ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
Введение 3
Глава 1. Художественные средства иллюстрации
8
1.1. Книжная иллюстрация в России
8
1.2. Особенности формирования художественными средствами
графики навыков работы над иллюстрацией у учащихся 12 общеобразовательной школы
Глава 2. Практическое изучение приемов и методов графической композиции, способствующих формированию навыков 16 работы над книжной иллюстрацией у учащихся общеобразовательной школы
2.1. Практическая работа по формированию навыков работы над
графической иллюстрацией у учащихся общеобразовательной 16 школы (на кружковых занятиях)
2.2. Анализ работы по формированию навыков использования
художественных приемов в работе над 30
иллюстрацией
Глава 3. Описание творческой части выпускной квалификационной 39 работы
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы над книжной 39
иллюстрацией
3.2. Этапы последовательной работы над иллюстрацией к роману
Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» с анализом 43 использованных художественных средств и приемов
Заключение 54
Библиографический список
Глава 1. Художественные средства иллюстрации
8
1.1. Книжная иллюстрация в России
8
1.2. Особенности формирования художественными средствами
графики навыков работы над иллюстрацией у учащихся 12 общеобразовательной школы
Глава 2. Практическое изучение приемов и методов графической композиции, способствующих формированию навыков 16 работы над книжной иллюстрацией у учащихся общеобразовательной школы
2.1. Практическая работа по формированию навыков работы над
графической иллюстрацией у учащихся общеобразовательной 16 школы (на кружковых занятиях)
2.2. Анализ работы по формированию навыков использования
художественных приемов в работе над 30
иллюстрацией
Глава 3. Описание творческой части выпускной квалификационной 39 работы
3.1. Обоснование выбора темы творческой работы над книжной 39
иллюстрацией
3.2. Этапы последовательной работы над иллюстрацией к роману
Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» с анализом 43 использованных художественных средств и приемов
Заключение 54
Библиографический список
Актуальность исследования. Важной задачей развития и сохранения преемственности российского образования является воспитание творчески разносторонней и грамотной личности, способной не только понимать прекрасное в жизни и искусстве, но и беречь, изучать историю нашей страны через ее творческое осмысление. Данная задача является наиболее актуальной в настоящее время, когда всеобщая глобализация набирает свои обороты, личность человека разрушается, стирается историческая память, подменяются такие фундаментальные понятия, как родина, народ, нация, национальная идентичность, национальная культура, родной язык, семья, патриотичность, нравственность, духовность.
Важно также отметить, что современные информационные технологии снижают у детей умение анализировать, обобщать информацию, они уничтожают навыки ручного труда. Следствием этого является потеря навыков социализации человека в обществе.
В такой период особенно важна роль педагога. В связи с этим возрастает и роль изобразительного искусства как промежуточного звена, связывающего уникальную духовно - культурную нематериальную область и предметно-объектный исторический мир.
Искусство может рассматриваться как способ изучения, осмысления и приобщения к родной культуре, национальным и культурным особенностям своего народа, изучения и сохранения всего, что является для него ценным. Особенная роль в решении этих задач отведена искусству иллюстрации, тесно связанному с текстом, который является носителем культурного наследия, высоких идей и духовных ценностей народа.
Русская литература всегда отличалась особенной глубиной в изучении духовно-нравственной составляющей человеческой личности и трудами великих русских писателей внесла огромный вклад в мировую литературу.
Работа над иллюстрацией к литературному произведению требует от художника серьезного подхода, профессионализма и знания истории. Именно в процессе создания иллюстрации сохраняется историческая связь между поколениями, осмысляется и находит изобразительное выражение личного отношения художника не только к персонажу, но и к событиям конкретного исторического периода в жизни своей страны.
Важно отметить, что иллюстрация как творческая деятельность формирует фантазию, воображение, способствуют художественному освоению мира, формирует эстетическое отношение человека к действительности, а также вносит свой вклад в нравственное воспитание подрастающего поколения.
В процессе работы над иллюстрацией формируются анализаторские, обобщающие навыки. Работая с книгой, учащиеся знакомятся не только с буквой, словами, но и со шрифтами, с автором и эпохой, в которой он жил. Книга формирует мировоззрение человека, способствует созданию художественного образа, позволяет творить и изменять действительность. Работа над иллюстрацией позволяет понять объективную действительность в процессе практической деятельности.
Благодаря анализу имеющейся литературы по данной теме можно говорить о том, что вопросы освоения навыков графической деятельности в процессе изображения иллюстрации учащимися средних классов общеобразовательной школы в литературе рассмотрены не достаточно полно.
Проблемой данного исследования является разрешение вопроса, каковы педагогические условия, способствующие формированию навыков изобразительной деятельности в процессе создания книжной иллюстрации у школьников средних классов общеобразовательной школы.
Цель исследования — формировать у учащихся профессиональные навыки в работе над графической иллюстрацией.
Объект исследования — процесс обучения школьников работе над иллюстрацией.
Предмет исследования — методы и методические приёмы повышения эффективности обучения приемам работы над иллюстрацией учащихся общеобразовательной школы.
Важно также отметить, что современные информационные технологии снижают у детей умение анализировать, обобщать информацию, они уничтожают навыки ручного труда. Следствием этого является потеря навыков социализации человека в обществе.
В такой период особенно важна роль педагога. В связи с этим возрастает и роль изобразительного искусства как промежуточного звена, связывающего уникальную духовно - культурную нематериальную область и предметно-объектный исторический мир.
Искусство может рассматриваться как способ изучения, осмысления и приобщения к родной культуре, национальным и культурным особенностям своего народа, изучения и сохранения всего, что является для него ценным. Особенная роль в решении этих задач отведена искусству иллюстрации, тесно связанному с текстом, который является носителем культурного наследия, высоких идей и духовных ценностей народа.
Русская литература всегда отличалась особенной глубиной в изучении духовно-нравственной составляющей человеческой личности и трудами великих русских писателей внесла огромный вклад в мировую литературу.
Работа над иллюстрацией к литературному произведению требует от художника серьезного подхода, профессионализма и знания истории. Именно в процессе создания иллюстрации сохраняется историческая связь между поколениями, осмысляется и находит изобразительное выражение личного отношения художника не только к персонажу, но и к событиям конкретного исторического периода в жизни своей страны.
Важно отметить, что иллюстрация как творческая деятельность формирует фантазию, воображение, способствуют художественному освоению мира, формирует эстетическое отношение человека к действительности, а также вносит свой вклад в нравственное воспитание подрастающего поколения.
В процессе работы над иллюстрацией формируются анализаторские, обобщающие навыки. Работая с книгой, учащиеся знакомятся не только с буквой, словами, но и со шрифтами, с автором и эпохой, в которой он жил. Книга формирует мировоззрение человека, способствует созданию художественного образа, позволяет творить и изменять действительность. Работа над иллюстрацией позволяет понять объективную действительность в процессе практической деятельности.
Благодаря анализу имеющейся литературы по данной теме можно говорить о том, что вопросы освоения навыков графической деятельности в процессе изображения иллюстрации учащимися средних классов общеобразовательной школы в литературе рассмотрены не достаточно полно.
Проблемой данного исследования является разрешение вопроса, каковы педагогические условия, способствующие формированию навыков изобразительной деятельности в процессе создания книжной иллюстрации у школьников средних классов общеобразовательной школы.
Цель исследования — формировать у учащихся профессиональные навыки в работе над графической иллюстрацией.
Объект исследования — процесс обучения школьников работе над иллюстрацией.
Предмет исследования — методы и методические приёмы повышения эффективности обучения приемам работы над иллюстрацией учащихся общеобразовательной школы.
Данная исследовательская работа была направлена на определение методик, форм и условий, которые бы способствовали формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы (на кружковых занятиях).
Исходя из поставленной цели в первой главе нашего исследования, были изучены теоретические аспекты процесса работы над книжной иллюстрацией и определены особенности ее формирования при помощи художественных средств графики. В первой главе нами были рассмотрены и изучены такие вопросы как: книжная графика, искусство оформления книги, процесс оформления книги иллюстрацией и т.д. Особое внимание было уделено книжной иллюстрацией в России. Иллюстрация в книге является важным средством эстетического и нравственно-познавательного воспитания учащегося. При помощи наглядной иллюстрации ученик лучше воспринимает и усваивает ученый материал.
В ходе изучения теоретической основы нами были выявлены некоторые особенности, которые способствуют формированию навыков, необходимых для книжной иллюстрации: умение анализировать
произведение литературы с целью выявления художественной идеи; способность выявлять выразительные моменты в сюжете книги, необходимые для последующей для иллюстрации; обобщать и идеализировать художественный образ; иметь понятия о приемах выявления главного в композиции и других композиционных приемах.
В ходе изучения поставленных задач в данном исследовании была выявлена необходимость изучения методики обучения навыков графической деятельности, необходимой для создания книжной иллюстрации. Проведение анализа теоретической литературы по проблеме дипломного исследования показал, что учащимся для создания своей собственной творческой композиции к литературному произведению необходимы определенные навыки. Поэтому для успешного выполнения учащимися поставленных перед ними иллюстративных задач, нами были выделены следующие методические приемы: поиск удачной композиции при помощи творческой методики «Каляки - маляки»; чтение литературного произведения в классе с целью выделения идеи, замысла последующей иллюстрации; наглядно¬показательный метод работ художников-иллюстраторов; создание иллюстрации по заранее подготовленным текстовым выдержкам из литературного произведения.
Во второй главе исследования был рассмотрен процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся в процессе проведения кружковых занятий. Нами было установлено, что процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся средних классов в рамках кружковой деятельности идет значительно лучше, чем в рамках уроков, так как предоставленный материал на уроках не позволяет уделять должного внимания творческому развитию детей и не акцентирует внимание на книжной иллюстрации в той мере, которая необходима для самостоятельного создания ее учеником. Кружковая деятельность позволяет расширять знания учащихся по изобразительному искусству и формировать творческие навыки, необходимые для самостоятельной реализации себя в обществе.
В ходе изучения методической литературы и составления индивидуальных планов-конспектов, необходимых для проведения занятий, было выявлено, что для успешного формирования у учащихся общеобразовательной школы навыков работы над книжной иллюстрацией необходима определенная последовательная методика. Данная методика заключалась в следующем: наглядно-иллюстративный метод показа
репродукции иллюстраций художников; изложение теоретических основ книжной графики и процесса ее создания; проведение разработанной нами творческой методики «Каляки-маляки»; выполнение самостоятельной иллюстрации учащимися по заданным учителем сюжетам из литературных произведений; методы контроля процесса работы, включающие в себя беседы, заполнение опросников.
Изучение теоретических основ и методической базы позволили осуществить исследовательско-экспериментальную работу по формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы. Для определения уровня развития данных навыков у учащихся контрольной и экспериментальной групп был разработан ряд показателей, включающий в себя такие критерии как: грамотное размещение изображения в формате листа; понятный для восприятия зрителя образ, объект; заполнение рисунка цветом или тоном; наличие деталей в рисунке учащегося; законченность рисунка; наличие творческой оригинальности в изображении учащегося.
На основании проведенного констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что учащиеся седьмых классов знакомы с понятием композиция, знают приемы выделения композиционной доминанты, применяют ее в своих работах, но не детализирует свой рисунок и не умеют грамотно завершить свою работу. Уровень образно-творческого мышления у учеников выше среднего, на это указывают такие показатели как: «Наличие оригинальности в изображении учащегося» и «Понятный для восприятия зрителя образ, объект», по которым ученики набрали более семидесяти— восьмидесяти баллов. Также в ходе проведенного опросника, составленного по вопросам о книжной графике, нами было выявлено, что в седьмых классах учащиеся имеют представление о книжной иллюстрации.
В ходе проведенного формирующего эксперимента нами было рассмотрено пять больших тем, раскрывающих понятия о книжной иллюстрации, о процессе ее создания, о технических приемах для создания изображения. Была разработана авторская методика проведения занятий, которая заключалась в использовании трафаретов людей и животных, необходимых для иллюстрации, поиска композиции при помощи творческой методики «Каляки-маляки», совместном чтении литературного произведения и последующим его разбором с целью вычленения замысла иллюстрации.
Процесс обучения художественно-изобразительным навыкам осуществлялся в ходе выполнения иллюстрации к рассказу М.В. Пришвина «Осенние листики». Во время работы над этой иллюстрацией учащиеся закрепляли законы композиции, учились передавать пространство на плоскости листа, выделять композиционный центр. В формирующий этап эксперимента вошли различные приемы, методы обучения изобразительной деятельности, применялись различные задания и упражнения, выполнение которых способствовало формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы.
Итогом формирующего эксперимента стал контрольный эксперимент, заключающийся в выполнении того же задания, которое было дано учащимся в констатирующем эксперименте. Это позволило выявить изменения в уровне знаний и умений учащихся, приобретенных после формирующего экперимента. Повторное диагностирование позволило выявить у учащихся качественные изменения, указывающие на увеличение умений, знаний и навыков в изобразительной деятельности, необходимых для иллюстрирования литературного произведения. Итогом проведенного эксперимента может стать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса приобрели знания и навыки рисования, необходимые для создания книжной иллюстрации, также познакомились с новыми техническими приемами рисования гуашью.
Таким образом, в ходе исследовательско - экспериментальной работы нами была подтверждена гипотеза о том, что для достижения искомого результата, а именно для формирования у учащихся профессиональных навыков в работе над графической иллюстрацией, необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, которая объединит все компоненты и будет обладать общим направлением.
Исходя из поставленной цели в первой главе нашего исследования, были изучены теоретические аспекты процесса работы над книжной иллюстрацией и определены особенности ее формирования при помощи художественных средств графики. В первой главе нами были рассмотрены и изучены такие вопросы как: книжная графика, искусство оформления книги, процесс оформления книги иллюстрацией и т.д. Особое внимание было уделено книжной иллюстрацией в России. Иллюстрация в книге является важным средством эстетического и нравственно-познавательного воспитания учащегося. При помощи наглядной иллюстрации ученик лучше воспринимает и усваивает ученый материал.
В ходе изучения теоретической основы нами были выявлены некоторые особенности, которые способствуют формированию навыков, необходимых для книжной иллюстрации: умение анализировать
произведение литературы с целью выявления художественной идеи; способность выявлять выразительные моменты в сюжете книги, необходимые для последующей для иллюстрации; обобщать и идеализировать художественный образ; иметь понятия о приемах выявления главного в композиции и других композиционных приемах.
В ходе изучения поставленных задач в данном исследовании была выявлена необходимость изучения методики обучения навыков графической деятельности, необходимой для создания книжной иллюстрации. Проведение анализа теоретической литературы по проблеме дипломного исследования показал, что учащимся для создания своей собственной творческой композиции к литературному произведению необходимы определенные навыки. Поэтому для успешного выполнения учащимися поставленных перед ними иллюстративных задач, нами были выделены следующие методические приемы: поиск удачной композиции при помощи творческой методики «Каляки - маляки»; чтение литературного произведения в классе с целью выделения идеи, замысла последующей иллюстрации; наглядно¬показательный метод работ художников-иллюстраторов; создание иллюстрации по заранее подготовленным текстовым выдержкам из литературного произведения.
Во второй главе исследования был рассмотрен процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся в процессе проведения кружковых занятий. Нами было установлено, что процесс формирования навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся средних классов в рамках кружковой деятельности идет значительно лучше, чем в рамках уроков, так как предоставленный материал на уроках не позволяет уделять должного внимания творческому развитию детей и не акцентирует внимание на книжной иллюстрации в той мере, которая необходима для самостоятельного создания ее учеником. Кружковая деятельность позволяет расширять знания учащихся по изобразительному искусству и формировать творческие навыки, необходимые для самостоятельной реализации себя в обществе.
В ходе изучения методической литературы и составления индивидуальных планов-конспектов, необходимых для проведения занятий, было выявлено, что для успешного формирования у учащихся общеобразовательной школы навыков работы над книжной иллюстрацией необходима определенная последовательная методика. Данная методика заключалась в следующем: наглядно-иллюстративный метод показа
репродукции иллюстраций художников; изложение теоретических основ книжной графики и процесса ее создания; проведение разработанной нами творческой методики «Каляки-маляки»; выполнение самостоятельной иллюстрации учащимися по заданным учителем сюжетам из литературных произведений; методы контроля процесса работы, включающие в себя беседы, заполнение опросников.
Изучение теоретических основ и методической базы позволили осуществить исследовательско-экспериментальную работу по формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы. Для определения уровня развития данных навыков у учащихся контрольной и экспериментальной групп был разработан ряд показателей, включающий в себя такие критерии как: грамотное размещение изображения в формате листа; понятный для восприятия зрителя образ, объект; заполнение рисунка цветом или тоном; наличие деталей в рисунке учащегося; законченность рисунка; наличие творческой оригинальности в изображении учащегося.
На основании проведенного констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о том, что учащиеся седьмых классов знакомы с понятием композиция, знают приемы выделения композиционной доминанты, применяют ее в своих работах, но не детализирует свой рисунок и не умеют грамотно завершить свою работу. Уровень образно-творческого мышления у учеников выше среднего, на это указывают такие показатели как: «Наличие оригинальности в изображении учащегося» и «Понятный для восприятия зрителя образ, объект», по которым ученики набрали более семидесяти— восьмидесяти баллов. Также в ходе проведенного опросника, составленного по вопросам о книжной графике, нами было выявлено, что в седьмых классах учащиеся имеют представление о книжной иллюстрации.
В ходе проведенного формирующего эксперимента нами было рассмотрено пять больших тем, раскрывающих понятия о книжной иллюстрации, о процессе ее создания, о технических приемах для создания изображения. Была разработана авторская методика проведения занятий, которая заключалась в использовании трафаретов людей и животных, необходимых для иллюстрации, поиска композиции при помощи творческой методики «Каляки-маляки», совместном чтении литературного произведения и последующим его разбором с целью вычленения замысла иллюстрации.
Процесс обучения художественно-изобразительным навыкам осуществлялся в ходе выполнения иллюстрации к рассказу М.В. Пришвина «Осенние листики». Во время работы над этой иллюстрацией учащиеся закрепляли законы композиции, учились передавать пространство на плоскости листа, выделять композиционный центр. В формирующий этап эксперимента вошли различные приемы, методы обучения изобразительной деятельности, применялись различные задания и упражнения, выполнение которых способствовало формированию навыков работы над книжной иллюстрацией у учащихся седьмых классов общеобразовательной школы.
Итогом формирующего эксперимента стал контрольный эксперимент, заключающийся в выполнении того же задания, которое было дано учащимся в констатирующем эксперименте. Это позволило выявить изменения в уровне знаний и умений учащихся, приобретенных после формирующего экперимента. Повторное диагностирование позволило выявить у учащихся качественные изменения, указывающие на увеличение умений, знаний и навыков в изобразительной деятельности, необходимых для иллюстрирования литературного произведения. Итогом проведенного эксперимента может стать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса приобрели знания и навыки рисования, необходимые для создания книжной иллюстрации, также познакомились с новыми техническими приемами рисования гуашью.
Таким образом, в ходе исследовательско - экспериментальной работы нами была подтверждена гипотеза о том, что для достижения искомого результата, а именно для формирования у учащихся профессиональных навыков в работе над графической иллюстрацией, необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, которая объединит все компоненты и будет обладать общим направлением.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ НАД КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ У УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



