НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
РЕГИОНА 6
1.1. Роль бюджета региона в бюджетной системе Российской
Федерации 6
1.2. Структура доходов и расходов бюджета региона 11
1.3. Особенности формирования консолидированного бюджета
Белгородской области 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ 24
2. 1. Характеристика экономики Белгородской области и особенности формирования ее бюджетов 24
2.2. Анализ доходов консолидированного бюджета Белгородской
области 30
2.3. Оценка расходов консолидированного бюджета Белгородской
области 39
2.4. Анализ источников финансирования дефицита
консолидированного бюджета Белгородской области и направления его снижения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
РЕГИОНА 6
1.1. Роль бюджета региона в бюджетной системе Российской
Федерации 6
1.2. Структура доходов и расходов бюджета региона 11
1.3. Особенности формирования консолидированного бюджета
Белгородской области 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ 24
2. 1. Характеристика экономики Белгородской области и особенности формирования ее бюджетов 24
2.2. Анализ доходов консолидированного бюджета Белгородской
области 30
2.3. Оценка расходов консолидированного бюджета Белгородской
области 39
2.4. Анализ источников финансирования дефицита
консолидированного бюджета Белгородской области и направления его снижения 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выпускной квалификационной работы. Изменения, возникающие в экономике, оказывают прямое воздействие на бюджетную систему страны. Бюджетной системой является совокупность федерального, регионального и местного бюджетов.
Каждый уровень бюджетной системы характеризуется открытостью и прозрачностью как своих основных показателей, так и бюджетного процесса в целом.
Бюджет представляет собой систему формирования и использования денежных средств. Все бюджеты состоят из доходов и расходов. Соотношение доходной и расходной частей бюджета оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие региона, его способности к выполнению принятых обязательств, а также на уровень сбалансированности бюджета.
Назначением бюджета является финансирование и обеспечение задач и функций государства на федеральном, региональном и местном уровнях. В частности, бюджет региона обеспечивает поддержку и финансирование всех социальных гарантий и обязательств области. С помощью бюджета определяются основные потребности населения, подлежащие удовлетворению за счёт бюджетных средств, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений. Для лучшего отслеживания реального денежного потока всех бюджетов региона составляется консолидированный бюджет.
При увеличении социальных обязательств и сокращении доходной части основным применяемым инструментом является эффективная бюджетная политика. Она направлена на стабилизацию негативных последствий ухудшения экономики страны и обеспечению роста экономики в будущем. Стоит отметить, что выполнение данных задач невозможно из-за возникновения бюджетного дефицита. Наилучшим состоянием бюджета является сбалансированность, получаемая при равенстве доходов расходам. Поэтому необходимо нарастить доходы бюджета и, тем самым, сбалансировать его. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности. Исследуемая тема постоянно находилась и находится во внимании экономистов, политиков и практиков, о чем свидетельствует большое количество работ, учебных изданий и статей. А использование специалистами накопленного опыта в способах обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета региона, дает толчок для его дальнейшего развития. Над решением проблемы дефицита бюджетов работали такие авторы, как: Андряков А.Д., Гордеев С.С., Зумакулова М.А., Курманова Д.А., Кривова В.Д., Продыус Л.О., Сугарова И.В., Чернявский А.В. и др.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении и выявлении направлений обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета региона (на примере консолидированного бюджета Белгородской области).
Исходя из цели, были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть роль бюджета региона в бюджетной системе страны и изучить особенности его формирования;
2. Изучить структуру доходной и расходной частей бюджета
региона;
3. Провести анализ доходов консолидированного бюджета
Белгородской области;
4. Оценить расходы консолидированного бюджета Белгородской области;
5. Рассмотреть и проанализировать динамику источников покрытия дефицитов бюджетов;
6. Выявить способы снижения бюджетного дефицита региона.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность экономических отношений, возникающих при формировании и исполнении консолидированного бюджета Белгородской области.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают вопросы обеспечения сбалансированности доходов и расходов консолидированного бюджета региона.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященных проблемам бюджетов и бюджетной системы.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составляют анализ экономико-статистическими методами, графический метод, метод прогнозирования, анализ динамики и структуры, метод сравнения, статистическое наблюдение.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ и департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность департамента субъекта РФ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выявлении направлений, способствующих обеспечению сбалансированности доходов и расходов бюджета региона. Результаты исследования могут быть использованы для развития бюджетных отношений.
Каждый уровень бюджетной системы характеризуется открытостью и прозрачностью как своих основных показателей, так и бюджетного процесса в целом.
Бюджет представляет собой систему формирования и использования денежных средств. Все бюджеты состоят из доходов и расходов. Соотношение доходной и расходной частей бюджета оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие региона, его способности к выполнению принятых обязательств, а также на уровень сбалансированности бюджета.
Назначением бюджета является финансирование и обеспечение задач и функций государства на федеральном, региональном и местном уровнях. В частности, бюджет региона обеспечивает поддержку и финансирование всех социальных гарантий и обязательств области. С помощью бюджета определяются основные потребности населения, подлежащие удовлетворению за счёт бюджетных средств, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений. Для лучшего отслеживания реального денежного потока всех бюджетов региона составляется консолидированный бюджет.
При увеличении социальных обязательств и сокращении доходной части основным применяемым инструментом является эффективная бюджетная политика. Она направлена на стабилизацию негативных последствий ухудшения экономики страны и обеспечению роста экономики в будущем. Стоит отметить, что выполнение данных задач невозможно из-за возникновения бюджетного дефицита. Наилучшим состоянием бюджета является сбалансированность, получаемая при равенстве доходов расходам. Поэтому необходимо нарастить доходы бюджета и, тем самым, сбалансировать его. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности. Исследуемая тема постоянно находилась и находится во внимании экономистов, политиков и практиков, о чем свидетельствует большое количество работ, учебных изданий и статей. А использование специалистами накопленного опыта в способах обеспечения сбалансированности доходной и расходной частей бюджета региона, дает толчок для его дальнейшего развития. Над решением проблемы дефицита бюджетов работали такие авторы, как: Андряков А.Д., Гордеев С.С., Зумакулова М.А., Курманова Д.А., Кривова В.Д., Продыус Л.О., Сугарова И.В., Чернявский А.В. и др.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении и выявлении направлений обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета региона (на примере консолидированного бюджета Белгородской области).
Исходя из цели, были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть роль бюджета региона в бюджетной системе страны и изучить особенности его формирования;
2. Изучить структуру доходной и расходной частей бюджета
региона;
3. Провести анализ доходов консолидированного бюджета
Белгородской области;
4. Оценить расходы консолидированного бюджета Белгородской области;
5. Рассмотреть и проанализировать динамику источников покрытия дефицитов бюджетов;
6. Выявить способы снижения бюджетного дефицита региона.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность экономических отношений, возникающих при формировании и исполнении консолидированного бюджета Белгородской области.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают вопросы обеспечения сбалансированности доходов и расходов консолидированного бюджета региона.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют научные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященных проблемам бюджетов и бюджетной системы.
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составляют анализ экономико-статистическими методами, графический метод, метод прогнозирования, анализ динамики и структуры, метод сравнения, статистическое наблюдение.
Информационная база выпускной квалификационной работы включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты РФ, статистические данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ и департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность департамента субъекта РФ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выявлении направлений, способствующих обеспечению сбалансированности доходов и расходов бюджета региона. Результаты исследования могут быть использованы для развития бюджетных отношений.
В заключительной части выпускной квалификационной работы по теме «Направления обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджета региона» обобщим итоги.
Консолидированный бюджет Белгородской области состоит из бюджета субъекта РФ, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских и сельских поселений. Большую часть всего консолидированного бюджета составляет бюджет субъекта.
Главная задача консолидированного бюджета Белгородской области состоит в том, чтобы с помощью полученной информации провести глубокий анализ финансовой сферы государства, спрогнозировать ее состояние в будущем, определить баланс финансовой системы и обеспеченность граждан.
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
При помощи консолидированного бюджета можно прогнозировать экономическое и социальное развитие субъекта, анализировать уровень обеспеченности населения и планировать бюджет.
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества его расходных и доходных составляющих.
Важнейшей задачей Белгородской области и всей страны в целом является обеспечение устойчивого роста экономики и реальных доходов граждан, а также снижение уровня бедности, на реализацию которой направлены программы по развитию экономики и социальной сферы, а также главный финансовый ресурс - областной консолидированный бюджет.
Необходимо через развитие экономики и дальше повышать благосостояние жителей области, развивать социальную и жизнеобеспечивающую инфраструктуру, заботиться о незащищённых гражданах, а также поощрять и стимулировать гражданскую активность и развивать общественные институты самоуправления.
Проведя анализ доходной и расходной частей, выявили, что обе составляющие имеют тенденцию к росту.
Доходная часть консолидированного бюджета Белгородской области включают в себя налоговые и неналоговые доходов (81,8%) и безвозмездные поступления (18,2%). Основные расходные статьи бюджета региона занимают национальная экономика, образование и социальная политика, которые ежегодно только увеличиваются.
В среднем ежегодно доходы бюджета региона увеличивались на 7859,3 млн. руб. или в 1,09 раз, а расходы бюджета региона увеличивались на 5994,1 млн. руб. или в 1,06 раз, соответственно.
Произведя прогноз доходов консолидированного бюджета Белгородской области, выяснили, что в 2018, 2019 и 2020 годах доходная часть будет приближенно равна 90351,9 млн. рублей, 92426,2 млн. рублей и
94500,5 млн. рублей соответственно. Расходы консолидированного бюджета Белгородской области в 2018 году будут равны примерно 90643,1 млн. рублей, в 2019 году - 91968,5 млн. рублей, а в 2020 году - 93293,9 млн. рублей. Все это еще раз доказывает, что расходы и доходы бюджетов с каждым годом лишь увеличиваются.
На протяжении двадцати лет бюджет консолидированного бюджета Белгородской области исполнялся с дефицитом. Однако, впервые за несколько лет, в 2017 году бюджет региона был исполнен с профицитом, что говорит о улучшении экономического и инвестиционного климата как в регионе и стране.
Достичь равенства доходной и расходной частей бюджета можно лишь двумя способами: либо увеличить поступление доходов в бюджет, либо сократить расходы. Выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной и долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных рисков, а также сокращение или более эффективное использование расходной части бюджета, способствуют достижению сбалансированности бюджета Белгородской области в долгосрочном периоде.
Расчет параметров консолидированного бюджета просто необходим для дальнейшего финансового планирования. Это вызвано тем, что большая часть общих параметров финансового баланса страны и территориальных балансов берется именно из консолидированного бюджета.
Таким образом, консолидированный бюджет Белгородской области имеет огромное значение, как для экономического развития, так и для населения, проживающего на территории субъекта. Правительство Белгородской области за последние годы стремится выполнять данные направления и уже достигло улучшения ситуации. На данный момент в бюджетном процессе Белгородской области проводится качественная работа, направленная на достижение более эффективного распределения и использования денежных средств, что в 2017 году наконец принесло результаты - бюджет был исполнен с профицитом.
Тем не менее, необходимо и дальше расширять и укреплять финансовую базу региональных и муниципальных органов власти, решать проблемы, связанные с повышением доходной части и снижением расходной частей бюджетов.
Консолидированный бюджет Белгородской области состоит из бюджета субъекта РФ, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских и сельских поселений. Большую часть всего консолидированного бюджета составляет бюджет субъекта.
Главная задача консолидированного бюджета Белгородской области состоит в том, чтобы с помощью полученной информации провести глубокий анализ финансовой сферы государства, спрогнозировать ее состояние в будущем, определить баланс финансовой системы и обеспеченность граждан.
Анализ консолидированного бюджета необходим для прогнозирования, планирования, разработки бюджета конкретного уровня. Количественные характеристики анализа отражают обоснованность, реальность показателей бюджетов.
При помощи консолидированного бюджета можно прогнозировать экономическое и социальное развитие субъекта, анализировать уровень обеспеченности населения и планировать бюджет.
Консолидированные показатели помогут получить полноценную картину качества его расходных и доходных составляющих.
Важнейшей задачей Белгородской области и всей страны в целом является обеспечение устойчивого роста экономики и реальных доходов граждан, а также снижение уровня бедности, на реализацию которой направлены программы по развитию экономики и социальной сферы, а также главный финансовый ресурс - областной консолидированный бюджет.
Необходимо через развитие экономики и дальше повышать благосостояние жителей области, развивать социальную и жизнеобеспечивающую инфраструктуру, заботиться о незащищённых гражданах, а также поощрять и стимулировать гражданскую активность и развивать общественные институты самоуправления.
Проведя анализ доходной и расходной частей, выявили, что обе составляющие имеют тенденцию к росту.
Доходная часть консолидированного бюджета Белгородской области включают в себя налоговые и неналоговые доходов (81,8%) и безвозмездные поступления (18,2%). Основные расходные статьи бюджета региона занимают национальная экономика, образование и социальная политика, которые ежегодно только увеличиваются.
В среднем ежегодно доходы бюджета региона увеличивались на 7859,3 млн. руб. или в 1,09 раз, а расходы бюджета региона увеличивались на 5994,1 млн. руб. или в 1,06 раз, соответственно.
Произведя прогноз доходов консолидированного бюджета Белгородской области, выяснили, что в 2018, 2019 и 2020 годах доходная часть будет приближенно равна 90351,9 млн. рублей, 92426,2 млн. рублей и
94500,5 млн. рублей соответственно. Расходы консолидированного бюджета Белгородской области в 2018 году будут равны примерно 90643,1 млн. рублей, в 2019 году - 91968,5 млн. рублей, а в 2020 году - 93293,9 млн. рублей. Все это еще раз доказывает, что расходы и доходы бюджетов с каждым годом лишь увеличиваются.
На протяжении двадцати лет бюджет консолидированного бюджета Белгородской области исполнялся с дефицитом. Однако, впервые за несколько лет, в 2017 году бюджет региона был исполнен с профицитом, что говорит о улучшении экономического и инвестиционного климата как в регионе и стране.
Достичь равенства доходной и расходной частей бюджета можно лишь двумя способами: либо увеличить поступление доходов в бюджет, либо сократить расходы. Выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной и долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных рисков, а также сокращение или более эффективное использование расходной части бюджета, способствуют достижению сбалансированности бюджета Белгородской области в долгосрочном периоде.
Расчет параметров консолидированного бюджета просто необходим для дальнейшего финансового планирования. Это вызвано тем, что большая часть общих параметров финансового баланса страны и территориальных балансов берется именно из консолидированного бюджета.
Таким образом, консолидированный бюджет Белгородской области имеет огромное значение, как для экономического развития, так и для населения, проживающего на территории субъекта. Правительство Белгородской области за последние годы стремится выполнять данные направления и уже достигло улучшения ситуации. На данный момент в бюджетном процессе Белгородской области проводится качественная работа, направленная на достижение более эффективного распределения и использования денежных средств, что в 2017 году наконец принесло результаты - бюджет был исполнен с профицитом.
Тем не менее, необходимо и дальше расширять и укреплять финансовую базу региональных и муниципальных органов власти, решать проблемы, связанные с повышением доходной части и снижением расходной частей бюджетов.
Подобные работы
- Управление доходами и расходами регионального бюджета
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПОДДЕРЖКУ ТРАНСПОРТА
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ доходов и расходов бюджета муниципального образования (на примере
Агаповского муниципального района Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - Бюджет и его функции (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Анализ устойчивости бюджета муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Анализ устойчивости бюджета муниципального образования (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СПАССК-ДАЛЬНИЙ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



