Введение 4
1 Конкуренция в мировых морских грузоперевозках в АТР 7
1.1 Сущность международной конкуренции и конкурентоспособности
морского транспорта 7
1.2 Современные тенденции развития морских грузоперевозок в АТР 14
1.3 Анализ участников морских грузоперевозок в АТР 22
2 Судовые компании Приморского края на рынке морских грузоперевозок в
АТР 27
2.1 Морской транспорт в экономике региона 27
2.2 Анализ конкурентоспособности судовых компаний Приморского края в
АТР 41
2.3 Формы и методы повышения эффективности судовых компаний
Приморского края в АТР 52
Заключение 57
Список использованных источников
На современном этапе развития мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Глобализация международной торговли и транснационализация предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что невозможно осуществить без участия морского транспорта в цепочке грузооборота. Морской транспорт является основным во внешней торговле и обеспечивает развитие рыночной экономики. Морской транспорт является наиболее выгодным при использовании в межконтинентальной торговле товарами.
Наращивание грузовой базы в странах АТР и развитие транстихоокеанских перевозок являются важнейшими факторами развития морских грузоперевозок в данном регионе.
Высокие темпы развития Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют необходимость активного участия в морском грузообороте России. Для этого необходимо повысить эффективность морских перевозок и обеспечить их конкурентоспособность в регионе. Это является одной из важнейших задач, решение которой будет содействовать развитию экономики страны. Эффективность реализации потенциала и непрерывное совершенствование - цель управления конкурентоспособностью судовых компаний.
Приморский край является наиболее благоприятным регионом для развития морских грузоперевозок России в Азиатско-тихоокеанском регионе. Его географическое положение и историческое развитие обеспечили потенциал для дальнейшего роста доли участия России в международном грузообороте.
На сегодня существует ряд проблем в сфере международных морских перевозок. К ним можно отнести падение цен на нефть, девальвация национальной валюты, введение международных санкций, курс на импортозамещение, несоответствие параметров портов современным требованиям. Все эти факторы влияют на изменение структуры грузооборота морских портов России. Данные проблемы подробно рассмотрены в работах Бабуриной О.Н., Кондратьева С.И., Титова А.В., Ивашкович Д.Б., Заостровских Е.А., Фисенко А.И.
Актуальность выбранной темы обусловлена высокими темпами изменений в мире, факторы конкурентоспособности требуют немедленного анализа с целью разработки и реализации стратегии развития отдельного предприятия, отрасли или региона на мировом рынке. Таким образом значимость высокого уровня конкурентоспособности морских перевозок для экономики региона определило цель и задачи данной работы.
Цель - исследовать конкурентоспособность морского транспорта Приморского края в АТР.
Достижение цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
- изучить сущность, формы и методы международной конкуренции судовых компаний;
- выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность судовых компаний;
- провести анализ участников морских грузоперевозок в АТР.
- исследовать роль судовых компаний Приморского края в АТР.
Объект исследования - морской транспорт Приморского края на рынке морских грузоперевозок.
Предмет исследования - формы и методы повышения конкурентоспособности судовых компаний Приморского края в АТР.
Теоретической и методологической основой работы послужили результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, общенаучные и статистические методы исследования. В работе также были изучены материалы международных, научно-практических конференций, научные периодические издания по тематике исследования и данные средств массовой информации.
Источниками статистической информации - данные конференции ООН по торговле и развитию, Международной морской организации, Федеральной службы государственной статистики, ежегодные отчеты крупнейших зарубежных и отечественных компаний, Администрации морских портов Приморского Края и Восточной Арктики, Федерального агентства морского и речного транспорта.
Работа состоит из 2 глав по 3 параграфа.
В первой главе исследуется сущность международной конкуренции и конкурентоспособности судовых компаний, рассмотрены современные особенности развития морских перевозок в АТР, проведен анализ участников морских грузоперевозок в АТР.
Во второй главе рассматривается роль морского транспорта в экономике региона, проведен анализ конкурентоспособности судовых компаний, предложены формы и методы повышения эффективности деятельности судовых компаний.
Работа изложена на 62 страницах, включает 20 таблиц и 1 рисунок.
На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Повышение конкурентоспособности является одной из важнейшей задач экономического развития региона и страны в целом. К основным факторам, влияющим на конкурентоспособность морских портов, относятся: географические, инфраструктурные, логистико-технологические, геополитические и институциональные. Влияние каждого фактора неодинаково и следует рассматривать их через систему показателей.
Основными направлениями морских грузоперевозок являются трансатлантические перевозки, грузопоток Европа - Азия и транстихоокеанские перевозки. Из 20 крупнейших портов мира 17 входят в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион относится к быстроразвивающемуся региону, благодаря наличию грузовой базы, быстроразвивающейся экономике и исчерпанию потенциала портов Европы и Америки. Тем не менее замедление темпов развития Китая снизило грузооборот и соответственно прибыль судовых компаний.
В последние годы рост пропускной способности портов происходит за счет развития портовой инфраструктуры и портов-хабов при развитии соответствующих технологий и применении их в логистике морских перевозок. На рост грузооборота портов позитивное влияние оказывают создаваемые свободные экономические и таможенные зоны. Увеличение плеч морских перевозок происходит за счет исчерпания ресурсов и появления новых участников рынка, в следствие чего повышается вместимость судов. Негативные последствия оказывает морской транспорт и портовая инфраструктура на экологию, что приводит к использованию энергоэффективных технологий.
Крупнейшими судовыми компаниями в мире, которым принадлежит большая доля на рынке являются Maersk, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM Group, China Ocean Shipping (Group) Company, Hapag-Lloyd. В сумме этим компаниям принадлежит половина мирового флота.
Российские морские порты Дальнего Востока являются ключевыми звеньями транспортной системы страны за счет быстроразвивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона и близости грузовой базы Дальнего Востока и Сибири.
На морской транспорт приходится около 17% всего объема перевозок на Дальнем Востоке. Основную роль в этом процессе играет Приморский край. Вырос грузооборот с иностранными государствами и увеличилось расстояние грузоперевозок. Каботаж значительно уменьшился, почти в два раза. Несмотря на это, каботаж является неотъемлемой частью грузооборота портов Приморья и почти равен заграничным, за счет транзита иностранных грузов дальше на север страны. Крупнейшими портами края являются Восточный, Находка, Владивосток и Посьет
Крупнейшей судовой компаний Приморского края и Дальнего Востока является ПАО «Дальневосточное морское пароходство». На протяжении нескольких лет компания терпит убытки. Неудачи судоходной компании связаны с превышением предложения над спросом на морские перевозки. Это связано со снижением темпов роста Азиатско-Тихоокеанского региона, последствиями экономического кризиса, санкции со стороны США и ЕС и ответные российские санкции, падение курса национальной валюты.
Для повышения конкурентоспособности судовых компаний требуются меры со стороны правительства и самой компании. Это наращивание грузовой базы региона, упрощение регистрации судов под флагом РФ, внедрение инновационных технологий. Наращивание грузовой базы в будущем может произойти за счет создания порта-хаба в Надеждинском районе. Также использование налоговых льгот и преференций свободного порта Владивосток дает конкурентное преимущество отечественным компаниям в регионе.
1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ : принят Гос. Думой 31.03.1999 г. :[ред. от 29.12.2017 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22916.
2. О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ : принят Гос. Думой 16.10.2007 г. :[ред. от 29.12.2017 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72390
3. Бодровцева, Н.Ю. Оценка конкурентоспособности морских портов с использованием метода анализ среды функционирования / Н.Ю. Бодровцева // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 208-213.
4. Бодровцева, Н.Ю. Понятие и виды конкурентоспособности морских портов / Н.Ю. Бодровцева // ТДР. - 2016. - №5. - С. 31-33.
5. Бодровцева, Н.Ю. Систематизация факторов и показателей оценки конкурентоспособности морских портов / Н.Ю. Бодровцева // ТДР. - 2017. - №2. - С. 105-109.
6. Буянова, Л. Н. Основные Направления повышения конкуренто-способности морского транспорта России / Л.Н. Буянова // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2009. - №1. - С. 109-113.
7. Вербило, О.М. Тенденции в логистике, влияющие на конкуренто-способность портов / О.М. Вербило // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - №4. - С. 30-36.
8. Гапочка, А.А. Международные морские порты-хабы как фактор развития региона балтийского моря : дис. ... к-та экон. наук : 08.00.14 / А.А. Гапочка - СПб., 2017. - 177 с.
9. Друзь, И.Б. К моделированию рыночного развития региональных морских портов Дальнего Востока Российской Федерации / И.Б. Друзь, С.М. Затепякин // ТДР. - 2015. - №6. - С. 214-216.
10. Информационное агентство PrimaMedia [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.primamedia.ru.
11. Информационное агентство РЖД партнер [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.rzd-partner.ru.
12. Контейнерная платформа Sea Rates [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.searates.com.
13. Корпорация развития Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://erdc.ru/about-spv.
14. Курганов, И.Э. Динамика и структура морских грузоперевозок в АТР в современных экономических условиях / И.Э. Курганов, О.И Костюкова // Экономика и менеджмент. - 2018. - № 3(15). - C. 40-46.
15. Обзор морского транспорта 2015, ЮНКТАД [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.unctad.org.
16. Обзор морского транспорта 2016, ЮНКТАД [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.unctad.org.
17. Официальный сайт CMA CGM Group [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.cma-cgm.com.
18. Официальный сайт COSCO [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.coscoshipping.com.
19. Официальный сайт FESCO [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.fesco.ru.
20. Официальный сайт Maersk [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.maerskline.com.
21. Официальный сайт Mediterranean Shipping Company [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.msc.com.
22. Романов, М.Т. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2050 г. / М.Т. Романов, П.Я. Бакланов // Таможенная политика России на дальнем востоке. - 2013. - № 2(63). - С.19-38.
23. Российский морской регистр судоходства [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://rs-class.org.
24. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.rosmorport.ru.
25. Тарухина, А.С. Теоретические основы оценки конкурентоспособности морских портов / А.С. Тарухина // Эксплуатация морского транспорта. - 2012. - №2. - С. 3-8.
26. Титов, А.В. Современные тенденции развития морских портов в мире и их влияние на портовую индустрию России / А.В. Титов, Д.Б. Ивашкович // Морская техника и технология. - 2016. - №1. - С. 115-124.
27. ФГУП «Росморпорт» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.rosmorport.ru.
28. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. - Режим доступа : http://www.gks.ru.
29. Федеральное агентство морского и речного транспорта [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.morflot.ru.
30. Фисенко, А.И. Конкурентоспособность морских портов дальнего востока и проблемы формирования их грузовой базы / А.И. Фисенко, И.А. Кулешова // ТДР. - 2013. - №1. - С. 189-192.
31. Фисенко, А.И. Северо-Восточный регион Китая в системе формирования транзитной грузовой базы для свободного порта Владивосток / А.И. Фисенко // ТДР. - 2015. - №3. - С. 102-106.
32. Association of Pacific ports [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.pacificports.org.
33. International maritime organization [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.imo.org.
34. List of vessels [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://fleetphoto.ru.
35. Maritime Department the Government of the Hong Kong Special Administrative Region [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http s: //www. mardep .gov.hk.
36. Overview of China’s top ten ports [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.glorypower.net/en/knowledgeshow.asp?ciid=4.
37. Port Industry Statistics. World Port Rankings. American Association of Port Authorities [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : http: //www.aapa-ports .org.
38. Port technology [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : https://www.porttechnology.org.
39. The World Bank [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.worldbank.org.
40. World maritime news [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа : https://worldmaritimenews.com.