Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте

Работа №87594

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование .
База исследования: Новосибирский государственный университет.
Выборка: студенты заочного отделения, находящиеся на возрастном этапе средней зрелости (возраст испытуемых – от 32 до 44 лет). Количество испытуемых составило 30 человек, 26 женщин и 4 мужчины.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Современные представления о тревожности 5
1.2. Понятие фрустрации и особенности реакции на фрустрацию 11
1.3. Связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛНДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И РЕАКЦИИ НА ФРУСТРАЦИЮ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1. Организация и процедура исследования 20
2.2. Результаты исследования 22
2.2.1. Результаты описательной статистики 22
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 28
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40


Период зрелости связывается с построением карьеры, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. В тесной связи со степенью реализации личности в профессии и личных отношениях, с оценкой результативности и продуктивности собственной жизнедеятельности на данном этапе находится эмоциональное состояние личности – в особенности, на более поздних этапах данного возрастного периода.
Также период зрелости сопряжен с высокой трудовой, социальной активностью личности, с развитием организаторских способностей, процессом продвижения по карьерной лестнице, принятием на себя ответственности за членов созданной человеком семьи, за деятельность коллектива и т.д., что сопряжено с возникновением различных стрессовых ситуаций. В этой связи, актуальным представляется исследование в данном возрастном периоде особенностей возникновения и проявлений тревожности, фрустрации, а также связи данных явлений.
Рассматриваемые явления в отношении испытуемых зрелого возраста изучены недостаточно, в доступной нам литературе не представлены исследования о взаимосвязи данных явлений в зрелом возрасте. В то же время, изучение связи данных явлений позволило бы расширить представления об особенностях эмоциональной сферы в данном возрастном периоде, в том числе, о проявлениях, относимых к категории эмоционального неблагополучия, и направить усилия на поиск возможностей коррекций проявлений, затрудняющих адаптацию и различные виды деятельности личности.
Объект данного исследования: тревожность в зрелом возрасте. Предмет исследования: связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Цель исследования: изучение связи тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Исходя из цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:
1. изучить литературу по проблеме исследования;
2. проанализировать современные представления о тревожности;
3. рассмотреть понятие фрустрации;
4. изучить на основе теоретических источников связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте;
5. эмпирически исследовать связь тревожности и реакции на фрустрацию в зрелом возрасте.
Методологическую основу исследования составили: принцип единства сознания и деятельности, культурно-историческая теория развития.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные методы, анализ литературы, тестирование, статистический метод.
Научная новизна состоит в анализе связи тревожности и реакции на фрустрацию у испытуемых зрелого возраста.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.
Исследовательская работа включает в себя введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы исходили из представлений о влиянии на формирование тревожности как биологических, так и социальных факторов, а также из представлений существовании личностной тревожности (тревожность как свойство личности) и ситуативной тревожности (тревожности как реакции на определенную категорию ситуаций). Фрустрацию мы рассматривали как В практической части исследования нами был проведен анализ взаимосвязи тревожности студентов зрелого возраста заочного отделения с реакциями на фрустрацию. Выборку составили 30 студентов в возрасте средней зрелости, 26 женщин и 4 мужчины.
Для группы испытуемых были характерны высокие значения ситуативной тревожности при средних значениях личностной тревожности, преобладание экстрапунитивных реакций и реакций с фиксацией на самозащите.
В результате проведенного при помощи метода ранговой корреляции Спирмена анализа было выявлено, что личностная тревожность находится в прямой взаимосвязи с количеством интропунитивных реакций (rs=0,462, p<0,05), с количеством реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,492, p<0,01), с числом интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,484, p<0,01). При этом наблюдается обратная корреляция данного показателя с количеством экстрапунитивных реакций (rs= - 0,341, p<0,05), импунитивных реакций (rs= - 0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs=0,81, p<0,01), интропунитивных реакций, направленных на разрешение ситуации (rs= - 0,382, p<0,05).
Показатели ситуативной тревожности положительно коррелируют с количеством реакций, направленных на самозащиту (rs=0,392, p<0,05), с количеством интропунитивных реакций с фиксацией на препятствии (rs=0,387, p<0,05). Также выявлена обратная корреляция данного показателя с числом необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,412, p<0,05).
Показатели тревожности, измеренные по шкале Шихана, положительно коррелируют с числом интропунитивных реакций (rs=0,382, p<0,05), реакций с фиксацией на самозащите (rs=0,384, p<0,05), числом интропунитивных реакций с фиксации на препятствии (rs=0,412, p<0,05). При этом данный показатель обратно коррелирует с числом экстрапунитивных реакций (rs= -0,386, p<0,05), необходимо-упорствующих реакций (rs= - 0,44, p<0,05).
Таким образом, были выявлены статистически значимые взаимосвязи между тревожностью (особенно выражены они при личностной тревожности) и типом реакции на фрустрацию.
Таким образом, гипотеза, поставленная в рамках исследования, нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи реализованы.
Материалы исследования могут быть использованы в преподавании возрастной психологи, а также в дальнейшем исследовании данной проблематики и для разработки стратегии работы с негативными эмоциональными проявлениями у лиц зрелого возраста.



1. Акимова М.К. Учет особенностей проявления эмоциональной сферы личности студентов в процессе профессионального воспитания /М.К. Акимова //Вестник Тверского государственного университета. – 2019. – №1. – С. 6-17.
2. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и его компенсация / Ю.А. Александровский. – Москва: Наука, 1992. – 296 с.
3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов //Психологический журнал. – Т. 13. – 1992. – №5. – С.111 - 117.
4. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин . – Ленинград: Наука, 1988. – 292 с.
5. Брель Е.Ю., Гайдук С.В. Проблемы развития тревожности у младших школьников / Е.Ю.Брель, С.В. Гайдук //Сибирский психологический журнал. – 2000. – №1. – С. 79 – 84.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
7. Данилова Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н.Н. Данилова. – Москва: МГУ, 1992. – 192 с.
8. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Психологическая поддержка студентов в преодолении фрусрации / Т.Д. Дубовицкая, А.Р. Эрбегеева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – №2 (5). – С. 414 – 416.
9. Ермолаева Л. И. Фрустрация как социально-психологический феномен: автореф. дис.… канд. психол. наук / Л. И. Ермолаева. – Москва, 1993.– 23 с.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – Москва: Просвещение, 1993. – 191 с
11. Ильин Е.П. Психология страха / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 352 с.
12. Кедярова Ю.А., Уварова М.Ю. Взаимосвязь фрустрации и типа отношения к беременности у женщин репродуктивного возраста / Ю.А. Кедярова, М.Ю.Уварова //Наука и мир. – 2015. – №5. – С. 136 – 139.
13. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): дисс… канд. психол. наук. – Москва, 1972. – 198 с.
14. Кузнецова Е.Н. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания: дисс…канд. психол. наук. – Москва. 2003. – 237 с.
15. Кьеркегор С. Понятие страха / Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. Москва: Академический проект, 2020. – 217 с.
16. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 36–42.
17. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 684 с.
18. Махнач А.В., Бушев Ю.В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности / А.В. Махнач, Ю.В. Бушев //Вопросы психологии. – 1988. – №6. – С. 130 – 139.
19. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. – Москва: Педагогика, 1986. – 256 с.
20. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. / А. А. Налчаджян. – Москва: Эксмо, 2010. – 368 с.
21. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В., Джос Ю.С. Проблема тревожности как сложного психофизиологического явления / А.Н. Нехорошкова, А.В. Грибанов, Ю.С.Джос //Экология человека. – 2014. – №6. – С. 47-52.
22. Панин Л. Е., Соколов В. П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск: Наука, 1981. – 178 с.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – Москва: Политиздат, 1998. – 486 с.
24. Пискленова Е.В .Фрустрация как психологический феномен / Е.В. Пискленова //Аллея науки. – 2017. – №9. – С. 475-479.
25. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 192 с.
26. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – Москва : Апрель Пресс, 1999. – 432 с.
27. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т. Г. Румянцева. – Минск: Университетское изд, 1991. – 196 с.
28. Санникова Ю.П. Специфика тревожности и страхов в период взрослости (на примере ранней, средней и поздней взрослости) [Электронный ресурс] / Ю.П. Санникова // Педагогика. Общество. Право. – 2016. – №1. – С. 28-35 .
29. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез. / Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова. – Москва: Юрайт, 2019. – 384 с.
30. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: тория и практика / С.Л. Соловьева //Медицинская психология в России. – 2012. – №6 (17). – URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php
31. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. –Москва: Юрайт, 2019. – 227 с.
32. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я.Стреляу. – Москва: Прогресс, 1982. – 232 с.
33. Фрейд 3. Методика и техника психоанализа / З.Фрейд. – Минск: Харвест, 1991. – 123 с.
34. Ханькевич Д.П., Василенко В.Е. Страхи и тревожность в период ранней взрослости в связи с восприятием родительского отношения в детстве / Д.П. Ханькевич, В.Е. Васленко //Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2018. – Т.6. – С. 115-121.
35. Юров К.И., Юрова И.А. Фрустрация как фактор неадекватного поведения/ К.И. Юров, И.А.Юрова //Гуманизация образлования. – 2016. – №4. – С. 110-114.
36. Rosenzweig, S. An Outline of Frustration Theory // Personality and behavior disorders. Hunt V.N.Y., 1949.
37. Spielberger C. Assessment of emotional states and personality traits: measuring psychological vital signs // European Psychologist. 2006. Vol. 11(4). P. 297–303.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ