Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

Работа №72815

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования институциональной среды как
фактора, влияющего на развитие предпринимательства 7
1.1 Теоретические подходы к исследованию институциональной среды.. 7
1.2 Анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства 13
1.3 Исследование влияния институциональных факторов на развитие
предпринимательства в регионе 19
2. Исследование и сравнительный анализ влияния институциональной
среды на развитие предпринимательства приграничных регионов в РФ и КНР 28
2.1 Анализ развития предпринимательства в приграничных районах
северо-востока КНР 28
2.2 Анализ развития предпринимательства в приграничных районах
Дальнего Востока РФ 39
2.3 Сравнительный анализ влияния изменения факторов
институциональной среды на развитие предпринимательства в приграничных районах северо-востока КНР и Дальнего Востока РФ 50
3. Анализ программ стимулирования предпринимательства в РФ и КНР... 66
3.1 Анализ федеральных и региональных программ поддержки
предпринимательства в РФ 66
3.2 Анализ федеральных и региональных программ поддержки
предпринимательства в КНР 76
3.3 Перспективы развития предпринимательства в приграничных
районах КНР и РФ 82
Заключение 92
Список использованной литературы 97
Приложения А 103


Как показывает международный опыт, предпринимательство является важной составляющей мобилизации институционных факторов укрепления конкурентоспособности экономики, в то время как необходимым условием успешного развития предпринимательства является благоприятная институциональная среда.
Исторически сложилось так, что предпринимательство является неотъемлемой частью общественного развития. Так, по словам А.Д. Кузьмичева «фундаментальные сдвиги в развитии производительных сил и эволюционного перехода от аграрной к индустриальной цивилизации опирались на предпринимательские инициативы ремесленников, мануфактурщиков, промышленников, купцов и т.д.» [13, C. 192]. Бесспорно предпринимательство было и остается «двигателем» социально-экономической эволюции цивилизации и развития рыночных отношений.
Однако, современные условия хозяйствования в России являются сложными в экономических аспектах, что определяет их как нестабильные, а следовательно и неблагоприятные для развития предпринимательства.
В условиях нестабильной рыночной среды, характеризующейся неопределенностью, деятельность предпринимателей, их поведение как менеджеров, управленцев, собственников бизнеса, формируется в основном под влиянием значительного количества дестабилизирующих факторов.
Сегодня именно умение предпринимателей оценивать влияние факторов внешней среды, способность быстро и качественно реагировать на изменения являются определяющими для их развития и функционирования.
Одним из самых признанных исследователей, который занимался проблемами институционализма является нобелевский лауреат Д. Норт. Следует отметить существенный вклад в развитие институциональной теории таких зарубежных ученых, как В. Нил, Т. Верлен, Д. Ролз и российского ученого А. Рисьмьятова.
Цель исследования заключается в выявлении влияния институциональных факторов на развитие предпринимательства в регионе.
Для достижения цели перед исследованием поставлен ряд следующих задач:
- Раскрыть теоретические подходы к исследованию институциональной среды.
- Провести анализ факторов, влияющих на развитие предпринимательства.
- Провести исследование влияния институциональных факторов на развитие предпринимательства в регионе.
- Провести анализ развития предпринимательства в приграничных районах северо-востока КНР
- Осуществить анализ развития предпринимательства в приграничных районах Дальнего Востока РФ.
- Провести сравнительный анализ влияния изменения факторов институциональной среды на развитие предпринимательства в приграничных районах КНР и РФ.
- Проанализировать федеральные и региональные программ поддержки предпринимательства в РФ
- Провести анализ федеральных и региональных программ поддержки предпринимательства в КНР.
- Выявить перспективы развития предпринимательства в приграничных районах КНР и РФ.
Объектом исследования выступает институциональная среда, оказывающая влияние на предпринимательство.
Предмет исследования - механизмы влияния институциональных факторов на развитие предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные статьи, учебные и периодические издания. Работа основана на использовании системного и функционального подходов при исследовании основных понятий. В работе были использованы методы анализа, синтеза, дедукции, обобщения.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором выявлены актуальные на сегодня институциональные факторы влияния на развитие предпринимательства Дальнего Востока.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью применения результатов работы в дальнейших научных исследованиях.
Структура работы соответствуют поставленным в ней задачам и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенной исследование позволило достичь поставленной цели и задач.
Теоретический обзор институциональной среды развития предпринимательства выявил следующее.
Институциональные характеристики предпринимательской среды страны бесспорно влияют на активизацию предпринимательской деятельности в отдельных регионах, но сверх этого, также определяющими являются региональные факторы, условия и процессы
Важное значение для эффективного становления, развития и функционирования субъектов предпринимательской деятельности приобретают институты экономического регулирования. Соответственно, такие институты определяются, как общественно признанные функционально-организационные формы интегрированной экономической деятельности, или государственные органы, которые уполномочены регулировать экономические процессы и экономические бизнес-структуры (предпринимательские формирования, учреждения, организации), которые регулируют или являются непосредственными участниками развития предпринимательства.
Институциональные образования в экономике, в зависимости от функционального назначения могут выступать в виде производственных предприятий, регулирующих объединений и государственных образований. В данном случае именно институты в процессе взаимодействия с мотивацией труда и экономическим интересом формируют институциональную основу развития предпринимательства.
Сравнительный анализ ответов на опрос предпринимателей приграничных зон КНР и РФ позволил отметить следующее.
Предприниматели Северо-восточные Китая считают, что основными факторами, которые огранивают рост производства является конкурирующий импорт (44%), недостаточный спрос на продукцию на внешнем рынке (42%) и неопределенность экономической ситуации (36%).
Большее число ответов российских предпринимателей было отнесено к конкурирующему импорту (19 человек - 38%), а также недостаток оборудования (18 ответов - 36%). При этом 3 предпринимателя считают, что нет ограничений.
Для российских предпринимателей Дальнего Востока более характерна проблема недостатка оборудования, для китайских - недостаточный спрос на продукцию на внешнем рынке.
Большинство опрошенных российских предпринимателей (62%) не имеют инноваций, при этом планируют технологическую модернизацию 48% респондентов. Отличительной чертой китайских предпринимателей от российских является то, что абсолютное большинство имели завершенные инновации, тогда как в ДФО РФ таких меньшинство. 62% исследуемых предпринимателя Северо-восточного Китая планируют технологическую модернизацию.
На вопрос о пожелания мерах государственной поддержки РФ, большая часть (44,4%) ожидают финансовой поддержки, помощи в получении ссуд и кредитов, а также информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства (40%).
Предприниматели Китая в основном считают необходимой финансовую поддержку со стороны государства и получение ссуд и кредитов (68%), а также предоставление в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных основаниях (52%). Важной считают и информационную поддержку и консультации малого предпринимательства (48%).
При выявлении существующих проблем в российском бизнесе, большинство отмечают экономическую нестабильность и недостаток финансовых средств. При оценке степени доступности следующих ресурсов для малого и среднего бизнеса по 5-балльной шкале предприниматели положительно оценили доступность сетей и коммуникаций. Менее доступной считают помощь государственных или муниципальных фондов, а также денежные средства в обмен на долю в бизнесе.
Итак, исследование показало, что предприниматели Дальнего Востока РФ считают институциональную среду бизнеса не достаточно благоприятной, отмечается несовершенство законодательства, коррупционные проявления, недоступность помощи государственных или муниципальных фондов. Предприниматели нуждаются в финансовой поддержке от государства.
Исследование выявило такие отличия: российские предприниматели находятся в условиях более легкого ведения бизнеса, они имеют возможность упрощенного налогообложения, кредитования, быстрого оформления документов. При этом не пользуются технопарками и инновациями, испытывают нехватку квалифицированных кадров, сталкиваются с коррупцией в органах власти.
В Китае более сильная технологическая составляющая - бизнесмены пользуются услугами технопарков, разрабатывают собственные инновации, имеют квалифицированный штат, более высокую финансовую устойчивость. При этом ведение бизнеса с точки зрения поддержки государства сложнее - налогообложение на общих основаниях, сроки выдачи документов и лицензий дольше.
При найденных отличиях, в обеих странах ощущается нехватка финансовой и информационной поддержки со стороны государства.
Проведенный анализ в третьей главе позволил выявить основные перспективы развития предпринимательства Дальнего Востока РФ и Северо- Востока Китая.
В развитии предпринимательства как Дальнего Востока РФ, так и Северо- Востока Китая существуют проблемы, для решения которых правительство разрабатывает и принимает стимулирующие программы и осуществляет финансовую поддержку. При этом стоит отметить, что для развития обоих регионов важно взаимодействие двух стран, ведь во многом бизнес развивается при экспорте российской и китайской продукции.
Новые механизмы развития Дальнего Востока - ТОР, режим Свободного порта, - которые обеспечивают инвестору льготные условия, не только дадут импульс развитию бизнеса и созданию высокотехнологичных производств в регионе, но и предоставят шанс дальневосточным товарам стать конкурентоспособными на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно с данными программами связаны перспективы развития предпринимательства региона.
В ДФО действует ряд государственных программ, направленных на поддержку и рост предпринимательства. Как показало исследование, основные правовые акты в этой сфере были приняты начиная с 2013 года. По динамике числа предприятий и принятые меры. Начиная с 2016 года отмечено повышение числа предприятий до 15829199. Это связано как с принятием «Концепция активизации на северо-востоке достигла замечательных результатов и поэтапных результатов», так и с выявленными результатами программы «упрощение передачи государственной власти» северо-востоке Китая. Начиная с 2013 года реализации государственных программ поддержки предпринимательства, был отмечен рост числа предприятий. Так, наибольший прирост был отмечен в 2015 году после принятия программы «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в конце 2014 года (2,6%). Как было отмечено, данная программа предусматривает ряд льгот для предпринимателей ДФО. Начиная с 2016 года отмечено снижение числа предприятий. Это связано как с повышением цен на аренду, коммунальные услуги, так и с выявленными недостатками программы ТОР.
Следует отметить, что серьезным фактором, оказывающим негативное влияние на условия ведения бизнеса в ДФО РФ, остается низкое качество нормотворчества.
Таким образом, перспективы развития бизнеса ДФО РФ полностью зависят от государственной поддержки.
Рассматривая перспективы предпринимателей Северо-Востока КНР, отметим, что китайские эксперты считают необходимым преодоление кандалов институциональных механизмов и закрепление путей развития.
На северо-востоке Китая действует ряд государственных программ, направленных на поддержку и рост предпринимательства. Как показало исследование, основные правовые акты в этой сфере были приняты начиная с 2003 года. Рассмотрим динамику числа предприятий и принятые меры.
Начиная с 2003 года реализации государственных программ поддержки предпринимательства, был отмечен рост числа предприятий. Так, наибольший прирост был отмечен в 2014 году после принятия программы «Меры по упрощению передачи государственной власти на местный уровень» в конце 2014 года (19%). Как было отмечено, данная программа предусматривает ряд льгот для предпринимателей северо-востоке Китая.
Сегодня перспективы развития предпринимательства в приграничных зонах КНР связаны с усилиями самих предпринимателей. Так, в 2017 году в Северо-Восточном Китае была создана первая ассоциация предпринимателей CPPCC. Ассоциация предпринимателей стремится создать платформу для взаимопомощи экономики, информации и ресурсов, чтобы опираться на уникальные преимущества плеяды талантов, связей и ресурсов НПКСК, а также укреплять горизонтальные связи между компаниями-членами и добиваться взаимного продвижения и сотрудничества.
Считаем, что перспективы развития у предпринимательства Северо- Востока КНР и освобождение от влияния факторов институциональной среды возможны и в ближайшее время реализуются.



1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" от 03.07.2016 N 349-Ф З (ред. от 20.12.2017) // Российская газета - Федеральный выпуск - №7457 (291)
2. Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" от 13.07.2015 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета - Федеральный выпуск -№6724 (153)
3. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 31.1 2.2017) // Российская газета - Федеральный выпуск - №7445 (279)
4. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" от 30.09.2013 N 267-ФЗ // Российская газета - Федеральный выпуск - №6979 (111)
5. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ: [О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации] - КонсультантПлюс. 2016.
6. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ: [ Об особых экономических зонах в Российской Федерации] - КонсультантПлюс. 2016
7. Нижегородцев Р.М. Институциональные основы теории финансов: современные подходы: Монография / Р.М. Нижегородцев, Н.П. Горидько, И. В. Шкодина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 220 с.Крутиков В.К. Территории опережающего развития / В.К. Крутиков. // Учебно-методическое пособие - 2017. - 128 с.
8. Морковина С.С. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики: Монография / С.С. Морковина, В.М. Бугаков, И. С. Зиновьева // Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, - 2014. - 276 с.
9. Шапкина И.Н. Экономическая история: взгляд из XXI в. Институциональные аспекты теории и практики хоз. жизни: Моногр. / Под ред. И.Н.Шапкина, Н.О.Воскресенской - М.: Вуз.уч., НИЦ ИНФРА-М, 2015 - 288с
10. Государственное регулирование развития предпринимательства. Опыт, проблемы, инновации. -М.: Проспект, 2015. - 144 с.
11. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы / Е.П. Губин. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 320 с.
12. Долгополов, Ю.Б. Предпринимательство и безопасность / Ю.Б. Долгополов. //- М.: Универсум, 2016. - 910 с.
13. Кузьмичев А.Д. Отечественное предпринимательство / А.Д. Кузьмиче в. // -М.: Прогресс-Академия, 2015. - 192 с.
14. Лебедева Н.Н. Новая институциональная экономическая теория: лекции, тесты, задания: Учебное пособие. / Н.Н. Лебедева // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. - 68 с.
15. Смицких К.В. Оценка динамической эффективности развития предпринимательства : монография / К. В. Смицких, Т. В. Терентьева; под науч. ред. A. T. Шеломенцева. - М. : РИОР : ИНФРА - М, 2018. - 243 с.
16. Буздалина О.Б. Развитие государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях экономической неопределенности / О.Б. Буздалина - М.:Дашков и К, 2015. - 86 с.
17. Чуб А.А. Регионы России: факторы устойчивости и институциональные предпосылки развития в условиях глобализации: Монография / А.А.Чуб - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, - 2015. - 232 с.
18. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 464 с.
19. Сычева И.Н. Экономика и организация малого бизнеса: учеб. пособие / И.Н. Сычева, Е.С. Пермякова // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайский гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова". - Барнаул : Изд-во А лтГТУ, - 2015. -242 с.
20. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016.-420 с.
21. Баева А.С. Совместное предпринимательство: Дальневосточный регион России и Северо-Восточный Китай / А.С. Баева, Н.В. Зорникова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. -Т. 1. №1. - С. 5-8.
22. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса: [материалы международной научно-практической конференции (13 октября 20 16 г.)] - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2016. с 188-190.
23. Иванов В.С. Коречков Ю.В. Иванов С.В. Джиоев О.В. Институциональные факторы развития инновационной активности в интегрированных структурах / Интернет-журнал "Науковедение", Вып. 2 (21), 2014.
24. Муллахмедова С.С., Шахпазова Р.Д., Омаров З.З Институциональные факторы экономического роста: теоретико-методологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 8-2. - С. 356-360.
25. Насонов В.В. Проблемы влияния региональных факторов на развитие малого предпринимательства / В.В. Насонов // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 405-407.
26. Перекрестова Л.В. Оценка функционирования региональной системы налогообложения малого бизнеса / Л.В. Перекрестова, М.Ш. Иризепова // Теоретические и прикладные аспекты соврем. науки. - 2014. - № 3-5. - С. 177-181.
27. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. 1402 с.
28. Святухина Ю.В. Малый бизнес в условиях глобализации мировой экономики // Вестн. науч. конф. - 2016. -№ 3-7 (7). - С. 173-178.
29. Смирнов Е.Н. Инновационные аспекты кооперации малого бизнеса и транснациональных корпораций в мировой экономике // Соврем. тенденции в экономике и упр.: новый взгляд. - 2014. - № 29. - С. 19-34.
30. Старенкова А.А. Малый и средний бизнес в условиях глобализации мировой экономики // Закономерности и противоречия развития национальных экономических систем : междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 194-198
31. Яхъяев М.А., Роль институциональных факторов в создании новых форм предпринимательства (Модернизация. Инновации. Развитие). / М.А Яхъяев., А.Я. Мортаза. - 2016;7(4(28)): - С.175-179
32. Авиа-тренажёр Су-27 в ресторане "Авиатор" [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://aviatorclub.ru/.
33. Всемирный Банк [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/Custom-Query.
34. ДВ Капитал [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://dvkapital.ru/.
35. Доклад «Ведение бизнеса 2016: оценка качества и эффективности регулирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness. org/reports/global-reports/doing-business-2016.
36. Доклад о комплексном развитии регионов Дальнего Востока. 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/upload/doc/22-12-2017/
doklad-o-kompleksnom-razvitii-dalnego-vostoka.pdf.
37. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/st atistics/enterprise/reform/#.
38. Минвостокразвития России проведен анализ препятствий для развития малого и среднего предпринимательства в ДФО - Режим доступа: https://msb.khabkrai.ru/news/minvostokrazvitiya-rossii-proveden-analiz-prepyats/.
39. Новая нормальная экономика требует предпринимательства [электронный ресурс] - Режим доступа: http://tieba.baidu.com/p/3646333476.
40. Отчет [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.360doc.com/ content/14/0423/04/15398581 371291473.shtml.
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139841601359.
42. Официальный сайт АО «Корпорация развития Дальнего Востока». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://erdc.ru/.
43. Официальный сайт АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hcfe.ru/.
44. Официальный сайт АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению. Инвестиций и поддержке экспорта». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.investvostok.ru/.
45. Официальный сайт Национального статистического бюро Китая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2016/index eh.htm.
46. Северный Китай [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1 %80%D0%BD%D 1 %8 B%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9
47. Северо-восточные предприниматели: хотят дать им инвестиции [электронный ресурс] - Режим доступа: http://wemedia.ifeng.com/7109220/wemedia.sht ml.
48. СМИ: В Северо-Восточном Китае была создана первая ассоциация предпринимателей CPPCC [электронный ресурс] - Режим доступа: http://szb.dlxw w. com/xsb/html/2017-06/07/content_1366509.htm?div=-1.
49. Строгие правила поддержки малого бизнеса - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/material/strogie-pravila-podderzhki-ma logo-biznesa/.
50. Технониколь [ Электронный ресурс] Режим доступа: https://sdelanounas.ru/blogs/82466/.
51. Форум капиталов частных предпринимателей Китая обсуждает вопрос ы оживления в Северо-Восточном Китае [электронный ресурс] - Режим доступ а: http://finance.china.com.cn/roll/20160728/3832489.shtml.
52. 645 млрд рублей выделено на Дальний Восток в 23 госпрограммах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/press-center/news/11589/.
53. Ф^Л^^^ЙЙЖ^т+Ж - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. stats.gov. cn/tj sj/ndsj/
54. ^ЖЖ^МЙтШ^#^^^Й^^Ж - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jz.docin.com/p-1850028163.html
55. ЖШ^ЙЙж^ЙЖ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docin.com/p-527150349.html
56. ^^Ж<^ЖЙЖЙ^ЖШЙ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docin.com/p-747587407.html
57. ^^^Й^ЖЖ^^Й^Ш^Й^ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docin.com/p-1644045749.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ