Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ситуационн-ролевая игра, как средство общепедагогической подготовки будущего учителя

Работа №7216

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы194стр.
Год сдачи1996
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4-13
ГЛАВА I Ситуационно-ролевая игра в общепеда-гогической подготовке 14-73
§1 Общепедагогическая подготовка будущего учителя средствами игры 14-38
§2 Сущность ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки 39-64
§3 Отечественный и зарубежный опыт использо¬вания ролевых игр в профессионально-педагогической подготовке 65-73
ГЛАВА II Реализация педагогических условий использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя 74-153
§1 Анализ опытно-экспериментальной работы 74-107
§2 Характеристика педагогических условий ис¬пользования ситуационно-ролевой игры в процессе общепедагогической подготовки 108-133
§3 Компенсация ограничений ситуационно-роле¬вой игры как средства общепедагогической подготов¬ки 134-153
Заключение 154-164
Список использованной литературы 156-180
Приложения 180-


Актуальность исследования проблем профессиональной подготовки будущих учителей определяется потребностью современной российской школы в педагоге высокой культуры, способном к рефлексии и коррекции своих действий и поступков в соответствии с быстро меняющимися социальными условиями функционирования педагогических систем.
Подготовка к педагогической профессии в значительной степени определяет результаты учебно-воспитательного процесса в школе. Этим объясняется давний и глубокий интерес к данной проблеме в отечественной вузовской педагогике. В основу исследования профессионально-педагогической подготовки легли теоретические положения, разработанные Л.С.Выготским, Н.К.Крупской,
А.В. Луначарским, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким.
Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки учителя заложен в трудах Ю.К.Бабанс- кого, Н.И.Болдырева, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Ю.Н.Ку- люткина, И. Т. Огородникова, А.И.Пискунова, В.А.Сластенина,
А.И.Щербакова. Проблему общепедагогической подготовки учителя разрабатывали О. А. Абдуллина, В.М.Басова, О .А.Морозова.
Л.Ф.Спирин обосновал процесс формирования у студентов общепедагогических умений, предложил вариант общепедагогической профессиограммы.
Большое внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе уделялось разработке эффективных средств подготовки будущих учителей. Среди этих средств важное место занимает игра. В работах Н.П. Аникеевой, В.П.Бедерхановой,
А.А.Вербицкого, М.В.Кларина, Ю.Н.Кулюткина, В.Г. Мамигонова, Г.С.Сухобской, Н.Н.Страздаса и других исследовался процесс подготовки педагогических кадров с использованием различных игр. Исследователи по-разному подходят к рассмотрению игр, используемых в подготовке педагога. Игры анализируются как компонент содержания и метод профессиональной подготовки (Н.В.Тамарина), как средство интенсификации профессионально-педагоги¬ческой подготовки (Г. В. Алферова), как дидактическое средство формирования организаторских умений (Н.П.Аникеева), как активный метод подготовки к воспитательной работе (С .Я. Харченко), как средство формирования коммуникативных умений (Е.В.Семено- ва), как форма активизации познавательной деятельности студентов педагогического вуза (М.А.Ярмолович) и так далее. Несмотря на это, проблеме использования игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя уделялось незаслуженно мало внимания.
В педагогике высшей школы изучались обучающие, дидактические, педагогические, учебно-ролевые, деловые учебные, ими- тационно-моделирующие учебные и другие игры. В то же время по¬являются новые разновидности игры, одна из них - ситуационно-ролевая игра. Как показывает анализ практики, данный феномен обладает большими возможностями в педагогическом образовании. Однако ситуационно-ролевая игра не стала еще предметом научного анализа, методического описания в контексте общепеда¬гогической подготовки будущего учителя. В ряде педагогических вузов страны идет активный поиск форм и средств организации процесса общепедагогической подготовки студентов. Практика показывает, что эффективность усвое¬ния общепедагогических знаний, овладение умениями и навыками зависит от включенности будущего учителя в практическую педагогическую деятельность. Кроме того, только в деятельности может произойти столь необходимое понимание своих индивидуальных особенностей и проектирование студентом педвуза собственной траектории профессионального роста. Таким образом, видна потребность в особом средстве общепедагогической подготовки будущего учителя, которое могло бы применяться на самом раннем этапе педобразования и несло бы в себе возможности личностно-ориентированного информирования, было бы эмоционально привлекательным.
Таким образом, можно констатировать несколько противоречий в области использования ситуационно-ролевой игры как средства общепедагогической подготовки будущего учителя : во-первых, между разработанностью в литературе проблемы "общепедагогической подготовки" и вопросов использования игры в педагогическом образовании, и тем, что игра как средство общепедагогической подготовки изучена явно не в полной мере;
во-вторых, между потребностями практики в педагогических средствах, соответствующих современным требованиям, и их дефицитом в арсенале педагогов-практиков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертации в качестве цели общепедагогической подготовки рассматривается достижение будущим учителем состояния общепедагогической готовности. Общепедагогическая готовность будущего учителя представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов. К их числу мы вслед за
В.А.Сластениным, Е.А.Левановой и другими относим мотивационно-ценностный (личностный), когнитивный, деятельностный, инструментальный компоненты.
Использование игры в процессе подготовки будущего учителя основывается на концепции социальных проб (М.И.Рожков), событийном подходе в организации педагогического процесса (Е.И.Головаха, А.А.Кроник) совокупности идей о возможности преодолеть существенное отличие учебных задач от задач профессиональной деятельности специалиста с помощью игры (И.Фейгенберг).
Анализ ряда работ последних лет (Н.П.Аникеева, Л.В.Ершова, А.И.Тимонин) показывает, что значимо при использовании игры не столько прямая аналогия с педагогической деятельностью, сколько ее социально-психологический смысл. Кроме того, значительный дидактический эффект достигается не только в процессе участия будущего учителя в игре, но и при подготовке его к использованию игры как педагогического средства.



1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования.- М.: Просвещение, 1990. - 141с.
2. Абдуллина О.А., Загряскина Н.Н. Педагогическая практи¬ка студентов. - М.: Просвещение, 1989.- 172 с.
3. Авторские программы профильных лагерей Костромской об-ласти.- Кострома: ИНКАД, 1996.- 30 с.
4. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организаци¬онно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы. - N 7.- С. 30-35.
5. Алферова Г.В. Деловая педагогическая игра как средство интенсификации профессионально-педагогической подготовки// Ре-зервы интенсификации при учебно-воспитательном процессе педа-гогического вуза: Межвуз. сб. науч. трудов.- Кострома: КГПИ им. Н.А.Некрасова, 1990. - С. 83-92.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Педа¬гогика, 1968. - 339 с.
7. Ананьев Б.Г. Роль игровой деятельности ребенка в вос¬питании характера и воли / Избр.психологич.труды. т. 2. / Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова, И.В.Кузьмина. - М.: Педагогика, 1980. - С. 82-90.
8. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
9. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации. // Педагоги¬ка и психология игры.: Межвуз. сб.науч.трудов. - Новосибирск,
1985. - С. 28-49.

134
- 173 -
10. Аникеева Н.П. Возможности игр, используемых в услови¬ях педагогического вуза в формировании организаторов воспита-тельной работы// Подготовка будущего учителя к работе с пио-нерской и комсомольской организацией. - Кострома: КГПИ, 1990.
- С. 68-76
11. Анисимов О. С. Методология культуры педагогической де-ятельности и мышления.- М.: Экономика, 1991.- 416 с.
12. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. школа, 1980.¬368с.
13. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высш. школа, 1976.¬200с.
14. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личнос¬ти. - М.: Мысль, 1976. - 158 с.
15. Аухадеева Л. А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Казань: НИИ сред. спец. обр., 1994.- 20 с.
16. Афанасьев С.П. Лагерный сбор первокурсников - началь¬ный этап системы подготовки будущего учителя - воспитателя //Подготовка студентов к воспитательной работе в школе. - Кострома: КГПИ, 1992.- С.18-25
17. Афанасьев С.П. Последний звонок. - Кострома: Вариант,
1995. - 172 с.
18. Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. - М.: Новая школа, 1993. - 224с.
19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педа-гогических исследований.- М.: Педагогика, 1982.-192 с.

135
- 174 -
20. Бабанский Ю.К. Совершенствование подготовки учителей к реализации задач реформы школы: Сб. науч. трудов - М.: АПН СССР, 1986.- 128 с.
21. Байбородова Л.В. Закономерности и принципы регулиро¬вания социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся.//Социальная адаптация учащихся: Материалы междуна¬родного симпозиума. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1995. - С.10-14
22. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Л. Изуче¬ние эффективности воспитательной системы школы. Учебно-методи¬ческое пособие.- Псков, 1994.- 94 с.
23. Басова В.М. Подготовка будущего учителя к работе с пионерами и комсомольцами в сельской малокомплектной школе// Подготовка будущего учителя к работе с пионерской и комсомоль¬ской организациями. - Кострома: КГПИ, 1990.- С.68-76
24. Басова В.М. Система общепедагогической подготовки старшеклассников к работе в детских и юношеских объединени¬ях// Психолого-педагогические проблемы подготовки организато¬ров и лидеров детских и юношеских объединений.- Кострома: КГПИ, 1994. - С.68-71
25. Басов Н.Ф., Басова В.М. Педагогический отряд как средство подготовки студентов к воспитательной работе // Меж¬вузовский сборник научных трудов. Подготовка студентов к вос¬питательной работе в школе.- Кострома: КГПИ, 1992.- С.25-32
26. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перест¬ройки.- М.: Педагогика, 1989. - 206 с.
27. Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы// Педагогика.- N1-2.- 1992.- С. 61-65

136
- 175 -
28. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической дея-тельности: Учебное пособие к спецкурсу.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.- 74 с.
29. Бедерханова В.П. Обучающие игры как средство подго¬товки студентов университета к воспитательной работе: Автореф. дис. канд.пед.наук. - Л., 1977. - 22 с.
30. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология чело¬веческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психо¬логия человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ.ред. М.С.Малковс- кого; СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.
31. Бернс Р. Развитие "Я" концепции и воспитания. - М.,
1986. - 210 с.
32. Блонский П.П. Педагогика: Учебник для высших педаго-гических учебных заведений. - М.: Учпедгиз, 1934. - 338 с.
33. Богданова Р.У. Самооценка студентами освоения дисцип¬лин психолого-педагогического блока // Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества, Вып.Ш, СПб: Образование, 1996.- С.33-41
34. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред.
Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой.- М.: МГУ, 1977. - С. 183-204
35. Болотов В. А., Новичков В.Б. Реформа педагогического образования. // Педагогика.- N 7-8.- С. 49-54
36. Болотов В. А. Проблемы педагогического образования в Российской Федерации// Учебно-методическое пособие по общим проблемам педагогического образования: Информ. бюлл. Вып.Ш(10), СПб: Образование, 1995. - С. 5-14

137
- 176 -
37. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новоси¬бирск, 1989.- 188 с.
38. Бочкина Н.В. О соотношении общеобразовательного, пси- холого-педагогического и предметного блоков в подготовке спе-циалиста для образовательной сферы// Учебно-методическое посо¬бие по общим проблемам педагогического образования: Информ. бюлл. СПб:Образование, 1995.- С.32-37
39. Быков В., Парамонов А., Чиндяскин В., Кравинко Л. Обучение подростков основам предпринимательской деятельности в форме организационно-деятельностных игр в условиях лагерных сборов. / Методические рекомендации. - М., 1991. - 37 с.
40. Васильев Н.В. Формирование умений организации позна-вательной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя технологии. Автореф.дис. канд.пед.наук. - Брянск:
БГПУ, 1996. - 22 с.
41. Вербицкий А. А. О контекстном обучении // Вестник выс¬шей школы - 1985.- N8.- С.27-30
42. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Кон-текстный подход: Метод. пособие.- М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.
43. Вергелес Г.И., Раев А.И. Методика анализа и оценки ка¬чества подготовки специалиста// Учебно-методическое пособие по общим проблемам педагогического образования. Информ. бюлл.,СПб.: Образование, 1995.- С. 48-49.
44. Волохов А.В. Вариативно-деятельностный подход к соци¬ализации личности в условиях детских общественных организаций.
- Дис. канд.пед.наук : Казань, 1992. - 162 с.
45. Волошина М.И. Педагогические умения //Советская педа¬

138
- 177 -
гогика.- 1985. -N5.- С. 86-90.
46. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1991. - 320 с.
47. Вульфов Б.З. и Хозе С.Е. Педагоги и комсомольцы школьники: творческий союз. - М.: Просвещение, 1987.- 208с.
48. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.- 112 с.
49. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом раз¬витии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - N 6. - С.
94-101.
50. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просве¬щение, 1988. - 158 с.
51. Газман О.С., Матвеева В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.
52. Галагузова Ю.Н., Пряжников Н.С. Методика ориентиро¬ванного определения готовности абитуриентов к выбору социаль¬но-педагогических профессий.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.- 22с.
53. Гегель Г. Философия духа: Соч. в 3 т. - М., 1956. - Т. 3 - 482 с.
54. Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учи¬теля. Автореф. дис. канд. пед. наук.- Л., 1989.- 20 с.
55. Голубев Н.П., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. -160 с.
56. Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя.
- М.: АПН РСФСР, 1951. - 156 с.

139
- 178 -
57. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. - М.: Просвещение, 1962. - 180 с.
58. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой де-ятельностью подростков: Автореф.дис. канд.пед.наук. - М.,
1984. - 23 с.
59. Гройсман А.П. Ролевая психотерапия как воспитательный метод // Вопросы социальной и клинической психоневралогии.- М., 1973. - С. 83-86.
60. Гройсман А.П. Проблемы ролевой психотерапии // Психо-логические механизмы исследования социального поведения. - М.: Наука, 1979. - С. 175-203.
61. Гуртовой Е.С. Концепция интегрированного подхода к подготовке сельского учителя// Учебно-методическое пособие по общим проблемам педагогического образования: Информ. бюлл. Вып.Ш(10)- СПб: Образование, 1995. - С. 5-14
62. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоуткина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя// Вопросы психологии.- 1990.- N3.- С. 76-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ