Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы 8
1.1. Групповая работа как форма организации учебной
деятельности школьников 8
1.2. Особенности формирования коммуникативных умений
младших школьников 17
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке 25
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке 32
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
коммуникативных умений младших школьников 32
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке 37
Заключение 49
Библиографический список 52
Приложения
Одна из ярких особенностей человека - это умение говорить. В том случае, если человек лишается возможности общения, то он перестаёт развиваться, а само общество распадается. Поэтому важной задачей учителя является развитие у детей коммуникативных умений.
Под коммуникативным умением понимается способность и реальная готовность к общению, к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Это умение осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в конкретной речевой ситуации и создавать собственные связные высказывания. Кроме того, коммуникативные умения предполагают овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи (Батаршев, 1998, 189).
ФГОС НОО второго поколения ориентирует на становление личностных характеристик выпускника начальной школы. В частности стандарт нас ориентирует на то, что выпускник начальной школы должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения, высказывать своё мнение.
ФГОС НОО выдвигает требования к сформированности коммуникативных умений младшего школьника. Научить его принимать решения, быть мобильным и коммуникабельным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь системы значимых социальных и межличностных отношений (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010).
Школьнику в будущем нужно быть востребованным в современном обществе, поэтому его нужно с раннего возраста учить мыслить, выражать своими словами мысли, соглашаться и спорить, фантазировать и представлять. Владение коммуникативными умениями на достаточно высоком уровне - это успех во взаимодействии с другими людьми при разных видах деятельности. На протяжении всех ступеней обучения ребёнка происходит развитие его коммуникативных умений и способностей (Клюева, 2001).
Учитель, для решения этой непростой задачи может сочетать традиционные методы обучения и современные образовательные технологии. Внедрение в процесс обучения групповых форм работы помогает развивать коммуникативные умения, творческие способности ребёнка, а также стимулирует умственную деятельность и активизирует познавательный интерес учащегося. При использовании групповых форм работы в современных условиях можно наблюдать положительную динамику развития учебного процесса.
Чтобы у учащихся повышался уровень мотивации к учебной деятельности, необходимы условия для активного и творческого потенциала младшего школьника. Такую задачу решает групповая деятельность. Работа в группе помогает школьникам проявить свои личностные качества, помогает отстаивать свои позиции в решении каких-либо заданий, быть инициативным, творчески мыслить, не бояться трудностей.
Поэтому на уроках для создания условий, которые способствуют развитию коммуникативных умений, целесообразно, по нашему мнению, использовать групповую деятельность.
Вопросы специально организованной речевой деятельности, проблемы межличностного взаимодействия рассматривали Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев. Исследования доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностного общения и межличностных отношений, обязательной организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения, без которого невозможно полноценное формирование личности в целом, а также его отдельных процессов и свойств.
Можно сделать вывод о том, что коммуникативные умения формируются через общение, которое необходимо для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, групповой работы. В ходе групповой деятельности у младших школьников формируются коммуникативные умения, которые обеспечивают сотрудничество учащихся - это умение слушать и понимать друг друга, уметь договариваться в совместной деятельности, распределять роли, вести дискуссию, а также контролировать друг друга.
Таким образом, исследованиями современных педагогов и психологов доказано, что совместная групповая деятельность играет важную роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом исследования является формирование коммуникативных умений младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке.
Гипотеза исследования: коммуникативные умения эффективно формируются в ходе групповой работы, если учитель вместе с детьми осваивает правила работы в группе, учитывает межличностные отношения учащихся, организует сотрудничество учащихся.
Задачи исследования:
1) изучить групповую работу как форму организации учебной деятельности школьников;
2) выявить особенности формирования коммуникативных умений младших школьников;
3) рассмотреть педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке;
4) организовать опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
а) теоретические - анализ, синтез, классификация, обобщение.
Б) эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Апробация результатов исследования осуществлялась путём выступления на студенческой научно-практической конференции в г. Белгороде и путём участия в международной научно-практической студенческой конференции в г. Гродно (Белоруссия).
База исследования: МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, 4 «А» класс в количестве 21 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, даётся обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы» раскрывается сущность групповой работы как формы организации учебной деятельности школьников, представлены особенности формирования коммуникативных умений младших школьников, а также педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке» представлено описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой работы на уроке.
В заключении изложены теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список - 55 источников.
Приложение включает в себя диагностические материалы, конспекты уроков.
Мы изучили групповую работу как форму организации учебной деятельности школьников и сделали вывод, что групповая форма работы помогает развивать коммуникативные умения.
Коммуникативные умения - это способность устанавливать контакты с другими людьми, умение слушать, умение взаимодействовать с окружающими людьми, умение отстаивать своё мнение и свою точку зрения. На уроке в начальной школе использование этой формы работы способствует развитию речевых навыков младших школьников. У детей развивается самостоятельность, работоспособность. Также у них повышается чувство ответственности за работу, которую дети делают в группе вместе.
Наиболее оптимальным периодом для формирования коммуникативных умений, активного обучения социальному поведению, искусству общения детей друг с другом, усвоение речевых умений является младший школьный возраст. Этот возраст благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу чуткости общения.
Задачей учителя является постепенная работа по формированию коммуникативных умений.
Условиями формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы на уроке в начальной школе являются:
— освоение правил работы в группе, поскольку они помогают детям учиться общаться и взаимодействовать друг с другом;
— учёт межличностных отношений учащихся, так как успех работы напрямую зависит от доброжелательного отношения между учащимися;
— организация сотрудничества, потому что обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
На начальном этапе входящая диагностика показала, что учащихся, имеющих высокий уровень развития коммуникативных умений, был низкий процент. После введения групповых форм работы по формированию коммуникативных умений в уроки по различным предметам количество учащихся с высоким уровнем коммуникативных умений стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем развития коммуникативных умений.
Обработка результатов исследования дала нам возможность определить общие критерии уровня сформированности коммуникативных умений в процессе групповой деятельности:
— способность и готовность к общению;
— способность отбирать языковые средства в конкретной ситуации;
— способность создавать собственные связные высказывания;
— готовность к ролевому взаимодействию и взаимопониманию.
Достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников способствуют составленные конспекты уроков с подобранными заданиями, которые предполагают работу в группах. Формирования коммуникативных умений эффективно в ходе групповой работы при соблюдении следующих условий: учётом межличностных отношений учащихся, освоения правил работы в группе и организации сотрудничества учащихся
Групповая работа заняла достойное место на всех уроках в начальной школе. Задача учителя - научить детей работать вместе, сообща. Результаты работы в группе, выше результатов индивидуальной работы, поскольку члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность за общий итог. Чтобы уровень развития коммуникативных умений возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Важно отметить, что групповая поддержка вызывает чувство защищённости и тревожные дети преодолевают страх.
Так как уроки с использованием групповых форм работы были разработаны с учетом педагогических условий формирования коммуникативных умений, то считаем, что гипотеза педагогического эксперимента подтверждена.
1. Андреева Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности./ Г.М. Андреева. - М.: «Просвещение» - 1985. - С.147-149.
2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли" / А. Г. Асмолов. - М.: «Просвещение». - 2011. - 159 с.
3. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе/ Л.В. Байбородова. - М.: «Просвещение» - 1991. - С.165¬166.
4. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности/ А.В. Батыршев. - М.: Изд. центр «Академия» - 1998. - С.136-189
5. Беракса Н. Е. Способы реализации поведения у детей младшего школьного возраста/ Н. Е. Беракса // Вопросы психологии. - М.: Просвещение - 1996. - №3. - С. 14 - 27.
6. Бодалев А. А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: Изд. центр «Академия» - 1996. - С.95-97.
7. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина// Вопросы психологии. - М.: Просвещение
- 2010. - №2. - С.149.
8. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе/ П.А. Васильченко// Начальная школа. - 1993.- №4. - С.57-59.
9. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников/ Г.И. Вергелес. - М.: Просвещение
- 1989. - С.56-58.
10. Воробьева О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О. Я. Воробьева. - М.: Учитель - 2008. - 144 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт -
1999. - С.352-35.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс - 2002.- С. 263-269.
13. Гришанова И.А. Программа формирования коммуникативной успешности младших школьников: учеб. - метод. пособие / И.А. Гришанова. - Ижевск: Удм. Университет - 2000. - 48 с.
14. Гришанова И.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников/ И.А. Гришанова. - М.: Просвещение - 2005. - С.54-57.
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика - 1972. - 424 с.
16. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе/ Н.И. Дереклеева. - М.: Просвещение - 2005. - С.124-130.
17. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении/ В.К. Дьяченко. - М.: Педагогика - 1991. - С.41.
18. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе/ В.К. Дьяченко// Начальная школа. - 1998. - №1. - С.17-26.
19. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках/ А.В. Золотова// Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С.34-38.
20. Казаринова Н. В. Межличностное общение/ Н.В. Казаринова. - М.: Просвещение - 2004. - С.67.
21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность/ Н.В. Клюева. - Ярославль: Академия развития -2001.- 458 с.
22. Колюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций/ Ю.Н. Колюткин. - М.: Просвещение - 1981. - С.64.
23. Королькова Л.В. Групповые взаимодействия младших школьников/ Л.В. Королькова // Начальная школа. - 2007. - №2. - С.13-17.
24. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся/ В.В. Котов. - М.: Просвещение - 1977. - С.100-106.
25. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава/ Л.В. Кудрявцева // Начальная школа. - 1990. - №11. - С.47-53.
26. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей/ Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение - 1993. - С.56-67.
27. Левицкая Ю.Л. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста / Ю.Л. Левицкая // Справочник педагога психолога. - 2011. - №1. - С.41-49.
28. Леонтьев А.А. Педагогическое общение/ А.А. Леонтьев. - М.: Педагогика. - 1979. - 201 с.
29. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. - М.: Знание - 1975. - С.30-34.
30. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения/ Х.Й. Лийметс. - М.: Просвещение - 1987. - С.94-98.
31. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика - 1986. - 140 с.
32. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида/ Б.Ф. Ломов. - М.: Просвещение - 1976. - С.235-236.
33. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх/ А.А. Максимова// Начальная школа. - 2005. - №1. - С.30-34.
34. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности/ И.М. Михайлова. - Псков. ПГПУ - 2005. - 188 с.
35. Нечаева Н.В., Занков Л.В. О методической системе начального обучения/ Н.В. Нечаева// Начальная школа. - 1995.- №11. - С.47-53.
36. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы/ Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение - 1995. - С.47-48.
37. Озерова И.Н. Формирование коммуникативной культуры у детей в сценической деятельности/ И.Н. Озерова// Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 65 - 67
38. Петровский В.А., Виноградова А.М. Учимся общаться с ребенком/ В.А. Петровский. - М.: Просвещение - 1993.-191 с.
39. Позднякова Е.В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова// Начальная школа. - 2001. - №11. - С. 23 - 25.
40. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников/ Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение - 2000. - С.245-247.
41. Ромашина С.Я. Речь учителя как средство дидактического коммуникативного воздействия/ С.Я. Ромашина // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 71 - 73.
42. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. - М.: Просвещение - 1987. - С.78-89.
43. Рябцева С.Л. Диалог за партой/ С.Л. Рябцев. - М.: Педагогика -1989.¬96 с.
44. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение - 1995. - С. 192.
45. Соловейчик М.С., Сергеева Н.Н. Совершенствование речевой деятельности младших школьников/ М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение - 1993. - C.69-72.
46. Сытенко Т.В. Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности/ Т.В. Сытенко //Школьные технологии. - 2006. - №7.- С.32.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
48. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А. Цукерман// Вопросы психологии. - 1993. - №3. - С.86.
49. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении/ Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг - 1993. - 263 с.
50. Чаркова Ф.В. Обучение общению/ Ф.В. Чаркова // Начальная школа. -
2008. -№6. - С. 38 - 42.
51. Чередов И.М. Формы учебной работы в начальной школе: Кн. Для учителя/ И.М. Чередов.- М.: Просвещение - 1988.- С.160.
52. Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына. - М.: Просвещение - 1995. - C.154-156.
53. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С.86¬88.
54. Щиголева Н.В. О курсе «Общение» для младших школьников/ Н.В. Щиголева// Начальная школа. - 2000. - №10. - С. 57 - 59.
55. Янченко И. В. Развитие речевого общения ребенка в онтогенезе / И.В. Янченко // Школьный логопед. - 2009. - №1. - С.17-19.