Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние потребительского спроса на развитие рынка туристских услуг Белгородской области

Работа №72073

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4775 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы изучения туристского спроса 7
1.1. Понятие туристского спроса и его особенности 7
1.2. Факторы, определяющие объем туристского спроса 13
1.3. Влияние туристского спроса на развитие регионального
туризма 21
2. Анализ спроса на туристские услуги в Белгородской области и
разработка рекомендаций по его повышению 29
2.1. Состояние рынка туристских услуг 29
2.2. Исследование спроса на туристские услуги 41
2.3. Рекомендации по повышению уровня туристского спроса 47
Заключение 60
Список используемых источников 63
Приложения 68


На сегодняшний день туристское перемещение развивается достаточно активно, но неравномерно. Туризму, бесконечная череда взлетов и падений придает характер очень подвижной системы с периодически меняющимися точками подъема и причудливо переплетающимися тенденциями становлениями.
Складываются свежие формы хозяйственных связей в условиях рыночной экономики, содействующие становлению туристского бизнеса и производству всевозможных типов туристского продукта, появляется реальная возможность удовлетворения многопланового туристского спроса. Помимо этого, идет интенсивное становление способностей и потребностей человека. Другими словами, окончательно формируются производители и покупатели туристских предложений.
На туристском рынке присутствует сравнительно большое количество маленьких компаний, которые предлагают различные туристские услуги, и, хотя любая услуга в чем-то специфична, покупатель имеет возможность легко найти ей замену. Введение новых компаний в туристскую отрасль не про¬сит значительных первоначальных серьезных инвестиций и не является сложным. Значит, туристский рынок считается отраслевым рынком потребительских услуг, действующим в основном в условиях монополистической конкуренции.
Таким образом, туристский рынок автономно от географического положения, характера продаж и иных признаков является системой взаимоотношений между производителями и покупателями туристического продукта, опосредованных при необходимости предприятиями, специализирующимися на реализации туристских услуг.
Спрос, предложение и цена являются ведущими элементами любого рынка, а так же и туристского. Представленная на рынке потребность в ту-
4 ристских услугах, которая ограничена действующими тарифами и уровнем платежеспособности покупателей является туристским спросом.
Комплексность является важной особенностью туристского спроса, так как она включает в себя спрос на туристские услуги и спрос на другие продукты и услуги, в том числе и первой жизненной необходимости.
Исследование рыночного спроса - одна из ключевых задач маркетинга. Ее актуальность определена тем, что в большинстве случаев люди вынуждены ограничивать собственные потребности по причине дефицита семейного бюджета и решать проблему распределения денежных средств между обили¬ем предлагаемых продуктов и услуг и массой желаний. Потребительский спрос представляет собой возможность потребителя приобрести нужные товары или услуги.
Таким образом, туристский спрос в настоящее время приобрел следующие отличительные признаки: доминирование выездного туризма, особенно «дальних» путешествий, увеличение воздействия активных форм отдыха и углубление его сегментации; уменьшение спроса на услуги внутри страны; увеличение интенсивности и частоты туристских поездок.
Актуальность темы по управлению спросом в туризме заключается в том, что общественные явления, к которым приравнивают туризм, имеют исторический характер и в эпоху социально-экономических изменений, перехода от промышленного к постиндустриальному обществу, туризм приобретает новые измерения, по мнению большинства специалистов. Увеличения уровня спроса на туристские услуги в Белгородской области возможно толь¬ко лишь при условии использования новых сфер активности, формирования новых моделей туристского поведения и создания абсолютно новых достопримечательностей. Управление спросом считается одной из наиболее важных проблем регионального развития.
Для раскрытия темы повышения уровня спроса в туризме - в данной работе было проведено исследование территории Белгородской области.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является туристский спрос в Белгородской области.
Предметом исследования - влияние туристского спроса на развитие рынка туристских услуг Белгородской области.
Целью написания данной работы является комплексное изучение туристского спроса на территории Белгородской области для получения объективной оценки достигнутых результатов и поиска реальных путей дальнейшего повышения уровня туристского спроса на территории Белгородской области.
В связи с поставленной целью в выпускной квалификационной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы понятия спроса как экономической категории;
- рассмотреть явление спроса в туристической сфере;
- провести исследование туристского спроса в Белгородской области, дать ясное представление об его развитии;
- разработать пути повышения эффективности управления спросом на туристские услуги в Белгородской области.
Теоретической основной выпускной квалификационной работы послу¬жили исследования отечественных и зарубежных ученных, таких как Квартальнов В.А, Баранов А.С, Косолапов А.Б, Романович Ж.А, Котлер, Ф, Балабанов И.Т., а также результаты и выводы, полученные, менеджерами и маркетологами, специалистами по проблемам развития туризма, посвященные туристской теории и практике.
В работе использовались основные подходы развития туризма на региональном уровне (А.Б. Здорова, В.А. Квартальнова и других), теоретические выводы и рекомендации по вопросам развития туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона (Е.Г. Моисеевой, Е.О. Ополченовой, И.Н. Свиридовой и других).
Информационной базой исследования послужили аналитические и стаистические данные о состоянии туризма в Белгородской области, материалы независимых исследований отечественной сферы туризма и гостеприимства.
При написании работы были использованы следующие методы: теоретико-методологический, системный, маркетинговый анализ, методы аналогии, обобщения, проектирования и прогнозирования.
Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы в ходе прохождения преддипломной практики. Предложенные методические рекомендации, по повышению уровня спроса, могут быть реализованы в Белгородской области достаточно эффективно.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов с тремя подразделами, списка использованных источников, 5 приложений. Работа содержит 11 рисунков и 5таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итоги проведенного исследования позволяют сделать вывод, что туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим слаженную систему всех взаимосвязанных отраслей, являясь, при этом, видом деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга. С одной стороны, туризм считается частично социально-культурной деятельностью, так как сохраняет достижения человеческой культуры, природные ценности, раскрывает возможность создания нового пространства, располагающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на использовании местных туристских ресурсов.
На сегодняшний день появляется все больше российских субъектов, в которых туризм признается приоритетным направлением социально-экономического развития. Каждый регион России имеет свою определенную культуру. Более того, региональная культура также отображает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. В связи с этим, культура региона считается не только отраслью, но принципиально важным аспектом развития туризма.
Белгородская область - один из основных промышленно-сельскохозяйственных субъектов Российской Федерации, имеющий высокий интеллектуальный и культурный потенциал. Анализируя ресурсы для развития туризма в Белгородской области, необходимо отметить большой потенциал возможностей этого направления в регионе. Белгородская область имеет богатейшие истоки духовной, нравственной, эстетической и художествен¬ной культуры. Культурное наследие создавалось на протяжении длительного времени, культивировалось, обогащалось, передавалось из поколения в поколение.
В ходе написания выпускной квалификационной работы проведен анализ нынешнего состояния туристского спроса в Белгородской области и разработаны практические рекомендации по развитию спроса на туристские услуги. Также было раскрыто влияние туризма на экономическое и социально-культурное развитие региона, проведен анализ рынка туристских услуг, на основе этого анализа были намечены направления и перспективы, предложены практические рекомендации по развитию туристского спроса на территории Белгородской области. Главным источником информации послужило анкетирование населения Белгородской области, что позволило определить основные предпочтения жителей в сфере отдыха и туризма.
Результаты исследования показали, что огромным спросом у населения Белгородской области пользуются познавательный и оздоровительный виды туризма, в туристские поездки направляются представители всех социально¬демографических категорий граждан, средняя продолжительность путешествий составляет полторы недели. На территории области отдыхает одна треть опрошенных. Основными каналами осведомленности о местах отдыха считаются родные, близкие, а также пресса и сами турфирмы.
Богатое историко-культурное наследие оказывает влияние на становление культурно-познавательного туризма, умеренный климат и богатейший природный потенциал дает возможность для становления рекреационного и сельского туризма, огромные деловые связи содействуют развитию делового туризма, присутствие на территории области большого числа религиозных святынь содействуют становлению религиозного туризма.
Проведенное изучение спроса подтверждает необходимость внедрения нового туристского маршрута, использование которого будет способствовать привлечению в Белгородскую область российских и иностранных туристов, расширению разнообразия и географии туристских маршрутов, экономическому и социально-культурному развитию региона.
Опираясь на данные проведенного исследования, были определены шаги по дальнейшему становлению туризма в Белгородской области. На сегодня, формирование туризма в Белгородской области сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся бедность ассортимента
62 предлагаемых услуг, отсутствие комплексного взгляда на область как территории привлекательного для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие рекламы туристских маршрутов, действующих в области, недостаток квалифицированных кадров.
Для решения проблем развития туризма на территории Белгородской области нами были разработаны определенные меры, которые помогут выйти из создавшегося положения и создать в регионе высокоэффективный и конкурентоспособный туристский комплекс.
Мероприятия включают в себя несколько разделов: становление системы государственного регулирования и содействия туристской деятельности; кадровая политика и научно-методическое снабжение туристской отрасли; маркетинг и продвижение туров Белгородской области на российском и международном уровне; рекламно-информационное снабжение сферы туризма и становление материально-технической базы индустрии туризма.
Таким образом, выполнение намеченных мероприятий внесет значительный вклад в развитие спроса Белгородской области. Будет содействовать прибытию в область иностранных туристов, приведет к упрочению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли, привнесет существенный вклад в структурное преобразование региональной экономики. Это содействует улучшению социальной ситуации и поддержке культурной сферы. Особое внимание к историко-культурному наследию пробуждает интерес местного населения к истории, культуре и традициям родного края. При их правильном использовании туризм может стать локомотивом развития спроса в Белгородской области.



1. Федеральный закон Российской Федерации № 132 - ФЗ от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996. - № 232. 3 декабря.
2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Алексан¬дрова. - М.: Пресс, 2013. - 384 с.
3. Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление: автореф. канд. филос. наук: спец. 25.10.01. / Г.И. Афонин. - Казань: Казан. гос. ун-т,
2010. - 22 с.
4. Барзыкин Ю.А. Главные направления государственной политики становления туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин // Туризм: право и экономика. - 2010. - №23. - 28 с.
5. Белгородская область в цифрах в 2014 году. / Белгородстат. - 2014. - 230 с.
6. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - изда¬ние 8-е - СПб.: Издательский дом «Герда», 2011. - 511 с.
7. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: уч. пособие для сту¬дентов / В.Ю. Воскресенский. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 265 с.
8. Гапоненко Л.А. Цели и критерии социально-экономического разви¬тия регионов / Л.А. Гапоненко. - М.: Новое знание, 2013. - С. 24-25.
9. Глушаков М.Я. Тропы земли легендарной: Туристский путеводитель по Белгородской области / М.Я. Глушаков. - Воронеж: Центрально¬черноземное книжное издательство, 2010. - 52 с.
10. Горбылева З.М. Экономика туризма. / З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2011. - 468 с.
11. Гуляев В.Г. Туризм экономика и социальное развитие / В.Г.Гуляев. - М.: «МарТ», 2013. - 314 с.
12. Даниленко Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко // Региональная экономика и социология, 2013. - № 5. - С. 37-46.
13. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело. / Г.П. Долженко. - 2-е изд-е. -
М: ИКЦ «МарТ», 2012. - 304 с.
14. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Новое знание, 2012. - 200 с.
15. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учеб. пособие / М.А. Жукова. М.: КНО-РУС, 2014. - 182 с.
16. Жулина, Т.Н. Особенности развития туризма в маленьких городах России / Т.Н. Жулина, А.Л. Жизняков. М.: Юнити, 2012. - № 21. - С. 51-53.
17. Здоров А.Б. Экономика туризма./ А.Б.Здоров. - М.: Шацкая, 2010. - 282 с.
18. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. - 6-е изд-е. - М.: Новое знание, 2012. - 408 с.
19. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность: учеб-е пособ. / В.К. Кар¬наухова Т.А. Краковская. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2011. - 256 с.
20. Касаткин, В.Ф. Факторы развития и общественное значение туриз¬ма. / В.Ф.Касаткин. - M.: ВНСПС, 2011. - 262 с.
21. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб-е пособ. / А.Д. Ка¬урова, - издание 2-е, дополненное и переработанное. - СПб.: Издательский дом «Герда»,2010. - 320 с.
22. Квартальнов, В.А. Туризм социальный: история и современность. / В.А. Квартальнов, В.К. Федорченко. - М.: Юнити, 2012- 342 с.
23. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: гуманитарные про¬блемы развития туризма: история и современность / В.А. Квартальнов. - М.: Новое знание, 2011- 384 с.
24. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - 2-е изд., перераб. - М.: Новое знание, 2010. - 326 с.
25. Киселева Т.К. Основы социо-культурной деятельности / Т.К. Кисе¬лева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУК, 2014. - 136 с.
26. Комплексные региональные программы сохранения и использова¬ния культурного и природного наследия / П.М. Шульгин. - М.: РАН, 2015. - 173 с.
27. Кротова Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы / Н.В. Кротова // Вестник Московского государственного уни¬верситета, 2015. - №4. - С. 10-12.
28. Крупенков А.Н. Город первого салюта: путеводитель по памятным местам ВОВ г. Белгорода / А.Н. Крупенков. - М.: Белгородиздат, 2010. - 69 с.
29. Купер К. Экономика туризма: теория и практика / К. Купер, Д. Флетчер, Е. Богданов. - СПБ, 2011. - 113 с.
30. Милосердова Е.А. Культурные трансляции социальной работы в институтах сервиса и туризма / Е.А. Милосердова, В.К. Ярская. - Саратов: СГТУ, 2013. - 38 с.
31. Моисеева, Е.Г. Инновации в туризме и их роль в социальном разви¬тии региона / Е.Г. Моисеева // Вестник Московского государственного уни¬верситета культуры и искусств. - М.: ООО «Шацкая типография», 2010. - №5. - С. 319-320.
32. Мосалев Б.Г. Досуг, методология, и методика социологических ис¬следований / Б.Г. Мосалев. - М.: Салют, 2015. - 110 с.
33. Мосолова Л.М. Введение // Регионы России: художественные про-цессы нового и новейшего времени. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Л.И. Герцена,
2011. - С. 9-13.
34. Наследие Белогорья: альманах / В.В. Романенко, Т.В. Васильева и др. / Упр. культ. Белгородской обл., Белгор. гос. историко-краев. музей. - Изд-во Белгород, 2011. - 192 с.
35. Образовательные проекты ЮНЕСКО в области культуры, спорта и туризма:сб. докл. и тез. сообщ. междунар. науч. конф., г. Красноярск, 15 - 20 апреля 2010 г. - М.:РИБ «Турист», 2015. - 267 с.
36. Ополченова Е. Проблемы развития национального туризма / Е. Ополченова // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - М.: Салют, 2013. - №9. - С. 33-34.
37. Основные направления социально-экономической политики Прави¬тельства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Экология культуры, 2011. - №5. - С. 14-15.
38. Основные показатели социально-экономического положения горо¬дов и районов Белгородской области. Стат. сб. / Белгородстат. - 2015.- 140 с.
39. Перспективы туристского освоения малых исторических городов // Территория. - 2015. - №4. - С. 24-25.
40. Печорин С.К. Туризмом по Белгородчине! / С.К. Печорин. - М.: Смена 2014. - №32. - С. 3-4.
41. Писаревский Е.Л. Государственное регулирование культурного ту¬ризма / Е.Л. Писаревский. - М.:Салют, 2010. - №6 - С. 4-7.
42. Писаревский Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы / Е.Л.Писаревский. - М.: Юрис, 2010. - №5.- С. 41-43.
43. Попова, Р.Ю. Государственное регулирование становления и разви¬тия туризма в России на переходном этапе / Р.Ю. Попова. - М.: изд-во Моск- ого. гос. горн. ун-та, 2011. - 211 с.
44. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России: сб. науч. тр./ В.И. Азар, М.Ю. Александрова, Т.А. Бабынина и др. НИИ культ. и при¬род наследия. Московский центр Академии туризма. - М.: Салют, 2012. - 47с.
45. Программирование и информационное обеспечение сферы туризма / М.Ю. Александрова, Т.А. Ловатчук. - М.: Новое знание, 2010. - 69 с.
46. Развитие туризма на муниципальном уровне / под ред-ей Х. Бера, С. Исуповой. - М.: Юника, 2014. - 243 с.
47. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: уч-ое пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2010. - 512 с.
48. Савчук, В.В. Культуротворческая функция туризма / В.В. Савчук //
Культура: управление, экономика, право. - М.: Юнис,2014. - №2. - С. 8-13.
49. Свиридова, И.Н. Волгоградский туризм. / И.Н. Свиридова // Ту-ризм: проблемы, перспективы, практика. - М.: Новое знание, 2012. - №3. - С. 38-39.
50. Сенин, В.С. Организация международного туризма: учебник / В.С. Сенин. - 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Салют, 2015. - 300 с.
51. Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение: уч-е пособ. / Е.А. Соболева. - М.:МарТ, 2012. - 180 с.
52. Современная индустрия туризма: инновации, проблемы, опыт: мат- лы меж. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина,
2014. - 144 с.
53. Сосненко Л.С.Анализ экономического потенциала туристской фир¬мы / Л.С. Сосненко. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2013. - 254 с.
54. Сухов, Р.И. Организация работы туристского агентства: учебное пособие / Р.И. Сухов. - изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ро¬стов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2014. - 160 с.
55. Туризм и гостиничное хозяйство: уч-ое пособ. / Под ред. Р.И. Сухо¬ва. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов: Изд-ий центр «МарТ», 2011, - 352 с.
56. Туризм и культура - важные составляющие бюджета региона // Му¬ниципалитет. - 2013. - №6. - С. 26-27.
57. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2012. -156 с.
58. Чудновский А.Д. Менеджмент туризма: учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 298 с.
59. Шторгин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами / А.Б. Шторгин // Вестник Моск. Ун-та. Социология и политология. - 2010. - .№ 5. -C. 134-135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ