ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Трудовая мотивация: роль как детерминанты трудового поведения персонала организации и систематизация эволюции основных теорий
1.2 Характеристика основных систем и методов мотивационного управления персоналом
1.3 Принципы и ситуационные особенности формирования конкурентной системы мотивации в организациях строительной отрасли
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование особенностей функционирования основных подсистем системы управления персоналом в контексте их мотивационного воздействия
2.3 Анализ специфики стимулирования и оценка эффективности действующей системы трудовой мотивации персонала строительной организации
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
3.1 Методические подходы к оптимизации управления системой мотивации труда в строительной отрасли
3.2 Разработка функционально-мотивационного механизма на основе программы комплексной трудовой мотивации персонала строительной отрасли и оценка ее эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Стремительно изменяющиеся условия ведения хозяйственной деятельности, усиление уровня конкуренции и необходимость развития в условиях инновационно ориентированной экономики актуализируют потребность в разработке, внедрении и использовании адекватных складывающимся условиям систем управления на предприятиях строительной отрасли, в связи с тем, что традиционными способами повышения эффективности производственной деятельности приобрести и удержать конкурентные преимущества представляется маловероятным.
Наиболее значимым фактором экономического развития становится способность организаций мобилизовать и использовать свои внутренние ресурсы с целью повышения результатов деятельности, обеспечения эффективности бизнес-процессов, прироста капитала, воплощенного в знаниях и квалификации сотрудников, повышение корпоративной культуры, поощрение инноваций и организационных улучшений.
В этом аспекте особо важным является поиск и исследование новых методов мотивации стимулирования трудовой деятельности персонала и совершенствование управления им на основе разработки и использования современных технологий и новых методов управления и организации производства. Для современных организаций важно найти новые технологии включенности в инновационную среду, коммерциализацию, информатизацию - сегодня, время освоения новых методов мотивации персонала, которые позволят сделать многие процессы более эффективными и менее затратными. С другой стороны - важно не лишиться квалифицированных кадров, способных поддерживать высокую производительность труда, корпоративную культуру, конкурентоспособность. Поэтому одна из основных задач кадрового менеджмента в нестабильной экономической ситуации - удержание ключевых сотрудников, реализация эффективной системы мотивации, построенной на принципах сильной организационной культуры и бережливого производства.
Процесс мотивации влияет на поведение персонала и направляет его к нужным для организации действиям. В современных условиях с позиции мотивации трудового поведения, человек выступает в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, создание благоприятных условий деятельности и мотивацию рассматривается как особый вид инвестиций. В то время как стоимость большей части ресурсов организации, представленной материальными объектами, со временем снижается, ценность человеческого потенциала при правильном его использовании и воспроизводстве с годами возрастает.
Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития мотивации труда работников, требуют решения и системного анализа следующие проблемы: слабый учет особенностей специфика конкретной деятельности организации, прежде всего - рабочего, при изучении трудового поведения и мотивации персонала. Недостаточное применение принципов теории мотивации руководителями и кадровыми службами на практике, отсутствие интереса к этой проблеме на фоне повсеместного для регионов мотивационного кризиса. Отсутствие комплексного подхода к разработке системы мотивационного менеджмента в организации. Как отмечают эксперты, формирование мотивационного пакета во многом зависит от личных предпочтений и особенностей характера собственника компании.
Таким образом, необходимость разработки новых мотивационных механизмов активизации трудовой деятельности, адаптированных к современным российским условиям хозяйствования и к индивидуальным особенностям конкретной организации и его персонала, обусловили актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы. В современной науке управления проблемы мотивации труда персонала занимают одно из ведущих мест. Данная тема наиболее детально представлена в зарубежной научной литературе. Среди авторов, занимающихся проблемами стратегии и управления мотивацией, можно выделить Р. Акоффа, И. Ансоффа, В. Берка, С. Бира, Г. Вагнера, Н.Л. Зинера, Р.И. Дафта, П. Друкера, М. Лортера, А.А. Томпсона, Д. Томпсона, А.Дж. Стрикленда и др.
В отечественной науке исследования проблемы управления организацией, и особенно ее персоналом, нашли выражение в работах В.В. Адамчука, М.Д. Аистовой, Т.Ю. Базарова, С.А. Баркова, В.Л. Верховина, О.С. Виханского, Б.Л. Еремина, И.Н. Желобановой, А.В. Игнатьевой, А.Я. Кибанова, Т.А. Комиссаровой, М.М. Максимцова, В.Г. Медынского, Б.З. Мильнера, А.И. Наумова, З.Н. Румянцевой, К.А. Феофанова, В.Е. Хиценко, В.И. Шкатуллы и др.
Эффективность мотивации трудовой деятельности выступает предметом анализа в работах А.Р. Алавердова, О.С. Виханского, В.А. Дятлова, Н.В. Журавлева, Л.В. Карташовой, Е. Лобановой, А.И. Наумова, В.Г. Онушкина, В.Б. Протасьева, Н.В. Самоукиной, В.А. Сластенина, М.В. Удальцова, В.В. Травина, Р. Фатхутдинова и др.
Принципы мотивации персонала, развития творческого потенциала сотрудников являются предметом рассмотрения в работах В.Л. Арлазарова, Н. Емельянова, А.А. Иващенко, Д.А. Новикова и др.
Отметим, что система мотивации персонала рассматривается как составная часть управленческой системы в целом. Анализ работ названных авторов позволяет сделать вывод о высокой степени разработанности проблемы мотивации труда в общеметодологическом плане. Однако, многие важные аспекты мотивационного механизма повышения эффективности труда персонала предприятий проработаны недостаточно. При этом нестабильность экономической ситуации в регионах России требует постоянного совершенствования инструментов мотивации и удержания персонала всех категорий. Целенаправленное применение результатов выполненных исследований и накопленного практического опыта в области мотивации предполагает их теоретическое обобщение с учетом специфики труда работников в конкретных сферах строительного производства.
Объектом исследования выступает мотивация трудовой деятельности персонала строительной организации как система.
Предметом исследования являются механизмы, методы и технологии формирования и управления системой мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала строительной организации, содержание и характеристика элементов данной системы.
Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по построению эффективной системы мотивации труда персонала организаций строительной отрасли.
Поставленная цель исследования определила постановку задач исследования:
1) изучить роль трудовой мотивации как детерминанты трудового поведения персонала, эволюцию основных теорий мотивации и основные теоретико-методические подходы к формированию системы мотивации персоналом;
2) обосновать выбор и апробировать набор методик и инструментов комплексного эмпирического исследования особенностей системы трудовой мотивации персонала строительной организации и оценки ее эффективности;
3) исследовать особенности функционирования основных подсистем системы управления персоналом в контексте их мотивационного воздействия и эффективности системы мотивации и стимулирования;
4) обосновать методологические подходы к оптимизации управления системой мотивации труда в строительной отрасли;
5) разработать функционально-мотивационный механизм на основе программы комплексной трудовой мотивации персонала строительной отрасли и обосновать оценку ее эффективности.
Теоретической основой исследования явились положения общей экономической теории и теории экономики труда, теории управления и развития организации, существующих концепций мотивации и стимулирования труда, представленных в трудах отечественных и зарубежных исследователей по проблемам управления персоналом.
Методологическая основа исследования базируется на принципах системно-деятельностного, сравнительно-исторического, процессного, структурного, диалектического подходов к исследованию системы мотивации и стимулирования труда персонала. В ходе проведения исследования были использованы как ряд общенаучных методов системного анализа и синтеза, так ряд методов ситуационного, экономико-математического, статистического и социологического анализа.
В качестве информационной основы исследования использованы труды классиков и современных ученых в области экономики труда и управления персоналом, информация, представленная в сети Internet, публикации ведущих ученых, справочная и учебная литература по исследуемой тематике. Кроме того, в работе использованы результаты проведенного автором исследования и ряд документов базовой организации исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный набор методик и инструментов комплексного эмпирического исследования системы трудовой мотивации персонала строительной организации и предлагаемые методические подходы к оптимизации управления системой мотивации труда могут быть применены в ходе разработки кадровой политики организаций строительной сферы в области трудовой мотивации и стимулирования. Использование разработанных рекомендаций будет способствовать развитию мотивации труда персонала и как следствие повышению экономической и социальной эффективности организаций строительной сферы.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обоснован и апробирован поэтапный методический подход проведения комплексного эмпирического исследования особенностей системы трудовой мотивации персонала строительной организации и оценки ее эффективности;
2. Обоснован методический подход к формированию функционально-мотивационного механизма трудовой деятельности персонала, на основе которого была разработана программа комплексной трудовой мотивации персонала строительной отрасли.
Положения, выносимые на защиту:
1. Изучение роли трудовой мотивации как детерминанты трудового поведения персонала и проведенный анализ эволюции основных теорий мотивации позволили установить, что стремительный темп развития социально-экономической сферы общества определяет необходимость поиска новых подходов к мотивации персонала, обусловленных процессом постоянного возникновения новых и модификации существующих потребностей. Это в свою очередь требует совершенствования и актуализации существующих подходов к мотивации персонала организации, связанных с удовлетворением широкого спектра потребностей работников.
2. К основным слабым сторонам системы мотивации персонала в строительной организации можно отнести: отсутствие стратегического планирования системы мотивации труда работников; «застывшую» систему неэкономических методов мотивации; низкую степень объективности оценки труда персонала; неэффективное использование ресурсов для развития и контроля системы обучения, повышения квалификации специалистов и персонала рабочих специальностей; практически отсутствие омоложения персонала, отсутствие политики (программа) повышения приверженности к организации; тяжелые условия труда, отсутствие механизмов регулирования деловой карьеры персонала, недостаточную информированность персонала о положение дел в организации и перспективах ее развития.
3. Управление системой мотивации и стимулирования представляет собой организованный определенным образом и структурированный процесс, в результате которого происходит целенаправленное воздействие на трудовую мотивацию персонала организации со стороны субъекта управления посредством использования определенных механизмов мотивации. Данный процесс должен быть реализован в соответствии с определенной логической схемой. В ходе разработки системы мотивации и стимулирования труда персонала организации должна учитываться организационная стратегия развития, а в ее основу должны быть положены принципы, предполагающие создание баланса интересов всех работающих в организации групп персонала и ориентированные на развитие и включение в деятельность всех способностей и возможностей каждого работника .
4. Основой функционально-мотивационного механизма выступает программы комплексной трудовой мотивации персонала строительной отрасли важнейшими элементами которой являются комплекс мер по усилению действия факторов - мотиваторов трудового поведения и ослаблению демотиваторов, концепцию системы нематериального стимулирования сотрудников организации, оптимизация системы объективных оценок работы персонала, дифференцированный подход к системе управления деловой карьерой и совершенствование системы обучения персонала.
Апробация работы. Материалы и результаты исследования, основные положения и выводы обсуждались в рамках межвузовского конкурса научных работ-эссе «Мейнстримы HR - управления: стратегический подход и системный опыт», г. Белгород, 2018 г.), а также нашли отражение в 2 опубликованных научных статьях:
1. Геталов, С.С. Трудовая мотивация: роль как детерминанты трудового поведения персонала и систематизация эволюции основных
концепций [Электронный ресурс] / С.С. Геталов // Форум молодых ученых. - 2018. - № 1. Режим доступа: http://forum-
nauka.ru/domains_data/files/17/Getalov%20S.S..pdf (дата обращения
20.01.2018).
2. Геталов, С.С. Методические подходы к оптимизации управления системой мотивации и стимулирования труда в строительной отрасли [Текст] / С.С. Геталов // Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 января, 2018 г.) / отв. ред. Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 131-134.
Структура и объем работы. Выделенная структура и содержание работы соответствуют поставленной цели и задачам исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении определены объект, предмет исследования, сформулирована цель и задачи исследования, указаны положения, выносимые на защиту и новизна работы, а также теоретическая и практическая значимость исследования.
В теоретической части дан развернутый анализ классического и современного состояния проблематики. В рамках проведенного исследования раскрыта роль трудовой мотивации как детерминанты трудового поведения персонала организации и систематизированы эволюции основных теорий мотивации, а также представлена характеристика основных систем и методов мотивационного управления персоналом, раскрыты принципы и ситуационные особенности формирования конкурентной системы мотивации в организациях строительной отрасли.
Вторая глава отражает результаты проведенного комплексного эмпирического исследования, раскрывает особенности функционирования основных подсистем системы управления персоналом базовой организации исследования в контексте их мотивационного воздействия, а так же специфику стимулирования и оценку эффективности действующей системы трудовой мотивации персонала строительной организации.
В третьей главе представлены методические подходы к оптимизации управления системой мотивации труда в строительной отрасли и разработанный функционально-мотивационный механизм на основе программы комплексной трудовой мотивации персонала строительной отрасли с оценкой ее эффективности.
В заключении обобщены результаты исследования, сделаны основные выводы, подведены итоги исследования.
Проведенное исследование по проблеме совершенствования системы мотивации персонала в ООО «Сервис Монтаж» позволяет сделать общие выводы. Анализ показал, что для современных организаций основными задачами совершенствования процессов мотивации являются: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
- обучение персонала и руководящего состава с целью повышения уровня готовности к любым организационным изменениям;
- формирование у каждого руководителя демократичных подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Характеристика организационно-экономических показателей ООО Монолит» и анализ системы управления персоналом позволяют сделать следующие основные выводы: результативные экономические показатели деятельности стабильны, уровень социальной ответственности высокий, цели и оперативные задачи принимаются и реализуются в оптимально выстроенной организационной структуре при участии всех звеньев управления.
Результаты анализа кадровых показателей, позволили определить проблемные места, которые, на наш взгляд, влияют на функционирование системы мотивации персонала ООО «Сервис Монтаж»:
1) достаточно низкий уровень образования. Высшее образование имеют
25 % работников предприятия. Следовательно, работниками затрачивается
значительно больше времени для освоения новых видов работ.
2) Практически полное отсутствие омоложения персонала. Достаточно большую долю представляют лица предпенсионного возраста.
3) Несовершенство привлечения и набора молодых специалистов и квалифицированных рабочих в организацию. Проблема влияния субъективного фактора «знакомства», и неэффективная организация системы ротации.
Комплексный анализ актуального состояния системы мотивации персонала ООО «Сервис Монтаж» позволил выявить следующие основные проблемы:
1) «Застывшая» система неэкономических методов мотивации.
2) Низкая степень объективности оценки труда персонала.
3) Неэффективное использование ресурсов для развития и контроля системы обучения, повышения квалификации персонала. Низкий уровень образования у персонала основного производства.
4) Практически полное отсутствие омоложения персонала. Отсутствует технология привлечения и набора молодых специалистов и квалифицированных «рабочих» в организацию.
5) Не разработаны механизмы регулирования деловой карьеры персонала.
На основании проведенного исследования актуального состояния системы мотивации персонала в ООО «Сервис Монтаж» становится
возможным разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию мотивации персонала, направленные на оптимизацию использования всех методов мотивационного воздействия: организационно- административных, экономических и социально-психологических.
В качестве оперативных мероприятий предлагается разработать программу «Совершенствование системы мотивации труда персонала в ООО «Сервис Монтаж», которая будет направлена на решение выявленных проблем:
1) Разработка мероприятий по материальной и нематериальной мотивации труда работников.
2) Повышение квалификации работников.
3) Повышение регулирования деловой карьеры персонала.
4) Оптимизация профориентационной работы для персонала.
5) Совершенствование социального обеспечения работников.
В результате внедрения и реализации предлагаемых мероприятий улучшится мотивация сотрудников и повысится эффективность их работы, что в свою очередь приведет к существенному росту доходов организации.
1. Авакова, Э. Б. Асадов, А. Н. Тренинг-менеджмент [Текст]: учебное пособие / Э. Б. Авакова, А. Н. Асадов; - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт- Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. - 74 с.
2. Акименко, В. А. Управление человеческими ресурсами [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Акименко, О. В. Демина. - Москва: ТРП, 2016. - 155 с.
3. Асалиев, А. М. Развитие трудового потенциала [Текст]: учебное пособие / А. М. Асалиев, Ф. И. Мирзабалаева, П. Р. Алиева. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 279 с.
4. Бадренкова, Е. С. Формирование лояльности персонала и ее значение для успешной работы организации [Текст] /Е. С. Бадренкова // Вестник РГГУ. -2015. - № 3 (146). - С. 72-78.
5. Балабанова, Л.В., Сардак, Е.В. Лояльность в системе управления персоналом предприятия [Текст] / Л. В. Балабанова, Е. В. Сардак // Socio-economic problems of management. - 2015. - С. 100-107.
6. Белкова, Е. А. Технологии управления развитием персонала [Текст]: учебник пособие / Е. А. Белкова и др. под ред. А. В. Карпова, Н. В. Клюевой. - Москва: Проспект, 2016. - 402 с.
7. Бердникова, Лариса. Ценный сотрудник: найти и удержать [Текст]: практическое руководство по найму, обучению и мотивации сотрудников / Лариса Бердникова. Под общ. ред. Лариса Бердникова. - Санкт-Петербург: Лема, 2015. - 161 с.
8. Богач, Артем. Лидерство и руководство. Развитие управленческих компетенций [Текст]: монография / Артем Богач, Гали Новикова. - Санкт- Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 223 с.
9. Бондаренко, В.А. Теоретические вопросы лояльности внутрифирменного персонала [Текст] / В. А. Бондаренко // Наука и образование в XXI. - 2015. - С. 124-126.
10. Борисова, Н. Инновационно ориентированные мотивационные стратегии управления персоналом//Кадровик. 2014. №1. С. 87-93.
11. Бычин, В. Б. Нормирование труда [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / В. Б. Бычин, С. В. Малинин, Е. В. Новикова. - Москва: Инфра-М, 2016. - 346 с.
12. Ганиева, З. Ф. Культура как регулятор организационного поведения персонала предприятия [Текст] / З.Ф. Ганиева // Воронеж: Вестник ВЭГУ.
- 2015. - № 1. - С. 212-219.
13. Геталов, С.С. Трудовая мотивация: роль как детерминанты трудового
поведения персонала и систематизация эволюции основных концепций [Электронный ресурс] / С.С. Геталов // Форум молодых ученых. - 2018. - № 1. Режим доступа: http://forum-
nauka.ru/domains_data/files/17/Getalov%20S.S.. pdf (дата обращения
20.01.2018).
14. Геталов, С.С. Методические подходы к оптимизации управления системой
мотивации и стимулирования труда в строительной отрасли [Текст] / С.С. Геталов // Мейнстримы HR-управления: стратегический подход и системный опыт: сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе (Белгород, 13 января, 2018 г.) / отв. ред. Л.А.
Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. - С. 131-134.
15. Горностаев, С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала [Текст] / С. Горностаев // Секретарское дело. - 2005.
- № 3. - С. 90-92.
16. Гукасьян, Н. А. Менеджмент предприятия. Просто о сложном [Текст]: пособие для специалистов / Н. А. Гукасьян; под общ. ред. Н. А. Гукасьян. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2015. - 160 с.
17. Данилина, Е. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом [Текст]: учебник пособие / Е. И. Данилина, Д. В. Горелов, Я. И. Маликова.
- Москва: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 207 с.
18. Демушина, О. Н. Факторы, влияющие на лояльность персонала
коммерческой организации [Текст] / О.Н. Демушина // Азимут научныхисследований: педагогика и психология. -2015.- № 1 (10).- С. 65-70.
19. Диянова, С. Н. Эволюция Содержания и механизмов формирования лояльности в антикризисном маркетинге [Текст] / С. Н. Диянова // Евразийское научное объединение. - 2015. - № 4 (4). - С. 119-125.
20. Доронина, И. В. Оценка в управлении персоналом [Текст]: учебное пособие / И. В. Доронина, В. Н. Меньшова. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. - 167 с.
21. Журавкова, М. Приверженность фирме: несколько практических
рекомендаций руководителю. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Сборник статей / Отв.ред. Е.В. Кудряшова. - Архангельск, Изд-во Поморского гос. университета, 2001. - 136 с.
22. Зайцева, Е. В. Максакова, И. В. Формирование лояльности персонала как фактор конкурентоспособности компании [Текст] / Е. В. Зайцева, И. В. Максимова // Интеграция теории и практики ресурсосбережения в социальной сфере. - 2015. - С. 16-19.
23.Зимина, И. Лояльность сотрудников как фактор конкурентоспособности фирмы [Текст] / И. Зимина // Вестник костромского государственного технологического университета. - 2008. - №18. - С. 60-61.
24.Зыбина, Л.Н. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебное пособие / Л. Н. Зыбина; под общ. ред. Л.Н. Зыбина. - Новосибирск: НГПУ, 2015. - 123 с.
25. Кибанов, А. Я. Управление персоналом в России [Текст]: монография / Б. М. Генкин и др. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 154 с.
26. Коверга, А. О. Профессиональная идентичность и организационная лояльность персонала: основные концепции анализа [Текст] / А.О. Коверга // Аспирант. - 2015.- № 1(6). - С. 24-25.
27. Ковров, А. В. Лояльность персонала: Оценка надежности персонала [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Ковров. - Москва: Бератор, 2004. - 165 с.
28. Колетникова, Е. Ю. Стратегическое управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Колетвинова. - Москва: Проспект, 2016. - 144 с.
29. Лисин, В. С. Профессиональное образование и обучение персонала предприятий по разным направлениям и профессиям (специальностям) [Текст]: программы обучения персонала предприятий / В. С. Лисин, И. В. Франценюк, Л. И. Франценюк; под науч. ред. Кузнецова О. Л., В. Ж. Аренса; - Липецк: Российская акад. естественных наук, 2016. - 547 с.
30. Лознянская, М.А. Роль мотивации персонала в повышении эффективности
деятельности организации: теоретический аспект//Современные
исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Насретдинова И.Т.. - 2017. С. - 563-565.
31. Маринич, М. И. Взаимосвязь лояльности персонала и эффективности труда [Текст] / М.И. Маринич // Неделя Науки СПБГП. -2014. -С. 242-245.
32. Мартынова, М. А. Лояльность персонала как условие профессиональной
мотивации [Текст]: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 2015 г./ под редакцией Г.Б. Кошарной, А.Л. Маршака. - Пенза: Социокультурные факторы консолидации современного
российского общества, 2015. - С. 65-68.
33. Мельникова, Т. Ф. Тарануха, С. А. Мельникова, А.В. Мельникова В.Л. Исследование лояльности персонала к компании на основе типологической модели мотивации [Текст] / Т.Ф. Мельникова, С. А. Тарануха, А. В. Мельникова, В. Л. Мельникова // Молодой ученый. - 2015.- № 23 (103). - С. 595-599.
34. Минева, О. К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст]: учебное пособия / О. К. Минева. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 269
с.
35. Минева, О. К., Кочеткова, Н. Н., Храмова, Т.М. «Эффективные
контракты», построенные на принципах формирования лояльности, вовлеченности и удовлетворенности трудом [Текст] / О. К. Минева, А. В. Гладышева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 2 (43). - С. 219-222.
36. Митрофанова, Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой
деятельности / Е.А. Митрофанова, // Кадровик. - 2006. - №8.-С.40-48.
37. Митрофанова, Е.А. Стратегия мотивации и стимулирования трудовой деятельности / Е.А. Митрофанова, //Вестник Университета. Социология и психология управления. Серия 2. М.,ГУУ. - 2008. - №1.-С.24-35.
38. Митрофанова, Е.А. Разработка материального неденежного
стимулирования персонала (социального пакета) в организациях / Е.А. Митрофанова, //Вестник Университета. -М.,ГУУ. - 2008. - №3. - С.53-54.
39. Молодькова, Э. Б. Стратегия организации, деловая этика и лояльность персонала [Текст]: сборник трудов конференции, Санкт-Петербург, 10-12 октября 2015 г. / Э. Б. Молодькова; - Санкт-Петербург: "Инфо-да", 2015. - С. 49-54.
40. Нарожная, Д. А. Деструктивная мотивация персонала [Текст]: монография / Д. А. Нарожная. - Москва: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2016, - 25 с.
41. Новикова, Гали. 7 законов развития. Коучинг руководителей [Текст]: монография / Артем Богач. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016. - 253 с.
42. Павленко, О.В. Нематериальная мотивация в системе управления
персоналом [Текст] / О. В. Павленко // Экономика и предпринимательство. - 2015. № 3-2. - С. 524-527.
43. Поротова, Т. В. Мотивация трудовой деятельности работников как функция и элемент системы управления персоналом [Текст] / Т. В. Поротова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 1-2. - С. 615¬617.
44.Озерникова Т. Г. Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2016. - 183 с.
45. Разиньков, П. И. Мотивационное развитие персонала предприятия [Текст]: монография / П. И. Разиньков, О. П. Разинькова; под общ. ред. П.И. Разинькова. - Тверь: Тверской гос. технический ун-т, 2016. - 235 с.
46. Резник, С. Д. Персональный менеджмент [Текст]: учебник пособие / С. Д. Резник, В. В. Бондаренко, Ф. Е. Удалов, И. С. Чемезов; под общ. ред. С. Д. Резника. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 588 с.
47. Розанова, С. А. Развитие мотивации к изучению математики в
современном мире [Текст]: монография / С. А. Розанова, В. С. Карапетяна;
- Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2015. - 283 с.
48. Розанова, С. А. Развитие мотивации к изучению математики в
современном мире [Текст]: монография / С. А. Розанова, В. С. Карапетяна;
- Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2015. - 283 с.
49. Рофе, А. И. Рынок труда [Текст]: учебник пособие / А. И. Рофе. - Москва: КноРус, 2016. - 258 с.
50. Руднева, Н. В. Новая концепция управления персоналом организации [Текст]: монография / Н. В. Руднева, С. К. Савицкий, Э. М. Хабибулин. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 121 с.
51. Рыбкина, В.А. Обучение и развитие персонала как важная составляющая кадровой политики организации [Текст] / В.А. Рыбкина // Экономика устойчивого развития. - 2015. № 4 (24). - С. 113-118.
52. Скачкова Л. С. Управление мотивацией персонала: подходы, модели, инструментарий [Текст]: монография / Е. П. Костенко, С. В. Бутова, Е. В. Михалкина; под общ. ред. Е. В. Михалкиной. - Ростов-на-Дону, 2015. - 223 с.
53. Солдаткина, Г. С. Образ Будущей организации и его связь с лояльностью сотрудников [Текст]: межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. Курск, 2016 г. / Г. С. Солдаткина; -Курск: Научная инициатива, 2016. - С. 139-147.
54. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования [Текст]: сборник материалов IV-й Международной научно-практической конференции, 12 февраля 2015 г. / С. С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2015. - 188 с.
55. Староверова, А.С., Поворина, Е. В. Технология формирования лояльности сотрудников [Текст] / А. С. Староверова, Е. В. Поворина // Новое Поколение. - 2015. - № 8. - С. 192-195.
56. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджеров. / Стаут Л.У., пер. с англ. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2017. - 536 с.
57. Стояновская И.Б. Управление мотивацией персонала на различных этапах развития организации: :дис. ... канд. экон. наук/ Стояновская Ирина Богдановна. - М., 2014.
58. Тавокин, Е. П. Социология управления [Текст]: учебное пособие / Е. П. Тавокин. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
59. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб.-практич. Пособие. - 3-е изд., перарб. - М.: Дело. - 128 с.
60. Федорова, Н. В. Управление персоналом [Текст]: учебник пособие / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. - Москва: Кнорус, 2016. - 215 с.
61. Филатова, А. В. Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала // Основы ЭУП. 2012. №1 (1). С.126-138
62. Харский, К. В. Благонадежность и лояльность персонала [Текст]: учеб.- метод. пособие / К. В. Харский; - Питер, (ООО Тип. Правда 1906), 2003. -- 495 с.
63. Червякова, В. Е. Мотивация трудового поведения российского персонала [Текст] монография / Е. В. Червякова. - Саратов: Копипринтер СГТУ, 2015. - 53 с.
64.Чуланова, О. Л. Компетентностный подход в управлении персоналом [Текст]: учебное пособие / О. Л. Чуланова. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 73 с.
65.Шаталова, Н. И. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Н. И. Шаталова, В. А. Земляков. - Екатеринбург: УрГУПС, 2016. - 211 с.
66.Эффективная мотивация персонала. Как добиться максимум результата при минимуме затрат / Авт.-сост. В. Надеждина. - Минск: Харвест, 2007. - 256 с.
67. Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда. - СПб.: 2009. - 240 с.
68. Aiken P. Leveraging Data as an Enterprise Asset: Emergence of the Chief Data Officer. A Data Driven Business Report. - 2014.
69. Dosi G., Teece D. 1998. Organizational com petencies and the boundaries of the firm // In Markets and Organization. Arena R., LonghiC. (eds). Springer-Verlag: N.Y.; 281-301.
70. Klevets N.I. Reiting v analize finansovo-hozyaistvennoi deyatel'nosti
predpriyatiya // Izvestiya sel'skohozyajstvennoi nauki Tavridy. - 2015. - № 3 (166). - S.115-125.
71. Klein P., Lien L. Diversification, Industry Structure, and Firm Strategy: An Organizational Economics Perspective // Advances in Strategic Management. № 4, 2009.