Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №69199

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРИТЕЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие и структура психологической готовности к обучению в школе 6
1.2. Личностная готовность как компонент психологической готовности дошкольников к обучению в школе 12
1.3. Психолого - педагогические условия и механизмы развития личностной готовности дошкольников к обучению в школе 18
Глава 2. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 28
2.1. Особенности личностной готовности дошкольников к обучению в школе 28
2.2. Методические рекомендации по развитию личностной готовности дошкольников к обучению в школе 39
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложение 53

Одной из ключевых задач специальной педагогики и психологии в дошкольном периоде является подготовка ребенка к обучению в школе и его социальная адаптация. Процесс перехода дошкольника к «школьному детству» в большинстве случаев не бывает безболезненным. Он связан со значительными интеллектуальными, эмоциональными и физическими нагрузками и во многом определяет дальнейшую успешность обучения и самореализации ребенка.
В отечественной психологии и педагогике под понятием «подготовка» понимается динамический процесс, конечной целью которого является формирование такого интегративного качества личности, которым выступает готовность (Г.Н. Жукова).
Проблемой поиска критериев готовности и разработки оптимальных путей подготовки к школьному обучению занимались ряд отечественных и зарубежных ученых Н.Л. Белопольская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, С.Д. Забрамная, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Л.В. Кузнецова, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, Н.Н. Нижегородцева, Л.И. Переслени, Д.Б. Эльконин и др.
Традиционно исследователи выделяют личностную и интеллектуальную составляющие психологической готовности к обучению.
Личностную готовность к обучению в школе в современной психологии понимают как готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и к самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения (25)
По определению Л.И. Божович - личностная готовность включает в себя как психические новообразования старшего дошкольного периода, так и социально обусловленную «внутреннюю позицию школьника» (9).
В ныне существующей системе отечественного дошкольного образования акцент сделан на формирование интеллектуальной готовности, путем создания базы для обучения грамоте и навыкам счета. В первый класс ребенок приходит, как правило, уже умея читать и писать, однако, при переходе к принципиально новой системе получения знаний, когда учитель ориентируется на некий средний уровень актуального развития и усредненную «зону ближайшего развития» многие из первоклассников испытывают трудности психологической адаптации, актуализации уже имеющихся знаний и усвоения нового учебного материала.
Актуальность исследования в этой области обусловлена и значительным ростом числа неуспевающих учащихся от 15% до 40%, что и определяет необходимость поиска оптимальных путей диагностики, подготовки и адаптации к условиям школьного обучения.
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий и механизмов развития личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
Решение данной проблемы и составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
Предмет исследования - психолого - педагогические условия и механизмы развития личностной готовности дощкольников к обучению в школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой работа по развитию личностной готовности дошкольников к обучению в школе должна быть направлена на развитие таких ее компонентов, как самосознание, саморегуляция и произвольность.
Задачи исследования:
• Теоретически обосновать проблему личностной готовности к обучению в школе дошкольников.
• Выявить и обосновать психолого - педагогические условия и механизмы развития личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
• Проанализировать особенности личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
• Разработать методические рекомендации, направленные на развитие личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
• Теоритические: изучение психолого - педагогической литературы;
• Эмпирические: беседа, тестирование.
• Констатирующий: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Капелька» с. Красное Красненского района Белгородской области (МБДОУ «ЦРР - д/с «Капелька»).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого - педагогической и методической литературы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе дошкольников является личностная готовность. Личностная готовность включает в себя самосознание, произвольность и саморегуляцию. Достаточный уровень сформированности снижает напряженность протекания адаптационного периода, повышает обучаемость и расширяет возможности самореализации ребенка.
2. Основными психолого - педагогическими условиями и механизмами личностной готовности дошкольников к обучению в школе является:
1. Выделение образа физического, психического и социального Я.
2. Регуляция собственного поведения.
3. Активная позиция в освоении информации, путем ее приема, хранения, переработки и использования.
Основным механизмом в личностной готовности дошкольников к обучению в школе является речь. Речь начинает выполнять обобщающую, фиксирующую функцию. Развитие понятийного мышления дает ребенку возможность присваивать собственный социальный опыт уже на более совершенном уровне, чем раньше. Речевое общение со взрослыми и другими людьми расширяет сферу взаимоотношений с людьми и становится необходимым условием дальнейшего познания ребенком себя.
3. Данные констатирующего эксперимента позволили нам выделить особенности личностной готовности дошкольников к обучению в школе: 33,3% имеют высокий уровень развития самосознания и саморазвития, 40,7% имеют средний уровень и 26% низкий уровень. Рассмотрев уровни самозознания и саморазвития можно отметить, что у дошкольников они сформированны не полностью, что способствовало разработке мероприятий для работы с детьми, педагогами ДОУ и родителями (законными представителями).
4. Для развития личностной готовности дошкольников к обучению в школе, нами были выделены основные направления работы направленные на развитие самосознания и произвольности и саморегуляции. Работа по данным направлениям проводилась с воспитанниками, педагогами и родителями (законными представителями). Для развития самосознания и саморегуляции мы предложили использовать в работе воспитательную программу «Я и мир вокруг меня», комплекс игр и игровых упражнений(«Возьми и передай», «Настроение», «Комплименты»), консультаций для педагогов и родителей
(Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста).
Для реализации второго направления работы мы также разработали и подобрали для детей («Зоопарк», «Сад - огород» и т.д.), педагогов и родителей упражнения, консультации (Развитие навыков произвольности и саморегуляции у старших дошкольников) и беседы.
Готовность к школьному обучению - сложная многогранная проблема, охватывающая период не только 6-7 лет, но, включающая весь период дошкольного детства как подготовительный к школе этап, и младший школьный возраст как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности, обусловленных в значительной степени уровнем подготовленности ребенка к школе.
Данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми 6-7¬летнего возраста. Вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и вопросы воспитания, формирования его личности.



• Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) [Текст]: учебноепособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. И доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с
• Ананьев Б.Г. Структура личности. Фрагмент книги: Человек как предмет познания. - Л., 1968.
• Анастази А. Психологическое тестирование // Т.2. — М.-1982.
• АнкутдиноваН.Е. О развитии самосознания у детей. Психология дошкольника.Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева.- 2-е изд.- М.: «Академия», 1998.
• Антонова Л.З. Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с нарушением речевого развития
• Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.
• Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.
• Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, - М.: Проспект, 2004. - 450
• Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968.
• Болдырева Т.О. Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю., Процесс интеграции и формирование личности ребенка // Материалы конференции «Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров». - М.: МПГУ. - 1996.
• Будкина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению - М., 1993.
• Венгер А.Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1987.
• Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
• Выготкий Л.С. Психология личности. Тексты. / Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. - М.: Изд-во Москв.Ун-та, 1982.
• Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М.: Педагогика, 2011. - С. 114.
• Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2011. — 208 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). - С. 44.
• Додонов Б.И. О системе «Личность»//Вопросы психологии.-1985.-№5.
• Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С.3-10.
• Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.:Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.
• Каменская В. Г. Детская психология с элемегнтами психофизиологии. Учебное пособие.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2005 - 288с.
• Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Издательский центр «Академия», 2011. - С. 123.
• Кон И.С. Открытие «Я». -М.,1978.
• Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. - С. 4-12.
• Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.. 1987.
• Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. - М.: Педагогика, 2011. - 180 с.
• Левина Р.В. Опыт изучения неговорящих детей(алаликов).-М.,1951.
• Лурия А.Р. Язык и сознание. Под ред Е.Д. Хомской. - Ростов н/Д.:Изд - во «Феникс»,1998.
• ЛяудисВ.Я. Методика преподавания психологии. М., 2008.
• Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьника//Материалы УП Межвузовской научной конференции. - Горький, 1971.
• Матюхина М.В., Спиридонова С.Б.Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2005.
• Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед.ВУЗов: В 3 кн.-4-е изд.- М.:ВЛАДОС, 2002
• Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М.:
Педагогика, 1992.
• Нижегородцева Н.В. Психилогическая готовность детей к обучению в школе. Авторев. дисс. доктора пед.наук. - М.; 2001.
• Мухина В.С. Проблемы гинезиса личности. - М.: МПГИ, 1985.Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
• Панасенко К.Е. Личностная готовность к обучению в школе срарших дошкольников с нарушением речевого развития: Монография. - Белгород, 2009.
• Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система. - М., 1991.
• Платонова К.К. Структура и развитие личности.-М., 1986.
• Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. мм. ® СПб.: Питер, 2007.-416с.
• Психолог в начальной школе/Г. С. Абрамова, Т. П. Гаврилова, А. Г. Лидерс и др./Под ред. Т. Ю. Андрющенко. - Волгоград: Синема, 2010. - С. 178.
• Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с
• Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М. — 1988.
• Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе. - М., 2011. - С. 187.
• Смирнов, С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Шиянов Е. И. -Москва: Издательский центр: «Академия», 2009.
• Тихомирова, JI. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей [Текст] / JI Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 240 с.
• Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. — 184с.
• Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — С. 132
• ШванцарИозеф Диагностика психического развития. -Прага: Авиценум, 1978. 388 с.
• Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - М.: Педагогика, 1981. - 320 с.
• Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации; по ред. Е.М. Борисовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.- 304
• Ястребова А. В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. - М.: Владос, 2010. - С. 123.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ