Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная социализация в современной российской семье социокультурный анализ

Работа №7219

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы184стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ.
1.1. Социализация как механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей 17
1.2. Гендерная социализация: категориальный анализ 42
1.3. Место и роль семьи в гендерной социализации подрастающего поколения 70
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ.
2.1. Поло-ролевые стереотипы как социокультурная основа гендерной социализации в современной семье 92
2.2. Особенности семейно-брачных установок молодежи: региональный аспект 122
Заключение 142
Библиографический список использованной литературы 146
Приложения 167


Актуальность темы исследования. Социальная трансформация российского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духов¬ной сфере и неотделима от преобразования сложившихся ценностных систем. Данные особенности социокультурного развития общества находят свое отражение в изменении содержания, целей, институтов и механизмов социализации. Социализация как процесс воспроизводства социокультурной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индивидов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает не только преемственность поколений, но, тем самым, и интеграцию всей социальной системы.
В переходные периоды развития общества на первый план выходят традиционные ценности - те ценности, которые сохраняют свою значимость для социума безотносительно к существовавшим и существующим идеологическим установкам. Этнические, конфессиональные, семейные и гендерные ценности сохраняют свою относительную устойчивость независимо от происходящих в обществе изменений и могут быть использованы политическими силами в равной мере и для интеграции, и для дезинтеграции общества. Процессы, происходящие в российском обществе в последние два десятилетия, наглядно подтверждают данный тезис. Таким образом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходимым в трансформирующемся обществе.
Гендерная социализация, как составная часть общего процесса социокультурного воспроизводства общества, является одной из наименее исследованных проблем в социологии. Такое положение дел представляется обоснованным, так как 1) сложность проблемы гендерной социализации связана биосоциальной природой гендера и, следовательно, требует междисциплинарного биолого-психолого-социологического подхода; 2) гендерология, как относительно самостоятельная область научного знания появляется только в 70-х гг. ХХ века; 3) до сих пор не сложилась методология исследования данного феномена. Однако, социальная трансформация, затрагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначила противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказала заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между супругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему принятия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в переходном обществе.
Семья традиционно рассматривается как основный институт первичной социализации индивида. Современная семья - это семья, живущая в новых социально-экономических условиях, она является одной из наиболее динамичных групп, и через нее, с одной стороны, обеспечивается сохранение и преемственность гендерных стереотипов и установок на взаимоотношение полов, а с другой стороны, именно семья становится «инициатором» всего нового, которое отражается в сознании супругов в виде их ценностных ориентации, потребностей, жизненных планов, взаимоотношений между полами. Именно в семье формируются новые представления о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, меняется половая мораль, трансформируется субкультурная дифференциация полов и поло¬ролевых идентичностей.
В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым со-держанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению.
Брачные ориентации, цели, взгляды, ценности современных супругов во многом отличны от взглядов предыдущих поколений, потому особо важным представляется осуществление сравнительного анализа между современной семьей рубежа веков и молодой семьей 60-80-х гг., который дает, во- первых, возможность осознать масштабность, глубину и скорость происходящих изменений в гендерных отношениях и духовных процессах в современной семье; во-вторых, помогает понять и эмпирически проверить противоречивость перехода от патриархатных гендерных идентичностей к эгалитарным; в-третьих, дает гендерный срез основных семейнобрачных ценностей в динамике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ХХ столетии семья претерпела значительные изменения по следующим направлениям:
-переход от традиционной патриархальной модели к различным типам и формам семейных отношений;
-изменение физических параметров семьи как по численности (до 3-4 чел.), так и по составу;
-изменение биографии семьи как по возрасту организации семейного союза, так и по продолжительности жизнеспособности данного союза;
-распространение нуклеарной малодетной модели семьи как основной формы семейного союза.
Однако ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых. Эти противоречивые тенденции и сегодня определяют не только положение и условия проживания личности в семье, но и здоровье общества, государства, нации в целом. Все это зависит от нескольких специфических особенностей семейного союза, а именно: постоянная взаимозависимость входящих в нее членов, в результате которой любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных; семейная структура ограничивает себя определенными пределами, позволяющими ей наиболее оптимально приспосабливаться к социуму, а также выполнять определенные задачи как по удовлетворению личных потребностей семьи так и внешние функции.
Очевидно, что нарушение в любом из звеньев семейной структуры, включает цепь приспособительных механизмов, значительным образом влияющих общественные, социокультурные процессы в обществе. Разрушение института семьи и семейных отношений, вероятнее всего, ведут к разрушению моральных и нравственных критериев в обществе, что далее может привести к разрушению общества как такового. И связано это с тем, что «при всем многообразии и многогранности пси-хологических отношений в браке они в главном своем содержании регулируются нравственным сознанием людей. Наиболее общим воплощением этого сознания является нравственный идеал, выражаемый в понятиях добра и справедливости, которые конкретизируются, с одной стороны, в нравственных критериях и оценках, составляющих оценочную область морали, с другой - в нравственных принципах и нормах, составляющих ее практически действенную, нормативную область».
Основные изменения, которые сегодня зафиксированы в институте семьи касаются таких ее основных характеристик, как функционального облика, структуры, положения семьи среди других социальных институтов общества, взаимоотношения личности, семьи и общества, социальной организации института семьи как целого. К сожалению, сегодня нет четкого представления о той модели семьи, которая поддерживается государством.


1. Абубикирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. -1996. -№6.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. М. — Воронеж. 2000.- 281с.
3. Аверинцев С.С. Горизонт семьи // Новый мир. - 2000. - №2.
4. Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. Л.П.Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2001.
5. Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность.-1995. -№2.-С.121-130.
6. Айвазова С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и совре¬менность. -1992. -№6.
7. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифферанциация как ком-плексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1989.-№2.-С.44-53.
8. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. -1991. -№4.
9. Андреева А. А. Некоторые проблемы феминистской философии // Вест¬ник Спб Г У, серия № 6.-1992.
10. Андреева Н.И. Формирование гендерной культуры в современном об- ществе.-Ростов н/Д. -2004
11. Антология гендерной теории. Сб. пер. /Сост. И комментарии Е.И. Гапо- вой и А.Р. Усмановой. Минск, "Пропилеи", 2000. -384с.
12. Антонов А. И. и др. Кризис семьи и депопуляция в России (круглый стол) // Социологические исследования. - 1999. - №11.
13. Аристотель. Политика // Соч. В 4 т. М., 1984. Т.4. С. 383; 430.
14. Бабель А. Женщина и социализм. М., 1959.
15. Бадентэр Э. Мужская сущность. М. 1995.
16. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. М.,1984.

147
17. Барсукова С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспек¬тивы // Социологические исследования. - 1999.- №9.
18. Бахофен И. Материнское право. Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.216-267.
19. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие по¬ловую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке. М.,1975.С.777-790.
20. Белова В. А. Число детей в семье. - М., 1975.
21. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.464с.
22. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993. С.67-72.
23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. С.399, 401.
24. Бердяев Н. Метафизика пола и любви. // Русский эрос, или философия любви в России. Сост. В. П. Шестаков.- М.: Прогресс, 1991.
25. Берн Ш. Гендерная психология.- Спб., 2002.
26. Блок Дж. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по соци¬альной психологии. СПб. 2000. С. 168-181.
27. Бовуар С. де. Второй пол. М.,1995.С.108-110.
28. Бойко В. В. Малодетная семья. - М.: Статистика, 1980.
29. Бок Г. История, история женщин, история полов// THESIS.№6.1994.C180.
30. Борисов С.Б. Мир русского девичества: 70-90 годы 20 века. М. 2002.
31. Бреева Е.Б. Дети в семье: гендерные аспекты воспитания // Народонасе¬ление. 2000. №2.
32. Булгаков С.Н. В. Соловьев и Анна Шмидт //Тихие думы. М.,1918.
33. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 415с.

148
34. Ванчугов В.В. Женщины в философии (Из истории философии в России конца Х1Х- нач. ХХ вв.) М., 1996. 304с.
35. Васильева Н. Семья как философская проблема: Сб. Сила первого взгляда. - М., 1998.
36. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, Спб., 2001. 707с.
37. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия. Под ред. С.Жеребкина. Харьков, Спб., 2001. 991с.
38. Вейнингер О. Пол и характер. М.,1992. 480с.
39. Верб М.С. Любовь и семья в ХХ веке.-Свердловск., 1988
40. Вишневский А.Г., Бубнова Е.М., Лукашук Ю.М.. Эволюция семьи и се¬мейная политика СССР. М.: Наука, 1992
41. Волкова Т. А. Социально-философский анализ полового диморфизма и гендерной самоидентификации: Дисс. . . канд. филос. наук:.- Кемеро- во,1998.
42. Воронина О.А. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования, 1998№ 2.С.104-110.
43. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов / Под ред.
А.А.Денисовой. М. 2002.
44. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных иссле-дований // Теория и методология гендерных исследований. М. 2001.
45. Воронина О.А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп. М. 2002. С. 8-32.
46. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность.-
2000. -№4. -С.9-20
47. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994.
48. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо- Психо- Логос. М., 1995.480с.
49. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

149
50. Гендерные истории Восточной Европы. Под ред. Е. Гаповой и др. Минск, ЕГУ, 2002. 416с.
51. Гендерные исследования. Вып. 2. Феминистская методология в соци¬альных науках. Под ред. Жеребкиной И.Харьков, 1999.
52. Гендерные тетради. Вып. 1. Спб., 1997. 128с
53. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общ. Ред. М.М.Малышевой. М., 2001. 520с. (РАН. МЦГИ. ИСЭПН)
54. Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х го¬дов: Сб. науч. статей/ Под ред.Л.Н. Попковой, И.Н.Тартаковской. Сама¬ра, 2003.334 с.
55. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через ген¬дерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности вы¬ражать свои интересы/ Пер. с. Англ. - М.,2001.-408с.
56. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно- биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. Отв.ред. Г. А, Аксянова. М.,1994
57. Гидденс Э. Социология. М. 1999.
58. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт- Петербург, 1998.
59. Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. - М.: Наука, 1972.
60. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стерео¬типов. СПб. 1994.
61. Григорьева Н.Ю. Выбор. Субъектность. Деятельность // Социокультур¬ный анализ гендерных отношений / Под ред. Е.Р.Ярской-Смирновой. Саратов. 1998.
62. Гримшоу Д. Идея «женской этики».// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С.8-30.
63. Гусева Ю.Е., Сабунаева М. Л. Гендерные стереотипы: возрастной аспект // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. СПб. 2003.

150
64. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // Со- цис. 2000. №11.
65. Гурко Т. А. Феминистская перспектива в социологии // Теория и мето¬дология гендерных исследований. М. 2001.
66. Давыдова Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. - 2000. - №4.
67. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разра¬ботки.: Сб. Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3.- М., 1993.
68. Джейс Ф. Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с социально-психологической точки зрения // Сексология. Хрестоматия. СПб. 2001. С. 144-161.
69. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999.
70. Дойч Э. Феминизм и автономность.// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.,1993.С.30-41.
71. Домострой. Нижний Новгород. 1991.
72. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. О раз-делении общественного труда. Метод социологии. М.,1991
73. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирова¬ние, управление. - М.: Мысль, 1987.
74. Елисеева, Т.С. Кадибур. - М.: Финансы и статистика, 1983
75. Ерошенко Т.И. Диалог мужской и женской культур // Труды конферен¬ции. Волгоград, 3-5 октября,2000г.
76. Женщина в мифах и легендах. Ташкент,1992.
77. Женщины в бизнесе. М.,1993.
78. Женщины в науке. М.,1989.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ