Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания

Работа №7204

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы237стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
785
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Проблема эмоции страха в отечественной и зарубежной психологии 14
1.1. Теоретические основы изучения страха 14
1.2. Основные понятия страха и его функции 19
1.3. Причины возникновения страхов 30
1.4. Взаимосвязь страха и других эмоций 36
1.5.Основные классификации страхов 39
1.6. Психологические приемы управления страхами и способы
их коррекции 43
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления страхов у врачей и педагогов на уровне семантических структур обыденного сознания 52
2.1. Методика и ее обоснование 52
2.2. Организация исследования и испытуемые 57
2.3. Изучение особенностей проявления тревожности у врачей и педагогов на основании возрастных, гендерных и
профессиональных различий 61
2.4. Исследование возрастных особенностей проявления страхов
на уровне структур обыденного сознания 64
2.4.1. Факторный анализ результатов первой возрастной
выборки 66
2.4.2. Факторный анализ результатов по выборке среди девушек- студенток - будущих врачей 69
2.4.3. Факторный анализ результатов по выборке среди девушек- студенток - будущих педагогов 79

3
2.4.4. Факторный анализ результатов по выборке среди юношей- студентов - будущих педагогов 84
2.4.5. Факторный анализ результатов по выборке среди юношей- студентов - будущих врачей 92
2.4.6. Факторный анализ результатов второй возрастной
выборки 102
2.4.7. Факторный анализ результатов по выборке среди женщин- врачей со стажем работы 102
2.4.8. Факторный анализ результатов по выборке среди женщин- педагогов со стажем работы 108
2.4.9. Результаты исследования возрастных особенностей проявления страхов на уровне структур обыденного
сознания 112
2.5. Анализ результатов исследования гендерных особенностей в проявлении страхов на уровне структур обыденного
сознания 120
2.5.1. Анализ результатов экспериментальных данных мужской выборки испытуемых 122
2.5.2. Анализ результатов экспериментальных данных женской выборки испытуемых 127
2.5.3. Результаты исследования гендерных особенностей в проявлении страхов на уровне структур обыденного сознания 131
2.6. Анализ результатов исследования профессиональных особенностей в проявлении страхов на уровне структур обыденного сознания 134
2.7. Выводы по второй главе 141
Глава 3. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей в зависимости от возрастных, гендерных, и профессиональных характеристик 143

4
3.1 Психологические особенности проявления страхов у студентов-педагогов 143
3.2. Психологические особенности проявления страхов у студентов- врачей 147
3.3. Психологические особенности проявления страхов у студенток- врачей 149
3.4. Психологические особенности проявления страхов у студенток- педагогов 151
3.5. Психологические особенности проявления страхов у женщин-врачей 153
3.6. Психологические особенности проявления страхов у женщин-педагогов 155
3.7. Корреляционный анализ основных признаков страха по возрастным, гендерным и профессиональным особенностям 157
3.8. Результаты исследования психологических особенностей проявления страхов у педагогов и врачей с учетом возрастных, гендерных и профессиональных особенностей 158
Заключение 163 Библиография 169 Приложения 185



Актуальность исследования. Каждый человек, живущий в нашем обществе, может понять на собственном опыте и из наблюдений за живущими рядом с ним людьми, что страх и тревога в середине двадцатого столетия стали всепроникающими и глубинными явлениями (М.Н.Прихожан, 1987; В.К. Вилюнас, 1976; Ф.Б.Березин, 1988; Р.Мэй, 2001; Э.Фромм, 1994 и
др)- Страх стал, говоря словами З.Фрейда, осознаваться как «узловая проблема» не только в том, что касается понимания и лечения эмоциональных расстройств и нарушений поведения. Он также ставит важные вопросы, решение которых позволит понять, как личность становится целостной и почему происходит ее распад.
По мнению психологов (Р.Мэй, 2001; Ю.В .Щербатых, 2000;
А.И.Захаров, 1995) у 90% людей высокий уровень социальной и личностной тревоги. При этом каждый человек осознает не только явные причины, вызывающие страх и тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля за ядерным оружием, радикальные политические и экономические перемены; он видит также менее очевидные, однако более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается: отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологических ориентиров и общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
Согласно общепринятому определению страх - это эмоция, возникающая в ситуации реальной угрозы биологическому или социальному существованию индивида. Тревога - это неопределенное мрачное предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид считает необходимой для своего существования как личности. При этом развитие страха и тревоги определяется биологическими, психологическими и социальными факторами (В.К.Вилюнас, 1979; А.И.Захаров, 1995;
В.А.Чикер, 1998; В.П.Плотников, 2001; К.Изард, 2000; Л.И.Губарева, 2001 и
др-)-
Анализ специальной литературы показывает, что проблема страха весьма подробно исследована на психофизиологическом, социально¬психологическом и социально-философском уровне. Необходимо отметить, что большая часть исследований посвящена детским страхам (Л.И.Божович, 1968, 1972; М.И.Буянов, 1984; В.И.Гарбузов, 1990; Н.С.Жуковская, 1971; А.И.Захаров, 2000; Д.Н.Исаева, 1975; В.Р.Кисловская, 1980; И.С.Кон, 1980, 1989; Е.В.Новикова, 1988; Б.И.Кочубей, 1988; В.П.Петрунек, 1984; И.Е.Плотинекс, 1991; А.М.Прихожан, 1994; А.С.Спиваковская, 2000; Л.Н.Таран, 1984, 1991; Н.Н.Толстых, 1990; Г.Эберлейн, 1981 и др.), а также страху как психопатологическому явлению (О. Ранк, 2001; С.М. Ушаков, 1974; З. Фрейд, 1989; И. К. Мясищев, 1960; Б.Д. Карвасарский, 1982 и др.).
Во всех современных обществах интеллигенция, к которой относятся врачи и педагоги принадлежит к группе активных агентов страха. Она не только создает общественное мнение, так как имеет непосредственный доступ к людям, но и по субъективным причинам способна преувеличивать грозящую человеку опасность. Но работ, посвященных проблемам проявления страхов у представителей различных профессиональных групп явно недостаточно и исследования носят единичный характер (И.М.Тылевич, А.Я.Немцева, 1985; Р.С.Рахматуллина, 1996; Ю.В.Щербатых, 2000 и др.).
Актуальность данной работы определяется тем, что изучение особенностей проявления страхов у врачей и педагогов с учетом возрастных и гендерных отличий еще не было предметом специального психологического анализа, в то время как переживание страха как базовой эмоции является главным организующим фактором собственного сознания и основой избирательности и целенаправленности поведения человека.
С позиций Л.С.Выготского (1982) и А.Н.Леонтьева (1985), системный
анализ человеческого сознания, в которое включаются различные психологические образования индивидуальной и общественной природы («обыденное сознание»), требует изучения значения как единицы сознания. Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод семантического анализа, метод изучения словесного значения» (Л.С.Выготский, 1982).
Таким образом, исследование особенностей проявления страхов и его причин требует не только анализа влияния психофизиологических и социально-психологических факторов на человека, но и изучения его собственного отношения к феномену страха, его личных переживаний и потребностей, смысловой сферы личности.
По нашему мнению, особый интерес представляет изучение проявления страхов на уровне обыденного сознания людей, принадлежащих к определенной социальной общности: - будущих и состоявшихся преподавателей, и врачей; требует также ответа вопрос о том, как отражаются особенности возраста, пола, профессии и уровня тревожности на переживание такого рода эмоций.
Нам представляется, что изучение психологических особенностей страхов на уровне «житейского сознания» является актуальным исследованием, поскольку даст возможность поиска более эффективных путей преодоления иррациональных, необоснованных страхов - с одной стороны и с другой, оптимизации адаптивных страхов, направленных не на абстрактную человеческую особь, а на реальных, конкретных людей, обладающих индивидуальным опытом, своим видением мира.
Проблема исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос: как происходит проявление страхов на уровне обыденного сознания людей, принадлежащих к различным социальным группам (педагоги и врачи), и как отражаются особенности возраста, пола и профессии на переживании эмоции страха?

8
Объект исследования: страх как базовая эмоция человека и как социально-психологическое явление.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя общие итоги исследованию психологических особенностей проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания, отметим следующее.
Анализ литературы по проблеме показывает, что в психологии эмоций проблема страха является одной из наиболее актуальных, так как страх является важным фактором нашего психического и личностного развития.
Нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно-психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень страха и тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск - фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям, эмоциональной неустойчивости, напряжению в учебно-воспитательном процессе и в профессиональной деятельности (Л.И.Божович, 1968; В.И.Гарбузов, 1990;

164
A. И.Захаров, 2000; А.М.Прихожан, 1994; З.Фрейд, 1989; Б.Д.Карвасарский,1982; К. Изард 2000 и др.).
Разработка теоретических вопросов изучения эмоций позволила нам определить основные понятия и функции страха, его первопричины и последствия (Х.Айзенк, 200; Ф.Б.Березин, 1988; В.К.Вилюнас, 1976; ДжеймсУ, 1991; А.Т.Злобин, 1991; К.Изард,2000; В.Кеннон, 1927;
С.Кьеркегор,1944; Р.Лазарус, 1970; Н.Д. Левитов, 1969; П.В.Симонов, 1990; Ф.Риман, 1998 и др.).
Согласно общепринятому определению, страх и тревога - это эмоции, возникающие в ситуации реальной или неопределенной угрозы биологическому или социальному существованию индивида. При этом развитие страха зависит от биологического, психического и социального функционирования человека (В.К.Вилюнас, 1979; А.И.Захаров, 1995;
B. А.Чикер, 1998; К.Изард, 2000; и др.).
Страх - всегда предупреждение об опасности, но в равной степени он содержит и позитивный импульс к преодолению этой опасности.
Особый интерес, по нашему мнению, вызывает вопрос соотношения таких состояний, как страх и тревога. Согласно Ч.Д.Спилбергу (1983),
З.Фрейду (1989), К.Изарду (2000), Р.Мэй (2000), страх в отличие от тревоги имеет определенный объект, тревога - переживание смутной, неопределенной угрозы, но при этом тревога рассматривается как реакция, относящаяся к базовому уровню личности, а страх как выражение той же самой способности в ее конкретной, объективной форме.
Интенсивные страхи часто являются причиной разбалансированности системы Человек-Среда, которая одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможной блокадой удовлетворения их в будущем. Поэтому разрешение ситуации конфликта, устранение интенсивными страхами и восстановление нарушенного баланса может быть достигнуто с

165
помощью эффективных техник, которые могли бы быть полезными для управления интенсивных и коррекции иррациональных страхов. Мы в нашей работе предлагаем приемы рациональной терапии: убеждение со стороны, самоубеждение, музыкальная терапия. Для создания оптимального эмоционального состояния необходимы; а) правильная оценка значимости события, б) достаточная информированность.
Переживание страха как базовой эмоции является главным организующим фактором собственного сознания и основой избирательности и целенаправленности поведения человека.
В нашей работе по изучению особенностей проявления страхов на уровне структур обыденного сознания исследование проводилось в рамках психосемантического подхода, позволяющего выделить категориальные структуры обыденного сознания, опосредующие проявления страхов. Предметом исследования были проявления страхов у групп испытуемых, различных по половым, возрастным и профессиональным особенностям.
Для изучения особенностей проявления страхов использовался метод семантического дифференциала.
На первом этапе исследования был проведен отбор шкал описаний для построения списка дескрипторов необходимого для факторного анализа. На втором этапе исследования испытуемым предъявлялся список основных признаков страха, и они должны были оценить степень значимости того или иного признака страха для каждой из анализируемых ролевых позиций. По результатам субъективного шкалирования были построены групповые матрицы данных, которые подвергались факторной обработке центроидным методом.
Анализируя результаты эксперимента, мы рассматрели особенности выделенных в результате факторизации исходных данных семантических пространств, а также расположение ролевых позиций.



1. Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха. Автореф. дис...
канд. психол. наук. - Якутск, 2000. - 23 с.
2. Абульханово-Славская К. А. Проблема личности в
психологии//Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1977. - С. 270-313.
3. Адлер А. Невротическая конституция. - Нью-Йорк, 1926. - 70 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
6. Адлер А. Проблема невроза. - Нью-Йорк, 1930, - 73 с.
7. Айзенк Х. Психологические теории тревожности//Тревога и тревожность.
- С.-Петербург: Питер, 2001.
8. Айке Д. Страх//Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.:
Педагогика, 1980. - Т.1. - 230 с. - Т.2. - 288 с.
10. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960.
11. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа) - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. - 172 с.
12. Анохин П.К. Изб. Труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978.
13. Анохин П.К. Эмоции//Психология эмоций: Тексты. - М.; 1984. - С. 173.
14. Анохин П. К., Судаков В.К. Эмоции и здоровье. - В кн.: Будущее науки. - М.: Знание, 1973.
15. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. - М.: Смысл, 2000.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2001.
17. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния
тревоги//Психологический журнал, 1992. - Т.13. - № 5 - С. 111-117.

170
18. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений. - М., 2000. - 509 с. - (Сер: Психология 20 век).
19. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -
Л.: Наука, 1988.
20. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы//Тревога и тревожность. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
21. Бехтерев В.М. Объективная психология. - М., 1991.
22. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. -
Л., 1970.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
24. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопр. Психологии, 1976. - № 3.
25. Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность//Особенности познания и общения в процессе обучения. - Ярославль, 1982. - С. 92-96.
26. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве; Норма и отклонения. - М.; Педагогика, 1990.
27. Брэм А. Жизнь животных. - М: Тера, 1992.
28. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1986.
29. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
30. Васильев И. А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в современных исследованиях эмоций//Психологический журнал, 1992. - Т.13. - № 6.
31. Васильева А.П. Эмпатия как один из специфических критериев
профессиональной принадлежности будущих специалистов-медиков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998. - 22 с.
32. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ,

171
1976. - 142 с.
33. Вилюнас В.К. Эксперимент и теория психологии//Рейковский Я.
Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
34. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во Академия пед. наук. РСФСР, 1954. - 54 с.
35. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 томах. - Т.1. - М.: Педагогика, 1982.
36. Гарбузов В.И. Нервные дети. - М.: Медицина, 1990.
37. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию - М., 2001.- 322 с.
38. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1996.- 174 с.
39. Гольдштейн К. Организм, целостный подход к биологии. - Нью-Йорк, 1939.
40. Гольдштейн К. Природа человека в свете психопатологии. - Кембридж,
1939.
41. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности
учителя//Вопросы психологии, 1975. - С. 100-111.
42. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. - М.: Высшая школа, 1988.
43. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: ЛГУ, 1988. - 564 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ