ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению самосознания в дошкольном возрасте в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Психологические особенности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата 18
1.3. Характеристика детей с задержкой психического развития 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 37
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы, направленной на развитие самосознания 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Проблема развития самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата является актуальной не только с точки зрения важности его гармоничного формирования, но и в связи с тем, что подходы и конкретные методы диагностики и коррекции самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата в настоящий момент времени разработаны не в достаточном объеме.
Вопрос изучения самосознания всесторонне изучается отечественными и зарубежными исследователями в психологической науке (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.Ю. Еникова, Т.И. Кузьмина). Понимание системы самосознания, а именно ее структуры, генезиса и условий формирования, позволяет во многом понять механизмы становления личности в онтогенезе.
По мнению Н.Л. Белопольской, формирование самосознания, т.е. осознания человеком себя как индивидуальности, берет свое начало в дошкольном возрасте. На данном возрастном этапе образуются наиболее важные элементы, составляющие структуру самосознания: самооценка, половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности, становление представлений о нравственной норме. Данные характеристики самосознания являются показателями индивидного уровня развития дошкольника, ведь их формирование создает условия, благодаря которым индивид становится личностью [6].
От гармоничного развития компонентов самосознания зависят возможности успешного социализированного поведения и качество саморегуляции, нарушение которой у детей с задержкой психического развития доказаны отечественными исследователями (Н.Л. Белопольская, А.И. Козлова, Л.И. Переслени и др.). У детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата механизм формирования самосознания проходит замедленно и имеет отличительные особенности.
В связи с этим очень важно обратить внимание на своевременное создание психологических условий, которые будут способствовать развитию самосознания у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, принимая во внимание актуальность, степень недостаточной изученности и важность практического использования, мы обнаружили противоречие между объективно существующей необходимостью изучения особенностей самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, мы можем обозначить проблему исследования: каковы условия развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата?
Цель работы: изучить особенности развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно - двигательного аппарата.
Объект исследования: самосознание дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития самосознания у дошкольников.
2. Определить характеристику дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата.
3. Проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития.
4. Изучить особенности самосознания у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы, направленной на развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); теории аномального развития личности (В.В. Лебединский, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.); концепции исследователей, в которых раскрываются особенности развития личности ребенка с задержкой психического развития, (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович и др.).
С целью решения поставленных задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования);
2. Организационные (сравнительный);
3. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
4. Методы качественной и количественной обработки данных (описательный статистический t-критерий Стьюдента, факторный анализ);
5. Интерпретационные.
В качестве основных психодиагностических методик использовались:
1. Методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур;
3. Методика «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской;
4. Рисунок «Плохой и хороший ребенок» в модификации
А.М. Прихожан, З. Василяукайте.
Исследование проводилось на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань Белгородской области. В нем приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Проведенное нами исследование позволило решить поставленные задачи. Во-первых, мы рассмотрели особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Обобщив мнения авторов, занимающихся изучением данной темы, мы пришли к выводу что самосознание является сложной многокомпонентной структурой личности, проходящей последовательные этапы в своем становлении. Самосознание ребенка развивается только при совместной деятельности со взрослым, в которой личность ребенка является главным предметом взаимодействия. В дошкольном возрасте самосознание находится на начальном этапе своего формирования, лишь к завершению дошкольного периода оно становится достаточно дифференцированным.
К компонентам самосознания, достигающим своего становления к моменту дошкольного периода, относят следующие: самооценка,
половозрастная идентификация, понимание норм социального взаимодействия, первичное эмоциональное самоотношение. Благодаря формированию перечисленных компонентов, самосознание ребенка становится структурированным и пластичным, тем самым, дает возможность дошкольнику успешно разрешать проблемы, с которыми он сталкивается при социальном взаимодействии.
Во-вторых, в своей работе мы определили психологические характеристики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы выяснили, что нарушение опорно-двигательного аппарата оказывает существенное влияние на формирование психических процессов детей, и в особенности, - на становление познавательной и эмоциональной сфер. В результате возникновения нервно-психической патологии по причине нарушения опорно-двигательного аппарата, познавательная сфера детей страдает в первую очередь, оказывая сильное влияние на формирование и развитие личности в целом.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень часто наблюдаются эмоциональные изменения, они проявляются в виде повышенной возбудимости, колебаний настроения, проявления страхов. Также отмечают повышенную возбудимость, слабую волю, неумение преодолевать препятствия и отсутствие мотивации к их преодолению. Незрелость эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, создает препятствия для их адаптации в обществе. С одной стороны, нарушение эмоционально-волевой сферы приводят к повышенной возбудимости, высокой чувствительности к внешним раздражителям. В результате чего их поведение отличается беспокойством, суетливостью, быстрой сменой настроения. Но, с другой стороны, для большей части детей, наоборот, свойственна пассивность, вялость, застенчивость, заторможенность.
Самооценка дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата является недифференцированной и характеризуется неустойчивым уровнем, зависит от ситуационных и внешних факторов. Доминирующий мотивацией при этом является стремление к принятию и боязнь быть отвергнутым. Также детям с нарушениями в развитии присуще наличие внутриличностного конфликта, неудовлетворенность собой, нарушение критичности.
Для большинства детей, страдающих нарушением опорно-двигательной сферы, характерно наличие психического инфантилизма, т.е. они проявляют несвойственные для их возраста черты детскости, непосредственности, склонны к фантазированию, что касается деятельности, то в ней преобладает мотив удовольствия. Детям свойственна высокая тревожность, они проявляют замедленную реакцию в новых, незнакомых для них ситуациях.
В процессе исследования мы разработали программу психологической коррекции, целью которой является развитие самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Подобранные
упражнения развивающей программы направлены на гармонизацию образа «Я», создание условий для самопознания ребенка; на преодоление поведенческих и коммуникативных проблем; на обучение умению самостоятельно решать проблемы; повышение уровня половозрастной идентификации; установление адекватной дифференцированной самооценки; осознание своих переживаний и других людей, а также, представлений о своих потребностях, желаниях и интересах.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что разработанная психокоррекционная программа, направленная на развитие самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата может быть использована в процессе обучения и воспитания в ДОУ компенсирующего типа.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии компонентов самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции. Детям было проще аргументировать свои ответы, исходя из ситуации, описываемой в рассказе, подкреплять свои ответы личным опытом, что свидетельствует о достаточно высоком уровне межличностного взаимодействия.
Количество детей, имеющих завышенную неустойчивую недифференцированную самооценку, снизилось. Дошкольникам стало легче рассуждать о своих качествах, объяснять собственную позицию, а не ссылаться лишь на внешние ситуативные условия.
Также мы обнаружили, что в экспериментальной группе дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата, произошло увеличение уровня половозрастной идентификации. После проведения психокоррекционной программы дети допускали меньшее количество ошибок при установлении последовательности развития от младенца к взрослому, и, что важно, чаще выбирали картинку соответствующего им возраста и пола.
Изучение результатов с помощью факторного анализа позволило выявить следующие закономерности. Способность оценивать свое поведение и поведение окружающих, с точки зрения нравственных норм связано с умением отличать плохое от хорошего, а также возможностью понимать и объяснять свою позицию, дифференцированно подходить к оценке нравственных норм.
Возможность дошкольника объяснять свою позицию, рассуждать о собственных качествах и понимать вариации проявления эмоций являются показателями устойчивой дифференцированной самооценки. Анализ показал, что чем выше уровень понимания эмоционально-оценочных суждений и чем более дифференцированный подход к выбору ступеньки, тем меньше детям свойственно рассказывать о своих качествах.
Образ «я идеального» у испытуемых не соотносим с идентификацией себя как взрослого человека. Дошкольникам свойственно ориентироваться на свое актуальное состояние, свой возраст и, исходя из этого, они определяют образ «я идеальный».
Наблюдая за детьми экспериментальной группы, нам удалось заметить, что проведенные нами занятия способствовали повышению уровня понимания эмоционально-оценочных суждений, уверенности в себе, повышению уровень самоконтроля, дети стали более открыты в проявлении своих эмоций, склонны к позитивному отношению к себе и к окружающим.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции.
2. Психологическая коррекция способствовала повышению уровня половозрастной идентификации.
3. У детей экспериментальной группы повысилась устойчивость и дифференциация самооценки.
4. Респондентам экспериментальной группы стало проще осознавать свои переживания и переживания других людей, представления о своих потребностях, желаниях и интересах.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Академический проект, 2015. - 240 с.
2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
3. Арендачук, И.В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И.В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - №6. - С. 112-118.
4. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФК, неврология / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба Л.Т., О.В. Тимонина. - М: Книга по требованию, 2013. - 325 с.
5. Белова, И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход / И.М. Белова Ю.А. Парфенов, Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович // Фундаментальные исследования. Психологические науки. - 2014. - № 3. - С. 620-628.
6. Белопольская, Н.Л. Экспериментально-психологические исследования личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-центр, 2004 - 32 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХ-РАХ, 2000. - С. 144-145.
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М.: Просвещение,
2010. - 464 с.
9. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
10. Вагина, М.В. Психологическая диагностика нарушений формирования самооценки у учащихся с детским церебральным параличом: автореф.дис. ...канд. психол. наук. СПб., 2009. - 208 с.
11. Вачков И.В. Самосознание учителей и учащихся: полисубъектный подход: Монография. - М.: Издательство СГИ, 2000. — 114 с.
12. Венгер, А.Л. Психологические типы детей дошкольного возраста / А.Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 37-45.
13. Венгер, Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л.А. Венгер // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 43 - 50.
14. Власова, Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА. / Т.А. Власова. - М.: Просвещение. - 1985. - 245 с.
15. Выготский, Л. С. Психология и развитие ребенка / Л.С. Выготский / - М.: Смысл - 2004. - 512 с.
16. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
17. Грушева, О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. - 2015. №37-1. - С. 151-155.
18. Домишкевич, С.А. Функционально -уровневый подход к
психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии / С.А. Домишкевич // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 47-53.
19. Едиханова, Ю.М. Закономерности коррекции детской самооценки / Ю.М. Едиханова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - №4. - С. 1-7.
20. Еникова, О.Ю. Самовосприятие личности в старшем дошкольном возрасте как проблема психологии развития / О.Ю. Еникова // Вестник ТГУ. - 2015. - №3. - С. 1-7
21. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О. - Ростов н/Д: Феникс. - 2007. - 486с.
22. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / под ред.
A. В. Запорожца, А.П. Усовой. М.: Педагогика - 1963. - 453с.
23. Защеринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 204 с.
24. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей /
B. В. Ковалёв. - М., Медицина, 2012. - 277 с.
25. Козлова, А.И. Сравнительная диагностика особенностей страхов у младших школьников с нормальным развитием и с ЗПР / А.И. Козлова, М.В. Бут-Гусаим // Психологические науки. - 2016. - №45. С. 83-87
26. Кон, И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. / И.С. Кон. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 605 с.
27. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: Мозаика-Синтез. - 2013. - 41 с.
28. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
29. Крылова, Н.Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - С. 37-40.
30. Кузьмина, Т.И. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности / Т.И. Кузьмина // Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №4(16). - С. 310-313
31. Кучерова, Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте / Е.В. Кучерова // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1987. - С. 112-117.
32. Кякинен, Э.И. Нравственная самоидентификация детей с разным уровнем психического развития / Э.И. Кякинен // Тез. Участников Всероссийского съезда практических психологов образования 28-29 мая 2003 г. «Практическая психология в условиях модернизации образования». - М.: Полиграф-сервис, 2003. - С.443-444.
33. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Лаптева Ю.А., Морозова И.С.// Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51 - 55.
34. Лебеденко, E.H. Развитие самосознания и индивидуальности / Е.Н. Лебеденко // Вып. 2. Кто Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2007. - 54 с.
35. Лебединская, К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.
36. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат. - 2013. - 304 с.
38. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского / Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко // Вопросы образования. - 2017. - №2. - С. 98-112
39. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении /
М.И. Лисина. - СПб: Питер. - 2009. - 209 с.
40. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями / И.И. Мамайчук // Психология и педагогика. - 2016. - Том 1. - С. 107-118
41. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004. — 256 с.
42. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М., 2003. - 320 с.
43. Мохова, Ю.А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю.А. Мохова // Омский научный вестник. - 2012. - № 1 (105). - С. 157¬160.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр "Академия", 2013. - 456 с.
45. Переслени, Л.И. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития) // Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Academia, 2002. - С.90-144.
46. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова.
- М.: Издательский центр "Академия". - 2000. -184 с.
47. Просекова, Е.Н. Феномен самосознания в трудах отечественных и зарубежных ученых / Е.Н. Просекова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №4. - С. 85-88
48. Рейдибойм, М.Г. Задержка психического развития у детей. Клинико-психологическое обоснование дифференцированного отбора и обучения : автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. М.,
2011. - 16 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство "Питер". - 2015. - 272 с.
50. Слободчиков, В.И. Психология человека. / В.И. Слободчиков, Е.Н. Исаев. - Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2013. - 242 с.
51. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. М.: КНОРУС, 2013. — 280 с.
52. Спиркин, А. Р. Сознание и самосознание / А.Р. Спиркин. - М. - 1972. - 306 с.
53. Столин, В.В. Психология самосознания / под ред. Д. Я. Райгородского.
- Самара: БАХРАХ - М. - 2000. - 672с.
54. Стребелева, Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 1997. - № 2. - С.50-59.
55. Уланова, Ю.Ю. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия / Ю.Ю. Уланова, В.Е. Василенко // Социальная психология и общество. - 2016. №4. С. 68-79.
56. Ульенкова, У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп в ДОУ / У.В. Ульенкова // Дефектология.- 2001.- 6 с.
57. Филиппова, Г.Г. Перспективы изучения зачатков самосознания у высших млекопитающих / Г.Г. Филиппова // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. - СПб, 2003. - Т.8. - С. 55-58.
58. Фотекова, Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: Нейропсихологический анализ: автореф.дис. ...доктор психол. наук. М., 2003. - 382 с.
59. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Эксмо, 2015. - 390 с.
60. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применения) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер. - 2003. - 608 с.
61. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Педагогика. - 1997. - 144 с.
62. Штурнева, Т.П. Игра как средство развития полоролевой идентичности детей старшего дошкольного возраста / Штурнева Т.П., Токарева Л.И., Мотчанова И.П. // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 125-128.
63. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос,
2001. - 254 с.
64. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., 2006. - 352 с.
65. Ябкович, А.Я. К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Ябкович // Специальное образование. - 2016. - №3. - С. 5-12