РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО- ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению самосознания в дошкольном возрасте в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Психологические особенности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата 18
1.3. Характеристика детей с задержкой психического развития 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 37
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы, направленной на развитие самосознания 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к изучению самосознания в дошкольном возрасте в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Психологические особенности дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата 18
1.3. Характеристика детей с задержкой психического развития 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ ОПОРНО-
ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 37
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы, направленной на развитие самосознания 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Проблема развития самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата является актуальной не только с точки зрения важности его гармоничного формирования, но и в связи с тем, что подходы и конкретные методы диагностики и коррекции самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата в настоящий момент времени разработаны не в достаточном объеме.
Вопрос изучения самосознания всесторонне изучается отечественными и зарубежными исследователями в психологической науке (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.Ю. Еникова, Т.И. Кузьмина). Понимание системы самосознания, а именно ее структуры, генезиса и условий формирования, позволяет во многом понять механизмы становления личности в онтогенезе.
По мнению Н.Л. Белопольской, формирование самосознания, т.е. осознания человеком себя как индивидуальности, берет свое начало в дошкольном возрасте. На данном возрастном этапе образуются наиболее важные элементы, составляющие структуру самосознания: самооценка, половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности, становление представлений о нравственной норме. Данные характеристики самосознания являются показателями индивидного уровня развития дошкольника, ведь их формирование создает условия, благодаря которым индивид становится личностью [6].
От гармоничного развития компонентов самосознания зависят возможности успешного социализированного поведения и качество саморегуляции, нарушение которой у детей с задержкой психического развития доказаны отечественными исследователями (Н.Л. Белопольская, А.И. Козлова, Л.И. Переслени и др.). У детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата механизм формирования самосознания проходит замедленно и имеет отличительные особенности.
В связи с этим очень важно обратить внимание на своевременное создание психологических условий, которые будут способствовать развитию самосознания у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, принимая во внимание актуальность, степень недостаточной изученности и важность практического использования, мы обнаружили противоречие между объективно существующей необходимостью изучения особенностей самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, мы можем обозначить проблему исследования: каковы условия развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата?
Цель работы: изучить особенности развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно - двигательного аппарата.
Объект исследования: самосознание дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития самосознания у дошкольников.
2. Определить характеристику дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата.
3. Проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития.
4. Изучить особенности самосознания у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы, направленной на развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); теории аномального развития личности (В.В. Лебединский, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.); концепции исследователей, в которых раскрываются особенности развития личности ребенка с задержкой психического развития, (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович и др.).
С целью решения поставленных задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования);
2. Организационные (сравнительный);
3. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
4. Методы качественной и количественной обработки данных (описательный статистический t-критерий Стьюдента, факторный анализ);
5. Интерпретационные.
В качестве основных психодиагностических методик использовались:
1. Методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур;
3. Методика «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской;
4. Рисунок «Плохой и хороший ребенок» в модификации
А.М. Прихожан, З. Василяукайте.
Исследование проводилось на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань Белгородской области. В нем приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Вопрос изучения самосознания всесторонне изучается отечественными и зарубежными исследователями в психологической науке (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, А.Г. Спиркин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.Ю. Еникова, Т.И. Кузьмина). Понимание системы самосознания, а именно ее структуры, генезиса и условий формирования, позволяет во многом понять механизмы становления личности в онтогенезе.
По мнению Н.Л. Белопольской, формирование самосознания, т.е. осознания человеком себя как индивидуальности, берет свое начало в дошкольном возрасте. На данном возрастном этапе образуются наиболее важные элементы, составляющие структуру самосознания: самооценка, половозрастная идентификация, притязания на признание, психологическое время личности, становление представлений о нравственной норме. Данные характеристики самосознания являются показателями индивидного уровня развития дошкольника, ведь их формирование создает условия, благодаря которым индивид становится личностью [6].
От гармоничного развития компонентов самосознания зависят возможности успешного социализированного поведения и качество саморегуляции, нарушение которой у детей с задержкой психического развития доказаны отечественными исследователями (Н.Л. Белопольская, А.И. Козлова, Л.И. Переслени и др.). У детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата механизм формирования самосознания проходит замедленно и имеет отличительные особенности.
В связи с этим очень важно обратить внимание на своевременное создание психологических условий, которые будут способствовать развитию самосознания у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, принимая во внимание актуальность, степень недостаточной изученности и важность практического использования, мы обнаружили противоречие между объективно существующей необходимостью изучения особенностей самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата и недостаточной изученностью данного вопроса, мы можем обозначить проблему исследования: каковы условия развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата?
Цель работы: изучить особенности развития самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно - двигательного аппарата.
Объект исследования: самосознание дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования: развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития самосознания у дошкольников.
2. Определить характеристику дошкольников с нарушением опорно - двигательного аппарата.
3. Проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития.
4. Изучить особенности самосознания у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
5. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы, направленной на развитие самосознания у дошкольников с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения ученых о роли ведущей деятельности и общения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.); теории аномального развития личности (В.В. Лебединский, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько и др.); концепции исследователей, в которых раскрываются особенности развития личности ребенка с задержкой психического развития, (Н.Л. Белопольская, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Е.С. Слепович и др.).
С целью решения поставленных задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования);
2. Организационные (сравнительный);
3. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики, эксперимент);
4. Методы качественной и количественной обработки данных (описательный статистический t-критерий Стьюдента, факторный анализ);
5. Интерпретационные.
В качестве основных психодиагностических методик использовались:
1. Методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур;
3. Методика «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской;
4. Рисунок «Плохой и хороший ребенок» в модификации
А.М. Прихожан, З. Василяукайте.
Исследование проводилось на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань Белгородской области. В нем приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Проведенное нами исследование позволило решить поставленные задачи. Во-первых, мы рассмотрели особенности развития самосознания в дошкольном возрасте. Обобщив мнения авторов, занимающихся изучением данной темы, мы пришли к выводу что самосознание является сложной многокомпонентной структурой личности, проходящей последовательные этапы в своем становлении. Самосознание ребенка развивается только при совместной деятельности со взрослым, в которой личность ребенка является главным предметом взаимодействия. В дошкольном возрасте самосознание находится на начальном этапе своего формирования, лишь к завершению дошкольного периода оно становится достаточно дифференцированным.
К компонентам самосознания, достигающим своего становления к моменту дошкольного периода, относят следующие: самооценка,
половозрастная идентификация, понимание норм социального взаимодействия, первичное эмоциональное самоотношение. Благодаря формированию перечисленных компонентов, самосознание ребенка становится структурированным и пластичным, тем самым, дает возможность дошкольнику успешно разрешать проблемы, с которыми он сталкивается при социальном взаимодействии.
Во-вторых, в своей работе мы определили психологические характеристики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы выяснили, что нарушение опорно-двигательного аппарата оказывает существенное влияние на формирование психических процессов детей, и в особенности, - на становление познавательной и эмоциональной сфер. В результате возникновения нервно-психической патологии по причине нарушения опорно-двигательного аппарата, познавательная сфера детей страдает в первую очередь, оказывая сильное влияние на формирование и развитие личности в целом.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень часто наблюдаются эмоциональные изменения, они проявляются в виде повышенной возбудимости, колебаний настроения, проявления страхов. Также отмечают повышенную возбудимость, слабую волю, неумение преодолевать препятствия и отсутствие мотивации к их преодолению. Незрелость эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, создает препятствия для их адаптации в обществе. С одной стороны, нарушение эмоционально-волевой сферы приводят к повышенной возбудимости, высокой чувствительности к внешним раздражителям. В результате чего их поведение отличается беспокойством, суетливостью, быстрой сменой настроения. Но, с другой стороны, для большей части детей, наоборот, свойственна пассивность, вялость, застенчивость, заторможенность.
Самооценка дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата является недифференцированной и характеризуется неустойчивым уровнем, зависит от ситуационных и внешних факторов. Доминирующий мотивацией при этом является стремление к принятию и боязнь быть отвергнутым. Также детям с нарушениями в развитии присуще наличие внутриличностного конфликта, неудовлетворенность собой, нарушение критичности.
Для большинства детей, страдающих нарушением опорно-двигательной сферы, характерно наличие психического инфантилизма, т.е. они проявляют несвойственные для их возраста черты детскости, непосредственности, склонны к фантазированию, что касается деятельности, то в ней преобладает мотив удовольствия. Детям свойственна высокая тревожность, они проявляют замедленную реакцию в новых, незнакомых для них ситуациях.
В процессе исследования мы разработали программу психологической коррекции, целью которой является развитие самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Подобранные
упражнения развивающей программы направлены на гармонизацию образа «Я», создание условий для самопознания ребенка; на преодоление поведенческих и коммуникативных проблем; на обучение умению самостоятельно решать проблемы; повышение уровня половозрастной идентификации; установление адекватной дифференцированной самооценки; осознание своих переживаний и других людей, а также, представлений о своих потребностях, желаниях и интересах.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что разработанная психокоррекционная программа, направленная на развитие самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата может быть использована в процессе обучения и воспитания в ДОУ компенсирующего типа.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии компонентов самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции. Детям было проще аргументировать свои ответы, исходя из ситуации, описываемой в рассказе, подкреплять свои ответы личным опытом, что свидетельствует о достаточно высоком уровне межличностного взаимодействия.
Количество детей, имеющих завышенную неустойчивую недифференцированную самооценку, снизилось. Дошкольникам стало легче рассуждать о своих качествах, объяснять собственную позицию, а не ссылаться лишь на внешние ситуативные условия.
Также мы обнаружили, что в экспериментальной группе дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата, произошло увеличение уровня половозрастной идентификации. После проведения психокоррекционной программы дети допускали меньшее количество ошибок при установлении последовательности развития от младенца к взрослому, и, что важно, чаще выбирали картинку соответствующего им возраста и пола.
Изучение результатов с помощью факторного анализа позволило выявить следующие закономерности. Способность оценивать свое поведение и поведение окружающих, с точки зрения нравственных норм связано с умением отличать плохое от хорошего, а также возможностью понимать и объяснять свою позицию, дифференцированно подходить к оценке нравственных норм.
Возможность дошкольника объяснять свою позицию, рассуждать о собственных качествах и понимать вариации проявления эмоций являются показателями устойчивой дифференцированной самооценки. Анализ показал, что чем выше уровень понимания эмоционально-оценочных суждений и чем более дифференцированный подход к выбору ступеньки, тем меньше детям свойственно рассказывать о своих качествах.
Образ «я идеального» у испытуемых не соотносим с идентификацией себя как взрослого человека. Дошкольникам свойственно ориентироваться на свое актуальное состояние, свой возраст и, исходя из этого, они определяют образ «я идеальный».
Наблюдая за детьми экспериментальной группы, нам удалось заметить, что проведенные нами занятия способствовали повышению уровня понимания эмоционально-оценочных суждений, уверенности в себе, повышению уровень самоконтроля, дети стали более открыты в проявлении своих эмоций, склонны к позитивному отношению к себе и к окружающим.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции.
2. Психологическая коррекция способствовала повышению уровня половозрастной идентификации.
3. У детей экспериментальной группы повысилась устойчивость и дифференциация самооценки.
4. Респондентам экспериментальной группы стало проще осознавать свои переживания и переживания других людей, представления о своих потребностях, желаниях и интересах.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
К компонентам самосознания, достигающим своего становления к моменту дошкольного периода, относят следующие: самооценка,
половозрастная идентификация, понимание норм социального взаимодействия, первичное эмоциональное самоотношение. Благодаря формированию перечисленных компонентов, самосознание ребенка становится структурированным и пластичным, тем самым, дает возможность дошкольнику успешно разрешать проблемы, с которыми он сталкивается при социальном взаимодействии.
Во-вторых, в своей работе мы определили психологические характеристики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Мы выяснили, что нарушение опорно-двигательного аппарата оказывает существенное влияние на формирование психических процессов детей, и в особенности, - на становление познавательной и эмоциональной сфер. В результате возникновения нервно-психической патологии по причине нарушения опорно-двигательного аппарата, познавательная сфера детей страдает в первую очередь, оказывая сильное влияние на формирование и развитие личности в целом.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень часто наблюдаются эмоциональные изменения, они проявляются в виде повышенной возбудимости, колебаний настроения, проявления страхов. Также отмечают повышенную возбудимость, слабую волю, неумение преодолевать препятствия и отсутствие мотивации к их преодолению. Незрелость эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, создает препятствия для их адаптации в обществе. С одной стороны, нарушение эмоционально-волевой сферы приводят к повышенной возбудимости, высокой чувствительности к внешним раздражителям. В результате чего их поведение отличается беспокойством, суетливостью, быстрой сменой настроения. Но, с другой стороны, для большей части детей, наоборот, свойственна пассивность, вялость, застенчивость, заторможенность.
Самооценка дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата является недифференцированной и характеризуется неустойчивым уровнем, зависит от ситуационных и внешних факторов. Доминирующий мотивацией при этом является стремление к принятию и боязнь быть отвергнутым. Также детям с нарушениями в развитии присуще наличие внутриличностного конфликта, неудовлетворенность собой, нарушение критичности.
Для большинства детей, страдающих нарушением опорно-двигательной сферы, характерно наличие психического инфантилизма, т.е. они проявляют несвойственные для их возраста черты детскости, непосредственности, склонны к фантазированию, что касается деятельности, то в ней преобладает мотив удовольствия. Детям свойственна высокая тревожность, они проявляют замедленную реакцию в новых, незнакомых для них ситуациях.
В процессе исследования мы разработали программу психологической коррекции, целью которой является развитие самосознания дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Подобранные
упражнения развивающей программы направлены на гармонизацию образа «Я», создание условий для самопознания ребенка; на преодоление поведенческих и коммуникативных проблем; на обучение умению самостоятельно решать проблемы; повышение уровня половозрастной идентификации; установление адекватной дифференцированной самооценки; осознание своих переживаний и других людей, а также, представлений о своих потребностях, желаниях и интересах.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что разработанная психокоррекционная программа, направленная на развитие самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата может быть использована в процессе обучения и воспитания в ДОУ компенсирующего типа.
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы по разработанной нами программе, были получены результаты, свидетельствующие о наличии положительной динамики в развитии компонентов самосознания у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции. Детям было проще аргументировать свои ответы, исходя из ситуации, описываемой в рассказе, подкреплять свои ответы личным опытом, что свидетельствует о достаточно высоком уровне межличностного взаимодействия.
Количество детей, имеющих завышенную неустойчивую недифференцированную самооценку, снизилось. Дошкольникам стало легче рассуждать о своих качествах, объяснять собственную позицию, а не ссылаться лишь на внешние ситуативные условия.
Также мы обнаружили, что в экспериментальной группе дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата, произошло увеличение уровня половозрастной идентификации. После проведения психокоррекционной программы дети допускали меньшее количество ошибок при установлении последовательности развития от младенца к взрослому, и, что важно, чаще выбирали картинку соответствующего им возраста и пола.
Изучение результатов с помощью факторного анализа позволило выявить следующие закономерности. Способность оценивать свое поведение и поведение окружающих, с точки зрения нравственных норм связано с умением отличать плохое от хорошего, а также возможностью понимать и объяснять свою позицию, дифференцированно подходить к оценке нравственных норм.
Возможность дошкольника объяснять свою позицию, рассуждать о собственных качествах и понимать вариации проявления эмоций являются показателями устойчивой дифференцированной самооценки. Анализ показал, что чем выше уровень понимания эмоционально-оценочных суждений и чем более дифференцированный подход к выбору ступеньки, тем меньше детям свойственно рассказывать о своих качествах.
Образ «я идеального» у испытуемых не соотносим с идентификацией себя как взрослого человека. Дошкольникам свойственно ориентироваться на свое актуальное состояние, свой возраст и, исходя из этого, они определяют образ «я идеальный».
Наблюдая за детьми экспериментальной группы, нам удалось заметить, что проведенные нами занятия способствовали повышению уровня понимания эмоционально-оценочных суждений, уверенности в себе, повышению уровень самоконтроля, дети стали более открыты в проявлении своих эмоций, склонны к позитивному отношению к себе и к окружающим.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Дошкольникам с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата стало более доступно понимание нравственных норм и объяснение своей позиции.
2. Психологическая коррекция способствовала повышению уровня половозрастной идентификации.
3. У детей экспериментальной группы повысилась устойчивость и дифференциация самооценки.
4. Респондентам экспериментальной группы стало проще осознавать свои переживания и переживания других людей, представления о своих потребностях, желаниях и интересах.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась: самосознание у дошкольников с ЗПР при нарушении опорно-двигательного аппарата характеризуются низким уровнем половозрастной идентификации, нарушением представлений о нравственной норме, завышенной недифференцированной самооценкой. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий способствует развитию компонентов самосознания у детей с задержкой психического развития при нарушении опорно-двигательного аппарата: самооценки, половозрастной идентификации, представлений о нравственной норме.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности мыслительных операций у младших подростков с задержкой психического развития (ЗПР) (Педагогика, психология, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ С ГЕМИПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия развития вербальной коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019



