессы рассматриваются в работе Гюнай Айлин Грюзей . Разрыв между Северной и Южной Италией, его истоки и нынешней статус рассматривается в работе А. Лепор . Также опыту региальной политики Испании в рамках ЕС посвящена работа профессора экономических наук Мадридского университета Комплутенсе Мигеля Себастьяна . Также есть работы, посвященные рассмотрению диспропорций в региональном развитии в Европейском Союзе . Описание опыта сплочения в прошлом (2000-2013 годы), оценка настоящего (2014-2020 годы) даются в работе Вильема Молле . Также детальному рассмотрению подвергается опыт отдельных стран в области региональной политики, социально-экономическом развитии «новых» членов ЕС, программах регионального развития .
Данная работа не состоялась бы без использования ряда источников и документов. Для изучения этапов исторического развития ЕС были задействованы: Декларация Шумана , Договор о создании Экономического Сообщества , Договор о Европейском Союзе , Единый европейский акт , Маастрихтский договор , Конституция Испании 1973 , Конституция
Португальской Республики от 2 апреля 1976 года39 , Конституция Итальянской Республики , Выступление президента Гарри С. Трумэна перед совместным заседанием Конгресса 12 марта 1947 года . Также были использованы интернет ресурсы: официальный сайт и журнал ЕС для рассмотрения и изучения региональной политики в отношении стран «Южного расширения» и Италии; официальные сайты указанных стран - сайт Национального Института Статистики Испании , сайт Министерства Иностранных Дел Испании , базы статистических и информационных данных по Италии , статистика Греции и др.
Также нами были рассмотрены документы Еврокомиссии : отчеты, распоряжения, статистические исследования, программные документы. Этот вид источников был необходим для анализа региональной политики в ЕС на наднациональном уровне .
Также задействованы данные Статистической службы ЕС для сравнения региональной политики в отдельных странах .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты проведения региональной политики Европейского Союза как в отношении стран «Южного расширения» и Италии, так и в целом.
Под особую категорию европейских регионов попадают страны Пиренейского полуострова, такие, как Испания и Португалия, а также расположенные на юге Европы Греция и Италия. Они, в силу разных причин (исторических, географических, экономических и т.д.) часто сталкиваются с определенными проблемами, создающими преграды для их стабильного роста. Известно, что Италия, как одна из стран - основательниц Европейских сообществ, оказалась наиболее слабым участником. Исторически сложившаяся региональная неоднородность Италии дополнялась и сохраняющимся разрывом в уровне экономического и социального развития между отдельными частями страны, прежде всего между Севером и Югом Италии. Проявления этой проблемы сильны и сегодня.
В 1981 и 1986 гг. произошло так называемое «южное расширение» ЕС за счёт Греции, Испании и Португалии, уровень экономического развития которых значительно отличался от остальных членов.
Таким образом, в 1970-1980 годах оформилась группа догоняющих стран первой волны. На данный момент эти страны образуют особую группу, региональная политика которых в рамках ЕС имеет схожие направления и задачи по устранению, стабилизации, выравниванию уровня дифференциации регионов внутри государств, а также регионов Европы в целом.
Также Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью анализа содержания региональной политики Европейского Союза, в частности в отношении указанных выше стран; во-вторых, анализа теоретического и практического опыта проведения региональной политики и оценки основных результатов ее воплощения в жизнь как в целом в Сообществе, так и в отдельных странах-членах ЕС.
Объектом исследования является региональная политика Европейского Союза на примере Италии и стран «Южного расширения». Предмет исследования - основные тенденции и итоги реализации региональной политики ЕС в отношении данных стран.
Цель выпускной работы: изучение и анализ особенностей стран «Южного расширения» и Италии, практического опыта региональной политики ЕС в отношении этих стран.
В соответствии с поставленной целью нами были определенны
следующие задачи:
1. рассмотреть этапы исторического развития и тенденции
формирования единой региональной политики ЕС как политической системы;
2. выделить политические и социально-экономические диспропорции в регионах стран Евросоюза в конце 1980-х по 2010 год;
3. проследить динамику осуществления «политики сплочения»;
4. изучить исторический этап вступления стран второго и третьего расширений и их особенности;
5. обозначить региональные особенности в Греции, Испании, Португалии и Италии;
6. проанализировать региональную политику ЕС в отношении данных стран.
Хронологические рамки работы охватывают период 1980-е годы ХХ века - 2018 г., то есть с момента вступления в ЕС Португалии, Испании и Греции, а также начала осуществления сообществом политики сплочения и осуществления программ по предоставлению помощи отсталым регионам для преодоления ими региональных диспропорций.
Методологическую базу исследования составили принципы историзма, научной объективности, а также комплексный подход, которые позволили предпринять попытку анализа особенности региональной политики Европейского Союза как в целом, так и в отношении определенных стран- участниц, а в частности в отношении Греции, Испании, Португалии и Италии.
В исследовании были использованы структурно-функциональный метод, метод системного анализа, позволяющий рассматривать регионал ьную политику как важную часть сложной системы организации ЕС, политические и социально-экономические процессы в рамках интеграционной группировки. Также при рассмотрении исторических этапов становления и эволюции политики сплочения ЕС, этапов второго и третьего расширений, выявлении особенностей региональной политики на современном этапе в отношении указанных выше стран, были задействованы такие базовые общенаучные методы, как метод сравнения, анализа и синтеза.
Степень разработанности темы. Изучению региональной политики Европейского Союза посвящены работы многих исследователей, политологов и историков как отечественных, так и разбуженных. Так, для определения понятия регион и исследования процессов интеграции на европейском континенте были задействованы работы Туровского Р.Ф. , Королева И.С. , Ярового Г.О. и Белокуровой Е.В. , Гриффитс Р.Т .
В начале 90-х годов XX века появился ряд исследований в разных областях (социология, политология, экономика), посвященных региональной политике как относительно самостоятельной и области деятельности политических субъектов, так и региональной политике Европейского Союза в частности. В работе были использованы различные статьи и монографии, по этому направлению: вышеуказанные Яровой Г.О. и Белокурова Е.В., Бередак Д.А. , Зонова Т.В. , Бусыгина И.М.
Также при изучении региональных диспропорций среди использованных монографий можно назвать работы Кузнецова А.В. и Кузнецовой О.В. , где дается статистика, описание региональной политики ЕС И частности и на современном этапе.
Изучению особенностей становления и развития региональной политики Италии, а также проблемам диспропорционального развития регионов страны посвящен ряд научных статей. Так, в своей работе Пантелеев Е.А. , рассматривает важные периоды формирование регионов в Италии как самостоятельных участников международной политики. Савченко Н.М. приводит анализ проблемы развития диспропорций по линии Север -Юг Италии . Тенденциям развития региональной политики Италии посвящена работа Барабанова О.Н. Изучению Италии в ХХ1 века уделен сборник статей, где задействована работа Холодковского К.Г., в которой он дает описание меняющемуся образу Италии в условиях кризиса .
Разработан сборник статей «Современная Греция в мировой экономике и политике», в основу которого легли результаты исследования южноевропейского долгового кризиса, в котором задействована работа Лубоцкой А.С. , посвященная рассмотрению отношений Греции и ЕС в условиях долгового кризиса.
Также работа Квашина Ю.Д. , Улунян А.А. , Авилова А.В. Особенностям региональной политики в Греции посвящена работа Зимакова А.В.
Также можно выделить ряд работ по Португалии и Испании. Так, региональной политике Португалии посвящена статья Трофимовой О.Е. Зудова Е.О. уделяет в своей работе внимание региональной политики ЕС в Испании и Португалии . Изучением проблем децентрализации Испании и формированию «государства автономий» занимаются Левощенко С.А. , Годлевская В.Ю. , Понеделко Г.Н. , Прохоренко И. Л.
Однако следует отметить, что в отечественной научной литературе явно ощущается недостаток исследований по проблемам региональной политики, в том числе инструментов ее реализации.
Можно сказать, что довольно интенсивно эта проблема изучается в европейских странах и самими европейскими институциями (в частности Еврокомиссией) . Так, третьему расширению ЕЭС посвящена работа Алисы Кунья, сотрудника Института современной истории Португалии . Португалия и европейская интеграция также рассматривается в работе Лючии Копполаро и
Педро Лейнса . Присоединение Греции к ЕЭС и интеграционные процессы рассматриваются в работе Гюнай Айлин Грюзей . Разрыв между Северной и Южной Италией, его истоки и нынешней статус рассматривается в работе А. Лепор . Также опыту региальной политики Испании в рамках ЕС посвящена работа профессора экономических наук Мадридского университета Комплутенсе Мигеля Себастьяна . Также есть работы, посвященные рассмотрению диспропорций в региональном развитии в Европейском Союзе . Описание опыта сплочения в прошлом (2000-2013 годы), оценка настоящего (2014-2020 годы) даются в работе Вильема Молле . Также детальному рассмотрению подвергается опыт отдельных стран в области региональной политики, социально-экономическом развитии «новых» членов ЕС, программах регионального развития .
Данная работа не состоялась бы без использования ряда источников и документов. Для изучения этапов исторического развития ЕС были задействованы: Декларация Шумана , Договор о создании Экономического Сообщества , Договор о Европейском Союзе , Единый европейский акт , Маастрихтский договор , Конституция Испании 1973 , Конституция
Португальской Республики от 2 апреля 1976 года39 , Конституция Итальянской Республики , Выступление президента Гарри С. Трумэна перед совместным заседанием Конгресса 12 марта 1947 года . Также были использованы интернет ресурсы: официальный сайт и журнал ЕС для рассмотрения и изучения региональной политики в отношении стран «Южного расширения» и Италии; официальные сайты указанных стран - сайт Национального Института Статистики Испании , сайт Министерства Иностранных Дел Испании , базы статистических и информационных данных по Италии , статистика Греции и др.
Также нами были рассмотрены документы Еврокомиссии : отчеты, распоряжения, статистические исследования, программные документы. Этот вид источников был необходим для анализа региональной политики в ЕС на наднациональном уровне .
Также задействованы данные Статистической службы ЕС для сравнения региональной политики в отдельных странах .
Данная источниковая база позволила, на наш взгляд, затронуть важные аспекты проведения региональной политики Европейского Союза как в отношении стран «Южного расширения» и Италии, так и в целом.
Исследование эволюции региональной политики Европейского Союза представляет большой интерес с теоретической и практической точки зрения. Однако можно сказать, что это является весьма сложной задачей для научной работы.
На протяжении длительной истории развития европейских стран, и стран «Южного расширения» и Италии в том числе, обуславливалось формирование сложного синтеза социально-экономических, хозяйственных, культурных и политических отношений, что в конечном итоге привело к созданию Европейского Союза - одного из самых удачных примеров интеграционного объединения.
Региональная политика или политика сплочения ЕС представляет собой систему мер, направленных на преодоление межрегионального экономического разрыва и на повышение благосостояния регионов стран, входящих в состав организации. Региональная политика имеет структурное направление, финансовое и социальное.
Чтобы достичь широкого спектра целей региональная политика ЕС развивалась и совершенствовалась на протяжении последних десятилетий. Сейчас под воздействием территориальных расширений ее роль в странах ЕС все больше возрастает.
Мы можем отметить, что при проведении региональной политики в странах ЕС на современном этапе 2014-2020 годов наблюдаются признаки сохранения сокращения различий между регионами на различных уровнях. Развитие глобализации обостряет конкуренцию ЕС с другими частями мира. Делают вызов и такие проблемы, как демографические изменения, изменения климата, энергетическая безопасность.
Также на современном этапе выступают такие факторы, как развитие научных инноваций и внедрение их в политику, повышение роли конкурентоспособности предприятий, переход на новый уровень экономики, защита окружающей среды и т.п.
Пройдя длительный путь от формирования политики сплочения к специфическому наднациональному механизму выравнивания, региональная политика Евросоюза стала важным инструментом , с помощью которого стимулируется экономический рост и сокращается социально-экономический разрыв между странами-участницами и регионами ЕС, в нашем случае - Греции, Испании, Португалии и Италии. В частности, необходимо отметить положительный эффект политики на создание рабочих мест, образование, развитие малого и среднего бизнеса, модернизацию транспортных сетей, инвестиции в окружающую среду.
Эффективность политики гарантируется принципами координации властей всех уровней, софинансированием программ из бюджета ЕС и национального бюджета, и концентрации средств в проблемных регионах.
Данное направление политики имеет особенное значение для Испании как для «государства автономий», где вопрос о диспропорциях регионов стоит очень остро, а также для Португалии, где процессы регионализации протекали довольно медленно и сложно, что было связано с исторически сложившейся политической системой. Государственное устройство страны определено уровнем децентрализации и разделения полномочий в региональных вопросах. Для Греции, в которой сложилась трудная ситуация из -за неравномерности развития разных частей её территории: периферийные регионы, расположенные в горной части страны и вдоль границ, оказались в наименее выгодном положении. Для Италии, где все так же остро стоит проблема преодоления диспропорций по линии «Север-Юг».
Можно сделать вывод, что структурные фонды Европейского Союза оказывают помощь региональному развитию Греции, Испании, Португалии и Италии. На данном этапе усилия направлены на модернизацию экономики, создание рабочих мест, инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса и т.д. Помощь ЕФРР и других структурных фондов Европейского Союза привела к небольшому сокращению разрыва в экономическом плане между южноевропейскими более развитыми странами. Однако, несмотря на некий позитивный эффект, мы можем наблюдать и недостатки финансирования ЕФРР. Сейчас существует множество региональных и национальных программ, разрабатываемых для преодоления определенных проблем, будь то региональные диспропорции в общем, или же такие проблемы, как безработица (например, в Италии 60 региональных программ). Это приводит к тому, что Фонд распыляет средства на большое количество проектов и программ, а механизм контроля за использованием этих средств ухудшается, или же просто невозможен. Безусловно, рост финансовых вложений из структурных фондов ЕС в определенной степени способствует росту доходов в данных странах. Но при этом различия в странах «Южного расширения» и Италии все еще существенны.
С другой стороны, мы можем наблюдать, что ситуации в некоторых регионах налаживается. В частности, Португалия демонстрирует неплохие результаты по некоторым показателям: улучшился экспорт товаров и услуг по сравнению с 2015 годом, уровень безработицы снизился и сейчас Португалия находится на 9 месте (в тройке первых находятся Греция, Испания и Италия). В Греции также ситуация вполне благоприятная: предполагается возвращение на финансовые рынки.
В новом программном периоде 2021-2027 особое внимание будет уделено проблемам, крайне остро стоящим в данных странах: безработица среди молодежи, низкий уровень образования, изменение климата, прием и интеграция мигрантов, социально-экономическое положение.
Сейчас можно сделать вывод, что региональная политика Союза как в целом, так и в направлении стран «Южного расширения» и Италии, достаточно результативна, однако, несмотря на все ее приоритетные цели и усилия остаются проблемы, которые необходимо преодолеть. Получится ли это сделать - время покажет. Однако крайне важно продолжать следить за успехами и ошибками региональной политики Европейского Союза.
На протяжении длительной истории развития европейских стран, и стран «Южного расширения» и Италии в том числе, обуславливалось формирование сложного синтеза социально-экономических, хозяйственных, культурных и политических отношений, что в конечном итоге привело к созданию Европейского Союза - одного из самых удачных примеров интеграционного объединения.
Региональная политика или политика сплочения ЕС представляет собой систему мер, направленных на преодоление межрегионального экономического разрыва и на повышение благосостояния регионов стран, входящих в состав организации. Региональная политика имеет структурное направление, финансовое и социальное.
Чтобы достичь широкого спектра целей региональная политика ЕС развивалась и совершенствовалась на протяжении последних десятилетий. Сейчас под воздействием территориальных расширений ее роль в странах ЕС все больше возрастает.
Мы можем отметить, что при проведении региональной политики в странах ЕС на современном этапе 2014-2020 годов наблюдаются признаки сохранения сокращения различий между регионами на различных уровнях. Развитие глобализации обостряет конкуренцию ЕС с другими частями мира. Делают вызов и такие проблемы, как демографические изменения, изменения климата, энергетическая безопасность.
Также на современном этапе выступают такие факторы, как развитие научных инноваций и внедрение их в политику, повышение роли конкурентоспособности предприятий, переход на новый уровень экономики, защита окружающей среды и т.п.
Пройдя длительный путь от формирования политики сплочения к специфическому наднациональному механизму выравнивания, региональная политика Евросоюза стала важным инструментом , с помощью которого стимулируется экономический рост и сокращается социально-экономический разрыв между странами-участницами и регионами ЕС, в нашем случае - Греции, Испании, Португалии и Италии. В частности, необходимо отметить положительный эффект политики на создание рабочих мест, образование, развитие малого и среднего бизнеса, модернизацию транспортных сетей, инвестиции в окружающую среду.
Эффективность политики гарантируется принципами координации властей всех уровней, софинансированием программ из бюджета ЕС и национального бюджета, и концентрации средств в проблемных регионах.
Данное направление политики имеет особенное значение для Испании как для «государства автономий», где вопрос о диспропорциях регионов стоит очень остро, а также для Португалии, где процессы регионализации протекали довольно медленно и сложно, что было связано с исторически сложившейся политической системой. Государственное устройство страны определено уровнем децентрализации и разделения полномочий в региональных вопросах. Для Греции, в которой сложилась трудная ситуация из -за неравномерности развития разных частей её территории: периферийные регионы, расположенные в горной части страны и вдоль границ, оказались в наименее выгодном положении. Для Италии, где все так же остро стоит проблема преодоления диспропорций по линии «Север-Юг».
Можно сделать вывод, что структурные фонды Европейского Союза оказывают помощь региональному развитию Греции, Испании, Португалии и Италии. На данном этапе усилия направлены на модернизацию экономики, создание рабочих мест, инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса и т.д. Помощь ЕФРР и других структурных фондов Европейского Союза привела к небольшому сокращению разрыва в экономическом плане между южноевропейскими более развитыми странами. Однако, несмотря на некий позитивный эффект, мы можем наблюдать и недостатки финансирования ЕФРР. Сейчас существует множество региональных и национальных программ, разрабатываемых для преодоления определенных проблем, будь то региональные диспропорции в общем, или же такие проблемы, как безработица (например, в Италии 60 региональных программ). Это приводит к тому, что Фонд распыляет средства на большое количество проектов и программ, а механизм контроля за использованием этих средств ухудшается, или же просто невозможен. Безусловно, рост финансовых вложений из структурных фондов ЕС в определенной степени способствует росту доходов в данных странах. Но при этом различия в странах «Южного расширения» и Италии все еще существенны.
С другой стороны, мы можем наблюдать, что ситуации в некоторых регионах налаживается. В частности, Португалия демонстрирует неплохие результаты по некоторым показателям: улучшился экспорт товаров и услуг по сравнению с 2015 годом, уровень безработицы снизился и сейчас Португалия находится на 9 месте (в тройке первых находятся Греция, Испания и Италия). В Греции также ситуация вполне благоприятная: предполагается возвращение на финансовые рынки.
В новом программном периоде 2021-2027 особое внимание будет уделено проблемам, крайне остро стоящим в данных странах: безработица среди молодежи, низкий уровень образования, изменение климата, прием и интеграция мигрантов, социально-экономическое положение.
Сейчас можно сделать вывод, что региональная политика Союза как в целом, так и в направлении стран «Южного расширения» и Италии, достаточно результативна, однако, несмотря на все ее приоритетные цели и усилия остаются проблемы, которые необходимо преодолеть. Получится ли это сделать - время покажет. Однако крайне важно продолжать следить за успехами и ошибками региональной политики Европейского Союза.
Подобные работы
- МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Евроскептицизм в процессе развития европейской интеграции 1970 — 201Ое гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ЭВОЛЮЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ПОЗИЦИЙ СССР, 1950 - 1970-Е ГГ.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правительственные связи с общественностью КНР и формирование имиджа государства в свете инфраструктурного проекта «Один пояс - один путь»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИЗРАИЛЯ (1985-2000 гг.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



