Влияние потребительского спроса на развитие рынка туристских услуг Белгородской области
|
Введение 3
1. Теоретические основы изучения туристского спроса 7
1.1. Понятие туристского спроса и его особенности 7
1.2. Факторы, определяющие объем туристского спроса 13
1.3. Влияние туристского спроса на развитие регионального
туризма 21
2. Анализ спроса на туристские услуги в Белгородской области и
разработка рекомендаций по его повышению 29
2.1. Состояние рынка туристских услуг 29
2.2. Исследование спроса на туристские услуги 41
2.3. Рекомендации по повышению уровня туристского спроса 47
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения 68
1. Теоретические основы изучения туристского спроса 7
1.1. Понятие туристского спроса и его особенности 7
1.2. Факторы, определяющие объем туристского спроса 13
1.3. Влияние туристского спроса на развитие регионального
туризма 21
2. Анализ спроса на туристские услуги в Белгородской области и
разработка рекомендаций по его повышению 29
2.1. Состояние рынка туристских услуг 29
2.2. Исследование спроса на туристские услуги 41
2.3. Рекомендации по повышению уровня туристского спроса 47
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения 68
На сегодняшний день туристское перемещение развивается достаточно активно, но неравномерно. Туризму, бесконечная череда взлетов и падений придает характер очень подвижной системы с периодически меняющимися точками подъема и причудливо переплетающимися тенденциями становлениями.
Складываются свежие формы хозяйственных связей в условиях рыночной экономики, содействующие становлению туристского бизнеса и производству всевозможных типов туристского продукта, появляется реальная возможность удовлетворения многопланового туристского спроса. Помимо этого, идет интенсивное становление способностей и потребностей человека. Другими словами, окончательно формируются производители и покупатели туристских предложений.
На туристском рынке присутствует сравнительно большое количество маленьких компаний, которые предлагают различные туристские услуги, и, хотя любая услуга в чем-то специфична, покупатель имеет возможность легко найти ей замену. Введение новых компаний в туристскую отрасль не про¬сит значительных первоначальных серьезных инвестиций и не является сложным. Значит, туристский рынок считается отраслевым рынком потребительских услуг, действующим в основном в условиях монополистической конкуренции.
Таким образом, туристский рынок автономно от географического положения, характера продаж и иных признаков является системой взаимоотношений между производителями и покупателями туристического продукта, опосредованных при необходимости предприятиями, специализирующимися на реализации туристских услуг.
Спрос, предложение и цена являются ведущими элементами любого рынка, а так же и туристского. Представленная на рынке потребность в ту-
4 ристских услугах, которая ограничена действующими тарифами и уровнем платежеспособности покупателей является туристским спросом.
Комплексность является важной особенностью туристского спроса, так как она включает в себя спрос на туристские услуги и спрос на другие продукты и услуги, в том числе и первой жизненной необходимости.
Исследование рыночного спроса - одна из ключевых задач маркетинга. Ее актуальность определена тем, что в большинстве случаев люди вынуждены ограничивать собственные потребности по причине дефицита семейного бюджета и решать проблему распределения денежных средств между обили¬ем предлагаемых продуктов и услуг и массой желаний. Потребительский спрос представляет собой возможность потребителя приобрести нужные товары или услуги.
Таким образом, туристский спрос в настоящее время приобрел следующие отличительные признаки: доминирование выездного туризма, особенно «дальних» путешествий, увеличение воздействия активных форм отдыха и углубление его сегментации; уменьшение спроса на услуги внутри страны; увеличение интенсивности и частоты туристских поездок.
Актуальность темы по управлению спросом в туризме заключается в том, что общественные явления, к которым приравнивают туризм, имеют исторический характер и в эпоху социально-экономических изменений, перехода от промышленного к постиндустриальному обществу, туризм приобретает новые измерения, по мнению большинства специалистов. Увеличения уровня спроса на туристские услуги в Белгородской области возможно толь¬ко лишь при условии использования новых сфер активности, формирования новых моделей туристского поведения и создания абсолютно новых достопримечательностей. Управление спросом считается одной из наиболее важных проблем регионального развития.
Для раскрытия темы повышения уровня спроса в туризме - в данной работе было проведено исследование территории Белгородской области.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является туристский спрос в Белгородской области.
Предметом исследования - влияние туристского спроса на развитие рынка туристских услуг Белгородской области.
Целью написания данной работы является комплексное изучение туристского спроса на территории Белгородской области для получения объективной оценки достигнутых результатов и поиска реальных путей дальнейшего повышения уровня туристского спроса на территории Белгородской области.
В связи с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия спроса как экономической категории;
- рассмотреть явление спроса в туристической сфере;
- провести исследование туристского спроса в Белгородской области, дать ясное представление об его развитии;
- разработать пути повышения эффективности управления спросом на туристские услуги в Белгородской области.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу¬жили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Квартальнов В.А, Баранов А.С, Косолапов А.Б, Романович Ж.А, Котлер, Ф, Балабанов И.Т., а также результаты и выводы, полученные, менеджерами и маркетологами, специалистами по проблемам развития туризма, посвященные туристской теории и практике.
В работе использовались основные подходы развития туризма на региональном уровне (А.Б. Здорова, В.А. Квартальнова и других), теоретические выводы и рекомендации по вопросам развития туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона (Е.Г. Моисеевой, Е.О. Ополченовой, И.Н. Свиридовой и других).
Информационной базой исследования послужили аналитические и стаистические данные о состоянии туризма в Белгородской области, материалы независимых исследований отечественной сферы туризма и гостеприимства.
При написании работы были использованы следующие методы: теоретико-методологический, системный, маркетинговый анализ, методы аналогии, обобщения, проектирования и прогнозирования.
Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики. Предложенные методические рекомендации, по повышению уровня спроса, могут быть реализованы в Белгородской области достаточно эффективно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов с тремя подразделами, списка использованных источников, 5 приложений. Работа содержит 11 рисунков и 5таблиц.
Складываются свежие формы хозяйственных связей в условиях рыночной экономики, содействующие становлению туристского бизнеса и производству всевозможных типов туристского продукта, появляется реальная возможность удовлетворения многопланового туристского спроса. Помимо этого, идет интенсивное становление способностей и потребностей человека. Другими словами, окончательно формируются производители и покупатели туристских предложений.
На туристском рынке присутствует сравнительно большое количество маленьких компаний, которые предлагают различные туристские услуги, и, хотя любая услуга в чем-то специфична, покупатель имеет возможность легко найти ей замену. Введение новых компаний в туристскую отрасль не про¬сит значительных первоначальных серьезных инвестиций и не является сложным. Значит, туристский рынок считается отраслевым рынком потребительских услуг, действующим в основном в условиях монополистической конкуренции.
Таким образом, туристский рынок автономно от географического положения, характера продаж и иных признаков является системой взаимоотношений между производителями и покупателями туристического продукта, опосредованных при необходимости предприятиями, специализирующимися на реализации туристских услуг.
Спрос, предложение и цена являются ведущими элементами любого рынка, а так же и туристского. Представленная на рынке потребность в ту-
4 ристских услугах, которая ограничена действующими тарифами и уровнем платежеспособности покупателей является туристским спросом.
Комплексность является важной особенностью туристского спроса, так как она включает в себя спрос на туристские услуги и спрос на другие продукты и услуги, в том числе и первой жизненной необходимости.
Исследование рыночного спроса - одна из ключевых задач маркетинга. Ее актуальность определена тем, что в большинстве случаев люди вынуждены ограничивать собственные потребности по причине дефицита семейного бюджета и решать проблему распределения денежных средств между обили¬ем предлагаемых продуктов и услуг и массой желаний. Потребительский спрос представляет собой возможность потребителя приобрести нужные товары или услуги.
Таким образом, туристский спрос в настоящее время приобрел следующие отличительные признаки: доминирование выездного туризма, особенно «дальних» путешествий, увеличение воздействия активных форм отдыха и углубление его сегментации; уменьшение спроса на услуги внутри страны; увеличение интенсивности и частоты туристских поездок.
Актуальность темы по управлению спросом в туризме заключается в том, что общественные явления, к которым приравнивают туризм, имеют исторический характер и в эпоху социально-экономических изменений, перехода от промышленного к постиндустриальному обществу, туризм приобретает новые измерения, по мнению большинства специалистов. Увеличения уровня спроса на туристские услуги в Белгородской области возможно толь¬ко лишь при условии использования новых сфер активности, формирования новых моделей туристского поведения и создания абсолютно новых достопримечательностей. Управление спросом считается одной из наиболее важных проблем регионального развития.
Для раскрытия темы повышения уровня спроса в туризме - в данной работе было проведено исследование территории Белгородской области.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является туристский спрос в Белгородской области.
Предметом исследования - влияние туристского спроса на развитие рынка туристских услуг Белгородской области.
Целью написания данной работы является комплексное изучение туристского спроса на территории Белгородской области для получения объективной оценки достигнутых результатов и поиска реальных путей дальнейшего повышения уровня туристского спроса на территории Белгородской области.
В связи с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия спроса как экономической категории;
- рассмотреть явление спроса в туристической сфере;
- провести исследование туристского спроса в Белгородской области, дать ясное представление об его развитии;
- разработать пути повышения эффективности управления спросом на туристские услуги в Белгородской области.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу¬жили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Квартальнов В.А, Баранов А.С, Косолапов А.Б, Романович Ж.А, Котлер, Ф, Балабанов И.Т., а также результаты и выводы, полученные, менеджерами и маркетологами, специалистами по проблемам развития туризма, посвященные туристской теории и практике.
В работе использовались основные подходы развития туризма на региональном уровне (А.Б. Здорова, В.А. Квартальнова и других), теоретические выводы и рекомендации по вопросам развития туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона (Е.Г. Моисеевой, Е.О. Ополченовой, И.Н. Свиридовой и других).
Информационной базой исследования послужили аналитические и стаистические данные о состоянии туризма в Белгородской области, материалы независимых исследований отечественной сферы туризма и гостеприимства.
При написании работы были использованы следующие методы: теоретико-методологический, системный, маркетинговый анализ, методы аналогии, обобщения, проектирования и прогнозирования.
Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики. Предложенные методические рекомендации, по повышению уровня спроса, могут быть реализованы в Белгородской области достаточно эффективно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов с тремя подразделами, списка использованных источников, 5 приложений. Работа содержит 11 рисунков и 5таблиц.
Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим слаженную систему всех взаимосвязанных отраслей, являясь, при этом, видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга. С одной стороны, туризм считается частично социально-культурной деятельностью, так как сохраняет достижения человеческой культуры, природные ценности, раскрывает возможность создания нового пространства, располагающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на использовании местных туристских ресурсов.
На сегодняшний день появляется все больше российских субъектов, в которых туризм признается приоритетным направлением социально-экономического развития. Каждый регион России имеет свою определенную культуру. Более того, региональная культура также отображает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. В связи с этим, культура региона считается не только отраслью, но принципиально важным аспектом развития туризма.
Белгородская область - один из основных промышленно-сельскохозяйственных субъектов Российской Федерации, имеющий высокий интеллектуальный и культурный потенциал. Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, необходимо отметить большой потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художествен¬ной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении длительного времени, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение.
В ходе написания выпускной квалификационной работы проведен анализ нынешнего состояния туристского спроса в Белгородской области и разработаны практические рекомендации по развитию спроса на туристские услуги. Также было раскрыто влияние туризма на экономическое и социально-культурное развитие региона, проведен анализ рынка туристских услуг, на основе этого анализа были намечены направления и перспективы, предложены практические рекомендации по развитию туристского спроса на территории Белгородской области. Главным источником информации послужило анкетирование населения Белгородской области, что позволило определить основные предпочтения жителей в сфере отдыха и туризма.
Результаты исследования показали, что огромным спросом у населения Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, в туристские поездки направляются представители всех социально¬демографических категорий граждан, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели. На территории области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха считаются родные, близкие, а также пресса и сами турфирмы.
Богатое историко-культурное наследие оказывает влияние на становление культурно-познавательного туризма, умеренный климат и богатейший природный потенциал дает возможность для становления рекреационного и сельского туризма, огромные деловые связи содействуют развитию делового туризма, присутствие на территории области большого числа религиозных святынь содействуют становлению религиозного туризма.
Проведенное изучение спроса подтверждает необходимость внедрения нового туристского маршрута, использование которого будет способствовать привлечению в Белгородскую область российских и иностранных туристов, расширению разнообразия и географии туристских маршрутов, экономическому и социально-культурному развитию региона.
Опираясь на данные проведенного исследования, были определены шаги по дальнейшему становлению туризма в Белгородской области. На сегодня, формирование туризма в Белгородской области сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента
62 предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как территории привлекательного для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие рекламы туристских маршрутов, действующих в области, недостаток квалифицированных кадров.
Для решения проблем развития туризма на территории Белгородской области нами были разработаны определенные меры, которые помогут выйти из создавшегося положения и создать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.
Мероприятия включают в себя несколько разделов: становление системы государственного регулирования и содействия туристской деятельности; кадровая политика и научно-методическое снабжение туристской отрасли; маркетинг и продвижение туров Белгородской области на российском и международном уровне; рекламно-информационное снабжение сферы туризма и становление материально-технической базы индустрии туризма.
Таким образом, выполнение намеченных мероприятий внесет значительный вклад в развитие спроса Белгородской области. Будет содействовать прибытию в область иностранных туристов, приведет к упрочению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, привнесет существенный вклад в структурное преобразование региональной экономики. Это содействует улучшению социальной ситуации и поддержке культурной сферы. Особое внимание к историко-культурному наследию пробуждает интерес местного населения к истории, культуре и традициям родного края. При их правильном использовании туризм может стать локомотивом развития спроса в Белгородской области.
На сегодняшний день появляется все больше российских субъектов, в которых туризм признается приоритетным направлением социально-экономического развития. Каждый регион России имеет свою определенную культуру. Более того, региональная культура также отображает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. В связи с этим, культура региона считается не только отраслью, но принципиально важным аспектом развития туризма.
Белгородская область - один из основных промышленно-сельскохозяйственных субъектов Российской Федерации, имеющий высокий интеллектуальный и культурный потенциал. Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, необходимо отметить большой потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художествен¬ной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении длительного времени, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение.
В ходе написания выпускной квалификационной работы проведен анализ нынешнего состояния туристского спроса в Белгородской области и разработаны практические рекомендации по развитию спроса на туристские услуги. Также было раскрыто влияние туризма на экономическое и социально-культурное развитие региона, проведен анализ рынка туристских услуг, на основе этого анализа были намечены направления и перспективы, предложены практические рекомендации по развитию туристского спроса на территории Белгородской области. Главным источником информации послужило анкетирование населения Белгородской области, что позволило определить основные предпочтения жителей в сфере отдыха и туризма.
Результаты исследования показали, что огромным спросом у населения Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, в туристские поездки направляются представители всех социально¬демографических категорий граждан, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели. На территории области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха считаются родные, близкие, а также пресса и сами турфирмы.
Богатое историко-культурное наследие оказывает влияние на становление культурно-познавательного туризма, умеренный климат и богатейший природный потенциал дает возможность для становления рекреационного и сельского туризма, огромные деловые связи содействуют развитию делового туризма, присутствие на территории области большого числа религиозных святынь содействуют становлению религиозного туризма.
Проведенное изучение спроса подтверждает необходимость внедрения нового туристского маршрута, использование которого будет способствовать привлечению в Белгородскую область российских и иностранных туристов, расширению разнообразия и географии туристских маршрутов, экономическому и социально-культурному развитию региона.
Опираясь на данные проведенного исследования, были определены шаги по дальнейшему становлению туризма в Белгородской области. На сегодня, формирование туризма в Белгородской области сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента
62 предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как территории привлекательного для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие рекламы туристских маршрутов, действующих в области, недостаток квалифицированных кадров.
Для решения проблем развития туризма на территории Белгородской области нами были разработаны определенные меры, которые помогут выйти из создавшегося положения и создать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.
Мероприятия включают в себя несколько разделов: становление системы государственного регулирования и содействия туристской деятельности; кадровая политика и научно-методическое снабжение туристской отрасли; маркетинг и продвижение туров Белгородской области на российском и международном уровне; рекламно-информационное снабжение сферы туризма и становление материально-технической базы индустрии туризма.
Таким образом, выполнение намеченных мероприятий внесет значительный вклад в развитие спроса Белгородской области. Будет содействовать прибытию в область иностранных туристов, приведет к упрочению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, привнесет существенный вклад в структурное преобразование региональной экономики. Это содействует улучшению социальной ситуации и поддержке культурной сферы. Особое внимание к историко-культурному наследию пробуждает интерес местного населения к истории, культуре и традициям родного края. При их правильном использовании туризм может стать локомотивом развития спроса в Белгородской области.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Разработка нового туристского продукта познавательной направленности с использованием историко-культурного потенциала региона (на примере Белгородской области)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы продаж организаций гостиничного бизнеса в условиях нестабильной рыночной среды
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - Тенденции использования авиатранспорта в целях развития
внутреннего туризма (на примере ООО «КОЛИБРИ-ТУР»)
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



